Факторы риска развития болезней у детей дошкольного возраста

Влияние
некоторых факторов риска на состояние здоровья детей дошкольного возраста

Федорук Ксения
Романовна,

кандидат
педагогических наук, доцент Приднестровского государственного университета им.
Т. Г. Шевченко, г. Тирасполь.

Одной из самых
значимых медицинских проблем на современном этапе является проблема,
посвященная охране и укреплению здоровья детей, начиная с раннего дошкольного
возраста [1, 2, 3, 4]. На сегодняшний день этой проблеме придается особое
значение в связи с прогрессирующим ростом хронических заболеваний, увеличивающимся
количеством нервно-психических болезней, числом социально дезадаптированных детей
и инвалидов [3]. Сложившаяся ситуация не оставляет сомнений в том, что
нарушение состояния здоровья детей в данной возрастной группе приведет к
ухудшению состояния здоровья детей в других возрастных группах и в дальнейшем
скажется на здоровье будущих поколений [2, 3, 4].

Так, по результатам
углубленных медицинских осмотров детей в г. Тирасполе за 2012-2013г. видно, что
уже на дошкольном этапе у значительной части обследованных детей (60%) выявлены
множественные функциональные нарушения. Общая заболеваемость среди
воспитанников дошкольных учреждений в 2013 году по сравнению с 2012 годом
увеличилась на 3,3%. Отмечены негативные тенденции роста следующих классов
заболеваний: болезней органов дыхания, уха и сосцевидного отростка,
костно-мышечной системы и соединительной ткани, нервной системы, а также психических
расстройств и расстройств поведения. В общей структуре заболеваемости детей,
посещающих дошкольные образовательные учреждения г. Тирасполя, первое место
занимают заболевания органов дыхания — 80,61%, на втором месте находятся
инфекционные и паразитарные заболевания – 5,82%, на третьем месте – болезни органов
пищеварения – 2,67%.

Медицинская
наука не может повлиять на социально-экономическое благополучие общества, но
она может проанализировать и оказать свое влияние на разнообразный спектр
факторов, оказывающих риск на здоровье детей. Сложность проблемы анализа заключается
в том, число факторов риска увеличивается с каждым годом и спектр их влияния на
детский организм достаточно широк. На сегодняшний день их насчитывают около
3000 [3]. Не являясь основной причиной болезни, они могут приводить к
функциональному отклонению роста и развития детского организма.

К основным
факторам риска можно отнести:

·                   
несоблюдение
правил здорового образа жизни (курение, употребление алкоголя, наркотиков
родителями), нерациональное питание, наличие стрессовых ситуаций, постоянного
психоэмоционального напряжения, гиподинамии, неблагоприятных материально-бытовых
условий, психологического климата в семье и т. д.);

·                   
неудовлетворительное
состояние окружающей среды (загрязнение воздуха вредными веществами, воды,
почвы, повышение радиационных, магнитных и других излучений, условия
проживания, образ жизни);

·                   
отягощенная
наследственность (наследственная предрасположенность к заболеваниям, наличие
генетического риска);

Шаблон создания клиентской базы. Задачи анализа клиентской базы компании .

bazy-kontaktov.com

·                   
недостаточно
эффективная работа здравоохранения (низкое качество, труднодоступность и несвоевременность
оказания медицинской помощи).

·                   
социальное
и экономическое положение общества [3].

К факторам, которые
непосредственно определяют здоровье детей, можно отнести, например, влияние
окружающей среды, в то время как к факторам, опосредованно оказывающим влияние
на здоровье детей, можно отнести профессиональную деятельность родителей, их
социальный статус, генетическую предрасположенность к заболеваниям и т.д.

Риск для
здоровья может реализоваться в виде неблагоприятного течения острого
заболевания с переходом в хроническое течение, в рецидив болезни, в
инвалидизацию ребенка, в риск летального исхода. В подавляющем большинстве
случаев имеет место комбинация видов риска, с преобладанием одного из них.

На показатели здоровья
детей дошкольного возраста могут оказывать влияние и отдельные факторы риска:

1)                
факторы
риска в период беременности и родов: возраст родителей к моменту рождения
ребенка, наличие у них хронических заболеваний, острых заболеваний у будущей
матери, прием в период беременности токсичных препаратов, наличие психических
травм, различных осложнений во время беременности и родов и пр.;

2)                
факторы
риска в период раннего детства: недостаточная или избыточная масса тела при
рождении, вид вскармливания, наличие заболеваний в течение первого года жизни и
пр.;

3)                
факторы
риска, которые отражают различные условия и образ жизни детей: условия
проживания, уровень образования родителей и их доход, вредные привычки родителей,
численность и состав семьи, психологическая обстановка в семье, выполнение
родителями профилактических и лечебных мероприятий и пр.

Если влияние
экологических, медико-социальных факторов, наследственной предрасположенности
не всегда реализуются в виде клинических проявлений, то действие таких факторов
как патология беременности, родов и т.п. практически всегда приводит к
различным функциональным изменениям.

Читайте также:  Можно ли пить алкоголь при болезни поджелудочной железы

Социальные
факторы и факторы окружающей среды действуют на организм ребенка не каждый сам
по себе в отдельности, а во взаимодействии с другими факторами, например,
наследственными. Таким образом, заболеваемость детей зависит как от среды, в
которой они находятся, так и от отягощенной наследственности, а также от законов
роста и развития.

Для каждого
возрастного периода возможно преобладание тех или других факторов риска, что
определяет необходимость дальнейшего дифференцированного подхода к оценке роли
и вклада отдельных факторов в развитие заболеваний у детей.

Итак, здоровье
детей дошкольного возраста зависит от комплексного влияния различных по своему
характеру, направленности и силе факторов. Изучение факторов осложняется тем,
что они, взаимодействуя друг с другом, меняются во времени и их влияние на
уровень показателей здоровья детей далеко не одинаков.

Таким образом, в
результате анализа литературы удалось установить значительную актуальность
изучения факторов риска, влияющих на развитие той или иной патологии у детей.

Знание различных
факторов риска, оказывающих влияние на развитие болезней у детей, позволит
более эффективно планировать и осуществлять профилактические и оздоровительные
мероприятия в деле охраны здоровья детей дошкольного возраста. Этого можно
добиться, если попытаться реализовать комплекс мероприятий, направленных на:
подготовку будущих родителей к рождению здоровых детей, работу с семьями по
пропаганде здорового образа жизни, вовлечению родителей в процесс оздоровления
детей, создание и внедрение оздоровительных программ в детских дошкольных образовательных
учреждениях и т.д.

Литература

1.                 
Баранов
А.А. Здоровье российских детей // Педагогика. — 1999. — №8. — C. 41-44.

2.                 
Баранов
А.А. Состояние здоровья детей и подростков в современных условиях: проблемы,
пути решения // Российский педиатрический журнал — 1998.-№1.- С.5-8.

3.                 
Вельтищев
Ю.Е. Концепции риска болезни и безопасности здоровья ребенка. Лекция 2 // Российский
вестник перинатологии и педиатрии. Приложение к журналу.-1994.-83 с.

4.                 
Пучнина
О.Н. Медико-социальное исследование заболеваемости детей раннего возраста и
пути ее профилактики в современных условиях // Автореф. дисс… канд. мед.
наук. Рязань, 2003.-24 с.

Поступила
в редакцию 12.05.2014 г.

Источник

Здоровье— естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений.

Здоровье человека определяется комплексом биологических (наследственных и приобретённых) и социальных факторов. Вообще понятие здоровье является несколько условным и объективно устанавливается по совокупности антропометрических, клинических, физиологических и биохимических показателей, определяемых с учётом полового, возрастного факторов, а также климатических и географических условий.

Здоровье – это нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие. Здоровье — это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.

Болезнь, процесс, возникающий в результате воздействия на организм вредоносного (чрезвычайного) раздражителя внешней или внутренней среды, характеризующийся понижением приспособляемости живого организма к внешней среде при одновременной мобилизации его защитных сил. Болезнь проявляется нарушением равновесия организма с окружающей средой, выражающимся в возникновении побочных (неадекватных) реакций, а у человека — снижением на время болезни его трудоспособности.

Существуют следующие группы здоровья детей – группы риска:

Группа здоровья I – угрожаемые по частым острым респираторным заболеваниям на 1 году жизни.

Факторы риска:

— Отягощенность генеа­логического анамнеза аллергическими, бронхолегочными, сердечно-сосудистыми заболеваниями.

-Отягощенность биологического анамнеза — токсикозы бе­ременности, угроза выкидыша, нефропатия, забо­левания матери в период беременности, многоплодная беременность, переношенность, недо­ношенность, крупный плод, внутриутробная гипоксия, внутриутроб­ная гипотрофия, заболевания в период новорожденности: тяжелые ОРЗ, пневмония, инфекционно-воспалительные заболевания, сепсис, тяжелые желудочно-кишечные заболевания

Группа здоровья II. Дети в возрасте старше 1 года, часто болеющие острыми респи­раторными заболеваниями, без функцио­нальных отклонений !организма

Факторы риска: Te же, что для детей I группы, а также:

— частые острые респира­торные и другие заболевания на 1 году жизни;

— ранний (до 3 мес.) перевод на искусственное вскармливание;

— нарушения в уходе и воспитании, в режиме дня, питании, несистематичес­кое физическое воспитание и закали­вание, недос­таточное пребывание на свежем воздухе, несоблю­дение основных санитарно-гигиенических правил;

— рахит, перенесенный на 1 году жизни;

— наличие среди взрослых и старших детей, окружающих ребенка дома, хронических очаговых рецидивирующих за­болеваний.

Читайте также:  Стимулятор для головного мозга болезнь паркинсона

Группа здоровья III. Дети старше 1 года, часто болеющие ОРЗ, с функциональными отклонени­ями организма, в том числе:

а) аллергическая предраспо­ложенность к пищевым, лекарственным и другим веществам, экссудативно-катаральному диатезу.

Факторы риска: Te же, что и для детей II группы, а также:

— нарушение {рационального вскармливания;

— нарушение сроков профи­лактических {прививок, атипичные реакции на профилактические {прививки;

— воздействие аллергенов (лекарственных, пищевых и других).

б) гипер­трофия миндалин I-II, II степени, аденоиды I ст., иск­ривление носовой перегород­ки без на­рушения носового дыхания

Факторы риска: Те же, что и для детей II группы, а также:

— анатомо-фи­зиологические особенности ЛОР-органов и органов дыха­ния;

— нарушения прикуса

в) откло­нения в физическом |и нервно-психическом развитии

Факторы риска: Те же, что и для детей II группы, а также:

— внутриутро­бная гипотро­фия;

— низкая или высокая масса тела при рож­дении;

— нерациона­льное вскарм­ливание и пи­тание;

— нарушение обмена ве­ществ

г) перина­тальная энцефало­патия на 1 году жизни с синдро­мами:

— повыше­ние нерв­но-рефлек­торной возбудимо­сти;

— гипертенэионно-гидроцефальный синдром;

— синдром недостато­чной дви­гательной активнос­ти;

— невроти­ческие ре­акции

Факторы риска: Те же, что и для детей II группы, а также:

— родовая травма;

— нарушения режима дня;

— неправиль­ный воспита­тельный под­ход;

— наличие вредных при­вычек

Основной контингент детей раннего и дошкольного возраста составляют дети второй группы здоровьягруппы риска, не имеющие хронических заболеваний, но с функциональными отклонениями, часто болеющие (от 4-х и более раз в течение года), а также дети в период реконвалесценции после некоторых острых заболеваний.

Этот контингент детей в дошкольных учреждениях обусловливает высокий уровень заболеваний, в структуре которых основное место занимают острые респираторные инфекции.

Дети второй группы здоровья заслуживают пристального внимания врача-педиатра, так как профилактические и лечебно-оздоровительные мероприятия, проведенные своевременно и целенаправленно, обладают наибольшей эффективностью по предупреждению формированиях у них хронической патологии.

Лечебно-оздоровительная работа с детьми второй группы здоровья проводится в детской поликлинике, непосредственно в организованных коллективах, в условиях семьи.

Рекомендации — профилактические, специальные оздоровительные, лечебные с назначением медикаментозных препаратов — даются участковым педиатром, врачами-специалистами и вносятся в первичную выписку, передаваемую в дошкольное учреждение, а также в справку после острого заболевания ребенка.

Врач дошкольного учреждения после проведения углубленного осмотра составляет план оздоровления детей групп риска на текущий год с учетом рекомендаций участкового педиатра и врачей-специалистов. В план оздоровления входят: определение сроков наблюдения ребенка педиатром и врачами-специалистами, сроков лабораторных исследований и комплекса специальных лечебно-оздоровительных мероприятий.

Ряд назначений должен быть рекомендован родителям и выполняться в домашних условиях: индивидуальное питание — фрукты, овощи, натуральные соки; общие ванны; специальное закаливание; общий массаж, дыхательная гимнастика; физические упражнения (коньки, лыжи, санки, туризм, плавание и др.); прием лекарственных препаратов; смазывание зева, ингаляции.

По окончании года наблюдения в истории развития пишется этапный эпикриз о результатах проведенного оздоровления или лечения и оценивается эффективность оздоровления.

В основе оздоровительной работы с детьми групп риска лежат щадящий режим в дошкольном учреждении и дома и лечебные мероприятия, проводимые в детской поликлинике, дошкольном учреждении и в домашних условиях.

Источник

«Здоровье – это состояние жизнедеятельности, соответствующее биологическому возрасту ребенка, гармоничного единства физических и интеллектуальных характеристик, формирования адаптационных и компенсаторных реакций в процессе роста».

Детское население подвергается воздействию различных факторов окружающей среды, многие из которых рассматриваются как факторы риска развития неблагоприятных изменений в организме.

Определяющую роль в изменениях состояния здоровья детского населения играют три группы факторов:

·   генотип популяции;

·   образ жизни;

·   состояние окружающей среды.

Социальные и средовые факторы действуют не изолированно, а в сочетании с биологическими (в том числе наследственными факторами). Это обуславливает зависимость заболеваемости человека как от среды, в которой он находится, так и от генотипа и биологических законов роста и развития.

В литературе достаточно часто приводятся общие положения, сформулированные ВОЗ, согласно которым влияние социальных факторов на формирование здоровья составляет около 50%, биологических факторов – около 20%, антропогенных факторов также около 20% и медицинского обслуживания – до 10%. Однако эти величины являются усредненнными, не отражают возрастных особенностей роста и развития детей, формирования патологии в отдельные периоды их жизни, распространенности факторов риска. Роль тех или иных факторов в развитии неблагоприятных эффектов в состоянии здоровья различная в зависимости от пола и возраста индивидуума.

Читайте также:  Болезни в россии в средние века

Наибольшему риску развития хронических болезней подвержены дети с отягащенной наследственностью. В настоящее время внешнесредовые факторы по своему значению лишь немногим уступают биологическим. Алкоголизм родителей, неполная семья, неблагоприятный микроклимат в семье и школе – нередко взаимозависимые психосоциальные факторы, повышающие риск развития хронической патологии. Важной значение имеют и факторы загрязнения среды.

Риск развития некоторых заболеваний у детей, проживающих в загрязненных районах, повышается в 2-3 раза. Педиатры к числу экологических факторов относят также профессиональные вредности у родителей по меньшей мере в течение 2 лет перед рождением ребенка, курение матери во время беременности и курение дома в присутствии ребенка.

Состояние здоровья детей зависит как от внутренних факторов (тип конституции, темпы физического развития, пол, возраст), так и факторов окружающей среды (суммарная школьная нагрузка, проживание в городских и сельских условиях, занятия спортом и др.).

Имеются многочисленные данные по влиянию образования и социально-экономического статуса родителей на здоровье детей.

Опишите адаптационный синдром. Охарактеризуйте виды адаптаций детского организма к условиям дошкольного учреждения.

При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптационный период.

Адаптация — от латинского слова «приспособляю» — это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном, физиологическом. Приспособление организма к новым условиям социального существования, к новому режиму сопровождается изменениями поведенческих реакций ребенка, расстройством сна, аппетита. Наиболее сложная перестройка организма происходит в начальный период адаптации, который может затянуться и перейти в дезадаптацию, что приведет к нарушению здоровья, поведения, психики ребенка.

Выделяется 3 вида привыкания (адаптации) ребенка к новым социальным условиям.

Легкая адаптация (для детей раннего возраста в пределах месяца, дошкольного — 10-15 дней): временное нарушение сна (нормализуется в течение 7-10 дней), аппетита (норма по истечении 10 дней), неадекватные эмоциональные реакции (капризы, замкнутость, агрессия, угнетенное состояние и т.д.), изменения в речевой, ориентировочной и игровой активности приходит в норму за 20-30 дней, характер взаимоотношений со взрослыми и двигательная активность практически не изменяются, функциональные нарушения практически не выражены, нормализуются за 2-4 недели, заболеваний не возникает. Основные симптомы исчезают в течение месяца (2-3 недели нормативно).

Если данный этап затягивается до 30-40 дней, то это средняя адаптация, характерна для детей до 1,5 лет, у более старших детей – при условии слабого здоровья, неустойчивости нервной системы, ошибок семейного воспитания. Все нарушения выражены более ярко и длительно: сон, аппетит восстанавливаются в течение 20-40 дней, ориентировочная деятельность (20 дней), речевая активность (30-40 дней), эмоциональное состояние (30 дней), двигательная активность, претерпевающая значительные изменения, приходит в норму за 30-35 дней. Взаимодействие со взрослыми и сверстниками не нарушается. Функциональные изменения отчетливо выражены, фиксируются заболевания (например, острая респираторная инфекция).

Тяжелая адаптация (от 2 до 6 месяцев) сопровождается грубым нарушением всех проявлений и реакций ребенка. Данный тип адаптации характеризуется снижением аппетита (иногда возникает рвота при кормлении), резким нарушением сна, ребенок нередко избегает контактов со сверстниками, пытается уединиться, отмечается проявление агрессии, подавленное состояние в течение долгого времени (ребенок плачет, пассивен, иногда происходит волнообразная смена настроения). Обычно видимые изменения происходят в речевой и двигательной активности, возможна временная задержка в психическом развитии. При тяжелой адаптации, как правило, дети заболевают в течение первых 10 дней и продолжают повторно болеть в течение всего времени привыкания к коллективу сверстников. Практика показывает, что основными причинами тяжелой адаптации к условиям детского сада являются: отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом дошкольного учреждения, наличие у ребенка своеобразных привычек, неумение занять себя игрушкой, отсутствие элементарных культурно-гигиенических навыков, отсутствие навыка общения с незнакомыми людьми.

Рассмотрим факторы, влияющие на адаптацию это: возраст ребенка; состояние здоровья; уровень развития; характеристика нервной системы; умение общаться со взрослыми и сверстниками; сформированность предметной и игровой деятельности; приближенность домашнего режима к режиму детского сада.

Источник