Характеристика на ребенка с болезнью аутизм

Характеристика на ребенка с болезнью аутизм thumbnail

Наталья Иванова
Вариант написания психолого-педагогической характеристики на ребенка с РАС

Характеристика обучающегося

ФИО ребенка, год рождения

группа

Общие сведения:

— дата поступления в ДОП,

— состав семьи мама – ФИО, папа – ФИО, ребенок; ФИО

— программа обучения :

— форма обучения – очная

— получал ли коррекционно-развивающую помощь педагога-психолога, уч. -логопеда

Информация об условиях и результатах образования ребенка в ОО:

1. Динамика (показатели) эмоционально-личностного развития, моторного, познавательного развития.

Эмоционально-личностное своеобразие отношений:

-специфика отношений со взрослыми, сверстниками

Коммуникацию со взрослыми устанавливает на крайне короткий период. Визуальный контакт нестойкий. Тактильного контакта не избегает, часто является его инициатором.

В общение со сверстниками не вступает. Попытки сверстников вовлечь в совместную игру игнорирует.

Когда постоянно посещает детский сад, настроение всегда бывает хорошим. После длительного отсутствия (по болезни, ребенок плаксивый.

Отношение со сверстниками —

— затруднения в том, что нет диалога, к сверстникам не обращается;

— особенности поведения в свободной, организованной деятельности;

В свободной деятельности ребенок чувствует себя комфортно, играет с игрушками и игрушками-заместителями, наблюдает за играми детей, но чаще играет один. В организованной деятельности может немного принять участие, но быстро переключается и замыкается.

— показатели личностного развития: принимает помощь сверстников и воспитателей, самостоятельно одевается и просит помощи, если что-то не получается, ходит в туалет и моет руки только при указании воспитателя.

2. Динамика (показатели) изменения физического,моторного развития:

Общая моторика: Наблюдается несовершенство общей моторики, общая вялость, неточность движений, нарушена координация движений, затрудняется при необходимости удержать равновесие, испытывает трудности регуляции темпа движений.

Тонка моторика: У ребенка не скоординированы движения пальцев, умение делать мелкие, точные движения на бытовом уровне. Наблюдается несформированность моторных навыков графической деятельности. Ведущая рука правая.

3. Динамика (показатели) познавательного развития,речевого развития:

Отмечается ярко выраженный диссонанс развития: знаком с цифрами, числовой ряд (в пределах первого десятка) выкладывает в правильной последовательности. Инструкции, предложенные в письменной форме, выполняет охотнее, чем вербальные. Знает буквы, но не все. Слоги не читает.

Предложенные задания выполняет крайне избирательно. При попытке педагога привлечь к решению поставленной познавательной задачи,возникновении малейших затруднений проявляет негативные реакции: кричит, разбрасывает игрушки, стремится сломать, разорвать пособия.

Реагирует на обращение по имени. Сложности проведения полноценной логопедической диагностики, т. к. при обращении ребенок отвечает отдельными словами взрослого (эхолалия, либо не проявляет понимания обращенной речи. Нарушено звукопроизношение, темп речи, голос писклявый, речь скандированная.Очень любит звуковые стимуляторы: глюкофон, «шум дождя».

В кабинете логопеда есть любимые игрушки, очень любит настольный театр. Любит наблюдать, как взрослый выстраивает сюжетную линию сказок. Когда играет сам,пользуется речевыми штампами: слова песен, мультфильмов, аутодиалоги. С интересом относится к двигательные упражнения с речевым сопровождением (педагог выполняет движения руками, ногами ребенка). С удовольствием выполняет дыхательную гимнастику( «Подуй на листочки» и т. д.). Быстро утомляем.

Когда устает пытается встать и уйти,при этом выражая негативизм: повторение нефункциональных движений, выражает свой протест вокализациями, аутоэхолалии.

Реакция на поощрение и порицание со стороны педагога не ярко выражена.

4. Динамика (показатели) изменения состояния деятельности (игровой, учебной, продуктивной).

Игровой: Самостоятельная игра сводится к стереотипным действиям с игрушками, игровые действия однообразны, бедны. Использует предметный способ решения игровых задач. Игровые действия эмоционально не окрашены, ролевые высказывания недоступны. В основном играет один с мелкими игрушками, собственной тенью и пальцами.

Продуктивной: Интереса к данной деятельности не проявляет. Орудийные действия не сформированы. Зрительно-двигательная координация формируется в медленном темпе.

5. Динамика освоения программного материала – указывается соответствие объема знаний,умений и навыков требованиям программы с оценкой динамики обученности:

Особенности восприятия:

Основные цвета знает, геометрические формы, величину не знает или путает, не соотносит слово с предметом; испытывает трудности при узнавании объекта; трудности в восприятии сюжетного изображения (сюжет в целом не воспринимает, перечисляет изображенное).

Читайте также:  Образец заявления о продлении отпуска в связи с болезнью во время отпуска

Особенности внимания:

Ребенок не умеет длительно сосредоточиться на каком-либо деле; неспособен к распределению и переключению внимания с одного вида деятельности на другой. Проявляет рассеянное внимания на второстепенное с потерей основного, наблюдаются значительные трудности сосредоточения, недостаточный уровень произвольности внимания.

Особенности мышления:

Не устанавливает причинно-следственные связи; при выполнении задания нуждается в постоянной опоре на образец, помощь воспитателя; последовательность действий при выполнении задания не устанавливает или устанавливает с помощью; непоследователен и нелогичен в своих суждениях.

Особенности поведения:

Имеют место нарушения поведения. Доминирующие увлечения и интересы слабо выражены. Адекватно относится к родным, сверстникам. Не умеет подчиняться требованиям взрослых.

Особенности эмоционально-волевой сферы:

Ребенок двигательно расторможен, эмоциональные реакции неадекватны, могут проявляться аффективные вспышки, проявляет склонность к отказным реакциям, гневу.

Работоспособность:

Работоспособность низкая. Ребенок утомляем, истощаем, рассеян на занятиях, неусидчив. Наблюдаются резкие колебания работоспособности на протяжении занятия, дня, недели, учебного года; темп работы замедлен.

Отношение к учебной деятельности:

Учебная мотивация не сформирована: во время занятия на слова воспитателя не реагирует; не понимает, что во время занятия надо сидеть, слушать и работать; играет с учебными принадлежностями, как маленький ребенок. Принимает направляющую помощь взрослого. Навыками самообслуживания и трудовыми навыками владеет слабо.

Мальчик нуждается в постоянном контроле со стороны педагога

Исходя из анализа развития ребёнка в период посещения ДОП можно сделать следующий вывод: обучение по общеобразовательной программе у ребенка вызывает сложности; требуется адаптация программы к уровню развития ребёнка.

Дата составления характеристики

Воспитатели:

Педагог-психолог:

Учитель-логопед:

Старший воспитатель:

Источник

Характеристика на ребенка с болезнью аутизм До 90-х годов такой диагноз ставили редко. Сейчас некоторые психиатры считают, что избыточно часто. Имеет место гипердиагностика.

Некоторым малышам свойственны аутистические признаки, но это вовсе не означает, что они больны аутизмом. Просто такой характер. Аутистические симптомы в этом случае временные и проходят с возрастом.

Признаки и симптомы аутизма

Однако заболевание «аутизм» есть и диагноз ставит специалист медицинского профиля. В данном случае специалист – психиатр.

Аутизм – врождённое заболевание. Определить его в раннем возрасте трудно, но начальные признаки грамотный специалист заметит примерно с 3 месяцев, а родители с 1,5-2 лет. У врачей имеются специальные тесты для определения заболевания.

Признаки аутизма зависят от возраста. По ним выделяются 4 группы:

  1. ранний аутизм (у деток до 2 лет),
  2. детский аутизм (2-11 лет),
  3. подростковый аутизм (тинейджеры 11-18 лет)
  4. аутизм взрослых.

Симптоматика раннего аутизма

Характеристика на ребенка с болезнью аутизм

Социальное поведение

  1. Малыш предпочитает находиться в одиночестве.
  2. При обращении конкретно к нему не смотрит в глаза или смотрит как будто сквозь тебя.
  3. Часто не любит прикосновений к себе.
  4. Реакция на мать: или не обращает внимания, или не выдерживает даже её кратковременное отсутствие.
  5. Не подражает взрослым (хотя по возрасту должен быть «обезьянкой»)
  6. Реакции ребёнка на различные раздражители непредсказуемы.
  7. Выбирает в качестве игрушек неигровые предметы: верёвочки, блестящие тряпочки, предметы мебели и проч.

Коммуникация

  1. Малыш или имеет речевую задержку (говорит мало, коротко, неохотно), или мы видим в речи регресс: речь была приемлемого качества, затем ребёнок стал говорить меньше и меньше.
  2. Малыша не интересует окружающий мир. Он не проявляет любопытства, не задаёт вопросов.
  3. Ребёнок никогда не улыбается в ответ.
  4. Не реагирует, когда его о чём-то просят, не поддерживает разговор (или делает это крайне неохотно).
  5. Не любит игры с детьми и взрослыми. Обычно в одиночестве манипулирует не игровыми предметами.
  6. В речи присутствуют эхолалии, т. е. ребёнок механически повторяет услышанную фразу. Говорит о себе в третьем лице.

Стереотипность (монотонность) поведения

  1. Склонен постоянно повторять одни и те же простые движения (крутить верёвочку, ходить или бегать по кругу и др.).
  2. С огромным трудом привыкает ко всему новому: действиям, вещам, людям, местам и проч.
  3. Привержен распорядку дня.
  4. Избирателен в еде, долго не умеет жевать.
Читайте также:  Увольнение во время болезни в украине

Дети с раним детским аутизмом посещают дошкольные учреждения. Ниже пример того, как их поведение может выглядеть. Характеристика написана для представления в МСЭ. Написать характеристику на ТПМПК, МСЭ, другие организации можно, применяя перечисленные выше признаки ребёнка-аутиста.

Пример характеристики ребёнка-аутиста

Психолого-педагогическая характеристика

Фамилия, имя – дата рождения, проживающего по адресу …, посещающего … с (дата).

Посещает первую младшую группу (дети от 2 до 3 лет). Наблюдается педагогами и психологом с момента зачисления.

Результаты наблюдения

Адаптировался трудно. После ухода матери продолжительно кричал. Мать принесла его любимое полотенце, только укрывшись которым с головой мальчик успокаивался. Успокаивается также, кружась вокруг себя.

Дневной сон поверхностный, короткий, сопровождающийся криком и плачем при пробуждении. Бытовые навыки отсутствуют: не ест (пищу глотает, не жуя), не пользуется ложкой, не держит чашку, навыки самообслуживания (одевания, умывания, пользования горшком) отсутствуют.

Жёстко следует усвоенному режиму, болезненно реагирует на его малейшее изменение (например: одевание и выход на прогулку, выход в другие помещения). Изменение местоположения любимой игрушки вызывает бурную негативную реакцию.

В эмоциональном облике наблюдается отрешенность, беспокойство, тревожность, напряженность. На положительные эмоции взрослых не реагирует. Ребёнок капризен, плаксив без повода. Присутствуют страхи бытовых шумов: стуков, шума пылесоса, музыки, исполнения песен детьми.

На имя не откликается. Обращает внимание крайне редкий визуальный контакт, смотрит мимо. Детей и взрослых воспринимает как неодушевлённые предметы, игнорирует. В настоящее время включил в свой круг воспитательницу, которой даже улыбается. Улыбка скорее напоминает оскал

У ребёнка нарушено чувство самосохранения. Старается влезть как можно выше на любые предметы. Когда воспитатель берёт его на руки, мальчик карабкается на плечи, по сути, механически используя руки и туловище взрослого. Очень цепко держится пальцами  рук и даже ног. Требует постоянного внимания, так как ест несъедобное (грызёт картон, бумагу), сосёт игрушки. Чувствителен к прикосновениям, звукам.

Моторика крайне слаба. Гипотонус мышц, крайняя неразвитость мелкой моторики рук. Гиперподвижен. Мимика бедная, неадекватные гримасы.

Беспомощен в элементарном быту. Значительная задержка формирования навыков самообслуживания, затруднения в обучении навыкам, отсутствие склонности к копированию чужих действий.

Понимание речи отсутствует. Не пользуется жестами «да, нет», указательным жестом. В самостоятельной речи преобладает громкий крик, трудно интерпретируемый. Вокализации, предшествующие речи, отсутствуют.

Игра отсутствует, имеют место не осмысленные манипуляции предметами. Для игры предпочитает не игровые предметы. Навыки социального поведения отсутствуют.

дата

Воспитатель МДОУ №
Заведующий МДОУ №

Надо ли лечить ранний детский аутизм?

С возрастом дети-аутисты приобретают простые навыки общения и поведения, но всё равно выбирают одиночество.

Каждый случай аутизма индивидуален. Заболевание может иметь или большинство перечисленных симптомов или определённые особенности поведения и речи. Тяжесть заболевания тоже бывает разной. Люди, страдающие лёгкими формами аутизма, адаптируются, получают образование, создают семьи.

Источник

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Косулинская средняя общеобразовательная школа №8

624055, Свердловская область, Белоярский район, с. Косулино, ул. Ленина, 80а 8(34377)462-11

Психолого-педагогическая

ХАРАКТЕРИСТИКА

Ребенка-аутиста

на учащегося 1 класса

ХХХХХХХХХХХХХ

ХХХХХХ Александр поступил в МАОУ Косулинскую СОШ №8  01.09.2018 г. в 1Е класс.

До школы посещал «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» в г.Заречный. Был определен в группу компенсирующей направленности для детей со сложным дефектом дошкольного возраста. По направлению ПМПК обучение в настоящее время ведется по программе II вида.

Состав семьи:

мать — ХХХХХ Ольга Владимировна;

отец – ХХХХХ Сергей Юрьевич.

Мальчик из полной семьи. Родители очень внимательны к сыну, заинтересованы в его развитии. Они обеспечивают условия для систематического проведения занятий и приобретают все необходимые учебные и дидактические пособия по рекомендации учителя. Родители обучающегося строго соблюдают расписание и режим занятий. Посещение школы вызывает положительные эмоции у мальчика.

Учебная деятельность:

Александр находится на индивидуальном обучении. Временные рамки урока выдерживает. За время обучения выработался определённый порядок занятий. Саша стал намного усидчивей. Он знает своё учебное место и способен непродолжительное время занятий находиться в учебной позе.

Читайте также:  Можно ставить манту во время болезни

Сопряжённо с учителем выполняет практические задания. Самостоятельно держит в руках карандаш, кисточку, пластилин и производит с ними действия по образцу. Понимает и выполняет обращения учителя.

Отличается хорошей памятью, заучивает легко наизусть небольшие стихотворные произведения, всегда знает место своих вещей, что и куда положил.

Внимание пассивное, рассеянное, неустойчивое, легко отвлекаемое, непроизвольное. Объем внимания недостаточный, неполный.

Очень хорошо развито образное мышление и воображение, мальчик охотно, очень быстро работает с геометрическим материалом и разного вида конструкторами, имеет первоначальные навыки работы на компьютере, управляется с мышкой.

Ребенок механически повторяет услышанные когда-то фразы без отношения к данной ситуации. Внимание неустойчивое, с  трудом переключается на новый вид деятельности. У ребенка преобладает непроизвольная память. Однако снижена концентрация внимания. Саша самостоятельно изучил буквы, счет до 20. Простые слова читает фразами, а сложные или малознакомые — по слогам — без понимания смысла прочитанного. Пишет печатными буквами без соблюдения правил письма. Научился складывать цифры в пределах 10. Соотносит цифры и количество предметов в пределах 10. Отличает и называет геометрические фигуры (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник), знает основные цвета. Называет и показывает материки и континенты. Любит заниматься лепкой из пластилина и рисованием (пользуется в основном фломастерами и красками). Запоминает длинные стихотворения или песни из понравившихся мультфильмов. Часто воспроизводит речь на английском языке, частично переводит на русский язык. По наблюдению учителя иностранного языка — Саша английские слова произносит правильно.

Знает названия предметов ближайшего окружения, узнает и называет их среди других предметов на картинках.

Личностные особенности:
По характеру мальчик добрый, проявляет радость при встрече. Избирателен в одежде и еде. Внешний вид опрятный. Александр не ориентирован на познавательную активность, уровень обученности низкий, требуется время на врабатываемость. 

Мальчик продуктивному контакту доступен с трудом. Зрительный контакт устанавливает кратковременно.

Игровая деятельность стереотипная, совместная игра со сверстниками отсутствует. Предпочитает играть один. Способен понимать простейшие правила игры.

Саша – очень тактильный ребенок. Часто обнимает педагогов или берет их за руку. Мальчик не способен себя защитить. Поэтому нуждается в помощи со стороны.

Эмоциональная близость с родителями. К сестре относится сдержанно. Остальных членов семьи знает и принимает, но потребности в них не испытывает. Чувство «я» (самосознание) не сформировано, говорит о себе во 2-ом лице («Саша купается»). Не понимает эмоциональное состояние человека.

У мальчика наблюдаются нарушения эмоционально-волевой сферы: резкие перепады, неустойчивость настроения, эмоциональные вспышки, отсутствие самоконтроля над своим поведением. Может свободно перемещаться по классу, размахивать руками или издавать гортанные звуки, не реагируя на замечания учителя.

Развитие речи:

Наблюдается недоразвитие активной и пассивной речи. Односложно отвечает на поставленные вопросы. Речь малопонятна для окружающих и не выступает как средств общения. Обращенную речь понимает на бытовом уровне. Словарный ограничен бытовой лексикой, говорит фразами или отдельными словами, грамматический строй речи и звукопроизношение нарушены.

Наблюдается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики. А развитие крупной моторики соответствует возрасту: ходит, бегает, прыгает, сам себя обслуживает. Зачастую присутствует замедленность в действиях.

Уровень адаптивного поведения – навыки социализации на низком уровне. К концу первого полугодия сумел полностью адаптироваться к школьным условиям. Ребёнок не конфликтен, в общении со взрослыми соблюдает дистанцию. На переменах ведет себя очень активно, бегает по всей школе, не признавая никаких правил.  Коммуникативные нормы сформированы частично. Присутствует «аутистическая отгороженность». Сенсорное развитие ускоренное. В незнакомом месте или обстановке испытывает дискомфорт. Нуждается в поддержке взрослого. Ситуации успеха вызывают у Саши положительные эмоции. 

Логопед

Источник