И модная болезнь она недавно к нам завезена

И модная болезнь она недавно к нам завезена thumbnail

БЕРЕГ МОРЯ. ФАУСТ И МЕФИСТОФЕЛЬ.

Фауст

Мне скучно, бес.

Мефистофель

Что делать, Фауст?
Таков вам положен предел,
Его ж никто не преступает.
Вся тварь разумная скучает:
Иной от лени, тот от дел;
Кто верит, кто утратил веру;
Тот насладиться не успел,
Тот насладился через меру,
И всяк зевает да живет —
И всех вас гроб, зевая, ждет.
Зевай и ты.

Фауст

Сухая шутка!
Найди мне способ как-нибудь
Рассеяться.

Мефистофель

Доволен будь
Ты доказательством рассудка.
В своем альбоме запиши:
Fastidium est quies — скука
Отдохновение души.
Я психолог… о вот наука!..
Скажи, когда ты не скучал?
Подумай, поищи. Тогда ли,
Как над Виргилием дремал,
А розги ум твой возбуждали?
Тогда ль, как розами венчал
Ты благосклонных дев веселья
И в буйстве шумном посвящал
Им пыл вечернего похмелья?
Тогда ль, как погрузился ты
В великодушные мечты,
В пучину темную науки?
Но — помнится — тогда со скуки,
Как арлекина, из огня
Ты вызвал наконец меня.
Я мелким бесом извивался,
Развеселить тебя старался,
Возил и к ведьмам и к духам,
И что же? все по пустякам.
Желал ты славы — и добился, —
Хотел влюбиться — и влюбился.
Ты с жизни взял возможну дань,
А был ли счастлив?

Фауст

Перестань,
Не растравляй мне язвы тайной.
В глубоком знанье жизни нет —
Я проклял знаний ложный свет,
А слава… луч ее случайный
Неуловим. Мирская честь
Бессмысленна, как сон… Но есть
Прямое благо: сочетанье
Двух душ…

Мефистофель

И первое свиданье,
Не правда ль? Но нельзя ль узнать
Кого изволишь поминать,
Не Гретхен ли?

Фауст

О сон чудесный!
О пламя чистое любви!
Там, там — где тень, где шум древесный,
Где сладко-звонкие струи —
Там, на груди ее прелестной
Покоя томную главу,
Я счастлив был…

Мефистофель

Творец небесный!
Ты бредишь, Фауст, наяву!
Услужливым воспоминаньем
Себя обманываешь ты.
Не я ль тебе своим стараньем
Доставил чудо красоты?
И в час полуночи глубокой
С тобою свел ее? Тогда
Плодами своего труда
Я забавлялся одинокой,
Как вы вдвоем — все помню я.
Когда красавица твоя
Была в восторге, в упоенье,
Ты беспокойною душой
Уж погружался в размышленье
(А доказали мы с тобой,
Что размышленье — скуки семя).
И знаешь ли, философ мой,
Что думал ты в такое время,
Когда не думает никто?
Сказать ли?

Фауст

Говори. Ну, что?

Мефистофель

Ты думал: агнец мой послушный!
Как жадно я тебя желал!
Как хитро в деве простодушной
Я грезы сердца возмущал! —
Любви невольной, бескорыстной
Невинно предалась она…
Что ж грудь моя теперь полна
Тоской и скукой ненавистной?..
На жертву прихоти моей
Гляжу, упившись наслажденьем,
С неодолимым отвращеньем:
Так безрасчетный дуралей,
Вотще решась на злое дело,
Зарезав нищего в лесу,
Бранит ободранное тело; —
Так на продажную красу,
Насытясь ею торопливо,
Разврат косится боязливо…
Потом из этого всего
Одно ты вывел заключенье…

Фауст

Сокройся, адское творенье!
Беги от взора моего!

Мефистофель

Изволь. Задай лишь мне задачу:
Без дела, знаешь, от тебя
Не смею отлучаться я —
Я даром времени не трачу.

Фayст

Что там белеет? говори.

Мефистофель

Корабль испанский трехмачтовый,
Пристать в Голландию готовый:
На нем мерзавцев сотни три,
Две обезьяны, бочки злата,
Да груз богатый шоколата,
Да модная болезнь: она
Недавно вам подарена.

Фауст

Все утопить.

Мефистофель

Сейчас.

(Исчезает.)

Александр Пушкин

Александр Пушкин

Александр Пушкин начал писать свои первые произведения уже в семь лет. В годы учебы в Лицее он прославился, когда прочитал свое стихотворение Гавриилу Державину. Пушкин первым из русских писателей начал зарабатывать литературным трудом. Он создавал не только лирические стихи, но и сказки, историческую прозу и произведения в поддержку революционеров — за вольнодумство поэта даже отправляли в ссылки.

Источник

Александр Пушкин

БЕРЕГ МОРЯ. ФАУСТ И МЕФИСТОФЕЛЬ.

Фауст

Мне скучно, бес.

Мефистофель

                        Что делать, Фауст?
Таков вам положен предел,
Его ж никто не преступает.
Вся тварь разумная скучает:
Иной от лени, тот от дел;
Кто верит, кто утратил веру;
Тот насладиться не успел,
Тот насладился через меру,
И всяк зевает да живет —
И всех вас гроб, зевая, ждет.
Зевай и ты.

Фауст

         Сухая шутка!
Найди мне способ как-нибудь
Рассеяться.

Мефистофель

          Доволен будь
Ты доказательством рассудка.
В своем альбоме запиши:
Fastidium est quies — скука
Отдохновение души.
Я психолог… о вот наука!..
Скажи, когда ты не скучал?
Подумай, поищи. Тогда ли,
Как над Виргилием дремал,
А розги ум твой возбуждали?
Тогда ль, как розами венчал
Ты благосклонных дев веселья
И в буйстве шумном посвящал
Им пыл вечернего похмелья?
Тогда ль, как погрузился ты
В великодушные мечты,
В пучину темную науки?
Но — помнится — тогда со скуки,
Как арлекина, из огня
Ты вызвал наконец меня.
Я мелким бесом извивался,
Развеселить тебя старался,
Возил и к ведьмам и к духам,
И что же? всё по пустякам.
Желал ты славы — и добился, —
Хотел влюбиться — и влюбился.
Ты с жизни взял возможну дань,
А был ли счастлив?

Фауст

                        Перестань,
Не растравляй мне язвы тайной.
В глубоком знанье жизни нет —
Я проклял знаний ложный свет,
А слава… луч ее случайный
Неуловим. Мирская честь
Бессмысленна, как сон… Но есть
Прямое благо: сочетанье
Двух душ…

Мефистофель

        И первое свиданье,
Не правда ль? Но нельзя ль узнать
Кого изволишь поминать,
Не Гретхен ли?

Фауст

                О сон чудесный!
О пламя чистое любви!
Там, там — где тень, где шум древесный,
Где сладко-звонкие струи —
Там, на груди ее прелестной
Покоя томную главу,
Я счастлив был…

Мефистофель

                Творец небесный!
Ты бредишь, Фауст, наяву!
Услужливым воспоминаньем
Себя обманываешь ты.
Не я ль тебе своим стараньем
Доставил чудо красоты?
И в час полуночи глубокой
С тобою свел ее? Тогда
Плодами своего труда
Я забавлялся одинокой,
Как вы вдвоем — все помню я.
Когда красавица твоя
Была в восторге, в упоенье,
Ты беспокойною душой
Уж погружался в размышленье
(А доказали мы с тобой,
Что размышленье — скуки семя).
И знаешь ли, философ мой,
Что́ думал ты в такое время,
Когда не думает никто?
Сказать ли?

Фауст

                Говори. Ну, что?

Мефистофель

Ты думал: агнец мой послушный!
Как жадно я тебя желал!
Как хитро в деве простодушной
Я грезы сердца возмущал! —
Любви невольной, бескорыстной
Невинно предалась она…
Что ж грудь моя теперь полна
Тоской и скукой ненавистной?..
На жертву прихоти моей
Гляжу, упившись наслажденьем,
С неодолимым отвращеньем:
Так безрасчетный дуралей,
Вотще решась на злое дело,
Зарезав нищего в лесу,
Бранит ободранное тело; —
Так на продажную красу,
Насытясь ею торопливо,
Разврат косится боязливо…
Потом из этого всего
Одно ты вывел заключенье…

Фауст

Сокройся, адское творенье!
Беги от взора моего!

Мефистофель

Изволь. Задай лишь мне задачу:
Без дела, знаешь, от тебя
Не смею отлучаться я —
Я даром времени не трачу.

Фауст

Что там белеет? говори.

Мефистофель

Корабль испанский трехмачтовый,
Пристать в Голландию готовый:
На нем мерзавцев сотни три,
Две обезьяны, бочки злата,
Да груз богатый шоколата,
Да модная болезнь: она
Недавно вам подарена.

Фауст

Всё утопить.

Мефистофель

                     Сейчас.

Источник

Фауст

Читайте также:  Болезнь паркинсона актер назад в будущее

Мне скучно, бес.

Мефистофель

Что делать, Фауст?
Таков вам положен предел,
Его ж никто не преступает.
Вся тварь разумная скучает:
Иной от лени, тот от дел;
Кто верит, кто утратил веру;
Тот насладиться не успел,
Тот насладился через меру,
И всяк зевает да живет —
И всех вас гроб, зевая, ждет.
Зевай и ты.

Фауст

Сухая шутка!
Найди мне способ как-нибудь
Рассеяться.

Мефистофель

Доволен будь
Ты доказательством рассудка.
В своем альбоме запиши:
Fastidium est quies — скука
Отдохновение души.
Я психолог… о вот наука!..
Скажи, когда ты не скучал?
Подумай, поищи. Тогда ли,
Как над Виргилием дремал,
А розги ум твой возбуждали?
Тогда ль, как розами венчал
Ты благосклонных дев веселья
И в буйстве шумном посвящал
Им пыл вечернего похмелья?
Тогда ль, как погрузился ты
В великодушные мечты,
В пучину темную науки?
Но — помнится — тогда со скуки,
Как арлекина, из огня
Ты вызвал наконец меня.
Я мелким бесом извивался,
Развеселить тебя старался,
Возил и к ведьмам и к духам,
И что же? все по пустякам.
Желал ты славы — и добился, —
Хотел влюбиться — и влюбился.
Ты с жизни взял возможну дань,
А был ли счастлив?

Фауст

Перестань,
Не растравляй мне язвы тайной.
В глубоком знанье жизни нет —
Я проклял знаний ложный свет,
А слава… луч ее случайный
Неуловим. Мирская честь
Бессмысленна, как сон… Но есть
Прямое благо: сочетанье
Двух душ…

Мефистофель

И первое свиданье,
Не правда ль? Но нельзя ль узнать
Кого изволишь поминать,
Не Гретхен ли?

Фауст

О сон чудесный!
О пламя чистое любви!
Там, там — где тень, где шум древесный,
Где сладко-звонкие струи —
Там, на груди ее прелестной
Покоя томную главу,
Я счастлив был…

Мефистофель

Творец небесный!
Ты бредишь, Фауст, наяву!
Услужливым воспоминаньем
Себя обманываешь ты.
Не я ль тебе своим стараньем
Доставил чудо красоты?
И в час полуночи глубокой
С тобою свел ее? Тогда
Плодами своего труда
Я забавлялся одинокой,
Как вы вдвоем — все помню я.
Когда красавица твоя
Была в восторге, в упоенье,
Ты беспокойною душой
Уж погружался в размышленье
(А доказали мы с тобой,
Что размышленье — скуки семя).
И знаешь ли, философ мой,
Что думал ты в такое время,
Когда не думает никто?
Сказать ли?

Фауст

Говори. Ну, что?

Мефистофель

Ты думал: агнец мой послушный!
Как жадно я тебя желал!
Как хитро в деве простодушной
Я грезы сердца возмущал! —
Любви невольной, бескорыстной
Невинно предалась она…
Что ж грудь моя теперь полна
Тоской и скукой ненавистной?..
На жертву прихоти моей
Гляжу, упившись наслажденьем,
С неодолимым отвращеньем:
Так безрасчетный дуралей,
Вотще решась на злое дело,
Зарезав нищего в лесу,
Бранит ободранное тело; —
Так на продажную красу,
Насытясь ею торопливо,
Разврат косится боязливо…
Потом из этого всего
Одно ты вывел заключенье…

Фауст

Сокройся, адское творенье!
Беги от взора моего!

Мефистофель

Изволь. Задай лишь мне задачу:
Без дела, знаешь, от тебя
Не смею отлучаться я —
Я даром времени не трачу.

Фayст

Что там белеет? говори.

Мефистофель

Корабль испанский трехмачтовый,
Пристать в Голландию готовый:
На нем мерзавцев сотни три,
Две обезьяны, бочки злата,
Да груз богатый шоколата,
Да модная болезнь: она
Недавно вам подарена.

Фауст

Все утопить.

Мефистофель

Сейчас.

(Исчезает.)

Анализ стихотворения «Сцена из Фауста» Пушкина

«Сцена из Фауста» Александра Сергеевича Пушкина впервые была напечатана на страницах «Московского вестника».

Стихотворение датируется 1825 годом. Поэту в эту пору 26 лет, он находится в немилости у властей, смещен с государственной службы и отправлен в Михайловское. Проведенное в ссылке время, в конечном счете, благотворно отразилось на творчестве поэта. Ряд стихов, прозаических и драматургических произведений были задуманы и осуществлены в уединении отдаленной усадьбы. По жанру – фрагмент драмы, пьесы. Размер ее — четырехстопный ямб. Интересно, что целиком книга И. Гете на тот же сюжет вышла лишь спустя семь лет. Сюжет разворачивается в романтическом антураже, на берегу моря. Скучающий Фауст просит беса его хорошенько развлечь. Мефистофель отвечает философски: вся тварь разумная скучает. Бес распространяет яд скуки на все сферы суетной жизни человека. По библейскому учению, падшие духи презирают людей за смертную плоть и завидуют милости Бога к ним. Рассудок – царь всех скучающих. Им недоступен и смешон голос сердца. Знаток человеческой души, психолог, он доказывает Фаусту, что уныние и пресыщение знакомо людям с самых юных лет. Душевные порывы рано сменяются расчетом. Науки и слава не удовлетворили притязаний Фауста. Все слишком мелко. Воспоминание о Гретхен – чуть ли не единственное, что заставляет Фауста дрогнуть, умилиться. Он бережет это чувство, однако Мефистофель чернит и его, выдает собственные нашептыванья за мысли героя. Взбешенный Фауст гонит беса прочь. «Задай задачу»: просит услужливый дух. Корабль виднеется в волнах. И вновь герой приклоняет уху к наветам безобразного духа. Корабль оказывается с «тремя сотнями мерзавцев». Как водится, с грузом золота и «шоколата». И с носителями «модной болезни» (вероятно, сифилиса). Фауст, не задумываясь, приказывает уничтожить всех и все. Незаметно он присвоил себе право судить и обвинять, власть развратила его сердце. Уныние, впрочем, никуда не делось. Зато, мнится герою, вполне подтвердилась идея о бессмысленности жизни, случайности рождения и смерти. Лексика возвышенная и просторечная. Образы и сентенции порой парадоксальны. Эпитеты: богатый, послушный, бескорыстной. Два чудовищных сравнения, вполне в духе грядущего в конце века имморализма: об убийце, терзающем бездыханное тело жертвы, и о погубленной невинности, ставшей слишком усердной ученицей разврата. Ерничанье беса, восклицающего: Творец небесный! Сравнение: как арлекина. Инверсия: погрузился ты.

Произведение «Сцена из Фауста» А. Пушкина – не переложение истории, созданной И. Гете, а вполне оригинальное дополнение, обогащающее тему новыми мотивами.

  • Следующий стих → Александр Пушкин — Нет ни в чем вам благодати
  • Предыдущий стих → Александр Пушкин — Все в жертву памяти твоей

Слушать аудио-стихотворение:

Читать стих поэта Александр Пушкин — Сцена из Фауста на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.

Источник

Материал из Викитеки — свободной библиотеки

Перейти к навигации
Перейти к поиску

Сцена из Фауста

БЕРЕГ МОРЯ. ФАУСТ И МЕФИСТОФЕЛЬ.

Фауст

Мефистофель

Мне скучно, бес. Что делать, Фауст?
Таков вам положен предел,
Его ж никто не преступает.
Вся тварь разумная скучает:
Иной от лени, тот от дел;
Кто верит, кто утратил веру;
Тот насладиться не успел,
Тот насладился через меру,
И всяк зевает да живет —
И всех вас гроб, зевая, ждет.
Зевай и ты.

Фауст

Зевай и ты. Сухая шутка!
Найди мне способ как-нибудь
Рассеяться.

Мефистофель

Рассеяться. Доволен будь
Ты доказательством рассудка.
В своем альбоме запиши:
Fastidium est quies — скука
Отдохновение души.
Я психолог… о вот наука!..
Скажи, когда ты не скучал?
Подумай, поищи. Тогда ли,
Как над Виргилием дремал,
А розги ум твой возбуждали?
Тогда ль, как розами венчал
Ты благосклонных дев веселья
И в буйстве шумном посвящал
Им пыл вечернего похмелья?
Тогда ль, как погрузился ты
В великодушные мечты,
В пучину темную науки?
Но — помнится — тогда со скуки,
Как арлекина, из огня
Ты вызвал наконец меня.
Я мелким бесом извивался,
Развеселить тебя старался,
Возил и к ведьмам и к духам,
И что же? всё по пустякам.
Желал ты славы — и добился, —
Хотел влюбиться — и влюбился.
Ты с жизни взял возможну дань,
А был ли счастлив?

Читайте также:  Болезни смягчающие наказание по ст 228

Фауст

А был ли счастлив? Перестань,
Не растравляй мне язвы тайной.
В глубоком знанье жизни нет —
Я проклял знаний ложный свет,
А слава… луч ее случайный
Неуловим. Мирская честь
Бессмысленна, как сон… Но есть
Прямое благо: сочетанье
Двух душ…

Мефистофель

Двух душ… И первое свиданье,
Не правда ль? Но нельзя ль узнать
Кого изволишь поминать,
Не Гретхен ли?

Фауст

Не Гретхен ли? О сон чудесный!
О пламя чистое любви!
Там, там — где тень, где шум древесный,
Где сладко-звонкие струи —
Там, на груди ее прелестной
Покоя томную главу,
Я счастлив был…

Мефистофель

Я счастлив был… Творец небесный!
Ты бредишь, Фауст, наяву!
Услужливым воспоминаньем
Себя обманываешь ты.
Не я ль тебе своим стараньем
Доставил чудо красоты?
И в час полуночи глубокой
С тобою свел ее? Тогда
Плодами своего труда
Я забавлялся одинокой,
Как вы вдвоем — все помню я.
Когда красавица твоя
Была в восторге, в упоенье,
Ты беспокойною душой
Уж погружался в размышленье
(А доказали мы с тобой,
Что размышленье — скуки семя).
И знаешь ли, философ мой,
Что думал ты в такое время,
Когда не думает никто?
Сказать ли?

Фауст

Сказать ли? Говори. Ну, что?

Мефистофель

Ты думал: агнец мой послушный!
Как жадно я тебя желал!
Как хитро в деве простодушной
Я грезы сердца возмущал! —
Любви невольной, бескорыстной
Невинно предалась она…
Что ж грудь моя теперь полна
Тоской и скукой ненавистной?..
На жертву прихоти моей
Гляжу, упившись наслажденьем,
С неодолимым отвращеньем:
Так безрасчетный дуралей,
Вотще решась на злое дело,
Зарезав нищего в лесу,
Бранит ободранное тело; —
Так на продажную красу,
Насытясь ею торопливо,
Разврат косится боязливо…
Потом из этого всего
Одно ты вывел заключенье…

Фауст

Сокройся, адское творенье!
Беги от взора моего!

Мефистофель

Изволь. Задай лишь мне задачу:
Без дела, знаешь, от тебя
Не смею отлучаться я —
Я даром времени не трачу.

Фayст

Мефистофель

Корабль испанский трехмачтовый,
Пристать в Голландию готовый:
На нем мерзавцев сотни три,
Две обезьяны, бочки злата,
Да груз богатый шоколата,
Да модная болезнь: она
Недавно вам подарена[2].

Фауст

Мефистофель

(Исчезает.)

1825

Примечания

Эта сцена совершенно оригинальна и не имеет соответствия никакому отрывку из «Фауста» Гёте, хотя и использует образы его трагедии (Мефистофель, Фауст, Гретхен).

  1. ↑ Впервые — в журнале «Московский вестник», 1828, часть 9, № 9, с. 3—8 под заглавием «Новая сцена между Фаустом и Мефистофелем».
  2. ↑ Модная болезнь.— По распространенному, хотя и неточному мнению, сифилис был завезен в Европу из Америки в 1493 г. Легенда о Фаусте относится ко второй половине XV в., т. е. к тому же времени.
Это произведение перешло в общественное достояние в России согласно ст. 1281 ГК РФ, и в странах, где срок охраны авторского права действует на протяжении жизни автора плюс 70 лет или менее.

Если произведение является переводом, или иным производным произведением, или создано в соавторстве, то срок действия исключительного авторского права истёк для всех авторов оригинала и перевода.

Источник

Âîïðîñû íà çàñûïêó

×èòàë â îðèãèíàëå òðàãåäèþ øòå «Ôàóñò». Âñïîìíèë, ÷òî ó Ïóøêèíà âñòðå÷àë ñöåíó èç «Ôàóñòà». Ïîïûòàëñÿ îòûñêàòü íå÷òî ïîäîáíîå ó øòå èç òîãî, ÷òî Ïóøêèí ïåðåâåë. Íàéòè íå óäàëîñü.  êîììåíòàðèÿõ îáíàðóæèë, ÷òî ýòî îðèãèíàëüíûå ïóøêèíñêèå ñòèõè, íàïèñàííûå â Ìèõàéëîâñêîì â 1825 ãîäó, à îïóáëèêîâàííûå â «Ìîñêîâñêîì âåñòíèêå» íà 1828 ãîä, ¹ 8. Òåì èíòåðåñíåå ïîíÿòü õîä ìûñëåé âåëèêîãî ðóññêîãî ïîýòà, âåäü ïî ñóòè ýòî ñäåëàíà ïîïûòêà äîïîëíèòü âåëèêîãî íåìåöêîãî ïîýòà, ïîäâåñòè èòîãè îáùåíèÿ âåëèêîãî ó÷åíîãî Ôàóñòà è ïîäïèñàâøåãî ñ íèì äîãîâîð Ìåôèñòîôåëÿ.

Ìåôèñòîôåëü ó øòå – ýòî ãèãàíòñêàÿ ÷åðíàÿ, òåìíàÿ ñèëà, îòäàííàÿ âîëåþ Áîãà â óñëóæåíèå Ôàóñòó. Ó Ìåôèñòîôåëÿ ãèãàíòñêèå âîçìîæíîñòè, íî îí íå âïðàâå ñàì ýòè âîçìîæíîñòè èñïîëüçîâàòü ïî ñâîåìó óñìîòðåíèþ. Îí – âëàñòü èñïîëíèòåëüíàÿ.

À åñòü âëàñòü Âñåâûøíåãî, êîòîðûé âñå îïðåäåëÿåò. Ôàóñò â êà÷åñòâå èñêëþ÷åíèÿ çà íàó÷íûå äîñòèæåíèÿ ïîëó÷èë îò Áîãà âîçìîæíîñòü ïîâåëåâàòü ñàìèì äüÿâîëîì. Ó Ôàóñòà â ðóêàõ âñÿ ïîëíîòà âëàñòè íà ïëàíåòå. Íî ïàðàäîêñ â òîì, ÷òî ñàì Ôàóñò îá ýòîì íå çíàåò. Åãî âîçìîæíîñòè îãðîìíû, à îí íå çíàåò îá ýòîì è èñïîëüçóåò îò ñèëû äâà-òðè ïðîöåíòà, åñëè íå ìåíüøå. Ñêàæóò, ÷òî òàêîãî íå áûâàåò? Áûâàåò. Íàøà ÷åðåïíàÿ êîðîáêà âìåùàåò â ñåáå ãèãàíòñêèé îáúåì èíôîðìàöèè, à ìû äîâîëüñòâóåòñÿ, íàâåðíîå, òûñÿ÷íûìè äîëÿìè åãî. Òàêæå è ñ âîçìîæíîñòÿìè ÷åëîâå÷åñêîãî îðãàíèçìà, ðåçåðâû ãèãàíòñêèå, à ìû èñïîëüçóåì ìàëóþ ÷àñòü.

Ìåôèñòîôåëü íè÷åãî íå ïðåäëàãàåò Ôàóñòó, íå äåëàåò íèêàêèõ ïîäñêàçîê, äîæèäàÿñü, ÷òî òîò ïîïðîñèò ñàì, íî èñêóøàåò åãî ïîñòîÿííî.  íàáðîñêàõ ê çàìûñëó ïîýìû î Ôàóñòå â àäó Ïóøêèí êîñíóëñÿ ìíîãèõ âîïðîñîâ, â òîì ÷èñëå îòíîøåíèé ïîâåëåâàþùåãî è èñïîëíÿþùåãî ïîâåëåíüÿ. Îòðûâîê íåáîëüøîé, íî âåñüìà õàðàêòåðíûé.
«Ñêàæè, êàêèå çàêëèíàíüÿ
Èìåþò íàä òîáîþ âëàñòü?»
— Âñå õîðîøè: íà âñå ïðèçâàíüÿ
Ãîòîâ ÿ êàê áû ñ íåáà ïàñòü.
Äîâîëüíî îäíîãî æåëàíüÿ –
ß, êàê äîãàäëèâûé õîëîï,
 ëàäîíè ïî-òóðåöêè õëîï,
Ïðèñâèñòíè, ïîçâîíè, è ìèãîì
ßâëþñü. ×òî äåëàòü – ÿ ñëóæó,
Æèâó, ãðÿõ÷ó ïîä âå÷íûì èãîì.
Êàê íÿíüêà áåäíàÿ, õîæó
Çà âàìè – ñëóøàþ, ãëÿæó.

 ýòîì íàáðîñêå Ïóøêèí ðàçâèâàåò òó æå òåìó. Ìåôèñòîôåëü ñîîáùàåò, êàê îí îòêëèêàåòñÿ íà êàæäûé âûçîâ, íà êàæäûé çâîíîê, íî íè÷åãî íå ãîâîðèò î ìàñøòàáàõ ñâîèõ âîçìîæíîñòåé. Îí òîëüêî ïîä÷åðêèâàåò, ÷òî îí ñëóæèò.

Êñòàòè, ïî ýòîìó ïðèíöèïó äåéñòâóåò áþðîêðàòè÷åñêàÿ ñèñòåìà â Ãåðìàíèè: ÷èíîâíèê íè÷åãî íå áóäåò äåëàòü äëÿ ïîñåòèòåëÿ, ïîêà òîò íå ïîïðîñèò, äàæå ïðè êîíñóëüòàöèè êàñàåòñÿ òîëüêî òîãî, î ÷åì åãî ñïðàøèâàþò, íå äåëàåò íàìåêîâ íà îòêðûâøèåñÿ âîçìîæíîñòè.

Âîò ñ  êàêîãî äèàëîãà íà÷èíàåòñÿ ñöåíà ó Ïóøêèíà. Ôàóñò îáðàùàåòñÿ ê Ìåôèñòîôåëþ:
«Ìíå ñêó÷íî, áåñ». –
«×òî äåëàòü, Ôàóñò?»

Ìåôèñòîôåëü ãîòîâ óñëóæèòü, íî îí äîëæåí ïîëó÷èòü óêàçàíèå. Ìåôèñòîôåëü óâåðÿåò, ÷òî âñå ðàçóìíûå ñóùåñòâà îáðå÷åíû íà ñêóêó, òàêîâ çàêîí, íàðóøèòü êîòîðûé íèêòî íå ñìååò.
Òàêîâ âàì ïîëîæåí ïðåäåë,
Åãî æ íèêòî íå ïðåñòóïàåò.
Âñÿ òâàðü ðàçóìíàÿ ñêó÷àåò:
Èíîé îò ëåíè, òîò îò äåë;
Êòî âåðèò, êòî óòðàòèë âåðó;
Òîò íàñëàäèòüñÿ íå óñïåë,
Òîò íàñëàäèëñÿ ÷åðåç ìåðó,
È âñÿê çåâàåò äà æèâåò –
È âñåõ âàñ ãðîá, çåâàÿ, æäåò.
Çåâàé è òû.

Óäèâèòåëüíóþ ïåðñïåêòèâó íàðèñîâàë Ìåôèñòîôåëü ñâîåìó ïîâåëèòåëþ.

Èñïîëíèòåëü âîëè îòêðîâåííî èçäåâàåòñÿ íàä ñâîèì ïîâåëèòåëåì, äåìîíñòðèðóÿ, ÷òî âëàñòü òîãî íà êîðîòêîå âðåìÿ, à åãî ñîáñòâåííàÿ íàâñåãäà. Ó Ïóøêèíà Ìåôèñòîôåëü êàê áû ïîäâîäèò èòîãè îáùåíèÿ ñ íèì Ôàóñòà, îí íàïîìèíàåò Ôàóñòó êàêèå-òî ìîìåíòû, çàñòàâëÿåò åãî âñïîìíèòü äàæå òå ìûñëè è ÷óâñòâà, êîòîðûå Ôàóñò ïûòàåòñÿ íå çàäåâàòü.

Ïî ïðîøåñòâèè ìíîãèõ ëåò Ôàóñò èäåàëèçèðóåò ñâîè îòíîøåíèÿ ñ Ãðåòõåí, ñàì ñåáÿ óáåæäàåò, ÷òî â òî âðåìÿ ñ÷àñòëèâ áûë. À Ìåôèñòîôåëü îïÿòü íàïîìèíàåò, ÷òî ïåðâîå ÷óâñòâî ñâîåé ïîáåäû íàä ïðîñòîäóøíîé äåâîé ó Ôàóñòà áûñòðî ñìåíèëîñü íåîäîëèìûì îòâðàùåíüåì ê íåâèííîé æåðòâå. Áåñ íàõîäèò òàêîå ñðàâíåíèå, êîòîðîå âûçûâàåò ó Ôàóñòà îòâðàùåíèå ê òîìó, êòî íàïîìíèë åìó åãî ïðîøëûå îùóùåíèÿ è ñîñòîÿíèÿ:
Òàê áåçðàñ÷åòíûé äóðàëåé,
Âîòùå ðåøàñü íà çëîå äåëî,
Çàðåçàâ íèùåãî â ëåñó,
Áðàíèò îáîäðàííîå òåëî.

Читайте также:  Скачать бланк о болезни в школу

Ôàóñò ñî çëîñòüþ ãîâîðèò:
Ñîêðîéñÿ àäñêîå òâîðåíüå!
Áåãè îò âçîðà ìîåãî!

Ïîõîæå, ÷òî øòå ïðîâåë ñâîåãî ãåðîÿ ÷åðåç èñïûòàíèÿ ïîçíàíèåì ìèðà, íàóêîé, ëþáîâüþ, çàáàâàìè è ñëàâîé. Âñå ýòî ïåðå÷èñëÿåò Ìåôèñòîôåëü â ñöåíå ó Ïóøêèíà:
ß ìåëêèì áåñîì èçâèâàëñÿ,
Ðàçâåñåëèòü òåáÿ ñòàðàëñÿ,
Âîçèë è ê âåäüìàì, è ê äóõàì,
È ÷òî æå? âñ¸ ïî ïóñòÿêàì.
Æåëàë òû ñëàâû – è äîáèëñÿ,
Õîòåë âëþáèòüñÿ – è âëþáèëñÿ.
Òû ñ æèçíè âçÿë âîçìîæíó äàíü,
À áûë ëè ñ÷àñòëèâ?

Ó ìåíÿ òàêîå îùóùåíèå, ÷òî Ïóøêèí èñïûòûâàåò Ôàóñòà åùå è âëàñòüþ. Òà âëàñòü, êîòîðóþ èìååò Ôàóñò ó øòå, è âëàñòü â ñöåíå ó Ïóøêèíà, íà ìîé âçãëÿä, ðàçíûå óðîâíè âëàñòè. Ó Ãåòå Ôàóñò íà ðàâíûõ ñ öàðÿìè äðåâíåãî ìèðà è ñ êàíöëåðàìè, âìåñòå ñ Ìåôèñòîôåëåì Ôàóñò äàåò ñîâåòû ñàìîìó èìïåðàòîðó, ïûòàåòñÿ ñïàñòè èìïåðèþ îò ðàçâàëà. Ôàóñò ó Ãåòå òîëüêî óâåðåí, ÷òî âëàñòü äàåò ñ÷àñòüå.

Íàõîäèòü
Âî âëàñòè ñ÷àñòüå äîëæåí ïîâåëèòåëü.
Ïóñòü âûñøåé âîëè áóäåò îí õðàíèòåëü,
Íî ïóñòü íèêòî íå ìîæåò ïðîñëåäèòü
Åãî âûñîêèõ ìûñëåé. Ïîâåëåíüå
Îí òîëüêî áëèçêèì îòäàåò;
×ðåç íèõ îíî ñâåðøàåòñÿ – è âîò
Íåâîëüíî ìèð ïðèõîäèò â èçóìëåíüå.
Òîãäà âñåõ âûøå ÷òèò åãî íàðîä;
Òàê îí ñåáå âñþ ñëàâó îñòàâëÿåò.
Ïåðåâîä Í. Õîëîäêîâñêîãî.

Ñöåíà ñðàæåíèÿ, â êîòîðîì ó÷àñòâóåò Ôàóñò â êà÷åñòâå ãëàâíîãî ãåíåðàëà (Feldmarschall – ó øòå), çàâåðøàåòñÿ ïîáåäîé èìïåðàòîðñêèõ âîéñê. Ïîìîãëè «òðè ñèëüíûõ», òðè ïîêîëåíèÿ âîèíîâ, êîòîðûå â ñîîòâåòñòâèè ñ áèáëåéñêîé òðàäèöèåé ïîìîãëè öàðþ Äàâèäó ðàñïðàâèòüñÿ ñ âðàãàìè (Âòîðàÿ êíèãà Öàðñòâ, ãëàâà 23, ñòèõ 8).

Ôàóñò óæå ïðèâûê æèòü, èìåÿ òàêîãî èñïîëíèòåëÿ âîëè. Ýòî ìå÷òà ëþáîãî âëàñòèòåëÿ — èìåòü ðÿäîì òîãî, êòî âëàäååò âñåé èíôîðìàöèåé è ñïîñîáåí âûïîëíèòü ëþáîé ïðèêàç.
Ïî ýòîìó ïðèíöèïó õî÷åò äåéñòâîâàòü ñòàðóõà èç ñêàçêè Ïóøêèíà î ðûáàêå è ðûáêå:
«Íå õî÷ó áûòü âîëüíîþ öàðèöåé,
Õî÷ó áûòü âëàäû÷èöåé ìîðñêîþ,
×òîáû æèòü ìíå â Îêèÿíå-ìîðå,
×òîáû ñëóæèëà ìíå ðûáêà çîëîòàÿ
È áûëà á ó ìåíÿ íà ïîñûëêàõ».

Ôàóñò óæå íàõîäèòñÿ ïî÷òè â òàêèõ óñëîâèÿõ. È åìó ñêó÷íî. Ýòî ïîçèöèÿ ïðåñûùåííîãî âëàñòüþ.

Ïîêîÿ íå äàþò âîïðîñû. ×òî Ïóøêèíà çàñòàâèëî îáðàòèòüñÿ ê ýòîé òåìå? Âñåñèëèå öàðñêîé âëàñòè? Ïîëîæåíèå èçãíàííèêà? Îæèäàíèå, ïðåä÷óâñòâèå ñîáûòèé â Ïåòåðáóðãå â êàíóí âûñòóïëåíèÿ äåêàáðèñòîâ?

Ïóøêèíñêèé Ôàóñò ïðîãîíÿåò Ìåôèñòîôåëÿ, êîòîðûé çëî íàïîìíèë ïðåæíèå ìûñëè è ÷óâñòâà ñàìîãî Ôàóñòà. Ìû âåäü íå ëþáèì òåõ, êòî íàïîìèíàåò íàì íåïðèÿòíûå ôàêòû èç íàøåãî ïðîøëîãî. Âîò è Ôàóñò ïðîãîíÿåò áåñà:
«Ñîêðîéñÿ, àäñêîå òâîðåíüå!»

À òîò íå ìîæåò óéòè áåç êîìàíäû.
«Èçâîëü».
Ñëîâî-òî êàêîå! Îíî — ýòî èçâîëü — íûí÷å ìàëî óïîòðåáëÿåòñÿ, íî â ñëîâå ñîäåðæèòñÿ ïðÿìîå ïðåäëîæåíèå èñïîëíèòåëÿ ê ïîâåëèòåëè: âûñêàæè ñâîþ âîëþ, âûðàçè ñâîå æåëàíèå!
      «Çàäàé ëèøü ìíå çàäà÷ó:
Áåç äåëà, çíàåøü, îò òåáÿ
Íå ñìåþ îòëó÷àòüñÿ ÿ –
ß äàðîì âðåìåíè íå òðà÷ó».
Ôàóñò
×òî òàì áåëååò?  ãîâîðè.
Ìåôèñòîôåëü
Êîðàáëü èñïàíñêèé òðåõìà÷òîâûé,
Ïðèñòàòü â Ãîëëàíäèþ ãîòîâûé:
Íà íåì ìåðçàâöåâ ñîòíè òðè,
Äâå îáåçüÿíû, áî÷êè çëàòà,
Äà ãðóç áîãàòûé øîêîëàòà,
Äà ìîäíàÿ áîëåçíü: îíà
Íåäàâíî íàì ïîäàðåíà.
Ôàóñò
Âñå óòîïèòü.
Ìåôèñòîôåëü
Ñåé÷àñ.
(Èñ÷åçàåò)

Îò ñêóêè Ôàóñò ïðèêàçàë óòîïèòü êîðàáëü? Èëè èç ñîîáðàæåíèé áåçîïàñíîñòè, ÷òîáû ìîäíàÿ áîëåçíü íå ïîïàëà íà ïîäâëàñòíûå òåððèòîðèè?  òðàãåäèè øòå íåò íàìåêîâ íà âåíåðè÷åñêèå çàáîëåâàíèÿ, õîòÿ íåìàëî ñöåí, ðèñóþùèõ ñâîáîäó íðàâîâ. Ñ÷èòàåòñÿ, ÷òî ñèôèëèñ áûë çàâåçåí ñ êîðàáëÿìè èç Íîâîãî Ñâåòà â 1493 ãîäó, òî åñòü óæå ÷åðåç ãîä ïîñëå îòêðûòèÿ Àìåðèêè. Ëåãåíäû î äîêòîðå Ôàóñòå òîæå îòíîñÿòñÿ ê XV âåêó.

Ïî-ìîåìó, â ýòîì ôàêòå, â ýòîé êîðîòêîé ñöåíå ó Ïóøêèíà ñîäåðæàòñÿ íàìåêè íà áîëåå ñåðüåçíûå òåìû, ÷åì ïðîñòî óíè÷òîæåíèå èñïàíñêîãî êîðàáëÿ èç Íîâîãî Ñâåòà.

Äàâàéòå ðàçáåðåìñÿ. Âñïîìíèì, ÷òî âî âòîðîé ÷àñòè â ÷åòâåðòîì àêòå øòå îòïðàâëÿåò ñâîèõ ãåðîåâ íà âûñîêóþ ãîðíóþ âåðøèíó, òàì ðàçãîâîð ìåæäó Ôàóñòîì è Ìåôèñòîôåëåì èäåò î âëàñòè, Ìåôèñòîôåëü ïðåäëàãàåò Ôàóñòó çàñåëèòü æèâîïèñíûé óãîëîê, ïîñòðîèòü ïðîñòîðíûé çàìîê, ñîçäàòü ïàðê äëÿ ïðîãóëîê ñ òåíèñòûìè àëëåÿìè,  ñ õðóñòàëüíûìè ðó÷üÿìè è âîäîïàäàìè, çàñåëèòü íåáîëüøèå äîìèêè ïðåêðàñíûìè æåíùèíàìè è ïðîâîäèòü ñðåäè íèõ âîëøåáíûå ÷àñû óåäèíåíüÿ.

Íî òàêàÿ æèçíü óæå íå óñòðàèâàåò Ôàóñòà. Îí ðàññêàçûâàåò:
Âëàñòü, ñîáñòâåííîñòü íóæíà ìíå ñ ýòèõ ïîð!
Ìíå äåëî – âñå, à ñëàâà – âçäîð!

Ôàóñò çàäóìàë ïîñòðîèòü ñòðàíó òàì, ãäå ìîðå, ãäå ïðèëèâû è îòëèâû áåç âñÿêîé ïîëüçû, îí ðåøèë îòâîåâàòü çíà÷èòåëüíûå òåððèòîðèè ó ìîðÿ. Íî ýòèì çàìûñëàì ñïåðâà ïîìåøàëà âîéíà, â êîòîðîé îí ïîìîã èìïåðàòîðó îäåðæàòü ïîáåäó, à ïîòîì, êîãäà ñòðîèòåëüñòâî ñòîëèöû íà îòâîåâàííûõ ó ìîðÿ çåìëÿõ âåëîñü âîâñþ, çàáîòà ëèøèëà åãî çðåíèÿ, íî îí è ïîñëå ïðîäîëæàë ðóêîâîäèòü ñòðîèòåëüñòâîì, íàéäÿ â ýòîì ñ÷àñòüå äëÿ ñåáÿ.  ýòîò ìîìåíò è ïðîçâó÷àëè åãî ìàãè÷åñêèå ñëîâà, ïîñòàâèâøèå ïîñëåäíþþ òî÷êó â çåìíîé æèçíè Ôàóñòà.

Ïóøêèíñêàÿ ñöåíà íà áåðåãó ìîðÿ ïðîèñõîäèò ïîñëå ïîáåäû èìïåðàòîðñêèõ âîéñê è â õîäå ñòðîèòåëüñòâà ñòîëèöû íà ìîðñêîì áåðåãó. Çäåñü ó Ïóøêèíà ñîäåðæèòñÿ íàìåê íà òó èñòîðèþ, êîòîðàÿ îêàçàëàñü ïîä òîëñòûì ñëîåì ëæèâîé øòóêàòóðêè. Âèäèìî, Ïóøêèí ÷óâñòâîâàë, ÷òî âåëèêóþ èìïåðèþ ìîæíî áûëî ñîõðàíèòü, åñëè áû êàêèå-òî ñâåðõúåñòåñòâåííûå ñèëû íå ïîçâîëèëè êîðàáëÿì èç Íîâîãî Ñâåòà âåçòè â Ñòàðûé Ñâåò áî÷êè ñ çîëîòîì è çàðàçíûå áîëåçíè. Çîëîòî ïîçâîëèëî ñîçäàòü íîâûå òàê íàçûâàåìûå ýìèññèîííûå öåíòðû è ïðîòèâîñòîÿòü èìïåðñêîìó, öàðñêîìó äâîðó.

Ïóøêèí òî÷íî óêàçûâàåò, ãäå Ôàóñò ñòðîèë ñâîé ãîðîä.  Ãîëëàíäèè. È èñïàíñêàÿ êàðàâåëëà øëà èìåííî â Ãîëëàíäèþ. Ãîëëàíäèÿ, âèäèìî, è îêàçàëàñü îäíèì èç äåòîíàòîðîâ, ïðèâåäøèõ ê ðàñïàäó ìèðîâîé èìïåðèè. ×åðåç Ãîëëàíäèþ â Åâðîïó ðàñïðîñòðàíÿëîñü è çîëîòî èç Àìåðèêè, è âåíåðè÷åñêèå áîëåçíè. Âèäèìî, íå ñëó÷àéíî íà ñòàðûõ êàðòàõ Ãîëëàíäèÿ óêàçàíà êàê Goldland, à åùå Batavia, òî åñòü ñòðàíà çîëîòà, ñòðàíà Áàòûÿ. 
                Åñëè ýòà ìûñëü âåðíà è íàéäåò ïîäòâåðæäåíèå, òî ìîæíî áóäåò ñäåëàòü è ñëåäóþùèé øà㠖 ïðåäïîëîæèòü, ÷òî â òðàãåäèè øòå, â ôàêòå ñòðîèòåëüñòâà ìîðñêîé ñòîëèöû èìïåðèè íàøëè îòðàæåíèå äâà ôàêòà ñîêðûòîé ñåãîäíÿ èñòîðèè ìèðîâîé èìïåðèè: òàê íàçûâàåìàÿ Ëèâîíñêàÿ âîéíà, êîòîðóþ âåë âåëèêèé ìîíãîëüñêèé õàí – ðóññêèé öàðü Èâàí Ãðîçíûé ñ çàïàäíîåâðîïåéñêèìè ðåôîðìàòîðàìè, è ïîïûòêà ïîñòðîèòü ãèãàíòñêóþ ñòîëèöó èç ìíîãèõ ïîðòîâ íà áåðåãó ìîðÿ, ÷òîáû èç íåå  ìîæíî áûëî âîçäåéñòâîâàòü íà Íîâûé Ñâåò.

Îêêóïèðîâàâ Ðîññèþ, Çàïàäíàÿ Åâðîïà ïåðåïèñàëà ìèðîâóþ èñòîðèþ. Ëèâîíñêóþ âîéíó ñâåëè äî ìàñøòàáîâ áîðüáû ñ Ëèòâîé â Ïðèáàëòèêå, à ñòðîèòåëüñòâî èìïåðñêèì öåíòðîì ìîðñêîé ñòîëèöû ïðåäñòàâèëè êàê ñòðîèòåëüñòâî Àðõàíãåëüñêà íà Áåëîì ìîðå.

È åùå îäèí âîïðîñ õî÷ó ïîñòàâèòü ïîïóòíî. ß ñ÷èòàþ, ÷òî òðàãåäèÿ øòå  «Ôàóñò» — ýòî î÷åíü ñâîåîáðàçíàÿ ðåàêöèÿ íà ðàñïàä èìïåðèè, íîñòàëüãèÿ ïî ñèëüíîé ðóêå, ñïîñîáíîé îáúåäèíèòü ìíîæåñòâî ìàòåðèàëüíûõ, äåíåæíûõ, ëþäñêèõ è ïðî÷èõ ðåñóðñîâ äëÿ âîïëîùåíèÿ êàêèõ-òî âåëèêèõ îáùåñòâåííî çíà÷èìûõ çàìûñëîâ.

Ïî÷åìó ÿ çàãîâîðèë î ñèëüíîé ðóêå? Äà ïîòîìó, ÷òî Ôàóñò – Faust â ïåðåâîäå «êóëàê». Âåëèêèé íåìåöêèé ïîýò ïðîâåë ñâîåãî ãåðîÿ ïî îñíîâíûì ñòðàíèöàì ìèðîâîé èñòîðèè, ñäåëàë åãî êàê áû ó÷àñòíèêîì äàâíî ìèíóâøèõ ñîáûòèé, ÷òîáû îí, ÷åëîâåê ó÷åíûé,  íàêîïèë åùå áîëüøå îïûòà è ìóäðîñòè è ïðèøåë ê óáåæäåíèþ, ÷òî ñòðîèòü íàäî íå äëÿ ñåáÿ, à äëÿ ëþäåé, ÷òî òîëüêî ïðè òàêîì óñëîâèè îí ìîæåò ðàññ÷èòûâàòü íà ïàìÿòü áëàãîäàðíûõ ïîòîìêîâ.

Источник