И модную болезнь она недавно вам подарена что за болезнь

И модную болезнь она недавно вам подарена что за болезнь thumbnail

БЕРЕГ МОРЯ. ФАУСТ И МЕФИСТОФЕЛЬ.

Фауст

Мне скучно, бес.

Мефистофель

Что делать, Фауст?
Таков вам положен предел,
Его ж никто не преступает.
Вся тварь разумная скучает:
Иной от лени, тот от дел;
Кто верит, кто утратил веру;
Тот насладиться не успел,
Тот насладился через меру,
И всяк зевает да живет —
И всех вас гроб, зевая, ждет.
Зевай и ты.

Фауст

Сухая шутка!
Найди мне способ как-нибудь
Рассеяться.

Мефистофель

Доволен будь
Ты доказательством рассудка.
В своем альбоме запиши:
Fastidium est quies — скука
Отдохновение души.
Я психолог… о вот наука!..
Скажи, когда ты не скучал?
Подумай, поищи. Тогда ли,
Как над Виргилием дремал,
А розги ум твой возбуждали?
Тогда ль, как розами венчал
Ты благосклонных дев веселья
И в буйстве шумном посвящал
Им пыл вечернего похмелья?
Тогда ль, как погрузился ты
В великодушные мечты,
В пучину темную науки?
Но — помнится — тогда со скуки,
Как арлекина, из огня
Ты вызвал наконец меня.
Я мелким бесом извивался,
Развеселить тебя старался,
Возил и к ведьмам и к духам,
И что же? все по пустякам.
Желал ты славы — и добился, —
Хотел влюбиться — и влюбился.
Ты с жизни взял возможну дань,
А был ли счастлив?

Фауст

Перестань,
Не растравляй мне язвы тайной.
В глубоком знанье жизни нет —
Я проклял знаний ложный свет,
А слава… луч ее случайный
Неуловим. Мирская честь
Бессмысленна, как сон… Но есть
Прямое благо: сочетанье
Двух душ…

Мефистофель

И первое свиданье,
Не правда ль? Но нельзя ль узнать
Кого изволишь поминать,
Не Гретхен ли?

Фауст

О сон чудесный!
О пламя чистое любви!
Там, там — где тень, где шум древесный,
Где сладко-звонкие струи —
Там, на груди ее прелестной
Покоя томную главу,
Я счастлив был…

Мефистофель

Творец небесный!
Ты бредишь, Фауст, наяву!
Услужливым воспоминаньем
Себя обманываешь ты.
Не я ль тебе своим стараньем
Доставил чудо красоты?
И в час полуночи глубокой
С тобою свел ее? Тогда
Плодами своего труда
Я забавлялся одинокой,
Как вы вдвоем — все помню я.
Когда красавица твоя
Была в восторге, в упоенье,
Ты беспокойною душой
Уж погружался в размышленье
(А доказали мы с тобой,
Что размышленье — скуки семя).
И знаешь ли, философ мой,
Что думал ты в такое время,
Когда не думает никто?
Сказать ли?

Фауст

Говори. Ну, что?

Мефистофель

Ты думал: агнец мой послушный!
Как жадно я тебя желал!
Как хитро в деве простодушной
Я грезы сердца возмущал! —
Любви невольной, бескорыстной
Невинно предалась она…
Что ж грудь моя теперь полна
Тоской и скукой ненавистной?..
На жертву прихоти моей
Гляжу, упившись наслажденьем,
С неодолимым отвращеньем:
Так безрасчетный дуралей,
Вотще решась на злое дело,
Зарезав нищего в лесу,
Бранит ободранное тело; —
Так на продажную красу,
Насытясь ею торопливо,
Разврат косится боязливо…
Потом из этого всего
Одно ты вывел заключенье…

Фауст

Сокройся, адское творенье!
Беги от взора моего!

Мефистофель

Изволь. Задай лишь мне задачу:
Без дела, знаешь, от тебя
Не смею отлучаться я —
Я даром времени не трачу.

Фayст

Что там белеет? говори.

Мефистофель

Корабль испанский трехмачтовый,
Пристать в Голландию готовый:
На нем мерзавцев сотни три,
Две обезьяны, бочки злата,
Да груз богатый шоколата,
Да модная болезнь: она
Недавно вам подарена.

Фауст

Все утопить.

Мефистофель

Сейчас.

(Исчезает.)

Александр Пушкин

Александр Пушкин

Александр Пушкин начал писать свои первые произведения уже в семь лет. В годы учебы в Лицее он прославился, когда прочитал свое стихотворение Гавриилу Державину. Пушкин первым из русских писателей начал зарабатывать литературным трудом. Он создавал не только лирические стихи, но и сказки, историческую прозу и произведения в поддержку революционеров — за вольнодумство поэта даже отправляли в ссылки.

Источник

Александр Пушкин

БЕРЕГ МОРЯ. ФАУСТ И МЕФИСТОФЕЛЬ.

Фауст

Мне скучно, бес.

Мефистофель

                        Что делать, Фауст?
Таков вам положен предел,
Его ж никто не преступает.
Вся тварь разумная скучает:
Иной от лени, тот от дел;
Кто верит, кто утратил веру;
Тот насладиться не успел,
Тот насладился через меру,
И всяк зевает да живет —
И всех вас гроб, зевая, ждет.
Зевай и ты.

Фауст

         Сухая шутка!
Найди мне способ как-нибудь
Рассеяться.

Мефистофель

          Доволен будь
Ты доказательством рассудка.
В своем альбоме запиши:
Fastidium est quies — скука
Отдохновение души.
Я психолог… о вот наука!..
Скажи, когда ты не скучал?
Подумай, поищи. Тогда ли,
Как над Виргилием дремал,
А розги ум твой возбуждали?
Тогда ль, как розами венчал
Ты благосклонных дев веселья
И в буйстве шумном посвящал
Им пыл вечернего похмелья?
Тогда ль, как погрузился ты
В великодушные мечты,
В пучину темную науки?
Но — помнится — тогда со скуки,
Как арлекина, из огня
Ты вызвал наконец меня.
Я мелким бесом извивался,
Развеселить тебя старался,
Возил и к ведьмам и к духам,
И что же? всё по пустякам.
Желал ты славы — и добился, —
Хотел влюбиться — и влюбился.
Ты с жизни взял возможну дань,
А был ли счастлив?

Фауст

                        Перестань,
Не растравляй мне язвы тайной.
В глубоком знанье жизни нет —
Я проклял знаний ложный свет,
А слава… луч ее случайный
Неуловим. Мирская честь
Бессмысленна, как сон… Но есть
Прямое благо: сочетанье
Двух душ…

Мефистофель

        И первое свиданье,
Не правда ль? Но нельзя ль узнать
Кого изволишь поминать,
Не Гретхен ли?

Фауст

                О сон чудесный!
О пламя чистое любви!
Там, там — где тень, где шум древесный,
Где сладко-звонкие струи —
Там, на груди ее прелестной
Покоя томную главу,
Я счастлив был…

Мефистофель

                Творец небесный!
Ты бредишь, Фауст, наяву!
Услужливым воспоминаньем
Себя обманываешь ты.
Не я ль тебе своим стараньем
Доставил чудо красоты?
И в час полуночи глубокой
С тобою свел ее? Тогда
Плодами своего труда
Я забавлялся одинокой,
Как вы вдвоем — все помню я.
Когда красавица твоя
Была в восторге, в упоенье,
Ты беспокойною душой
Уж погружался в размышленье
(А доказали мы с тобой,
Что размышленье — скуки семя).
И знаешь ли, философ мой,
Что́ думал ты в такое время,
Когда не думает никто?
Сказать ли?

Фауст

                Говори. Ну, что?

Мефистофель

Ты думал: агнец мой послушный!
Как жадно я тебя желал!
Как хитро в деве простодушной
Я грезы сердца возмущал! —
Любви невольной, бескорыстной
Невинно предалась она…
Что ж грудь моя теперь полна
Тоской и скукой ненавистной?..
На жертву прихоти моей
Гляжу, упившись наслажденьем,
С неодолимым отвращеньем:
Так безрасчетный дуралей,
Вотще решась на злое дело,
Зарезав нищего в лесу,
Бранит ободранное тело; —
Так на продажную красу,
Насытясь ею торопливо,
Разврат косится боязливо…
Потом из этого всего
Одно ты вывел заключенье…

Фауст

Сокройся, адское творенье!
Беги от взора моего!

Мефистофель

Изволь. Задай лишь мне задачу:
Без дела, знаешь, от тебя
Не смею отлучаться я —
Я даром времени не трачу.

Фауст

Что там белеет? говори.

Мефистофель

Корабль испанский трехмачтовый,
Пристать в Голландию готовый:
На нем мерзавцев сотни три,
Две обезьяны, бочки злата,
Да груз богатый шоколата,
Да модная болезнь: она
Недавно вам подарена.

Фауст

Всё утопить.

Мефистофель

                     Сейчас.

© Это произведение перешло в общественное достояние. Произведение написано автором, умершим более семидесяти лет назад, и опубликовано прижизненно, либо посмертно, но с момента публикации также прошло более семидесяти лет. Оно может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения.

Источник

 Ñòèõîòâîðåíèå À.Ñ.Ïóøêèíà. 1825ã.
Ñöåíà èç Ôàóñòà. Áåðåã ìîðÿ. Ôàóñò è Ìåôèñòîôåëü.(Êîíöîâêà).

Ôàóñò
×òî òàì áåëååò? ãîâîðè.

Ìåôèñòîôåëü
Êîðàáëü èñïàíñêèé òðåõìà÷òîâûé,
Ïðèñòàòü â Ãîëëàíäèþ ãîòîâûé:
Íà íåì ìåðçàâöåâ ñîòíè òðè,
Äâå îáåçüÿíû, áî÷êè çëàòà,
Äà ãðóç áîãàòûé øîêîëàòà,
Äà ìîäíàÿ áîëåçíü: îíà
Íåäàâíî âàì ïîäàðåíà.

Ôàóñò
Âñ¸ óòîïèòü.

Ìåôèñòîôåëü
Ñåé÷àñ.

(Èñ÷åçàåò.)

 Åñòü òàêàÿ êîíñïèðîëîãè÷åñêàÿ òðàêòîâêà äàííîãî îòðûâêà ñòèõîòâîðåíèÿ,
ãäå…

«êîðàáëü òð¸õìà÷òîâûé» — ýòî ìåíîðà-ñåìèñâå÷íèê, à òàêæå ñèìâîë òð¸õ ìàñîíñêèõ ñòóïåíåé;
«òðèñòà ìåðçàâöåâ» — ýòî ìàñîíû-äåêàáðèñòû;
«äâå îáåçüÿíû» — ýòî äåêàáðèñòû Ïåñòåëü è Ìóðàâü¸â, êîòîðûå â ñïîðå ñ ïîýòîì íàçâàëè ïîñëåäíåãî îáåçüÿíîé;
«ìîäíàÿ áîëåçíü» — óâëå÷åíèå ìàñîíñòâîì.

 Ñàìî ñòèõîòâîðåíèå áûëî íàïèñàíî çà ïîë ãîäà äî âîññòàíèÿ äåêàáðèñòîâ.

 Ìîæíî ëè ñîãëàñèòüñÿ ñ òàêîé òðàêòîâêîé? Îò÷àñòè äà.
 ×òî äî «äâóõ îáåçüÿí» è «ìîäíîé áîëåçíè» — âîçìîæíî, íî íàñ÷¸ò «òð¸õìà÷òîâîãî êîðàáëÿ» è «òð¸õ ñîòåí ìåðçàâöåâ» — âðÿä ëè.

 Ïóøêèí, ðàçðóãàâøèñü ñ Ïåñòåëåì è Ìóðàâü¸âûì, êîíå÷íî ìîã ñúÿçâèòü, íî îñòàëüíûõ äåêàáðèñòîâ, ñðåäè êîòîðûõ ó íåãî áûëè äðóçüÿ, íàçâàòü «ìåðçàâöàìè» — ýòî óæå ÷åðåñ÷óð.
 Òàêæå ïðèòÿíóòîé çà óøè êàæåòñÿ òðàêòîâêà «òð¸õìà÷òîâîãî êîðàáëÿ».

 Åñëè óæ ïðèâÿçûâàòüñÿ ê ìàñîíñòâó, òî ìîæíî áûëî áû âñïîìíèòü î ëîæå «Òð¸õ Äîáðîäåòåëåé» èëè î ëîçóíãå «Ñâîáîäà, Ðàâåíñòâî, Áðàòñòâî», êîòîðûé ñâîåé «âîçäóøíîñòüþ» ñãîäèëñÿ áû äëÿ ïàðóñîâ. Ëîçóíã ñâÿçàí àñòðîëîãè÷åñêèìè âîçäóøíûìè çíàêàìè (Ñâîáîäà-Âîäîëåé, Ðàâåíñòâî-Âåñû, Áðàòñòâî-Áëèçíåöû).

 Íî, íà ìîé âçãëÿä, ýòî ïðîñòî ñîâïàäåíèÿ. Ó Ïóøêèíà ìíîãî ñòèõîâ, ãäå ïðèñóòñòâóþò è ìîðñêàÿ ñòèõèÿ è êîðàáëè.

Ïîãàñëî äíåâíîå ñâåòèëî;
Íà ìîðå ñèíåå âå÷åðíèé ïàë òóìàí.
Øóìè, øóìè, ïîñëóøíîå âåòðèëî,
Âîëíóéñÿ ïîäî ìíîé, óãðþìûé îêåàí…

Ëåòè, êîðàáëü, íåñè ìåíÿ ê ïðåäåëàì äàëüíûì
Ïî ãðîçíîé ïðèõîòè îáìàí÷èâûõ ìîðåé…

 Î òîì, êàêóþ ðîëü â âîññòàíèè èãðàë Ïóøêèí, ïîýò ñàì ïèøåò â ñâî¸ì ñòèõîòâîðåíèè «Àðèîí»(1827ã.).
Êñòàòè èëè íåò, íî çäåñü êîðàáëü òîæå áóäåò óòîïëåí.

Íàñ áûëî ìíîãî íà ÷åëíå;
Èíûå ïàðóñ íàïðÿãàëè,
Äðóãèå äðóæíî óïèðàëè
 ãëóáü ìîùíû âåñëû.  òèøèíå
Íà ðóëü ñêëîíÿñü, íàø êîðìùèê óìíûé
 ìîë÷àíüå ïðàâèë ãðóçíûé ÷åëí;
À ÿ — ÁÅÑÏÅ×ÍÎÉ ÂÅÐÛ ÏÎËÍ, —
Ïëîâöàì ÿ ïåë… Âäðóã ëîíî âîëí
Èçìÿë ñ íàëåòó âèõîðü øóìíûé…
Ïîãèá è êîðìùèê è ïëîâåö! —
Ëèøü ÿ, òàèíñòâåííûé ïåâåö,
Íà áåðåã ÂÛÁÐÎØÅÍ ÃÐÎÇÎÞ,
ß ãèìíû ïðåæíèå ïîþ
È ðèçó âëàæíóþ ìîþ
Ñóøó íà ñîëíöå ïîä ñêàëîþ.

 ÁÅÑÏÅ×ÍÎÉ ÂÅÐÛ ÏÎËÍ… Î áåñïå÷íîé æèçíè è òîâàðèùåñêèõ ïèðóøêàõ äî âîññòàíèÿ ó Ïóøêèíà â ñòèõàõ íàïèñàíî äîñòàòî÷íî. Áåñïå÷íî ïîñåÿííûå âîëüíîäóìíûå ìûñëè òåïåðü îáíàðóæèâàþòñÿ ó âîññòàâøèõ. Æóêîâñêèé ñîîáùàåò ïîýòó, ÷òî ó ìíîãèõ çàäåðæàííûõ îáíàðóæåíû ñòèõîòâîðåíèÿ Ïóøêèíà. Áûëî î ÷¸ì ïåðåæèâàòü.

 ÂÛÁÐÎØÅÍ ÃÐÎÇÎÞ…., êîòîðàÿ îêàæåòñÿ íè òî ïðîâåäåíüåì, íè òî ñàìèì Íèêîëàåì Ïåðâûì, «óòîïèâøèì» îñòàëüíûõ.

 Â ÷åðíîâèêàõ Ïóøêèíà ñîõðàíèòñÿ ðèñóíîê ñ ïÿòüþ ïîâåøåííûìè äåêàáðèñòàìè, ñ ïîäïèñüþ…

 «è ÿ áû ìîã, êàê øóò âè…».
 

À âîò åù¸, — íà÷àëî Àêàôèñòà Å.Í.Êàðàìçèíîé (1827ã.):

Çåìëè äîñòèãíóâ íàêîíåö,
Îò áóðü ñïàñ¸ííûé ïðîâåäåíüåì…

 Äà, ðîññèéñêîìó Àðèîíó ïîâåçëî, êàê è ëåãåíäàðíîìó äðåâíåãðå÷åñêîìó Àðèîíó.

 Ê ÷åìó ÿ ýòî âñ¸ ïèøó?
Ê òîìó, ÷òî åñëè â÷åðà, â ñîâåòñêîå âðåìÿ, èç Ïóøêèíà ëåïèëè íåïðèìèðèìîãî ðåâîëþöèîíåðà, òî ñåãîäíÿ èç ïîýòà ïûòàþòñÿ ëåïèòü íè òî ïðîðîêà íè òî, åù¸ ëó÷øå, êîíòððàçâåä÷èêà, ñïåöèàëüíî âíåäð¸ííîãî â ìàñîíñêèå ëîæè äëÿ èõ ïîñëåäóþùåãî ðàçîáëà÷åíèÿ.

 Ñòèõîòâîðåíèÿ Àëåêñàíäðà Ñåðãååâè÷à ñ òàêèìè êðàéíîñòÿìè íå ñîãëàñíû.

Íà ìîðå æèçíåííîì, ãäå áóðè òàê æåñòîêî
Ïðåñëåäóþò âî ìãëå ìîé ïàðóñ îäèíîêîé,
Êàê îí, áåç îòçûâà óòåøíî ÿ ïîþ
È ÒÀÉÍÛÅ ÑÒÈÕÈ îáäóìûâàòü ëþáëþ. (1827ã.).

 ×òî æå ýòî çà òàéíû òàêèå? Êòî ýòè «òðèñòà ìåðçàâöåâ»?
Ñàì ìàðøðóò êîðàáëÿ , èç Èñïàíèè â Ãîëëàíäèþ, óêàçûâàåò íàì íà ïåðâóþ áóðæóàçíóþ, èëè ïî êðàéíåé ìåðå, íà ïåðâóþ ÓÄÀ×ÍÓÞ áóðæóàçíóþ ðåâîëþöèþ.
Íå áóäåì çàáûâàòü, ÷òî èìåííî Ãîëëàíäèÿ ñòàíåò ðîäèíîé áóðæóàçíîé êóëüòóðû.

 Ãðóç «áîãàòûé øîêîëàòà» ïðåäíàçíà÷àëñÿ äëÿ áîãàòûõ, ò.ê. áåäíÿêàì è ñåðåäíÿêàì îí áûë ïðîñòî íå ïî êàðìàíó. Âîçèòü øîêîëàä (êàêàî) ñòàëè, ðàçóìååòñÿ, ïîñëå îòêðûòèÿ Àìåðèêè Êîëóìáîì. Çíà÷èò ðå÷ü èä¸ò íå î áîëåå ðàííåì ïåðèîäå âðåì¸í èíêâèçèòîðà Òîðêâåìàäû, à î âðåìåíè èñïàíñêîãî êîðîëÿ Ôèëèïïà-2.

 Òîãäà âåñüìà ðàçâèòûå ýêîíîìè÷åñêè è âåñüìà çàñåë¸ííûå Íèäåðëàíäû ïîïûòàþòñÿ îñâîáîäèòüñÿ îò èñïàíñêîé êîðîíû. Íèäåðëàíäû íàçûâàëè Ãàðäàðèêîé, êàê è Âåëèêèé Íîâãîðîä, ò.å. ñòðàíîé ãîðîäîâ. Âñåãî ãîðîäîâ áûëî îêîëî 300.
 
 Ñêîëüêî ãîðîäîâ áûëî â Âåëèêîì Íîâãîðîäå íèêòî íå ñ÷èòàë, íî óïðàâëÿëñÿ Íîâãîðîä  áîÿðñêèìè «çîëîòûìè ïîÿñàìè», êîòîðûõ áûëî… Ïðàâèëüíî! 300.
 
 Âïðî÷åì è äðåâíåéøèõ ðîäîâ äðåâíåãî Ðèìà òîæå áûëî 300, êàê è ñïàðòàíöåâ.
 áèáëèè, â êíèãå Ñóäåé (â 7 ãë.) òàêæå ãîâîðèòñÿ î 300 èçáðàííûõ ìóæàõ.

 Íó äà ëàäíî, âåðí¸ìñÿ ê Èñïàíèè.
Èòàê Íèäåðëàíäû ïûòàþòñÿ îñâîáîäèòüñÿ. Ãåðöîã Àëüáà ïîäàâëÿåò âîññòàíèå â Íèäåðëàíäàõ ñàìûì æåñòîêèì îáðàçîì.
  Ðåçíÿ, êàçíè… 300 ðóêîâîäèòåëåé âîññòàíèÿ óòîïÿò â ìîðå.

  Êàê òàì ó Ïóøêèíà â «Ôàóñòå»?

— Âñ¸ óòîïèòü.
— Ñåé÷àñ.

  Íî Àëåêñàíäð Ñåðãååâè÷ ãîâîðèò ÿâíî íå î êàçí¸ííûõ, à î òåõ, êòî ñòîÿë çà âîññòàâøèìè, î òåõ êòî âûâîçèë çîëîòî è òîðãîâàë øîêîëàäîì.
 
 À êòî ýòî? Èóäåè, òî÷íåå ÷àñòü èç íèõ, òå, êîòîðûå —  ñïåöèàëèñòû ïî ôèíàíñàì è òîðãîâëå. Ñîâñåì íå ñëó÷àéíî ìàñîíîâ íàçûâàþò èìåííî æèäîìàñîíàìè.
 Èñïàíèÿ òîãäà áîëåëà ñâîåé «èñïàíñêîé áîëåçíüþ»: ïîäñåäà íà «çîëîòóþ èãëó».
Ñòàëà ïîòðåáëÿòü âñ¸ èìïîðòíîå, ðàñïëà÷èâàÿñü çîëîòîì è ñåðåáðîì èç Àìåðèêè. Òàêèì îáðàçîì çîëîòî èç ñòðàíû âûìûâàëîñü.

 Ïåðâûé îòòîê çîëîòà, à òî÷íåå èóäåéñêîãî êàïèòàëà, èç Èñïàíèè ïðîèçîø¸ë åù¸ ðàíüøå, ïðè Èçàáåëëå Êàñòèëüñêîé è Ôåðäèíàíäå Àðàãîíñêîì. Ýòè ïðàâèòåëè Èñïàíèè ðåøèëè ïîñòðîèòü íè êàêóþ-íèáóäü, à èìåííî êàòîëè÷åñêóþ Èñïàíèþ, ò.å. áåç àðàáîâ-ìóñóëüìàí è èóäååâ.
 
 Èóäåÿì áûëî ïðåäëîæåíî — èëè ïîêèíóòü ñòðàíó, èëè ïðèíÿòü õðèñòèàíñòâî.
Èóäåè æå â Èñïàíèè ÷àùå âñåãî áûëè — ïî ôèíàíñîâîé ÷àñòè: êàçíà÷åè, ñáîðùèêè íàëîãîâ, êîììåðñàíòû, ðîñòîâùèêè è ïðî÷èå ðàáîòíèêè óìñòâåííîãî òðóäà.
 
 Íåñìîòðÿ íà çàïðåò âûâîçèòü ñ ñîáîé çîëîòî è ñåðåáðî, áåãëåöû åãî âûâîçèëè âñåìè äîñòóïíûìè ñïîñîáàìè, óåçæàÿ â Ïîðòóãàëèþ, â Ñåâåðíóþ Àôðèêó, â Òóðöèþ, â Âåíåöèþ è êîíå÷íî æå íà ñåâåð, â Íèäåðëàíäû, ïîäàëüøå îò êàòîëè÷åñêîé öåðêâè.

Âîîáùå èóäåè äàâíî çàíèìàëèñü òîðãîâëåé â äàííîì ðåãèîíå. Ó íèõ äàæå áûëè ñâîè êîðàáëè.

 Îòðûâîê èç êíèãè À.Ñòðèíãîëüìà «Ïîõîäû âèêèíãîâ»(1835ã.).

 «Îäíàæäû â êàêîì-òî ïðèìîðñêîì ãîðîäå Ôðàíöèè, êîãäà èìïåðàòîð(Êàðë Âåëèêèé)ñèäåë çà îáåäîì, ïîêàçàëèñü â ãàâàíè èíîçåìíûå êîðàáëè. Îäíè ñ÷èòàëè èõ ÆÈÄÎÂÑÊÈÌÈ, äðóãèå — àôðèêàíñêèìè, òðåòüè — àíãëèéñêèìè, íî âñå ïîëàãàëè, ÷òî ýòî êóïå÷åñêèå êîðàáëè. Îäíàêî Êàðë ïî ñïîñîáó ïîñòðîéêè è äâèæåíèé óãàäàë èõ íàçíà÷åíèå è ñêàçàë: «Ýòî ñóäà íå ñ òîâàðàìè, à ñ ðàòíûìè ëþäüìè». Âñå òîò÷àñ ñõâàòèëè îðóæèå è ïîñïåøèëè ê ãàâàíè âñòðå÷àòü ýòèõ ãîñòåé. Îäíàêî æ âèêèíãè çàìåòèâ, ÷òî òóò ñàì Êàðë, áûñòðî ïîâåðíóëè â ìîðå è èñ÷åçëè, êàê ìîëíèÿ».

 Âîçìîæíî ïîýò òàê ãëóáîêî è íå êîïàë, íî äëÿ ñåáÿ âûÿñíèë òî, ÷òî âèäèìî õîòåë óñëûøàòü îò Ïåñòåëÿ è Ìóðàâü¸âà — êàêîâà êîíå÷íàÿ öåëü îðãàíèçàöèè? È îò ìàñîíñòâà ñòàë îòõîäèòü.
Ïîëó÷àåòñÿ, ÷òî êðîìå åâðîïåéñêîé äðàìàòóðãèè Àëåêñàíäð Ñåðãååâè÷ èíòåðåñîâàëñÿ åù¸ è èñòîðèåé, èñòîðèåé ðåâîëþöèé.

 Ìîæíî êîíå÷íî ìíîãî îá ýòîì ãîâîðèòü. È î ïîÿâëåíèè Âåíåöèàíñêîé îëèãàðõè÷åñêîé ðåñïóáëèêè ñ å¸ ôèíàíñîâîé ïàóòèíîé, è îá Îñò-Èíäñêèõ êîìïàíèÿõ, è î ïîÿâëåíèè áåæåíöåâ ñ êàïèòàëîì â Àíãëèè (áóäóùèé Ëîíäîí Ñèòè)…
Ìû âåäü ïîìíèì, ÷òî åù¸  Èîàíí-4 óïðåêàë àíãëèéñêóþ êîðîëåâó Åëèçàâåòó-1 â òîì, ÷òî îíà, äåñêàòü, óæå íå õîçÿéêà â ñîáñòâåííîì êîðîëåâñòâå, ÷òî íàðîä ïîäëûé(íåâûñîêîãî ïðîèñõîæäåíèÿ) ðóëèò ñòðàíîé. Íî ýòî — îòäåëüíàÿ òåìà.

 Â 1992ã. âûéäåò ñêàíäàëüíàÿ êíèãà áûâøåãî ñîòðóäíèêà áðèòàíñêèõ ñïåöñëóæá Äæîíà Êîóëìàíà ïîä íàçâàíèåì «Êîìèòåò 300. Òàéíû ìèðîâîãî ïðàâèòåëüñòâà».
Îïÿòü — 300. Íó ÷òî òû áóäåøü äåëàòü?

 
 È íàïîñëåäîê, õîòåëîñü áû óêàçàòü íà åù¸ îäíî óäèâèòåëüíîå ñîâïàäåíèå.
Ëóè Ãåêêåðí, ñ ÷üèì ïðè¸ìíûì ñûíîì, Äàíòåñîì, ñòðåëÿëñÿ Ïóøêèí, áûë ãîëëàíäñêèì ïîñëîì â Ïåòåðáóðãå.
 

Источник

  1. А. С. Пушкин
  2. Собр. соч. в 10 тт.
  3. Т. 2
  4. Стихотворения 1823—1836
  5. 1825

Фауст

Мне скучно, бес.

Мефистофель

Что делать, Фауст?
Таков вам положен предел,
Его ж никто не преступает.
Вся тварь разумная скучает:
Иной от лени, тот от дел;
Кто верит, кто утратил веру;
Тот насладиться не успел,
Тот насладился через меру,
И всяк зевает да живет —
И всех вас гроб, зевая, ждет.
Зевай и ты.

Фауст

Сухая шутка!
Найди мне способ как-нибудь
Рассеяться.

Мефистофель

Доволен будь
Ты доказательством рассудка.

108

В своем альбоме запиши:
Fastidium est quies — скука
Отдохновение души.
Я психолог… о вот наука!..
Скажи, когда ты не скучал?
Подумай, поищи. Тогда ли,
Как над Виргилием дремал,
А розги ум твой возбуждали?
Тогда ль, как розами венчал
Ты благосклонных дев веселья
И в буйстве шумном посвящал
Им пыл вечернего похмелья?
Тогда ль, как погрузился ты
В великодушные мечты,
В пучину темную науки?
Но — помнится — тогда со скуки,
Как арлекина, из огня
Ты вызвал наконец меня.
Я мелким бесом извивался,
Развеселить тебя старался,
Возил и к ведьмам и к духам,
И что же? всё по пустякам.
Желал ты славы — и добился, —
Хотел влюбиться — и влюбился.
Ты с жизни взял возможну дань,
А был ли счастлив?

Фауст

Перестань,
Не растравляй мне язвы тайной.
В глубоком знанье жизни нет —
Я проклял знаний ложный свет,
А слава… луч ее случайный
Неуловим. Мирская честь
Бессмысленна, как сон… Но есть
Прямое благо: сочетанье
Двух душ…

Мефистофель

И первое свиданье,
Не правда ль? Но нельзя ль узнать

109

Кого изволишь поминать,
Не Гретхен ли?

Фауст

О сон чудесный!
О пламя чистое любви!
Там, там — где тень, где шум древесный,
Где сладко-звонкие струи —
Там, на груди ее прелестной
Покоя томную главу,
Я счастлив был…

Мефистофель

Творец небесный!
Ты бредишь, Фауст, наяву!
Услужливым воспоминаньем
Себя обманываешь ты.
Не я ль тебе своим стараньем
Доставил чудо красоты?
И в час полуночи глубокой
С тобою свел ее? Тогда
Плодами своего труда
Я забавлялся одинокой,
Как вы вдвоем — все помню я.
Когда красавица твоя
Была в восторге, в упоенье,
Ты беспокойною душой
Уж погружался в размышленье
(А доказали мы с тобой,
Что размышленье — скуки семя).
И знаешь ли, философ мой,
Что́ думал ты в такое время,
Когда не думает никто?
Сказать ли?

Фауст

Говори. Ну, что?

Мефистофель

Ты думал: агнец мой послушный!
Как жадно я тебя желал!

110

Как хитро в деве простодушной
Я грезы сердца возмущал! —
Любви невольной, бескорыстной
Невинно предалась она…
Что ж грудь моя теперь полна
Тоской и скукой ненавистной?..
На жертву прихоти моей
Гляжу, упившись наслажденьем,
С неодолимым отвращеньем:
Так безрасчетный дуралей,
Вотще решась на злое дело,
Зарезав нищего в лесу,
Бранит ободранное тело; —
Так на продажную красу,
Насытясь ею торопливо,
Разврат косится боязливо…
Потом из этого всего
Одно ты вывел заключенье…

Фауст

Сокройся, адское творенье!
Беги от взора моего!

Мефистофель

Изволь. Задай лишь мне задачу:
Без дела, знаешь, от тебя
Не смею отлучаться я —
Я даром времени не трачу.

Фayст

Что там белеет? говори.

Мефистофель

Корабль испанский трехмачтовый,
Пристать в Голландию готовый:
На нем мерзавцев сотни три,

111

Две обезьяны, бочки злата,
Да груз богатый шоколата,
Да модная болезнь: она
Недавно вам подарена.

Фауст

Всё утопить.

Мефистофель

Сейчас.

З. А. Волконская. Художник Ж.-Б. Изабэ. Миниатюра. 1815.

Воспроизводится по изданию: А. С. Пушкин. Собрание сочинений в 10 томах. М.: ГИХЛ, 1959—1962. Том 2. Стихотворения 1823–1836.

© Электронная публикация — РВБ, 2000—2020. Версия 6.0 от 1 декабря 2019 г.

Источник