История развития предмета пропедевтики внутренних болезней

История развития предмета пропедевтики внутренних болезней thumbnail

Вопрос № 1.

Пропедевтика – (введение) – изучение основных медицинских приемов диагностики внутренних заболеваний. Под внутренними болезнями разумеется группа заболеваний внутренних органов – легких, сердца, желудка, кишечника, печени, почек и т.д.

Основной задачей пропедевтики внутренних болезней является обучение методам исследования больного, распознавания ведущих клинических синдромов, построения синдромального диагноза, основ врачебной этики и деонтологии.
По мнению С.П. Боткина, основной задачей клинической медицины, смыслом деятельности практического врача является «предупреждение болезни, лечение болезни развившейся и, наконец, облегчение страданий больного человека».

История развития пропедевтики.

Гиппократ(Hippocrates, 460-377гг. до н. э.) – великий древнегреческий врач, реформатор античной медицины. Родился на острове Кос, где в течение многих поколений существовала семейная врачебная школа асклепиадов, к которой принадлежали предки и родные Гиппократа.

Заслуга Гиппократа состоит в выделении основных типов темпераментов и в описании типичных телесных и душевных свойств сангвиников, холериков, флегматиков и меланхоликов. Он считал, что каждый тип темперамента предрасположен к определенным болезням.

Гиппократ разработал вопросы причины болезней. Их он делил на общие, преимущественно внешние (влияние времени года, климата, воздуха, воды, питания и др.) и индивидуальные (возраст, пол, темперамент, привычки, наследственность, образ жизни, недостаток или избыток физических упражнений и др.).

Обобщив свой врачебный опыт и опыт предшествующих поколений медиков, Гиппократ разработал учение о диагностике и симптоматике болезней. При обследовании больных он пользовался осмотром, ощупыванием, постукиванием, прикладывал ухо к груди и животу, встряхивал больного, обращал внимание на вид и запах выделений, на осадок в моче и пр. Гиппократ описал многие симптомы и синдромы: шум плеска, шумы, напоминающие кипение уксуса (крепитация), трения кожи (трение плевры) при заболеваниях легких. Гиппократ положил начало описанию течения болезней (первоначальные истории болезни). Он дал названия многих болезней, сохранившихся до сих пор (пневмония, апоплексия, эпилепсия и др.). Он впервые подробно описал признаки умирающего больного – facies Hyppocratica. Гиппократом разработана система лечения, базирующаяся на следующих принципах:

1. Приносить пользу и не вредить (non nocere).

2. Противоположное лечить противоположным.

3. Помогать природе, сообразовывать свои действия с ее усилиями избавиться от болезни.

4. Соблюдать осторожность, щадить силы больного, не менять внезапно лекарства.

С именем Гиппократа связано представление о высоком моральном облике и этике поведения врача. По Гиппократу, врачу должны быть присущи трудолюбие, постоянное совершенствование в своей профессии, серьезность, приветливость, чуткость; он должен уметь завоевать доверие больного, хранить врачебную тайну, иметь приличный и опрятный вид и т.п. Гиппократу приписывают текст так называемой врачебной клятвы (клятва Гиппократа).

Авиценна (Абу Али Хусейн ибн Абдаллах, Ибн-Сина 980-1037г.г.) – врач, философ, естествоиспытатель и поэт. Детство и юность провел в Бухаре, где под руководством опытных ученых изучал богословие, философию, математику, медицину и начал научную и врачебную деятельность.

Ибн-Сина рекомендовал при обследовании больных выслушивать грудь ухом, выстукивать живот, различая звук «бурдючный» (тупой) и «барабанный» (тимпанический), почти на тысячу лет предвосхитив методы аускультации Р. Лаэннека и перкуссии Л. Ауэнбруггера. До второй половины 17 века «Канон врачебной науки» Ибн-Cины был наравне с трудами К. Галена основным руководством, по которому велось преподавание медицины.

Ауэнбруггер Леопольд (1722-1809) – австрийский врач, впервые предложивший перкуссию в качестве одного из методов врачебного исследования. Окончил университет в Вене, там же провел всю жизнь. В 1761 г. издал на латинском языке свою книгу «Новый способ, как при помощи выстукивания грудной клетки человека обнаружить скрытые внутри груди болезни». Этот труд явился результатом семилетних тщательных наблюдений и содержал 95 страниц. Однако метод Ауэнбруггера не был признан его современниками. Лишь спустя 47 лет (в 1808 г.) лейб-медик Наполеона Ж. Корвизар перевел труд Л. Ауэнбруггера на французский язык и издал его со своими комментариями, после чего метод перкуссии получил всеобщее признание.

Рене Лаэннек (1781-1826) – французский врач, один из основоположников современной клинической медицины и патологической анатомии, член Медицинской академии Франции.

Р. Лаэннек – один из основоположников клинико-анатомического метода в медицине. Без микроскопа, пользуясь лупой, он описал морфологическую картину ряда заболеваний легких, цирроза печени, перитонита, аневризмы аорты и др.

Историческая заслуга Р. Лаэннека – в изобретении им стетоскопа (1816 г.) и разработке метода аускультации. Он описал звуковую картину при выслушивании легких, характерную для определенных заболеваний, в частности, крепитацию в начальной стадии крупозной пневмонии, свистящие хрипы при бронхите, металлический звук при пиопневмотораксе. Он выделил и описал эмфизему, гангрену, отек и инфаркт легких, бронхит и др.

Лаэннек предложил термин «туберкулез», установил специфичность и заразность этого заболевания.

В истории кардиологии Р. Лаэннеку принадлежит описание сердечных шумов и симптом «кошачьего мурлыканья» при митральном стенозе, шума трения перикарда, идея клапанного происхождения 1-го тона сердца.

Мудров Матвей Яковлевич (1776-1831) – отечественный врач, один из основоположников русской внутренней медицины. Окончил в 1800 г. медицинский факультет Московского университета. Вначале работал в морском госпитале в Санкт-Петербурге. Совершенствовал знания в клиниках Берлина, Геттингена, Вены, Парижа. В 1809 г. избран зав. кафедрой патологии и терапии Московского университета, которой руководил более 20 лет.

М.Я. Мудров – один из основоположников отечественной военной гигиены. В 1812 г. перед вступлением французской армии в Москву он выезжал в Нижний Новгород, где оказывал помощь раненым и больным воинам.

В 1830-1831 гг. он самоотверженно работал в пораженных эпидемией холеры Нижнем Поволжье и Петербурге, где заразился сам и умер.

Он впервые предложил при обследовании больных детальный расспрос (анамнестический метод М.Я. Мудрова впоследствии был доведен до совершенства Г.А. Захарьиным) и обстоятельное физическое обследование больного путем систематизированного осмотра и пальпации по разработанному им плану, а в последние годы деятельности – с использованием данных перкуссии и аускультации.

М.Я. Мудров учил врачей лечить болезни не по их названию, а исходя из принципа «лечить не болезнь, а больного», т.е. на основании всех особенностей организма и проявлений болезни. Помимо медикаментозного лечения М.Я. Мудров большое значение придавал личной гигиене, уходу за больными, диете, нормализации сна, психическому покою, водолечению.

Читайте также:  Скачать ельцин кремль история болезни хинштейн

Боткин Сергей Петрович (1832-1889) – классик русской медицины, выдающейся терапевт, основоположник функционального направления в отечественной клинической медицине, талантливый педагог, организатор и общественный деятель, создатель крупной школы терапевтов.

С.П. Боткин впервые в России создал при клинике лаборатории: общеклиническую, химическую, бактериологическую и физиологическую. Формирование его взглядов проходило под влиянием И.М. Сеченова, с которым его связывала многолетняя дружба.

С.П. Боткин установил различие между гипертрофией и дилатацией сердца, описал пресистолический шум при стенозе левого атриовентрикулярного отверстия, описал дополнительную точку выслушивания диастолического шума при недостаточности клапана аорты (точка Боткина).

В его лаборатории впервые проведен эксперимент с наложением зажимов на почечную артерию, доказавшим получение симптоматической ренальной гипертонии.

С.П. Боткин – создатель нейрогенной теории патогенеза базедовой болезни. Он первым в России описал клинику микседемы. В учении о нефритах выделил интерстициальную и паренхиматозную формы. Он выделил как самостоятельное заболевание инфекционный гепатит, описал его клинику и первый указал на возможность его перехода в цирроз печени.

Медицина для С.П. Боткина была «наукой предупреждать болезни и лечить больного». Он особое внимание обращал на необходимость соблюдения целесообразного режима и диеты, ценил бальнеотерапию.

Образцов Василий Парменович (1849-1920) – отечественный клиницист, один из основоположников киевской школы советских терапевтов.

Основная заслуга В.П. Образцова в совершенствовании методов клинического исследования, изучении болезней сердечно-сосудистой системы и желудочно-кишечного тракта. Он разработал метод пальпации желудка и кишечника (1887 г.), а затем и других органов брюшной полости. Методическая глубокая скользящая пальпация органов брюшной полости по Образцову получила общее признание. В.Н. Образцов предложил метод непосредственного выслушивания сердца, позволяющий распознать сердечный галоп и третий тон сердца; разработал оригинальный метод непосредственной перкуссии одним пальцем органов грудной и брюшной полости.

Международное признание получило классическое описание В.П. Образцовым (совместно с Н.Д. Стражеско) клинической картины тромбоза коронарных артерий, обосновавшее возможность прижизненного распознавания инфаркта миокарда.

Ланг Георгий Федорович (1875-1948) – терапевт, создатель крупной терапевтической школы,

Первым разработал учение о гипертонической болезни как о заболевании, связанном с нарушением корковой и подкорковой нервной регуляции сосудистого тонуса. Г.Ф. Лангу принадлежит первое в нашей стране клинико-анатомическое исследование пучка Гиса. Впервые предложил лечить мерцательную аритмию хинидином. Первый предложил термин «дистрофия миокарда». Г.Ф. Ланг создал классификацию болезней системы кровообращения.

Мясников Александр Леонидович (1899-1965) – советский терапевт, академик

Под руководством А.Л. Мясникова в масштабе страны развернулись теоретические и клинические исследования по проблемам артериальной гипертонии, атеросклероза и ишемической болезни сердца. Им была развита концепция Г.Ф. Ланга о нейрогенной природе гипертонической болезни, разработаны вопросы патогенеза и классификации атеросклероза и гипертонической болезни.

Источник

Описание презентации ИСТОРИЯ Пропедевтики внутренних болезней Подготовил Студент по слайдам

ИСТОРИЯ Пропедевтики внутренних болезней Подготовил Студент группы Ф-21 /11 Скоба Владислав ИСТОРИЯ Пропедевтики внутренних болезней Подготовил Студент группы Ф-21 /11 Скоба Владислав

Внутренние болезни или терапия Этот раздел медицины изучает этиологию,  патогенез, диагностику, лечение, прогнозВнутренние болезни или терапия Этот раздел медицины изучает этиологию, патогенез, диагностику, лечение, прогноз и профилактику заболеваний внутренних органов – сердца, легких, желудка, кишечника , почек, желез внутренней секреции, серозных оболочек, системы крови и суставов.

 Терапевт - самая распространенная медицинская специальность в мире Терапевт — самая распространенная медицинская специальность в мире

Пропедевтика (от слова « propedeu » - узнаю) – это наука об основах диагностикиПропедевтика (от слова « propedeu » — узнаю) – это наука об основах диагностики внутренних болезней.

 Пропедевтика внутренних болезней – предварительное изучение внутренних болезней или введение в науку о Пропедевтика внутренних болезней – предварительное изучение внутренних болезней или введение в науку о внутренних болезнях Изучая пропедевтику внутренних болезней будущий врач обучается методам диагностики заболеваний

 Qui bene diagnoscit, bene curat.  Кто хорошо диагностирует, тот хорошо и лечит. Qui bene diagnoscit, bene curat. Кто хорошо диагностирует, тот хорошо и лечит. Основной задачей предмета Пропедевтики внутренних болезней является изучение методов обследования больных с диагностической целью, а также изучение симптомов или признаков заболеваний

Диагностика болезней непрерывно связана с развитием медицины Гиппократ ( 460 -377 гг. до н.Диагностика болезней непрерывно связана с развитием медицины Гиппократ ( 460 -377 гг. до н. э. ) – представитель Косской школы Древней Греции. Гиппократ для диагностики заболеваний пользовался «взглядом, осязанием, слухом, обонянием и вкусом» и впервые при лечении применил наблюдение у постели больного. Он выслушивал хрипы в легких, шум трения плевры, применял пальпацию печени и селезенки.

 В Х веке значительный вклад в развитие медицины был внесен выдающимся таджикским врачом В Х веке значительный вклад в развитие медицины был внесен выдающимся таджикским врачом Абу-Али-Ибн-Синой (Авиценной). Авиценна описал симптомы многих заболеваний – плеврита, менингита, чумы, холеры, оспы, сибирской язвы ( «персидский огонь» ), язвенной болезни желудка, сахарного диабета и многих других.

Венский врач Леопольд Ауэнбруггер  (1722 -1809)-впервые предложил метод перкуссии (1861 г. ) Венский врач Леопольд Ауэнбруггер (1722 -1809)-впервые предложил метод перкуссии (1861 г. )

 Рене Лаэннек  (1781 -1821) – впервые предложил метод аускультации и разработал первый Рене Лаэннек (1781 -1821) – впервые предложил метод аускультации и разработал первый стетоскоп.

  «В 1816 году я был приглашен к одной молодой даме, представлявшей общие «В 1816 году я был приглашен к одной молодой даме, представлявшей общие признаки сердечной болезни, у которой прикладывание руки, а равно и перкуссия не дали никаких результатов вследствие имевшейся у нее значительной жировой подстилки. Но так как возраст и пол больной не позволили мне предпринять описанный выше метод исследования, то мне пришло на память известное акустическое явление: прикладывая ухо к одному концу бревна, можно прекрасно расслышать дотрагивание иголкой до другого конца его. Я взял лист бумаги, сделал из него узкий цилиндр, один конец которого приставил к сердечной области и, приложив ухо к другому концу его, я был столь же удивлен, как и обрадован тем, что мог слышать удары сердца гораздо громче и точнее, чем это мне представлялось до тех пор при непосредственном прикладывании уха» . Р. Лаэннек

Стетоскопы,  использовавшиеся врачами в ХХ веке  Стетоскопы, использовавшиеся врачами в ХХ веке

Матвей Яковлевич  Мудров- (1776 -1831) внедрил в практику метод системного обследования больного иМатвей Яковлевич Мудров- (1776 -1831) внедрил в практику метод системного обследования больного и ведение истории болезни

Григорий Антонович Захарьин -(1829 -1897) – предложил метод расспроса,  блестяще владел сбором анамнезаГригорий Антонович Захарьин -(1829 -1897) – предложил метод расспроса, блестяще владел сбором анамнеза

 Крупнейший французский клиницист Юшар писал:  «Школа Захарьина опиралась на наблюдение, на точное Крупнейший французский клиницист Юшар писал: «Школа Захарьина опиралась на наблюдение, на точное знание анамнеза и этиологии, расспроса, воздвигнутого на высоту искусства» . Г. А. Захарьину принадлежит приоритет в описании и объяснении появления зон повышенной кожной чувствительности при заболеваниях внутренних органов (зоны Захарьина-Геда), разработке диагностики и классификации туберкулеза. Великий клиницист считал, что лечение заболеваний должно быть всегда комплексным, включающим гигиенические мероприятия, диету и медикаментозные средства, климатотерапию. Он подчеркивал: «Победоносно спорить с недугами может лишь гигиена» .

Читайте также:  Как узнать что заразился венерическими болезнями

Сергей Петрович Боткин  (1832 -1883) – создал теорию диагностического мышления, был выдающимся клиницистом.Сергей Петрович Боткин (1832 -1883) – создал теорию диагностического мышления, был выдающимся клиницистом. Он считается основоположником физиологического направления в медицине и родоначальником экспериментальной фармакологии, терапии и патологии в России.

 «Теория эта должна вытекать из критического разбора всех найденных фактов. Чем шире и «Теория эта должна вытекать из критического разбора всех найденных фактов. Чем шире и многостороннее образование врача, тем вернее будет критика фактов и тем вернее, конечно, будет гипотеза – результат критического разбора всего найденного. Эта. . . гипотеза и составляет. . . распознавание ( diagnozis ) болезни исследуемого индивидуума» С. П. Боткин

Василий Парменович Образцов (1849 -1920) – создал терапевтическую клиническую школу.  Разработал метод глубокой,Василий Парменович Образцов (1849 -1920) – создал терапевтическую клиническую школу. Разработал метод глубокой, скользящей пальпации.

Николай Дмитриевич Стражеско (1876 - 1920).  Труды по патологии кровообращения и пищеварения, ревматизму.Николай Дмитриевич Стражеско (1876 — 1920). Труды по патологии кровообращения и пищеварения, ревматизму. Совместно с В. П. Образцовым дал классическое описание клиники инфаркта миокарда.

Источник

Пропедевтика(от греч. «propaideuo»-предварительно обучаю) — введение в какую-либо науку, предварительный, вводный курс, систематически изложенный в сжатой и элементарной форме

Пропедевтика внутренних болезней – вводный курс в клиническую дисциплину – внутренние болезни (терапия).

Пропедевтика дает основы тех знаний, которые в дальнейшем используются для углубленного изучения внутренних болезней и используются в повседневной деятельности практического фельдшера.

Предметом пропедевтики внутренних болезней является: самостоятельное обследование пациента всеми наиболее простыми методами, выявление важнейших симптомов болезней, складывание их в синдромы заболеваний, знание лабораторно — инструментальных методов обследования пациентов при заболеваниях внутренних органов, их диагностического значения.

Целями освоения дисциплины «Пропедевтика внутренних болезней» являются формирование важных профессиональных навыков обследования пациента, основ клинического мышления, а также медицинской этики и деонтологии.
Задачи дисциплины:
— изучение методов непосредственного исследования пациента (расспроса, осмотра, пальпации, перкуссии, аускультации);
— изучение некоторых методов лабораторной и инструментальной диагностики заболеваний внутренних органов;
— изучение основных клинических симптомов и синдромов заболеваний внутренних органов;

— формирование представлений об основных принципах диагностического процесса (основ клинического мышления);

— формирование представлений об основных принципах медицинской этики и деонтологии.

Терапия (внутренние болезни, внутренняя медицина) — область медицины, занимающаяся проблемами этиологии, патогенеза и клинических проявлений заболеваний внутренних органов, их диагностики, нехирургического лечения, профилактики и реабилитации.

Терапия ( забота, уход, лечение)лечение консервативными методами: лекарствами (фармакотерапия), сыворотками и вакцинами (серо- и вакцинотерапия); различными видами ионизирующего излучения (лучевая терапия); климатическими условиями, движением, грязями, минеральными водами, массажем, электричеством , лечение питанием (диетотерапия), охлаждением (криотерапия).

К сфере терапии относятся заболевания дыхательной системы (пульмонология), сердечно-сосудистой системы (кардиология), желудочно-кишечного тракта (гастроэнтерология), мочевыделительной системы (нефрология), системы крови (гематология), эндокринной системы (эндокринология), соединительной ткани (ревматология), гериатрия (лечение пожилых пациентов), инфекционные заболевания (заболевания, вызываемые болезнетворными микроорганизмами), спортивная медицина (патологические изменения, возникающие при занятиях спортом).

Врачи, занимающиеся нехирургическим лечением внутренних болезней, называются терапевтами.

Великий русский врач и ученый С. П. Боткин так определил цели практической медицины: «Главнейшие и существенные задачи практической медицины — предупреждение болезни, ле­чение болезни развившейся и, наконец, облегчение страданий больного человека».

Краткая история развития внутренней медицины.

В основе современных медицинских знаний о заболеваниях человека, методах распознавания и способах борьбы с ними лежит опыт, накопленный тысячелетиями. Научные представления о болезнях и диагностика как научная дисциплина развивались вместе с биологией, физикой, химией и др. науками. Состояние и развитие учения о болезнях и распознавании их тесно связаны с уровнем философии каждой эпохи и конкретными знаниями природы.
В период первобытной медицины простые и наглядные проявления болезней — рвота и понос, ощущение боли и жара — являлись основами диагностики. Распознавание заболеваний основывалось на простейших приёмах исследования, которые применялись без плана и методики и подробного изучения симптоматологии заболеваний.
В Др. Египте и Индии обращали внимание на температуру тела, использовали выслушивание и ощупывание, в Китае развилось учение о пульсе.

Древнюю Грецию считают родоначальницей научной клинической медицины.
Диагностическое исследование Гиппократа основывалось на тщательном наблюдении у постели больного, путём сравнения со здоровым или предшествующим состоянием больного, иногда применяли воздействие на больного для определения реакций или симптомов.

Основоположник медицины — Гиппокра́т ((около 460 года до н. э.) — знаменитый древнегреческий врач. 60 медицинских трактатов оказали значительное влияние на развитие медицины — как науки, так и специальности. С именем Гиппократа связано представление о высоком моральном облике и этике поведения врача. Клятва Гиппократа содержит основополагающие принципы, которыми должен руководствоваться врач в своей практической деятельности. Произнесение клятвы (которая на протяжении веков значительно видоизменялась) стало традицией. Основополагающий принцип учения Гиппократа «Не навреди». Заслугой Гиппократа является описание методов обследования больных — аускультации и пальпации. Он обстоятельно изучал характер выделений (мокрота, экскременты, моча) при различных заболеваниях. Согласно Гиппократу, врачу должны быть присущи трудолюбие, приличный и опрятный вид, постоянное совершенствование в своей профессии, серьёзность, чуткость, умение завоевать доверие больного, умение хранить врачебную тайну.

Медицинские термины: ноготь Гиппократа (пальцы в виде барабанных палочек, ногти в виде часовых стёкол); «маска Гиппократа» — лицо умирающего больного (нос острый, глаза впалые, уши холодные и стянутые, кожа на лбу твёрдая, натянутая и сухая, цвет всего лица бледный, с зелёным или серым оттенком).

В 18- 19 вв. в клинику вводятся новые ценные методы исследования. В 1758 г предложена термометрия, 1761г. — Ауэрбрунгер изобрёл перкуссию, 1819 г. — изобретение стетоскопа и разработка метода аускультации Лаэннеком. Разработка методов систематического опроса — анамнеза ( Мудров, Захарьин, Остроумов) и методической пальпации органов брюшной полости Образцовым.

Наряду с разработкой основных клинических методов диагностического исследования практическая медицина обогащалась новыми дополнительными ( лабораторными и инструментальными ) диагностическими методиками. Большую роль в развитии диагностики сыграло открытие Х — лучей.
Эйнтховен применил струйный гальванометр, положил начало электрокардиографии и фонокардиографии. 1907 г. — Пирке ввёл кожную аллергическую робу для диагностики туберкулёза. Ридер разработал методику рентгенологического исследования ЖКТ. 1869 г. — Видаль и Сикард предложили реакцию агглютинациии при брюшном тифе. Аринкин — метод стернальной пункции для прижизненного изучения костного мозга. Зимницкий ввел метод функциональной диагностики почек.

Читайте также:  Ворует из за болезни 9 букв

Широко применяется метод пункционной биопсии лимфоузлов, печени,селезёнки.

Развитие медицины основывается на высоких медицинских технологиях, (эндоскопия, мониторное наблюдение, компьютерная, позитронно-эмиссионная и магнитно-резонансная томография) современных достижениях науки в биохимии, иммунологии, биофизике, генетике и др.

Внедрение в каждодневную практику новых медицинских технологий позволяет осуществить диагностику на раннем доклиническом этапе заболеваний.

Выдающиеся клиницисты:

Мудров Матвей Яковлевич (1772-1831) — впервые в России ввел в клинику метод опроса больного, заложив основы анамнестического метода, особое внимание уделял данным объективного внешнего осмотра (пальпация, перкуссия, аускультация) и лабораторным исследованиям; реформатор медицинского образования.
Захарьин Григорий Антонович (1829-1897) — первым разработал клиническую симптоматику сифилиса легких и сердца; возглавлял движение русских врачей за развитие отечественных курортов.

Боткин Сергей Петрович (1832-1889) — научной клинической медицины в России.

Остроумов Алексей Александрович (1844-1908) — выступал в защиту неразрывной связи теории с практикой, подчеркивал громадное значение физики, химии, биологии для развития клинической медицины и тесной связи последней с патологией, физиологией.

Ланг Георгий Федорович(1875-1948) — основатель научной школы, автор трудов по кардиологии и гематологии.

Евгений Михайлович Тареев (1895-1986) — внес выдающийся вклад в развитие клиники внутренних болезней в целом и нефрологии в частности.

Василий Парфенович Образцов — автор метода глубокой скользящей пальпации органов брюшной полости (до сих пор принята во всем мире и носит название «по Образцову»), перкуссии грудной клетки непосредственно одним пальцем.

Николай Дмитриевич Стражеско — разработал учение о функциональной недостаточности кровообращения, участвовал в создании классификации недостаточности кровообращения.

Евгений Иванович Чазов — основные труды по проблемам тромбозов и инфаркта миокарда, метаболизма миокарда и недостаточности кровообращения. Орден I степени «За заслуги перед Отечеством» 2009 г.

Комаров Федор Иванович – многочисленные исследования в гастроэнтерологии, основоположник медицины катастроф, инициатор создания подвижных медицинских формирований для оказания экстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях.

Здоровье и болезнь — различные, но взаимосвязанные формы жизнедеятельности организма в окружающей его среде — физической и социальной. Для здоровья характерны: а) цело­стность организма (в самом широком смысле — анатомическая и функциональная, т. е. отсутствие повреждения); б) достаточ­ная приспособляемость живого существа к окружающей среде; в) хорошее самочувствие (признак субъективный: эйфория, как известно, не исключает болезни).

Болезнь (лат. huianus) — это возникающие в ответ на действие патогенных факторов нарушения нормальной жизнедеятельности, работоспособности, социально полезной деятельности, продолжительности жизни организма и его способности адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям внешней и внутренней сред при одновременной активизации защитно-компенсаторно-приспособительных реакций и механизмов.

Пациент (лат. patiens — терпящий, страдающий) — человек, получающий медицинскую помощь, подвергающийся медицинскому наблюдению и/или лечению по поводу какого-либо заболевания, патологического состояния или иного нарушения здоровья и жизнедеятельности, а также пользующийся медицинскими услугами независимо от наличия у него заболевания.

Течение болезни —эволюция фаз (стадий) болезни и ее проявлений (симптомов).

В течении болезни различают четыре основных периода:

1) скрытый, или латентный;

2) продромальный;

3) клинический — период выраженной болезни;

4) завершающий период — период реконвалесценции.

По своему течению болезни делятся на острые и хронические.

К острым болезням относят такие, которые протекают быстро и с более резко выраженными симптомами, а к хроническим — более медленно и с нерезко выраженными симптомами.

Наблюдая за течением болезни, за результатами лечения, можно, особенно если больной длительное время находится под наблюдением медицинского персонала, поставить прогноз, хотя бы ориентировочный.

Прогноз болезни — это на­уч­но обос­но­ван­ное предпо­ложе­ние о даль­нейшем те­че­нии и ис­хо­де бо­лез­ни.

Прогноз ставится в отношении болезни, жизни и трудоспособности больного. Сам больной, а в тяжелых случаях его родственники хотят узнать, поправится ли он или положение его безнадежное, а если поправится, то полностью или болезнь оставит какие-либо последствия, которые приведут к снижению его трудоспособности или к полной инвалидности.

Прогноз болезни благоприятный — ожи­да­ет­ся пол­ное выз­до­ро­в­ле­ние или доб­ро­ка­че­ствен­ное те­че­ние бо­лез­ни.

Прогноз болезни неблагоприятный — ожи­да­ет­ся не­пол­ное выз­до­ро­в­ле­ние или зло­ка­че­ствен­ное те­че­ние бо­лез­ни.

Прогноз болезни смертельный — ожи­да­ет­ся смер­тель­ный ис­ход; иног­да со­держит ука­за­ние ве­ро­ят­ного сро­ка его на­ступ­ле­ния.

Прогноз болезни сомнительный — не ис­клю­че­но не­благопри­ят­ное те­че­ние бо­лез­ни.

Реабилитация (фр. rehabilitation от лат. re врозь + habilis удобный, приспособленный) — комплекс медицинских мер по восстановлению автономности, трудоспособности и здоровья лиц с ограниченными физическими и психическими возможностями в результате перенесённых или врожденных заболеваний, а также в результате травм.

Этиология(от греч. «etios» – причина, «logos» – наука) – наука о причинах и условиях развития болезни

Патогенез(от греч. «pathos» – страдание, болезнь; «genesis» – происхождение, развитие) – наука о механизмах развития болезни.

Саногенез – учение о механизмах защиты организма от действия повреждающих агентов, направленных на восстановление функции поврежденных структур.

Симптом

(от греч. «symptomos» – признак, совпадение) – признак какого-либо заболевания

(статически значимое отклонение того или иного показателя от границ его нормальных величин или возникновение качественно нового, не свойственного здоровому организму явления).

Виды симптомов: диагностические (патогномоничные) — свойственны только одному заболеванию; специфические — характерны для группы заболеваний органов одной системы; неспецифические — характерны для очень многих заболеваний различных органов и систем органов; нехарактерные для данного заболевания симптомы.

Субъективные симптомы — выявление основано на описании пациентом своих ощущений, возникающих в ходе развития болезни, выявляются путем расспроса.

Объективные симптомы — выявлены методами объективного исследования пациента (осмотром, пальпацией, перкуссией, аускультацией и лабораторно-инструментальными способами)

Ранние симптомы (начальные) – возникающие на ранних стадиях развития болезни.

Поздние симптомы – возникающие в период разгара заболевания или в период его разрешения.

Благоприятные симптомы- указывают на легкое или обычное течение заболевания, а также на его разрешение; неблагоприятные симптомы(угрожающие) свидетельствуют о тяжелой форме болезни, о возможности ее неблагоприятного исхода.

Синдром (от греч. «syn»- вместе, «dromos» -перемещаться, бежать — бежать вместе) – сочетания симптомов, их группы, объединенные общим патогенезом.

Симптомоко