Это история болезни написанная рукой мастера

Это история болезни написанная рукой мастера thumbnail

«Мертвые души» Н.В.Гоголя – удивительная книга, горький упрек России, современной автору. Для того, чтобы понять смысл названия поэмы Гоголя, следует окунуться в атмосферу помещичьей глуши и чиновничьих городов, описанных в произведении, внимательно всмотреться в галерею непривлекательных портретов эпохи. Большая часть поэмы «Мертвые души» строится на том, чтобы как можно обширнее показать читателю природу русского помещика, среду его обитания и условия этой среды. Именно Гоголь помог рассмотреть в отдельности каждого из этих «небокоптителей», особенности этих характеров и свойства душ, а впрочем, ни характера, ни души нет ни у одного из помещиков в поэме. Существуют только повадки, повадки хищников, диких и необузданных животных. Этих помещиков, «мертвецов» еще при жизни трудно назвать людьми. Все они являются существами тупыми и грубыми, для которых смысл жизни заключается в обеспечении пищи для собственного желудка. Всю прелесть жизни , ее святость, возвышенность, все душевные качества настоящего человека им заменили низменные привычки и расчет, вытеснившие из тела душу. Доказать то, что все гоголевские помещики в «Мертвых душах» — мертвецы при жизни, довольно просто. Рассмотрим каждого в отдельности и убедимся в этом.

Следует начать с Манилова, так как его первого Чичиков посетил с известной целью – купить как можно больше мертвых душ. Манилов является первым представителем-участником процесса распада личности «хозяев земли». Во-первых, он не помещик даже, а лишь пародия на него, политический и социальный урод. Во-вторых, Манилов – настоящий глупец, праздный мечтатель, боязливый и слащавый человек, готовый «за свою шкуру» угодить всем и каждому, что не присуще нормальному человеку, имеющему свои мнения и взгляды. Манилов, наконец, совершенно никудышный хозяин, не ведающий даже, что творится в его хозяйстве, не замечающий уродства своего бытия. Человек он, в общих чертах, недалекий и бесцельно проживающий свою жизнь.

На следующей ступени моральной деградации стоит Коробочка – упрямая и «дубинноголовая» старуха, к которой Чичиков попал совершенно случайно. Бережливая, скупая хозяйка показана в своем хозяйстве, на котором лежит отпечаток какой-то «скотости». Даже девочка-прислуга воспитывается как-то «по-скотски». Уж слишком «хозяйственная» тактика Коробочки походит на настоящее зверство, так как оно имеет тот же подлый, бесчеловечный смысл. Сама хозяйка имения тупа и непоколебима. Ее не смутила даже торговля мертвыми душами. Если Манилов после предложения Чичикова скупить у него мертвые души несколько растерялся и поспешил узнать, не будет ли ему после этого тяжкого государственного наказания, то Коробочку ни одна мысль не смутила и не испугала. Она боялась только одного: продешевить своих мертвецов.

После Коробочки мы знакомимся с буйным и непредсказуемым Ноздревым. Этот образ непонятен с первого взгляда: ярый лихач и кутила, ветреный человек, всегда готовый заняться чем угодно, отыскивая во всех намерениях ближнего любую деталь, за которую можно зацепиться, чтобы насолить и напакостить кому-либо, что доставляет ему необъяснимое удовольствие, он слишком энергичен, но его активность бесцельна. Не имеющий абсолютно никаких моральных принципов, Ноздрев опасен для любого знакомого или даже незнакомого с ним человека. Он любит лишь только своих собак. Это единственные существа, которых он уважает по-настоящему. Ноздрев один не продал Чичикову мертвые души, так как Чичиков наотрез отказался с ним меняться или играть. Этот кутила, для которого жизнь – сплошная ярмарка и балаган, живет лишь в собственное удовольствие и является человеком никому не нужным.

В образе четвертого представителя выступает Собакевич, ведущая черта которого -грубость. Живущий во благо своего желудка, он такой же плут, как и остальные помещики. Ну а завершает лестницу представителей помещичьего сословия и вовсе непонятное существо, имя которому Плюшкин. Тупой донельзя, корыстный, охваченный страстью приобретательства, он давно уже перестал отличать нужное от полезного. Бережливость его, губительная для всего, что он имел, стала причиной ужасающего запустения усадьбы.

Так, каждый помещик имеет свое лицо, лицо особое, неповторимое, со своими привычками, бытом, речью и отношением к наживе. И ни одни качества одного никак не вяжутся с качествами другого: маниловская слащавость, мелочная скаредность Коробочки, размашистая активность и самовлюбленность Ноздрева, грубая прижимистость и холодный цинизм Собакевича, страсть к накопительству и совершенное бесчувствие Плюшкина – все это противопоставляется одно другому. Но, тем не менее, несмотря на перечисленные различия между помещиками, объединяет их то, что все эти черты принадлежат людям, живущим никчемной бесплодной жизнью.

Поэма Гоголя «Мертвые души» — это история болезни, написанная рукой мастера, это крик ужаса и стыда, который издает человек, увидевшего в зеркале сове истинное лицо. Развенчивая ложное, Гоголь открывает нам подлинную правду. Описание нелепостей помещичьей жизни пронизано юмором, они предстают в комическом освещении, но ничего шуточного и смешного в поэме нет, ни в одном слове автора не заметим мы намерения смешить читателя. Все серьезно, спокойно, истинно и глубоко. Гоголь в полной мере показал неприглядную картину жизни вырождающегося поместного дворянства, упадок и духовное разложение на примере своих героев. Ни один из них не ставит своей целью жить на благо родины, напротив, образ их жизни – это скорее прямое доказательство моральной деградации общества. Смысл названия поэмы отражается в галерее помещиков, галерее «мертвых душ», вызывающих отвращение и осознание безнадежного тупика, в котором оказался дворянский слой общества российского государства.

Источник

Сочинение по литературе. Образы помещиков в поэме Н. В. Гоголя *Мертвые души*

Мертвые души.. . Это словосочетание можно написать без кавычек — и тогда оно будет
подразумевать не только умерших крестьян, усердно скупаемых Павлом Ивановичем
Чичиковым, но и омертвение всех основных персонажей поэмы, доказывающих омертвение человечества.
Композиция “Мертвых душ” (последовательность встреч Чичикова с помещиками) отражает представления Гоголя о возможных степенях деградации человека. “Один за другим следуют у меня герои один пошлее другого”, — отмечает писатель. В самом деле, если Манилов еще сохраняет в себе некоторую привлекательность, то Плюшкин, замыкающий галерею помещиков-крепостников, уже открыто назван “прорехой на человечестве”.
Создавая образы Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича, Плюшкина, Гоголь прибегает к общим приемам реалистической типизации — изображение деревни, господского дома, портрета хозяина, кабинета, разговоры о городских чиновниках и мертвых душах.. . В тех случаях, когда это необходимо, предстает перед нами и биография персонажа.
В образе Манилова запечатлен тип праздного мечтателя, “романтического бездельника”.
Хозяйство помещика находится в полном упадке. “Дом господский стоял одиночкой на
юру, то есть на возвышении, открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть… ”
Ворует ключница, “глупо и без толку готовится на кухне”, “пусто в кладовой”, “нечистоплотны и пьяницы слуги”. А между ем воздвигнута “беседка с плоским зеленым куполом, деревянными голубыми колоннами и надписью: “Храм уединенного размышления”… Мечты Манилова вздорны и нелепы. “Иногда.. . говорил он о том,
как бы хорошо было, если бы вдруг от дома провести подземный ход или чрез пруд
выстроить каменный мост… ” Гоголь показывает, что Манилов пошл и глуп,
реальных духовных интересов у него нет. “В его кабинете всегда лежала какая-то книжка,
заложенная закладкою на четырнадцатой странице, которую он постоянно читал уже
два года”. Пошлость семейной жизни — отношения с женой, воспитание Алкида и
Фемистоклюса, притворная слащавость речи (“майский день”, “именины сердца”) —
подтверждает проницательность портретной характеристики персонажей. “В первую
минуту разговора с ним не можешь не сказать: “Какой приятный и добрый человек! ” В
следующую за тем минуту ничего не скажешь, а в третью скажешь: “Черт знает, что такое! ” — и отойдешь подальше; если ж не отойдешь, почувствуешь скуку смертельную”. Гоголь с потрясающей художественной силой показывает мертвенность Манилова,
никчемность его жизни. За внешней привлекательностью скрывается духовная пустота.
Образ накопительницы Коробочки лишен уже тех “привлекательных” черт, которые отличают Манилова. И снова перед нами тип — “одна из тех матушек, небольших помещиц, которые.. . набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки,
размещенные по ящикам комодов”. Интересы Коробочки всецело сконцентрированы на
хозяйстве. “Крепколобая” и “дубинноголовая” Настасья Петровна боится продешевить,
продавая Чичикову мертвые души. Любопытна “немая сцена”, которая возникает в этой
главе. Аналогичные сцены находим почти во всех главах, показывающих заключение
сделки Чичикова с очередным помещиком. Это особый художественный прием, своеобразная временная остановка действия: она позволяет с особой выпуклостью показать духовную пустоту Павла Ивановича и его собеседников. В финале третьей главы Гоголь говорит о типичности образа Коробочки, незначительности разницы между ней и иной аристократической дамой.
Галерею мертвых душ продолжает в поэме Ноздрев. Как и другие помещики, он внутренне не развивается, не меняется в зависимости от возраста. “Ноздрев в тридцать пять лет был таков же совершенно, каким был в осьмнадцать и двадцать: охотник погулять”. Портрет лихого кутилы сатиричен и саркастичен одновременно. “Это был
среднего роста, очень недурно сложенный молодец с полными румяными щеками.. . Здоровье, казалось, так и прыскало с лица его”.

Источник

Тема: замысел поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души», жанровое своеобразие, особенности композиции, смысл заглавия произведения. Цель: дать представление ученикам об истории создания поэмы, идейно-художественном своеобразии произведения; развивать творческие, аналитические, коммуникативные способности, логическое мышление учащихся; формировать навыки самостоятельной исследовательской деятельности школьников; развивать умения находить, систематизировать и анализировать материал для решения поставленной проблемы.

Оборудование: выставка художественных произведений Н. В. Гоголя, критической литературы о жизни и творчестве писателя, иллюстративный материал, репродукции картин.

Эпиграф: «Мёртвые души» — величайшее произведение Гоголя. Он приступил к его написанию молодым человеком, почти юношей; вошёл с ним в пору зрелости; приблизился к последней черте. «Мёртвым душам» Гоголь отдал всё — и свой художнический гений, и исступлённость мысли, и страстность надежды. «Мёртвые души» — это жизнь Гоголя, его бессмертие и смерть».

Ю. В. Манн

Ход урока

I.          Организационные задачи

Распределение опережающих заданий по творческим группам, определение темы и цели ученических исследований. Отбор критической литературы, конспектирование, дальнейшая сравнительная характеристика различных трактовок одной и той же проблемы. Систематизация и анализ собранного материала. Подбор иллюстративного материала, фотографий, документов. Создание презентации к уроку с использованием мультимедийных технологий.

II.        Пушкинский сюжет (замысел произведения)

1. Литературоведческий контекст.

Сообщение группы исследователей:

— История поэмы начинается 7 октября 1835 года.

 Этой датой помечено знаменитое письмо Гоголя к Пушкину. «Начал писать Мёртвых душ. Сюжет растянулся на предлинный роман, и, кажется, будет сильно смешон. Но теперь оставил его на третьей главе. Ищу хорошего ябедника, с которым можно было коротко сойтись. Мне хочется в этом романе показать хотя бы с одного боку Русь». Позже в «Авторской исповеди» (1847 г.) Гоголь отмечал: «Он (Пушкин) давно склонял меня приняться за большое сочинение и наконец, один раз, после того, как я ему прочёл одно небольшое изображение небольшой сцены, но которое, однако ж, поразило его больше всего мной прежде читанного, он мне сказал: «Как с этой способностью угадывать человека и несколькими чертами выставлять его вдруг всего, как живого, с этой способностью не приняться за большое сочинение!»… и в заключенье всего отдал мне свой собственный сюжет, из которого он хотел сделать сам чтото вроде поэмы и которого, по словам его, он бы не отдал другому никому. Это был сюжет Мёртвых душ… Пушкин находил, что сюжет Мёртвых душ хорош для меня тем, что даёт полную свободу изъездить с героем всю Россию и вывести множество самых разнообразных характеров».

Увлёкшись фигурой авантюриста, который скупает у помещиков умерших крестьян с тем, чтобы заложить в Опекунском совете как живых и на этой сделке заработать деньги, Гоголь сначала задумал «Мёртвые души» как произведение сатирического, забавного, комического плана. Анекдот о покупке мертвых душ давал возможность писателю создать большое произведение, точнее даже роман или, если быть точным, — плутовской роман. Именно так представлялся Гоголю жанр его произведения первоначально (о «романе» — но ещё не «поэме» говорится в письме к Пушкину от 7 октября 1835 года.)

— Но по мере работы над произведением тема поэмы значительно углублялась в сознании автора. «Хотелось бы мне страшно вычерпать этот сюжет со всех сторон» (письмо В. А. Жуковскому 16 ноября 1836 г.) «Если совершу это творение так, как нужно его совершить, то… какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в  творческой лаборатории писателя. Биографический контекст. Сообщение группы биографов.

—        Работа над поэмой началась ещё в 1835 году, до написания «Ревизора», и сразу же приобрела широкий размах. 6 июня 1836 года после бурных переживаний, вызванных премьерой «Ревизора», Гоголь едет за границу с намерением «глубоко обдумать свои обязанности авторские, свои будущие творения». Конец лета и осень проводит в Швейцарии, где принимается за продолжение «Мёртвых душ».

—        В ноябре 1836 года Гоголь переезжает в Париж. Здесь в феврале 1837 года, в разгар работы над «Мёртвыми душами», он получает известие о гибели Пушкина. В приступе «невыразимой тоски» и горечи Гоголь  ощущает «нынешний труд» как «священное завещание» поэта. В октябре 1837 года Гоголь вторично приезжает в Рим, где разворачивается заключительная стадия работы над первым томом «Мёртвых душ».

—        В сентябре 1839 года в сопровождении Погодина Гоголь приезжает в Москву и приступает к чтению глав «Мёртвых душ» — сначала в доме Аксаковых, потом, после переезда в октябре в Петербург, — у Жуковского, у Прокоповича в присутствии старых друзей. Всего прочитано 6 глав. 9 мая 1840 года на праздновании своих именин, устроенном в доме Погодина, Гоголь встречается с М. Лермонтовым. Спустя 9 дней покидает Москву, направляясь в Италию для окончательной отделки первого тома. Но в конце лета 1840 года в Вене его внезапно постигает приступ тяжёлой болезни. С конца сентября 1840 года по август 1841 года Гоголь живёт в Риме, где завершает первый том поэмы.

—        В октябре он через Петербург едет в Москву; читает в доме Аксаковых последние пять глав. В январе 1842 года писатель, опасаясь запрещения поэмы, переправляет рукопись с Белинским в Петербургский цензурный комитет, прося также о содействии старых друзей. 9 марта книга была разрешена цензором А. Никитенко, однако с изменением названия и без «Повести о капитане Копейкине», текст которой Гоголь вынужден был переработать. Сам А. Никитенко изменил название поэмы, над заглавием «Мёртвые души» красными цензорскими чернилами было надписано — «Похождения Чичикова, или…». Также известно, что Гоголь хотел сохранить «Повесть о капитане Копейкине» в самом тексте поэмы, придавая ей огромное идейное значение. Поэтому писатель был готов идти на любые уступки, переделывая текст «повести», чтобы только её сохранить. Сама цензурная история «Мёртвых душ» длилась около полугода. 21 мая 1842 года «Похождения Чичикова, или Мёртвые души» вышли из печати.

IV. В круге чтения

Сообщение группы биографов.

—        В процессе создания поэмы проявилась одна из особенностей работы Н. В. Гоголя над «Мёртвыми душами».

Из воспоминаний современников известно, что Гоголь «не любил, когда говорили об его сочинениях», «был скрытен» в этом отношении. Никогда не соглашался публиковать отрывок из большого произведения, которое он ещё не закончил. Тем не менее, отрывки из «Мёртвых душ» Гоголь читал своим друзьям, знакомым, литераторам.

—        Как известно, первым слушателем произведений Гоголя был А. С. Пушкин. С ним Гоголь делился своими творческими планами. Именно Пушкину были прочитаны первые главы будущей поэмы. Читал Гоголь некоторые отрывки свои близким друзьям и знакомым во время своего пребывания за границей. Таким образом, замысел произведения бесконечно расширился. Творение мыслилось теперь Гоголю как грандиозная трёхтомная эпопея о жизни всего государства, всего русского народа.

—        Существует также версия, что Пушкин сам хотел продолжить работу над сюжетом о «мёртвых душах» и на основе его создать собственное произведение. Так, Ю. В. Манн, исследуя данную проблему, отмечал, что Пушкин не собирался оставлять замысел. Он хотел не пременно приняться за обработку сюжета, «которого, по его словам, он не отдал бы никому». Пушкин, по словам Гоголя, хотел написать «чтото вроде поэмы».

Поэт, рассказав Гоголю о неком господине, скупавшем в Псковской губернии мёртвые души, прибавил, что он намерен заняться этим сюжетом. Гоголь, якобы выслушав этот рассказ, не обнаружил никакой заинтересованности. Но впоследствии сам принялся за работу, опередив Пушкина. О своём труде Гоголь поведал Жуковскому и Плетнёву. Пушкин был этим крайне недоволен. Но потом прибавил: «Я не написал бы лучше. У

Гоголя бездна юмора и наблюдательности, которых во мне нет». Чтение Гоголем первых глав «Мёртвых душ» Пушкину окончательно примирило двух писателей. Таким образом, можно отметить, что Пушкин не «передал» сюжет «мёртвых душ», а ему пришлось «уступить» его Гоголю.

Биографическая справка.

«Мысль написать «Мёртвые души» взята Гоголем с моего дяди Пивинского. У Пивинского было 200 десятин земли и душ 30 крестьян и пятеро детей. Богато жить нельзя. И существовали Пивинские винокурни. Тогда у многих помещиков были винокурни. Вдруг начали разъезжать чиновники и собирать сведения о всех, у кого есть винокурни. Пошёл разговор о том, что у кого нет 50 душ крестьян, тот не имеет право курить вино. Задумались тогда мелкопоместные: хоть погибай без винокурни. А Харлампий Петрович Пивинский хлопнул себя по лбу и сказал: «Э! Не додумались!» И поехал в Полтаву да внёс за своих умерших крестьян оброк, будто за живых. А так как своих, да и с мёртвыми, далеко до 50 не хватало, то набрал он в бричку горилки. Да и поехал по соседям и накупил у них за эту горилку мёртвых душ, записал их себе, сделавшись по бумагам владельцем 50 душ, до самой смерти курил вино и дал этим тему Гоголю, который бывал в Федунках, имении Пивинского, в 17 вёрстах от Яновщины: кроме того, и вся миргородчина знала про мёртвые души Пивинского.

(Из воспоминаний М. Г. Анисимо-Яновской, дальней родственницы Гоголя.)

Таким образом, анекдот о покупке «мёртвых душ» мог быть известен Гоголю помимо Пушкина.

2.         Беседа.

—        Чем привлёк внимание Н. В. Гоголя анекдот о покупкепродаже «мёртвых душ»?

—        Как трансформировался в процессе работы над произведением замысел автора?

3.         Проблемный контекст.

В письме к В. А. Жуковскому (12 ноября 1836 г.) Гоголь писал: «Никому не сказывайте сюжет «Мёртвых душ». Название можете объявить всем. Только три человека, вы, Пушкин да Плетнёв, должны знать настоящее дело…».

Учитель.

—        Как вы считаете, почему Гоголь не хотел раскрывать заранее подлинное содержание своей поэмы?

Чем можно объяснить такую позицию автора?

III. «…Огромно, велико моё творение, и не скоро конец его»  чтения «Мёртвых душ» были предприняты Гоголем в 1839 году, когда писатель после продолжительного отсутствия приехал в Россию.

—        Сначала чтения состоялись в Москве, куда осенью 1839 года Гоголь приехал вместе с М. П. Погодиным. Среди слушателей были известные критики, литераторы, знакомые писателя: Погодин, Аксаковы, Панаев и др. Важнейшим результатом этих чтений, да и вообще встреч с Гоголем, было то, что стало вырабатываться мнение о нём как о писателе всемирном.

Ещё в 1835 году Белинский провозгласил Гоголя «главою литературы, главою поэтов», но поэтов лишь отечественных. Под влиянием чтения «Мёртвых душ» К. Аксаков писал: «…те тупы, которые видят в его сочинениях смешное. Гоголь — великий, гениальный художник, имеющий полное право стоять, как и Пушкин, в кругу первых поэтов — Гете, Шекспира, Шиллера и проч.». По свидетельству И. Панаева, «после чтения Сергей Тимофеевич Аксаков в волнении прохаживался по комнате, подходил к Гоголю, жал его руки и значительно посматривал на всех нас… «Гениально, гениально!» — повторял он».

—        Чтения были продолжены в Петербурге (декабрь 1839 года), где уже с нетерпением ждали приезда Гоголя и были наслышаны о новом произведении писателя. За полтора с небольшим месяца Гоголем были проведены четыре чтения. Среди слушателей были в основном писатели пушкинского круга — Жуковский, Плетнёв и т. д.

—        21 декабря Гоголь в сопровождении Аксакова возвращается в Москву, где продолжает много и упорно работать. Вскоре в доме Аксаковых Гоголь «совершенно неожиданно» читает вторую и третью главы «Мёртвых душ». Затем чтения были продолжены весной 1840 года, когда публике была предложена четвёртая глава. В первой половине апреля состоялось чтение пятой главы. И наконец в этом же месяце была прочитана шестая глава — о Плюшкине. Этой главой были закончены систематические чтения поэмы в доме Аксаковых. 18 мая 1840 года Гоголь уезжает из Москвы с обещанием вернуться через год с готовым для печати томом.

Комментарий: Чтение «Мёртвых душ» Гоголем для самого автора имело огромное значение в плане последующей работы над поэмой. Видимо, в произведённом на слушателя впечатлении писатель находил необходимые ему ответы на решение творческих задач, исправление и переработку художественного материала своего произведения.

Источник