Как относиться к болезням и страданию

Как относиться к болезням и страданию thumbnail

Не секрет, что в этой жизни мы имеем смертные тела, подверженные болезням и старению. Да и сама смерть в большинстве случаев наступает от той или иной болезни. С возрастом человек начинает болеть больше. Случается, болезни так пристают, что превращаются в реальную угрозу для жизни. Такие болезни еще называют неизлечимыми или смертельно опасными. Как христиане относятся к ним? Оказывается, по-разному.

ПРЕЖДЕ всего замечу, что если болезнь является наказанием за какой-то конкретный, сознательно совершенный грех, то исцеление произойдет не раньше, чем человек покается и исповедует грех Богу. Многие этим пренебрегают и надеются только на врачей. Обычно это свойственно неверующим людям. Если такой позиции придерживается христианин, то это свидетельствует о его маловерии.

Опасность такой позиции можно проиллюстрировать примером царя Асы. «И сделался Аса болен ногами на тридцать девятом году царствования своего, и болезнь его поднялась до верхних частей тела, но он в болезни своей взыскал не Господа, а врачей. И почил Аса с отцами своими, и умер на сорок первом году царствования своего…» Как видите, взыскав не Господа, а врачей, царь умер в расцвете лет.

Вторая позиция, распространенная в случае того или иного заболевания, — ожидание исцеления от Бога в сочетании с принятием медицинской помощи. Это здравая позиция, разделяемая большинством христиан. Езекия, будучи смертельно больным, со слезами молился Богу о продлении жизни. И Господь услышал его, послал к нему пророка Исаию с указанием, что делать. В качестве лекарства был использован пласт смокв, приложенный к нарыву, после чего последовало исцеление.

Святые апостолы, во всем доверяясь Богу, также не отвергали медицину. Например, апостола Павла в его странствиях сопровождал «врач возлюбленный» Лука. Иисус, говоря, что во враче имеют нужду не здоровые, а больные, тем самым признавал врачебную практику полезной. Мать Тереза написала книгу «Практические советы», в которой наряду с духовными рекомендациями целая глава посвящена простым и эффективным средствам врачевания, таким как холод, согревающие компрессы, грелки, горчичники, клизмы, банки.

Я был поражен, когда узнал, что мать Тереза и ее монахини, подобравшие на улицах Калькутты 54 тысячи умиравших людей, вернули к жизни более половины. И ведь брали они в свои дома для умирающих тех людей, от которых как от безнадежных отказались больницы города. Сестры обеспечивали умиравших чистой постелью, питанием, покоем, молились за больных и говорили простые слова, что Бог любит их. Конечно же, применялись и доступные, в основном недорогие медицинские средства и лекарства. Их опыт убеждает лучше слов, насколько эффективно лечение, сочетающее христианскую веру и медицинскую помощь.

Третья позиция — ожидание исцеления только от Бога. В этом случае медицинская помощь принципиально отрицается. Верующий свою жизнь и здоровье полностью отдает в руки Божьи: если угодно Богу, то он исцелит. На такой позиции, как известно, стояли в течение ряда веков старообрядцы. В наше время немало христиан разных конфессий избирают для себя такой путь, стараясь как можно меньше обращаться к официальной медицине, часто дорогостоящей, формальной, а порой и некомпетентной, приносящей не пользу, а вред здоровью.

Например, Александр Мень не любил ходить к врачам, предпочитая переносить болезнь на ногах. Он не желал оставлять труд на Божьей ниве, целиком доверяясь в вопросе здоровья Богу. В больничную палату его мог привести только острый приступ.

Две следующие позиции можно считать частными случаями предыдущей, но лучше рассматривать их отдельно. Четвертая позиция — ожидание чуда и принятие исцеления верой. Для христиан исцеление по вере есть продолжение земного служения Иисуса Христа. «И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях». Чудесные исцеления продолжались в первоапостольской церкви. Молитвы исцеления по вере успешно практиковал Иоанн Кронштадтский.

В наше время исцеления по вере являются существенной частью учения и практики харизматических церквей. Тысячи исцелений на богослужениях Кэтрин Кульман в 60-70-е годы XX столетия были подтверждены медицинскими документами. Эти исцеления происходили прямо во время проповеди без возложения рук, что делало чудеса еще более впечатляющими. Думаю, найдется немало евангельских церквей (не только харизматических), где по сей день верят в чудо исцеления, и вера эта может быть засвидетельствована конкретными примерами.

Особо следует выделить такие исцеления, которые не являлись результатом веры больного или церкви, а произошли целиком по инициативе Бога. Недавно я прочитал про одного христианина, отбывавшего срок в лагере на Колыме в 30-е годы. Измученный тяжелыми работами и постоянным недоеданием, он заболел неизлечимой в условиях лагеря болезнью. Работать больше не мог, и его перевели на еще более скудное питание. Наступил момент, когда он ослаб настолько, что уже не мог встать, и мысленно стал прощаться с родными, просил Бога взять его к себе.

Никто в бараке не заметил ночью человека, одетого в гражданское, который незамеченным прошел мимо охраны и остановился у койки умирающего. Обратившись к нему, человек сказал: «Василий, ты не умрешь, Я тебя исцеляю. Завтра пойдешь на работу и скоро увидишь детей». Видя страдания умирающего, таинственный незнакомец добавил: «Поверь, в Гефсимании и на Голгофском кресте мне было не легче». После этих слов он исчез. Тот же, к кому были обращены эти бесценные слова, сразу уснул, а утром, исцеленный, пошел на работу.

Есть и другие примеры исцеления по вере. Один пожилой человек был тяжело болен раком. Врачи сказали, что они бессильны ему помочь. Тогда больной пришел в церковь, чтобы исповедоваться, публично попросить прощения у всех, кого чем-то когда-то обидел, и со всеми попрощаться. Его раскаяние и обращение к прихожанам были настолько искренними и трогательными, что многие в это время плакали. Как же все были изумлены, когда вскоре этот человек снова появился в общине бодрый и здоровый. Он собирался к Господу, а Бог исцелил смертельно больного человека, услышав его.

Эти примеры убедительно свидетельствуют о том, что, как бы мы ни были тяжело больны, как бы ни была слаба наша вера, никогда не надо терять надежды на Бога. Чтобы исцелить, ему не надо много времени. Он может сделать это мгновенно и совершенно неожиданно.

Наконец, пятая позиция основана на том, что любая болезнь — это благо, поэтому лечиться и ждать исцеления не надо. Апостол Павел примирился со своим «жалом в плоти», потому что Господь сказал ему, что это удержит Павла от превозношения и Богу будет легче действовать через него. Тяжелая болезнь всю жизнь сопровождала знаменитого старца Амвросия Оптинского. Она, по его словам, предохранила его от самомнения, помогла лучше понять себя. Он писал: «Монаху полезно болеть. И в болезни не надо лечиться, а только подлечиваться».

Эта позиция особенно любима православными подвижниками. Феофан Затворник писал: «Есть болезни, на исцеление которых Господь полагает запрет, когда видит, что болезнь нужнее для спасения, чем здоровье». Серафим Саровский учил: «Кто переносит болезнь с терпением и благодарением, тому вменяется она вместо подвига или даже более».

Как же быть, если к нам привязалась болезнь? Общего ответа нет. Примеры Библии учат тому, что надо постараться понять причину болезни и ощутить водительство Божье в этом вопросе. Пока мы этого не сделали, мы будем действовать неправильно.

Хочется подчеркнуть, что под водительством Божьим наша позиция по отношению к болезни может меняться. Так было с апостолом Павлом. Он ожидал чудесного исцеления от Господа и трижды молился об этом. Но затем получил знание свыше, что эта болезнь нужна, так как через его слабость будет действовать сила Христова. Таким образом, в соответствии с приведенной классификацией, под водительством Духа Святого Павел изменил четвертую позицию на пятую. Но, главное, какую бы позицию мы ни занимали, надо помнить: здоровы мы или больны — должны пребывать в вере и за все благодарить Бога.


Часто вера помогает получить исцеление от болезни. Если же Богом для нашего блага или для его славы послана болезнь, то не будем роптать или унывать, а скажем подобно апостолу Павлу: «Довольно для меня благодати твоей, Господи!» И всегда будем помнить, что как бы ни была зла болезнь, она не победит прежде срока, поскольку на небе «записаны все дни», для каждого из нас назначенные.

Читайте также:  Желчекаменная болезнь какие упражнения нельзя делать

Смотрите также:

  • Бог ничего не может нам дать назло →
  • Российский ученый победил рак →
  • Как отмолить болезнь →

Источник

На земле, в числе различных скорбей и страданий, особое место занимают болезни. Как православному христианину к ним правильно относиться? Принято полагать, что все болезни являются следствием наших грехов.

святой Великомученик Пантелеимон

С первых веков христианства, церковные писатели и апологеты пытались выяснить причины возникновения, природу заболеваний, указать на существующие средства их лечения, которыми снабдил церковь Господь наш Иисус Христос, которые бережно хранились в ее сокровищах. В своих творениях о человеческих страстях, святые отцы пытались объяснить причины и природу болезни. Св. Максим Исповедник, св. Исаак Сирин, св. Ефрем Сирин, свт. Григорий Палама указывали на причины болезней, в большинстве случаев, таковой является грех. Но, всегда ли это так? Святой Варсонофий, обращаясь к одному больному брату, сказал, что бывают болезни, которые посылаются для испытания, чтобы сделать нас достойными чадами Божиими. Преподобный Исаак Сирин рассматривает пользу, которую приносит нам болезнь. «Болезнь – это посещение Божие»,- говорит святой.

А, можно ли назвать болезнь – подарком Божиим? Лично у меня сразу всплывает в памяти один ужасный случай, произошедший в России в 1959 году. Это перевал Дятлова. Когда группа из девяти студентов-туристов под руководством Игоря Дятлова, совершая лыжный поход по Северному Уралу, погибла в полном составе.

Но, в этой группе числился еще один парень Юрий Ефимович Юдин. Который сошел с маршрута из-за болезни. Перед выходом на активную часть маршрута, у него появилась сильная боль в ноге. Благодаря чему, он остался в живых. Он умер только в 2013 году, в возрасте 76 лет. Вот, разве все эти годы, после той страшной трагедии не были ему подарком от Бога?

И, много разных случаев на земле, о многих мы даже не знаем. Кто-то из артистов заболел и не участвовал в спектакле НОРД-ОСТ, хотя должен был там быть. Кто-то заболел и не полетел на самолете, который упал в Черное море, возле Сочи, кто- то не полетел, потому что у него заболел ребёнок. Все это называется промыслом Божиим и Его великой милостью.

Господь нас грешных постоянно спасает и бережет. Он забирает к Себе людей только в двух случаях. Это когда человек готов отойти в вечность или когда уже нет надежды на его исправление, а в данный момент его еще можно спасти, ведь потом будет поздно.

Однажды, я натолкнулась на православную страничку в контакте и прочитала там очень интересную историю, которая меня очень поразила:

Один человек имел хорошее здоровье, занимался любимым делом на земле и жил очень счастливо. Но, однажды он очень серьезно заболел, да так заболел, что больше не мог заниматься любимой работой. Он пришел в большое отчаяние, а потом стал молиться святому Пантелеймону Целителю, чтобы тот умалил Господа о его исцелении. Молился, молился, нет никакого ответа, не исцеляет его Господь. Он стал еще сильнее молиться, все равно нет ответа. Тогда он стал еще больше молиться. Вдруг произошло чудо – он исцелился. Он так этому обрадовался, стал благодарить Бога об исцелении, святого Пантелеймона о заступничестве перед Богом. Стал продолжать свое любимое дело и прожил очень счастливую жизнь. И, вот прошли годы, он состарился и отошел в мир иной. Когда он оказался на том свете, он увидел там золотые венцы, которые ему не достались. Человек этот спросил святого Пантелеймона: -« А, ты знал, что я лишусь этих венцов?». Пантелеймон ответил ему:- «Да! Мы, с Богом не хотели тебя исцелять! Мы для тебя эти венцы готовили!» Тогда этот человек, говорит ему: — «Тогда зачем же вы меня исцелили?» А, Пантелеймон ему отвечает: — «Но, ведь ты же просил!»

Неисповедимы пути Господни! На все Святая воля Божья! Господь постоянно печется о нас. Давайте будем благодарны ему за все болезни, страдания, за скорбь и за радость. СЛАВА БОГУ ЗА ВСЁ!

Елена Масленникова

Источник

Редакция «АиФ-Новосибирск» продолжает серию публикаций на важные темы из мира психологии и межличностных отношений с психологом Наталией Красовской.

Когда любимый и родной человек тяжело, а то и неизлечимо болеет – это становится тяжким испытанием для нас. Разделяя страдания близкого, мучимые виной за неспособность помочь, мы можем внушить себе, что должны угаснуть вместе с ним. Но ради блага больного и нас самих нужно поддерживать собственные силы, сохранять надежду и даже радость.

Выход из этой чёрной ямы отчаяния есть, нужно лишь осознать несколько важнейших истин и направить себя к жизни.

Ступень первая: сохраняем свои границы и заботимся о себе

Русским людям, особенно женщинам, исторически свойственна особая жертвенность, которая почитается за одну из высших добродетелей. Но нельзя позволить болезни близкого управлять вами полностью. Нужно чётко определить для себя, что кроме ухода за больным, в вашей жизни есть и другие сферы. Необходимо находить время и силы на себя, свои интересы, положительные впечатления.

Если мы исчерпаем свои физические и психические ресурсы, результатом станут нервное перенапряжение, депрессия и срывы, в том числе и на наших больных близких – ведь они – невольный источник нашего горя, а теперь – и вины. Чтобы не допустить этого – поддерживайте в себе ощущение продолжающейся жизни – радуйте тело и душу маленькими удовольствиями, восстанавливая силы.

Ступень вторая: не виним себя и не ищем причину

Обычно, внушая нам ощущение контроля над ситуацией, разум пытается успокоить нас, но иногда вместо этого загоняет в новую ловушку. Ведь если наши контроль и ответственность – наша и вина за происходящее. Но могли ли мы предотвратить беду, уберечь близкого человека от несчастья? В большинстве случаев – нет, и мы должны признать это, ради самих себя.

Наш разум пытается побороть страх, найдя причину происходящих несчастий. Но дело в том, что её может просто не быть. В чём причина штормовых ветров, зимних морозов, горных лавин? Так и тяжёлые болезни, несчастные случаи и другие испытания обрушиваются на нас и наших близких как цунами – явления куда более масштабные, чем мы, и находящиеся абсолютно вне нашего контроля. Нам не остановить такой «удар стихии», даже отдав за это собственную жизнь.

 

Серьёзная болезнь и вероятная смерть близкого человека – ужасное горе, но не наша вина. В нашей власти лишь заботиться о себе в этой тяжёлой ситуации, чтобы быть в силах позаботиться и о любимых.

Ступень третья: ищем общение и принимаем помощь

Когда в семье случается такая беда, кажется, что никто не сможет понять эту боль, разделить нашу ношу. Но это не так. Вспомните всех людей в своём окружении, всех своих друзей. Кто-то из них наверняка проходил через что-либо подобное и может помочь советом и утешением. Кто-то просто любит вас и готов деятельно поддержать. Не отказывайте друзьям в этом праве, не замыкайтесь в себе, поддерживайте прежние контакты.

Одиночество обостряет все переживания и может сделать ситуацию непосильной для того, кто ухаживает за больным близким. Общайтесь с друзьями, принимайте их помощь, заряжайтесь их энергией и душевным теплом.

Ступень четвёртая: разрешаем себе здоровье и радость

Самое важное – осознать, что, несмотря на тяжёлое состояние близкого человека рядом, сами вы – здоровы. «Плохо ему – плохо и мне» – ловушка вашей эмпатии, сострадания. Полное погружение в чужую боль ведёт к серьёзным заболеваниям нас самих, разрушает нашу жизнь.

Разрешите себе быть здоровым и более того – разрешите себе радость. Помните, как вы любите своего близкого человека – так и он любит вас, и не хочет ваших страданий. Не взваливайте на него вдобавок к его ноше ещё и ответственность за ваше благополучие.

 

Ваша задача – поддержать силы в себе и надежду – в родном человеке. Желание жить – могучее чувство, которое может мобилизовать силы организма, когда, казалось бы, уже почти нет шансов – это неоднократно доказано на практике. Покажите близкому своим поведением, что он не обуза для вас, что всё будет хорошо, и это даст ему самый лучший шанс на выздоровление, какой возможен, и совершенно точно улучшит и его, и вашу жизнь.

Читайте также:  Как лечить мочекаменную болезнь у котов кастратов

Источник

«Почему мы болеем?

«Болезни бывают от вещественных начал, и здесь полезно врачебное искусство; бывают болезни и как наказание за грех, и здесь нужно терпение и покаяние; бывают болезни для терпения и низложения лукавого, как у Иова, и в пример нетерпеливым, как у Лазаря, и святые терпят болезни, являя всем смирение и предел общего всем человеческого естества. Итак, не уповай на врачебное искусство без благодати и не отвергай по упорству своему, но проси у Бога познания причин наказания…» (свт. Василий Великий).

Одной из причин болезней может стать принятое в детстве внутреннее ложное решение: «если я буду болеть, то меня будут любить, жалеть»; «если я заболею, родители перестанут ссориться и будут заботиться обо мне». Получается, что «люди болеют, потому что хотят болеть». В состоянии болезни они получают необходимое внимание и заботу.

Часто дети болеют, потому что во время их болезни семейные взаимоотношения заметно улучшаются. Взрослые «забывают» собственные противоречия и недовольство друг другом, предаются забвению и претензии к ребенку, и родители концентрируются на детской болезни. Ребенок хотя и страдает в какой-то степени физически, психологически пребывает в состоянии глубинного комфорта, так как, с одной стороны, он обретает внимание со стороны самых родных людей, а, с другой стороны, — помогает им сблизиться, сплотиться.

Иногда ребенок в силу различных обстоятельств принимает решение: «если я буду хорошо кушать, меня будут любить». Есть серьезное искушение для родителей предлагать ребенку еду, что-нибудь сладенькое, когда он расстроен, недоволен чем-то, когда ему плохо, чтобы отвлечь его… В данном случае ребенок начинает испытывать голод не тогда, когда он реально голоден, а в состоянии неудобства, беспокойства, неприятностей, ожидания, одиночества. Очевидно, что от некомфортного состояния невозможно избавиться при помощи еды. Но человек автоматически использует данный способ преодоления внутренних проблем и даже не задумывается об этом.

Удовлетворение естественной потребности превращается в противоестественную страсть, которая ведет к разрушению организма. Это может быть как обжорство, так и неуемная сексуальная жизнь, работа до изнеможения, неудержимая злоба и раздражительность, уныние и скука, бездеятельность и т.д. Таким образом, еще одной причиной болезней является противоестественное использование человеческой плоти.

«Опыт свидетельствует, что грех и страсти разрушают здравие души и тела, а победа над страстями доставляет небесное спокойствие душе и здравие телу. Победи многоглавую гидру греха и будешь здрав. Храни в себе спокойствие духа и не возмущайся, не раздражайся никакими противностями, обидами, несправедливостями, неправдами, — и вот ты будешь всегда наслаждаться здравием душевным и телесным. Волнения, возмущения, огонь страстей различных пороков дают в нас множество болезней душевных и телесных» (праведный Иоанн Кронштадтский).

В своей работе «Очерки современной церковной психологии» А.С. Бочаров и А.В. Чернышев отмечают, что «грех, совершенный человеком, продолжает жить и действовать на уровне сознания и подсознания, являясь «инородным телом» для души. Он разрушает нормальный душевный строй, гармонию естества, отдаляет личность от Бога… Так и в человеке притупляется чувство неправды, он становится неспособным отличить свои мысли от подозрительных «помыслов». Следствием этого является разлад психики и, как следствие, тела. В результате появляются длительные болезни, невротические, а то и психические расстройства».

Совершенно очевидно, что при помощи еды, например, невозможно обрести любовь, принятие, глубинный внутренний комфорт. Такой путь достижения любви ошибочный, ложный. Он обязательно приведет человека к разочарованию, к осознанию своего поражения, бесполезности существования и одиночеству. При этом легко может возникнуть мысль: «Я не достоин любви! Зачем я живу?! Я никому не нужен». Выходом из такого состояния зачастую становится болезнь. Когда человек страдает в болезни, мысли о своей отверженности значительно ослабляются, жизнь снова приобретает смысл. Люди, по крайней мере, врачи начинают проявлять заботу. Человек восстанавливается. Болезнь в данном случае играет роль предохранителя. Внутреннее напряжение нарастает, предохранитель перегорает, напряжение спадает, «ибо страдающий плотию не грешит» (1 Пет.4,1). Такая болезнь появляется как реакция на эмоциональную боль и внутренние проблемы.

Когда мы не можем принять жизненные трудности и проблемы, кризисные и стрессовые ситуации, не знаем, как реагировать, мы, «уходим» в болезнь, тело начинает болеть абсолютно натурально, как если бы оно болело при патологии. Мы переключаем душевную, духовную проблему на физический уровень. Нам становится легче, так как внимание сосредотачивается на болеющем теле, реальные проблемы отодвигаются на второй план. Но если снять психологическую проблему, из-за которой мы начали болеть, то и болезнь проходит.

Длительное и регулярное пребывание в негативно окрашенных эмоциональных состояниях губительно воздействует на человека и приводит к возникновению соматических расстройств, то есть большинство наших болезней вызывается психогенными факторами.

Медики, профессионально связанные с заботой о здоровье человека, подтверждают, что общий настрой больного играет решающую роль в процессе выздоровления.

Роль негативных эмоций в появлении болезней

Создатель рационально-эмотивной терапии А.Эллис предложил выделить пять групп переживаний, разрушительно действующих на здоровье человека и вызывающих серьезные нарушения в работе внутренних органов, психосоматические заболевания:
> эмоции тревожного круга: волнение, беспокойство, тревожность, страх;
> эмоции агрессивного круга: обида, раздражение, гнев, ярость;
> аутоагрессия: чрезмерное чувство вины;
> эмоции депрессивного круга: глубокое уныние, апатия, тоска, депрессия;
> сильное огорчение, отчаяние.

Если ответной реакцией человека на психологически тяжелые события, обстоятельства жизни, внутренние проблемы становится погружение в разрушающие переживания, фиксация на этих переживаниях, то человек позволяет им сокращать его собственную жизнь.

Ненависть, гнев, обида, раздражение, беспокойство, страх, чувство вины, уныние, депрессия, ожидание неуспешности — превращают нашу жизнь в ад, страдание, несчастье. Негативные мысли, чувства, отношение, не говоря о поведении, очень деструктивны; они разрушают наше жизнелюбие, радость, силу, добрую волю. Отрицательные мысли и чувства опускаются, тонут в подсознании, и затем порождают проблемы, расстройства и болезни в нашей жизни.

Только Дух Божий может помочь нам обрести Божественную Любовь, свет, правду, душевный мир, благодаря Его прикосновению мы становимся счастливыми людьми. Любовь включает в себя понимание, желание добра, уважение божественного в человеке. Чем больше любви от нас исходит, тем больше возвращается к нам.
«Люби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 19,19). Думайте о людях так, как вы бы хотели, чтобы они думали о вас. Испытывайте к ним те же чувства, которые бы хотели, чтобы они испытывали к вам. Ведите себя с ними так, как вы хотите, чтобы они вели себя по отношению к вам.

Мы уже писали о том, что наше отношение к миру и людям — следствие нашей экзистенциальной (жизненной) позиции. Ее концептуальная основа, во-первых, определяет направленность наших мыслей, чувств, поведения; во-вторых, помогает объяснить и интерпретировать все происходящее в мире и, в-третьих, обусловливает наши ожидания того, что произойдет в будущем.

Таким образом, думая позитивно о других людях, вы реально думаете хорошо о себе. «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет» (Гал. 6,7).
Ваши мысли и чувства по отношению к другим — это следствие вашей системы убеждений, вашего прошлого опыта. Ваши ожидания, предположения, размышления относительно других — это ваши ожидания и размышления о себе. Критерии и стандарты, которые мы выдвигаем другим, мы выдвигаем в первую очередь себе. Обвинять и пытаться изменить нужно только себя. «Итак, неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же» (Рим. 2,1).

Добро, которое делаем другим, возвращается добром, а зло — злом. Подсознание запоминает умственные и эмоциональные процессы, происходящие в нас, в соответствии с намерениями и мотивацией. Когда это ненависть, злоба, уныние, одиночество, отвержение, надо понимать, что все это вы обращаете и желаете себе. «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Мф. 7,1-2).

Другой человек не несет ответственность за то, что вы думаете о нем, вы — ответственны за свои мысли и чувства. Влияние на нас оказывают не другие люди, их мысли, эмоции и поступки, не новости, события в мире, а наша собственная реакция на то, что происходит.

Читайте также:  При болезни почек убрать мешки под глазами

То, что делают, говорят и думают другие, не может раздражать нас, если мы сами не позволим этому побеспокоить нас. Единственный путь влияния на нас — через наши собственные мысли, чувства. Если мы сердимся, мы проходим через 4 стадии: мы начинаем думать о том, что было сказано, затем мы начинаем злиться или гневаться. Затем мы решаем действовать и действуем. Мысли, эмоции, реакция и действие, — все происходит в нашем мозгу.

Наши собственные негативные эмоции и мысли отнимают у нас мир и гармонию существования, значит, мы сами позволяем им вторгаться в нашу жизнь и разрушать спокойствие и благополучие.

Нужно быть осторожными с людьми, которые используют вас посредством гневных приступов, слез, других форм эмоционального шантажа. Эти люди — диктаторы, которые хотят подчинить вас и руководить вашей жизнью. Будьте добры к ним, но не потакайте проявлениям эгоизма и страстности. Стремитесь оградить себя от их влияния силой Иисусовой молитвы и силой Животворящего Креста Господня. Пусть ничто и никто не отвлечет вас от служения Богу и стяжания Святого Духа.

Если на зло мы отвечаем добром, то используем мощное оружие, которое защищает нас от неприятного, темного влияния. А наше сочувствие и понимание включаются в процесс изменения тех, от кого этот негатив исходит.

Кроме того, надо быть готовым к тому, чтобы с пониманием и уважением относиться к мнению других людей, которое мы можем не разделять. Такое отношение к другим людям — это не проявление симпатии, нет, это нечто большее, — это скорее отражение эмоциональной, психологической, духовной зрелости человека. Она выражается в том, что мы принимаем других, отличных и непохожих на себя, понимаем их чувства, способны поставить себя на место другого человека, прикоснуться к его жизненному опыту, сочувствовать, сопереживать ему и молиться о нем.

Каждый из нас хочет чувствовать себя любимым, уважаемым, ценным и нужным в мире. Очень неприятно сталкиваться с несправедливостью, обидой, оскорблением… Как мы уже говорили, определяющим фактором является наша реакция на подобные явления в нашей жизни.

Существует серьезное искушение опускаться на уровень осуждения, соединяться с этим негативом и утопать в собственных разрушительных переживаниях и мыслях. Но таким образом мы впитываем в себя всю эту деструктивную атмосферу со всеми вытекающими отсюда последствиями.

А можно воздерживаться от негативных эмоций, никого не осуждать, принимать происходящее со смирением и любовью, пытаться понять Божественный Промысел, молиться и не позволять нарушать мир и спокойствие в душе, благополучие и здоровье, любовь и радость. В духовной брани побеждает тот, кто терпит, прощает, не мстит и благословляет. «Не побежден бывай от зла, но побеждай благим злое» (Рим. 12, 21). «Бог, Который налагает крест, Тот и помогает носить крест, но помогает соизволяющим и повинующимся, а от ропщущих отходит и тако сугубо им бывает в тягость» (свт. Тихон Задонский).

Болезни как проявления Промысла Божьего

В качестве одной из причин болезней называют проявления Промысла Божия о человеке.
Вот три примера из Библии.
♦ Болезни и страдания Иова.
«И проходя, увидел человека слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви! Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божий» (Ин. 9:1-3).
«И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова» (2 Кор. 12,7-9).

Болезни могут даваться Господом для испытания веры человека, побуждения его к внутреннему совершенствованию и преображению («одр болезни часто бывает местом Богопознания» (свт. Игнатий Брянчанинов)), для развития терпения, выносливости, смирения, кротости и покорности Божественной воле, в качестве мудрого предупреждения и предостережения.

Через исцеление человек и близкие его могут увидеть проявление благодати Божией, близости Бога. «Бог не допускает душе, уповающей на Него и терпеливой, быть искушаемою в такой мере, чтобы дойти ей до отчаяния, т.е. впасть в такие искушения и скорби, которых не может она перенести (IKop.10,13). И лукавый не в такой мере искушает душу и тяготит ее скорбию, в какой хочет, но в какой попущено ему Богом. Пусть только душа переносит все мужественно, держась упования по вере, и ожидая от Бога помощи и упования; и невозможно, чтобы она была оставлена» (преп. Ефрем Сирин).

Существует серьезное искушение всегда воспринимать собственные болезни не как следствие греховности, преддверие смерти, результат нарушения гармонической связи между телом, душой и духом, а как проявление Промысла Божьего — «болезнь послал мне Бог, для того, чтобы я научился смирению». Такая позиция ставит человека на одну ступень с апостолом Павлом и праведным Иовом. Невозможность излечиться от болезни человек может оправдывать тем, что апостол тоже не мог и вместо наказания за грехи появляется сильнейший соблазн относиться к болезни как к дару Божьему. При этом почему-то забывается, что ангел сатаны был послан удручать апостола Павла, чтобы он «не превозносился чрезвычайностью откровений» (2 Кор. 12:7), и что апостол Павел имел дар исцеления болезней и исцелил множество больных людей.

Существует и другая крайность — соблазн относиться к своим болезням, как к признаку богоизбранности: «Бог специально сделал меня немощным, предуготовил меня для демонстрации Своей силы». Отсутствие такой демонстрации человек может объяснять недостатком смирения.

На самом деле болезни в подавляющем большинстве случаев являются следствием того или иного греха. Болезни в основном попускаются Богом для того, чтобы призвать нас к покаянию, к изменению своей жизни. Мы сами были свидетелями того, что уже после покаянной молитвы, исповеди Всемогущий и Всемилостивый Бог исцеляет болезни. Иногда дети исцеляются после исповеди родителей. Болезнь можно рассматривать как вестника, как указание на существование внутренней проблемы, внутреннего конфликта, который может привести не столько к смерти телесной (в случае тяжелой болезни), сколько к потере взаимоотношений с Богом, к смерти духовной.

Давайте вспомним жителей города Ниневия, которые утопали в своих грехах. Бог послал к ним пророка Иону предупредить, что если они не покаются, Он сотрет их город с лица Земли. Обличения пророка Ионы, наверняка, были очень неприятны и болезненны для жителей города, принимая во внимание, что пророк не испытывал к ним ни малейшей симпатии и искренне желал их наказания. Как вы думаете, что бы произошло, если бы жители Ниневии не зарыдали бы о своих грехах и не покаялись перед Богом, а устроили бы грандиозный праздник по случаю того, что они удостоились высокой чести посещения их пророком Бога Единого и Всемогущего? Возможно, Бог бы выполнил Свое обещание и разрушил бы Ниневию со всеми его жителями, как Он поступил с Содомом и Гоморрой.

Вот так и нам в случае болезни, полезно пересмотреть свою жизнь, проанализировать свое греховное состояние и избавиться от греха в таинстве покаяния, а не «носиться» со своей болезнью, как с «даром Божиим». И даже, если болезнь вызвана «чрезвычайностью откровений», исследование своей жизни и покаяние никогда не будут лишними. Кроме того, нужно помнить, что Бог, наш Любящий Отец, не хочет, чтобы мы страдали и болели. Он дарует нам мир и радость, Он любит нас, Он ждет, когда мы наконец-то заговорим с Ним и обратим к Нему свое сердце.

Если бы исцеление от болезней не входило в одну из важнейших задач христианина, оно не являлось бы неотъемлемой частью проповеди Иисуса Христа и Его учеников, и не было бы запечатлено в одном из семи таинств Православной Церкви, в таинстве елеосвящения. По возможности нужно исповедоваться и покаяться в своих грехах перед принятием этого таинства, «в котором, при помазании тела елеем, призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи телесные и душевные» (Пространный катехизис ч.1, чл.10).»

Из книги Константина и Софьи Литвиненко «Откуда возникают внутренние проблемы и как их преодолевать. Взгляд православного психолога.»

Источник