Как рассказать детям о болезнь куклы

Конспект непосредственно организованной деятельности в средней группе

«Новая кукла»

(Из Детского альбома  П.И.Чайковского)

Цель:   Познакомить детей с музыкой П.И.Чайковского.

Задачи: Развивать интерес к музыке и желание её слушать

Обогащать музыкальные впечатления детей

Формировать умение вести беседу о музыке, высказываться о её характере.

Воспитывать эмоциональную отзывчивость.

Оборудование: Аудиозапись «Детский альбом П.И.Чайковского. «Болезнь куклы», «Новая кукла».

Портрет П.И.Чайковского.

Кукла, детская кроватка.

Солнышко и тучки к музыкально-дидактической игре «Солнышко и тучки».

  1. Организационный момент.

Воспитатель приглашает детей в игровую комнату и обращает внимание  на большое количество игрушек, аккуратно расставленных на полках.

Воспитатель:

— Ребята, а у вас дома есть игрушки?

— Какие самые любимые?

— Как вы с ними играете?

— Как надо играть, чтобы ваши игрушки не ломались, не испортились?

—  После игр сами  убираете игрушки  на место?

Ответы детей.

Воспитатель (обобщая).  Большинство мальчиков любят играть с машинками, кубиками, конструктором. В играх девочек, конечно, присутствуют куклы.

— Как можно играть с куклой?

Ответы детей.

Воспитатель:  Сегодня  я вам расскажу историю  о девочке, у которой тоже была кукла.  Придумал эту историю композитор  Пётр Ильич Чайковский.

Показывает портрет.

— Ребята, кто такой  «композитор»?

Предполагаемые ответы детей.

Воспитатель:  Композитор – это человек, который пишет (сочиняет) музыку.

Пётр Ильич Чайковский – выдающийся русский композитор. Он написал много музыки для детей и взрослых.  Пётр Ильич хорошо понимал детей, умел радоваться их радостям, печалиться их невзгодам. С помощью музыки он рассказывал о детских играх девочек и мальчиков. Эти рассказы  уложились в несколько музыкальных произведений — пьес под общим названием  «Детский альбом».  Некоторые  из них  мы с вами послушаем .

Первая история рассказывает о девочке Сашеньке, которая очень любила играть со своей куклой.  Но не заботилась о ней, часто бросала, трепала её. И однажды кукла заболела.

2.Слушание пьесы  «Болезнь куклы».

Воспитатель: Ребята, какая  по характеру  была музыка, грустная или весёлая?

Дети: Грустная.

Воспитатель: Кто думает по другому?

Тот, кто считает, это весёлая музыка  – поднимите карточку – солнышко.

А кто думает, что грустная —  карточку – тучку.

3.Музыкально-дидактическая игра  «Солнышко и тучка».

Воспитатель: (уточняет)  Прозвучала грустная музыка. В  ней мы услышали, как капают слёзы девочки, которая горюет над кукольной кроваткой. И как кукла тяжело вздыхает,  просит пить. К ней вызывают доктора, но ничего не помогает. Девочке очень жаль свою куклу.  

Воспитатель: Кто хочет показать, как девочка жалеет больную куклу?

4.Драматизация сюжета  под музыку  «Болезнь куклы».

(Повторное слушание)

Воспитатель: Кто запомнил и скажет, как называется  эта музыка?

 Ответы детей.

Воспитатель: Девочка долго горевала, что не стало её любимой куклы. Но прошло время. И однажды в гости пришёл папин друг. В руках у него была какая-то коробка. Он развязал ленточку, открыл крышку и протянул коробку девочке… Там лежала прекрасная кукла. У неё были большие синие глаза. Когда куклу покачивали, глаза открывались и закрывались. Хорошенький маленький ротик улыбался девочке. Светлые кудрявые волосы ложились на плечи. Настоящая красавица! Сашенька смотрела на куклу и не могла наглядеться.

-Ну. Что же ты? Бери, она твоя,- сказал папин друг.

Девочка потянулась и вынула куклу из коробки. Чувство радости и счастья переполняли её. Девочка порывисто прижала куклу к груди и закружилась с ней по комнате, словно в вальсе.

5.Слушание   пьесы  «Новая кукла».

Воспитатель:  Какая музыка прозвучала по характеру, весёлая или грустная?

Покажите символами.

Воспитатель:  Что вам хочется делать под эту музыку?

Дети:  Танцевать.

Воспитатель: Такая красивая кукла есть и у нас. Давайте с ней поиграем. Становитесь  в круг и  под музыку бережно передавайте  куклу друг другу. На ком закончится музыка – тот выходит в середину круга и пляшет с куклой. Остальные будут хлопать.

6.Танец с куклой.   Звучит   пьеса  «Новая кукла»

Воспитатель: Кукла устала. Положим её спать и споём ей «Баю-баюшки-баю»

Как называется песня, под которую укачивают детей?

Дети: Колыбельная.

Воспитатель: Вы послушали несколько музыкальных историй. Как называлась первая история?

Дети: «Болезнь куклы»

 Воспитатель: Вторая история?

Дети: «Новая кукла»

Воспитатель: Кто написал эту музыку?

Дети: Эту музыку написал Пётр Ильич Чайковский.

Воспитатель: На музыкальных занятиях мы продолжим знакомство с произведениями Петра Ильича Чайковского.

Источник

Дарья Белова
Конспект музыкального занятия «Кукла заболела»

Занятие 1.

КУКЛА ЗАБОЛЕЛА.

Виды детской деятельности: музыкальная, игровая, коммуникативная.

Цели: знакомить детей с понятиями — характер музыки (музыка живая, подвижная, плавная, спокойная, музыкальная окраска (музыка бойкая, игривая, мягкая, томная, нежная, певучая) музыкальное настроение (музыка весёлая, грустная). Учить детей слушать музыкальное произведение от начала до конца, чувствовать характер музыки, улавливать музыкальные интонации и краски, что способствует развитию музыкального воображения ребёнка и его музыкальной отзывчивости. Учить детей сочувствию и сопереживанию по отношению к заболевшему и проявлять своё отношение через игру.

Читайте также:  При желчнокаменной болезни лечение народными средствами

Целевые ориентиры дошкольного образования: ребёнок принимает участие в игре, умеет слушать музыкальное произведение и музыкальный фрагмент от начала и до конца, умеет определить характер музыки, соотнести услышанное с сюжетом игры, и отвечая на вопросы педагога рассказать о характере услышанного музыкального произведения. Ребёнок умеет бережно относиться к игрушкам.

Материалы и оборудование: большая нарядная кукла с закрывающимися глазами, игрушечный градусник.

Музыкальное сопровождение: музыкальная распевка «С добрым утром» сл. и муз. Беловой Д. Н., «Болезнь куклы» из музыкального цикла «Детский альбом» П. И. Чайковского, «Новая кукла» из музыкального цикла «Детский альбом» П. И. Чайковского, русская народная мелодия «В огороде заиньки» в обработке Беловой Д. Н., , музыкальная игра «Ходит галочка по кругу» сл. и муз. Беловой Д. Н., песня «Неваляшки» сл. З. Петровой, муз. З. Левиной.

Содержание музыкального занятия:

1. Организационный момент.

Дети под музыку заходят в зал, рассаживаются по местам, здороваются музыкальной распевкой «С добрым утром».

С добрым утром всех ребят,

Всех ребят, всех ребят,

С добрым утром, с добрым утром,

Все друг другу говорят.

2. Основная часть.

Муз. рук. Ребята, у каждого из вас свой характер (кто-то смелый, кто-то робкий, кто-то смешливый, кто-то серьёзный, у каждого из вас бывает разное настроение (грустное или весёлое). Так вот, у музыки тоже есть свое настроение, характер и окраска. Под весёлую музыку хочется веселиться и смеяться, а под грустную- грустить и даже плакать. Ребята, вы слышите, кто-т о плачет?

Дети прислушиваются, муз. рук. выносит куклу:

Муз. рук. Почему ты плачешь? Кукла молчит. Ребята, эта куколка не простая, она музыкальная и разговаривает она с помощью музыки. Давайте внимательно послушаем музыкальный фрагмент и узнаем, почему кукла плачет.

Дети слушают музыкальный фрагмент из произведения П. И. Чайковского «Болезнь куклы».

Муз. рук. Какую музыку вы услышали? (спокойную, протяжную). Под эту музыку хочется веселиться или грустить? Нашей кукле грустно. Ребята, почему же кукла может грустить? Ответы детей.

обращается к кукле: может быть поссорилась с мишкой? Нет. Может быть, ты голодна? Нет. Может быть, ты что-то потеряла? Нет.

Давай-ка измерим температуру.

Тихо, тихо, тишина,

Кукла бедная больна,

Тихо, тихо, тишина,

Просит музыки она.

Нужно кукле отдыхать,

Нужно куколке поспать,

Будем песню напевать,

И легонечко качать.

Дети встают в круг, поют колыбельную песню (русская народная мелодия «В огороде заиньки» в обработке Беловой Д. Н., качают куколку на руках и аккуратно по очереди передают по кругу (следят за тем, чтобы кукла не открывала глазки). По окончании песни кукла просыпается, и детям предлагается послушать, что же теперь говорит куколка и какое у неё теперь настроение. Дети садятся на места и слушают музыкальный фрагмент из произведения П. И. Чайковского «Новая кукла».

Муз. рук. Какую музыку вы услышали на этот раз? (светлую, звонкую, лёгкую). Значит какое у нашей куклы теперь настроение? Это значит, что теперь она здорова и хочет с вами поиграть.

Проводится развлекательная игра «Ходит галочка по кругу».

Дети встают в круг. Выбирается один водящий- галочка. Дети поют песню «Галочка», а водящий шагает в центре круга, проходя мимо участников. «Ходит галочка по кругу, выбирает себе друга, раз-два-три-четыре-пять, выходи со мной плясать! Где остановился, там и поклонился!», Водящий останавливается рядом с тем участником, на котором закончилась песня, приглашает его на танец в центр круга. Меняется характер музыки, звучит танцевальная мелодия. Водящая пара в центре круга встаёт друг напротив друга и исполняет танец «Галочка»,а все дети в кругу поют песню: «два притопа- топ-топ, два прихлопа, хлоп-хлоп, покачаем головой, потанцуй, дружочек мой». На проигрыш танцующие берутся за руки и кружатся. Дети в кругу хлопают в ладоши. Затем, приглашённый на танец участник провожает на своё место водящего и сам становится Галочкой.

Муз. рук. Вот как славно мы поиграли. Наша куколка очень довольна и хочет вас поблагодарить песенкой. Ребята, давайте споём вместе с ней песню про неваляшек.

Дети в кругу исполняют песню «Куклы- неваляшки»

Муз. рук. Пришло время попрощаться, снова в группу возвращаться, будем кукол мы беречь, что ж, друзья, до новых встреч!»

Источник

Галина Сильнова
Конспект НОД «Болезнь куклы» по социально-нравственному воспитанию с детьми второй младшей группы

Читайте также:  Болезни чаще встречаются у женщин у мужчин

Программное содержание:

Образовательные: учить детей сопереживать. Учить в проблемной ситуации находить позитивное решение. Закреплять выразительные движения. Учить детей расслабляться.

Развивающие: развивать воображение, слуховое внимание.

Воспитательные: воспитываем бережное отношение к игрушкам.

Ход НООД

1. Педагог. У вас есть любимые игрушки? Расскажите, какие? (ответы детей).

— А где продают игрушки вы знаете? (ответы детей). Тогда отправимся в магазин игрушек. Садитесь в машину. Поехали! (дети встают друг за другом и двигаются топотушками по залу).

— Вот мы и в магазине. Смотрите – это секция заводных игрушек. Вот самолеты. Заводим мотор и самолеты взлетают, покачивая крыльями. (Прямые руки, подняты в стороны).

— Здесь тоже интересные игрушки. (руки к ушам, слегка расставить пальцы). Угадали? Какие это игрушки? (Чебурашка улыбается, слегка покачивается, голову наклоняет вправо, влево, пружиня, переступая с ноги на ногу).

Муз. сопровождение В. Шаинский. Чебурашка.

— А в этой секции продаются мячи, да какие красивые. Выбирайте! (Дети любуются воображаемыми мячами). Мячи умеют прыгать, и могут катиться, когда кончается музыка – останавливаются.

Муз. сопровождение Л. Шнитке. Этюд.

— А вот шарики. Легкие, ими можно играть, даже пальчиками, а летают они совсем легко, не так, как катятся мячи.

Муз. сопровождение. Любой вальс.

— А вот куклы, большие и маленькие. А какие нарядные. Но что это? Почему такая грустная кукла? Может быть она заболела?

2. Педагог. Скажите, пожалуйста, чем болеют куклы? (Дети, как правило, называют те болезни, которыми болеют сами). Нет, ни ангины, ни гриппа у кукол не бывает. (Показывает две-три сломанные куклы, лучше взять из группы)

Муз. сопровождение. Болезнь куклы. Новая кукла.

Из сборника «Детский альбом».

— Да, кукол, мишек, машины ломают. А вот кто? (Чаще дети отвечают, что игрушки ломаются случайно, или говорят, что игрушка старая).

Наверное, игрушке больно, обидно. Послушайте историю. Мы с вами знаем, чем может заболеть кукла. И так ей тоскливо, горько. Покажите, как страдает бедная кукла! (Звучит музыка, дети показывают). Девочка Оля вошла в комнату и увидела, как страдает ее кукла. Покажите теперь, как Оля переживает, как обычно вы себя ведете, когда вам кого-то очень жалко.

П. Чайковский. Болезнь куклы.

3. Педагог. Как же можно помочь кукле? (Дети, как правило, предлагают вызвать доктора Айболита или дать лекарство). А мне кажется, что каждый из вас может с помощью взрослого помочь кукле, игрушке. Не догадывайтесь, как? (Кто-нибудь из детей обязательно скажет, что надо починить).

Конечно, надо починить, помыть куклу, (выстирать ее платье, и тогда она будет опять как новая. Вот и девочка Оля умыла ее и починила. Да! Какая красивая! Как новая. Взяла Оля куклу и начала танцевать, радостно, весело. (Дети танцуют).

П. Чайковский. Новая кукла.

4. Подвижная игра «Игрушка, оживи!»

(Под музыку дети танцуют, музыка останавливается, дети замирают в выразительной позе какой-нибудь игрушки. Ведущий угадывает, какие это игрушки. Хвалит выразительные «игрушки». Игра повторяется).

5. Педагог. Закончился день. Наступила ночь. Игрушки на полках расположились поудобнее и уснули. (Дети закрывают глаза и приседают). Им снится сон, что их купили, и дети были им очень рады. Каждый любит свою игрушку. Не ломает ее, всегда убирает на место, очень бережно относится к ней.

Ф. Шопен. Прилюдия.

Источник

Ольга Владимировна Дачич

АУ «ОУ ДОД «Детская школа искусств», г. Радужный, ХМАО – Югра

Анализ пьесы П.И.Чайковского «Болезнь куклы»

из цикла «Детский альбом»

Пьесы малой формы составляют значительную часть педагогического репертуара, на котором строится процесс воспитания ученика — пианиста. На вооружении преподавателей фортепианных классов детских музыкальных школ много замечательных сборников композиторов-классиков:

— Чайковский П.И. «Детский альбом»;

— Шуман Р. «Альбом для юношества», «Детские сцены»;

— Прокофьев С.С. «Детская музыка» соч.65;

— Свиридов А. «Детский альбом» и др.

Учащиеся с большим удовольствием работают над пьесами малой формы и это вполне объяснимо:

—  небольшой объем;

— разнообразие характеров и образов, что позволяет преподавателю выбрать наиболее понравившееся произведение, которое покажет музыкальные достоинства ученика и даст ему возможность почувствовать себя исполнителем;

— богатое стилистическое и жанровое разнообразие;

— возможность использовать такие произведения для участия в концертах.

Для преподавателя работа над пьесами – это закрепление навыков, приобретенных при работе над упражнениями, этюдами, крупной формой и полифонией.

Однако, несмотря на такую всеобщую любовь к этому жанру, работа над пьесами имеет свою специфику, свои задачи и свои трудности. Но главная цель при изучении любого музыкального произведения – достижение понимания замысла композитора и передача его учащимся на хорошем исполнительском уровне.

Читайте также:  Срочный договор на период болезни основного работника

«Детский альбом» Чайковского – первый в России классический сборник музыки для детей. Что же послужило поводом для создания этого цикла из 24 пьес?

Вот строки из письма к другу, Надежде Филаретовне фон Мекк, от 30 апреля 1878г. «Завтра примусь я за сборник миниатюрных пьес для детей. Я давно уже подумываю о том, что не мешало бы содействовать по мере сил обогащению детской музыкальной литературы, которая очень небогата. Я хочу сделать целый ряд маленьких отрывков безусловной  легкости и заманчивыми для детей заглавиями, как у Шумана … »

Это было время весеннее, после путешествия, из-за границы Петр Ильич приехал отдыхать на Украину в Каменку, к своей любимой сестре Александре Ильиничне, которая проживала там со своей семьей: мужем и семью детьми. Место это было живописное. Чайковский называл ее «лучезарным краем».

В Каменке действительно было хорошо работать и отдыхать. Все свободное время Петр Ильич проводил в кругу молодежи и детей – своих племянников и племянниц. «Цветы, музыка и дети, — часто говорил композитор, — составляют лучшее украшение жизни». Любил Петр Ильич слушать, как ребята занимаются музыкой. Особенно серьезно относился к занятиям семилетний Володя Давыдов, или попросту Боб, — любимец Чайковского. Композитор называл его «восхитительным экземпляром человеческой породы». Слушая игру маленького Боба, Петр Ильич не раз задумывался над тем, что сочинений для детей, не так уж много …  А в мае 1878 года сборник был уже закончен и напечатан. Чайковский писал Льву Васильевичу Давыдову – отцу Боба: «Скажите Бобику, что напечатаны ноты с картинками, что ноты эти сочинил дядя Петя и что на них написано: «Посвящается Володе Давыдову».  

Как и в произведениях для взрослых, Чайковский стремился в пьесах «Альбома» раскрыть жизнь во всем многообразии, не приукрашая ее, не избегая ее тяжелых сторон, но стараясь выявить в ней прежде всего самое прекрасное. Зная, что дети любят во всем правду и, играя в свои незатейливые игры, хотят, чтобы все в них было «настоящее», композитор стремится дать в своих пьесах пусть небольшую частичку, но подлинной жизни. Он хочет, чтобы чувства его маленьких героев были искренни и глубоки.

 Рассмотрим одну из пьес этого цикла – «Болезнь куклы». Она входит в трилогию о кукле: «Болезнь куклы», «Похороны куклы» и «Новая кукла».

«Болезнь куклы» — первая по-настоящему печальная пьеса в цикле. Первые потери маленького человека, очень серьезные переживания, созвучны здесь с пьесой Р. Шумана «Первая утрата».

Пьеса рассчитана на учащегося 1-2 класса, поэтому целесообразно разобрать сначала отдельно партию правой и  левой руки.  В мелодии мы слышим и вздохи, и слезы, и порывистое дыхание. Все звуки мелодии приходятся на слабую вторую долю. Партия левой руки насыщена выдержанными басами, которые нередко учащиеся не додерживают и не слушают образовавшиеся гармонии. Очень важно при этом обратить внимание на аппликатуру, которая позволит выразительно на легато сыграть басовую линию. Успешная работа над левой рукой в данном произведении создаёт предпосылки для успешного развития полифонического мышления ребёнка.

Сложную проблему для исполнителя представляет собой правильное соотношение мелодии и аккомпанемента. Особенно трудно соблюсти нужный баланс между мелодией и аккомпанементом, когда мелодия поручается нижнему голосу. Исполнение пьесы должно быть эмоциональным и в то же время строгим и сдержанным в проявлении чувства.

Темп пьесы умеренный,  Moderato. Фразы состоят из 4-х, 8-и и 10-и (кульминация) тактов, что также составляет достаточную сложность для мышления младшего школьника.

Данное произведение является и одним из первых, где учащийся знакомится с  запаздывающей педалью. Важно научить его слышать связь педализации с интонированием мелодии и сменами гармонии.

В пьесе композитор нашел тонкое сочетание педагогической задачи (научить певучему звуку на фортепиано) с художественной (создать выразительный музыкальный образ).

Кантиленные пьесы  лежат в основе педагогического репертуара пианиста на протяжении всего периода обучения. Работа над кантиленными миниатюрами благотворно сказывается на развитии музыкальности, художественно-исполнительской инициативы ученика, особенно такого, который не обладает ярко выраженной эмоциональной восприимчивостью.

Пьеса «Болезнь куклы» принесёт большую пользу учащемуся, разовьёт его творческую фантазию и продвинет пианистическую технику.

Список используемой литературы:

1. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. М.: Музыка, 1978.

2. Милич Б. Е. Воспитание ученика-пианиста. К.: Муз. Украина, 1982.

3. Егорина Н. Е. Уроки фортепианного цикла.  Лекция-концерт,2005.

    (xies.ru/225330/1/Лекция_концерт__сценарий_.html‎)

Источник