Колдуны и святые антропология болезни в средние века скачать

Колдуны и святые антропология болезни в средние века скачать thumbnail

Арнаутова Ю.Е.
Колдуны и святые: Антропология болезни в средние века. — СПб.: Алетейя, 2004. — 398 с. — (Серия «Библиотека средних веков»).

Даже в наш «просвещенный век» тема колдовской порчи, сглаза, наговора и возможностей их исцеления не сходит со страниц и популярных, и серьезных изданий. Однако, обычно остается без внимания тот факт, что современные мистические представления или «народное целительство» — лишь верхушка айсберга, основание которого покоится в толще «темного Средневековья», а порою — в глубине архаики. Антропологический подход к изучению истории не только позволяет взглянуть на культуру давно ушедших эпох глазами ее носителей, проникнуть в мир их представлений и верований, но и провести исторические параллели. В предлагаемой работе автор вскрывает исторические корни представлений о магическом воздействии на человека, вводит читателя в таинственный мир средневековых знахарей и колдунов, пришельцев с «того света» и оборотней, священников и святых.

Введение 5
1. О проблеме 5
2. О «картине мира», «народной культуре» и об «архаическом Средневековье» 16
Глава I. Объяснения болезни (этиологии) 31
1.1. Болезнь в масштабах «микро- и макрокосма»: мифологические истоки традиционных представлений о болезни 34
1.2. Объяснение болезни колдовством людей 49
1.2.1. Субъекты колдовства и вера в магию 49
1.2 2. Вредоносное колдовство в скандинавских источниках 57
1.2.3. К вопросу о вере в «колдовское» происхождение эпидемий 65
1 2.4. Вредоносное колдовство (maleficium) в континентальных источниках 69
1.3. «Сглаз» 81
1.4. Вредоносное влияние мифологических существ как этиологическая конструкция 85
1.4.1. Болезни от мертвых, альвов (эльфов) и других персонажей низшей мифологии 85
1.4.2. Кодифицированное поведение в быту и объяснение болезни 101
1.5. Персонификация болезни 105
1.6. Христианское учение о происхождении болезни в церковной литературе и в жизни 111
1.6.1. «Популярная» версия христианской этиологии 111
1.6.2. Одержимость 120
1.6.3. Христианская этиология в зеркале миракул святых и в повседневности 126
Глава II. Переживание болезни и отношение к больным 137
2.1. «Аксиологический статус» болезни в дохристианских культурах ив христианской идеологии 139
2.1.2. Больной и его болезнь 147
2.1.3. Больной и общество 164
2.3.1. Христианское милосердие и каритативная деятельность общества по призрению бедных и больных 164
2.3.2. Забота о больных в частной жизни 184
2.3.3. Судьба прокаженных 199
Глава III. Терапия: болезнь в контексте ритуала 209
3.1. Диагностика и прогностика 213
3.1.1. Гадания и толкование примет в народной диагностике и прогностике 213
3.1.2. Прогностические свойства сновидений 217
3.2. Исцеление «more paganorum» — «по обычаю язычников» 222
3.3. Культ мертвых в эпоху христианского Средневековья и его связь с магией здоровья 235
3.3.1. Апотропеическая магия в погребальном обряде («профилактика») и культ мертвых в целительной практике 235
3.3.2. Продолжение культа мертвых в культе святых 245
3.4. Растения в терапии и профилактике 251
3.5. Амулеты и «магические предметы» как профилактическое и терапевтическое средство 267
3.6. Вербальная магия: от diabolica carmina к благословению и молитве 275
3.7. «Теургическая терапия» и «церковная магия» 304
3.8. Исцеления святыми 321
3.8.1. Чудо исцеления и патронаты святых над больными и страждущими 321
3.8.2. Паломничества и обряды исцеления в культе святых 340
Заключение 371
Библиография 379
Список сокращений при цитировании источников 397

Источник

Main
Колдуны и святые. Антропология болезни в средние века

Арнаутова Е.Ю.

СПб.: Алетейя, 2004. — 398 с. — (Библиотека средних веков). — ISBN 5-89329-657-5.Даже в наш «просвещенный век» тема колдовской порчи, сглаза, наговора и возможностей их исцеления не сходит со страниц и популярных, и серьезных изданий. Однако, обычно остается без внимания тот факт, что современные мистические представления или «народное целительство» — лишь верхушка айсберга, основание которого покоится в толще «темного Средневековья», а порою — в глубине архаики. Антропологический подход к изучению истории не только позволяет взглянуть на культуру давно ушедших эпох глазами ее носителей, проникнуть в мир их представлений и верований, но и провести исторические параллели. В предлагаемой работе автор вскрывает исторические корни представлений о магическом воздействии на человека, вводит читателя в таинственный мир средневековых знахарей и колдунов, пришельцев с «того света» и оборотней, священников и святых.На обложке: барельеф саркофага св. Елизаветы в МарбургеВведение
О проблеме
О «картине мира», «народной культуре» и об «архаическом Средневековье»
Объяснения болезни (этиологии)
Болезнь в масштабах «микро- и макрокосма»: мифологические истоки традиционных представлений о болезни
Объяснение болезни колдовством людей
Субъекты колдовства и вера в магию
Вредоносное колдовство в скандинавских источниках
К вопросу о вере в «колдовское» происхождение эпидемий
Вредоносное колдовство (maleficium) в континентальных источниках
«Сглаз»
Вредоносное влияние мифологических существ как этиологическая конструкция
Болезни от мертвых, альвов (эльфов) и других персонажей низшей мифологии
Кодифицированное поведение в быту и объяснение болезни
Персонификация болезни
Христианское учеиие о происхождении болезни в церковной литературе и в жизни
«Популярная» версия христианской этиологии
Одержимость
Христианская этиология в зеркале миракул святых и в повседневности
Переживание болезни и отношение к больным
«Аксиологический статус» болезни в дохристианских культурах и в христианской идеологии
Больной и его болезнь
Больной и общество
Христианское милосердие и каритативиая деятепыюсть общества по призрению бедных и больных
Забота о больных в частной жизни
Судьба прокаженных
Терапия, болезнь в контексте ритуала
Диагностика и прогностика
Гадания и толкование примет в народной диагностике и прогностике
Прогностические свойства сновидений
Исцеление «more paganorum» — «по обычаю язычников»
Культ мертвых в эпоху христианского Средневековья и его связь с магией здоровья
Апотропеическая магия в погребальном обряде («профилактика») и культ мертвых в целительной практике
Продолжение культа мертвых в культе святых
Растения в терапии и профилактике
Амулеты и «магические предметы» как профилактическое и терапевтическое средство
Вербальная магия: от diabolica carmina к благословению и молитве
«Теургическая терапия» и «церковная магия»
Исцеления святыми
Чудо исцеления и патронаты святых над больными и страждущими
Паломничества и обряды исцеления в культе
Заключение
Библиография
Список сокращений при цитировании источников

Источник

  • Timothyser |
  • Раздел: скачать бесплатно книги / Книги о Великой Отечественой Воине |
  • Опубликовано: 3 январь, 20:00

Колдуны и святые. Антропология немочи в посредственные века — Даже в наш «просвещенный век» тема колдовской порчи, сглаза, наговора и возможностей их исцеления не сходит со страниц и популярных, и капитальных изданий. Однако, всегдашне остается без внимания тот факт, что нынешние мистические зрелища или «народное целительство» — лишь верхушка айсберга, основание какого покоится в глаже «темного Средневековья», а порою — в глубине архаики. Антропологический подход к изучению истории не всего позволяет глянуть на цивилизацию давненько ретировавшихся эпох буркалами ее носителей, влезть в мир их зрелищ и верований, однако и проложить исторические параллели. В предлагаемой работе автор разрезает исторические корни зрелищ о магическом воздействии на человека, впрыскивает читателя в загадочный мир средневековых знахарей и волшебников, пришельцев с «того света» и оборотней, батюшек и святых.

Название: Колдуны и святые. Антропология немочи в посредственные века
Автор: Юлия Арнаутова
Издательство: Алетейя
Год издания : 2004
Количество страниц: 397
Формат издания : DJVU
Размер издания : 27,1 Мб
ISBN: 5-89329-657-5
Качество: Отличное
Серия или Выпуск: Библиотека посредственных веков
Язык издания : Русский

Содержание:

Введение
1. О проблеме
2. О «картине мира», «народной культуре» и об «архаическом Средневековье»
Глава I. Объяснения немочи(этиологии)
1.1. Болезнь в масштабах «микро- и макрокосма»: мифологические истоки традиционных зрелищ о немочи
1.2. Объяснение немочи ведовством людей
   1.2.1. Субъекты ведовства и вера в магию
   1.2.2. Вредоносное ведовство в скандинавских ключах
   1.2.3. К спросу о вере в «колдовское» генезис эпидемий
   1.2.4. Вредоносное ведовство(maleficium)в континентальных ключах
1.3. «Сглаз»
1.4. Вредоносное воздействие мифологических существ будто этиологическая конструкция
   1.4.1. Болезни от бездушных, альвов(эльфов)и иных персонажей густейшей мифологии
   1.4.2. Кодифицированное поведение в быту и объяснение немочи
1.5. Персонификация немочи
1.6. Христианское учение о происхождении немочи в божественной литературе и в жизни
   1.6.1. «Популярная» версия христианской этиологии
   1.6.2. Одержимость
   1.6.3. Христианская этиология в зеркале миракул святых и в повседневности
Глава II Переживание немочи и касательство к больным
2.1. «Аксиологический статус» немочи в дохристианских цивилизациях и в христианской идеологии
2.2. Больной и его заболевание
2.3. Больной и общество
   2.3.1. Христианское милосердие и каритативная деятельность общества по призрению маломочных и больных
   2.3.2. Забота о больных в частной жизни
   2.3.3. Судьба прокаженных
Глава III. Терапия, заболевание в контексте ритуала
3.1. Диагностика и прогностика
   3.1.1. Гадания и толкование встретит в всенародной диагностике и прогностике
   3.1.2. Прогностические свойства сновидений
3.2. Исцеление «more paganorum» — «по обычаю язычников»
3.3. Культ бездушных в эпоху христианского Средневековья и его связь с магией здоровья
   3.3.1. Апотропеическая магия в погребальном обряде(«профилактика»)и обожествление бездушных в целительной практике
   3.3.2. Продолжение культа бездушных в культяпке святых
3.4. Растения в терапии и профилактике
3.5. Амулеты и «магические предметы» будто профилактическое и терапевтическое оружие
3.6. Вербальная магия: от diabolica carmina к благословению и молитве
3.7. «Теургическая терапия» и «церковная магия»
3.8. Исцеления святыми
   3.8.1. Чудо исцеления и патронаты святых над больными и страждущими
   3.8.2. Паломничества и обряды исцеления в культяпке
Заключение
Библиография
Список сокращений при цитировании источников

Скачать Колдуны и святые. Антропология немочи в посредственные века

  • [0]
  • Просмотров: 219 |

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Источник

Скачать Колдуны и святые. Антропология болезни в средние века бесплатно

Колдуны и святые. Антропология болезни в средние века — Даже в наш «просвещенный век» тема колдовской порчи, сглаза, наговора и возможностей их исцеления не сходит со страниц и популярных, и серьезных изданий. Однако, обычно остается без внимания тот факт, что современные мистические представления или «народное целительство» — лишь верхушка айсберга, основание которого покоится в толще «темного Средневековья», а порою — в глубине архаики. Антропологический подход к изучению истории не только позволяет взглянуть на культуру давно ушедших эпох глазами ее носителей, проникнуть в мир их представлений и верований, но и провести исторические параллели. В предлагаемой работе автор вскрывает исторические корни представлений о магическом воздействии на человека, вводит читателя в таинственный мир средневековых знахарей и колдунов, пришельцев с «того света» и оборотней, священников и святых.

Название: Колдуны и святые. Антропология болезни в средние века
Автор: Юлия Арнаутова
Издательство: Алетейя
Год: 2004
Страниц: 397
Формат: DJVU
Размер: 27,1 Мб
ISBN: 5-89329-657-5
Качество: Отличное
Серия или Выпуск: Библиотека средних веков
Язык: Русский

Содержание:

Введение
1. О проблеме
2. О «картине мира», «народной культуре» и об «архаическом Средневековье»
Глава I. Объяснения болезни (этиологии)
1.1. Болезнь в масштабах «микро- и макрокосма»: мифологические истоки традиционных представлений о болезни
1.2. Объяснение болезни колдовством людей
   1.2.1. Субъекты колдовства и вера в магию
   1.2.2. Вредоносное колдовство в скандинавских источниках
   1.2.3. К вопросу о вере в «колдовское» происхождение эпидемий
   1.2.4. Вредоносное колдовство (maleficium) в континентальных источниках
1.3. «Сглаз»
1.4. Вредоносное влияние мифологических существ как этиологическая конструкция
   1.4.1. Болезни от мертвых, альвов (эльфов) и других персонажей низшей мифологии
   1.4.2. Кодифицированное поведение в быту и объяснение болезни
1.5. Персонификация болезни
1.6. Христианское учение о происхождении болезни в церковной литературе и в жизни
   1.6.1. «Популярная» версия христианской этиологии
   1.6.2. Одержимость
   1.6.3. Христианская этиология в зеркале миракул святых и в повседневности
Глава II Переживание болезни и отношение к больным
2.1. «Аксиологический статус» болезни в дохристианских культурах и в христианской идеологии
2.2. Больной и его болезнь
2.3. Больной и общество
   2.3.1. Христианское милосердие и каритативная деятельность общества по призрению бедных и больных
   2.3.2. Забота о больных в частной жизни
   2.3.3. Судьба прокаженных
Глава III. Терапия, болезнь в контексте ритуала
3.1. Диагностика и прогностика
   3.1.1. Гадания и толкование примет в народной диагностике и прогностике
   3.1.2. Прогностические свойства сновидений
3.2. Исцеление «more paganorum» — «по обычаю язычников»
3.3. Культ мертвых в эпоху христианского Средневековья и его связь с магией здоровья
   3.3.1. Апотропеическая магия в погребальном обряде («профилактика») и культ мертвых в целительной практике
   3.3.2. Продолжение культа мертвых в культе святых
3.4. Растения в терапии и профилактике
3.5. Амулеты и «магические предметы» как профилактическое и терапевтическое средство
3.6. Вербальная магия: от diabolica carmina к благословению и молитве
3.7. «Теургическая терапия» и «церковная магия»
3.8. Исцеления святыми
   3.8.1. Чудо исцеления и патронаты святых над больными и страждущими
   3.8.2. Паломничества и обряды исцеления в культе
Заключение
Библиография
Список сокращений при цитировании источников

Скачать Колдуны и святые. Антропология болезни в средние века

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.

Источник

Автор: Kristinakorzina  •  Май 20, 2018  •  Реферат  •  2,146 Слов (9 Страниц)  •  312 Просмотры

Страница 1 из 9

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
РЕФЕРАТ

по дисциплине: «История Средних веков»

Выполнила:
студентка 2 курса
исторического факультета
Шевцова Кристина

Проверила:

Анисимова А.А.

МОСКВА
2017 ГОД

Арнаутова Ю.Е. является доктором исторических наук и руководителем отдела исторической антропологии и истории повседневности. В сферу ее научных интересов, связанных со средневековьем, входит социальная история данного периода.

 В  книге «Колдуны и святые. Антропология болезни в Средние века» она ставит задачу рассказать о восприятии болезни, как со стороны самого заболевшего, так и окружающих его людей. В своем исследовании она будет рассматривать данный аспект не через призму накопившихся к нашему времени научных знаний, а максимально возможно глазами человека средневековья и существующих в те времена представлений.

 Автор книги антропологически подходит к поставленной проблеме, так как через отношение человека к такому жизненному явлению, как болезнь возможно отследить так же и элементы культурной жизни, влияющей на подобное мировоззрение людей.

 Исследование Арнаутовой разделяется на три категории. В нем рассказывается о том, что служило объяснением болезни, каким образом ее выявляли и лечили, а так же об отношении к больным и их личных переживаниях. В основе исследования лежит период раннего средневековья до первой эпидемии чумы. Она отмечает, что исследователи вроде К. Валя ,полагающие, будто средневековый человек воспринимал болезни, как божье наказание, не вполне правы, так как вышеупомянутое восприятие не характерно для всех слоёв населения. Невежественное крестьянство не обладало глубокими представлениями о христианской вере, что было замечено ещё авторами того времени, равно как и представители других сословий, вроде мелких ремесленников или низших слоев рыцарства, не имеющие доступ к письменной культуре. Из средневековых покаяний прихожан и проповедей следует, что несчастья, связанные с различного рода заболеваниями в повседневной жизни воспринимались скорее, как действие колдовства, сглаза или влияние мистических существ, нежели кара за грехи перед Богом. Арнаутова выделяет интересный факт, что для исцеления и спасения от болезни наравне с разного рода амулетами и травами, более характерными для язычества, нежели христианства, использовались так же молитвы и исповеди, что говорит о взаимопроникновении религиозных культур, откуда и появляется множество способов борьбы с болезнью.

 Она поднимает вопрос в своём исследовании о том, как следует воспринимать подобное сочетание методов. Как вытеснение языческих обычаев и появление новых взглядов и представлений о болезни или же как взаимодополняющие элементы единой культурной системы. Арнаутова оперирует тем, что в средние века сосуществовали два уровня восприятия болезни. Один из них  письменный, располагающий медицинскими и медико-теологическими текстами, принадлежал  немногочисленным образованным слоям населения. Другой-устный или народный, широким необразованным слоям. Предметом же исследования Ю. Е. Арнаутовой является второй уровень восприятия, наиболее приближенный к повседневной народной жизни, культуре и быту основной массы населения. В своем исследовании автор исходит из написанного религиозными средневековыми авторами, критикующими вышеупомянутые устные суеверия и эпических произведений того времени. Арнаутова обращает внимание, что в основе устного народного восприятия лежит миф и выделяет его, как отдельный тип мышления, свойственный средневековому человеку.

 В первой главе Арнаутова ставит задачу рассказать об этиологии, то есть объяснении болезни, что является объединяющим звеном для медицины любого периода и народа. Определенно, прежде чем приступить к лечению больного, необходимо установить, какими факторами было вызвано его  заболевание. Болезнь для средневекового человека воспринимается, как некая приходящая внешняя сила, наделенная самостоятельной активностью. Соответственно, заболевший  случайно попадает под влияние и становится жертвой подобного внешнего фактора, или же вызывает какими-либо действиями дисбаланс между внутренним и внешним, навлекая на себя болезнь-элемент хаоса, нарушающий гармонию организма с окружающим миром. Таким образом, положительные нравственные качества и благородные поступки отождествляются с красивым внешним обликом и хорошим здоровьем человека, и наоборот. Для того, чтобы исправить сложившеюся ситуацию и вновь установить гармонию между внешним и внутренним миром необходимо произвести определенные действия, специальные обряды и ритуалы.

Доступно только на Essays.club

Источник