Человек и болезнь и отношение к болезни

Человек и болезнь и отношение к болезни thumbnail
Тип отношения
к болезни
Характеристика
1. Гармоничный (реалистичный, взвешенный) — это оценка сво­его состояния без склонности преувеличивать его тяжесть, но и без недооценки реальной картины болезни, стремление во всем активно содействовать успеху лечения, стремление облегчать близ­ким тяготы ухода за собой.
В случае понимания неблагоприятного прогноза заболевания возможно переключение интересов на те области жизни, которые останутся доступными для больного, сосредоточение внимания на своих делах, заботе о близких.
2. Эргопатический (стенический) — это «уход от болезни в ра­боту». Характерно сверхответственное, подчас одержимое, стеничное отношение к работе, которое в ряде случаев выражено еще в большей степени, чем до болезни, избирательное отношение к обследованию и лечению, обусловленное прежде всего стремлением, несмотря на тяжесть своего заболевания, продолжать тру­довую деятельность и во что бы то ни стало сохранить профессио­нальный статус.
3. Анозогнозический (эйфорический) — это активная борьба с мыслями о болезни и ее возможных последствиях, вплоть до от­рицания очевидного. Характерна тенденция рассматривать симп­томы болезни как проявления «несерьезных» расстройств или слу­чайных колебаний самочувствия. В связи с этим нередко встреча­ется отказ от врачебного обследования и лечения, желание «ра­зобраться самому» и «обойтись своими средствами», надежда на то, что «все само обойдется». При эйфорическом варианте этого типа наблюдается необоснованно повышенное настроение, пре­небрежительное, легкомысленное отношение к болезни и лече­нию. Такие пациенты желают продолжать получать от жизни все то же, что и ранее, несмотря на болезнь, с легкостью нарушают режим и врачебные рекомендации, что пагубно сказывается на протекании заболевания.
4. Тревожный (тревожно-депрессивный и обсессивно-фобический) — это непрерывное беспокойство и мнительность в отно­шении неблагоприятного течения болезни, возможных осложне­ний, неэффективности и даже опасности лечения; поиск новых способов лечения, жажда дополнительной информации о своей болезни, обращение к «авторитетам», частая смена лечащего вра­ча. В отличие от людей с ипохондрическим типом отношения к болезни у таких пациентов в большей степени выражен интерес к объективным данным (результатам анализов, заключениям спе­циалистов), нежели к субъективным ощущениям. Поэтому они предпочитают слушать о проявлениях заболевания у других, а не предъявлять без конца свои жалобы. Настроение их в основном тревожное. Как следствие тревоги возникает угнетенность настро­ения и психической активности.
5. Ипохондрический — это чрезмерное сосредоточение на субъективных болезненных и иных неприятных ощущениях, стремление постоянно рассказывать о них врачам, медперсона­лу и окружающим, преувеличение действительных и выискива­ние несуществующих болезней и страданий, преувеличение не­приятных ощущений в связи с побочными действиями лекарств и диагностических процедур. Для таких больных характерно со­четание желания лечиться и неверия в успех. Они постоянно требуют тщательного обследования у авторитетных специалис­тов и боятся, что процедуры могут оказаться вредными или болезненными.
6. Неврастенический — это поведение по типу «раздражитель­ной слабости»: вспышки раздражения, особенно при болях и не­приятных ощущениях, при неудачах лечения. Раздражение неред­ко изливается на первого попавшегося и завершается раскаянием и угрызениями совести. Характерны неумение и нежелание тер­петь болевые ощущения, нетерпеливость при обследовании и ле­чении, неспособность терпеливо ждать облегчения, а впослед­ствии — критическое отношение к своим поступкам и необду­манным словам, просьбы о прощении.
7. 7.Меланхолический (витально-тоскливый) — это сверхудру­ченность болезнью, неверие в выздоровление и в возможное улучшение, в эффект лечения, активные депрессивные высказыва­ния, вплоть до суицидных мыслей, пессимистический взгляд на все вокруг. Такие больные сомневаются в успехе лечения даже при благоприятных объективных данных и удовлетворительном самочувствии.
8. Апатический — это полное безразличие к своей судьбе, к исходу болезни, к результатам лечения, пассивное подчинение процедурам и лечению при настойчивом побуждении со стороны. Характерны утрата интереса к жизни, ко всему, что ранее волно­вало, вялость и апатия в поведении, деятельности и межличност­ных отношениях.
9. Сенситивный — это чрезмерная ранимость, уязвимость, оза­боченность неблагоприятными впечатлениями, которые могут про­извести на окружающих сведения о болезни. Пациент опасается, что знакомые станут его жалеть, считать неполноценным, пре­небрежительно или с опаской относиться к нему, распускать сплет­ни и неблагоприятные слухи о причине и природе болезни и даже избегать общения с ним. Характерна боязнь стать обузой для близ­ких и неблагожелательного отношения с их стороны в связи с этим. Отмечаются колебания настроения, связанные главным об­разом с межличностными контактами.
10. Эгоцентрический (истероидный) — это «принятие» болезни и поиски выгод в связи с недугом. Больной выставляет напоказ свои страдания и переживания с целью вызвать сочувствие близ­ких и полностью завладеть их вниманием; требует исключитель­ной заботы о себе в ущерб другим делам и занятиям окружаю­щих, проявляет полное невнимание к ним. Разговоры окружаю­щих быстро переводятся «на себя», а другие люди, также требую­щие внимания и заботы, рассматриваются как «конкуренты», от­ношение к ним — неприязненное. Характерны постоянное жела­ние показать другим свою исключительность в проявлениях бо­лезни, эмоциональная нестабильность и непредсказуемость.
11. Паранойяльный — пациент уверен, что болезнь — результат внешних причин, чьего-то злого умысла, крайне подозрителен по отношению к разговорам о себе, к лекарствам и процедурам. Он стремится приписывать возможные осложнения или побоч­ные действия лекарств халатности или злому умыслу врачей и персонала, обвиняет и требует наказаний для них в связи с этим.
12. Дисфорический (агрессивный) — доминирование гневливо-мрачного, озлобленного настроения. Больной постоянно имеет уг­рюмый и недовольный вид, завидует здоровым людям, включая родных и близких, и ненавидит их. Характерны вспышки озлоб­ленности и склонность винить в своей болезни других, требова­ние особого внимания к себе и подозрительность по отношению к процедурам и лечению, а также агрессивное, подчас деспотиче­ское отношение к близким.

Работа студента в стационаре начинается с контакта с больным и его родственниками по определенному стандарту.

Врач должен знать перечень документов для госпитализации:

· Направление на госпитализацию в данное отделение.

· Копия медицинского полиса.

· Справка об инфекционных контактах.

· Сведения о прививках и р. Манту с рождения до наст. времени.

· Копия свидетельства о рождении

· Для плановой госпитализации – ОАК, ОАМ, кал на я/глистов.

· При отсутствии одного из документов проконсультироваться у заведующего отделением.

· Выписка из истории развития ребенка, или ксерокопии выписок предшествующих госпитализаций, или амбулаторная карта больного (желательны).

Необходимо провести беседу с родителями о предполагаемом плане обследования, примерных сроках госпитализации, получить у родителей письменное информированное согласие на проведение диагностических манипуляций (бланк, вложенный в историю болезни, подписывается родителем (опекуном) и врачом (студентом), проводившим беседу).

— Провести сбор анамнеза и объективное обследование ребенка (смотри ниже).

— Оформить историю болезни.

На титульный лист истории болезни выносится диагноз направившего учреждения, диагноз при поступлении (предварительный диагноз). Ставится подпись студента (разборчиво).

Зафиксировать в истории анамнез жизни, в графу перенесенные заболевания включить сопутствующие заболевания, о которых есть сведения в выписке (или амбулаторной карте), нарисовать схему генеалогического дерева, сделать заключение по генеалогическому, аллергологическому, эпидемиологическому анамнезу.

Анамнез болезни начать с подробного описания жалоб больного – начать с существенных (касающихся основного заболевания), дополнить сопутствующими жалобами.

После изучения соответствующей литературы желательно на следующий день пациенту, госпитализированному планово, задать уточняющие вопросы, дополнить анамнез.

Источник

Характер человека и болезни

Содержание

#1. Влияние характера на болезни

#2. Черты характера и болезни

#3. Взаимосвязь между болезнями и характером

#4. Черты человеческого характера и болезни

Характер человека – это непосредственно сущность его личности, которой он наделяется на всю жизнь. И, как следствие, серьезные болезни, сопровождающие человека на протяжении всего жизненного пути. Человеческий организм состоит из двух сторон:

  • правой, которая наделена волевыми качествами и считается мужской стороной;
  • левая, относящаяся к женскому началу и имеющая сильную эмоциональную составляющую.
Читайте также:  У ребенка после болезни не проходит сухой кашель

Нарушение волевой составляющей, например, неумение расслабиться, приводит к появлению проблем с правой стороной организма человека. А эмоциональные потрясения непременно окажут влияние на левую сторону. И этот факт, совсем не связанный с полом человека, он касается как мужчин, так и женщин.

Каждый человеческий орган имеет свои собственные черты характера. А ввиду того, что именно ум оказывает контроль над здоровьем человека, то и прослеживается связь с характером всех человеческих органов. Характер и болезни тесно связаны между собой. Если у человека есть негативная черта характера, то обязательно ухудшится состояние одного из органов. И это является главной опасностью для человеческого организма, так как он воспринимает болезнь человека непосредственно как свою частичку.

Влияние характера на болезни

Характер человека и болезни - фото 2Влияние характера на болезни человека является одним из самых интересных исследований. Во многих научных изданиях освещается связь болезней с чертами человеческого характера. Существует целая классификация, которая знакомит с зависимостью болезней от характера. Этой теме посвящено множество научных трудов и статей, подтверждающих неразрывную связь болезней с характером. Еще древние ученые утверждали, что здоровье любого человека зависит не только от внешних раздражителей, таких как:

  • образ жизни;
  • система и качество питания;
  • воздух и окружающая атмосфера.

Но огромное влияние оказывает и нахождение в гармонии с окружающим миром. Не менее важным являлось и учение о том, что тело и разум неразделимы. Что они в равной степени могут страдать от болезней и характера человека. Плохой и вздорный характер показывает человека изнутри, какой он на самом деле.

Черты характера и болезни

Многих людей интересует вопрос: как характер влияет на болезни? Ответ прост: зависимость болезней от характера находится в человеческих руках. Он сам может управлять своими эмоциями и чувствами. Но, тем не менее, могут возникать следующие болезни:

  • болезни опорно-двигательного аппарата;
  • сердечные болезни;
  • болезни кровообращения;
  • болезни дыхательных путей;
  • болезни пищеварительной системы;
  • болезни костной системы;
  • и множество других болезней.

Взаимосвязь болезней с характером настолько сильна, что существовать отдельно друг от друга они не могут. Характером человека в первую очередь определяется, какие болезни могут быть присущи для конкретного человека. Это очень интересный и довольно популярный вопрос в современном мире.

Взаимосвязь между болезнями и характером

Причина возникновения той или иной болезни имеет прямую связь с характером каждого человека. Таким образом, болезням позвоночника способствует такая черта человеческого характера как пессимизм и негативный жизненный настрой. А люди, предпочитающие активный образ жизни, оптимистический взгляд на окружающую их действительность, никогда не будут чувствовать боль в спине.

Болезням сердечно – сосудистой системы присущи разочарования в близком окружении или в работе. Принимая близко к сердцу отношение окружающих, люди обрекают себя на сердечные заболевания и сбой сердечного ритма. Также обстоят дела и с болезнями кровеносной системы. Неправильный подход к жизненным ситуациям приводит к заболеваниям крови. А чтоб поддерживать здоровую кровеносную систему, необходимо обратить особое внимание на такие черты человеческого характера:

  • оптимизм;
  • радостное настроение в любой ситуации;
  • напористость в достижении поставленных целей.

Черты характера и болезни связаны между собой настолько, что люди порой недоумевают. Наиболее ярким примером влияния являются болезни печени, их часто ассоциируют с болезней волевого характера. Люди с большими амбициями и сильным волевым стержнем, зачастую занимающие руководящие должности, не всегда корректно относятся к подчиненным. Они пытаются навязывать всем свою точку зрения и способ жизнедеятельности. Но это может быть не для всех приемлемо. Поэтому такие люди обречены на болезнь, которая возникает вследствие перегревания печени. А слабовольные люди наоборот, не позволяют печени работать в полной мере, чем также вызывают болезни, какие приводят к плачевным последствиям.

Черты человеческого характера и болезни

Характер и болезни имеют определенную зависимость. И совсем не обязательно, что болезни определяют характер Характер человека и болезни - фото 3или наоборот. Важна сама связь человеческих болезней и их характера влияния на здоровье людей. Например, что и какой человеческой болезни присуще:

  • бронхит чаще всего возникает у прямолинейных людей;
  • астма является осложнением болезни дыхательных путей и чаще всего ею страдают люди, имеющие категоричное мышление;
  • гипертония является следствием неумения правильно отдыхать и расслабляться, это и приводит к болезням сердца, например, инфаркт или инсульт;
  • болезни поджелудочной железы характерны для людей с повышенной брезгливостью и чувством неприязни;
  • люди, страдающие сахарным диабетом, очень чувствительны к окружающей их действительности;
  • болезни кишечника зависят от человеческой активности, если работать активно, то возможны воспалительные процессы, если пассивно – запоры, а если с неприязнью – дискомфорт, не ведущий впоследствии к заболеванию;
  • болезнь дыхательной системы зависит от восприятия людьми будущего;
  • заболевание почек может возникнуть вследствие адаптации к окружающему миру в будущем;
  • здоровые надпочечники говорят о смирении ко всему, в том числе и к мнению окружающих людей;
  • умение прощать обеспечит здоровое поддержание мочеиспускательной системы;
  • болезни и характер заболеваний желудочно-кишечного тракта напрямую зависят от нежности и восприятия окружающей действительности;
  • пищевод подвержен болезням из-за сухости и покладистости;
  • кишечник начинает болеть вследствие человеческого упрямства;
  • органы чувств подвергаются болезням из-за человеческого эгоизма;
  • мигренями страдают люди, не способные приспосабливаться к окружающей среде;
  • суставы болят вследствие отрицательных эмоций;
  • вера и твердость воли и мыслей обеспечивают здоровые зубы и костную систему;
  • проблемы с нервной системой возникают вследствие отсутствия жизненной цели;
  • злоба и постоянные депрессии – это онкология;
  • бескорыстие и энтузиазм обеспечат человеческий иммунитет;
  • болезни кожи возникают при отсутствии доброты в человеке ниже среднего уровня;
  • алчность вызывает эпилептические заболевания;
  • и многие другие примеры.

В современном мире существует множество различных школ и центров по обучению тонкостям человеческого организма. Если Вы хотите разобраться с внутренними причинам, приходите в центр Арканум arcanum.ru. Профессиональные специалисты помогут Вам научиться регулировать процесс непосредственного влияния Вашего сознания и человеческого характера как возбудителя тех или иных заболеваний. Обеспечат полный курс теоретических знаний и практических навыков применения этих знаний. Специалисты школы имеют высокую квалификацию и огромный опыт практики. Они с радостью поделятся своими знаниями с учениками:

  • объяснят, как человеческий характер сильно влияет на организм;
  • какие именно болезни могут возникнуть;
  • чем чреваты заболевания для человеческого организма;
  • как управлять характером для минимизации стадии болезни;
  • насколько эффективны современные методы выявления заболеваний;
  • как выявлять связь болезней с характером;
  • насколько сильна данная взаимосвязь;
  • какой именно характер наиболее привлекателен для окружающих;
  • каким образом болезни характер человека могут изменить;
  • как применять теоретические знания на практике;
  • и множество других вопросов.

На занятиях в центре Вы сможете найти ответ на любой острый вопрос относительно болезней, связь которых отражается на различных человеческих органах. Также могут приводиться практические примеры для более основательного понимания. Характер и болезни можно изучить по статьям в интернете, но лучше прийти в центр Арканум arcanum.ru, понять, как Ваши внутренние блоки, установки влияют на здоровье и научиться применять свои знания на практике.

К списку статей

Источник

В нашем мире многое перевернуто с ног на голову. В обществе выпячивается и считается чуть ли не нормальным то, что совсем недавно было равным несчастью, а иногда даже поводом для стыда. Не обошла стороной эта тенденция и болезни.

Читайте также:  Болезни от отсутствия секса у женщин

Начиная с древних времен, здоровье было одной из важнейших составляющих благополучия. Здоровый человек гордо заявлял о том, что здоров, как бык. Здоровье девушек было почти необходимым условием их успешного замужества. В целом, здоровье шло рука об руку с возможностью человека и его рода жить и процветать. Увечье и болезнь почитались несчастьем. Больным людям сочувствовали, молились Богу, чтобы их самих беда обошла стороной. У больного человека было меньше шансов не только обеспечивать себя и семью, но выжить вообще.

При этом стоит отметить, что на Руси было особое отношение к тяжело больным. Отношение христианское — полное не только подлинного сочувствия, но и понимания особого пути к Богу человека, отмеченного недугом.

И здоровье, и болезнь, и, особенно, исцеление православными христианами благодарно принимается как Божий дар.

Но в XX веке отношение к болезни и больным претерпело множество изменений – не в последнюю очередь из-за выхолащивания духовного смысла болезни.

Наше время – это время расцвета медицинских технологий. За последние несколько десятилетий – ничтожный в историческом масштабе срок – многие болезни, которые раньше приводили к инвалидности и даже к смерти, стали излечимыми. И даже при неизлечимой болезни срок жизни заболевшего человека значительно увеличился. В наше время нередко больной человек проживает гораздо дольше, чем условно здоровый в старые времена. Вроде бы – относительный триумф! И ведь медицина не стоит на месте, нас ждут новые преодоления! В целом, лозунги о важности здоровья звучат со всех сторон. Популярны здоровый образ жизни, отказ от алкоголя и курения, диеты, спорт… На этой почве даже расцвели псевдонаучные и опасные движения йоги, вегетарианства, веганства.

Но вот парадокс. Если раньше здоровье, физическое благополучие в глазах обывателей полагалось желанным благом (при всём понимании полезности для души «узкого пути» даже православный человек обычно хочет избежать страданий), то теперь происходит некое расслоение представлений.

Христианское понимание болезни неразрывно связано с ожиданием Спасения, с темой греха, темой смерти. А современные люди, впавшие в маловерие и даже безверие, смерти боятся. Они бегут от этих тем. Смерть «перестает быть частью жизненных ожиданий». (Священник Александр Абрамов «Церковь и время», №2(23), 2003). Человек концентрируется на «гонке за здоровьем». Наряду с этим меняется эмоциональное отношение к болящим, вплоть до отторжения страданий и страдающих.

При этом на более частном, бытовом уровне наблюдается интересное явление. Вокруг нередко слышны споры «кто больнее», у кого страшнее и тяжелее болезнь. Или у кого больше разных «болячек». Эти споры сопровождаются всякими «вам меня не понять», «вам-то хорошо, а вот у меня…»… Это далеко от православного понимания и принятия страдания. В ряде случаев болезнь несется как знамя в борьбе за привилегии. Где-то – является поводом вызвать сочувствие. Случаев много, но их массовость и разнообразие сводятся к тому, что болеть стало в каком-то смысле модным. Вплоть до того, что люди находят у себя болезни, которых у них нет.

«Вам диагноз поставить или Вы со своим?»

Параллельно с визитами к врачам люди сами ставят себе диагнозы, сами назначают себе лечение. В помощь им – слухи и сплетни, реклама, непродуманный обмен опытом и страшный зверь интернет с мешаниной из противоречивых и зачастую недостоверных сведений, усугубляющих ситуацию. В целом, поступающая извне информация о болезнях провоцирует повышение уровня тревоги и некоторые люди не справляются с собственными эмоциями. Мнительность (повышенная тревожность) может доставить много страданий. Люди беспокоятся о многих вещах, но мнительность в отношении болезней занимает особое место среди человеческих страхов. Она погружает тревожного человека в угнетенное состояние (на фоне выматывающей суеты) вплоть до отчаяния. И выход этого страха иногда приобретает неожиданные формы.

Тревожные люди не только панически боятся заболеть, но и уверены – и уверяют окружающих — в том, что у них точно есть какое-то серьезное заболевание. То есть они не только испытывают страх перед заболеваниями, но и выискивают болезни у себя. Данное явление называют склонностью к ипохондрии. Если говорить упрощенно, то ипохондрия – это и есть навязчивое беспокойство по поводу возможности заболеть или же уверенность в наличии у себя тяжелого или даже смертельного заболевания (или нескольких заболеваний). Эта уверенность ложная, иррациональная, основанная на повышенной тревожности  — мнительности. Об ипохондрии говорят, когда человек подозревает у себя или приписывает себе не существующие у него болезни. Причем, в глазах таких тревожных людей даже самые простые симптомы, вроде насморка, приобретают характер признаков страшной болезни.

Когда тревожность в отношении болезней принимает формы мании, тогда речь идет об ипохондрии как медицинском психиатрическом диагнозе. Ипохондрия как заболевание — это серьезный комплекс симптомов, пронизывающих все слои жизни человека. Лечением ипохондрического расстройства занимаются психотерапевты и психиатры.

Ипохондрическая мнительность как таковая еще не означает наличие психического расстройства. В медицинской практике «истинная» ипохондрия встречается лишь у 3–13 % пациентов больниц.

Какие заболевания находит у себя мнительный человек?

Однако ипохондрические проявления  в той или иной степени могут быть в жизни любого человека. Нередко с ними сталкиваются студенты-медики: по мере прохождения тех или иных медицинских дисциплин, они находят у себя множество диагнозов.

«Я взял справочник и нашел там все, что мне было нужно, а потом от нечего делать начал перелистывать книгу, просматривая то, что там сказано о разных других болезнях…
я добросовестно перебрал все буквы алфавита, и единственная болезнь, которой я у себя не обнаружил, была родильная горячка». (Джером К. Джером).

Страх перед некоторыми болезнями столь силён и типичен, что выделяется в особые группы. Самыми распространёнными соматическими заболеваниями, которые выискивают (и находят) у себя люди, являются:

  • сердечно-сосудистые заболевания с риском инфаркта и инсульта;
  • аутоиммунные заболевания — такие, как рассеянный склероз;
  • различные заболевания, связанные с нарушениями памяти;
  • вирусные заболевания (ВИЧ и др.);
  • проблемы с щитовидной железой;
  • особо выделяется «рак» в целом (онко- или канцерофобия).

«Странное дело: стоит мне прочесть объявление о каком-нибудь патентованном средстве, как я прихожу к выводу, что страдаю той самой болезнью, о которой идет речь, причем в наиопаснейшей форме. Во всех случаях описываемые симптомы точно совпадают с моими ощущениями». (Джером К. Джером).

К услугам тех, кто не смог найти у себя какое-то физическое заболевание, огромный пласт нервно-психических болезней. На приеме у психологов огромное количество людей уверяют, что у них депрессия или невроз (порой это звучит как «нервоз»). Особо продвинутые знают термины «астено-невротический» и «астено-депрессивный синдромы». Еще одним распространенным диагнозом явлется «психосоматика». Также модно сейчас находить у себя детские и вообще психологические травмы. С распространением оккультного метода системных расстановок клиенты психологов нередко находят у себя и родовую травму — не от слова «роды», а от слова «род», это некий оккультный псевдодиагноз, по сути — модернизированное и облачённое в психологическую маску «родовое проклятье».

Ипохондрическое поведение нередко сочетается с патологическим возложением вины за собственное состояние на другого человека или явление. Например, приписывание себе нервных болезней сопровождается позицией «меня довели», «меня не жалеют» и т.п.

Для оправдания наличия у себя болезней используются утверждения: «ужасная экология» или «посмотрите, что мы едим». Есть и совсем нелепое оккультное обоснование болезней — как выдуманных, так и реальных, — «сглазили», «навели порчу».

Читайте также:  Анализ музыкального произведения чайковского болезнь куклы

Для ипохондрии характерно пренебрежительное отношение к врачам, которые не подтверждают наличие болезни. Это позиция: «врач, не понимающий, как я болен, – плохой врач». Мнительные люди нередко являются постоянными ходоками от специалиста к специалисту, надеющимися, что какой-то из докторов, наконец-то, подтвердит их собственный диагноз.

Психогенная мнительность

Казалось бы, как же так? Ведь человек тревожится именно потому, что боится заболеть? Почему же тогда ему так необходимо подтверждение болезни?

Не всегда дело в страхе как таковом. Приписывание себе какого-то заболевания может происходить из-за физиологических отклонений – обычно в работе центральной или вегетативной нервной системы (тут как раз случай «истинной» ипохондрии как медицинского диагноза).

Но чаще встречается психогенная мнительность. В таком случае тревожный поиск у себя заболевания является поведенческой стратегией, сопровождающей различные внутриличностные процессы. Такое поведение зачастую настолько глубоко укореняется на разных слоях психики, что становится частью личности – или даже психическим расстройством. Есть формулировка, хорошо передающая крайнюю степень такого срастания — «профессиональный страдалец».

Психологические причины ипохондрии разнообразны. Это и последствия воспитания, и реакция на социально-психологическую атмосферу, и «срыв» адаптационных механизмов в ситуации стресса, и др. К сожалению, под влиянием психики у человека могут возникнуть функциональные нарушения в работе организма, что закрепляет его убежденность в собственной болезни.

Духовные корни ипохондрии

Рассматривая повышенную тревожность в отношении болезней с духовной точки зрения, можно отметить несколько деструктивных установок  ипохондриков и ипохондриальных личностей.

В центре ипохондрии лежит страх. В каждом из нас в той или иной степени порой взаимодействуют страх жизни и страх смерти. Влияние этих двух страхов на состояние человека может быть разным.

Многие боятся смерти. Причём тут тоже есть варианты, например: страх мучительной смерти, страх небытия с той или иной степенью неверия в загробную жизнь, страх смерти без покаяния, страх посмертного наказания за грехи и т.д. Для боящихся смерти людей болезнь является признаком близости смертельного исхода. Такие люди панически боятся заболеть, но при этом словно бессознательно стремятся к подтверждению своей смертности (известный враг не так страшен, как воображаемый) и нередко концентрируются на болезнях, постоянно выискивая у себя мельчайшие признаки опасных недугов. Словно бегущая от возраста женщина, выискивающая у себя морщины и седые волоски. Существуют подобные страхи на основе искаженных представлений о Спасении, о смысле страданий, о Божием Промысле. Для ипохондрии вообще характерна концентрация «на прахе» – телесном, физическом. У ипохондриков выражен дисбаланс – уклон в сторону здоровья тела при игнорировании здоровья души.

Парадоксально, но порой убежденность в наличии болезни усмиряет внутренние конфликты человека.

Страх жизни, в свою очередь, порождает у человека стремление иррационально уходить от каких-то сложных для него ситуаций и проблем. Тогда и может произойти «бегство в болезнь» с выискиванием у себя признаков заболеваний, концентрацией на своём состоянии, что позволяет переключить тревожность с реальной ситуации на мнимую болезнь — одновременно со снятием с себя ответственности. Ведь если ты болен, то у тебя есть оправдание твоему бессилию, твоему бездействию.

Нередко мнительность в отношении болезней выступает мощнейшим манипулятивным фактором во взаимоотношениях с близкими. В таких ситуациях базой ипохондрического поведения может быть страх ненужности и потери влияния на близких.

Так или иначе, духовной основой для тревожности и поиска у себя несуществующих болезней являются эгоцентризм, сверхценность себя самого, непомерное самомнение человека.

Как бороться с избыточной болезненной мнительностью?

Безусловно, первое, что надо сделать, это убедиться, что у человека действительно мнительность, а не реальное заболевание. К сожалению, уверенность в наличии болезни может быть оправданной. Порой внимание к симптомам, умение не проигнорировать какие-то тревожные признаки и вовремя обратиться к врачу может даже спасти человеку жизнь.
Но бывает и так, что обследование — и не одно — не подтверждает опасений. Однако, вместо того, чтобы успокоиться, что было бы естественным, мнительный человек продолжает тревожиться. Он уверяет, что болен, и то, что врачи не нашли признаков заболевания, говорит лишь об их некомпетентности или плохой диагностике, а не о том, что у него нет болезни. Мнительность иногда приводит к тому, что уставшие от навязчивого больного врачи, многократно убедившись в безосновательности жалоб, могут упустить момент, когда человек реально заболеет.

На самом же деле, если медицинское обследование не подтверждает наличия приписываемых заболеваний, то у человека, скорее всего, склонность к ипохондрии или даже ипохондриальное расстройство. Для определения этого используется критерии МКБ. Если ставится диагноз «ипохондриальное расстройство», то лечением занимаются психотерапевты, психиатры, в нашей медицинской практике – и неврологи.

Стоит отметить, что преимущественным выбором являются методы психотерапии. Лекарственная терапия при ипохондрии обычно является вспомогательной, иногда даже нежелательной. Необходима она лишь в крайних случаях.

Если же речь идет не о заболевании, а о личностной склонности к ипохондрии, то для коррекции эмоциональных состояний и поведения можно использовать методы когнитивно-поведенческой психотерапии. Многие из этих методов не требуют специального образования. Это, скорее, конструктивные поведенческие стратегии.

Например, максимально эффективными будут метод остановки мыслей и информационный детокс. Первый заключается в устранении пугающих мыслей, а следовательно – и рождаемых ими эмоций. Научиться ему может каждый, он достаточно прост по своей сути. Если кратко, он сводится к тому, чтобы тормозить, останавливать усилием воли негативные мысли КАЖДЫЙ РАЗ, когда понимаешь, что ты их думаешь, переключать сознание, закрепляя это волевое действие формированием рефлекса.

Однако на практике соблазн не пользоваться этим методом, продолжая страдать ради вторичных выгод, бывает столь силен, что «остановка мыслей» не срабатывает. К сожалению, деструктивные мысленные установки – это очень устойчивая система.

Информационный детокс тоже не является чем-то сверхъестественным. Тревожному человеку нужно избегать просмотра передач о медицине, чтения медицинских сайтов и форумов, рекламы и т.п.

Поскольку тревожные люди склонны примерять на себя чужие болезни, в ситуации, когда они слышат об очередном устрашающем случае, им могут помочь некоторые фразы, увеличивающие «дистанцию» между их здоровьем и услышанным, например: «бывает же такое!», «интересный случай», «чего только в жизни не бывает! и т.п.

«И брось забивать себе голову вещами, в которых ничего не смыслишь. Я последовал этим предписаниям, что привело к счастливому (во всяком случае, для меня) исходу: моя жизнь была спасена, и я до сих пор жив». Джером К. Джером

Укрепить дух и помочь в борьбе с тревожностью могут общие действия, направленные на сохранение жизненных сил: достаточный и здоровый сон, соблюдение режима, избегание избыточных стрессов.

Есть и более «специализированные» стратегии поведения. Например, избежать излишней концентрации на болезненных состояниях помогут ритуализированные самообследования: измерение давления, пульса, уровня сахара и т.п. по расписанию. Эти действия помогают структурировать заботу о собственном здоровье и позволяют снизить интенсивность тревожных переживаний в промежутках между этими обследованиями.

Однако максимально избавить человека от склонности к ипохондрии может лишь глубокое христианское мироощущение. Страх перед болезнями бессилен, если для человека основой повседневной жизни являются погружение в познание Бога и себя настоящего, в изменение ума через покаяние, молитву и величайшую радость Причастия.

«Ибо кто Бога поистине боится, тот никого и ничего не боится» (Святитель Тихон Задонский).

Психолог Наталья Ярасова

Источник