Конспект урока по музыке чайковский болезнь куклы

Конспект урока по музыке чайковский болезнь куклы thumbnail

Конспект непосредственно организованной деятельности в средней группе

«Новая кукла»

(Из Детского альбома  П.И.Чайковского)

Цель:   Познакомить детей с музыкой П.И.Чайковского.

Задачи: Развивать интерес к музыке и желание её слушать

Обогащать музыкальные впечатления детей

Формировать умение вести беседу о музыке, высказываться о её характере.

Воспитывать эмоциональную отзывчивость.

Оборудование: Аудиозапись «Детский альбом П.И.Чайковского. «Болезнь куклы», «Новая кукла».

Портрет П.И.Чайковского.

Кукла, детская кроватка.

Солнышко и тучки к музыкально-дидактической игре «Солнышко и тучки».

  1. Организационный момент.

Воспитатель приглашает детей в игровую комнату и обращает внимание  на большое количество игрушек, аккуратно расставленных на полках.

Воспитатель:

— Ребята, а у вас дома есть игрушки?

— Какие самые любимые?

— Как вы с ними играете?

— Как надо играть, чтобы ваши игрушки не ломались, не испортились?

—  После игр сами  убираете игрушки  на место?

Ответы детей.

Воспитатель (обобщая).  Большинство мальчиков любят играть с машинками, кубиками, конструктором. В играх девочек, конечно, присутствуют куклы.

— Как можно играть с куклой?

Ответы детей.

Воспитатель:  Сегодня  я вам расскажу историю  о девочке, у которой тоже была кукла.  Придумал эту историю композитор  Пётр Ильич Чайковский.

Показывает портрет.

— Ребята, кто такой  «композитор»?

Предполагаемые ответы детей.

Воспитатель:  Композитор – это человек, который пишет (сочиняет) музыку.

Пётр Ильич Чайковский – выдающийся русский композитор. Он написал много музыки для детей и взрослых.  Пётр Ильич хорошо понимал детей, умел радоваться их радостям, печалиться их невзгодам. С помощью музыки он рассказывал о детских играх девочек и мальчиков. Эти рассказы  уложились в несколько музыкальных произведений — пьес под общим названием  «Детский альбом».  Некоторые  из них  мы с вами послушаем .

Первая история рассказывает о девочке Сашеньке, которая очень любила играть со своей куклой.  Но не заботилась о ней, часто бросала, трепала её. И однажды кукла заболела.

2.Слушание пьесы  «Болезнь куклы».

Воспитатель: Ребята, какая  по характеру  была музыка, грустная или весёлая?

Дети: Грустная.

Воспитатель: Кто думает по другому?

Тот, кто считает, это весёлая музыка  – поднимите карточку – солнышко.

А кто думает, что грустная —  карточку – тучку.

3.Музыкально-дидактическая игра  «Солнышко и тучка».

Воспитатель: (уточняет)  Прозвучала грустная музыка. В  ней мы услышали, как капают слёзы девочки, которая горюет над кукольной кроваткой. И как кукла тяжело вздыхает,  просит пить. К ней вызывают доктора, но ничего не помогает. Девочке очень жаль свою куклу.  

Воспитатель: Кто хочет показать, как девочка жалеет больную куклу?

4.Драматизация сюжета  под музыку  «Болезнь куклы».

(Повторное слушание)

Воспитатель: Кто запомнил и скажет, как называется  эта музыка?

 Ответы детей.

Воспитатель: Девочка долго горевала, что не стало её любимой куклы. Но прошло время. И однажды в гости пришёл папин друг. В руках у него была какая-то коробка. Он развязал ленточку, открыл крышку и протянул коробку девочке… Там лежала прекрасная кукла. У неё были большие синие глаза. Когда куклу покачивали, глаза открывались и закрывались. Хорошенький маленький ротик улыбался девочке. Светлые кудрявые волосы ложились на плечи. Настоящая красавица! Сашенька смотрела на куклу и не могла наглядеться.

-Ну. Что же ты? Бери, она твоя,- сказал папин друг.

Девочка потянулась и вынула куклу из коробки. Чувство радости и счастья переполняли её. Девочка порывисто прижала куклу к груди и закружилась с ней по комнате, словно в вальсе.

5.Слушание   пьесы  «Новая кукла».

Воспитатель:  Какая музыка прозвучала по характеру, весёлая или грустная?

Покажите символами.

Воспитатель:  Что вам хочется делать под эту музыку?

Дети:  Танцевать.

Воспитатель: Такая красивая кукла есть и у нас. Давайте с ней поиграем. Становитесь  в круг и  под музыку бережно передавайте  куклу друг другу. На ком закончится музыка – тот выходит в середину круга и пляшет с куклой. Остальные будут хлопать.

6.Танец с куклой.   Звучит   пьеса  «Новая кукла»

Воспитатель: Кукла устала. Положим её спать и споём ей «Баю-баюшки-баю»

Как называется песня, под которую укачивают детей?

Дети: Колыбельная.

Воспитатель: Вы послушали несколько музыкальных историй. Как называлась первая история?

Дети: «Болезнь куклы»

 Воспитатель: Вторая история?

Дети: «Новая кукла»

Воспитатель: Кто написал эту музыку?

Дети: Эту музыку написал Пётр Ильич Чайковский.

Воспитатель: На музыкальных занятиях мы продолжим знакомство с произведениями Петра Ильича Чайковского.

Источник

Городское коммунальное казенное предприятие
«Детская музыкальная школа №5»

Открытый урок

на тему: «Создание музыкального образа на уроке фортепиано».

Работа над трилогией П.И.Чайковского «Болезнь куклы», «Похороны куклы», «Новая кукла».

hello_html_m2c5e446c.jpg

Подготовила преподаватель І категории

фортепианного отделения

Карева Н.И.

Уральск 2018г.

Открытый урок

на тему: «Создание музыкального образа на уроке фортепиано».Работа над трилогией П.И.Чайковского «Болезнь куклы», «Похороны куклы», «Новая кукла».

Цель урока: Умение передать характер каждой пьесы, используя динамику, фразировку, выразительные особенности изложения музыкального материала, исходя из способностей данного учащегося и его музыкального развития.

Читайте также:  Какие болезни могут быть при недостатке секса

Задачи урока:

Образовательные: — формировать пианистические умения и навыки с

помощью образных впечатлений;

— работа над средствами воплощения художественных образов через фактурные, тембровые, динамические, штриховые особенности музыкального материала;

— находить индивидуальные решения в плане оптимального приспособления игрового аппарата, приемов звукоизвлечения, необходимых для раскрытия музыкальных образов.

Воспитательные: — воспитывать эстетический вкус на лучших образцах

классической музыки;

— воспитывать положительное отношение к решению творческих задач при работе над музыкальным произведением.

Методические приемы:

— словесный , наглядный, иллюстративный

— активизация слуха, обращение музыкальному восприятию ученика;

— прямая и наводящая формы воздействия.

План урока:

  1. Организационный момент, готовность к уроку.

  2. Вступительное слово.

  3. Работа над пьесой П.Чайковского «Болезнь куклы»

  4. Работа над пьесой П.Чайковского «Похороны куклы»

  5. Работа над пьесой П.Чайковского «Новая кукла»

Ход урока.

Вступительное слово

Музыка Петра Ильича Чайковского звучит на всех континентах и везде находит горячих поклонников. Музыкальный язык великого лирика настолько ярок, что узнаваем в любом его произведении, будь то сложная симфония или незатейливая детская пьеса. По-настоящему понять и оценить его крупные произведения вы сможете, когда станете взрослыми. Мы же обратимся к «Детскому альбому». 

Чайковский был первым русским композитором, создавшим для детей альбом фортепианных пьес. Ему было легко это сделать, потому что он понимал и любил детей.

На протяжении многих лет он жил в большой и дружной семье своей сестры, Александры Ильиничны Давыдовой, на Украине, в селе Каменка. Там Пётр Ильич всегда чувствовал себя по-домашнему уютно. Обдумывая замысел «Детского альбома», сочинённого в летние месяцы 1878 года, Чайковский писал: «Я хочу сделать целый ряд маленьких отрывков безусловной лёгкости с занимательными для детей заглавиями, как у Шумана». Ссылаясь на аналогичное произведение Шумана («Альбом для юношества» немецкого композитора), он имел в виду только общую задачу — создать цикл небольших и технически несложных пьесок из детской жизни, которые были бы доступны для исполнения самими детьми.hello_html_219d41b0.jpg

Получилась своеобразная фортепианная сюита, где в небольших по объёму пьесах народного характера перед юным пианистом последовательно ставятся разные художественно-исполнительские задачи. Мелодическая выразительность, простота гармонического языка, отсутствие фактурных сложностей делают эти произведения доступными юным исполнителям.

Образный строй «Детского альбома» Чайковского вполне самостоятелен и типичен для русского ребёнка из той среды, в которой вырос сам композитор. «Маленькой сюитой из русского быта» —  называет Асафьев эту серию из двадцати четырёх миниатюр, обрисовывающих мир беззаботного детства с его играми и забавами, краткими минутами огорчения и внезапными радостями, по-своему воспринятыми впечатлениями окружающей жизни. Ряд живых характерных сценок сменяется пёстрой чередой без строгой сюжетной последовательности.

Здесь и весёлые задорные игры, и обязательные танцы (вальс, мазурка, полька), и занимательная сказка няни с хорошим концом, и вдруг возникающий в воображении жуткий образ Бабы-яги.

Болезнь куклыhello_html_fdea605.jpg

Печальная музыка об очень искренних переживаниях девочки, которая принимает свою игру как бы всерьёз. А может быть, любимая кукла действительно безнадёжно сломалась (заболела).

— Кукла Маша заболела.
— Врач сказал, что плохо дело.
— Маше больно, Маше тяжко!
— Не поможешь ей, бедняжке.
— Нас покинет Маша вскоре.

Вот уж горе, так уж горе, горе, горе, го…

У девочки заболела кукла. Как в музыке рассказано об этом? Что необычно в музыкальном языке этой пьесы? Слушая музыку, вы сразу обратите внимание на то, что в ней нет сплошной мелодической линии. Она как бы «разорвана» паузами, каждый звук мелодии напоминает вздох: «Ох… ах…»

Форму пьесы можно определить как одночастную, состоящую из двух периодов с кодой. Жалобно звучат «вздохи» куклы в первом предложении, переходящие затем в приглушённые стоны, когда они переносятся в низкий регистр. «Страдания» куклы достигают предела во втором периоде, содержащем напряжённую кульминацию. Период завершается кадансом на тоническом аккорде. Пьеса имеет долго «угасающую» коду. Кукла заснула…hello_html_mf93abb8.jpg

Похороны куклы

В музыке, написанной для детей, чувствуется бережное отношение к переживаниям ребёнка, понимание их глубины и значительности. Слушая эту пьесу, обращаешь внимание на серьёзность, неподдельность чувств маленького героя, на то, с каким уважением композитор относится к личности ребёнка.hello_html_m6046dc6d.jpg

Снег на земле и на сердце снег.
Кукла, родная, прощай навек.
Больше, дружочек любимый мой,
Мне не играть с тобой.

Лучшею куклою ты была.
Как же тебя я не сберегла?
Как же такое случилось с тобою?
Куда и зачем от меня ты ушла?

Снег на земле и на сердце снег.
Маша, родная, прощай навек.
Больше, дружочек любимый мой,
Мне не играть с тобой.

Чайковский не случайно дал подзаголовок своему циклу – «В подражание Шуману». Эта пьеса невольно напоминает «Первую утрату» из «Альбома для юношества» Р. Шумана.

Пьесу пронизывает характерный ритм типичного похоронного марша, однако эта черта не делает из пьесы действительно похоронный марш. Порой в литературе можно встретить утверждение, что здесь Чайковский воспроизвёл звучание хора. Нам кажется, что эту музыку скорее можно представить себе в оркестровом, а не хоровом, варианте. Но как бы то ни было, и при исполнении, и, слушая эту пьесу, не стоит всё воспринимать слишком всерьёз. Всё-таки, композитор звуками создаёт впечатление похорон куклы: элемент игры здесь не должен совсем пропадать.hello_html_m624fb15f.jpg

Читайте также:  Болезни у только что родившихся котят

Новая кукла

Девочка так рада новой игрушке! Вместе со своей куклой она кружится, танцует и, наверное, чувствует себя очень счастливой. Музыка наполнена  чувством восторга, трепещущей радости, счастья. Выдержанный на протяжении всей пьесы ритмический пульс, который даёт аккомпанемент, напоминает взволнованное биение сердца.

Ах, мама, мама, неужели
Куклу скоро привезут?
Ах, мама, мама, в самом деле
Кукла скоро будет тут?

Ах, где же куколка моя?
Её хочу увидеть я.
Ах, что? Уже? Тогда молю –
Ну, дай мне куколку мою.

Ах, как она прекрасна, мама!
Как я рада, Боже мой!
Ах, кукла, кукла! Никогда мы
Не расстанемся с тобой,
Теперь с тобой, теперь с тобой,
С тобой, с тобой, с тобой, с тобой.

«Новая кукла» завершает маленькую сюиту. Лёгким ветерком радости предстаёт эта миниатюрная пьеса. Она и звучит меньше минуты. В ней слиты воедино разные оттенки чувства: изумление, восторг, охватывающие ребёнка при виде красивой игрушки, о которой он давно мечтал. Словно девочка с куклой кружится по комнате, залитой солнечным светом…

Пьеса звучит в характере стремительного вальса. Обычный вальсовый размер 3/4 ускорен вдвое — 3/8. Поэтому мелодия словно «задыхается». Она даже не разделена на фразы, а состоит из мелких мотивов, сливающихся в одну «волну». Аккомпанемент «облегчён» паузами на слабых долях.hello_html_m7131830b.jpg

Форма пьесы простая трёхчастная. Крайние части, будучи восьмитактными периодами единого строения, повторяются. Середина же пьесы гармонически неустойчива. Короткие мотивы будто «порхают» из октавы в октаву. Главный приём развития в этом разделе — секвенция. В репризе мелодия «рассеивается», исчезает.

Итог урока:

— Ученицы умеют анализировать музыкальное произведение;

— У них сформирован музыкальный образ;

— Ученицы правильно владеют штрихами и динамическими оттенками.На уроке стало понятно, что выразительным и точным исполнением штрихов можно изобразить различный характер пьесы.

— Артикуляция пальцев стала более активной.

Цель урока достигнута.

Домашнее задание: Закрепить дома полученные в классе навыки и приемы звукоизвлечения. Ярче исполнять акценты. Играть нотный текст правильной аппликатурой.

Оценка: пять.

Источник

Анастасия Авдонькина
Конспект музыкального занятия в средней группе: слушание «Болезнь куклы» (из «Детского альбома» П. И. Чайковского)

Конспект музыкального занятия в средней группе: слушание «Болезнь куклы» (из «Детского альбома» П. И. Чайковского)

Цель: вызвать интерес к музыке Чайковского, определить замысел композитора. Развивать способность понимать содержание музыкального произведения.

Задачи:

— способствовать развитию у детей эмоциональной отзывчивости на музыку;

— воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;

— обогащать музыкальные впечатления детей;

— формировать умение вести беседу о музыке, высказываться о ее характере;

— формирование певческих навыков.

Ход занятия:

Перед входом в музыкальный зал детям раздаются листочки. Дети забегают в музыкальный зал как осенние листочки, строят круг, затем бегут врассыпную и кружатся. Затем проходят на свои стульчики.

Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ребята! (распевка «Добрый день!»)

Ребята, вы слышите, что это? (воспитатель изображает плач, на руках у него кукла с забинтованной ножкой).

Посмотрите это куколка, она плачет, она сегодня пришла к нам на музыкальное занятие. Может быть у нее что-то случилось? Вы не знаете? (ответы детей)

Да, она говорит, что у нее болит ножка, и она принесла нам с собой музыку, давайте послушаем ее, ребятки.

Исполняется пьеса «Болезнь куклы» (из «Детского альбома» П. Чайковского)

Ребята, скажите пожалуйста, какая музыка по настроению? (печальная, жалобная, плачущая, тоскливая).

А написал это произведение великий русский композитор П. И. Чайковский (показывает портрет), который жил более 100 лет назад. Известно, что Пётр Ильич Чайковский любил детей, хорошо понимал их. Композитор очень тепло относился к детям своей сестры, часто навещал их, рассказывал разные истории про свои путешествия, играл им на фортепиано, а также сам с интересом слушал все их рассказы. П. И. Чайковский написал сборник пьес для детей который называется «Детский альбом». Композитор посвятил его одному из своих племянников — Володе Давыдову, которому на тот момент было шесть с половиной лет. Пьеса, которую мы сегодня прослушали из «Детского альбома» называется «Болезнь куклы».

Давайте пожалеем куколку, чтобы ножка у нее не болела (даю детям погладить, пожалеть куколку).

А чтобы куколка у нас не расстраивалась, давайте покажем ей наш танец с листочками, как вы красиво танцевали, когда вошли в зал.

Читайте также:  История болезни инфекционные болезни ку лихорадка

Дети танцуют танец с осенними листочками

Какие молодцы, так хорошо танцевали, куколке очень понравилось!

А у меня для вас есть загадка:

Круглый бок, желтый бок,

Сидит в грядке колобок,

Врос в землю крепко.

Что же это? (репка)

(Показываю иллюстрацию репки)

Посмотрите какого она цвета, какие у нее листочки.

Ребята, а какие еще вы знаете овощи?

А вы знаете игру «Репка»? Я очень хочу поиграть с вами в нее.

Игра «Репка»

У меня для вас есть еще одна загадка. Послушайте внимательно.

Дни стали короче,

Длиннее стали ночи,

Кто скажет, кто знает,

Кода это бывает? (Осенью)

(ставлю иллюстрацию осени)

Посмотрите, у меня есть осенние листочки деревьев, а это листочки каких деревьев? (березы, клена)

А помните, у нас с вами есть песенка «Осень» кто-нибудь мне напомнит слова?

Учат песню (2ой куплет)

Наше занятие подошло к концу и куколке пора уходить. Она говорит, что ей очень понравилось у нас, и вы все молодцы, стараетесь, она обязательно придет к нам еще. А что вам понравилось на занятии сегодня? (ответы детей). До свидания, ребята! (под музыку уходят из зала)

Источник

Программные задачи. Учить понимать характер и смысл музыкального произведения, определять общее настроение. Выражать свои впечатления от музыки. Развивать музыкальную память, учить детей .узнавать знакомые мелодии изобразительного характера, исполненные в разных регистрах: высоком, низком, среднем, формируя при этом звуковысотное восприятие музыки и умение соотносить музыкальный образ с художественным по слуховому и зрительному восприятию. Прослушать мелодию до конца, не мешать отвечать другим, выбирать соответствующую карточку.

Оборудование: музыкальный центр, две пьесы «Болезнь куклы», «Новая кукла» П.И.Чайковского, кукла, д/игра.

Ход занятия: (Звучит веселая музыка, дети  входят в зал)
М.Р. Добрый день! Как вы думаете, с чего начинается дружба?
Дети: отвечают.
М.Р.Конечно дружба может начинаться со знакомства, с подаренной игрушки, и конечно-же дружба может начинаться с улыбки. Посмотрите, сколько сегодня у нас гостей. Давайте мы сейчас улыбнемся им и весело поздороваемся .

Коммуникативная игра  «Здравствуйте» М.Картушиной

М.р.Дети мне очень понравилось, что вы все сегодня радостные, веселые, дружные.
Тихо-тихо рядом сядем –
Входит музыка в наш дом
В удивительном наряде,
Разноцветном, расписном.
И раздвинутся вдруг стены –
Вся земля видна вокруг:
Плещут волны речки пеной,
Чутко дремлют лес и луг.
Вдаль бегут степные тройки,
Тают в дымке голубой…
Эта музыка торопит
И ведёт нас за собой.
Дети, сегодня я вам расскажу о великом композиторе Петре Ильиче Чайковском, скажите, вам знакома эта фамилия?
Дети: отвечают.
М.Р. Петр Ильич Чайковский, выдающийся русский композитор, известен во всем мире. Он родился на Урале в городе Воткинске в 1840 году. Позже переехал в Москву, сочинял музыку и занимался педагогической работой: учил будущих пианистов и композиторов.
Вместе с музыкой хорошей
К нам приходит волшебство.
 Осторожней, осторожней –
  Не спугнуть бы нам его.
М.Р. Петр Ильич проявлял большой интерес к жизни детей. Он понимал их, умел радоваться их радостям, печалиться их невзгодам. «Цветы, музыка и дети составляют лучшее украшение земли», — писал композитор. Он сочинял музыку к балетам по разным сказкам и много пьес для детей, объединив некоторые из них в специальный детский альбом.
М.Р.  Давайте  послушаем одно из произведений из этого альбома. ( Прослушивание произведения П.И.Чайковского «Болезнь куклы»). Узнали? Как называется это произведение?

Дети:  отвечают.

М.р. «Болезнь куклы».  Это история одной девочки. У  девочки была любимая кукла, она ее очень любила, берегла, ведь эту куклу ей подарила бабушку, которая жила далеко. Глядя на куклу, девочка всегда вспоминала свою бабушку. Однажды девочка взяла куклу в детский сад, где дети кукле поломали руки, ноги, кукла заболела. Скажите, похоже это произведение П.И.Чайковского на историю нашей куклы? Какое по характеру было произведение?
Дети: отвечают.
М.Р.  Эту история мне рассказа вот эта кукла  (показать куклу). Мы ее отремонтировали, одели новое платье и она стала совсем как новая. (прослушивание произведения П.И.Чайковского «Новая кукла») Сравните эти два произведения, похожи ли они между собою?
Дети: отвечают.
М.Р. Конечно эти два произведения не похожи, одно печальное, другое радостное. В нашем рассказе тоже было два события: одно печальное, когда дети поломали куклу, другое радостное, когда куклу отремонтировали. Давайте теперь  передадим эту куклу девочке, чтобы она больше не грустила и вспоминала свою бабушку. Попросим это сделать наших гостей.  А пока давайте поиграем. Вы знаете сказку «Колобок»? Кого встретил колобок на своем пути?

М/д игра «КОГО ВСТРЕТИЛ КОЛОБОК ?» (раздать карточки)

исполняются произведения. Дети показывают соответствующую ему карточку с изображением персонажа.

М.Р. На этом наше занятие заканчивается. Давайте попрощаемся с нашими гостями и куклой и пройдем в группу.

Под музыку дети выходят из зала.

Источник