Конспект урока поговорим о болезнях 2 класс

Цель: познакомить учащихся с самыми распространёнными видами заболеваний и их признаками;

способствовать профилактике этих заболеваний;

ввести новое понятие «эпидемия»;

расширение кругозора;

сформировать представление о здоровье, как одной из главных ценностей человеческой жизни;

Оборудование:  учебник «Мир вокруг нас» Плешаков А.А., проверочная тетрадь «Тесты»,  компьютер, проектор, презентация;

Ход урока:

I.Организационный момент:

А сейчас проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте?

Всё ль в порядке?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «пять»!

II. Проверка домашнего задания:

  1. Индивидуальная проверка  проводится по тетрадям «Тесты»;
  2. Фронтальная проверка проводится по слайдам 3 – 6

Слайд 3

— Перечислите факторы, способствующие сохранению и укреплению здоровья. (Правильное питание, соблюдение гигиены, соблюдение режима дня, закаливание или регулярные прогулки на свежем воздухе – активный отдых, регулярный медицинский осмотр.)

Слайд 4

— Какие продукты питания полезны для нашего организма? (использование анимации на слайде)

Слайд 5

 — Какие  из этих предметов должны быть личные, а какими могут пользоваться все члены семьи? ( использование анимации на слайде)

Слайд 6

Закончи предложение:

-Чистить зубы надо два раза в день: утром  и   вечером.

После еды нужно  ополаскивать рот тёплой водой.

Верхние зубы надо чистить движениями сверху вниз.

Нижние зубы надо чистить движениями снизу вверх.

Чистить зубы надо не только с наружной, но и с внутренней стороны.

Жевательную поверхность зубов лучше чистить круговыми  движениями.

Чтобы хорошо почистить  зубы, требуется не меньше трёх минут

Пользуйся только своей зубной щёткой.

Следи, чтобы щётка всегда была чистой.

III. Новая тема

Хорошо здоровым быть!

Соков надо больше пить!

Гамбургер забросить в урну,

И купаться в речке бурной!!!

Закаляться, обливаться,

Спортом разным заниматься!

И болезней не боясь,

В тёплом доме не таясь,

По Земле гулять свободно,

Красоте дивясь природной!!!

Вот тогда начнёте жить!

ЗдОрово здоровым быть!!!

1. Работа с учебником стр. 17 (слайд 7)

— Какими  бы здоровыми мы не были, нам всё равно приходится обращаться к врачам.

— Когда мы обращаемся к докторам?
— Куда нам следует обращаться, если мы заболели?

— Об этом мы узнаем из текста учебника на стр. 17 (после прочтения текста, учащиеся отвечают на поставленные вопросы)

2. Какие специальности врачей вы знаете? (слайд 8)

Мы от простуды вновь страдаем,

Врача мы на дом вызываем.

Он выдаст нам больничный лист.

А кто он как специалист? (Терапевт.)

Этот доктор удалит мне легко аппендицит.

Скальпель – лучший его друг,

Кто же доктор тот? … ! (Хирург.)

Я раскапываю крошечные полости, и сохраняю золото и серебро в них.

Также я делаю мосты, и делаю короны из золота.

Они самые маленькие, какие бы вы могли вообразить.

Рано или поздно каждый нуждается в моей помощи.

Большинство людей боятся позволить мне помочь им.

Кто я? (Стоматолог)

Если ухо заболело,

Или горло, или нос,

Он, конечно, вас полечит – доктор …(ухо-горло-нос)

— Как называют этого врача? Верно, лор-врач или отоларинголог.

— Какие заболевания лечит терапевт, а какие – педиатр? (ответы уч-ся)

Физкультминутка

Мышка плохо лапки мыла:

Лишь водичкою смочила,

Мылить мылом не старалась,

И на лапках грязь осталась.

Полотенце в черных пятнах!

Как же это неприятно!

Попадут микробы в рот.

Может заболеть живот.

Так что, детка, постарайся,

Чаще с мылом умывайся!

Надо теплою водой

Руки мыть перед едой!

3.Поговорим о болезнях (слайд 9)

— Какой доктор нам поможет, если мы простудились, заболели гриппом или у нас заболел живот?

— Как вы думаете, почему человек болеет?

— Вследствие чего возникают болезни?

Болеет человек из-за того, что в его организм попадают возбудители заболеваний – микробы. Они  очень маленькие, их можно увидеть только при многократном увеличении, используя такой прибор, как микроскоп.

4. Работа в группах (слайд 10). Работа по учебнику стр. 14, 15, 16

— Чем же болен этот человек? Давайте попробуем помочь ему.

Для этого, разделившись на группы, прочтём текст учебника на стр. 14,15,16 и выясним признаки заболеваний.

/Учащиеся разделены на 3 группы. 1 – ая группа работает на стр. 14,

2 – ая группа – стр. 15, 3 – я группа – стр. 16 /

Вопросы для 1 группы:

  1. Перечислите признаки простуды;
  2. Какие правила нужно выполнять, чтобы не простудиться?
  3. Что делать, если всё – таки заболел?

Вопросы для 2 группы:

  1. Что вызывает такое заболевание как грипп?
  2. Что такое эпидемия гриппа?
  3. Перечислите признаки гриппа.
  4. Какие правила нужно выполнять, если заболел гриппом?

Вопросы для 3 группы:

  1. Почему может заболеть живот?
  2. Как предупредить боли в животе?

— Вы отлично справились с заданием, но давайте вернёмся к нашему больному, кто может определить, чем же он болен? (простуда)

IV. Закрепление пройденного. (слайды 11,12,13,14)

1.Игра «Будем врачами…»

На слайдах представлены симптомы заболеваний, задача учащихся – определить это заболевание.

Симптомы:

Высокая температура;

Сильные боли в мышцах;

Насморк;

Кашель;

Слабость, вялость, желание лечь;

Сильная головная боль;        (грипп)

Симптомы:

Насморк;

Кашель;

Болит горло;

Поднимается температура;

Краснеют и слезятся глаза;    (простуда)

  Если мы…

слишком быстро и плохо пережёвываем пищу;

переедаем;

съели  испорченную пищу;

страдаем запорами;   (боли в животе)

2. Проверь себя:

— Что нужно делать, чтобы не простудиться?

Читайте также:  Чем опрыскать кустарники осенью от вредителей и болезней

— Как надо себя вести, если вы заболели гриппом?

— Сформулируйте правила, как предупредить боли в животе?

V. Итог урока:

— О каких заболеваниях вы узнали на сегодняшнем уроке?

— К каким врачам нам приходится обращаться, если мы заболеем?

— С каким новым для вас понятием мы познакомились на уроке?

VI. Домашнее задание (2 и 3 задания предлагаются по выбору)

  1. Прочитать текст на стр. 14 – 17  учебника, ответить на вопросы стр. 16.
  2. Найти сведения об известных эпидемиях, которые были в разных странах
  3. Подготовить книжку-малышку «Поговорим о болезнях» с указанием заболеваний и способах профилактики.

Источник

Урок Здоровья

«Поговорим о болезнях»

ХОД УРОКА

I. Вступительное слово учителя

– В одной сказочной стране на берегу прекрасного моря стоял дворец. В нем жил правитель, у которого было три сына. Отец любил своих сыновей, и они отвечали ему взаимностью. Дети росли добрыми, послушными и трудолюбивыми. Одно огорчало правителя – сыновья часто и подолгу болели.
Правитель пригласил во дворец самых мудрых людей страны и спросил: «Почему люди болеют? Что надо сделать, чтобы люди жили долго и счастливо?». Мудрецы долго совещались, и самый старый из них сказал; «Здоровье человека во многом зависит от образа жизни, поведения и умения помочь себе и другим в трудных ситуациях».  Выслушал правитель мудреца и приказал открыть школу здоровья для всех детей своей страны.
– От чего же зависит здоровье человека?

II. Повторение основного девиза «уроков здоровья» 

  1. Я здоровье сберегу, сам себе я помогу!
  2. Здоровье дороже денег.

– К нам в гости пришли животные и растения, а вот если спросить у них как вы думаете, чтобы они ответили о здоровье людей?
По мнению прекрасной розы, люди болеют потому, что не умеют радоваться красоте окружающего мира и успехам друг друга, а радость – это особая мудрость и болезни ее боятся.

Высокая стройная пальма ответила, что люди мало заботятся друг о друге, часто бывают жестокими и неблагодарными. Они убивают животных, наносят вред растениям. А жестокость – это путь к гибели и болезням. Люди часто обманывают друг друга.

Тигр отметил, что люди не верят в свои силы, в себя и это не позволяет им чувствовать себя здоровыми.

Дикий кот считает, что человек часто бывает неаккуратен, не соблюдает основных гигиенических правил и такое поведение вредит его здоровью.

Волк заметил, что люди неправильно питаются, переедают и это тоже вредит их здоровью.
–  Какие же причины болезни людей назвали растения и животные (роза, пальма, тигр, дикий кот, кабан)?

— Назовите их.
Как вы думаете, почему люди болеют?

Дети рассказывают заранее подготовленные стихи.

Грязь на руках, на продуктах ,одежде
Не замечает неряха-невежда.
Надо запомнить дружок хорошенько:
Дети грязнули болеют частенько!

Жарким днем на южном пляже
Эскимо всегда в продаже.
Но известно всем и ясно:
Много есть его опасно!
И ангина, и бронхит
В каждой порции сидит!

Холодный сок с мороженым
Пить вместе не положено
Конечно, лакомство на вид,
Но после горло заболит.

Царапина на пальце
Поверь мне не пустяк
Ее помазать пальцем
Нельзя забыть ни как!

Телевизор Петя смотрит целый день
А гулять и заниматься ему лень
Ну а вечером не может он уснуть:
Разболелась голова не повернуть
Объясняет Пете Коля старший брат:
Это братец телевизор виноват

Южное солнце нам дарит загар.
Только случиться на теле пожар,
Если под солнцем пробудешь весь день.
Позагорал полчаса, сразу в тень!

– Молодцы, а теперь отгадайте загадку:
Утром раньше поднимайся, прыгай, бегай, отжимайся, для здоровья для порядку людям всем нужна … (зарядка).

Физминутка

III. Игра-соревнование  «Кто больше»

– Назовите, какие болезни вы знаете. Назовите признаки болезней.

1. Как помочь больному. 

– Что надо делать, если заболел твой брат (сестра) или ты сам? (Сказать об этом взрослым. Если нет взрослых дома, надо помочь больному человеку.)

При ознобе:

  1. Укутать;
  2. Дать теплое питье (чай с малиной, вишней);
  3. Положить грелку.

При высокой температуре:

  1. Чаще проветривать комнату;
  2. Давать часто питье;
  3. Положить на голову холодный компресс;
  4. Сделать обтирание (1 ст. ложка водки, 1 ст. ложка воды, 1 ст.
    ложка уксуса).

– Молодцы вы хорошо знаете признаки болезней. А как по вашему выглядит здоровый человек?

Дети называют признаки, характеризующие здорового человека (веселый, бодрый, энергичный, у него чистая кожа, блестящие волосы, хороший сон и др.)

– Я сейчас раздам вам тесты мы посмотрим кто из вас считает себя здоровым, а кто нет.

2. Тест «Твое здоровье» (вставьте «+» или «–»).

  1. У меня часто болит голова.
  2. У меня часто бывает насморк.
  3. У меня больные зубы.
  4. Иногда у меня болит ухо.
  5. У меня нередко болит горло.
  6. Каждый год я болею гриппом.
  7. Иногда меня тошнит.
  8. Некоторые продукты и лекарства вызывают у меня аллергию.
  9. Ко мне легко прилипают всякие болезни.

– Чего получилось больше: «+» или «–»?

3. Помоги себе сам

– Как вы думаете, что необходимо делать, чтобы улучшить или сохранить свое здоровье?

  1. Улыбаться, говорить друг другу добрые слова.
  2. Есть полезную пищу.
  3. Чистить зубы.
  4. Мыть руки.
  5. Выполнять физические упражнения и т.д.
Читайте также:  Что за болезнь у виталия кличко

– Вот как заботится о себе герой стихотворения.

Почему я не болею, почему я здоровее
Всех ребят из нашего двора?
Потому что утром рано
Заниматься мне гимнастикой не лень.
Потому что водой из-под крана
Обливаюсь я каждый день

Физминутка для глаз

IV. Режим дня

–  Кто из вас в одно и то же время ложится спать и встает утром, обедает, делает уроки?
–  Как вы считаете, это очень важно для вашего здоровья? Соблюдение режима дня – это тоже защита от болезней. Режим дня — это правильное сочетание и чередование труда, занятий и отдыха.
–  Если человек ест, спит, работает и отдыхает в одно и то же время, его организм привыкает к такому распорядку, работает в полную силу, меньше устает, реже болеет. Человек успевает сделать больше дел.
–  Вспомните сказку о докторе Айболите. Он один лечил зверей от всех болезней.
–  Кто лечит вас, когда вы болеете?
–  Как называется врач, который лечит на дому взрослых? (Терапевт)
– Детей? (Педиатр)
–  Зубы? (Стоматолог)
–  Глаза? (Окулист)
–  Уши, горло, нос? (Отоларинголог)
– Делает операции? (Хирург)
–  Какие лечебные учреждения вы знаете? (больница, поликлиника, стационар, диспансер, госпиталь )
–  Какой врач лечит ангину?(лор – ухо горло нос)
–  Из какого лечебного учреждения надо было вызвать врача?
– Ну а как вы думаете, кому самому первому надо сказать, что вам нездоровиться? (Маме)

Стих

Мама все мои секреты знает
И во всем мне помогает.
Если что-нибудь случиться
Мама самый верный друг.

V. Подведение итогов

– Ребята давайте с вами разгадаем небольшой кроссворд.

1. Что дороже денег?
2. Кто  в дни болезней всех полезней и лечит нас от всех болезней?
3. Я подмышкою посижу и что делать укажу, или разрешу гулять, или уложу в кровать?
4. Горькими бывают, сладкими бывают. Ойкают дети и запивают?

Источник

Конспект урока.

Урок по курсу «Окружающий мир». Тип урока – комбинированный.

Тема: Поговорим о болезнях. Урок 45 минут. 2 класс. «Школа России».

Автор: Белова Лариса Александровна

СОШ №31-филиал МОУ СОШ №131, г. Карталы, Челябинская область

Цели урока:

 познакомить учащихся с инфекционными заболеваниями, их признаками

и способами профилактики заболеваний, которые помогают сохранить

здоровье на долгие годы;

 расширить и закрепить знания, сформировать представления об

инфекционных заболеваниях;

 развивать умение наблюдать, устанавливать причинно-следственные

связи в природе, логическое мышление, память, речь, воображение;

 формировать представления о научном поиске, методах работы ученых;

 сформировать представление о здоровье как одной из главных ценностей

человеческой жизни, воспитывать бережное отношение к своему

здоровью;

Оборудование.

Учитель: компьютер, медиапроектор, презентация (изображение микробов,

вирусов, микроскопа, звукозапись разговора учителя с доктором

Пилюлькиным, словарные слова, игра «Полезно-вредно»), учебник, рецепт от

доктора Пилюлькина.

Учащиеся — учебник, сигнальные карточки, конверт с овощами: лук, чеснок.

Ход урока.

I. Организационный момент.

— Здравствуйте, ребята. Тихо сели. Меня зовут Лариса Александровна. Я

буду вести урок окружающего мира. (1 слайд)

— Ребята, помогите Ларисе Александровне составить пословицы. (2 слайд)

— Прочитайте. Объясните смысл пословиц. (ответы детей)

— Подумайте, о чём мы будем беседовать на уроке? (ответы детей)

— Здоровье – это самое ценное, что есть у человека. А чтобы расти

здоровым – надо кое-что знать о болезнях, и о том, что сделать, чтобы не

заболеть.

— Будьте внимательны, т. к. это очень важно.

II. Минутка календаря погоды.

— Ребята, вы шли в школу. Какая погода сегодня? По опорным словам

составьте рассказ о погоде сегодня. (3 слайд)

(ответы детей)

Погода

ясная

пасмурная

ветреная

тихая

облачная

морозная

холодная

сухая

III. Сообщение темы и цели урока.

— Погода зимой у нас, на Южном Урале, холодная, морозная, ветреная.

— А как зимняя погода влияет на здоровье человека? (Почему школьники

чаще всего пропускают уроки зимой?) (ответы детей)

— Чем вы болеете зимой? (ответы детей)

(4 слайд)

— Сегодня на уроке мы поговорим о том, какие бывают болезни,

познакомимся с причинами заболевания и узнаем о способах их

предупреждения.

IV. Изучение нового материала.

— Откуда возникают простуда, грипп, ангина? (ответы детей)

— Это заболевания, которые возникают из-за того, что инфекция

попадает в организм.

(5 слайд)

— В переводе с латинского «инфекция»- заражение.

(6 слайд)

— Виновники болезней – микробы, вирусы.

Это очень маленькие существа, которые можно увидеть только с

помощью микроскопа (7 слайд) – это инструмент, который увеличивает

изображение, невидимых невооружённым глазом.

— Попадая в организм человека, микробы начинают с большой скоростью

размножаться (микробы «ищут» тёплое местечко) и человек начинает болеть.

— Кто из вас болел простудой? Как ты это почувствовал?

(8 слайд)

— Прочитайте признаки простудного заболевания. Назовите их.

Запомните.

— Кто из вас болел гриппом? Как ты это почувствовал?

(9 слайд)

— Прочитайте признаки гриппа. Назовите их. Запомните.

(10 слайд)

— Сравним признаки двух болезней. Что заметили?

— Признаки двух болезней совпадают, но болезни протекают по-разному.

И это важно знать.

При кашле, чихании и даже при разговоре в воздух выделяется большое

Читайте также:  Болезнь когда трескается кожа на пальцах рук

количество мелких капелек, на которых, как на воздушных шариках, разносятся

микробы на 1 метр при разговоре, а при чихании и кашле до 10 метров.

Микробы остаются в воздухе на 4-5 часов и оседают на разных предметах.

Поэтому такие заболевание как ангина, грипп, простуда относятся к

«воздушно-капельным инфекциям».

— Самое тяжёлое и опасное простудное заболевание – грипп. Эта болезнь

даёт осложнение. Причина заболевания гриппа – вирус гриппа. (11 слайд)

Он каждый год меняется, бывают разные группы вируса гриппа. Медикам

очень важно знать о том, какой вирус гриппа будет в этом году, поэтому они

его изучают, что бы знать, чем лечить людей.

— По телевизору передают о том, что идёт эпидемия гриппа. (В

Челябинске заболевших очень много.)

— Что такое «эпидемия»? (много заболевших)

— А если больных будет очень много, то школу закроют на «карантин».

— Но, лучше всех об этой болезни расскажет доктор Пилюлькин. Вы его

знаете. Давайте ему позвоним. (12 слайд)

Здравствуйте, доктор Пилюлькин (клик)…… Расскажите нам

пожалуйста о гриппе…. Спасибо. До свидания…..

— С какими заболеваниями мы познакомились? (ответы детей)

— Как они передаются? (ответы детей)

V. Физминутка.

А теперь, ребята, встали.

Быстро руки вверх подняли.

В стороны, вперёд, назад.

Повернулись влево, вправо.

Тихо сели. Вновь за дело.

IV. Изучение нового материала.

— Мы говорили об инфекциях, которые передаются воздушно-капельным

путём, т. е. по воздуху. Но микробы могут передаваться в организм человека

через воду, пищу, грязные руки.

— Куда попадут эти микробы? (ответы детей)

-Такие заболевания называются «желудочно-кишечные инфекции» —

«болезнь грязных рук». (13 слайд)

Отчего может заболеть живот? (ответы детей)

Прочитайте о причинах боли в животе.

VI. Закрепление.

— Откройте учебник на стр. 14.

Задание. Прочитай, найди и обсуди с соседом по парте.

1 ряд – Что необходимо знать, чтобы не простудиться?

2 ряд – Правила поведения при заболевании гриппом.

3 ряд – стр.16 Причины боли в животе.

Проверим. (14 слайд)

— Что необходимо делать, чтобы не простудиться? (ответы детей)

— Как надо себя вести, если ты заболел гриппом? (ответы детей)

— Как передаются простуда и грипп? (ответы детей)

— Вероятность заболеть зимой очень велика, но мы можем эту болезнь

предупредить.

VII. Практическая работа.

— На каждой парте лежит конверт. Откройте. Что внутри? Понюхайте.

— Зачем я вам принесла овощи? (ответы детей)

— Вещества, которые содержаться в этих овощах убивают микробы.

— Как предупредить заболевание гриппа? (ответы детей)

— Чеснок можно положить в своей комнате дома, а лук поставьте в воду в

маленький стаканчик и у вас на столе будут готовые свежие витамины, которые

помогут вам бороться с гриппом.

— Отчего может заболеть живот? (ответы детей)

— Причиной боли в животе может быть такое опасное заболевание, как

аппендицит – это воспаление маленького отростка кишечника. В этом случае

обычно делают операцию – удаляют отросток.

Загадка.

Кто у постели больного сидит

И, как лечиться, всем говорит;

Кто болен – он капли предложит принять,

Тому, кто здоров, разрешит погулять. (доктор)

— Кому необходима помощь доктора?

Куда пойду лечиться, если заболею?

-Какие медицинские учреждения есть в нашем городе? (ответы детей)

(15 слайд)

Поликлиника — это медицинское учреждение с врачами разных

специальностей для приходящих больных, где устанавливается диагноз и

способ лечения заболевания.

Больница- это медицинское учреждение, в котором люди лечатся до

полного выздоровления.

— У кого папа или мама доктор? (ответы детей)

— А кто хочет стать врачом? (ответы детей)

— Что надо сделать, чтобы стать врачом?

— Профессия врача – благородная, ответственная. От правильно

поставленного диагноза зависит здоровье и жизнь людей.

— К какому врачу вы ходили? (ответы детей)

(16 слайд)

Если заболел зуб?

Если простудился?

Заболело уха, горло, нос?

— Но у нас беда – заболел пёс Рыжик. У него болит нога. К какому

доктору его отнесём лечиться? (ответ детей)

«Ветеринар»- от латинского «лечащий скот».

— Какой сказочный герой настоящий доктор для животных?

VII. Закрепление.

(17 слайд)

Игра «Полезно-вредно»

У детей набор цветных кругов: красный – вредно, зелёный – полезно.

Выбор ситуации.

1. Кушать свежие овощи и фрукты? Проверим.

2. Активно отдыхать? Проверим.

3. Кушать сосульки? Проверим.

4. Закаляться? Проверим.

5. Делать зарядку? Проверим.

6. Что случилось с котом? Сигнализируй. Проверим.

VIII. Итог урока.

— С какими болезнями познакомились?

— Как передаётся грипп, ангина?

— Что надо делать, чтобы не заболеть гриппом?

— Какие правила нужно соблюдать, чтобы не болел живот?

— Молодцы! Хорошо работали!

— Понравился урок?

— Оцените свою работу на уроке сами. Кто поставил себе 5, 4.

IX. Домашнее задание.

— Чтобы вы и ваши родные не болели, доктор Пилюлькин приготовил вам

несколько советов. Прочитайте дома, обсудите с родителями, применяйте на

практике. Расскажи об этом своей любимой игрушке. Это и будет домашнее

задание.

— Улыбнитесь друг другу. Пожелайте: «Будь здоров!»

— И я вам желаю здоровья. Спасибо. Урок окончен.

Источник