Медицинские фразеологизмы из учебника пропедевтика внутренних болезней

Медицинские фразеологизмы из учебника пропедевтика внутренних болезней thumbnail

ОГАПОУ «Валуйский колледж»

Методическая разработка занятия

по предмету «Русский язык и культура речи»

на тему «Фразеология. Типы фразеологических единиц, их использование в речи. Профессиональная медицинская фразеология»

для специальности 34.02.01 Сестринское дело

Подготовила:

Иванова Елена Александровна,

преподаватель

ОГАПОУ «Валуйский колледж»

Валуйки, 2016 год

Содержание методической разработки:

  1. Мотивация

  2. Цели занятия

  3. Межпредметные связи

  4. Хронокарта

  5. Ход занятия

  6. Приложение

Мотивация

Эта тема во многом нова и сложна для студентов, поэтому необходимо в определенной последовательности познакомить студентов с фразеологическими единицами русского языка: фразеологическими сочетаниями, их типами, профессиональной медицинской фразеологией.

Изучение фразеологии важно для познания самого языка. Фразеологизмы существуют в языке в тесной связи с лексикой, их изучение помогает лучше познать их строение, образование и употребление в речи. Знакомство с фразеологией поможет студентам глубже понять историю и характер нашего народа, так как в них отразилось отношение народа к человеческим достоинствам и недостаткам.

Тип занятия: практическое занятие.

Цели:

Обучающая: создать условия для повторения и обобщения сведений о фразеологии и фразеологических оборотах. Углубить и расширить знания студентов по теме урока. Научить студентов находить ошибки, связанные с употреблением фразеологических оборотов, продолжить работу по предупреждению данного вида ошибок. Вспомнить известное о крылатых словах, пословицах, поговорках, об их особенностях.

Развивающая: способствовать развитию умений студентов правильно и уместно использовать фразеологизмы в речи, развитию логического мышления.

Воспитательная: повышать речевую культуру студентов, воспитывать чувство ответственности по отношению к слову, любовь к истории развития родного языка.

Студент должен знать:

  • типы фразеологических единиц;

  • значение фразеологизмов, используемых в медицинской практике;

  • профессиональную медицинскую фразеологию.

Студент должен уметь:

  • самостоятельно работать с фразеологическим словарем;

  • различать стилистическую принадлежность фразеологизмов и правильно употреблять их в речи;

  • находить и исправлять ошибки, связанные с неправильным употреблением фразеологизмов.

Оборудование: карточки с заданиями, тестовые задания, учебники «Пропедевтика внутренних болезней», презентация.

Время проведения: 90 минут

Место проведения: учебная аудитория

Межпредметные связи: литература, история, пропедевтика.

Хронокарта:

1. Организационный момент. Постановка темы и целей занятия. (2 мин.)

2. Вступительное слово преподавателя. (1 мин.)

3. Повторение ранее изученного:

1) проверка домашнего задания; (5 мин.)

2) словарный диктант; (5 мин.)

3) словарная работа; (5 мин.)

4. Подготовка к обобщению понятий и правил по изучаемой теме.(2 мин.)

5. Изучение нового материала (10 мин.)

6. Закрепление изученного материала (20 мин.)

1) выборочный диктант; (10 мин.)

2) устное упражнение на определение и исправление ошибок; (10 мин.)

3) работа с учебником «Пропедевтика внутренних болезней»; (15 мин.)

7. Рефлексия. (2 мин.)

8. Домашнее задание. (1 мин.)

9. Итог занятия. (2 мин.)

фразеологизмы составляют народную физиономию языка, его оригинальные средства и самобытное, самородное богатство.

В.Г.Белинский

Ход урока

1. Организационный момент.

Постановка целей занятия. Приветствие студентов, проверка посещаемости студентов, проверка готовности к уроку.

2. Вступительное слово преподавателя.

Речь – это язык в действии, показатель интеллекта, культуры. Задача студентов нашего колледжа на уроках русского языка и культуры речи совершенствовать устную и письменную речь. Сегодня мы с вами поговорим о фразеологических оборотах, их типах, профессиональной медицинской фразеологии.

Мы вспомним все вам известное об устойчивых сочетаниях, узнаем много нового и интересного, а также научимся находить ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов. Надеюсь, что после сегодняшнего урока вы будете правильно и уместно использовать фразеологизмы в речи, ведь они, по словам В.Г. Белинского, «составляют народную физиономию языка, его оригинальные средства и самобытное, самородное богатство».

3. Повторение ранее изученного:

1) проверка домашнего задания: из учебника «Основы сестринского дела» выписать 10 общеупотребительных слов и 10 терминов и терминологических сочетаний, устно объяснить их значение.

2) словарный диктант:

Прогнозировать ситуацию, эксперимент режиссёра, роскошный палисадник, известный комментатор телевидения, расположиться амфитеатром, анализировать систематически, пневмония, физиотерапия, гуманное отношение, перитонит, присутствовать на конференции, эффективный метод, анамнез, перкуссия.

3) словарная работа:

Определить значение слов «монография», «диссертация», «клиника», «пролонгация».

4. Подготовка к обобщению понятий и правил по изучаемой теме.

Писатель К. И. Чуковский в книге «От двух до пяти» рассказал о сложном и интересном явлении русского языка. Так, четырехлетняя Светлана спросила у матери, скоро ли наступит лето.

— Скоро, ты и оглянуться не успеешь.

Светлана стала как-то странно вертеться.

— Я оглядываюсь, оглядываюсь, а лета все нет.

Другой ребенок услышал выражение «они живут на ножах» и представил себе, что существуют большие ножи, на лезвиях которых живут какие-то странные люди.

Дети не знают, что, кроме отдельных слов с самостоятельными значениями, из которых мы составляем в речи словосочетания и предложения, в русском языке есть еще более сложные языковые явления — устойчивые сочетания слов или фразеологизмы.В этих выражениях слова теряют свою самостоятельность, а смысл имеет только все выражение в целом. Так, в приведенном примере «не успеешь оглянуться» значит «скоро», «живут на ножах» — «враждуют».

4. Изучение нового материала

Фразеологизмами (или фразеологическими оборотами) называются устойчивые сочетания слов, обладающие обычно целостным значением, например: БРОСИТЬСЯ ОЧЕРТЯ ГОЛОВУ (не раздумывая), белые мухи (снег), как снег на голову (неожиданно).

В одних фразеологических оборотах входящие в них слова потеряли первоначальный смысл, и общее, целостное значение такого оборота совершенно не вытекает из значений составляющих его элементов, например: «заморить червячка» (общее значение оборота «перекусить» не вытекает из значений слова заморить – «голодом довести до смерти» и слова червячок – «маленький червяк»). Это фразеологические сращения.

Вторую группу фразеологических оборотов составляют фразеологизмы, в которых входящие в них слова имеют образное, переносное значение, мотивирующее общий, целостный смысл оборота, например: уйти в свою скорлупу («уединиться», отчётливо видно переносное значение этого сочетания; в основе которого лежит образ улитки, уходящей в свою скорлупу). Такие обороты называются – фразеологические единства.

Третью группу составляют фразеологические обороты, в которых одно из слов ограничено в своём употреблении, например: закадычный друг (слово «закадычный» употребляется только со словами «друг», «приятель»), расквасить нос («расквасить» употребляется со словами «нос», «лицо», «губа»), плакать навзрыд (слово «навзрыд» употребляется только со словом «плакать»). Такие обороты называются – фразеологические сочетания.

Около четырех тысяч фразеологизмов содержит «Фразеологический словарь русского языка»под редакцией А.И. Молоткова. В нем объясняются значения фразеологизмов, показано их употребление в речи, иногда приводятся синонимы и антонимы, даются этимологические справки о некоторых фразеологизмах.

Специально для учащихся издан «Школьный фразеологический словарь русского языка». В нем раскрываются значения фразеологизмов, указываются их морфологические и синтаксические свойства, а также особенности стилистического употребления.

Кроме словарей, есть книги, которые можно назвать справочниками по фразеологии. Их цель – познакомить с историей фразеологического выражения. Книги Э.А. Вартаньяна «Путешествие в слово» Н.С. Ашукина и М.Г. Ашукиной «Крылатые слова» не просто интересно читать, но и познавательно. А «Мифологический словарь», составленный М. Ботвинником и другими, поможет понять историю возникновения, значение фразеологизмов.

Читайте также:  Может ли болезнь желудка вызывать кашель

5. Закрепление изученного материала

1) выборочный диктант

Из предложений выписать фразеологизмы.

  1. Решился черт украсть месяц, в той надежде, что старый Чуб ленив и нелегок на подъем.

  2. «Зачем вечор так рано скрылись?»- был первый Оленькин вопрос. Все чувства в Ленском помутились, и молча он повесил нос.

  3. И Чацкий как бельмо в глазу; вишь, показался ей он где-то здесь внизу.

  4. Каштанка бросилась вперед, потом назад, еще раз перебежала дорогу, но столяр точно сквозь землю провалился.

  5. На другой день, ни свет ни заря Лиза уже проснулась. Весь дом еще спал.

  6. Марья Кирилловна сидела как на иголках.

  7. «Я – историк,- подтвердил ученый и добавил ни к селу, ни к городу: -Сегодня вечером на Патриарших будет интересная история.»

  8. Посмотрел с тоской вокруг: — Без кисета как без рук.

2) устное упражнение на определение и исправление ошибок

Найдите в предложенных текстах ошибки в употреблении фразеологизмов и исправьте их. При выполнении задания пользуйтесь таблицей.

  1. Ткнул пальцами в небо.

  2. Сосед из него все жилы сосет.

  3. Анатомия имеет важную роль в подготовке будущего медицинского работника.

  4. Ну и пусть едет, скатерть ему на дорогу.

  5. Молчалин с Софьей на короткой ноге.

  6. Профессор микрохирургии решил с первой же лекции взять быков за рога, в результате чего напугал нас страшно.

  7. Эта проблема гроша выеденного не стоит.

  8. Наши родители работали, не покладая сил.

  9. На уроке он изложил главную суть этой книги.

  10. Маршрут движения автоколонны заранее определяется ее руководителем.

  11. Медицина играла большое значение в его жизни.

  12. Сегодня обед в госпитале ветеранов был очень сытым.

3) выполнение упражнения, пользуясь учебником «Пропедевтика внутренних болезней» под редакцией В.Х. Василенко, А.Л. Гребнева.

Объясните значение следующих медицинских фразеологизмов, пользуясь учебником «Пропедевтика внутренних болезней» под редакцией В.Х. Василенко, А.Л. Гребнева.

Голова Медузы. Грудь «сапожника». Желудок «песочные часы». Звук «треснувшего горшка». «Мраморная бледность». «Печеночные» ладони. «Маска Паркинсона». «Пляска каротид». «Ритм галопа». «Пушечный» ритм. Симптом «кошачьего мурлыканья». «Воротник Стокса». «Сосудистые звездочки».

7. Закрепление.

Должна сказать, что в вашей группе нет студентов, которые звезд с неба не хватают. Но возносить до небес я вас не буду до тех пор, пока вы не ответите на вопросы:

1. Для чего нужно изучать фразеологию?

2. Как не допускать в речи ошибок, связанных с употреблением устойчивых сочетаний слов?

3. Чем отличаются друг от друга крылатые слова, пословицы и поговорки?

— Вот теперь я на седьмом небе от общения с вами.

Преподаватель оценивает работу студентов .

8. Рефлексия.

Студенты оценивают свой вклад в достижение поставленных в начале занятия целей, свою активность, эффективность работы группы, увлекательность и полезность выбранных форм работы, высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

  • Сегодня я узнал…

  • Было интересно…

  • Было трудно…

  • Я выполнял задания…

  • Я понял, что…

  • Теперь я могу…

  • Я почувствовал, что…

  • Я приобрел…

  • Я научился…

  • У меня получилось …

  • Я смог…

  • Я попробую…

  • Меня удивило…

  • Урок дал мне для жизни…

  • Мне захотелось

9. Домашнее задание.

Создать текст на тему «Процедурный кабинет», употребив в нем как можно больше медицинских фразеологических оборотов.

10. Подведение итогов урока.

Преподаватель оценивает работу студентов на занятии, благодарит за работу.

Источники:

  1. Греков, В.С. Пособие по русскому языку в старших классах /В.С. Греков.- М.: ВШ, 2009. – 351с.

  2. Власенков, А.И., Рыбченкова Л. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебное пособие для 10-11 кл / (А.И.Власенков, Л. С. Рыбченкова). -М.:2009. — 342 с.

  3. Русский язык: учебник для студ. сред. учеб. заведений/ (Н.А.Герасименко, А.В. Канафьева, В.В. Леденева и др.) ; под ред. Н.А. Герасименко. – 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 496 с.

  4. Воителева, Т.М.   Русский язык: Сборник упражнений (гриф) : Учебное пособие для нач. и средн.проф. образования(гриф) / (Т.М.Воителева). — М.: Академия, 2012. — 224с.

  5. Антонова, Е.С.   Русский язык : Учебник для учреждений нач. и средн.проф. образования(гриф) / (Е.С.Антонова, Т.М.Воителева). — М.: Академия, 2012. — 384с

Источник

Анонимный вопрос  · 14 ноября 2018

4,7 K

Свободный художник, исследователь. Интересы: окружающий мир, философия, наука…

1. «Грудь сапожника» – это воронкообразная деформация грудной клетки. Названо так из-за сходства с профессиональной деформацией грудной клетки сапожника.

2. «Голова Медузы» – это расширение подкожных вен передней брюшной стенки со змеевидным ветвлением вокруг пупка; наблюдается при портальной гипертензии. Визуально напоминает клубок змей на голове персонажа древнегреческой мифологии Медузы Горгоны.

3.«Мраморная бледность» (она же — «белый как полотно» или «белизна лилии») — характеристика цвета кожных покровов новорожденных (резкая бледность) , характерная для гемолитической болезни новорожденных — тяжелого заболевания новорожденных, развивающееся при несовместимости крови матери и плода по различным системам групп крови, чаще по резус-фактору.

4. «Пушечный ритм» (тон Стражеско) — признак полной предсердно-желудочковой блокады: усиленный первый тон, выслушиваемый над верхушкой сердца, сопровождающийся систолическим шумом, который обусловлен относительной недостаточностью митрального или трехстворчатого клапана. Если во время аускультации наблюдать за яремной веной справа, то можно отметить сильное набухание ее в периоде возникновения “пушечного” тона. Это связано с нарушением опорожнения правого предсердия, в результате чего возникает застой в яремной вене. Во время выслушивания “пушечного” тона отмечается резко усиленный верхушечный толчок, который больным воспринимается как удар и сотрясение грудной стенки.

5. «Осанка обезьяны» — выраженный лордоз ( при эндемическом деформирующем остеоартрозе).

6.«Петушиная походка» — невозможность вставать на пятку при ходьбе (при повреждении малоберцового нерва).

7.Звук «треснувшего горшка» (трахеальный тон Вильямса) — 1) тимпанический перкуторный звук (иногда с оттенком звучания «треснувшего горшка» ) под ключицей, лучше проявляющийся при открывании больным рта. 2)перкуторный звук над легкими, напоминающий звук, возникающий при постукивании по закрытому треснувшему сосуду (горшку) ; наблюдается при пневмотораксе, осложненном бронхоплевральным свищом, или при большой периферически расположенной полости в легком, дренируемой узким бронхом.

8. «Ритм галопа» – характерный ритм работы сердца. Определяемый аускультативно трехчленный (редко четырехчленный) сердечный ритм, напоминающий по акустическим признакам топот галопирующей лошади.

9. «Перец и соль» — отложение пигмента в глазном дне (наследственная аномалия – пигментозный ретинг).

10. «Лицо Гиппократа» — признак тяжелых заболеваний органов брюшной полости (перитонита, перфорации язвы желудка и двенадцатиперстной кишки и т. д.), а также истощения, хронической бессонницы — или же, то есть при отсутствии подобных симптомов, признак предстоящей смерти (в этом случае обычно сопутствуется агонией): запавшие глаза, впавшие щёки, заострившийся нос, синевато-бледная кожа, покрытая каплями холодного пота.

Что такое метафора?

Метафора – переносное значение слова, основанное на употреблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту; скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слова «как», «как будто», «словно» отсутствуют, но подразумеваются.

Читайте также:  Болезни нервов из за которых болит спина

Прочитать ещё 4 ответа

Какие прикольные фразеологизмы вы знаете?

Отвечаю на вопросы о буддийских традициях. Проектирую шрифты.

Мне нравятся на стыке с поговорками и жаргоном: 

отмороженный на всю голову, отмочить корку (смешно поступить), пыльным мешком из-за угла напуганный, ни два ни полтора, ни рыба ни мясо (ни то, ни сё), жевать сопли (мямлить), шевели булками (иди быстрее), бред сивой кобылы, растрясти сало (потанцевать), бери больше кидай дальше пока летит отдыхай (тяжелая работа), не мычит не телится (молчит или медленно говорит или делает), работать как лошадь пржевальского, не пришей кобыле хвост (лишний), сделанный не пальцем и не палкой, такие не рождаются их на яйцах высиживают, ни в зуб ногой (не знает), мне это нужно как ёжику футболка или как козе баян, мне фиолетово, мне почехонте (всё равно), заработать орден сутулого (ничего не заработать), молодец среди овец против молодца сам овца (излишне самоуверенный), от горшка два вершка (маленький), голодный как стадо бегемотов, меня чуть Кондратий не хватил (испугался до смерти), щёлкает клювом (невнимательный), захлопни варежку (замолчи), от осинки не родятся апельсинки (такой же как родители)…

Прочитать ещё 1 ответ

Что такое метонимия? Приведите 3 примера из литературы

Мои интересы: разнообразны, но можно выделить следующие: литература, история…

Метонимия — это перенос названия с одного предмета или явления на другой на основе смежности, близости, очевидности связи между ними. Примеры: «Зима. Мороз. Село коптит в стылое ясное небо серым дымом — люди согреваются.» (В. М. Шукшин). «…Не то на серебре, на золоте едал!» (А. С. Грибоедов). «Все флаги в гости будут к нам.» (А. С. Пушкин).

Какие примеры фразеологических оборотов можно привести?

Я — искатель приключений в мире слов и их значений.

Фразеологизмами называют устойчивые обороты речи. Для разных случаев можно привести фразеологизмы на разные темы, Ну, например:

Про работу и труд

  • Работать, засучив рукава
  • Титанический труд
  • Гореть на работе

Про время

  • Время летит
  • Выиграть время
  • Идти в ногу со временем

Про жизнь

  • Жизнь бьёт ключом
  • Спутник жизни
  • Торопиться жить

Про любовь

  • Умирать от любви
  • Влюбиться по уши
  • Любовная лихорадка

Прочитать ещё 2 ответа

Источник

ГАОУ СПО ОРСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ

В МЕДИЦИНЕ

(МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ)

Составил:

преподаватель

анатомии и физиологии человека

Ю.А.Сотников

2013

Составитель: Ю.А. Сотников, преподаватель высшей квалификационной категории, дисциплины «Анатомия и физиология человека»

Методическая разработка рассмотрена на ЦМК общепрофессиональных дисциплин

Протокол № _____ от «____» ______________20 ____г.

Председатель ЦМК _________________

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методическое пособие «Фразеологизмы в медицине» рассчитано для использования его на практических занятиях преподавателями-предметниками медицинского училища с целью повышения уровня знаний студентов, развития интереса к изучению медицины и формированию клинического мышления.

Методическое пособие носит обучающий характер и включает 98 фразеологизмов, которым даны соответствующие пояснения.

Методическое пособие рассчитано для подготовки студентов медицинского профиля.

Автор с благодарностью примет все критические замечания и пожелания.

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ В МЕДИЦИНЕ


  1. АЛЕБАСТРОВАЯ БЛЕДНОСТЬ – бледность кожи и видимых слизистых (при ювенильном хлорозе).

  1. БОЛЕЗНЬ КЛЕНОВОГО СИРОПА – запах мочи, напоминающий сироп клена (при наследственных нарушениях обмена лейцина, изолейцина).

  1. БРОНЗОВАЯ БОЛЕЗНЬ – бронзовая окраска кожи (при надпочечниковой недостаточности).

  1. БОЛЕЗНЬ ОТСУТСТВИЯ ПУЛЬСА – исчезновение или уменьшение пульсации сонных, подмышечных, плечевых и лучевых артерий (при облитерирующем артериите крупных сосудов).

  1. БОЛЬШАЯ БОЛЕЗНЬ – препаралитическая стадия острого эпидемического полиомиелита (высокая температура, общемозговые нарушения, судороги, дрожание, боль в мышцах, сонливость, снижение уровня сознания).

  1. БАРАБАННЫЕ ПАЛОЧКИ – утолщение концевых фаланг пальцев (при гипертрофической остеоартропатии).

  1. БАМБУКОВАЯ ПАЛКА – остеопороз тел позвонков, окостенение дисков и связок позвоночника (R- графический признак).

  1. БОЛЕЗНЬ ЛЕГКИХ ЦЕПЕЙ – характерные остеолитические дефекты в позвоночнике и костях (R – графический признак при амилоидозе).

  1. БЕЛАЯ ОПУХОЛЬ – бледная растянутая кожа над суставом, в котором разрастается грануляционная ткань, с увеличением объема сустава (при сифилитическом артрите).

  1. БЫЧЬИ ГЛАЗА – широкие глазные щели, создающие впечатление пучеглазия (при истерии).

  1. БОЛЕЗНЬ КОШАЧЬЕЙ ЦАРАПИНЫ – доброкачественный вирусный лимфоаденит после повреждения кожи (как правило, кошкой).

  1. БЕСПОКОЙНЫЕ НОГИ – неприятные рецидивирующие приступообразные парестезии или боли в ногах, обычно по ночам.

  1. ВОЛЧЬЯ ПАСТЬ – расщепление неба (наследственная аномалия).

  1. ВЯЛАЯ ШЕЯ – гипотония мышц шеи (при малой хорее).

  1. ВОРОТНИК СТОКСА – увеличение медиастенальных лимфоузлов, вследствие местного венозного застоя (при сдавлении верхней полой вены).

  1. ВИСЯЧЕЕ СЕРДЦЕ – вертикальное срединное положение сердца в грудной клетке (R – графический признак, у астеников, и с низким стоянием диафрагмы).

  1. ВЕРБЛЮЖЬЯ ПОХОДКА – неправильная установка стопы, приводящая к изменению походки, сопровождаемая изменением мышечного тонуса – торсионная дистония (при нарушении экстрапирамидной системы).

  1. ВЗМАХИ КРЫЛЬЕВ ПТИЦЫ – двигательные нарушения в виде дрожания мышц рук (при гепатоцеребральном синдроме)

  1. ГУСИНАЯ КОЖА – гиперактивность мышц кожи, поднимающих волоски.

  1. ГРУДЬ САПОЖНИКА – воронкообразная грудная клетка (как правило, возникает при механическом воздействии).

  1. ГОЛОВА МЕДУЗЫ – лучеобразное расширение вен боковых поверхностей брюшной стенки вокруг пупка (при нарушении оттока крови через нижнюю полую вену).

  1. ГУБА ТАПИРА – утолщение и отвисание нижней губы (при миопатии).

  1. ДЫРЧАТЫЙ ЧЕРЕП – крупные костные дефекты в черепе (R – графический признак при миеломной болезни).

  1. ДУШЕВНАЯ СЛЕПОТА – больной зрительно не узнает предметы (оптическая агнозия).

  1. ЗАЯЧЬЯ ГУБА – расщепление верхней губы (наследственная аномалия).

  1. ЗАЯЧИЙ ГЛАЗ – несмыкание век, зияние глазной щели (при неврите лицевого нерва, тройничного нерва).

  1. ЗВУК ТРЕСНУВШЕГО ГОРШКА – тихий дребезжащий перкуторный звук над полостью в легком (при эмфиземе, каверне легкого и т.п.).

  1. ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО – больной не может плавно согнуть или разогнуть конечность — пластическая гипертония мышц (при поражении экстрапирамидной системы).

  1. ЗАМОРОЖЕННОЕ ПЛЕЧО – боль и скованность в плечевом суставе (при плече-лопаточном периартериите).

  1. ЗВЕЗДНАЯ ПРОБА – больной с закрытыми глазами отклоняется в сторону пораженного полушария мозжечка.

  1. КЛЕВЕРОВИДНЫЙ ЧЕРЕП – выпячивание черепа вверх и вбок в височных областях с широко расставленными ушами (врожденная гидроцефаличесчкая деформация мозгового черепа).

  1. КРОКОДИЛОВЫ СЛЕЗЫ – одностороннее слезотечение во время еды (при гомолатеральном периферическом парезе лицевого нерва).

  1. КУРИНАЯ ГРУДЬ – выраженное увеличение передне-заднего размера грудной клетки за счет выступающей вперед грудины.

  1. КАРТОЧНОЕ СЕРДЦЕ – деформация костей таза при небольших размерах (R-графический признак при нарушении функции половых желез).

  1. КАУЧУКОВАЯ ГОЛОВА – при обычной величине черепа, маленькое лицо, не закрывшиеся швы и роднички (при злокачественной форме хрупкости костей).

  1. КРЫЛЬЯ АНГЕЛОЧКА – симметричный интрацеребральный кальциноз (R-графический признак при наследственном комплексе нарушений обмена веществ).

  1. КОШАЧЬИ УШИ – деформированная ушная раковина (при наследственных аномалиях).

  1. КЛЮВ ПОПУГАЯ – искривление носа (при наследственных аномалиях).

  1. КУКОЛЬНАЯ ПОХОДКА – замедленная, скованная походка (при поражении экстрапирамидной системы).

  1. КОШАЧЬЕ МУРЛЫКАНЬЕ – дрожание грудной клетки в области верхушки сердца во время диастолы (над аортой – во время систолы).

  1. КРОЛИЧЬИ ГЛАЗА – иньецирование склеры глаз (при сыпном тифе).

  1. КОСТНЫЕ ШПОРЫ – костные наросты (остеофиты).

  1. КОСТНАЯ МУКА – образование мелких осколков, в результате истончения и рассасывания костных балок (R-графический признак при некрозе костей).

  1. КОНСКАЯ СТОПА – свисающая, немного пронированная и повернутая кнутри стопа, пальцы стопы согнуты (при повреждении малоберцового нерва).

  1. КОЖА ЛЕОПАРДА – плоские пигментные образования на коже, с участками изъязвления и кровоточивости (при меланолейкодермии).

  1. ЛИЦО КЛОУНА – брахицефалия, густые, сросшиеся брови, длинные ресницы, выраженные пушковые волосы, особенно на лбу (наследственная аномалия).

  1. КОНСКИЙ ХВОСТ – корешки спинного мозга, идущие параллельно терминальной нити.

  1. ЛИЦО СВИСТУНА – маленький рот, длинная углубленная борозда на верхней губе, плоская поверхность лица с маленьким носом и глубоко расположенными глазами (наследственная аномалия).

  1. ЛИЦО КОРВИЗАРА – отечное, желтовато-бледное, с синеватым оттенком, рот полуоткрыт, глаза слипающиеся (при сердечной недостаточности).

  1. ЛИЦО ГИППОКРАТА – запавшие глаза, заостренный нос, бледно-синюшная кожа (при коллапсе).

  1. ЛИЦО СФИНКСА – вялое выражение,полуопущенные веки и углы рта (наследственная аномалия).

  1. ЛИЦО МИОПАТА – маскообразность, малоподвижность, вялая мимика, отсутствие складок на лбу, глаза полностью не закрываются, нижняя губа утолщена и отвисает, поперечная улыбка (при миопатии).

  1. ЛИЦО ВОСКОВОЙ КУКЛЫ – слегка одутловатое, бледное с желтоватым оттенком (при анемии Аддисона-Бирмера).

  1. ЛЬВИНОЕ ЛИЦО – бугорчато-узловатое утолщение кожи под глазами и над бровями с расширенным носом (при проказе).

  1. ЛЕГОЧНОЕ СЕРДЦЕ – гипертрофия и дилатация (а затем и недостаточность) правого желудочка сердца вследствие артериальной легочной гипертензии (при поражениях системы дыхания).

  1. ЛЕТАЮЩИЕ МУШКИ – мелкие темные пятна различной формы в поле зрения (при миопии, нарушении обмена веществ и др.).

  1. ЛЯГУШАЧИЙ ЖИВОТ – характерные дистрофические процессы в мышцах живота (при ювенильной форме миопатии).

  1. МЕДНАЯ ПРОВОЛОКА – резко суженные артерии на глазном дне, на фоне гипертонической ангиопатии сетчатки (при гипертонической болезни).

  1. МАСКА ПАРКИНСОНА – амимичное лицо (при энцефалопатии).

  1. МЕРТВЫЙ ПАЛЕЦ – временное резкое побледнение пальцев в связи со спазмом сосудов конечности (при болезни Рейно).

  1. МАЛАЯ БОЛЕЗНЬ – начальная стадия острого эпидемического полиомиелита (желудочно-кишечные кровотечения, катаральные явления, повышение температуры тела).

  1. ОБЕЗЬЯНЬЯ ЛАПА – невозможность противопоставления и отведения первого пальца (при повреждении срединного нерва).

  1. ОСАНКА ОБЕЗЬЯНЫ – выраженный лордоз (при эндемическом деформирующем остеоартрозе).

  1. ОБЕЗГЛАВЛЕННАЯ ГИПЕРТЕНЗИЯ – относительно небольшое систолическое давление при высоком диастолическом артериальном давлении (после инфаркта миокарда, признак слабости миокарда).

  1. ПЕРЕЦ И СОЛЬ – отложение пигмента в глазном дне (наследственная аномали – пигментозный ретинит).

  1. ПЕСОЧНЫЕ ЧАСЫ – форма желудка (R-графический признак при рубцовых перетяжках тела желудка).

  1. ПТИЧЬЕ ЛИЦО – гипоплазия верхней и нижней челюсти, маленький подбородок, выступающий нос, аномалии расположения зубов (наследственная аномалия).

  1. ПЕЧЕНОЧНЫЕ ЛАДОНИ – симметричное покраснение ладоней, особенно в области тенора и гипотенора.

  1. ПЛЯСКА КАРОТИД – выраженная пульсация сонных артерий.

  1. ПЛАВАЮЩАЯ ЛЬДИНКА – удар края печени о пальцы пальпирующего, сразу после толчка печени вглубь.

  1. ПЕТУШИНАЯ ПОХОДКА – невозможность при ходьбе вставать на пятку (при повреждении малоберцового нерва).

  1. ПОЗА МАНЕКЕНА – сидячая ,согнувшаяся застывшая поза.

  1. ПТИЧЬИ ЛАПКИ – тонкие ноги при малом росте (при эктодермальной дисплазии с пальмо-плантарным кератозом).

  1. ПЕТУШИНЫЙ ГРЕБЕНЬ – верхняя часть перпендикулярной пластинки решетчатой кости.

  1. ПОЗА ФЕХТОВАЛЬЩИКА – при повороте головы в сторону-соответствующая рука выпрямляется, а рука, к которой обращен затылок, сгибается в локтевом суставе (у детей при поражении мозга – тонический шейный асимметричный рефлекс).

  1. ПОЗА БАЛЕРИНЫ – перекрест ног и разгибание рук при запрокидывании головы назад, и, наоборот (у детей при поражении мозга – тонический шейный симметричный рефлекс).

  1. РАХИТИЧЕСКИЕ ЧЕТКИ – четкообразное утолщение реберных хрящей в месте соединения с грудиной (R-графический признак при рахите).

  1. РУКА АКУШЕРА – форма кисти (при тонических судорогах группы мышц кисти).

  1. РУКА ПРОРОКА – невозможность плотно сжать в кулак 1,2 и частично третий палец кисти (при повреждении срединного нерва).

  1. РОТ КАРПА – опущенные углы рта (при половом инфантилизме).

  1. РЫБЬИ ПОЗВОНКИ – резкие вогнутости тел позвонков за счет давления межпозвонковых дисков (R-графический признак остеопороза).

  1. СТЕКЛЯННЫЙ ЧЕЛОВЕК – хрупкость костей, незначительные травмы обусловливают их переломы, которые плохо срастаются, образуя деформацию костей (наследственная аномалия).

  1. СЕРДЕЧНЫЙ ГОРБ – выпячивание участка грудной клетки над областью сердца.

  1. СКАТЫВАНИЕ ПИЛЮЛЬ – ритмичное дрожание в дистальных отделах верхних конечностей (при Паркинсонизме).

  1. САЛААМОВЫ СУДОРОГИ – одновременное сгибание шеи, туловища и конечностей – инфантильный спазм (у детей до 1 года при эпилепсии).

  1. САРДОНИЧЕСКИЙ СМЕХ – рот смеется, а лоб-плачет, образуя складки, как при печали (при столбняке).

  1. СУСТАВНЫЕ МЫШИ – инородное тело в суставе (при отрыве остеофита или гипертрофированных ворсин синовиальной оболочки в полость сустава).

  1. СТРУНЫ АППЕНДИЦИТА – при пальпации прощупываются сокращенные пучки наружной косой мышцы живота, напоминающие натянутые струны (при остром аппендиците).

  1. СВИСАЮЩАЯ ГОЛОВА – вялый атрофический паралич мышц шеи ( поражение верхних шейных сегментов спинного мозга – при клещевом энцефалите).

  1. СОБАЧЬЯ ЯМКА – небольшое углубление ниже подглазничного отверстия верхней челюсти.

  1. ТУРЕЦКОЕ СЕДЛО – углубление на верхней поверхности тела клиновидной кости.

  1. ТАЛИЯ СЕРДЦА – угол, образованный по левому контуру сосудистым пучком и тенью сердца (R- графический признак).

  1. УТИНАЯ ПОХОДКА – переваливание с боку на бок при ходьбе (двустороннее поражение головки бедра при коксартрозе).

  1. УТИНЫЙ КЛЮВ – характерное очертание смещенного кверху фрагмента пяточной кости (R-графический признак перелома пяточной кости).

  1. ШЕЯ ЛЯГУШКИ – необычно короткая шея (наследственная аномалия с комбинированными пороками позвонков).

  1. ШЕЯ СФИНКСА – образование дополнительных кожных складок (птеригиум) на боковых поверхностях шеи (при патологии половых желез-гонадальный дисгенез).

  1. ШАПКА НАПОЛЕОНА – характерное очертание надпочечников (R-графический признак опухоли коры надпочечника).

  1. ШЕВЕЛЮРА НЕГРА – пятнистость свода черепа (R-графический признак при внутричерепной гипертензии).
Читайте также:  Справка в школу после болезни от мамы

БИБЛИОГРАФИЯ

Аветисов Э.С. «Справочник по офтальмологии»,М.»Медицина», 1978.

Вейн А.М. и др. «Справочник по невропатологии», М. «Медицина»,1981.

Ефимов А.С. и др. «Справочник врача-эндокринолога», «Здоровья», 1978.

Карапата А.П. «Диагностический справочник терапевта», Киев,»Здоровья», 1979.

Краснов А.Ф. и др.»Справочник по травматологии», М.»Медицина», 1984.

Лазовскис И.Р. «Справочник клинических симптомов и синдромов»,М. «Медицина»

Лихачев А.Г. «Справочник по оториноларингологии», М.»Медицина»,1984.

М.»Медицина»,1982.

Морозов Г.В. «Нервные и психические болезни с основами медицины»,

Сигидин Я.А. «Справочник по ревматологии», Л.»Медицина», 1983.

Тареева И.Е. и др. «Справочник по нефрологии»,М.»Медицина», 1986.

Источник