Название болезни зависимость от компьютерных игр

Название болезни зависимость от компьютерных игр thumbnail

Игровая зависимость на сегодняшний день приобрела масштаб настоящей эпидемии, причем наблюдается это не только среди детей и подростков, но и у взрослых. Среднестатистический подросток проводит за компьютером до шести часов в день. Примерно 70% детей увлекаются играми типа «GameofWare» – с сюжетами насилия и жестокости. Убийство в них является главным элементом и целью игры. Зависимые начинают путать настоящую реальность с виртуальной.

Подобная мания считается следствием весомых психологических патологий. При помощи компьютерных игр люди пытаются уйти от волнующих их жизненных ситуаций или заменить определенный недостающий элемент: внимание близких, отсутствие любимого человека, социальный статус.

games-online

Причины

Возможными причинами возникновения игровой зависимости принято считать:

  • Разнообразные психические нарушения (психопатия).
  • Особенности человеческого характера, закомплексованность, застенчивость, часто приводят к возникновению зависимостей подобного рода.
  • Многие люди при помощи игр реализуют свои детские фантазии и страхи.
  • Дефицит общения. Подобная проблема весьма актуальна среди детей и подростков, чьи родители постоянно заняты на работе.
  • Внутрисемейные конфликты. Часто чтобы избежать семейных скандалов, люди погружаются в придуманный мир, чем только усугубляют ситуацию.
  • Социальные фобии, когда человек страшится межличностных отношений и реального общества. Компьютерные игры помогают ему уйти от реальной жизни, почувствовать себя значимым и сильным. Компьютер для него становится собеседником и другом.

Стадии игровой зависимости

Игровая зависимость возникает не одномоментно, в ее развитии есть несколько стадий, каждая из которых характеризуется определенными признаками и изменениями в поведении зависимого. Каждой из стадий характерно приобретение новых патологических пристрастий.

Подготовительная стадия,
при которой развивается повышение восприимчивости к играм. Такие качества личности, как низкая самооценка, неспособность контролировать свои эмоции, отсутствие желания принимать критику, агрессия, импульсивность и гиперактивность, повышенный уровень тревожности, депрессия и стресс, склонность погружаться в мир фантазий, способствуют развитию игровой зависимости у взрослых и детей. Причем это касается не только компьютерных игр. При этом у человека возникает непреодолимое желание рисковать и поддерживать свое самолюбие. Постепенно развивается бессознательная тяга к определенному виду игр. Если подобное психологическое состояние не заметить и не скорректировать, то заболевание переходит на следующий этап.

games-online-3

Стадия выигрыша,
при которой в человеческом сознании формируется восприятие игры, как способа реализовать себя, а иногда и получить материальную выгоду. Разум начинает затуманиваться, и даже мелкий выигрыш сильно подстегивает интерес. Создается иллюзия, что человек сам творит свою судьбу, имея возможность при этом доказать окружающим свое превосходство. На этой стадии человек не в состоянии понимать последствия своих действий. Недовольство и критика со стороны близких могут восприниматься весьма негативно, как желание поставить под сомнение самореализацию и успешность игрока.

Стадия проигрыша,
когда игроманы оказываются в замкнутом цикле определенных событий. Желание играть у них не каждый раз подкрепляется наличием материальной возможности. Они тратят все имеющиеся денежные средства и даже склонны брать деньги в долг. После цепочки проигрышей на некоторое время желание играть у них исчезает и наступает мнимое понимание своих ошибок. Однако при наличии некоторых провоцирующих факторов (например, реклама или появившиеся материальные возможности) человек снова идет на поводу у своего желания, и история повторяется. Промежуток между циклами тем меньше, чем более развито заболевание. Тяжелое материальное положение и постоянные проигрыши повышают уровень тревожности, игрок становится озлобленным и раздражительным.

Стадия отчаяния.
Из-за систематического желания играть человек лишается интереса ко всему остальному. Возникают проблемы в школе или на работе, изменяется круг общения, психологическое состояние не позволяет ему нормально существовать в семье. Близкие устают от постоянных обманов, долгов и негативного отношения и начинают постепенно отстраняться. Игрок часто понимает, что причина всему – зависимость, тем не менее, все попытки проконтролировать себя положительного результата не приносят. Подавленное психологическое состояние часто приводит к злоупотреблению алкогольными напитками или наркотиками, что еще сильнее усугубляет заболевание. В подобном состоянии люди могут нарушать закон, продавать имеющуюся недвижимость, ценные вещи, брать кредиты. Единственным решением человек видит возможность играть дальше, чтобы выигрышем разом решить свои материальные и социальные проблемы.

Стадия безнадежности,
при которой больной осознает свою зависимость и понимает, что вероятности сорвать куш практически нет, тем не менее он продолжает играть. При этом им правит желание испытать привычные эмоции в процессе игры, что является проявлением психологической зависимости.

games-online-1

Сколько времени развивается патология?

Развитие игровой зависимости происходит постепенно и ингода может длиться 3 года. На каждом этапе развиваются определенные психические нарушения. Вначале игрок ничем не отличается от здоровых людей, потом становится чересчур импульсивным, у него развивается склонность к навязчивым идеям. Это приводит к стойкому расстройству психики. Отсутствие самоконтроля и изменение критичности к себе провоцирует распад личности. Потеря моральных ценностей приводит к состоянию озлобленности, угнетению положительных эмоциональных состояний, игрок становится безразличным к страданиям людей и всевозможным социальным проблемам.

Читайте также:  Язвенная болезнь желудка и 12 перстной кишки этиология клиника

Механизм формирования игровой зависимости

Патофизиологический механизм формирования игровой зависимости от компьютерных игр основан на стимуляции определенных центров удовольствия в мозге. Данное патологическое состояние может проявляться в виде ощущения эйфории во время посещения виртуального мира. Больные компьютерной зависимостью не могут планировать время своего нахождения за компьютером. Для стимуляции интеллектуальной деятельности они начинают употреблять большое количество кофеиносодержащих напитков и других психостимуляторов.

Изменяется режим и качество питания – для геймеров основными продуктами становятся пиво и фаст-фуд. Человек начинает плохо соблюдать правила личной гигиены: перестает причесываться, чистить зубы, принимать душ – ему становится безразлично, как он выглядит и питается. Он, как правило, ведет малоподвижный образ жизни и плохо спит. Если вдруг сломался компьютер или смартфон, или если у игрока закончились деньги на игру, он находится в подавленном настроении, может быть агрессивным с окружающими людьми, начинает искать решение проблемы и, как правило, не задумывается о личной жизни, работе или учебе. По мере прогрессирования игровой зависимости, больной не может отказаться от компьютерных игр, хотя начинает понимать их бесполезность. Он регулярно уходит от реальности и погружается в иллюзорный мир, принимает роль персонажа и живет его жизнью.

Игровая зависимость приводит к перегрузке нервной системы, в мозг человека поступают возбуждающие импульсы и через определенное время у него наблюдается снижение настроения, самочувствия, повышается тревожность, нарушается адаптация в обществе. Часто формируется недовольство собой, теряется смысл жизни, появляются симптомы глубокой депрессии. Такие люди, как правило, замкнуты, неразговорчивы.

Игровая зависимость у подростков и детей

Данная возрастная категория имеет в большинстве случаев зависимость от компьютерных игр, которая носит тяжелый характер. Дети становятся агрессивными и злыми, если их хоть на минуту просят отойти от компьютера. Признаками данной зависимости у детей является то, что они начинают пропускать уроки в школе, врать учителям и родителям. Игры вызывают у подростков жестокость, поскольку основным их сюжетом является убийство, за которое следует поощрение в виде очков и бонусов.

Незрелая детская психика перегружена эффектами игры, а в сознании ребенка виртуальная реальность ничем не отличается от естественной жизни. Зависимость отрицательно сказывается на здоровье и учебе, все мысли ребенка направлены на предвкушение игры. Подростки часто отказываются от друзей, забрасывают учебу, становятся агрессивными. Психологи утверждают, что эта мания может привести ребенка к ограниченности умственных способностей и распаду личности.

games-online-2

Лечение игровой зависимости

Нельзя рассматривать зависимость как самостоятельное заболевание, поскольку она является следствием серьезных психических проблем. Важно определить первопричину данного явления и бороться конкретно с ней. Для лечения игровой зависимости используется психотерапия, медикаментозные препараты, а также гипноз. Очень важно применить комплексные меры. При игровой зависимости применяется также аутогенная тренировка, психосинтез, семейная и поведенческая психотерапия.

Психотерапия должна быть направлена на коррекцию семейных отношений, устранение психологических установок (замкнутость), проблем, лечение страхов. Успешно применяется метод гештальт-терапии, который помогает «закрыть гештальт», т. е. разрешить проблему.

Симптоматическая лекарственная терапия компьютерной игровой зависимости направлена на лечение депрессии, бессонницы, повышенной тревожности и раздражительности. При этом часто назначают растительные препараты успокоительного действия, но чаще всего специалисты назначают антипсихотики и транквилизаторы. Для стабилизации сна применяют снотворные препараты и антидепрессанты, которые снимают психоэмоциональное перевозбуждение и нормализуют настроение.

Лечение игровой зависимости должно быть комплексным

Профилактические методы

Профилактика данного заболевания также крайне важна, особенно в тех случаях, когда речь идет о возникновении игровой зависимости в подростковом и детском возрасте. Родителям при этом рекомендуется чаще проводить беседы с ребенком, озаботиться его занятостью, заинтересовать каким-либо видом спорта или творчеством. Необходимо постоянно поощрять ребенка за успехи, хвалить его, поддерживать его самооценку. Профилактика игровой зависимости должна осуществляться на регулярной основе.

По материалам сайтов psychologytoday.ru, syl.ru, hifi-expert.ru

Источник

Очень часто об игровой зависимости рассуждают люди, которые, фигурально выражаясь, не отличат джойстик от калькулятора. Именно поэтому дискуссии об опасности видеоигр в большинстве случаев смешат или вызывают негодование. Особенно когда в них принимают участие политики с правом принимать законы в духе «обрежьте детям сетевой кабель немедленно!».

Читайте также:  История болезни обострение хронического пиелонефрит у детей

Страшилки про умерших от истощения игроков в World of Warcraft или обезумевших от «Майнкрафта» грудничков мы все слышали, но есть ли за этим наука?

«Лаба» вместе с психиатром-наркологом Олесей Климчук решила разобраться, что на самом деле думают ученые и врачи о зависимости от видеоигр и как лечат тех, кто действительно нуждается в помощи.

1. Игровая зависимость – это вообще реальная болезнь?

Врачи об этом сами не могут друг с другом договориться! В 2016 году Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) обратила внимание на тренд – открывающиеся по всему миру «клиники для игрозависимых». В итоге организация сформулировала термин «игровое расстройство» (gaming disorder). Спустя два года ожесточенных дискуссий было решено включить игровое расстройство в 11-й перечень международной классификации болезней. Новый перечень начнет действовать с 1 января 2022 года. Если повезет, то после этого нашему брату-геймеру можно будет брать больничный по случаю особо привлекательного релиза (на самом деле нет)!

Впрочем, даже сейчас ВОЗ очень аккуратно формулирует суть игровой зависимости. По мнению организации, она заключается в нарушении контроля за игрой, то есть когда человек считает игру гораздо более важным делом по сравнению с другими интересами и повседневными занятиями. Кроме того, игрозависимость характеризуется «продолжением или интенсификацией игровой деятельности, несмотря на появление нежелательных последствий», гласит формулировка ВОЗ.

2. А какие вообще могут быть нежелательные последствия от игр? 

В том-то и дело. У характеристики болезни ВОЗ очень расплывчатые формулировки, из которых мало что понятно. Что такое «нежелательные последствия» от видеоигр, ВОЗ не конкретизирует. Кто определяет нежелательность последствий, тоже неясно. 

Кроме того, ВОЗ подчеркивает: диагностировать расстройство можно лишь в случае, если «модель поведения отличается достаточной степенью тяжести», а симптомы наблюдаются не менее 12 месяцев. Как определить тяжесть, тоже не говорится.

Проблема, очевидно, в том, что игровая зависимость до сих пор малоизученный феномен. Сейчас среди врачей более или менее есть консенсус, что зависимость от игр существует, но из-за разнообразия проявлений ее все еще сложно диагностировать.  

3. О’кей, а есть хоть какие-то критерии, по которым можно определить: болен я или просто люблю погамать?

«Если говорить о четких признаках зависимости, то компьютерные игры должны стать систематическим поведением и очевидно замещать другие способы проводить время, – утверждает Олеся Климчук. – Зависимый человек может получить психический комфорт только во время игры».

Игровая зависимость также входит в перечень психических расстройств (DSM-5) Американской психиатрической ассоциации (APA) (3-я секция пятой версии, если быть точным). Среди критериев:

  • Болезненная привязанность к игре
  • Синдром отмены (грусть, тревога и раздражение при ограничении доступа к играм)
  • Привыкание (человеку требуется все больше времени на игры для ощущения удовлетворенности)
  • Неспособность сократить время на игры
  • Отказ от других занятий и интересов в пользу игр
  • Человек продолжает играть, несмотря на проблемы
  • Введение родных и близких в заблуждение, чтобы скрыть реальное время, которое зависимый тратит на игры
  • Игры становятся главным способом избавиться от негативных мыслей: чувства вины и беспомощности
  • Риск потери работы или разрушения личных отношений из-за пристрастия к играм

Несмотря на это на сайте APA подчеркивают: синдром игровой зависимости нуждается в дальнейшем изучении. То есть эти критерии еще могут измениться и вызывают вопросы у специалистов.

4. Получается, если я с утра планирую погамать вечерком, значит, я наркоман?

Совсем необязательно. Если обобщать вышесказанное, игрозависимый чувствует себя полноценно только во время игры и готов идти на неадекватные жертвы ради нее. Если для вас не проблема немного поиграть – и пойти на боковую, потому что завтра вам работать или идти в гости, вы не наркоман.  

Но и зависимость у разных людей развивается индивидуально. В каждом конкретном случае проблемы с игрой могут быть разные: в силу генетической расположенности и способности к самоконтролю.

Кстати, о способности контролировать себя и регулировать получение удовольствий мы долго и интересно говорили с биологом и популяризатором науки Ириной Якутенко (хотя темой лайва были не игры, а еда). Видео можно посмотреть здесь.

5. Какие игры вызывают зависимость чаще всего?

Большинство медийных скандалов вокруг суицидов, смертей от переутомления после нескольких суток за компьютером и даже убийстводного игрока другим в реальной жизни раскручиваются вокруг MMORPG – массовых многопользовательских ролевых игр. Но не все так однозначно. 

Читайте также:  История болезни при болях в спине

Согласно масштабному корейскому исследованию от 2017 года (принимало участие более 2923 геймеров), ролевые онлайн-игры, где тысячи геймеров играют в рамках одного виртуального мира, действительно сопряжены с высоким риском зависимости. Но MMORPG были только на втором месте.

Самыми «затягивающими» играми оказались FPS – шутеры от первого лица.

Зависимость от видеоигр авторы исследования измеряли согласно упомянутому в пункте 3 американскому перечню симптомов. 

По данным ученых, причина притягательности кроется в игровых механиках. Например, в MMORPG распространена система ачивок – вознаграждений за прогресс и время, проведенное за игрой. Кроме того, геймера заставляют возвращаться в виртуальный мир как по расписанию и специальные события внутри игры, которые происходят в строго определенное время. Все эти маленькие победы и награды провоцируют у игрока частую выработку «гормона удовольствия» – дофамина. В шутерах дофаминовый выброс происходит после уничтожения очередного противника (а их там много).

Кстати, среди любителей MMORPG и FPS был выше процент тех, кто злоупотреблял алкоголем и наркотиками. Тут важно понять: это не говорит ничего плохого об играх. Речь о том, что эти два жанра привлекают больший процент людей, предрасположенных к таким видам зависимости.

Однако зависимость, в теории, могут вызывать любые видеоигры – даже PacMan. Нет, серьезно, в 1983 году, спустя 3 года после выхода легендарного PacMan, ученые Технического университета штата Луизиана Барлоу Соупер и Марк Миллер написали статью о студенте, который «подсел» на игру. По словам ученых, симптомы совпадали с классическими проявлениями наркотической зависимости.

6. Как лечат от игровой зависимости?

В Азии, где проблема игромании традиционно стоит более остро, чем на Западе, существуют как государственные, так и частные реабилитационные центры со специальными программами для игрозависимых. Обычно реабилитация подразумевает изоляцию от гаджетов, физический труд, дисциплину и работу на свежем воздухе. Но в большинстве случаев больные обращаются к обычным психологам. Реже – к врачам-психотерапевтам.

«Лечение зависимого поведения – это долгая и трудоемкая психотерапия, выработка установок, поиск альтернатив и иногда даже медикаменты, когда, например, дело доходит до симптомов депрессии или других серьезных психических расстройств», – рассказывает Олеся Климчук. 

По ее словам, многие врачи имеют смутное представление о видеоиграх, и это усложняет лечебный процесс. Но, к счастью, в России достаточно специалистов, которые могут работать с этим видом зависимости. Стоит начать с психолога или психотерапевта – благо в большинстве случаев их помощи будет вполне достаточно.

7. Ну хорошо, а чем отличаются геймеры от азартных игроков в онлайн-казино? Есть разница? 

«Игрозависимые ищут в своем пристрастии самоутверждение, способ убежать от проблем и самореализоваться (хотя реализация эта ложная)», – рассказывает Олеся Климчук. Поэтому, кстати, «запойных» геймеров нельзя сравнивать с любителями азартных игр, так называемыми лудоманами. Природа их зависимости разная.

«Цель лудомана – выигрыш, – объясняет эксперт. – Зависимый от азарных игр фиксирован на деньгах как на главной ценности, считает, что «деньги решают все». Вот и точки психотерапевтических воздействий здесь будут разными».

В нынешнем перечне международной классификации болезней лудомания значится под кодом F63.0 и относится к группе расстройств привычек и влечений по соседству с такими милыми привычками, как клептомания, пиромания и трихотилломания (навязчивое выдергивание собственных волос). 

8. А если лечение помогло, то к играм и близко подходить нельзя? Типа, бывших наркоманов и алкоголиков не бывает?

Олеся Климчук рассказывает: «Если мы говорим об истинной зависимости, которая встречается достаточно редко, то мы говорим прежде всего об онлайн-играх. Вернуться к ним без потерь, скорее всего, не удастся – в те же MMORPG просто не получается играть «по чуть-чуть», есть риск пустить под откос все лечение и откатиться к прежнему состоянию. 

Но зато при достижении стойкой ремиссии никто не запрещает провести часок, скажем, за однопользовательским экшном типа «Ведьмака» или God of War. Там совсем другие механизмы воздействия на игрока, и это всего лишь один из видов возможного безобидного досуга».

9. А вообще, какие-то обидные вещи вы говорите! Как будто игры – это что-то плохое!

Да вовсе нет! Если у геймера нет проблем с зависимостью (ну или он может ее контролировать) – игры могут дать много хорошего. Вот только часть жизнеутверждающих исследований (о них мы, пожалуй, напишем отдельный гайд):

Игры могут сделать тебя умнее

Игры улучшают рефлексы

– И про связь агрессии и видеоигр. В этом исследовании говорится о том, что эта связь не прослеживается.

Источник