Общий план обследования больного схема истории болезни основные разделы

Общий план обследования больного схема истории болезни основные разделы thumbnail

ФГБОУ ВО УлГУ

ИМЭиФК, Медицинский факультет им. Т.З. Биктимирова

Кафедра общей и оперативной хирургии

с топографической анатомией и курсом стоматологии

                                                                        Заведующая кафедрой профессор  Смолькина А.В.

                               ИСТОРИЯ  БОЛЕЗНИ

                БОЛЬНОЙ                      Ф.И.О.

                ДИАГНОЗ:

                 основной

                осложнение

                сопутствующий

                СРОКИ  КУРАЦИИ:

                                                                                        ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

                                                                                         КУРАТОР

Ульяновск, год

   I.ОБЩИЕ ДАННЫЕ.

1.Фамилия, имя, отчество.

2. Возраст. Год рождения.

3. Место работы, должность.

4. Место жительства.

5. Дата и время поступления в клинику.

6. Предварительный диагноз.

7. Клинический диагноз.

8. Сопутствующие заболевания.

9. Осложнения в течение заболевания.

10. Назначение операции (дата и вид обезболивания).

11. Послеоперационный диагноз.

12. Послеоперационные осложнения.

13. Исход.

14. Патологоанатомическое заключение.                             

                                                     II.ЖАЛОБЫ  БОЛЬНОГО.

( в первый день курации)

                                                      III. ANAMNES  MORBI.

Начало и развитие заболевания, включая время пребывания в клинике до курации.

                                                      IY. ANAMNES  YITAE.

1. Краткие биографические данные.

2. Условия труда и быта, их изменения в течение жизни.

3. Перенесенные заболевания и травмы (дата).

4. Вредные привычки.

5. Наследственность.    

                                               Y. STATUS  PRAESENS  COMMUNIS.

1. Общее состояние, сознание. Положение больного.

2. Температура тела. Телосложение, рост, вес.

3. Кожа, слизистые.

4. Развитие подкожной жировой клетчатки.Лимфатический аппарат.

5. Мышечная система. Костно-суставной аппарат.

6. Нервная система  (состояние психики).

7. Органы кровообращения:

    а) границы сердечной тупости, сердечный толчок;

    б) тон и шумы сердца;

    в) состояние переферических артерий и венозных сосудов;

    г) АД; Ps и его характеристика;

    д) функциональные пробы сердца.

8. Органы дыхания:

   а) состояние верхних дыхательных путей;

   б) общая характеристика грудной клетки, ее дыхательных движений;

   в) перкуторные границы легких, подвижность легочного края;

   г) результаты аускультации легких.

9. Органы пищеварения, живот:

    а) язык и зубы, акт глотания ( по анамнезу);

    б) живот: — осмотр (перистальтика кишечника, ассиметрии),

                     — пальпация (напряжение мышц, симптом Щеткина-Блюмберга,

                        зоны болезненности, новообразования, спец.симптомы заболевания),

                     — перкуссия (распределение границ различного перкуторного звука),

                     — аускультация ( усиленные перистальтические шумы).

        Печень и селезенка- пальпаторные и перкуторные данные;

    в)анальное отверстие и пальцевое исследование прямой кишки.

10. Мочевыделительная система:

      пальпация почек, болевые симптомы, мочевой пузырь, предстательная железа.

11. Половые органы: у мужчин- яички, придатки, семенные канатики;

      у женщин — наружные половые органы, вагинальное исследование матки и придатков

      (данные осмотра гинеколога).

                                                     YI. STATUS  LOKALIS.

1. Данные осмотра, пальпации, перкуссии, аускультации.

2. Специальные исследования, особые данные (если есть).

                                     YII.СВОДКА ПАТОЛОГИЧЕСКИХ ДАННЫХ

На основании характерных жалоб, анамнеза и исследования, других признаков заболевания.

                                           YIII. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ДИАГНОЗ.

                                                   IX. ПЛАН ОБСЛЕДОВАНИЯ.

                  X. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

                                         XI. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ ДИАГНОЗ.

                                                 XII. КЛИНИЧЕСКИЙ ДИАГНОЗ.

Полное заключение, включая сопутствующие заболевания и осложнения.

                                                         XIII. ЭТИОПАТОГЕНЕЗ.

Этиопатогенез заболевания у данного больного, в виде конкретного примера.

                                                                XIY.ЛЕЧЕНИЕ.

1.Общие принципы лечения данной патологии.

2. Лечение, применительно к данному больному.

                                                               XY. ДНЕВНИКИ.

                           Результаты ежедневного наблюдения за больным

                                 и его исследования с назначением лечения.

               ТЕЧЕНИЕ  БОЛЕЗНИ

                          НАЗНАЧЕНИЕ

В ДНЕВНИКЕ:

1. Время и дата написания дневника.

2.Предоперационный эпикриз с краткой сводкой проявления заболевания, с развернутым диагнозом, предоперационным лечением, с обоснованием оперативного лечения

( показания- противопоказания).

  План операции – метод анестезии.

3. Название идата операции, описание операции.

   Схема (рисунок),поясняющая (-ий) смысл хода и итога операции.

   Ход анестезии.

4. Описание удаленного препарата.

5. Назначение после операции.

6. Отделяемое по дренажам ( цвет. количество).

7. Под каждым дневником – роспись.

                                                    XYI. ТЕМПЕРАТУРНЫЙ ЛИСТ.

Читайте также:  Полная история болезни 7 букв сканворд

Ежедневно:- утренняя и вечерняя температура;

                    — частота Рs (утром, а в послеоперационном периоде и вечером);

                    — частота дыхания;

                    — особые данные ( количество мочи, мокроты и т.д., особенно это важно в   

                      послеоперационном периоде).

                                                              XYII. ЭПИКРИЗ.

1. Изложение в виде конспекта основного содержания истории болезни.

2. Прогноз: — для жизни;

                    — для восстановления трудоспособности.

                                            XYIII. ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.

Источник

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

для проведения занятия со студентами

III курса

по пропедевтике внутренних болезней

Тема: Схема обследования терапевтического больного.

История болезни. Расспрос как метод субъективного

исследования больного.

Время: 3 часа

Учебные и воспитательные цели, мотивация для усвоения темы, требования к исходному уровню знаний.

Цель занятия.

Ознакомиться с общим планом обследования больного, схемой истории

болезни. Научиться проводить расспрос больного: уточнение паспортных данных, методика собирания жалоб, анамнеза заболевания и анамнеза жиз­ни.

Мотивация для усвоения темы.

Своевременное распознавание заболевания возможно только путем выяв­ления его признаков, получаемых с помощью методического обследования больного — человека. Центральное место в этом занимает специальный расспрос больного анамнез — совокупность сведений об исследуемом, полученных методом расспроса и получения дополнительной информации из медицинской документации. Сведения, получаемые врачом об ощущениях больного, являются исходным пунктом для дальнейшего объективного исследования. Непринужденный рассказ больного о его страданиях, внимательно выслу­шанный исследующим, является незаменимым условием для создания атмо­сферы доверия, которая необходима для успешного хода лечения. В неко­торых случаях анамнез позволяет сразу выявить истинную природу забо­левания. Особенно важное значение имеет правильно собранный анамнез для распознавания заболевания в самых ранних его стадиях, когда в по­раженных органах ещё не отмечается грубых органических изменений, доступных выявлению объективными методами исследования.

Требования к исходному уровню знаний.

Студент должен знать.

1. Общий план обследования больного.

2. Основные разделы медицинской карты стационарного больного (истории болезни).

3. Порядок расспроса общих сведений о больном (паспортных данных), диагностическое значение.

4. Методику собирания жалоб больного, анамнеза заболевания и анамнеза жизни.

Студент должен уметь.

1. Проводить расспрос больного:

а) выяснить паспортные данные;

б) собирать, детализировать и систематизировать жалобы больного;

в) собирать анамнез болезни и жизни больного.

2. Систематизировать данные, полученные путем расспроса больного, и давать им оценку.

Контрольные вопросы из смежных дисциплин.

1. Паспортный и биологический возраст.

2. Генетические основы наследования заболеваний. Заболевания, сцепленные с полом.

3. Эндемические заболевания.

4.Аллергические реакции.

Контрольные вопросы по теме занятия.

1. Последовательность (общий план) обследования больного.

2. Основные разделы медицинской карты стационарного больного (истории болезни). Медицинское и юридическое значение истории болезни.

3. Значение расспроса паспортных данных больного.

4. Методика сбора жалоб больного. Основные (главные) и дополнительные (второстепенные) жалобы.

5. Методика и последовательность выяснения истории развития настоящего заболевания (анамнеза болезни).

6. Методика сбора анамнеза жизни. Разделы анамнеза жизни и последовательность их выяснения.

Практическая часть занятия.

1. Знакомство с историей болезни (медицинской картой стационарного больного).

2. Демонстрация преподавателем методики расспроса больного.

Ход занятия.

В ходе занятия проводится обсуждение темы по контрольным вопросам, знакомство студентов с методикой расспроса больного.

Общий план обследования больного.

Медицинское обследование пациента представляет собой комплекс иссле­дований, с помощью которых можно выявить индивидуальные особенности больного или здорового человека, оценить состояние здоровья и при необходимости по­добрать рациональный план его укрепления.

Все методы исследования больногоразделяют на основные и вспомогательные (дополнительные).

Основные методы исследования больного.

1. Расспрос больного (interrogatio) или анамнез (от греч. «anamnesis» – воспоминание).

2. Осмотр (inspectio).

3. Ощупывание (palpatio).

4. Выстукивание (percussio).

5. Выслушивание (auscultatio).

Вспомогательные методы исследования больного.

1. Различные измерения (температуры тела, роста, веса, окружности грудной клетки, суточного количества мочи и др.).

Читайте также:  От какой болезни сильно потеет голова

2. Лабораторные исследования жидкостей организма и его выделений (кровь, спинномозговая жидкость, желудочный сок, желчь, моча, выпоты в полости тела, мокрота, гной и др.).

3. Морфологические исследования органов, тканей, жидкостей организма и его выделений.

4. Инструментальные исследования (ЭКГ, рентгенологические, исследования функции дыхания, изотопные исследования, ультразвуковые, эндоскопические методы и др.).

Также по способу получения информации о больном методы исследования делятся на субъективные и объективные (физикальные).

Субъективный метод исследования больного подразумевает рассмотрение пациента, как субъекта, который дает показания, вспоминает и рассказывает о тех ощущениях и событиях, что сопровождали его заболевание от самого его начала, что предшествовали ему. Субъективные данные о больном врач получает методом расспроса (interrogatio). Данные, получаемые путем расспроса, называются анамнезом (anamnesis – воспоминание), потому что больной делится с врачом воспоминаниями о себе, своей болезни и жизни.

Объективные (физикальные) методы исследования подразумевают больного, как объект обследования, которое выполняет врач, опираясь на свои органы чувств и умение манипулировать рядом практических действий. Объективные методы объективного исследования разделяют на основные (осмотр, ощупывание (пальпация), выстукивание (перкуссия) и выслушивание (аускультация)) и вспомогательные (измерения, лабораторные, морфологические и инструментальные методы).

Для того, чтобы обследование пациента было полным и системным, необхо­димо всегда использовать сочетание основных и вспомогательных методов исследования в ходе диагностического процесса и проводить его по следую­щему плану.

1. Расспрос больного:

а) уточнение паспортных сведений;

б) собирание жалоб;

в) выяснение истории настоящего заболевания (анамнез болезни);

г) собирание истории (анамнеза) жизни.

2. Объективное исследование:

а) осмотр больного;

б) пальпация;

в) перкуссия;

г) аускультация;

д) лабораторно — инструментальные методы исследования.

Такое методическое обследование учит студента (врача) тщатель­ному всестороннему и полному исследованию пациента и своевременному распознаванию заболевания.

Основные разделы карты стационарного больного.

История болезни (карта стационарного больного) — это важнейший медицинский и юридический документ, составляющийся на каждого больного, нахо­дящегося на лечении или обследовании в больнице, а вболее краткой фор­ме — и на больного, обращающегося на прием к врачу в поликлинике.

История болезни состоит из следующих разделов:

1. Расспрос больного:

а) паспортная часть;

б) жалобы больного (расспрос по системам);

в) история настоящего заболевания;

г) история жизни.

2. Объективное исследование:

а) общий осмотр;

б) объективное исследование по системам органов:

— пальпация;

— перкуссия;

— аускультация.

в) лабораторно-инструментальные методы исследования.

3. Диагноз и его обоснование.

4. План лечения.

5. Дневник ведения больного.

6. Эпикриз (этапный и заключительный).

Значение истории болезни для клинической медицины велико. Её прямое назначение — фиксировать все данные о развитии болезни, бытовых, социаль­ных и других факторах риска, её клинических проявлениях, течении, лечении, реабилитационных и профилактических мероприятиях. По истории болезни познается патоморфоз — изменения в клинике и течении болезни во времени, возникновения новых симптомов и синдромов болезни, изучение возможностей применения различных фармакологических средств в клинической практике. Кроме того, история болезни является важным юридическим и финан­совым документом — к ней прибегают в случаях выявления каких-либо конфлик­тных ситуаций между врачом и больным или его родственниками, для дачи ретроспективных заключений в судебно-медицинской практике. По истории болезни определяют правильность расхода меди­каментов, на основании истории болезни выдается листок нетрудо­способности (больничный листок) больному.

Дата добавления: 2017-01-21; просмотров: 754 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Читайте также:

Рекомендуемый контект:

Поиск на сайте:

© 2015-2020 lektsii.org — Контакты — Последнее добавление

Источник

СХЕМА
НАПИСАНИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ
УКАЗАНИЯ

для студентов 3-го
курса дневной и 4-го курса

вечерней формы
обучения медицинского факультета

специальностей
«Лечебное дело», «Педиатрия»

4
издание, стереотипное

и

САРАНСК

2006

УДК
616-07(072)

Составитель:
Е.
Ю. Еремина

Схема

написания
истории

Читайте также:  Что будут если пить алкоголь при болезни поджелудочной

болезни:
Метод.
Указания
/
Сост.:
Е.
Ю. Еремина.

Саранск,
2006.

24
с.

Настоящие
методические указания составлены с
учетом особенностей курса пропедевтики
внутренних болезней и призваны облегчить
работу студентов по написанию учебной
истории болезни, а также оказать им
помощь в освоении правильной методики
ведения больных.

Предназначены
для студентов III
курса дневной
и IV
курса вечерней
форм
обучения
медицинского факультета
специальностей «Лечебное дело» и
«Педиатрия».

Печатается
по решению научно-методического совета
Мордовского государственного университета
им. Н. П. Огарева.

Введение

Написание
учебной истории болезни является одним
из важных моментов в обучении
студентов-медиков. На кафедре пропедевтики
внутренних болезней студенты обучаются
методам обследования больных, выявлению
симптомов заболеваний, анализируют,
систематизируют их и формулируют
диагноз. Эта работа, связанная с
диагностикой, проводится по определенному
плану обследования больного, совпадающему
со схемой написания истории болезни.
При ее оформлении выделяют следующие
разделы:

  1. Паспортные
    данные.

  2. Жалобы
    больного.

  3. Анамнез
    настоящего заболевания.

  4. Анамнез
    жизни больного.

  5. Данные
    объективного обследования больного.

  6. Предварительный
    диагноз.

  7. План
    и результаты дополнительных методов
    исследования.

  8. Обоснование
    клинического диагноза.

  9. План
    лечения.

  10. Дневник.

  11. Эпикриз.

  12. Прогноз.

I. Паспортные данные

Фамилия,
имя, отчество больного.

Пол.

Возраст.

Национальность.

Образование.

Профессия.

Место
работы.

Занимаемая
должность.

Домашний
адрес.

Дата
поступления в клинику, кем направлен и
с каким диагнозом.

Предварительный
диагноз.

Клинический
диагноз.

II.
ЖАЛОБЫ БОЛЬНОГО

Основные,
или главные, жалобы

Основными
являются жалобы, которые беспокоят
больного больше всего и наиболее
характерны для данного заболевания.
Для их выяснения больному задается
вопрос: «Что Вас беспокоит?» или «На что
Вы жалуетесь?», после чего ему дают
возможность свободно высказаться. Затем
детально устанавливается (конкретизируется)
характер основных жалоб.

Дополнительные
жалобы

Дополнительные
жалобы выясняются при активном опросе
больного. Для того чтобы составить
впечатление о состоянии организма
больного в целом и не пропустить
каких-либо симптомов, такой опрос
проводится в определенной последовательности.

Жалобы,
определяющие общее состояние

Общая
слабость, недомогание, быстрая
утомляемость, снижение работоспособности,
потливость, похудание (на сколько и за
какое время, с чем связано).

Кожные
покровы и слизистые оболочки

Зуд,
высыпания, сухость, повышенная влажность,
изъязвле-ния,
изменения окраски.

Подкожно-жировая
клетчатка

Развитие
(ожирение или истощение), отеки.

Общий план обследования больного схема истории болезни основные разделыПериферические
лимфатические узлы

Увеличение,
болезненность, изъязвления.

Опорно-двигательный
аппарат

Боли
(в мышцах, костях, суставах), их характер,
время появления, летучесть. Ограничение
или затруднение движений. Припухание
и покраснение суставов. Утренняя
скованность. Деформации костей и
суставов. Боль и затруднения при движении
в позвоночнике.

Дыхательная
система

1. Голос:
хриплый, звучный, слабый, афоничный.

2. Боли
в горле: характер, время появления.

3. Насморк:
постоянный или периодический.

4. Кашель:
а) время появления; б) характер (постоянный,
периодический, приступообразный); в)
сухой или с мокротой; г) интенсивность;
д) причины, вызывающие или усиливающие
кашель; е) тембр — лающий, сиплый,
короткий, беззвучный.

5. Мокрота:
а) количество за сутки; б) характер
(слизистая, гнойная, серозная, смешанная);
в) цвет (бесцветная, зеленая, желтая,
розовая, ржавая, коричневая); г) запах
мокроты; д) слоистость; е) примеси; ж)
отходит свободно или с трудом; з) время
появления.

6. Кровохарканье:
а) время появления и частота; б) количество
(плевки, прожилки, чистая кровь); в) цвет
крови (алая, темная);
г)
характер (пенистая кровь, сгустки,
«малиновое желе», жидкая).

7. Боль
в грудной клетке: а) локализация; б)
характер; в) степень выраженности; г)
связь с дыханием, кашлем, физическим
напряжением; д) иррадиация; е) что
облегчает боль.

8. Одышка:
а) характер (инспираторная, экспираторная,
смешанная, постоянная или приступообразная);
б) время и причины появления; в) степень
выраженности; г) что облегчает состояние.

9.
Приступы удушья — частые, редкие;
длительные, кратковременные; сопровождаются
ли свистящими хрипами; время и причины
появления; чем купируются.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник