Отношение человека к своей болезни в психологии

Отношение человека к своей болезни в психологии thumbnail



Здоровье является как инструментальной, так и терминальной ценностью для каждого человека. От количества и качества здоровья зависит не только реализация жизненных планов, становление человека как личности и индивидуальности, но и сама его жизнь. Этим объясняется непреходящая актуальность проблем здоровья и факторов, его определяющих, для научного знания вообще и психологии в частности.

Однако отношение к здоровью у современного человека оставляет желать лучшего. Многие, стремясь достичь материального благополучия, «до последнего» ходят на работу, даже испытывая недомогание. Обращаясь к врачам только в случае крайней необходимости, индивид доводит свои заболевания до стадии хронизации. Результатом становится получение статуса человека с ограниченным возможностями, потеря качества (а иногда и смысла) жизни. Причём всё это происходит на фоне не слишком благополучной наследственности, неумеренного потребления алкоголя, табакокурения и иных аддикций, не способствующих поддержанию здоровья. Следовательно, вопрос о формировании адекватного отношения к своему здоровью как безусловной ценности стоит очень остро. В то же время наблюдается разительный контраст между отношением к здоровью у мужчин и у женщин. Последние, по статистике, намного чаще обращаются за медицинской помощью, реже страдают хроническими заболеваниями и имеют большую продолжительность жизни. Таким образом, актуальность исследования обусловлена гендерными различиями в психологическом отношении человека к своему здоровью.

Цель исследования: с позиций психологического подхода изучить отношения человека к своему здоровью.

Объект исследования: психологическое восприятие концепта «здоровье».

Предмет исследования: психологические аспекты отношения человека к своему здоровью.

Современное состояние социальной психологии по проблеме отношения субъекта к здоровью характеризуется постепенной сменой подходов, а именно: акцент переносится с лечения болезней на их профилактику и пропаганду способов сохранения и укрепления здоровья, а также на повышение индивидуальной ответственности субъекта за своё здоровье [1].

Понятие «отношение к здоровью» в социальной психологии представляет собой систему индивидуальных, избирательных связей личности с различными явлениями действительности, а также сложившаяся на основе имеющихся у индивида знаний, оценка своего физического и психического состояния, осознание его значения, а также действия, направленные на изменение состояния здоровья.

Дефиниция «отношение к здоровью» включает в себя систему ценностно-мотивационных установок, которые связывают личность с обществом.

Структура понятия «отношение к здоровью» включает в себя:

1) оценку состояния здоровья;

2) отношение к здоровью как к одной из основных жизненных ценностей;

3) деятельность по сохранению здоровья (Н.П. Абаскалова).

Исходя из вышесказанного, под отношением к здоровью следует понимать один из элементов самосохранительного поведения, заключающегося в степени осведомлённости (компетентности) в области здоровья, включение здоровья в высшую иерархию ценностей индивидуумов, а также наличие адекватной степени самооценки [2].

Понимание целостного феномена здоровья подразумевает наличие в нём физического, психического, социального и духовно-нравственного компонентов. Широко известна зависимость здоровья от образа жизни человека (определяет здоровье на 50-55%), наследственности (15-20%), экологических факторов (20-25%), здравоохранения (8-10%). Подобное распределение факторов, влияющих на здоровье, характеризует в большей степени медико-социальный подход к проблеме. С психологической же точки зрения, каждый из вышеназванных агентов влияния (исключая, в некоторой степени, наследственность) является внешним выражением, результатом тех ценностей, представлений, установок и стереотипов, которые доминируют в обществе в целом и у конкретного человека в частности, то есть психологических факторов здоровья [3].

В качестве одного из комплексных и наиболее значимых психологических факторов здоровья выделяют единое смысловое, ценностное и эмоционально-оценочное образование, существующее в психике каждого человека, – «отношение к здоровью» по Р. А. Березовской, «внутренняя картина здоровья» по В. А. Ананьеву, И. И. Мамайчук, «социальные представления о здоровье» по О. С. Васильевой, Ф. Р. Филатову и т.д. Исследователи Д. Сиерес, В. Гавидия используют для этих целей термин «индивидуальная концепция здоровья» [4].

Отношение к здоровью также является одной из важных тем изучения в психологии здоровья. Категория «отношение» наиболее глубоко разработана в концепции В. Н. Мясищева, который определяет отношение как избирательную, осознанную связь человека со значимым для него объектом, как потенциал психической реакции личности в связи с каким-либо предметом, процессом или фактором действительности. В. Н. Мясищев подчёркивает обусловленность характера отношений личности как её индивидуальным жизненным опытом, так и влиянием общественно-исторического опыта. Таким образом, отношения человека могут измениться под воздействием объективных изменений в его жизни.

С. Д. Дерябо рассматривает отношение как субъективно окрашенное отражение личностью взаимосвязей своих потребностей с объектами и явлениями мира. Отношение в данном случае является фактором, обуславливающим поведение [5].

Понятие «отношение» содержит индивидуальные и социальные аспекты жизнедеятельности человека, являясь предметом изучения и психологов, и социологов. Психологов больше интересуют условия, в которых индивид вырабатывает это отношение и формирует его индивидуальность. Социологи связывают социальное поведение с определенными социальными структурами и ситуациями. Согласно социологическому словарю «отношение» является эмоционально-волевой установкой личности на что-либо, т. е. выражение её позиции [6].

Ряд зарубежных авторов (Г. Олпорт, Габер и Фрид, Роукич), анализируя понятие «отношение», считают, что отношение ведёт к определённому поведению, т.е. отношение определяет поведение, другие настаивают на том, что отношение существует лишь мысленно, а поведение определяется ситуацией [7].

«Отношение к здоровью» как социологическое понятие было впервые описано И. В. Журавлевой, и её труды заслуживают внимания специалистов в этой отрасли знаний в настоящее время.

Отношение к здоровью обусловлено изучением сохранения здоровья (предупреждение и лечение болезней) и его формированием у человека (развитие биологического потенциала, обеспечивающего высокую адаптацию к факторам внешней среды). Отношение к здоровью оценивается на уровне индивида, социальных групп, государства и общества в целом.

Отношение индивида к здоровью определяется оценкой (самооценкой) собственного здоровья на основе знаний и ценностных ориентаций, сложившихся у человека на данный период жизни. По мнению А. И. Фёдорова, отношение отдельного человека к здоровью может быть охарактеризовано следующими показателями: оценка (самооценка) здоровья, медицинская информированность (знания в сфере здоровья), ценностные установки в сфере здоровья, деятельность человека по сохранению своего здоровья). Самооценка человеком своего состояния является своеобразным индикатором и регулятором поведения. Медицинская информированность характеризуется знаниями человека в области профилактики наиболее распространённых заболеваний, принципов нормального функционирования систем организма, правил оказания первой медицинской помощи [8].

Читайте также:  Как определить болезнь по цвету мочи

Понятие «отношение к здоровью» ещё относительно ново для психологической науки. Данный понятийный конструкт в настоящее время носит скорее описательный характер и создан по аналогии с психологическим понятием «отношение». Отношение к здоровью представляет собой систему индивидуальных, избирательных связей личности с различными явлениями окружающей действительности, способствующих или, наоборот, угрожающих здоровью людей, а также определённую оценку индивидом своего физического и психического состояния [9].

Отношение к здоровью – один из элементов самоохранительного поведения. Многие авторы выделяют в отношении к здоровью три основных компонента: когнитивный, эмоциональный и мотивационно-поведенческий [9].

Отношение к здоровью, согласно точке зрения Р. А. Березовской, Л. В. Куликова, представляет собой систему индивидуальных избирательных связей личности с различными явлениями окружающей действительности, способствующих или, наоборот, угрожающих здоровью людей, а также определённую оценку индивидом своего психического или физического состояния. Обладая всеми характеристиками, присущими психическому отношению, оно содержит три основных компонента: когнитивный, эмоциональный, мотивационно-поведенческий [10].

Ряд исследователей считает более адекватным использование понятия «внутренняя картина здоровья». Понятие «внутренняя картина здоровья» (ВКЗ), по аналогии с понятием «внутренняя картина болезни» (ВКБ), было предложено первоначально В. М. Смирновым и Т. Н. Резниковой, затем уточнено В. Е. Каганом. В. Е. Каган утверждает, что понятие «здоровье» – это не только антоним понятия «болезни», но и мера отклонения от физиологической, статистической и индивидуальной норм. Человек – субъект этой индивидуальной нормы – так или иначе, знает, что такое здоровье и соотносит с этим своё актуальное состояние. «Человек считает себя больным только лишь, когда его переживания своего состояния не вписываются в его «внутреннюю картину здоровья» и напротив, представления о здоровье могут быть настолько широкими, что обнимают широкий круг патологических состояний» [8]. Внутренняя картина здоровья описывается как своеобразный эталон здорового человека, или здорового органа, или части тела. Этот эталон может быть достаточно сложным и включать различные элементы в виде образных представлений и логических обобщений.

В. А. Ананьев рассматривает внутреннюю картину здоровья как самоосознание и самопознание человеком себя в условиях здоровья. ВКЗ по В. А. Ананьеву представляет собой совокупность элементов здоровья и внутренне связанных с ним содержательно-психологических, субъективно-оценочных моментов существования. В таком понимании внутренняя картина здоровья представляет собой «поле здоровья для себя» (отличающееся от суммы знаний, имеющихся в науке), в пространстве которого человек познает своё здоровье [11].

Несколько в ином ключе внутреннюю картину здоровья описывает И. И. Мамайчук. По её мнению, ВКЗ – динамическая система, включающая в себя совокупность представлений человека о своём здоровье, осознание им своих физических и психических возможностей, самооценку здоровья, а также субъективное восприятие и оценку влияющих на здоровье факторов. Внутренняя картина здоровья в понимании, предложенном И. И. Мамайчук, рассматривается как часть «Я-концепции» личности с повторением её общей структуры, широко известной в психологической науке [7].

Р. А. Березовская с соавторами с целью выбора более адекватного понятия провели сравнение понятий «отношение к здоровью» и ВКЗ по основным структурным компонентам. В ходе анализа они пришли к выводу, что данные понятия являются синонимичными. Однако, по мнению этих авторов, в теоретическом плане предпочтение следует отдать категории «отношение к здоровью», так как она наиболее обоснована с позиции теории личности [4].

Д. Сиерес, В. Гавидия в качестве базового термина для определения совокупности знаний, представлений и оценок человека в отношении здоровья используют выражение «индивидуальная концепция здоровья» (ИКЗ). Согласно концепции Д. Сиерес, В. Гавидия представления о здоровье рассматриваются в единстве двух компонентов: природы и причин здоровья. Представления о природе здоровья – это континуум, где на одном полюсе располагается точка зрения о том, что здоровье – отсутствие заболеваний, идеальное состояние благополучия, собственность людей, которой можно пользоваться, нисколько не заботясь о ней; на другом – здоровье как сохраняющийся баланс, как «инструмент для использования в окружающей среде, в которой мы живем», где важной является психическая, ментальная составляющая. Причины здоровья также рассматриваются как протяженность с двумя полюсами: на одном – здоровье зависит от внешних элементов или от удачи; на другом – здоровье – это то, что определяется стилем жизни. Соответственно Д. Сиерес, В. Гавидия выделяют четыре основные тенденции в представлениях людей о природе и причинах здоровья как четыре квадранта при графическом представлении концепции [8].

Отношение к здоровью, то есть предрасположенность к сохранению или растрачиванию здоровья, по мнению Л. В. Куликова, может рассматриваться как личное качество. Он отмечает, что в отношении к здоровью у многих людей скрыты серьезные противоречия. С одной стороны, ценность здоровья достаточно велика и в обыденном сознании, без ссылок на научные доказательства. Однако в установке на сохранение здоровья выраженность действенного, поведенческого компонента не соответствует ни объему знаний о здоровье, ни силе эмоциональных реакций на его ослабление. Причем это свойственно не только людям здоровым, но и тем, кто уже имеет достаточно выраженные расстройства здоровья [4].

Следует отметить, что понятие «отношение к здоровью» еще относительно ново для психологической науки. Данный понятийный конструкт в настоящее время носит скорее описательный характер и создан по аналогии с психологическим понятием «отношение».

Читайте также:  Макарова пропедевтика детских болезней скачать бесплатно

Указанные обстоятельства позволяют констатировать тот факт, что формирование ценностного отношения к здоровью человека является важнейшей проблемой современности. Особое место принадлежит системе образования, вынужденной брать на себя значительную часть усилий общества по подготовке молодежи к взрослой жизни и, в конечном итоге, созданию условий для постепенного физического, морального, нравственного, культурного оздоровления общества.

Считаем целесообразным внесение в человеческую жизнь элементов здравотворчества, регуляции, оснащая молодежь привычками и навыками, способствующими оптимизации психоэмоциональных состояний и формированию ценностного отношения к здоровью. Чтобы стать основой повседневной деятельности и поведения, знания о здоровье должны осознаваться. Это осознание происходит в процессе их «прочувствования» и эмоционального «переживания», закрепляется в ходе выполнения специальных здоровьесберегающих упражнений, что обеспечивает личную значимость этих знаний, их осмысление и формирует субъектное ценностное отношение личности к здоровью.

Таким образом, отношение к здоровью представляет собой систему индивидуальных избирательных связей личности с различными явлениями окружающей действительности, способствующих или, наоборот, угрожающих здоровью людей, а также определённую оценку индивидом своего психического или физического состояния.

Формирование у человека культуры здоровья и здорового стиля жизни является сложной социальной, психологической и педагогической проблемой, успешное решение которой зависит от множества факторов. Решение этой проблемы очень важно для любого человека, но особую значимость она имеет для взрослого человека. Современные взрослые представляют собой основной потенциал трудового и популяционного ресурсов нашей страны, от «качества» которого зависит будущее как отдельного человека, так и нации в целом.

В то же время следует отметить, что для взрослых характерно проявление негативных тенденций в состоянии здоровья. Так, общая заболеваемость россиян увеличилась на 55%. Максимальные темпы прироста отмечены по болезням костно-мышечной системы – в 3,8 раза, болезням эндокринной системы – в 3,2 раза, болезням репродуктивной сферы – в 3,1 раза. В структуре общей заболеваемости первое место занимают болезни органов дыхания, доля которых составляет 44,7%, на втором месте находятся болезни нервной системы и органов чувств (12,7%). В последние годы значительно возросло число болезней эндокринной и мочеполовой систем, значимость которых особенно велика в связи с их влиянием на становление репродуктивной функции организма. Это характеризует большую вероятность осуществления неблагоприятного прогноза здоровья населения России на ближайшее десятилетие, и делает особенно актуальным проблему формирования адекватного психологического отношения человека к своему здоровью.

Литература:

1. Андронникова, О. О. Гендерная дифференциация в психологии [Текст] / О. О. Андронникова. – М.: Вузовский учебник, Инфра-М, 2014. – 264 с.

2. Вайнер, Э. Н. Валеология [Текст] / Э. Н. Вайнер. – М.: Флинта, 2013. – 446 с.

3. Васильева, О. С. Психология здоровья. Феномен здоровья в культуре, в психологической науке и обыденном сознании [Текст] / О. С. Васильева, Ф. Р. Филатов. – М.: Мини-Тайп, 2010. – 480 с.

4. Ведехина, С. А. Клиническая психология [Текст] / С. А. Ведехина. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2014. – 174 с.

5. Масияускене О. В. Валеология [Текст] / О. В. Масияускене. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2011. – 251 с.

6. Мишина Т. Н. Психологическая культура Вуза. Монография. – Минеральные Воды, изд. ООО «Полиграфпром», 2012. – 224 с.

7. Мишина Т. Н. Психологические основы формирования семьи. Монография. – Пятигорск: Рекламно-информационное агентство на КМВ. 2015. – 272 с.

8. Парфёнов, Ю. А. Основы клинической психологии [Текст] / Ю. А. Парфёнов, В. А. Кулганов, В. Г. Белов. – CПб.: Питер, 2013. – 464 с.

9. Петрова, Р. Гендерология и феминология: учебное пособие [Текст] / Р. Петрова. – М.: Дашков и К, 2014. – 271 с.

10. Прохорова, Э. М. Валеология [Текст] / Э. М. Прохорова. – М.: Инфра-М, 2014. – 255 с.

11. Рассел, Дж. Валеология [Текст] / Дж. Рассел. – М.: VSD, 2012. – 104 с.

Основные термины (генерируются автоматически): здоровье, отношение, внутренняя картина здоровья, избирательная связь личности, Ананьев, причина здоровья, оценка индивидом, окружающая действительность, здоровье людей, психологическая наука.

Источник

Тип отношения
к болезни
Характеристика
1. Гармоничный (реалистичный, взвешенный) — это оценка сво­его состояния без склонности преувеличивать его тяжесть, но и без недооценки реальной картины болезни, стремление во всем активно содействовать успеху лечения, стремление облегчать близ­ким тяготы ухода за собой.
В случае понимания неблагоприятного прогноза заболевания возможно переключение интересов на те области жизни, которые останутся доступными для больного, сосредоточение внимания на своих делах, заботе о близких.
2. Эргопатический (стенический) — это «уход от болезни в ра­боту». Характерно сверхответственное, подчас одержимое, стеничное отношение к работе, которое в ряде случаев выражено еще в большей степени, чем до болезни, избирательное отношение к обследованию и лечению, обусловленное прежде всего стремлением, несмотря на тяжесть своего заболевания, продолжать тру­довую деятельность и во что бы то ни стало сохранить профессио­нальный статус.
3. Анозогнозический (эйфорический) — это активная борьба с мыслями о болезни и ее возможных последствиях, вплоть до от­рицания очевидного. Характерна тенденция рассматривать симп­томы болезни как проявления «несерьезных» расстройств или слу­чайных колебаний самочувствия. В связи с этим нередко встреча­ется отказ от врачебного обследования и лечения, желание «ра­зобраться самому» и «обойтись своими средствами», надежда на то, что «все само обойдется». При эйфорическом варианте этого типа наблюдается необоснованно повышенное настроение, пре­небрежительное, легкомысленное отношение к болезни и лече­нию. Такие пациенты желают продолжать получать от жизни все то же, что и ранее, несмотря на болезнь, с легкостью нарушают режим и врачебные рекомендации, что пагубно сказывается на протекании заболевания.
4. Тревожный (тревожно-депрессивный и обсессивно-фобический) — это непрерывное беспокойство и мнительность в отно­шении неблагоприятного течения болезни, возможных осложне­ний, неэффективности и даже опасности лечения; поиск новых способов лечения, жажда дополнительной информации о своей болезни, обращение к «авторитетам», частая смена лечащего вра­ча. В отличие от людей с ипохондрическим типом отношения к болезни у таких пациентов в большей степени выражен интерес к объективным данным (результатам анализов, заключениям спе­циалистов), нежели к субъективным ощущениям. Поэтому они предпочитают слушать о проявлениях заболевания у других, а не предъявлять без конца свои жалобы. Настроение их в основном тревожное. Как следствие тревоги возникает угнетенность настро­ения и психической активности.
5. Ипохондрический — это чрезмерное сосредоточение на субъективных болезненных и иных неприятных ощущениях, стремление постоянно рассказывать о них врачам, медперсона­лу и окружающим, преувеличение действительных и выискива­ние несуществующих болезней и страданий, преувеличение не­приятных ощущений в связи с побочными действиями лекарств и диагностических процедур. Для таких больных характерно со­четание желания лечиться и неверия в успех. Они постоянно требуют тщательного обследования у авторитетных специалис­тов и боятся, что процедуры могут оказаться вредными или болезненными.
6. Неврастенический — это поведение по типу «раздражитель­ной слабости»: вспышки раздражения, особенно при болях и не­приятных ощущениях, при неудачах лечения. Раздражение неред­ко изливается на первого попавшегося и завершается раскаянием и угрызениями совести. Характерны неумение и нежелание тер­петь болевые ощущения, нетерпеливость при обследовании и ле­чении, неспособность терпеливо ждать облегчения, а впослед­ствии — критическое отношение к своим поступкам и необду­манным словам, просьбы о прощении.
7. 7.Меланхолический (витально-тоскливый) — это сверхудру­ченность болезнью, неверие в выздоровление и в возможное улучшение, в эффект лечения, активные депрессивные высказыва­ния, вплоть до суицидных мыслей, пессимистический взгляд на все вокруг. Такие больные сомневаются в успехе лечения даже при благоприятных объективных данных и удовлетворительном самочувствии.
8. Апатический — это полное безразличие к своей судьбе, к исходу болезни, к результатам лечения, пассивное подчинение процедурам и лечению при настойчивом побуждении со стороны. Характерны утрата интереса к жизни, ко всему, что ранее волно­вало, вялость и апатия в поведении, деятельности и межличност­ных отношениях.
9. Сенситивный — это чрезмерная ранимость, уязвимость, оза­боченность неблагоприятными впечатлениями, которые могут про­извести на окружающих сведения о болезни. Пациент опасается, что знакомые станут его жалеть, считать неполноценным, пре­небрежительно или с опаской относиться к нему, распускать сплет­ни и неблагоприятные слухи о причине и природе болезни и даже избегать общения с ним. Характерна боязнь стать обузой для близ­ких и неблагожелательного отношения с их стороны в связи с этим. Отмечаются колебания настроения, связанные главным об­разом с межличностными контактами.
10. Эгоцентрический (истероидный) — это «принятие» болезни и поиски выгод в связи с недугом. Больной выставляет напоказ свои страдания и переживания с целью вызвать сочувствие близ­ких и полностью завладеть их вниманием; требует исключитель­ной заботы о себе в ущерб другим делам и занятиям окружаю­щих, проявляет полное невнимание к ним. Разговоры окружаю­щих быстро переводятся «на себя», а другие люди, также требую­щие внимания и заботы, рассматриваются как «конкуренты», от­ношение к ним — неприязненное. Характерны постоянное жела­ние показать другим свою исключительность в проявлениях бо­лезни, эмоциональная нестабильность и непредсказуемость.
11. Паранойяльный — пациент уверен, что болезнь — результат внешних причин, чьего-то злого умысла, крайне подозрителен по отношению к разговорам о себе, к лекарствам и процедурам. Он стремится приписывать возможные осложнения или побоч­ные действия лекарств халатности или злому умыслу врачей и персонала, обвиняет и требует наказаний для них в связи с этим.
12. Дисфорический (агрессивный) — доминирование гневливо-мрачного, озлобленного настроения. Больной постоянно имеет уг­рюмый и недовольный вид, завидует здоровым людям, включая родных и близких, и ненавидит их. Характерны вспышки озлоб­ленности и склонность винить в своей болезни других, требова­ние особого внимания к себе и подозрительность по отношению к процедурам и лечению, а также агрессивное, подчас деспотиче­ское отношение к близким.
Читайте также:  Чем обработать виноград осенью от болезней

Работа студента в стационаре начинается с контакта с больным и его родственниками по определенному стандарту.

Врач должен знать перечень документов для госпитализации:

· Направление на госпитализацию в данное отделение.

· Копия медицинского полиса.

· Справка об инфекционных контактах.

· Сведения о прививках и р. Манту с рождения до наст. времени.

· Копия свидетельства о рождении

· Для плановой госпитализации – ОАК, ОАМ, кал на я/глистов.

· При отсутствии одного из документов проконсультироваться у заведующего отделением.

· Выписка из истории развития ребенка, или ксерокопии выписок предшествующих госпитализаций, или амбулаторная карта больного (желательны).

Необходимо провести беседу с родителями о предполагаемом плане обследования, примерных сроках госпитализации, получить у родителей письменное информированное согласие на проведение диагностических манипуляций (бланк, вложенный в историю болезни, подписывается родителем (опекуном) и врачом (студентом), проводившим беседу).

— Провести сбор анамнеза и объективное обследование ребенка (смотри ниже).

— Оформить историю болезни.

На титульный лист истории болезни выносится диагноз направившего учреждения, диагноз при поступлении (предварительный диагноз). Ставится подпись студента (разборчиво).

Зафиксировать в истории анамнез жизни, в графу перенесенные заболевания включить сопутствующие заболевания, о которых есть сведения в выписке (или амбулаторной карте), нарисовать схему генеалогического дерева, сделать заключение по генеалогическому, аллергологическому, эпидемиологическому анамнезу.

Анамнез болезни начать с подробного описания жалоб больного – начать с существенных (касающихся основного заболевания), дополнить сопутствующими жалобами.

После изучения соответствующей литературы желательно на следующий день пациенту, госпитализированному планово, задать уточняющие вопросы, дополнить анамнез.

Источник