Писать картины для меня это болезнь

Писать картины для меня это болезнь thumbnail

Цитата сообщения Soumi_Rossi_sama

стиль или диагноз? болезни великих художников.

первый этап преподавания прошел хорошо :3 тема ребятам понравилась, все сидели и слушали- что 8е, что 9е классы. (даже шестиклашкам показали мульт из заготовленной программы, и они сидели раскрыв рот ))
тему выбрала неслучайно — в основном она описывает офтальмологические заболевания художников, а наши выпускники, в большинстве своем, выходят все в очках. плюс, я подумала, что это интересно.

Говорила о многих художниках и разных течениях в искусстве, но основной упор был на импрессионизм. «Импрессионизм» — impression — впечатление — возник с легкой руки критика журнала «Le Charivari» Луи Леруа, который озаглавил свой фельетон о Салоне Отверженных «Выставка импрессионистов», взяв за основу название картины «Впечатление. Восходящее солнце» Клода Моне. Изначально термин носил негативных характер, из-за стиля, в котором сами художники писали свои произведения, отличном от академической живописи, принятой в те времена, как единственно правильной. Они не писали картины — они писали впечатление от картин, не художники — только впечатление от художников. Ребята не растерялись и сказали: «Да, мы — импрессионисты!». Так и зародилось течение.
В современном обществе многие офтальмологи (и не только — некоторые художественные критики XIX в. рассматривали новое веяния в изобразительном искусстве исключительное с позиции дефектов зрения авторов картин и брюзжали по поводу прихода в искусство подслеповатых художников) рассматривали работы многих художников с профессиональной себе точки зрения — и к какому выводу они пришли? Многие прародители импрессионизма страдали болезнью глаз. Сезанн, Ренуар никогда не носили очков, а последний имел привычку отходить от картины, чтобы судить о воздействии размытости.
Нельзя сказать, что движение развилось потому, что в эту эпоху во Франции было много близоруких художников. Но нельзя отрицать факта, что близорукость способствовала появлению импрессионизма.

Сезанн. Автопортрет — близорукость

Ренуар. Голубой зонтик — близорукость

Моне. Сад ирисов — катаракта

Дега. Три танцовщицы в репетиционном зале — близорукость

Писсарро. Бульвар Монмартр ночью — закупорка слезных каналов

Матисс. Алжирка — близорукость

Роден. Кентавр — близорукость

Эдгар Дега. Семья Беллиэлли 1859 год

Эдгар Дега. Женщина, сушащая волосы 1905 год

Ренуар.
Примерно в 1880 году Ренуар впервые ломает свою правую руку. Вместо того чтобы расстроиться и горевать по этому поводу, он берёт кисть в левую, и через некоторое время ни у кого не возникает сомнения, что сможет писать шедевры обеими руками.
Ренуар был настолько влюблен в живопись, что не прекращал работать даже в старости, болея разными формами артрита, и рисовал кисточкой привязанной к рукаву. Однажды его близкий друг Матисс спросил: «Огюст, почему вы не оставите живопись, вы же так страдаете?» Ренуар ограничился лишь ответом: «La douleur passe, la beauté reste» (Боль проходит, а красота остаётся).
Девушка.

Клод Моне.
Диагноз «двусторонняя катаракта» известному французскому импрессионисту Клоду Моне поставили в 71 год. При катаракте хрусталик глаза постепенно мутнеет. Со временем человек утрачивает способность видеть холодные тона. По картинам Моне можно проследить, как прогрессировала его болезнь: голубые, синие краски на его полотнах постепенно вытеснялись желтыми и коричневыми. Именно в желто-коричневом цвете видит мир больной катарактой.
Дама в саду Сент-Адресс 1867

Тропа в Живерни 1922

Визуально диагноз Клода Моне демонстрируют две его картины — «Японский мостик» и «Сад Моне в Живерни». Разница между написанием 20 лет. Один и тот же пейзаж вследствие влияния на зрение катаракты изменен до неузнаваемости. В 1899 г. на полотне вырисована каждая деталь, спустя двадцатилетие — на картине в основном желтые и размытые тона.

«Я уже не вижу с той же яркостью цвета, — сетует в своем дневнике художник. — Красный выглядит грязным, розовый — тусклым». Но мастер не сдавался: «Я буду рисовать даже слепым, как Бетховен, который сочинял музыку, будучи абсолютно глухим». Не в силах различить детали, Моне увеличивал формат полотен. При выборе красок он уже полагался исключительно на их названия, которые читал на этикетках тюбиков, а потом запоминал точное расположение тюбиков на палитре. Понимая, что его картины получались слишком темными (прогрессирующая катаракта исключала возможность отличить голубой цвет от черного) многие из своих полотен художник попросту уничтожал.
В 1923 г. после неудачной операции на левом глазу у Клода Моне развилась вторичная катаракта. Чтобы улучшить зрение хотя бы на несколько часов, он принимал специальные лекарства, расширяющие зрачки. Художник жаловался на то, что правым глазом, пораженным болезнью, видит все в желтых тонах, в то время как прооперированным левым воспринимает насыщенный голубой цвет. Он так и писал свои картины, прикрывая то один, то другой глаз. В последних картинах Моне форма исчезает вовсе. Он подходит к границам абстракции: «Сюжет для меня вторичен. То, что я хочу воспроизвести, — это связь между мной и объектом».
Для справки, Анри Матисс однажды испытал очень большой страх, что потеряет зрение. Он даже научился играть на скрипке, чтобы, когда перестанет видеть, зарабатывать себе на жизнь, как уличный музыкант.

Винсент Ван Гог.
Пожалуй, самый печальный случай в истории живописи. За всю свою жизнь Винсент Ван Гог продал только одну картину, да и то — близкому другу. Его не приняли в современном ему обществе. На сегодняшний день, Ван Гог — один из самых дорогих и продаваемых художников мира.
Его картины полны желтого цвета — даже ночные пейзажи и работы, желтый цвет в которых не предусмотрен.
Звездная ночь над Руаной

Если присмотреться к картине, будет видно, что в ней нет черного цвета. Для передачи ощущения ночи, Ван Гог использовал темно-синюю и темно-фиолетовую краску.
Автопортрет

Преобладает желтое освещение (хоть рубашка и белая).
На сегодняшний день существует несколько не противоречащих друг другу теорий, объясняющих, почему Ван Гог видел мир так, а не иначе. Первая, и самая последняя, по времени появления — Ван Гог страдал от эпилептического психоза, весьма редкого заболевания, которому подвержены 3-5% больных эпилепсией. Заболевание сопровождается приступами зрительных и слуховых галлюцинаций, а так же, в большинстве случаев, крайней набожностью человека. Известно, что Ван Гог работал в церкви, от куда его, по истечении времени, выгнали за то, что он был через чур усердным.
Пшеничное поле с кипарисом

Вторая версия — близкий друг Ван Гога, его лечащий врач, давал ему от приступов эпилепсии и головокружения большие дозы дигиталиса — препарата, содержащего экстракт ядовитого растения наперстянки. Наперстянка влияет на цветовосприятие человека.
Третья версия связана с пристрастием Ван Гога к абсенту. Алкалоиды, содержащиеся в этом напитке усиливают эмоциональное восприятие человеком желтого цвета. Художник видел больше оттенков желтого, чем обычный человек. Желтый был для него более объемным и эмоциональным цветом, чем другие. В письме брату, корящему его за злоупотребление абсентом, Ван Гог писал: «Я действительно нуждаюсь в этом, чтобы достигнуть высочайшей желтой ноты».
Подсолнухи

Эль Греко (1541 — 1614)
Настоящее имя Доминикос Теотокопулос. Приехал в Испанию из Греции, в следствие чего получил прозвище «Грек» или Эль Греко, под которым его знает весь мир.
Автопортрет

Его картины трудно спутать с другими. В причудливо вытянутых лицах, телах и строениях на его полотнах одни видят особенности его стиля, другие (в первую очередь врачи-офтальмологи) — признаки астигматизма, болезни глаз, вызывающей деформацию хрусталика. Свет, проходя через хрусталик неравномерно, вызывает визуальные деформации окружающих объектов. Помимо астигматизма, у великого живописца, очевидно, была близорукость (до 10 диоптрий).
Среди знатоков изобразительного искусства бытует мнение, будто моду на стройность и худобу ввел именно Эль Греко. «Вьющиеся» фигуры субтильных женщин с его полотен пришли на смену пышнотелым красавицам его современника Рубенса. Неужели вкусы в обществе на целые века изменил талант художника, обусловленный дефектом зрения?
Христос на кресте

Иоанн Богослов

Портрет рыцаря, положившего руку на грудь

Камилль Писсарро
Введя иную перспективу, художник с 1892 года выполняет ряд видов парижских бульваров — вид сверху из некоторых квартир столицы. Поскольку до этого он был сельским художником, то эти его городские картины и принесли ему славу и успех. Однако Писсаро был вынужден переехать в столицу. Он страдает закупоркой слезных каналов, дакриоциститом, — слезы не удаляются через слезно-носовой канал, вызывая слезоточивость и инфекции. Его слепит свет, он не выносит ветра и пыли, а потому прячется в темных парижских квартирах и пытается лечиться. Но, радикально сменив свой мир, импрессионист находит удивительную территорию для экспериментов, если считать множество картин, выполненных с иной точки зрения.
Урожай

Бульвар Монмартр. После полудня, солнечно.

Почтовый дилижанс в Льювисене

Шарль Мерион.
Единственный достойный пример дальтонизма. Испытывая трудности с красным и зеленым, этот французский художник середины XIX века пытается обойти свой недостаток, напирая на синие и желтые цвета

потом он уходит из живописи, сначала в графику

затем в гравюру

Эдвард Мунк.
Норвежский экспрессионист. Самая известная и дорогая его картина — Крик

В настоящее время на нее, как и на Американскую готику, делается большое количество пародий

Разумеется, он писал и другие картины с другими людьми, похожими на людей.
Мунк был одержим работой и сам об этом говорил так: «Писать для меня — это болезнь и опьянение. Болезнь, от которой я не хочу отделаться, и опьянение, в котором хочу пребывать»
Больной ребенок

В 67 лет у Мунка произошло кровоизлияние в правый глаз. Поскольку художник всегда пишет то, что видит, несколько месяцев он рисовал многоцветные пятна, которые пробегали перед его глазом. Потом, перестает писать что-либо и его жизнь, как художника, заканчивается.
«Я вижу черные пятна, напоминающие летящих ворон… Быть может, периферийные сгустки крови, которые сдвигаются при быстром движении глаза.»
Комната Мунка (в центре птица)

Сальвадор Дали.

Шикарный безумный мужчина с шикарными торчащими усами, работавший в жанрах кубизм, дадаизм и сюрреализм.
В детстве страдал от множественных фобий — например, он очень боялся кузнечиков. Из-за них он с трудом контактировал со сверстниками. В возрасте шести лет он хотел стать кухаркой, восьми — Наполеоном. Еще ребенком, он знал, что отличается от других и считал себя гением. В более взрослом возрасте, он продолжал удивлять публику, и не только своими картинами.
Приехав в Нью-Йорк в 1934 году, в качестве аксессуара он нес в руках батон хлеба длиной 2 метра, а посещая выставку сюрреалистического творчества в Лондоне оделся в костюм водолаза.
Известен случай, когда известный российский композитор, Арен Хачатурян, приехал для встречи с Дали — побеседовать на различные темы, узнать его мысли по тем или иным вопросам. Хачатурян прождал его в приемной два часа, затем на полную громкость заиграл Танец с саблями, в комнату ворвался совершенно голый мужчина с торчащими усами и саблями в каждой руке, протанцевал по всему помещению и выбежал прочь. Вошел дворецкий и сообщил, что аудиенция закончена.

Сальвадор Дали не любил платить по счетам в кафе и ресторанах, в которых ел, но любил туда заходить и угощать своих друзей. Он выписывал хозяину чек, на котором что-нибудь рисовал. Хозяева, зная, что теперь чек стоит гораздо дороже, чем та сумма, на которую поел Дали, крайне редко обналичивали их, больше продавая. Прозвищем Сальвадора Дали было «Avida Dollars», что в переводе означает «страстно любящий доллары», что так же было анаграммой к его имени и фамилии.
Дали часто прибегал ко сну с ключом в руке. Сидя на стуле, он засыпал с зажатым между пальцами тяжёлым ключом. Постепенно хватка ослабевала, ключ падал и ударялся о лежащую на полу тарелку. Возникшие во время дремоты мысли могли быть новыми идеями или решениями сложных проблем. Или, как он писал в своей книге — лучший способ выспаться за время, меньшее, чем секунда, чтобы не тратить времени на сон, а больше уделять внимания работе.
Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната за секунду до пробуждения. (*попробуйте найти здесь пчелу и гранат ))

еще одна работа с прекрасным названием:
Я представляю себя маленькой девочкой, приподнимающей край моря, чтобы посмотреть на спящую собаку

Полотно «Постоянство памяти» («Мягкие часы») Дали написал под впечатлением от Эйнштейновской теории относительности. Идея в голове Сальвадора обрела форму, когда он, одним августовским жарким днем, разглядывал кусок сыра «Камабер».

Под конец жизни, у Дали развивается болезнь Паркинсона. К счастью, умер он не от нее.
Великий художник при жизни завещал похоронить его так, чтобы по могиле могли ходить люди, поэтому его тело замуровали в полу в музее Дали в г. Фигерас. В этой комнате запрещено фотографировать со вспышкой. На дверях дома-музея написано: «Здесь жил, работал, буйствовал и бесился Сальвадор Дали».

В каждую из своих работ, художник вписывал свой портрет или силуэт.
Под конец урока учащимся показан ролик короткометражного мультфильма «Destinо», произведенного совместно Сальвадором Дали и Уолтом Диснеем, в основу которого была положена популярная в то время песня «Судьба». В 46м году два великих художника создали совместный проект. Из-за споров по поводу концепции фильма съемки были остановлены, и все материалы отправлены в архив. Спустя пять десятилетий племянник одного из авторов несостоявшегося фильма Уолта Диснея — Рой Дисней, который является сейчас вице-президентом знаменитой компании, представил на проходящем в Анси фестивале восстановленный фильм по рисункам Дали.

Если остается время, представляю еще один ролик, для возвращения к реальности. Открывающие титры к передаче «The Impressionists. Painting & Revolution», выполненные группой Hold Your Horers

*материал собран из различных источников

Источник

Питер Гюйс «Извлечение камня безумия», XVI в.

ну, понятное дело, врач — это не профессия. В любом случае, это — состояние души, в котором ты пребываешь все время с той или иной степенью вовлеченности. Смотреть на искусство живописи и скульптуры и не видеть медицинской патологии, случайно или намеренно запечатленной — выше сил любого врача.

Больше всего примеров в искусстве сможет привести вам доктор-дерматовенеролог.

Сифилис

Проваленная переносица (седловидный нос), измененная форма лба и глазниц — чаще всего признаки врожденного (полученного внутриутробно) сифилиса.

Рембрандт. Портрет Герарда де Лересса, 1665.

Юноша был из богатой и влиятельной семьи, которая занималась меценатством, сам завоевал славу модного художника, но… увы, сифилис не щадил никого.

Как говорится, не хотелось бы никого обижать, но общеизвестный портрет Павла I тоже, скажем так, наводит на размышления.

На портрете российского императора Павла І работы С. Щукина (XVIII в.) отчетливо виден седловидный нос.

На картине Э. Мунка «Наследственность» запечатлен ребенок с врожденным сифилисом.

На картине 1933 года «Семь смертных грехов» немецкого художника Отто Дикса все и вовсе прозрачно: внимание наблюдателя приковывает изображение проститутки с первичной сифиломой на верхней губе.

Кожные заболевания

Портрет старика с внуком работы Гирландайо (XV в.) — классический случай ринофимы у пожилого мужчины. Ринофима — состояние неизвестной этиологии, которое иногда считают вариантом развития розовых угрей. При нем увеличение всех элементов кожи, особенно сальных желез, развивается на фоне хронического вялотекущего воспалительного процесса.

На картине «Поклонение пастухов» Матиаса Стома (Стомера) (XVII в.) на лбу и волосистой части головы одного из старцев видны неровные бугристые образования желтоватого цвета, которые можно интерпретировать как невус сальных желез Ядассона.

Проказа (лепра) также нашла свое отражение в произведениях живописи.

Прокаженный, который подходит к воротам Иерусалима (средневековая гравюра)

«Страдания Иова» Джованни Баттиста Ланджетти (XVII в.). На картине видны утолщенные ногтевые пластины, отходящие от ногтевого ложа (онихогрифоз), а на коленях, локтях, кистях и стопах – узловатые серо-розовые высыпания. Согласно легендам, Иов страдал проказой.

Эндокринология

Анализ работ швейцарских портретистов XV–XIX веков свидетельствует о непрекращающейся «эпидемии» зоба в тех краях и позволяет установить, что женщины страдали им почти в два раза чаще, чем мужчины. И действительно, в то время в регионе был серьезный дефицит йода.

Вообще, заболевания щитовидной железы отражены в работах многих мастеров, творивших в разное время в разных странах. И вот для примера одна из известных картин П. Рубенса «Портрет Сюзанны Фоурмент» (признаки увеличения щитовидной железы очевидны).

Вероятно, не могла похвастаться хорошим здоровьем и модель, с которой писал свою «Неизвестную» Н. Крамской. Пучеглазость в сочетании с блеском и припухлостью век – признак гипертиреоза. Им же можно объяснить слишком легкую для зимы одежду, ведь болезнь вызывает повышенную потливость.

Онкология

В XV-XVII вв с диагностикой онкологии было очень худо, а точнее, никак. Все, что знали на эту тему древние греки и арабы было успешно утеряно в веках. Лишь в начале XVIII века начались робкие попытки систематизации жалоб и симптомов рака, и этот процесс продолжался в течение столетия.

Однако, отсутствие диагностики не равно отсутствию диагноза, и натурщицы, позировавшие скульпторам и живописцам, вполне себе болели, например, раком молочной железы. И тому, конечно же, остались свидетельства.

Для известной картины Рембрандта «Обнаженная Вирсавия (Батшеба)» (XVII в.) моделью служила домохозяйка-служанка Рембрандта, которая исполняла обязанности и его жены после смерти его первой супруги, небезызвестной Саскии (с ней тоже не все гладко, но об этом далее). На левой груди сидящей женщины отчетливо видны изменения, характерные для опухоли либо послеродового мастита. Известно, что модель умерла через 9 лет после того, как была написана эта картина, «от серьезного истощения», которое, скорее всего, было последствием прогрессировавшего рака молочной железы.

Таким же недугом, возможно, страдала и модель, с которой Микеланджело ваял «Ночь» для усыпальницы семьи Медичи. Левая грудь женщины так деформирована, что многие искусствоведы считали это скульптурным дефектом. И лишь в XX веке стало очевидно, что грудь, вероятно, инфильтрирована раком, что передано в скульптуре очень подробно, вплоть до нездоровой кожи вокруг груди.

Заболевания опорно-двигательной системы

Очень, ну просто очень много произведений, на которых можно увидеть у натурщиков заболевания суставов различного генеза: ревматоидный артрит, туберкулезный артрит, подагра и пр.

На фрагменте триптиха «Жертвователи» Яна Госсарта (XVI в.) и многих картинах Ван Эйка (XV в.) изображены люди с деформированными суставами, поэтому можно сделать вывод, что эпидемия ревматоидного артрита началась значительно раньше, чем принято считать.

Обратите внимание на пальцы «Трех граций» Рубенса — очевидная деформация.

А у персонажа картины «Косолапый мальчик» (XVII в.), которая принадлежит кисти Хусепе де Риберы, очевиден дефект развития. У этого художника немало картин, изображающих калек и людей, страдающих психическими заболеваниями.

Очень интересно внимательно рассмотреть и музу С. БоттичеллиСимонетту Веспуччи, красоту которой воспевала вся Флоренция. Бледность, припухшие веки и деформированные пальцы ног, которые можно увидеть на картине «Рождение Венеры», – признаки туберкулезного артрита в начальной стадии. И действительно, Симонетта умерла в 22 года во время эпидемии туберкулеза.

Туберкулез

Здесь можно как раз упомянуть Саскию, ту самую первую жену Рембрандта. На «Автопортрете с Саскией на коленях» отчетливо виден чахоточный румянец женщины.

На автопортрете Амедео Модильяни отчетливо виден специфический румянец и утончившиеся черты лица. Художник действительно страдал туберкулезом, от которого он и умер.

Продолжение следует во второй части…

Ставьте лайк, подписывайтесь на канал — этим вы способствуете его развитию. Спасибо!

Источник