Понятие о внутренней картине болезни детей

Понятие о внутренней картине болезни детей thumbnail

Заболевший ребенок отличается от здорового. У него меняется настроение, он может стать подавленным, раздражительным, плаксивым, тревожным, беспокойным. Иногда у больного ребенка появляются упорные мысли о тяжести заболевания, его необычности, даже исключительности, невозможности излечения или, наоборот, о его незначительности и несерьезности. В связи с этим отношение к лечению оказывается либо адекватным и даже зависимым, либо пренебрежительным, отвергающим процедуры, манипуляции, медикаменты.

У многих детей изменяется поведение. Они перестают играть, утрачивают непосредственность общения, не получают радости от развлечений. У части детей возникает нежелание вступать в контакт со сверстниками и взрослыми. Как правило, дети тяготятся теми ограничениями, которые накладывает на них болезнь. Нередко они отказываются от выполнения режима, капризничают, допускают шалости и неожиданные поступки.

Такие переживания и изменения поведения являются своеобразной реакцией детской личности на болезнь.

Формирование внутренней картины болезни у детей отличается от взрослых.

Основные составляющие

внутренней картины болезни у детей:

1. Объективные проявления болезни.

2. Особенности эмоционального реагирования личности.

3. Половые особенности.

4. Уровень интеллектуального функционирования.

5. Личный опыт (общежитейский и перенесенных заболеваний).

6. Полученная информация о здоровье, внутренних органах, болезни, ее причинах.

7. Понимание универсальности и необратимости смерти.

8. Отношение родителей и других лиц из окружения к его заболеванию.

9. Влияния врача и медперсонала на заболевшего.

10. Наличие других стрессоров.

Эмоциональное реагирование на болезнь.Ребенок, поступая в клинику, испытывает прежде всего страх. Он боится остаться без мамы, боится новой обстановки, людей, одетых в халаты, боится каждого прикосновения, потому что боится боли. Наиболее часто свой страх дети проявляют через слезы. Разумеется такое эмоциональное состояние не способствует выздоровлению, поэтому следует прежде всего успокоить ребенка. Это возможно возможно только в том случае, если врач искренен в своих словах и терпим к маленькому пациенту.

У детей наиболее часто встречаются следующие типы отношения к болезни:

— тревожно-фобический;

— депрессивно-астенический;

— ипохондрический;

— эгоцентрический;

— анозогнозический.

Особенности половой принадлежности.У мальчиков чаще страдает самооценка в результате болезни, чем у девочек, уровень конфликтности у девочек выше, чем у мальчиков. У девочек чаще происходит вытеснение представления о заболевании. Девочки быстрее адаптируются к изменению условий жизни в результате болезни, хотя чаще чем мальчики испытывают опасение за свое будущее. У девочек переживание болезни носит более объективный характер, чем у мальчиков.

Уровень интеллектуального функционирования.Зависит от возраста ребенка. Для создания представления о болезни, ее причинах требуется анализ воспринимаемых симптомов, необходимо уметь систематизировать и объяснять свои впечатления и переживания. Низкий уровень интеллектуального функционирования младших детей препятствует развитию адекватной внутренней картины болезни, это приводит к примитивному типу реакций на заболевание.

Однако, дети с тяжелыми заболеваниями, лишенные возможности принимать участие в подвижных играх, обычно много читают, размышляют и бывают не по возрасту умны. Они могут быть очень внимательны к разговорам врачей, любой поступающей к ним информации об их заболевании, поэтому в беседе с ними врач должен быть очень осмотрителен и по возможности создавать оптимальные условия для формирования адекватного отношения к болезни.

Жизненный опыт ребенка и внутренняя картина болезни. Имеют значение давность и исход событий в жизни ребенка связанных с его собственными ранними болезнями или болезнями его близких. Чем раньше это было тем меньший след оставили эти события. Тяжелые хронические заболевания близких, как правило, отрицательно сказываются на формировании ВКБ. Всегда оставляют неприятные воспоминания любые хирургические операции, инструментальные обследования и болезненные процедуры.

Знание о здоровье, внутренних органах, болезни, лечении. Без концепции о здоровье очень трудно составить представление о болезни. Дети затрудняются в определении здоровья, хотя знают об ограниченной возможности сохранить здоровье и подверженности людей болезням. Как правило, это осознается к 7 годам. Девочкам свойственен более высокий уровень опасений расстроить здоровье, чем мальчикам, а также он выше у более старших детей.

В 10 лет дети представляют здоровье как состояние противоположное болезни. Все дети и младшие и старшие связывают здоровье с эмоционально комфортным состоянием (хорошо, радостно, бодро, весело).

В сохранении здоровья младшие дети занимают пассивную позицию, полагая, что достаточно выполнять требования взрослых, а старшие понимают необходимость личной активности (соблюдение режима, закаливание, спорт, гигиена).

Для формирования ВКБ имеют значения знания о внутренних органах. Дети полагают, что количество внутренних органов разное у разных людей. В зависимости от возраста меняется значимость органов. Более старшие дети судят о важности разных органов в соответствии с их участием в жизнедеятельности организма, а более младшие – по тому времени, которое требуется для ухода за ними (ноги связаны с необходимостью их мыть). Обнаружена тенденция считать, что органы необязательными, если их больше одного (пальцы, легкие и т.п.).

Также для формирования ВКБ имеют значения знания о причинах болезни. Дети часто рассматривают свои болезни как результат плохого поведения, однако также могут видеть причины в несоблюдении правил гигиены и плохом питании. Старшие дети видят причину в наследственности, конфликтах.

Информация о болезниможет быть получена от родителей, других родственников, сверстников, книг, теле-, радиопередач, школьной программы. Наиболее значимыми являются сведения от родителей. Это имеет особое значение в случае тяжелой болезни ребенка, когда он оторван от других источников информации, а родители, удрученные его болезнью, создают условия для формирования пессимистичной оценки ребенком своей болезни.

Другие взрослые могут существенно влиять на представление о болезни в случае, когда они имеют для ребенка авторитет, или ребенок глубоко к ним привязан (любимый учитель).

Книги, передачи иногда создают неверное представление у детей о причинах болезни в виду неумения детей работать с информацией, правильно ее осмысливать, не владения терминологией.

Понимание детьми смерти, ее универсальности и необратимости. У детей дошкольников понятия смерти как окончательного прекращения жизни не может быть в виду преобладания у них дооперационного мышления. Они говорят о смерти как временном явлении, не признают ее необратимости, понимают как долгий отъезд или сон.

Дети младшего школьного возраста персонифицируют смерть, считают, что она невидима, прячется на кладбище. Нередко могут считать, что смерть наказание за плохие дела, может случиться в любой момент от 7 до 300 лет. Появляется понимание необратимости смерти. В качестве причин смерти называются конкретные действия (ножи, топоры, пистолеты, возраст), а не общие процессы.

Только к 10 годами дети начинают осознавать свою смертность. Для подростков собственная потенциальная кончина становиться очевидной и это вызывают сильную тревогу. Для защиты от нее используется механизм отрицания. Подростки фактически игнорируют смерть, создавая опасные для жизни ситуации (гонки на мотоциклах). Причину смерти видят в изнашивании тела, нарушении работы органов.

Отношение родителей к болезни ребенка.Представления ребенка об окружающем мире зависят от мировоззрения родителей. Поэтому все реакции родителей на заболевание ребенка ложатся в основу внутренней картины болезни. Родители могут испытывать чувство вины, негодование из-за поведения ребенка, приведшего к болезни, отчаяние.

В процессе лечения детей у врача могут возникнуть проблемы контакта с родителями. Существуют разные варианты реагирования родителей на болезнь своего ребенка:

— паническая, истерическая реакция, преувеличение тяжести заболевания;

— безразличное, равнодушное отношение (как правило, это родители, злоупотребляющие алкоголем, наркотиками);

— неадекватная оценка степени тяжести болезни, в результате чего они не выполняют назначений врача или занимаются самостоятельным лечением ребенка.

— тревожно-мнительное отношение проявляется в форме страха за самочувствие ребенка и чрезмерно заботливом воспитании, что приводит к формированию чаще всего ипохондрического типа отношения к болезни.

— излишняя забота о ребенке, удовлетворение всех его капризов приводит к формированию вторичной выгоды от заболевания и эгоцентрическому типу отношения к болезни

Большую роль играют отношения родителей с медперсоналом. При уважительном отношении родителей к врачу, вере в его компетентность, правильность лечения у ребенка появляется надежда на выздоровление, улучшается настроение и общее самочувствие.

Дата добавления: 2017-02-25; просмотров: 2061 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Читайте также:

Рекомендуемый контект:

Поиск на сайте:

© 2015-2020 lektsii.org — Контакты — Последнее добавление

Источник

Доминирующее влияние на формирование внутренней картины болезни оказывает возраст пациента. У детей она формируется в основном на эмоционально-чувственном, а не на логическом уровне. То есть детском возрасте внутренняя картина болезни является неосознаваемой (Свистунова Е.В., 2012).

В раннем детском возрасте полная психологическая внутренняя картина переживания болезни ещё не сформирована, она сводится лишь к двум её элементам: чувственному и эмоциональному. Болезнь воспринимается ребёнком как ограничение его активности. Дети не имеют знаний об опасности заболевания. Страх ребёнка относительно болезни связан только с лечебными процедурами, ребёнок боится врача, уколов. Возникая в этот возрастной период, хроническое заболевание и формирующаяся с ним внутренняя картина этого заболевания оказывают огромное значение на развитие личности ребёнка (Свистунова Е.В., 2010)

Дети старшего дошкольного возраста рассматривают свое заболевание как наказание за плохое поведение. У них ещё нет ясного отношения к себе и к ситуации, для детей не доступно осознание своей болезни, ее тяжести и последствий. Главным для ребёнка является настоящее время, поэтому опасность для жизни существует только в форме ограничений. Психологический средства, с помощью которых ребёнок может совладать с болезнью, ещё не сформированы. У часто болеющих детей среднего и старшего дошкольного возраста преобладает заниженная самооценка и общее неустойчивое эмоционально-ценностное отношение к себе. В этом возрасте начинает активироваться познавательная активность, направленная на преодоление болезни и реализацию жизненно важных потребностей (Ковалевский В.А., Груздева О.В., 2010).

В младшем школьном возрасте внутренняя картина болезни воспринимается ребёнком как мешающий, нежелательный факт, ограничивающий активность и общение. В этом возрасте на её формирование большое значение совместно с родителями начинает оказывать врач (Свистунова Е.В., 2010). В своём исследовании Котова С.А. и Николаева Е.И (2010) выявили, что представления выпускников начальной школы о здоровом и больном человеке являются довольно фрагментарными, поверхностными, стереотипными и конкретными.

Несмотря на понимание школьниками пользы от проводимых лечебных процедур, отношение к больнице остаётся негативным, что искажает внутреннюю картину болезни. По мнению Свистуновой Е.В., оценивая здоровье, дети 9-11 лет больше ориентируются на соматическое благополучие, а подростки 12-14 лет — на социальную активность (Свистунова Е.В., 2012).

Психика ребенка обладает высокой пластичностью и восприимчивостью. Поэтому в детском возрасте наиболее легко протекает процесс «встройки» хронического заболевания в привычный образ жизни ребенка. Адаптация в детском возрасте может считаться наиболее эффективной и устойчивой. Но психологическая адаптация к болезни может быть связана и с ответственностью больного за свою жизнь, то есть происходит принятие болезни на когнитивном и эмоциональном уровнях. В связи с возрастными особенностями дети уступают подросткам в развитии когнитивных способностей (Рахматуллина Э.Н., 2013).

В подростковом возрасте начинает формироваться полная внутренняя картина заболевания. Подростки проявляют довольно результативные стратегии преодоления жизненных стрессов, боли и других соматических симптомов. У них часто формируются защитные механизмы типа «ухода в прошлое», которое оценивается ими как эталон счастья, или «ухода» от болезни в фантазии, устремленности в будущее, болезнь воспринимается как временное явление (Чурина К.И., 2009). Дети начинают осознавать ценность жизни и здоровья, в связи с этим у них усиливается тревожность. В этом возрасте тело становится очень значимым для подростка. Хотя внешне они могут не признавать себя больными, болезнь может восприниматься как остановка жизни (Свистунова Е.В., 2010).

Д.Н. Исаев выделяет основные составляющие внутренней картины болезни у детей:

Уровень интеллектуального функционирования. У маленьких и умственно отсталых детей этот уровень не достаточно развит, что может приводить к анозогнозии или к гипернозогнозии. Этот компонент определяет, насколько ребенок способен правильно интерпретировать возникающие у него болевые симптомы.

Знание о здоровье. Устойчивые представления о вероятности заболевания у детей возникают к 7 годам. Для детей 4-9 лет здоровье — это просто отсутствие болезни, а для старших детей — это «чувствовать себя превосходно».

Знание о внутренних органах. Оно играет большое значение в формировании внутренней картины болезни. Дети младшего возраста судят о важности органов по времени, которое требуется для ухода за ними. В старшем же возрасте значимость органа определяется по его участию в жизнедеятельности организма.

Знание о болезни. Дети до 12 лет в основном не понимают разнообразия причин заболеваний, они считают болезнь наказанием непослушание и плохое поведение.

Знание о смерти. Для формирования адекватной внутренней картины болезни требуется понимать, что смерть — окончательное завершение жизни. Дошкольники не имеют представления о смерти как о прекращении жизни. Для них смерть подобна сну, нередко они считают её обратимой. Дети 5-9 лет приписывают смерти черты живого существа, они одушевляют её. В школьном возрасте ребёнок начинает осознавать, что смерть может наступить в любой момент. Но сталкиваясь с собственным тяжелым заболеванием, они не полностью осознают возможность смерти. Подростки принимают мысль о собственной смерти, и это приводит к повешенной тревожности. Для её снижения, дети подросткового возраста игнорируют смерть, провоцирую опасные ситуации.

Опыт жизни и перенесенных заболеваний. Болезни раннего детского возраста не играют важную роль в переживании текущего заболевания. Тогда как недавние болезни, воспринятые ребёнком как угроза, оказывают на него значительное влияние. Тяжелые заболевания родственников, которые наблюдает ребёнок, также играют отрицательную роль в формировании внутренней картины.

Особенности эмоционального реагирования. Сформированные до, а также развивающиеся в процессе болезни черты личности влияют на преобладание определённых эмоций, мотиваций, интересов, которые в свою очередь определяют внутреннюю картину болезни.

Сопутствующие психотравмирующие обстоятельства. Госпитализация ребенка сопровождается отрывом от родителей, учебных и иных занятий. Реакция ребенка на помещение в больницу зависит от возраста, отношений в семье, продолжительности госпитализации, природы заболевания, посещения родителей и их реакций, процедур, средств, снижающих тревогу.

Отношение родителей к болезни. Отношение родителей к болезни является основой для отношения к своему заболеванию у ребёнка. Родители в связи с заболеванием могут испытывать различные чувства: вину за его развитие, отчаяние из-за отрицательной динамики и плохого прогноза. Могут проявлять безразличное отношение к болезни или даже отрицать её.

Влияние медицинского персонала. Большое значение в формировании внутренней картины болезни играет медицинский персонал. Незнание персоналом закономерностей детских представлений о болезни может сформировать неадекватную внутреннюю картину болезни. Так как любые слова врача могут стать значимыми для ребёнка и повлиять на его отношение к болезни. Доброжелательное отношение врача, понятные объяснения, применение необходимых средств, уменьшающих болезненность процедур, положительно влияют на внутреннюю картину болезни (по Свистуновой Е.В., 2012).

Оценка здоровья самим ребенком имеет несколько аспектов:

1. она отображает особенности восприятия ребенком окружающего мира и самого себя;

2. дает представление об отношении ребёнка к своему здоровью;

3. дает представление об отношении ребёнка к лечению;

4. отражает степень удовлетворения лечением;

5. позволяет понять закономерности возникновения в жизни ребенка характерных психосоматических и социальных проблем, связанных с заболеванием, определить состояние «оптимального здоровья» с точки зрения самого ребенка, его родителей и врача (Валеева Ж.А., Яковлева Л.В., 2010).

Нельзя не согласиться с точкой зрения Валеевой Ж.А. и Яковлевой Л.В (2010) о том, что значительное влияние на функционирование клинической картины заболевая оказывают субъективные переживания ребенка, его отношение к здоровью, болезни и лечению, а также к семье, школе и жизни в целом.

Важным является факт осознания ситуации болезни и включение механизмов преодоления болезни. Установка на преодоление болезни — это категория субъективная, но она в то же время является очень важным объективным фактором здоровья. По мнению Ковалевского В.А., в преодолении болезни для ребенка имеет значение субъективная установка родителей, которая влияет на выработку отношения к болезни и здоровью у детей (Ковалевский В.А., Груздева О.В., 2010). Переживания родителей чаще всего вызывают у больных детей аналогичные чувства, которые ложатся в основу внутренней картины болезни (Чурина К.И., 2009).

В 18-30-летнем возрасте больные не придают своему заболеванию должного значения. Акцент делается на переживаниях связанных с ситуацией, которой обусловлено болезнью, а не на факте заболевания. В этом возрасте острее переживаются болевые ощущения и тяжелее переносится госпитализация. Зрелый возраст (31-59 лет) считается возрастом максимальной активности и продуктивности. Первой половине этого возраста присуще наиболее адекватное отношение к здоровью. Особенно важное значение болезнь оказывает на профессиональную деятельность и интимную жизнь (Свистунова Е.В., 2010).

Тяжелее всего болезни переносятся в пожилом возрасте. В этом возрасте происходит изменения личностных реакций и жизненных стереотипов. Часто у пожилых людей появляется неуверенность, пессимизм, обидчивость. Возникает страх перед смертью, одиночеством, беспомощностью, финансовыми трудностями. Их жизнь фиксируется на воспоминаниях, переживаниях прошлого и их переоценке (Пахомов А.А., 2009). В старческом возрасте физические заболевания гораздо сильнее влияют на психику. Появляются признаки ухудшения психического состояния пожилого человека. Особенно частым признаком ухудшившегося соматического состояния являются ночные делирии и галлюцинирование по ночам (Татрова А.С., 2010).

Таким образом:

Обобщая написанное в первой главе можно сказать, что внутренняя картина болезни — это отражение болезни в переживаниях человека, всё то, что испытывает и переживает больной, вся масса его ощущений, самочувствия, самонаблюдения, его представления о болезни и её причинах. Исходя из определения выделяется большое количество классификация относящихся к внутренней картине болезни человека. Это отношение к заболеванию, реакции на заболевание и на информацию о заболевании, типы отношения к болезни, личностный смысл болезни. В основе классификаций лежат фрустрированные потребности, степень активности личности, взаимодействие между врачом и пациентом, личностные особенности больного, динамика изменения отношения к болезни

Складывается внутренняя картина болезни из 4 основных составляющих:

1. Сенсорный или чувственные включает в себя весь спектр ощущений, связанных с возникновением и течением заболевания, и являющихся результатом болезни.

2. Информационный уровень или интеллектуальный уровень — это объективные знания пациента о своём заболевании, а также собственные рассуждения и его причинах и последствиях.

3. Эмоциональная составляющая — это масса всех эмоций и чувств, которые испытывают пациенты в связи с заболеванием.

4. Мотивационный уровень — содержит в себе стремление пациента к выздоровлению, желание изменять своё поведение и образ жизни для скорейшего выздоровления и соблюдать рекомендации врача.

На формирование внутренней картины болезни влияет длительность заболевания, его характер и развитие, особенности личности и возраст больного. Полная внутренняя картина болезни начинает формироваться в подростковом возрасте. До этого же она носит лишь эмоционально-чувственный, неосознанный характер.

Источник