После тяжелой болезни пушкин приезжал в имение матери

После тяжелой болезни пушкин приезжал в имение матери thumbnail

Да-да, и во времена Пушкина (1799-1837) случился карантин. Виной всему была холера. Два года подряд — осенью 1830 и летом 1831 года — Пушкин жил под знаком эпидемии холеры.

Пушкин, акварель П. Ф. Соколова, по словам фотографа императорского двора С. Л. Левицкого: «это единственный настоящий Пушкин»

Холера — острая кишечная инфекция, вызываемая бактериями вида Vibrio cholerae.

Это сейчас о холере известно многое, от нее имеются вакцины, а во времена Пушкина она была неизвестной и новой болезнью. Как сейчас коронавирус COVID-19. Однако страшнее и чудовищнее.

Эпидемия холеры началась в Индии и охватила все страны, только аномально холодная зима 1823-1824 года смогла остановить ее. Ненадолго. В 1826 году холера достигла восточных границ Российской империи. В 1829 году она уже была в Оренбурге. В сентябре 1830 года докатилась до Москвы.

Правительство пыталось поставить заслон эпидемии. Была создана комиссия по борьбе с новой болезнью во главе с медицинским светилом пушкинского времени Матвеем Яковлевичем Мудровым (умер от холеры в 1831 году). Издавались наставления по борьбе с холерой (кстати, советские рекомендации от холеры были такие же, как и сейчас — чаще мыть руки). Безуспешно. В течение 1830 года была поражена 31 губерния. Из 68 тысяч заболевших умерло более половины.

Медицинская терминология пушкинских времен различала болезни «заразные», или «прилипчивые», которые передавались контактом, и «поветрия», передающиеся по воздуху. О том, как возникает холера, спорили бесконечно.

Прохор Алексеевич Чаруковский (русский терапевт, профессор) перечислил семь «влияний», содействующих происхождению холеры (!). Среди них испуг, страх, огорчение… Вот такие в XIX веке были врачи. Не зная что делать, решили главным способом защиты избрать карантины.

Население Москвы впало в панику. Кто мог, спешил уехать. За 12 дней Москву покинули 60 тысяч человек (!).

Характерная черта крепостной зависимости в России: пропускались лишь люди, едущие в каретах и колясках. То есть богатые. Пеший люд поворачивался обратно.

Не были подготовлены к страшной болезни и врачи. Они путали холеру с чумой. Вот почему Пушкин в своих письмах тоже путает эти болезни. Врачи даже спорили о заразительности болезни, что для сегодняшних дней удивительно.

Знаете ли, что даже медики не скоро поймут холеру. Тут все лекарство один courage, courage* и больше ничего.

По воспоминаниям современников Пушкина

* Бодрость духа

В 1830 году Пушкин повторно сватается к Наталье Гончаровой и наконец-таки получает согласие от будущей тещи. Отец дарит ему к свадьбе небольшую деревеньку Кистенево. Крестьяне тут жили в большой нужде, 1/4 домов были покрыты тесом и топились по-белому, остальные подслеповатые курные избенки, крытые соломой. Весной жители уходили на Волгу в бурлаки, в Оренбургские степи гуртовщиками и в Самарскую губернию — жать пшеницу.

А.К. Саврасов Пейзаж с избушкой. Примерно такие покосившиеся избы, крытые соломой, и были в деревеньке Кистенево

Поэт едет в Нижегородскую область, чтобы вступить во владение. Однако последняя встреча с матерью невесты была безобразна, Пушкин расстроен и находится в подавленных чувствах. Что ему холера? Он решает не быть малодушным и продолжить путь.

Едва успел я приехать, как узнаю, что около меня оцепляются деревни, учреждаются карантины. Народ ропщет, мятежи вспыхивают то там, то здесь нелепые. Я занялся моими делами, перечитывая Кольриджа, сочиняя сказочки и не ездя по соседям.

Вот так холерный карантин задержал поэта.., но не сломил его дух. Вскоре после приезда он написал стихотворения «Бесы» и «Элегия». А 13 сентября сочинил «Сказку о попе и о работнике его Балде».

…приехал я в деревню и отдыхаю. Около меня холера морбус. … Знаешь ли, что это за зверь? того и гляди, что забежит в Болдино, да всех нас перекусает! … Ах, мой милый! что за прелесть здешняя деревня! вообрази: степь да степь; соседей ни души, езди верхом, сколько душе угодно, пиши дома, сколько вздумается, никто не помешает.

Из письма Пушкина Плетнёву

По воспоминаниям болдинских старожилов, курчавый барин каждый день ездил верхом, записывал, какие леса, какие травы растут и каждый день принимал ванну — ему готовили кадушку с горячей водой.

В конце сентября Пушкин очевидно понимает опасность болезни, да и в карантине он сам боится зачахнуть. Он решает попытаться уехать из Болдина.

Мне объявили, что устроено 5 карантинов отсюда до Москвы, и в каждом мне придется провести четырнадцать дней; сосчитайте хорошенько и притом представьте себе, в каком я должен быть сквернейшем настроении! К довершению благополучия, начался дождь, с чем, конечно, чтобы не перестать до самого санного пути… Будь проклят тот час, когда я решился оставить вас… Я бешусь. … и эта чума, с ее карантинами, — разве это не самая дрянная шутка, какую судьба могла придумать?

А. С. Пушкин своей будущей жене Н. Н. Гончаровой, 30 сентября 1830, Болдино

На самом деле до Москвы было устроено не 5, а 14 карантинов (!)

Все неудачно. Пушкину пришлось возвратиться в Болдино и даже стать надзирателем участка. Он просвещал крестьян, даже проводил проповеди.

И лишь в конце ноября Пушкин выезжает из Болдино.

Вот до чего мы дожили что рады, когда нас на две недели посадят под арест в грязной избе к ткачу, на хлеб и воду.

Пушкин в карантине в Платаве

С 6 декабря оцепление Москвы сняли, и Пушкин помчался в Москву.

Что написал Александр Сергеевич за три месяца «болдинского сидения»:

  • Около 30 стихотворений, среди них «Бесы», «Заклинание», «Элегия», «Моя родословная»
  • «Сказку о попе и о работнике его Балде»
  • «Повести Белкина»: «Метель», «Барышня-крестьянка», «Станционный смотритель», «Выстрел», «Гробовщик»
  • две главы «Евгения Онегина»
  • «Маленькие трагедии»: «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Пир во время чумы»
  • «Домик в Коломне»

Что думал Пушкин о холере

  • Считал родиной болезни Индию.
  • Думал, что она «не прилипчива», поскольку «находится в воздухе».
  • Верил, что холера может возникнуть от простуды.
  • Считал, что бодрость духа и душевное спокойствие способны побороть холеру. «Купаться в хлоровой воде, пить мяту и не предаваться унынию», — вот что советовал Пушкин.
  • Резко критиковал правительственные меры, направленные против холеры. Особенно карантины. Считал, что карантины приносят большой хозяйственный ущерб. Карантины парализовывали жизнь страны и вызывали общее недовольство. Оно усугублялось тем, что лица, путешествующие в собственных экипажах, пропускались, тогда как люди победнее задерживались. Пушкин знал, что за серебряный рубль можно было избежать задержки в карантине.

В прошлом году карантины остановили всю промышленность, заградили путь обозам, привели в нищету подрядчиков и извозчиков, прекратили доходы крестьян и помещиков и чуть ли не взбунтовали 16 губерний.

Дневниковая запись Пушкина о беспорядках (26 июля 1831 года)

Автопортрет, Пушкин на карантине (1829 год, Гумранский карантин)

Источник

Михайловское…

С имением своей матери сельцом Михайловским в Псковской губернии Александр Сергеевич Пушкин был связан на протяжении всей своей зрелой жизни — с 1817 по 1836 гг.

…В разны годы

Под вашу сень, Михайловские рощи,

Являлся я; когда вы в первый раз

Увидели меня, тогда я был

Веселым юношей, беспечно, жадно

Я приступал лишь только к жизни; годы

Промчалися, и вы во мне прияли

Усталого пришельца.

В Михайловском создано около ста произведений поэта: трагедия «Борис Годунов», центральные главы романа «Евгений Онегин», поэма «Граф Нулин», окончена поэма «Цыганы», задуманы «маленькие трагедии», написаны такие стихотворения, как «Деревня», «Пророк», «Я помню чудное мгновенье», «Вновь я посетил» и многие другие.

При жизни поэта владелицей с. Михайловского была его мать. Однако устраивалось имение еще в XVIII веке его дедом О. А. Ганнибалом. Приехав сюда из Петербурга впервые на лето в 1817 г., юный поэт был очарован «сельской жизнью, русской баней, клубникой и проч.». «Запущенный сад» с. Михайловского, зеленые дубравы, «беспечный мир полей» и вспоминание о милых обитателях соседнего имения Тригорское — увозит поэт в душе своей, покидая эти места.

Спустя два года, он вновь провел здесь лето, отдыхая после тяжелой болезни. В этот приезд 1819 г. были написаны стихотворения «Деревня» и «Домовому»:

Поместья мирного незримый покровитель,

Тебя молю, мой добрый домовой,

Храни селенье, лес и дикий садик мой

И скромную семьи моей обитель…

Самое продолжительное время пребывания Пушкина в Михайловском — годы ссылки: с августа 1824 по сентябрь 1826 г. По распоряжению высочайших властей, будучи замечен в интересе к атеизму, неугодный одесскому начальству, он был исключен со службы у графа Воронцова и сослан в имение своей матери под надзор духовенства и местных властей.

«Бешенство скуки пожирает мое глупое существование», — пишет он, приехав в Михайловское. Дважды пытался бежать из ссылки, хлопотал о перемене с. Михайловского даже на любую из крепостей.

  • Василий Андреевич Жуковский

Друзья стараются успокоить его. «На все, что с тобою случилось и что ты сам на себя навлек, у меня один ответ: поэзия, — писал В. А. Жуковский из Петербурга. — Ты имеешь не дарование, а гений. Ты богач, у тебя есть неотъемлемое средство быть выше незаслуженного несчастия, и обратить в добро заслуженное; ты более, нежели кто-нибудь можешь и обязан иметь нравственное достоинство».

Тем временем Пушкин и сам заметил: «Я нахожусь в наилучшем положении, чтобы окончить мой поэтический роман» («Евгений Онегин»). Уединение в глуши псковской деревни способствовало интенсивному творчеству. Через 10 лет, вспомнив об этом, Пушкин сказал:

Здесь меня таинственным щитом

Святое провиденье осенило,

Поэзия, как Ангел-утешитель, спасла меня

И я воскрес душой.

  • Святогорский монастырь и могила Пушкина

«Особенно ценно было для Пушкина постоянное соприкосновение с Святогорским монастырем как хранителем заветов старого русского благочестия, духовно питавшим множество людей, черпавших от него не только живую воду веры, но и духовную культуру вообще. Наблюдая воочию эту тесную нравственную связь народа с монастырем и углубляясь в изучение истории Карамзина и летописей, где развертывались перед ним картины древней аскетической Святой Руси, Пушкин со свойственной ему добросовестностью не мог не оценить неизмеримого нравственного влияния, какое оказывала на наш народ и государство наша Церковь, бывшая их вековой воспитательницей и строительницей.

На почве расширенного духовного опыта поэта и углубленных исторических познаний родился весь несравненный по красоте духовный и бытовой колорит драмы «Борис Годунов», которую сам автор считал наиболее зрелым плодом его гения (хотя ему было в то время только 25 лет), и особенно «смиренный и величавый» образ Пимена, которого не могут затмить другие действующие лица драмы» (Митрополит Анастасий (Грибановский). Пушкин в его отношении к религии и Православной Церкви.// А.С. Пушкин: Путь к православию. — М.: Отчий дом, 1996. — С. 80)

Благодаря переписке с петербургскими и московскими друзьями, Пушкин и в ссылке ведет деятельную жизнь: хлопочет об издании своих сочинений, делится новыми замыслами, пишет критические статьи и находится в курсе живого литературного процесса.

Краткие встречи с лицейскими друзьями И. И. Пущиным, А. А. Дельвигом и А. М. Горчаковым, новое знакомство с Анной Керн, гостившей в соседнем селе Тригорском, — скрасили изгнанничество поэта.

«Знаешь ли мои занятия? — писал он брату Льву, — до обеда пишу мои записки, обедаю поздно, после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки — и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания».

Настоящей поэмой была для Пушкина каждая сказка его доброй и самобытно талантливой няни Арины Родионовны. «Он все с ней, коли дома», — вспоминали дворовые люди с. Михайловского. Ее сказки Пушкин использовал впоследствии как сюжеты собственных сказок в стихах.

Тяжело пережил ссыльный Пушкин известие о событии в Петербурге 14 декабря 1825 г. — восстание против царя, в котором участвовали друзья поэта, расплатившиеся за это кто жизнью, кто — каторгой.

  • Алексей Николаевич Вульф
  • Тригорское

Почти все свободное от поэтических трудов время он проводил в Тригорском, где «находил и строгий ум, и расцветающую молодость, и резвость детского возраста».

«Роман «Евгений Онегин» «почти весь был написан в моих глазах, — вспоминал тригорский приятель поэта Алексей Вульф. — Так я, студент Дерптский, явился в виде геттингенского под названием Ленского. Сестрицы мои суть образцы его деревенских барышень, и чуть ли не Татьяна одна их них».

Общение с тригорскими друзьями, наблюдения за жизнью других окрестных помещиков давали поэту «краски и материалы для вымыслов, столь натуральных, верных и согласных с прозою и с поэзиею сельской жизни России» (А. И. Тургенев).

Впечатления русской природы, обаяние древней псковской земли с ее «благородными курганами» и городищами, общение с крестьянами, с крепостной крестьянкой нянею — «все волновало нежный ум» Пушкина, способствовало постижению души русского народа.

  • Вяземский Петр Андреевич

Талант Пушкина окреп и освоеобразился в годы ссылки. Познакомившись с трагедией «Борис Годунов», П. А. Вяземский писал: «…ум Пушкина развернулся не на шутку, мысли его созрели, душа прояснилась, он в этом творении вознесся до высоты, которой еще не достигал».

В сентябре 1826 г. окончилась ссылка Пушкина, но уже через месяц он возвратился «вольным в покинутую тюрьму» и провел в Михайловском около месяца.

В 1827 г. вновь приезжал Пушкин туда из Петербурга отдохнуть от рассеянной жизни и чтобы писать на свободе. Его навестил Алексей Вульф из Тригорского: «По шаткому крыльцу взошел я в ветхую хижину первенствующего поэта русского. В молдаванской красной шапочке и халате увидел я его за рабочим столом. … Он показал мне только что написанные первые две главы романа в прозе, где главное лицо представляет его прадед Ганнибал». Пушкин начал писать первое свое произведение в прозе — роман «Арап Петра Великого».

Именно в Михайловском углубились и оформились исторические интересы Пушкина. От художественного изображения русского общества в царствование Петра I в романе «Арап Петра Великого» Пушкин в конце жизни обратился к эпохе Петра Великого уже как историограф: смерть прервала его работу над «Историей Петра Великого». В этом труде Пушкин также упоминает своего прадеда Абрама Петровича Ганнибала.

  • Петровское

Родовое имение А. П. Ганнибала сельцо Петровское расположено вблизи с. Михайловского, на противоположной стороне озера. Пушкин бывал в гостях у своих родственников, слышал «про стародавних бар рассказы» от старых слуг Ганнибала.

Впервые в жизни постоянное пребывание на отчинной земле вблизи ганнибаловского родового гнезда дало Пушкину возможность явственно почувствовать тени прошлого и вдохновляло его на творчество в стихах и в прозе.

  • Савкина горка

Поэт настолько сроднился с этими местами, что будучи уже женатым, хлопотал о приобретении кусочка земли в Савкине, вблизи Михайловского и Тригорского. Но неудачно.

Именно в Михайловском в первый и последний раз в своей жизни Пушкин со всей открытостью признался: «Je sens que mon ame s’ est tout-a-fait developpee, je puis creer». (Чувствую, что духовные силы мои достигли полного развития, я могу творить).

Это — творческая мощь во всей ее полноте, вопреки положению ссыльного и поднадзорного. Духовное перерождение, испытанное Пушкиным в Михайловском, обогатившее его как человека и как художника-творца, дало импульс всему творчеству в дальнейшем. Неслучайно Михайловское называли и называют поэтической родиной Пушкина. «Опять на родине» — так озаглавил В. А. Жуковский при публикации стихотворения Пушкина «…Вновь я посетил…», написанное им во время пребывания в Михайловском осенью 1835 г.

В последний раз поэт приехал сюда в апреле 1836 г. на несколько дней по печальным обстоятельствам: хоронил в Святогорском монастыре умершую в Петербурге мать Надежду Осиповну Пушкину.

Через несколько месяцев 6 февраля 1837 г. друзья хоронили рядом с матерью тело погибшего на дуэли Пушкина.

Смерть и похороны Пушкина стали началом величайшей посмертной славы русского гения.

Живу, пишу не для похвал

Но я бы, кажется, желал

Печальный жребий мой прославить,

Чтоб обо мне, как верный друг,

Напомнил хоть единый звук …

Все напоминает ныне в Михайловском о Пушкине: природа, воспетая его стихами, и сами стихи, звучащие в благодарной памяти людей.

Места, которым знакомо пушкинское вдохновенье, с 1922 г. являются заповедником «Михайловское», овеяны народной любовью и вызывают интерес не только у русских любителей поэзии, но и во всем мире.

Источник

Прадед Пушкина, Абрам (Ибрагим) Петрович Ганнибал, крестник царя Петра и, выражаясь сегодняшним толерантным и политкорректным языком, афророссиянин был женат дважды. Первая жена, красавица-гречанка Евдокия Диопер, была слаба на передок и изменяла арапу направо и налево. Ганнибал «засадил её под караул и бил смертным боем» и решил развестись. Но Синод не одобрял разводы по таким «пустякам», как измена, и даже отпустил гречанку Евдокию на поруку. Тяжбы длились почти десять лет, и за это время Ганнибал сошелся с плодовитой прибалтийской немкой Христиной-Региной фон Шенберг, родившей ему аж 11 детей. Правда, до зрелых лет дожили лишь четверо – две дочери и два сына. Старший Иван пошел по стопам отца – герой Чесмы и Наварина, строитель Херсона, генерал-аншеф. Второй же сын Осип прославился гораздо больше — стал дедом великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина.

По-видимому, Осипу передалась африканская любвеобильность отца. В 1773 году он женился на Марии Алексеевне Пушкиной. К тому времени Осип из-за своей расточительности уже наделал много долгов, поэтому супругам пришлось продать ярославское имение, являвшееся приданым невесты. В 1775 году у них родилась дочь Надежда. А вскоре Осип снова влюбился – в богачку Устинью Ермолаевну Толстую. Он пошел на откровенное мошенничество и подлог – венчался, предоставив будущей супруге и священнику поддельное подтверждение смерти своей первой жены.

Такой откровенной и наглой лжи в обществе потерпеть не могли. Вторая жена, оскорбленная ложью и униженная обществом, с ним рассталась, первый брак был также расторгнут церковью и гражданским судом, а Мария Алексеевна Ганнибал (урождённая Пушкина) получила по суду имение Кобрино.

Мария Алексеевна Ганнибал, урожденная Пушкина, бабушка поэта

Вообще, надо отметить, что разводы были запрещены церковью, и, чтобы получить его, нужно было доказать факт измены второй половины. Разведённые супруги становились притчей во языцех, перед ними закрывались все двери Петербурга и Москвы. Поэтому большинство семей, даже если жили в нелюбви, предпочитали молча терпеть, утешаясь на стороне. Тайные связи, конечно, не поощрялись, о них сплетничали втихомолку, но на общий суд их не выносили.

Но проступок Осипа Ганнибала сильно выходил за рамки общественного мнения. О таком молчать было нельзя. Марье Алексеевне сочувствовали, её жалели. Но она, уединившись в Кобрине, всю свою нерастраченную любовь отдавала дочери.

Надежда Осиповна, обладавшая яркой внешностью, была хорошо образована, начитана, остроумна, её манеры были исключительны, а беседы с ней пленили не одно мужское сердце. Она была весёлой, жизнерадостной, имела большой круг знакомых, свободно чувствовала себя в светском обществе. Окружающие восхищались её красотой, называли прекрасной креолкой, подчёркивая необычное происхождение девушки. Она считалась одной из самых завидных невест Петербурга, и многие богатые и знаменитые мужчины пытались добиться её руки. А она предпочла скромного поручика артиллерии Сергея Львовича Пушкина.

Этот брак в обществе считали мезальянсом. Она – внучка самого Абрама Петровича Ганнибала, сына эфиопского князя, генерала-аншефа, помощника и любимчика Петра Великого и потомок, хоть и дворянского, хоть и славного, но обедневшего рода. Тем более, поскольку её отец Осип Абрамович Ганнибал был женат на Пушкиной Марии Алексеевне, то Надежда Осиповна приходилась Сергею Львовичу Пушкину внучатой племянницей. Впрочем, браки между дальними родственниками во все времена считались обычным делом. Обвенчались они в ноябре 1796 года. Союз оказался прочным, хотя и не безупречным. За всё время супружества в семье родилось восемь детей – дочь Ольга, сыновья Александр и Лев, а остальные дети (Николай, Софья, Павел, Михаил и Платон) умерли или в младенчестве, или в очень раннем возрасте.

Сергей Львович Пушкин, отец поэта

Глава семейства хоть и был умным человеком, особыми талантами не обладал, не отличался деловой и хозяйственной сметкой. В литературе знал толк, но его занятия сочинительством были несерьёзными и не блистали талантом. Сергей Львович не любил хозяйничать, заниматься семейными проблемами или воспитанием детей. Много времени он проводил вне дома: встречался с друзьями, гулял по бульварам и аллеям парков, посещал театры и светские салоны, играл и проигрывал. Временами, когда семья жила в Михайловском, его вдруг со скуки обуревала жажда деятельности. Он звал приказчика и велел ему что-то перестроить, достроить, благоустроить. Приказчик обещал всё исполнить, как велено. Но оба вскоре забывали о благонамеренных планах. Безденежье раздражало главу семейства, но отказывать себе в удовольствии вести светскую жизнь он не хотел и не мог.

Надежда Осиповна, мать А.С. Пушкина, вынуждена была стать и домоправительницей, и гувернанткой в своей семье. Она вела хозяйство, воспитывала детей. У «прекрасной креолки» с возрастом ушла красота, частые роды подпортили чудные некогда формы. Чтобы не бросалась в глаза крайняя ограниченность средств существования, она часто перешивала свои платья, чтобы они выглядели новыми, перекраивала детские костюмчики, сама занималась с детьми, когда не было денег на учителей. Благодаря матери будущий поэт в совершенстве знал французский язык уже в детстве, за что в Лицее получил прозвище Француз. Из троих оставшихся в живых детей Надежда Осиповна больше всех любила Льва, Лёвушку – доброго, ласкового, послушного увальня. А вот с будущим поэтом у матери отношения не складывались. Резкая и взбалмошная Надежда Осиповна не понимала ни разумом, ни душой Александра. Матери казалось, что он всё делает не так, и за это его наказывала. Наказания были обидными (например, связанные на целый день за спиной руки) и сильно задевали детское самолюбие будущего великого поэта.

Надежда Осиповна Пушкина в конце 20 -годов XIX века

Александр страдал из-за отношения матери. Теплый прием и утешение мальчик всегда находил только у бабушки Марии Алексеевны и у няни Арины Родионовны. Такое отношение матери к Александру продолжалось почти на протяжении всей его жизни. Стихов, посвящённых матери, у Александра Пушкина не было. Когда талант гениального сына стал пробиваться наружу, когда о нем заговорили, родители отчасти поменяли отношение к нему. Конечно же, гордились, читали с упоением, но… так и не проявляли особой теплоты.
«Давеча мать зазывала в Москве в гости, обещая печёную картошку. А что еще она может?.. – лицо Александра Сергеевича скривилось гримасой то ли от злости, то ли от презрения. – А отец в надзиратели метил, когда я в Михайловском был в ссылке! – с горечью добавил он».

Знаковым событием во взаимоотношениях с матерью стала ссылка Александра в Михайловское. Скорее всего, именно тогда Надежда Осиповна, тоскуя о сыне, осознала, как многое уже упущено в их отношениях. Это еще не была тесная дружба и взаимопонимание, но отношения между Пушкиным и его матерью значительно потеплели. Надежда Осиповна старалась «наверстать» упущенное, окружить сына вниманием и любовью.

Особенно тесно поэт сблизился с матерью во время ее болезни. По свидетельствам близкой приятельницы поэта Е.Н. Вревской, Пушкин неустанными заботами о ней заставил её «сожалеть о несправедливом отношении к сыну», а после кончины матери он жаловался на судьбу за то, что так «недолго пользовался нежностью материнской».

Когда в 1836 году она умерла, Александр был единственным из детей, кто шёл за ее гробом. Он похоронил её в Святогорском монастыре и заплатил в монастырскую казну 10 рублей серебром – за место для себя…

Словно предчувствовал, что через год это место ему понадобится.

А. Н. Вульф, близкий друг поэта сказал, что Пушкин и его мать «лежат теперь под одним камнем, гораздо ближе друг к другу, чем были при жизни».

Сергей Львович Пушкин пережил и жену, и сына. Он скончался в 1848 году в возрасте 77 лет.

Источник