Проективная методика я и моя болезнь

Проективная методика я и моя болезнь thumbnail

Использование проективных психологических методов создает оптимальные условия для целостного подхода в исследовании личности невротика с ориентацией на глубинно-рефлексивное понимание психики, оценки уровня эмоционально-личностной дезинтеграции, мотивационных искажений и защитных механизмов «Я», определения сути психологического конфликта и особенностей копинга. Проективный подход рассматривается как наиболее чувствительный в исследовании неосознанных аспектов поведения (Линдсей Г.) и аспектов личности (Анастази А.), используется в клинической психологии при исследования сложных для объективизации аспектов (Бурлачук Л.).

Нами разработана и апробирована в исследовании 131 больного с невротическими расстройствами экспрессивная проективная методика «Аутопластический рисунок болезни» (АМХ). Методика направлена на исследование внутренней картины болезни, копинга и особенностей личности больных с невротическими расстройствами. Для проведения методики необходимо: простой карандаш и три листа белой бумаги (формат А5). Методика проводится в три этапа, на каждом из которых больному предлагают исполнить рисунок на определенную тему: І. «Моя болезнь»; ІІ. «Я и моя болезнь»; ІІІ. «Что надо сделать, чтобы победить болезнь».

В основе аналитической схемы АМХ — композиция, технико-графические характеристики рисунка и интерпретация автора. Методика проективного рисунка выступает также «волшебной палочкой»: символизм рисунка, создавая чувство защищенности, обеспечивает возможность обговаривать проблемы в аллегорической форме, что нивелирует тревогу и напряжение, особенно характерное для начала работы с больным неврозом. Беседа-интерпретация рисунка позволяет получить разнообразную информацию о личности исследуемого, уточнения в процессе проведения методики, невынужденно содействуют раскрытию клиентом своих тайных, а иногда, и неосознанных переживаний.

На рисунке ІІ. учитывается соотношение размеров изображений «Я» и «болезнь», их расположение и выразительность. Рисунок ІІ. позволяет оценить наличие тревоги, напряжения, собственно отношение к наличию заболевания, потребность в зависимости, импульсивность, наличие или отсутствие чувства безопасности.

Тему ІІІ. «Как победить болезнь» предлагали изобразить в форме отдельного рисунка или внести определенные коррективы (дорисовывать, стирать) в рисунки І. и ІІ. Учитывали: на изменение чего — «болезни» или «Я» — в большей степени направлена активность, а также интерпретацию целесообразности именно таких изменений.

Учитывается также готовность и желание больного исполнять задание, темп рисования, спонтанность рисунка и эмоциональное сопровождение (вербальные и невербальные реакции).

Полученные рисунки были условно разделены на четыре типа: «Ситуация», «Образ», «В себе» и «Фигура». Выявлены характерные определенные психологические особенности для исполнителей каждого типа рисунка и зависимость типа рисунка от формы невротических расстройств (Галецкая И.).

Несмотря на очевидную и безусловную сложность, да и невозможность стандартизации результатов психорисуночных исследований, АМХ имеет широкие возможности практического применения с диагностической и психотерапевтической целью. Символ демонстрирует наличие осознанного и неосознанного отношения к болезни, особенности механизмов психологической защити, копинга и конфликтности «Я». Иррациональная дезадаптивность, лежащая в основе невроза, как правило, не слышит рациональных объяснений и убеждений.

Галецкая И.И.

Также читайте:

Источник

Проективная методика я и моя болезнь

Использование проективных психологических методов создает оптимальные условия для целостного подхода в исследовании личности невротика с ориентацией на глубинно-рефлексивное понимание психики, оценки уровня эмоционально-личностной дезинтеграции, мотивационных искажений и защитных механизмов «Я», определения сути психологического конфликта и особенностей копинга. Проективный подход рассматривается как наиболее чувствительный в исследовании неосо-знанных аспектов поведения (Линдсей Г.) и аспектов личности (Анастази А.), используется в клинической психологии при исследования сложных для объективизации аспектов (Бурлачук Л.).

Нами разработана и апробирована в исследовании 131 больного с невротическими расстройствами экспрессивная проективная методика «Аутопластический рисунок болезни» (АМХ). Методика направлена на исследование внутренней картины болезни, копинга и особенностей личности больных с невротическими расстройствами. Для проведения методики необходимо: простой карандаш и три листа белой бумаги (формат А5). Методика проводится в три этапа, на каждом из которых больному предлагают исполнить рисунок на определенную тему: І. «Моя болезнь»; ІІ. «Я и моя болезнь»; ІІІ. «Что надо сделать, чтобы победить болезнь».

В основе аналитической схемы АМХ — композиция, технико-графические характеристики рисунка и интерпретация автора. Методика проективного рисунка выступает также «волшебной палочкой»: символизм рисунка, создавая чувство защищенности, обеспечивает возможность обговаривать проблемы в аллегорической форме, что нивелирует тревогу и напряжение, особенно характерное для начала работы с больным неврозом. Беседа-интерпретация рисунка позволяет получить разнообразную информацию о личности исследуемого, уточнения в процессе проведения методики, невынужденно содействуют раскрытию клиентом своих тайных, а иногда, и неосознанных переживаний.

На рисунке ІІ.

учитывается соотношение размеров изображений «Я» и «болезнь», их расположение и выразительность. Рисунок ІІ. позволяет оценить наличие тревоги, напряжения, собственно отношение к наличию заболевания, потребность в зависимости, импульсивность, наличие или отсутствие чувства безопасности.

Тему ІІІ. «Как победить болезнь» предлагали изобразить в форме отдельного рисунка или внести определенные коррективы (дорисовывать, стирать) в рисунки І. и ІІ. Учитывали: на изменение чего — «болезни» или «Я» — в большей степени направлена активность, а также интерпретацию целесообразности именно таких изменений.

Учитывается также готовность и желание больного исполнять задание, темп рисования, спонтанность рисунка и эмоциональное сопровождение (вербальные и невербальные реакции).

Полученные рисунки были условно разделены на четыре типа: «Ситуация», «Образ», «В себе» и «Фигура». Выявлены характерные определенные психологические особенности для исполнителей каждого типа рисунка и зависимость типа рисунка от формы невротиче-ских расстройств (Галецкая И.).

Несмотря на очевидную и безусловную сложность, да и невозможность стандартизации результатов психорисуночных исследований, АМХ имеет широкие возможности практического применения с диагностической и психотерапевтической целью. Символ демонстрирует наличие осознанного и неосознанного отношения к болезни, особенности механизмов психологической защити, копинга и конфликтности «Я». Иррациональная дезадаптивность, лежащая в основе невроза, как правило, не слышит рациональных объяснений и убеждений.

Источник

Организация и методика исследования

Исследование проводилось на базе эндокринологического отделения детской городской клинической больницы №1, и средней общеобразовательной школы №92 города Новосибирска с подростками 13 — 15 лет. Экспериментальная и контрольная группы состояли из 30 человек, из которых 12 мальчиков и 18 девочек.

Для проверки гипотезы были проведены следующие методики: ЛОБИ, проективная методика «Рисунок болезни», «Индивидуально-типологический детский опросник» Собчик Л.Н., опросник на выявление уровня тревожности Спилбергера-Ханина и шкала депрессии Бека.

Для оценки типов психического реагирования на соматическое заболевания использовался личностный опросник бехтеревского института (ЛОБИ).

Он разработан сотрудниками Института им. В.М. Бехтерева (г. Санкт-Петербург) при участии психологов и психиатров научных и лечебных учреждений СССР И.Г. Беспалько, Л.И. Вассермана, И.Н. Гильяшевой, Н.Я. Иванова, Б.В. Иовлева, Э.Б. Карповой, Т.М. Мишиной, Т.Л. Федоровой под редакцией А.Е. Личко. Опросник опубликован в 1983 г. Область применения — клиническая психология.

Опросник состоит из двенадцати разделов:

1. Самочувствие;

2. Настроение;

3. Сон и пробуждение ото сна;

4. Аппетит и отношение к еде;

5. Отношение к болезни;

6. Отношение к лечению;

7. Отношение к врачам и медперсоналу;

8. Отношение к родным и близким;

9. Отношение к работе (учебе);

10. Отношение к окружающим;

11. Отношение к будущему;

12. Отношение к одиночеству.

В каждом из них представлено по несколько утверждений, испытуемому предлагается выбрать из каждого раздела не более 3-х вариантов, которые отражают его мнение, либо ответ №0, если ничего не подходит.

В основе разработки ЛОБИ была взята типология, предложенная Личко А.Е. и Ивановым И.Я. в 1980 году, состоящая из 13 типов отношений.

1. Гармоничный;

2. Тревожный;

3. Ипохондрический;

4. Меланхолический;

5. Апатический;

6. Неврастенический;

7. Обсессивно-фобический;

8. Сенситивный;

9. Эгоцентрический;

10. Эйфорический;

11. Анозогнозический;

12. Эргопатический;

13. Паранойяльный.

Диагностируются только типы отношения к болезни, которые достигают или превышают минимальное диагностическое число. Минимальные диагностические числа для каждого из типов разные. Если минимальное диагностическое чисто достигнуто или превышено у нескольких типов, диагностируется смешанный тип. Гармоничный тип диагностируется только, если не выявлен никакой другой. В сочетаниях с другими типами отношения к болезни гармоничный тип не диагностируется.

Проективная методика «Рисунок болезни» проводилась для определения сформированности у подростков внутреннего образа заболевания. Подросткам давался простой карандаш средней мягкости, цветные карандаши и стандартный чистый лист бумаги формата А4. Предлагалось: «Нарисовать болезнь». После завершения рисования, задавались уточняющие вопросы: «Что ты нарисовал?», «Как это связано с болезнью» и т.д.

Для определения эмоциональной стороны внутренней картины болезни использовался опросник на выявление уровня тревожности Спилбергера-Ханина. Методика позволяет определить уровень личностной и ситуативной тревожности. Шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера является единственной методикой, позволяющей дифференцированно измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние. В России эта методика была модифицированная и адаптирована к русскому языку в 1976 году Ю.Л. Ханиным.

Личностная тревожность говорит об предрасположенности человека к тревоге. Это постоянная индивидуальная характеристика личности.

Реактивная тревожность отражает эмоциональную реакцию личности на стресс.

Опросник состоит из 40 утверждений. Первые 20 предназначены для определения уровня ситуативной тревожности. Подростку предлагается прочитать внимательно каждое из приведенных предложений и зачеркнуть цифру ответа в зависимости от того, как он чувствует себя в данный момент. Для каждого утверждения предлагаются следующие варианты ответов: «нет, это не так»; «пожалуй, так»; «верно»; «совершенно верно».

Вторые 20 предложений определяют уровень личностной тревожности. Задание выполняется аналогично, но вариант ответы выбирается в зависимости от того, как подросток себя чувствует обычно. Предлагаются варианты ответов: «никогда»; «почти никогда»; «часто»; «почтивсегда».

При интерпретации показателей можно использовать следующие ориентировочные оценки тревожности:

— До 30 баллов — низкая,

— 31 — 44 балла — умеренная;

— 45 и более — высокая.

Также для определения эмоциональной составляющей внутренней картины болезни использовалась шкала депрессии, предложенная А.Т. Беком в 1961 году. Методика предназначена для диагностики наличия и выраженности депрессивных состояний.

Она разрабатывалась на основе клинических наблюдений, которые позволили определить наиболее значимые симптомы депрессии и часто предъявляемые жалобы. На основе сравнения полученного перечня симптомов с клиническими проявлениями депрессии, разработан опросник, включающий в себя 21 категорию симптомов и жалоб:

1) печаль;

2) пессимизм;

3) ощущение невезучести;

4) неудовлетворенность собой;

5) чувство вины;

6) ощущение наказания;

7) самоотрицание;

8) самообвинение;

9) наличие суицидальных мыслей;

10) плаксивость;

11) раздражительность;

12) чувство социальной отчужденности;

13) нерешительность;

14) дисморфофобия;

15) трудности в работе;

16) бессонница;

17) утомляемость;

18) потеря аппетита;

19) потеря в весе;

20) озабоченность состоянием здоровья;

21) снижение либидо.

Каждая категория состоит из 4 утверждений, соответствующих специфическим проявлениям депрессии, которые проранжированы по мере увеличения депрессивной симптоматики. Преимущество этого опросника состоит в возможности оценки как степени тяжести депрессии в целом, так и отдельных её симптомов. Опросник обладает хорошей способностью дифференцировать различные степени тяжести депрессивных состояний. Также этот опросник может быть использован для оценки изменения депрессивного состояния в результате терапии, так как обладает высокой чувствительностью к временным изменениям этих состояний.

Опросник состоит из 21 группы утверждений. Подросткам давалось задание внимательно прочитать каждую групп, а затем определить в каждой из них одно утверждение, которое лучше всего соответствует тому, как они себя чувствуют сегодня и в течение последней недели. Если подходят несколько утверждений в группе, обвести каждое из них. Прежде чем сделать выбор, нужно прочитать все предложенные утверждения в разделе.

Каждый пункт шкалы оценивается от 0 до 3 баллов в соответствии с нарастанием тяжести симптома. Суммарный балл составляет от 0 до 62 и снижается в соответствии с улучшением состояния.

В методике выделяются две субшкалы:

— когнитивно-аффективная субшкала (C-A)

— субшкала соматических проявлений депрессии (S-P)

Результаты теста интерпретируются следующим образом:

0-9 — отсутствие депрессивных симптомов;

10-15 — легкая депрессия (субдепрессия);

16-19 — умеренная депрессия;

20-29 — выраженная депрессия (средней тяжести);

30-63 — тяжёлая депрессия;

Индивидульно-типологический опросник (ИТО) использовался для определения личностных особенностей больных и здоровых подростков. Он основан на концептуальном подходе к понятию личности с позиций теории ведущих тенденций. В данной теории, норма — это сбалансированное сочетание психологических характеристик, а не их отсутствие.

Опросник содержит 91 вопрос. Апробация теста показала, что методика позволяет уловить основные, преобладающие тенденции характера, базирующиеся на врожденных свойствах, на унаследованном темпераменте, который в известной степени подвергается воздействию среды.

Опросник позволяет выявить такие типологические особенности индивида и черты его характера как:

1. Экстраверсия (обращенность в мир реально существующих объектов и ценностей, открытость, стремление к расширению круга контактов, общительность);

2. Спонтанность (непродуманность в высказываниях и поступках);

3. Агрессивность (активная самореализация, упрямство и своеволие в отстаивании своих интересов);

4. Ригидность (инертность, тугоподвижность установок, субъективизм, повышенное стремление к отстаиванию своих взглядов и принципов, критичность в отношении иных мнений);

5. Интроверсия (обращенность в мир субъективных представлений и переживаний, тенденция к уходу в мир иллюзий, фантазий и субъективных идеальных ценностей сдержанность, замкнутость);

6. Сензитивность (впечатлительность, склонность к рефлексии, пессимистичность в оценке перспектив);

7. Тревожность (эмоциональность, восприимчивость, незащищённость);

8. Лабильность (эмотивность, выраженная изменчивость настроения, мотивационная неустойчивость, сентиментальность, стремление к эмоциональной вовлеченности).

Выделяются ещё 2 факторные шкалы:

— ложь (неискренность, тенденция показать себя в лучшем свете);

— аггравация (стремление подчеркнуть имеющиеся проблемы и сложность собственного характера).

Даётся инструкция: прочитав каждое утверждение, реши, верно ли оно по отношению к тебе, согласен ли ты с ним. Если верно, то на бланке ответов рядом с номером, соответствующим утверждению, поставь «+». Если оно неверно, то поставь «-».

Интерпретация находится в прямой зависимости от количества значимых ответов по восьми шкалам:

показатели в пределах нормы (3-4 балла) — гармоничная личность;

умеренно выраженные (5-7 баллов) — акцентуированные черты;

выраженные избыточно (8-9 баллов) — состояние эмоциональной напряженности, затруднённость адаптации;

показатели 0 и 1 балл указывают на гипоэмотивность, плохое самопонимание, неоткровенность при обследовании.

При этом, если по шкале «ложь» подсчитано более 4-х баллов — полученные данные считаются недостоверными; если по шкале «аггравация» насчитано более 4-х баллов, то черты характера подчеркиваются, преувеличиваются, и данные так же являются не достоверными.

Для установления достоверных различий между двумя независимыми группами использовался статистический U-критерий Манна-Уитни, который предназначен для оценки различий между двумя малыми выборками по уровню количественно измеряемого признака.

Данный метод выявления различий между выборками был предложен в 1945 году Френком Уилкоксоном. В 1947 году он был существенно переработан и расширен Манном и Уитни.

Источник

Это тест разработал американский психолог Дж. Бак. Относится он к типу графических тестов из разряда проективных методик психологической диагностики.

А если на доступном человеческом языке, то, рисуя, Вы проецируете на листе бумаги себя и свое бессознательное.

Так, а теперь рисуйте на белом листе А4:

дом-дерево-человек.

Ничего дополнительного в задании не будет.

Нарисуйте сначала, а потом почитаете о том, что это и с чем это есть. А в самом конце будет интерпретация.

Первым делом скажу, что проективные методики, это один из способов увидеть проблему или проблемы, с которыми можно в дальнейшем работать, т.е. провести нормальную психологическую диагностику, составить план работы и т.д и т.п.

Проблемы или особенности личности, которые могут показать проективные тесты, в том числе и графические, не всегда имеют место быть. По этому, такие тесты представляют собой «лупу», а абстрактно-логические — микроскоп. Это я говорю для того, чтоб особо не радовались, не паниковали и не брали все за чистую монету.

Теперь о том, чего нельзя делать:

  • диагностировать самого себя
  • пытаться нарисовать или интерпретировать на пьяную голову

Стоит учесть, что Вы нарисуете разные изображения в зависимости от многих внутренних и внешних факторов: плохое самочувствие, злость, только что вкусно поели, эйфория влюбленности, работа перфоратора за стеной и т.д.- все это отразится в таком тесте.

Еще одной особенностью этого теста является то, что людей, получающих или получивших художественное образование, бесполезно диагностировать графическими методами. Потому, что все будет нарисовано по всем художественным законам.

Итак, начинаем интерпретировать:

Я не буду давать вам детальный ключ, я объясню, как быстро и просто самому оценить рисунок.

1. Положение на листе

Благодаря письменности, слева на право и сверху вниз, в нас закладывается ощущение времени. На рисунке левый и верхний края — это прошлое, нижний и правый — будущее, стремление к нему. И смещение к этим краям Вам уже говорит о внутренней тенденции, т.е. зацикленность на прошлом или стремление вперед.

К примеру, в детстве было хорошо, а сейчас плохо и будущее не сулит ничего хорошего. Или наоборот.

Положения рисунка на краю говорит, о том, что нет чувства безопасности, это как стоять над обрывом. С другой стороны, положение в центре, далеко от краев, говорит об отсутствии защищенности, потребность в защите и контроле… отойду ка я от края подальше, возле него страшно.

Еще правый край отвечает за интеллект, а левый — за эмоции. Вы догадались, куда сместятся самоуверенные умники?

Верхний край так же отвечает за мечты.

Если на рисунок «вид снизу», то испытуемых жаждет «идеального», это идеальное может казаться ему недостижимым.

«Вид сверху» может говорить о проблемах, конфликте.

Если появляется лишняя перспектива, например видны 4 стены дома из всех 4х — это центризм, зацикленность на внимании, мнении окружающих.

Если нарисовано далеко, то это говорит о чувстве отверженности ил не желание сближаться с кем бы то ни было, а вблизи — открытость, доступность и доброта.

Большой рисунок — экспансивность, склонность к тщеславию, высокомерию. Рисунок на весь лист — компенсаторное превознесение себя в воображении.

Маленькие фигуры — тревога, эмоциональная зависимость, чувства дискомфорта и скованности.

Недостаток симметрии — незащищенность.

2. Линии

Тут все просто, слабое нажатие (неуверенность, скованность); нормальное нажатие; сильное нажатие (проблемы, чувство давления, настойчивость, агрессия); и множественные (волосатые), эскизные линии (неустойчивость, отсутствие внутренней позиции).

Изменчивый нажим — эмоциональная нестабильность .

Линии на разных объектах могут отличаться и это тоже будет иметь значение, в зависимости от того, какое значение этот объект несет.

Слишком прямые линии — слишком прямой человек, регидный. Мало изогнутых линий, много острых углов — агрессивность, плохая адаптация.

Слишком «кудрявые» — недостаточная личная позиция, неуверенность или женственность.

Разрывы линий, стертые детали, пропуски, акцентирование, штриховка — конфликт.

Короткие штрихи — импульсивность или тревожность.

Ритмичная штриховка — чувствительность, сочувствие, раскованность.

Горизонтальные штрихи — подчеркивание воображения, женственность, слабость.

Вертикальные штрихи — упрямство, настойчивость, решительность, гиперактивность.

Штриховка справа налево — интраверсия, изоляция.

Штриховка слева направо — наличие мотивации.

3. Дом

Дом — символизирует семью, домашний очаг, а так же внутренний мир.

Первое, на что я обращаю внимание — это «фундамент«, который говорит об устойчивости или ее отсутствии, тревожности, уверенности. Под фундаментом я подразумеваю то, на сколько дом устойчиво стоит.

Дом должен быть достроенным, если чего-то в нем не хватает, то думайте о проблемах, например во взаимоотношениях с людьми.

Если внешняя линя дома ярче внутренних деталей, что это желание сохранить все как есть. Если яркость разных внешних линий разная, оценивайте их по принципу: композиции на листе, право-лево, верх-низ + сила нажатии линии.

Двери и окна — это контакт с окружающим миром. И их количество говорит о стремлениях к этому контакту или его ощущении. Отсутствие тоже красноречиво, вплоть до агрессии.

Наличие задней двери — возможность отступить, неприступность и отчужденность, а так же неприятие сложившейся ситуации.

Размер дверей говорит о взаимодействие с социумом: решительность, коммуникабельность, уверенности в себе, готовности впустить в свою душу.

Замок говорит сам за себя, к тому же, он может быть признаком агрессии.

Занавески на окнах и ставнях — это потребность скрывать свой внутренний мир.

Форточка — потребность в контроле.

Если дом 2х-этажный и выше, и при этом окон нет только на первом этаже, то это оторванность от реальности, одни мечты.

Крыша — сфера фантазий, чем больше крыша или ее деталей, тем больше мечтаний, фиксированности на них. Плоская — отсутствие воображение, может быть эмоциональная заторможенность. Если крыша с домом плохо сочетаются, то ото говорит о плохой самоорганизованности.

Труба на крыше говорит о тепле, уюте, интимности или потребности в этом.

Дым- недостаток эмоциональной теплоты или внутреннее напряжение.

Комната вместо дома — может нести как положительный, так и отрицательный характер. Огромное значение имеет функционал комнаты: санитарный, социальный и т.д.

4. Человек

Вообще, есть отдельный тест «нарисуй человека», который указывает ни только на внутренний мир, но и на умственное развитие.

Размер — чувство приспособленности и значимости.

Голова — сфера интеллекта и отношения к нему.

Если нарисовано несколько «гендерных» людей, то размер головы указывает степень важности пола.

Нечетко нарисованная голова — робость и неуверенность. Увеличенная яркость линий — акцентирование на значение интеллекта.

Туловище — мужественность и озабоченность телесными ощущениями. Если оно слишком большое, то это говорит об осознании проблем и неудовлетворенности. Если слишком маленькое, то это обозначение своей незначительности или униженности.

Плечи символизируют силу и власть.

Шея — связь между телом и головой. Ее подчеркивание говорит о потребности контроля. Длина и толщина — о силе связи между головой и телом. Размер головы и тела расскажут, кто кого контролирует.

Лицо — это сенсорный контакт.

Подчеркнуты черты — озабоченность внешностью и отношениями с другими.

Выражение подобострастности — незащищенность. «Маска» — осторожность, скрытность и отчужденность.

Подбородок — доминирование.

Уши — умение или желание слушать.

Глаза: закрыты или спрятаны — «не хочу ничего знать»; выпучены или подведенные — грубость; маленькие — погруженность в себя; ресницы — кокетливость, стремление показать себя.

Рот и его размеры — общение. Сильно обведен — незрелость. Рот клоуна — вынужденность быть приветливым. Размер губ говорит о женственности. Зубы — агрессия.

Нос — агрессивность и ироничность. Ноздри — агрессия.

Волосы — храбрость, сила, зрелость. Жестко заштрихованы — тревога, связанная с мышлением или воображением; не заштрихованы совсем, обрамляют как шлем — враждебность.

Руки и ноги — символизируют способность изменять или контролировать окружающий мир.

Сужающиеся конечности — женственность. Большие — грубость. Чрезмерность — попытка компенсировать неудовлетворенность (кто про что, а вшивые про баню).

Руки — способность что-то достать, взять. Физическая сила, амбиции, храбрость, независимость,

Разведенные руки — стремление к любви, привязанности.

Скрещенные — мнительность.

За спиной — не желание уступать.

В карманах или за спиной — чувство вины, неуверенность, попытка контролировать агрессию.

Гибкие — социальная адаптированность.

Прижатые к телу — неповоротливость, регидность, напряжение, трудности в общении, страх агрессии.

Отсутствуют — беспомощность, при высоком интеллекте — неадекватность.

Отсутствуют у женской фигуры — нелюбящая мать.

Рука — боксерская перчатка, без пальцев — вытесненная агрессия.

Кулаки — протест.

Пальцы и ногти — символ агрессии. Не хватает пальцев — бессилие.

Ноги — независимость и устойчивость.

Широко расставлены — неподчинение, пренебрежение или незащищенность.

Ступни — подвижность в межперсональных отношениях. Ступни отсутствуют — замкнутость, робость, зависимость. Большие — потребность в мужественности или безопасности; демонстрация мужественности. Мелкие — скованность, зависимость, подавленные чувства.

5. Дерево

Дерево — символ стоящего человека; корни — коллектив, бессознательное; ствол — импульсы, инстинкты, примитивные стадии; ветви — пассивность или противостояние жизни.

Дерево на весь лист- хочет быть замеченным, рассчитывать на других, самоутверждаться, агрессия. Маленькое (особенно если близко к нижнему краю листа) — неуверенность в себе, зависимость.

Наклонено влево — отсутствие равновесия из-за стремления к эмоциональному наслаждению, импульсивность или привязанность к прошлому и страх перед будущим.

Наклонено вправо — отсутствие равновесия из-за страха перед открытым выражением сильных эмоций вместе с переоценкой интеллекта.

Острая вершина – защищается от опасности, настоящей или мнимой или желание действовать на других, атакует или защищается, трудности в контактах или хочет компенсировать чувство неполноценности, стремление к власти или поиск безопасного убежища из-за чувства покинутости для твердого положения, потребность в нежности.

Много деревьев — инфантильность.

Мертвое — переживание физической неполноценности, психологической неадекватности, вины, пустоты.

Яблоня — зависимость от родителей, часто изображается беременными или жаждущими ребенка женщинами.

Корни прорисованные — любопытство.

Корни в виде двух линий — рассудительность; различная форма этих корней может быть связана с желанием жить, подавлять или выражать некоторые тенденции в незнакомом кругу или близком окружении.

Ствол.

Подчеркнут — эмоциональная незрелость.

Ствол расширяющийся книзу — стремление походить на одного из родителей, рефлексия неудач.

Прямые линии — находчивость, не задерживается на тревожном. Кривые — тревога.

Ствол сужается книзу — ощущение безопасности в социуме, но без ощущения опоры; изоляция и стремление укрепить свое «Я».

Ствол из одной линии — отказ реально смотреть на вещи.

Ствол оторван от земли — отсутствие связи с реальностью.

Ствол ограничен снизу — несчастность, потребность в поддержке.

Шрамы, дупло, сломанная ветвь — травма.

Заштрихованный — тревога, подозрительность, боязнь быть покинутым или агрессивность.

Крона.

Чрезмерно подчеркнута — эмоциональная заторможенность, низкие способности к рассуждению.

Круглая — эмоциональность, вплоть до экзальтированности.

Листва-сетка — ловкость в избегании проблемных ситуаций, уход от неприятных ощущений.

Листва из кривых линий – восприимчивость .

Закрытая листва – охрана своего внутреннего мира детским способом, возможна агрессия.

Листья-петельки – обаятельность.

Пальма – стремление к перемене мест.

Листва-узор – женственность, приветливость, обаяние.

Плакучая ива – недостаток энергии, стремление к твердой опоре и поиск позитивных контактов или возвращение к прошлому или трудности в принятии решений.

Зачернение – напряжение, тревожность.

Ветви опущены – потеря мужества, отказ от усилий.

Ветви вверх – энтузиазм, порыв, стремление к власти.

Ветви в разные стороны – поиск самоутверждения, контактов, суетливость, чувствительность к окружающему.

Ветви одной линией – бегство от неприятностей реальности.

6. Разное

Земля.

Одной чертой – сосредоточенность на цели, принятие некоторого порядка.

Несколькими – создание и соблюдение своих собственных правил, потребность в идеале.

Отсутствие — стресс или подверженность ему.

Левый край выше правого — упадок сил, недостаточность стремлений.

Правый край выше левого — энтузиазм.

Солнце — авторитетное лицо.

Облака — тревога.

Тучи — опасения, депрессия.

Забор — необходимость эмоциональной защиты.

Оружие — агрессивность.

Думаю, Вам этого с избытком)) Но тем, кому хочется покопаться чуть глубже, даю ссылку на более подробный ключ: https://psy-clinic.info/index.php?id=221:tes..

Источник