Психогенное влияние болезни на психику это

Психогенное влияние болезни на психику это thumbnail

Соматопсихическое направление как таковое, в центре внимания которого находится вопрос влияния соматической болезни на личность, в отечественной медицине было заложено в трудах психиатров С. С. Корсакова, П. Б. Ганнушкина, В. А. Гиляровского, Е. К. Краснушкина и В. М. Бехтерева.

На необходимость научного понимания единства биологического и социального в человеке для правильной оценки взаимоотношений организма и личности и роли личности в болезни указывали также М. С. Лебединский и В. Н. Мясищев (1966).

Влияние соматического состояния на психику человека может быть как патогенным, так и саногенным (оздоравливающим) (рис. 6).

Схема психосоматических соотношений (В. В. Николаева, 1987)

Рис. 6. Схема психосоматических соотношений (В. В. Николаева, 1987)

Что касается последнего аспекта, то врачам хорошо известно, как с каждым днем при выздоровлении от тяжелого соматического недуга происходит улучшение (санация) психического состояния больного: улучшается настроение, появляется бодрость и оптимизм. Вероятно, не случайно широко распространено известное выражение: «В здоровом теле — здоровый дух». Физически здоровые люди всегда легче переносят жизненные неурядицы. Наибольшее значение для практического психолога, работающего с инвалидами, представляет патогенное влияние соматического состояния па психику, под которым подразумевается не что иное, как нарушение психической деятельности человека в условиях соматической болезни.

На сегодняшний день установлены два основных вида патогенного влияния соматической болезни па психику человека: соматогенный и психогенный. Реально оба вида влияний представлены в единстве нарушений психики, однако соматогенный и психогенный компоненты могут выступать в различных соотношениях в зависимости от заболевания.

Соматогенное влияние болезни на психику связано с непосредственным воздействием на центральную нервную систему соматических вредностей (нарушение гемодинамики или интоксикация) и самих интенсивных болевых ощущений. Особенно большую роль соматогенные влияния на психику играют при врожденных пороках сердца и заболеваниях почек. Мучительной боль бывает при метастазах злокачественных опухолей в позвоночнике. Интенсивная боль, накапливающиеся в крови вредные вещества или кислородная недостаточность, непосредственно воздействуя на головной мозг, вызывают нарушения в нервно-психической сфере. Весь комплекс нарушений в нервно-психической сфере при этом часто именуют термином «соматогения». По своей структуре соматогении характеризуются полиморфизмом проявлений — от неврозоподобных нарушений до психотических (с бредом, галлюцинациями) расстройств.

Психогенное влияние болезни на психику.

Следует признать, что интоксикационные воздействия па центральную нервную систему наблюдаются лишь при некоторых соматических заболеваниях, тяжелом их течении и специфическими для клиники внутренних болезней не являются. Основной же формой влияния соматического заболевания на психику человека выступает психологическая реакция личности на сам факт заболевания и его последствия, развивающуюся при болезни астению, болезненные ощущения и нарушения общего самочувствия.

Понятие внутренней картины болезни

Проблема внутренней картины болезни не нова, по актуальна до настоящего времени. Еще в 1981 г. М. А. Цивилько в своих работах подчеркивал, что понятие внутренней картины болезни неоднозначно и «до сих пор не имеет общепринятого определения». В то же время необходимость изучения тина реагирования на болезнь имеет большое значение и осознается широким кругом исследователей.

На современном этапе развития общества и науки актуальность проблемы не исчерпалась. Она продиктована рядом причин, среди которых особо следует выделить расширение и углубление социального заказа общества на работу психолога с больными и инвалидами и неоднозначность понятия, структуры и сущности внутренней картины болезни вследствие ее недостаточной разработанности из-за многообразия подходов к ее осмыслению.

В последние годы вес более настойчиво говорят о «внешней» и «внутренней» картинах болезни в парадигме «внутренней картины здоровья» (Г. С. Абрамова, Ю. А. Юдчиц, А. М. Тромбах, В. В. Лебединский, Б. Д. Карвасарский, А. Ш. Тхостов).

Под внешней картиной болезни (ВКБ) А. Р. Лурия понимает «не только внешний вид больного со всеми многочисленными деталями, всегда имеющими важное значение для диагноза, но и… все то, что врачу удается получить всеми доступными для пего методами исследования».

Рассматривая ВКБ как совокупность ощущений и переживаний, эмоциональных реакций и представлений о заболевании, созданных мышлением больного, многие исследователи выделяли две ее части: объективную (аллопластическую) и собственно внутреннюю (аутопластическую) картину болезни и подчеркивали важность их совместного изучения.

Интерес к ВКБ поддерживается в связи с многообразием и многогранностью различных аспектов изучения, в центре внимания которых находится личность больного человека.

С древних времен врачи знали о роли психологических факторов в происхождении и развитии заболеваний. Возможность влияния физического дефекта на развитие личности сыграла известную роль в возникновении целой психологической школы, получившей название индивидуальной психологии. Основал эту школу А. Адлер; он считал, что развитие личности, ее «жизненный план» фатально предопределены комплексом неполноценности, возникшим в детстве на основе реальных или мнимых физических и психических недостатков. По А. Адлеру, любые устремления и желания индивида можно интерпретировать как бессознательную компенсацию имеющегося у пего комплекса неполноценности. Следует отметить, что на ранних этапах развитая учения А. Адлера (1917) под неполноценностью понималась реальная физическая неполноценность органа. Так, выдающиеся достижения Демосфена в ораторском искусстве сторонники индивидуальной психологии рассматривают как компенсацию имеющегося у него заикания — известный комплекс Демосфена. В дальнейшем понятие неполноценности получило расширенное толкование.

А. Адлер (1927) писал, что компенсация комплекса неполноценности выражается в усилении агрессивных тенденций личности. В более поздних работах исследователь рассматривал проявление комплекса неполноценности как самовозвеличивание, стремление к могуществу. Со временем он смягчил ортодоксальность своих формулировок и начал пользоваться понятием, близким к самоактуализации личности, наполнив его содержанием, свойственным своей теории. Реализация личностью «жизненного плана» понималась как компенсация имеющихся у него комплексов.

А. Адлер использовал психоаналитический метод, и проблема в его учении получила утрированное истолкование. Тем не менее во взглядах ученого содержались некоторые рациональные элементы. Наиболее важно для понимания рассматриваемого вопроса утверждение о том, что чувство неполноценности далеко не всегда соответствует объективной выраженности дефекта, а наибольшую роль играет реакция индивида на свой дефект.

Однако научное обоснование и всестороннее изучение особенностей психической деятельности человека в связи с заболеванием появилось лишь в первой трети XX в. Первые попытки выделения субъективного компонента общей картины соматического заболевания предпринял в 1929 г. А. Гольдшейдер у предложив назвать этот компонент «аутопластической картиной болезни».

В России вопросам психологии больного уделяли большое внимание клиницисты и медицинские психологи (Г. А. Захарьин, Е. А. Шевалев, А. Р. Лурия, М. Я. Мудров, Е. К. Краснушкин, В. Н. Мясищев, К. А. Скворцов, Л. Л. Рохлин, И. Д. Лакосина, Г. К. Ушаков, А. В. Квасенко, Ю. Г. Зубарев, Л. С. Мучник, В. М. Смирнов, Т. Н. Резникова, А. Ш. Тхостов и др.), которые подчеркивали значение личности больного человека и ее влияние на процесс лечении.

Читайте также:  Купить книгу о лечении женских болезней травами

В этом же аспекте впервые была поставлена проблема ВКБ, что находит отражение в се определении, по данным разных авторов (табл. 3).

Таблица 3. Определения внутренней картины болезни

Автор, год

Определение ВКБ

А. Р. Лурия (1944)

Все то, что испытывает и переживает больной, вся масса его ощущений, не только местных болезненных, но его общее самочувствие, самонаблюдение, его представления о своей болезни, о ее причинах, все, что связано для больного с приходом его к врачу, — весь огромный внутренний мир больного, состоящий из весьма сложных сочетаний восприятия и ощущений, эмоций, аффектов, конфликтов, психических переживаний и травм

Л. Д. Зикеева (1974)

Отражение в сознании больного всех его переживаний, связанных с болезнью

Т. В. Виноградова (1979)

Сложное многоуровневое образование. Уровни — чувственный, когнитивный, эмоциональный

В. Я. Костерена (1979)

Интегративная характеристика личности, включающая различные уровни психического отражения, непосредственно-чувственного, логического и эмоционально-рефлексивного

А. Ш. Тхостов (1991)

Сложное многоуровневое образование, включающее в себя чувственную ткань, первичное и вторичное значение, личностный смысл. Динамическая система

Т. Н. Резникова (1998)

Неразрывное единство и взаимодействие психологических процессов и нейрофизиологических механизмов, представляющая собой личностное образование, формирующееся под влиянием информации о болезни

Наряду с понятием ВКБ широко используются и другие термины, расширяющие понятийный аппарат сущности ВКБ, поскольку они часто отражают аспект, который непосредственно выделяют авторы тех или иных разработок, характеризуя структуру и компоненты обозначения отражения больным своего заболевания (рис. 7).

По мнению А. Ш. Тхостова, все эти термины, как правило, различаются в деталях, описывая одно и то же. «Несмотря на значительный разброс взглядов авторов, занимающихся проблемами ВКБ, содержательные споры ведутся, в основном, либо о полноте и точности определений, либо вкладе тех или иных составляющих в структуру ВКБ, либо вообще о вкусовых предпочтениях, ориентированных на входящие в моду научные понятия».

Большое количество работ посвящены вопросам типологии ВКБ при различных нозологических формах заболеваний. Немало работ специально посвящены исследованию особенностей ВКБ у больных с определенными нозологическими заболеваниями (исследования касаются широкого спектра болезней (соматических, неврологических, психических, невротических, наркологических). Перечислим некоторые из них: А. Р. Лурия «ВКБ и патрогенные

Термины, используемые для характеристики отношения больного к своему заболеванию

Рис. 7. Термины, используемые для характеристики отношения больного к своему заболеванию

заболевания» (1935); Л. Д. Зикеева «ВКБ при хроническом гломерунефрите и пиелонефрите (клинико-психологические аспекты)» (1974); Н. М. Берток «Исследование развития личности при неврозах» (1977); Т. Р. Михайлова «Нарушения системы отношений у больных с ампутированными конечностями» (1977); Т. В. Виноградова «ВКБ при локальных поражениях головного мозга (к проблеме самосознания)» (1979); В. Я. Костерева «Психологический анализ ВКБ у больных малопрогредиентной шизофренией» (1979); А. Ш. Тхостов «Психологический анализ изменения личности при некоторых онкологических заболеваниях» (1980); Г. П. Цейтина «Особенности личности больных гипертонической болезнью, осложненной церебральной патологией» (1980); В. А. Голышева «Влияние соматических и психических факторов на формирование «внутренней картины болезни» при вибрационной болезни» (1981); Л. Ф. Шестопалова «ВКБ у больных с депрессивными состояниями различного генеза» (1983); В. В. Бочаров «Аутопластический аспект болезни при сосудистых неврологических заболеваниях мозга в связи с задачами восстановительного лечения и реабилитации» (1985); В. А. Ташлыкин «ВКБ при неврозах» (1986); Р. К. Назыров «Отношение к болезни и лечению интра- и интерперсонального конфликтного и копинг-поведения у больных неврозом» (1993); С. М. Зелинский «ВКБ у детей, страдающих сахарным диабетом» (1994); Р. А. Сергеев «Особенности отношения к болезни у больных с отдаленными последствиями черепно-мозговой травмы» (1994); Е. Б. Клубова «Отношение к болезни и механизмы психологической зашиты у больных алкоголизмом» (1995); А. В. Штрахова «ВКБ и механизмы психологической защиты у больных с рецидивирующей формой язвенной болезни» (1997); М. Г. Ивашкина «Психологические особенности онкологических больных» (1998) и другие исследования и материалы.

Источник

Соматогенное влияние болезни на психику

Соматогенное влияние болезни на психику связано с непосредственным воздействием на центральную нервную систему соматических вредностей (нарушение гемодинамики или интоксикация) и самих интенсивных болевых ощущений. Особенно большую роль соматогенные влияния на психику играют при врожденных пороках сердца и заболеваниях почек. Мучительная боль бывает при метастазах злокачественных опухолей в позвоночнике. Интенсивная боль, накапливающиеся в крови вредные вещества или кислородная недостаточность, непосредственно воздействуя на головной мозг, вызывают нарушения в нервно-психической сфере. Весь комплекс нарушений в нервно-психической сфере при этом часто именуют термином «соматогения». По своей структуре соматогении характеризуются полиморфизмом проявлений — от неврозо-подобных нарушений до психотических (с бредом, галлюцинациями) расстройств.

Рис. 1.1. Схема психосоматических соотношений

Психогенное влияние болезни на психику

Следует признать, что интоксикационные воздействия на центральную нервную систему наблюдаются лишь при некоторых соматических заболеваниях, тяжелом их течении и специфическими для клиники внутренних болезней не являются. Основной же формой влияния соматического заболевания на психику человека является психологическая реакция личности на сам факт заболевания и его последствия, имеющиеся при болезни астению, болезненные ощущения и нарушения общего самочувствия.

Субъективно-психологическую сторону любого заболевания чаще всего обозначают понятием «внутренняя (или аутопластическая) картина болезни». Последняя характеризуется формированием у больного определенного рода чувствований, представлений и знаний о своем заболевании.

В отечественной литературе проблема целостного рассмотрения личности и болезни поднималась в трудах таких врачей-интернистов, как М.Я. Мудров, СП. Боткин, Г.А. Захарьин, Н.И. Пирогов и другие. Соматопсихическое направление как таковое, в центре внимания которого находится вопрос влияния соматической болезни на личность, в отечественной медицине было заложено в трудах психиатров С.С. Корсакова, П.Б. Ганнушкина, В.А. Гиляровского, Е.К. Краснушкина, В.М. Бехтерева.

Болезнь как патологический процесс в организме двояким образом участвует в построении внутренней картины болезни. Телесные ощущения местного и общего характера приводят к возникновению сенсорного уровня отражения картины заболевания. Степень участия биологического фактора в становлении внутренней картины болезни определяется тяжестью клинических проявлений, астенией и болевыми ощущениями.

Читайте также:  Настойка из алоэ при болезни печени

Болезнь создает трудную для больного жизненно-психологическую ситуацию. Эта ситуация включает в себя множество разнородных моментов: процедуры и прием лекарств, общение с врачами, перестройка отношений с близкими и коллегами по работе. Эти и некоторые другие моменты налагают отпечаток на собственную оценку болезни и формируют окончательное отношение к своему заболеванию.

Следует отметить, что в механизмах взаимоотношений психики и сомы большую роль играют так называемые механизмы «замкнутого круга». Нарушения, первоначально возникающие в соматической (равно и в психической) сфере, вызывают реакции в психике (соме), а последние являются причиной дальнейших соматических (психических) нарушений. Так по «замкнутому кругу» развертывается целостная картина болезни. Особенно велика роль «замкнутого круга» в патогенезе психосоматических болезней и маскированной депрессии.

В научной литературе для описания субъективной стороны заболевания используется большое количество терминов, которые были введены различными авторами, но часто употребляются весьма сходным образом.

Аутопластическая картина болезни создается самим больным на основе совокупности его ощущений, представлений и переживаний, связанных с его физическим состоянием («сенситивный» уровень болезни базируется на ощущениях, а «интеллектуальный» уровень болезни является результатом размышлений больного о своем физическом состоянии).

Внутренняя картина болезни — в понимании известного терапевта Лурия Р.А. не соответствует обычному пониманию субъективных жалоб больного; структура ее в отношении как сенситивной, так и интеллектуальной части аутопластической картины болезни, по Гольдштейну, находятся в очень большой зависимости от личности больного, его общего культурного уровня, социальной среды и воспитания.

Переживание болезни— общий чувственный и эмоциональный тон, на котором проявляются ощущения, представления, психогенные реакции и другие психические образования, связанные с болезнью. Переживание болезни тесно связано с понятием «сознание болезни», хотя и неидентично ему. Отношение к болезни вытекает из понятия «сознание болезни», что и формирует соответствующее реагирование на болезнь. Отношение к болезни складывается из восприятия больным своей болезни, ее оценки, связанных с ней переживаний и вытекающих из такого отношения намерений и действий.

Источник

ПсихогенияПсихогении относятся к эмоциональным и поведенческим нарушениям, обусловленным сильным эмоциональным стрессом или травмой психики человека.

Этот вид расстройства относят к психогенным заболеваниям, сам же термин «психогения» объединяет множество нарушений невротического характера.

Общий характер причин и этиология

Причины психогении кроются в психологических травмах различной степени тяжести. Переживания индивидуума могут иметь острую и хроническую форму, характеризуются шоковым, угнетенным или тревожным состоянием.

Во многом течение болезни и состояние больного определяются силой травмы и степенью неустойчивости психики. Человек, чувствительный по своей природе к эмоциональным потрясениям, переживает это состояние намного тяжелее, нежели тот, чья психика более устойчива.

Чаще психогенные расстройства возникают у ранимых и инфантильных людей, остро реагирующих на происходящее, а также у лиц с задержками психического развития.

Кроме того, дать толчок развитию отклонений в психике могут неблагоприятные жизненные обстоятельства, смерть близких людей и длительные семейные неурядицы, унизительное положение человека или осознание физического уродства и неполноценности. В этом случае болезнь развивается медленно, постепенно снижая жизненный тонус и приводя индивидуума к состоянию апатии.

Выяснить то, насколько распространено подобное нарушение, не представляется возможным, поскольку многие люди не оценивают свое состояние как болезненное, считая происходящее «житейской ситуацией» и «черной полосой».

Однако можно с уверенностью сказать, что случаи развития психогении значительно учащаются при массовых потрясениях в виде войн и стихийных бедствий.

психогенные заболевания

Комплекс психогенных нарушений

Реакция на неблагоприятные внешние факторы во многом зависит от индивидуальных особенностей человека и конкретной ситуации, вследствие которой и развилось нарушение. По этой причине выделить четкую классификацию психогенных заболеваний достаточно трудно.

В целом под это определение попадают следующие состояния:

  • реактивный бред (параноид);Параноид
  • патологические реакции;
  • возбуждение реактивного типа;
  • состояние психогенного ступора;
  • состояние аффективно-шокового психоза;
  • психогенная депрессия;
  • реактивный психоз истерического типа;
  • сумеречное расстройство сознания;
  • различные виды неврозов;
  • стрессовое расстройство посттравматического типа.

Чтобы наиболее конкретно определить ту или иную форму психогении, необходимо понять, на какой почве развилось нарушение. Кроме того, за счет индивидуальных особенностей психики один и тот же вид заболевания у разных людей может проявляться различными признаками.

Каждый вид нарушения проявляется определенными признаками, что и позволяет выявить тот или иной тип психического отклонения.

Реактивный бред

Реактивный бредовый психоз характеризуется тревожностью, повышенной возбудимостью и двигательной активностью, а также появлением Сбой психикибреда.

Не исключено появление слуховых галлюцинаций. Часто подобное нарушение отмечается у лиц, находящихся в местах лишения свободы, в условиях одиночного содержания. Также этому виду расстройства подвергаются люди после длительных и утомительных путешествий (железнодорожный параноид) или злоупотребляющие спиртными напитками.

Это состояние может длиться от нескольких недель до 2-3 месяцев, а медицинская помощь в этом случае крайне необходима.

Патологические реакции

В таких случаях нарушение проявляется в виде неадекватной, слишком бурной реакции на произошедшее. Повод может и не быть травмирующим, иногда он совсем незначителен. Патологическая реакция, как правило, носит кратковременный характер, и длительность приступа зависит от степени неустойчивости психики и индивидуальных особенностей организма пациента.

Также подобное состояние может возникать у людей с нарушениями зрения и слуха, когда они попадают в непривычную для них обстановку.

Это явление носит название ситуационный параноид.

Возбуждение реактивного типа

Заболевание проявляется хаотичной двигательной активностью, которая впоследствии сменяется бездействием и полной безучастностью к происходящему. Больной может кричать и метаться, пытаться навредить себе, а затем впасть в апатию.

Также нередким явлением бывает помрачение сознания, сбои в памяти и полная амнезия.

Психогенный ступор

В такой ситуации индивидуум заторможен и неопрятен, аппетит и интерес к окружающему миру отсутствует. Больной не реагирует на происходящее и не проявляет двигательной активности. При психогенном ступоре нередки случаи резких вегетативных отклонений.

Аффективно-шоковый психоз

Аффективно-шоковый психоз появляется по причине острых потрясений, например, сильного испуга при катастрофе или во время стихийных Аффективный психозбедствий, иногда – от неожиданного горестного известия.

В этом состоянии человек может быть излишне возбужден, совершая множество бессмысленных и бесполезных действий, или, наоборот, впасть в ступор. Нередко больные впоследствии не могут вспомнить, что происходило с ними в этот момент.

Аффективно-шоковым реакциям наиболее подвержены люди с повышенной чувствительностью, а также в условиях ослабленной предыдущими потрясениями психикой. В этом состоянии человек может пребывать до 1 месяца.

Читайте также:  Травы применяемые при болезнях желчного пузыря

Депрессии психогенного характера

Психогенная депрессия является наиболее распространенной из всех расстройств психогенного спектра.

Данное отклонение характеризуется повышенной слезливостью, подавленностью, тревогами и страхами. Больной может пребывать в заторможенности, или же, наоборот, быть излишне возбужденным. Все мысли человека подчинены произошедшему событию, которое и послужило причиной психического отклонения, возможны суицидальные попытки.

Нередко на фоне депрессии происходят нарушения со стороны различных систем организма, обостряются хронические заболевания. В этом состоянии человек может пребывать 1–3 месяца, а лица в возрасте старше 40 лет намного дольше.

Реактивный психоз истерического типа

Психогенные расстройства истерического типа бывают нескольких видов:

  1. Псевдодеменция (ложное слабоумие). Основной отличительной чертой «ложного слабоумия» является внешний вид человека – бессмысленное выражение на лице, подавленность или смех без причины, также наблюдается тремор конечностей. В общении такой человек неадекватен, часто отвечает невпопад и путается, но в то же время способен дать правильный ответ на достаточно сложные детское поведениевопросы. В бытовом плане происходит то же самое – больной может утратить элементарные навыки и одновременно адекватно использовать, например, бытовую технику.
  2. Пуэрилизм. При пуэрилизме человек как будто «впадает в детство». Его мимика, поведение, речь и реакции соответствуют детским, больной может капризничать, плакать, а также играть в детские игры и считать себя ребенком.
  3. Ганзеровский синдром. В состоянии, относящемся к проявлениям ганзеровского синдрома, больные утрачивают способность совершать обыденные манипуляции и простые действия (например не могут выключить свет или воду). При этом намеренно дают неверные ответы на простые вопросы, бывают заторможены или сильно возбуждены.

Эти формы заболевания могут развиваться самостоятельно, но чаще происходит переход от одного вида психоза к другому.

Сумеречное расстройство истерического типа

Такой тип нарушения психики связан с травмирующими ситуациями и проявляется истерическим состоянием, которое переходит в ступор или транс.

Человек может совершить нелепые действия, страдать от галлюцинаций на тему произошедшей ситуации, видеть яркие образы. Кроме того, больной не в состоянии вспомнить текущую дату и осознать, где он находится.

После того как состояние человека стабилизируется, он не помнит того, что происходило с ним в период обострения.

Неврозы

Аффективное расстройствоНеврозное расстройство может быть спровоцировано длительным стрессом и травмой психики.

Часто возникает вследствие ощущения психологического дискомфорта в той среде, где находится человек.

В состоянии невроза больной осознает, что в его психике происходят нарушения и он нездоров.

Посттравматическое стрессовое расстройство

Это состояние связано с сильными потрясениями: смерть близких, катастрофы, стихийные бедствия и прочие. После того, как травмирующая ситуация устраняется, больной может полностью восстановиться.

Но нередко последствиями этого расстройства становятся кошмарные сновидения и воспоминания о произошедшем событии.

Особенности психогенных расстройств у детей и подростков

В детском и подростковом возрасте могут возникать любые из перечисленных видов психических расстройств. Отличие состоит в том, что неокрепшая детская психика может реагировать на травмирующие ситуации более остро, но и выздоровление в условиях правильного лечения у детей проходит быстрее.

К факторам, говорящим о предрасположенности ребенка или подростка к развитию психогении можно причислить следующие особенности:

  • тревожность и мнительность;Истерический невроз
  • повышенная возбудимость;
  • впечатлительность и чувствительность;
  • инфантилизм;
  • склонность к беспокойствам и необоснованным страхам.

Особенности личности ребенка во многом предопределяют тип расстройства, которое может возникнуть в стрессовой ситуации.

Например, дети, страдающие от повышенной тревожности, больше склонны к невротическим расстройствам сверхценного содержания, а легковозбудимый ребенок реагирует на психическую травму проявлениями истерического типа.

Комплекс лечебных мероприятий

В процессе лечения психогении важно установить причину расстройства и принять меры для устранения травмирующих психику обстоятельств.

Больных чаще всего госпитализируют, поскольку они отличаются непредсказуемым поведением и могут быть опасны для окружающих. Кроме того, у людей с психическими расстройствами нередки суицидальные наклонности. По этой причине необходим медицинский контроль.

В некоторых случаях одна только смена обстановки действует на человека благоприятно, но для выздоровления этого недостаточно. В процессе лечения применяются медикаментозные препараты, такие как:

  • транквилизаторы;
  • антидепрессанты;
  • нейролептики;
  • средства седативного действия.

Если больной излишне возбужден, целесообразно применение следующих препаратов для внутримышечного введения:

  • Феназепам;
  • Тизерцин;
  • Аминазин;
  • Диазепам.

ФеназепамВводить препараты следует 2-3 раза в сутки, продолжать медикаментозную терапию необходимо до восстановления адекватного состояния больного.

Кроме того, больным необходимо психотерапевтическое воздействие. Это нужно для психологической, социальной и трудовой адаптации пострадавшего.

Длительность лечения зависит от тяжести состояния и индивидуальных особенностей больного. В некоторых случаях человеку достаточно 10 дней стационарного лечения, а в иных ситуациях восстановление занимает 2 и более месяца.

Последствия для общего состояния здоровья

Наша психика подчас непредсказуема, это же касается и прогнозов при различных нарушениях. Шансы на выздоровление и возможные последствия напрямую зависят от ситуации, по причине которой произошло психическое расстройство, а также от индивидуальных особенностей организма.

Кроме этого, нельзя упускать такой момент, как своевременность оказания помощи – чем раньше начать лечение, тем выше шанс благоприятного исхода.

В отдельных случаях пациент полностью восстанавливается после потрясения, но бывает и так, что произошедшее оставляет след на всю жизнь.

Кроме этого, психогении и реактивные состояния психики способны вызывать заболевания соматического характера, например:

  • нарушение в работе органов ЖКТ;
  • проблемы с дыхательной системой;
  • болезни сердца и сосудов;
  • энурезы и затруднения в мочеиспускании;
  • гормональные сбои.

Также вследствие психических расстройств у женщин возникает фригидность, а у мужчин – импотенция.

Превентивные меры

От потрясений или эмоциональных расстройств не застрахован никто, особенно в случаях, когда травмирующие ситуации возникают неожиданно: смерть близких, автокатастрофы или нападения. В этой ситуации говорить о профилактике не приходится, но если потрясение ожидаемо (война, стихийное бедствие и прочее), на это случай существует ряд мер.

Профилактика предусматривает 3 этапа: первичный, вторичный и троичный.

К мерам первичной профилактики относят:

  • информирование о предстоящей ситуации;
  • обучение необходимым навыкам.

В рамках вторичной профилактики проводятся следующие мероприятия:психотерапия

  • меры по обеспечению безопасности населения;
  • раннюю диагностика возможных расстройств;
  • психотерапию и оказание необходимой медицинской помощи.

Третичная профилактика подразумевает:

  • медикаментозное и психотерапевтическое лечение расстройств;
  • помощь в социальной адаптации.

Эти меры в условиях ожидаемых и заведомо губительных для психики человека ситуаций помогут снизить количество возможных тяжелых психических расстройств.

Источник