Сестринский процесс при гемолитической болезни новорожденных
Профилактика.
· Каждая девочка потенциально должна рассматриваться как будущая мать, поэтому чтобы избежать предшествующей сенсибилизации, играющей большую роль в возникновении ГБН, рекомендуется проводить гемотрансфузии только по жизненным показаниям.
· Необходимо постоянно проводить разъяснительную работу с женщинами о вреде аборта (особенно при первой беременности).
· Родильницам, имеющим резус-отрицательную принадлежность крови, в первый день после родов или аборта следует вводить антирезус-иммуноглобулин.
· Беременным женщинам с высоким титром резус-антител на 16-32 неделе необходимо 2-3-хкратно провести плазмоферез.
· Родоразрешение беременных женщин с высоким титром резус-антител необходимо проводить на 38-39 неделе беременности (путем кесарева сечения).
Возможные проблемы пациента:
- Расстройство дыхания.
- Нарушение сердечной деятельности.
- Геморрагический синдром.
- Отек тканей, скопление жидкости в полостях.
- Нарушение процессов терморегуляции.
- Психо-вегетативные расстройства, отставание в психомоторном развитии, поражение ЦНС.
- Развитие фоновых заболеваний, иммунопатологических реакций, хронических заболеваний гепатобилиарной системы и т.д.
- Угроза для жизни.
Возможные проблемы родителей:
- Тревога за ребенка.
- Трудность осознания и адекватной оценки случившегося.
- Неуверенность в благополучном исходе.
- Чувство вины перед ребенком.
- Преждевременное горевание.
- Высокий риск развития ситуационного кризиса в семье.
Сестринские вмешательства:
- Помочь родителям восполнить дефицит знаний о причинах развития заболевания, особенностях течения и лечения, возможном прогнозе.
- Поддержать родителей на всех стадиях развития заболевания.
- Обеспечить ребенку комфортные условия в палате (по возможности, в стерильном боксе), создать возвышенное положение в кроватке, бережно выполнять все манипуляции, как можно меньше тревожить его, обращаться с большой осторожностью.
- Поддерживать оптимальный температурный режим в палате, соблюдать асептику и антисептику при уходе (профилактика внутрибольничной инфекции).
- Взаимодействовать в бригаде, помогать врачу при проведении процедуры заменного переливания крови.
- Осуществлять мониторинг ребенка и медицинское документирование сестринского процесса: контроль состояния, характер дыхания, ЧДД, ЧСС, АД, изменение окраски кожных покровов, наличие высыпаний, судорог, срыгивания, рвоты, изменение цвета мочи, характер стула.
- Регулярно проводить забор материала для лабораторных скрининг программ с целью контроля показателей (уровня гемоглобина, непрямого билирубина).
- Учитывать объем и состав получаемой жидкости (питание, инфузионная терапия).
- Проводить по назначению врача фототерапию. Своевременно выявлять осложнения фототерапии (повышение То тела, диарея, аллергическая сыпь, синдром «бронзового» ребенка) и сообщать врачу.
- Обеспечить ребенка полноценным питанием в соответствии с его состоянием, желтухой, уровнем билирубина в крови. Ритм кормлений и паузы между ними должны чередоваться со временем проведения фототерапии.
- Обучить родителей особенностям ухода за ребенком в домашних условиях. Уделить внимание рациональному и сбалансированному питанию кормящей матери, убедить ее, как можно дольше сохранить грудное вскармливание. Проконсультировать по вопросам рационального вскармливания ребенка и подбору продуктов, богатых железом, белком, витаминами, микроэлементами (в первом полугодии – тертое яблоко, овощное пюре, яичный желток, овсяная и гречневая каши, во втором полугодии – мясное суфле, пюре из печени, свекла, кабачки, зеленый горошек, капуста, гранатовый и лимонный соки). Ограничить в рационе кормящей матери и ребенка облигатные аллергены для профилактики пищевой аллергии, диатезов и анемии.
- Научить родителей удовлетворять физические, эмоциональные, психологические потребности ребенка. Помочь им правильно оценивать возможности ребенка, контролировать уровень интеллектуального развития, подбирать игрушки по возрасту, поощрять игровую деятельность.
- Рекомендовать регулярно проводить курсы массажа, лечебной физкультуры, закаливающие процедуры, ежедневно проводить гигиенические или лечебные ванны (чередовать).
- Рекомендовать родителям регулярное динамическое наблюдение за ребенком врачом-педиатром, невропатологом, психоневрологом и другими специалистами по показаниям, т.к. реабилитация после перенесенной ГБН должна быть длительной.
Контрольные вопросы:
- Что лежит в основе механизма патологического процесса развития фенилкетонурии?
- Каковы клинические проявления фенилкетонурии?
- Каковы основные принципы диетотерапии при фенилкетонурии?
- Какие методы диагностики применяются для раннего выявления фенилкетонурии?
- Что лежит в основе механизма патологического процесса при муковисцидозе?
- Каковы клинические проявления муковисцидоза?
- Какие методы диагностики применяются для раннего выявления муковисцидоза у новорожденных детей?
- Каковы основные принципы медикаментозного лечения муковисцидоза?
- Что такое гемолитическая болезнь новорожденного?
- Какие причины и факторы риска развития ГБН?
- Какие клинические признаки анемической формы заболевания?
- Какие клинические признаки желтушной формы заболевания?
- Какие клинические признаки отечной формы заболевания?
- Какие основные принципы лечения ГБН?
- Каков прогноз при ГБН в зависимости от формы заболевания?
- Можно ли прогнозировать развитие ГБН у новорожденного ребенка?
Источники информации:
· Учебник Ежовой Н.В., стр. 177-182.
· Учебник Святкиной К.А., стр. 73-75, 83-85.
· Учебное пособие Севостьяновой Н.Г., стр.227-237,265-272.
· Учебное пособие Тульчинской В.Д., стр. 23-27.
Опорный конспект лекции по теме:
Источник
Êðèòåðèè îöåíêè ñîñòîÿíèÿ ïðè ðîæäåíèè. Ïðè÷èíû, ôàêòîðû ðèñêà, êëèíè÷åñêèå ïðîÿâëåíèÿ, îñîáåííîñòè óõîäà è ïðîôèëàêòèêè ïðè çàáîëåâàíèÿõ ó íîâîðîæäåííûõ. Îöåíêà ñòåïåíè òÿæåñòè ïåðâè÷íîé àñôèêñèè. Ðåôëåêòîðíàÿ âîçáóäèìîñòü è ãåìîëèòè÷åñêàÿ áîëåçíü.
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/
Ëåêöèÿ¹3
Ñåñòðèíñêèé ïðîöåññ ïðè áîëåçíÿõ íîâîðîæä¸ííûõ:
àñôèêñèè, ãåìîëèòè÷åñêîé áîëåçíè íîâîðîæäåííûõ
Ñîñòàâèëà: ïðåïîäàâàòåëü
Ðåâíèâöåâà Î.Â.
Ïëàí
1. Êðèòåðèè îöåíêè ñîñòîÿíèÿ ïðè ðîæäåíèè
2. Ïðè÷èíû, ôàêòîðû ðèñêà, êëèíè÷åñêèå ïðîÿâëåíèÿ, îñîáåííîñòè óõîäà è ïðîôèëàêòèêè ïðè çàáîëåâàíèÿõ ó íîâîðîæäåííûõ
3. Ëå÷åíèå çàáîëåâàíèé ó íîâîðîæäåííûõ
Ïðè÷èíû, ôàêòîðû ðèñêà, êëèíè÷åñêèå ïðîÿâëåíèÿ, îñîáåííîñòè óõîäà è ïðîôèëàêòèêè ïðè çàáîëåâàíèÿõ ó íîâîðîæäåííûõ:
— àñôèêñèÿ
— ãåìîëèòè÷åñêàÿ áîëåçíü íîâîðîæäåííûõ
Ýòî ñèíäðîì, õàðàêòåðèçóþùèéñÿ îòñóòñòâèåì äûõàíèÿ èëè íåðåãóëÿðíûìè äûõàòåëüíûìè äâèæåíèÿìè ïðè íàëè÷èè ñåðäå÷íîé äåÿòåëüíîñòè.
Àñôèêñèÿ ìîæåò áûòü: ïåðâè÷íîé (âðîæä¸ííîé), âòîðè÷íîé (âîçíèêàþùåé â ïåðâûå ÷àñû æèçíè).
Ê ôàêòîðàì ðèñêà ðàçâèòèÿ àñôèêñèè îòíîñÿò:
1) â àíòåíàòàëüíîì ïåðèîäå — äëèòåëüíûå ãåñòîçû áåðåìåííûõ, ìíîãîâîäèå, êðîâîòå÷åíèÿ, òÿæ¸ëûå ñîìàòè÷åñêèå çàáîëåâàíèÿ ìàòåðè, çàäåðæêó â/ó ðàçâèòèÿ ïëîäà;
2) â èíòðàíàòàëüíîì ïåðèîäå — àíîìàëüíûå ïðåäëåæàíèÿ ïëîäà, ïðåæäåâðåìåííóþ îòñëîéêó ïëaöåíòû, ïðåæäåâðåìåííûå ðîäû, çàòÿæíûå ðîäû, âûïàäåíèå è îáâèòèå ïóïîâèíû, íåñîîòâåòñòâèå ãîëîâêè ïëîäà ðàçìåðàì ìàëîãî òàçà ìàòåðè; áîëåçíè ñåðäöà, ë¸ãêèõ è ìîçãà ó ïëîäà.
Âòîðè÷íàÿ àñôèêñèÿ ìîæåò ðàçâèòüñÿ âñëåäñòâèå àñïèðàöèè, ðîäîâîé òðàâìû ãîëîâíîãî è ñïèííîãî ìîçãà, ïíåâìîïàòèé, âðîæä¸ííûõ ïîðîêîâ ñåðäöà, ë¸ãêèõ è ìîçãà.
Êëèíèêà. Âåäóùèìè ñèìïòîìàìè ÿâëÿþòñÿ íàðóøåíèå äûõàíèÿ, ïðèâîäÿùåå ê èçìåíåíèþ ñåðäå÷íîé äåÿòåëüíîñòè, ïîðàæåíèþ ãîëîâíîãî ìîçãà. Îöåíêó ñòåïåíè òÿæåñòè ïåðâè÷íîé àñôèêñèè ïðîâîäÿò ïî øêàëå Àïãàð â êîíöå 1 è 5 ìèíóò æèçíè:
1. ×ÑÑ (îòñóòñòâóåò — Îá., ìåíåå 100 â ìèí.- 1á., 100 è áîëåå — 26.)
2. Äûõàíèå (îòñóòñòâóåò — Îá., áðàäèïíîå è íåðåãóëÿðíîå — 1á., ðåãóëÿðíîå è ãðîìêèé êðèê — 26.)
3. Òîíóñ ìûøö (êîíå÷íîñòè ñâèñàþò — Îá., ÷àñòè÷íîå ñãèáàíèå êîíå÷íîñòåé — 1á., àêòèâíûå äâèæåíèÿ — 2á.)
4. Ðåôëåêòîðíàÿ âîçáóäèìîñòü — ðåàêöèÿ íà ââåäåíèå íîñîâîãî êàòåòåðà (îòñóòñòâóåò — Îá., ãðèìàñà — 1á., êàøåëü, ÷èõàíèå — 2á.)
5. Îêðàñêà êîæè (ãåíåðàëèçîâàííàÿ áëåäíîñòü èëè öèàíîç — Îá., àêðîöèàíîç — 1á., ðîçîâàÿ — 2á.)
Ðàçëè÷àþò ïî êëàññèôèêàöèè ÂÎÇ äâå ñòåïåíè àñôèêñèè:
· óìåðåííàÿ àñôèêñèÿ — ïî øêàëå Àïãàð ñóììàðíî 5-6á., õàðàêòåðèçóåòñÿ íå ðåçêî âûðàæåííûì öèàíîçîì êîæíûõ ïîêðîâîâ, çàìåäëåíèåì ×ÑÑ, ðåäêèì ïîâåðõíîñòíûì äûõàíèåì, óäîâëåòâîðèòåëüíûì ìûøå÷íûì òîíóñîì, ñîõðàí¸ííîé ðåàêöèåé íà íîñîâîé êàòåòåð.
· òÿæ¸ëàÿ àñôèêñèÿ — ïî øêàëå Àïãàð 1-4á., ñîñòîÿíèå ãëóáîêîãî òîðìîæåíèÿ, êîæà áëåäíàÿ, äûõàíèå îòñóòñòâóåò, áðàäèêàðäèÿ (ìåíåå 80 â ìèí.), òîíóñ ìûøö è ðåôëåêñû ðåçêî ñíèæåíû èëè îòñóòñòâóþò.
Ëå÷åíèå. Ïðè ðîæäåíèè ðåá¸íêà â àñôèêñèè íåìåäëåííî ïðîâîäÿòñÿ ðåàíèìàöèîííûå ìåðîïðèÿòèÿ äëÿ âîññòàíîâëåíèÿ äûõàíèÿ, êðîâîîáðàùåíèÿ è êîððåêöèè êèñëîòíî-îñíîâíîãî ñîñòîÿíèÿ:
1) Ïîìåñòèòü ðåáåíêà ïîä èñòî÷íèê ëó÷èñòîãî òåïëà, áûñòðî îòñîñàòü ñëèçü èç ÂÄÏ ñ
ïîìîùüþ ðåçèíîâîãî áàëëîíà èëè ýëåêòðîîòñîñà è ïðîâåñòè îêñèãåíàöèþ ñ
ïîìîùüþ êèñëîðîäíîé ìàñêè èëè äûõàòåëüíîãî ìåøêà 100% êîíöåíòðàöèåé
êèñëîðîäà ñ ÷àñòîòîé 40 â ìèí., â òÿæ¸ëûõ ñëó÷àÿõ — èíòóáàöèÿ òðàõåè è ÈÂË.
2) Ïðè áðàäèêàðäèè íà÷èíàþò íåïpÿìîé ìàññàæ ñåðäöà ñ ÷àñòîòîé 120 â ìèí.
Ïðè íåýôôåêòèâíîñòè ìàññàæà íà ôîíå ÈÂË — ââåäåíèå 0,01% ð-ðà àäðåíàëèíà
ýíäîòðàõåàëüíî èëè â âåíó ïóïîâèíû (0,1-0,3 ìë/êã.).
3) Ïðè òÿæ¸ëîé àñôèêñèè — ïðè ñîõðàíåíèè áðàäèêàðäèè — â âåíó ïóïîâèíû ââîäÿò
4% ð-ð áèêàðáîíàòà íàòðèÿ (2-3 ìë/êã.).
Ðåàíèìàöèîííûå ìåðîïðèÿòèÿ ïpåêðàùàþò, åñëè â òå÷åíèå 20 ìèí. ïîñëå ðîæäåíèÿ è íà÷àëà ðåàíèìàöèè îòñóòñòâóåò ñåðäöåáèåíèå.
Îñëîæíåíèÿ, âîçìîæíûå ïîñëå àñôèêñèè:
Àñïèðàöèîííàÿ ïíåâìîíèÿ.
Íåâðîëîãè÷åñêèå ðàññòðîéñòâà.
Íàðóøåíèÿ ôèçè÷åñêîãî è ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ.
Ãåìîëèòè÷åñêàÿ áîëåçíü íîâîðîæäåííûõ
Ãåìîëèòè÷åñêàÿ áîëåçíü íîâîðîæäåííîãî ( ÃÁÍ) — çàáîëåâàíèå, â îñíîâå êîòîðîãî ëåæèò ðàçðóøåíèå ýðèòðîöèòîâ âñëåäñòâèå èììóíîëîãè÷åñêîãî êîíôëèêòà êðîâè ìàòåðè è ïëîäà.
Ýòèîëîãèÿ. Ðåçóñ-êîíôëèêò âîçíèêàåò ïðè áåðåìåííîñòè ðåçóñ-îòðèöàòåëüíîé æåíùèíû ðåçóñ-ïîëîæèòåëüíûì ïëîäîì. ÀÂÎ èììóíîêîíôëèêò íàáëþäàåòñÿ ïðè Î (1) ãðóïïå êðîâè ó ìàòåðè è À (Ï) èëè Â (Ø) ó ïëîäà.
Êëèíè÷åñêàÿ êàðòèíà. Ðàçëè÷àþò òðè ôîðìû ãåìîëèòè÷åñêîé áîëåçíè íîâîðîæäåííûõ: îòå÷íóþ, æåëòóøíóþ, àíåìè÷åñêóþ.
Îòå÷íàÿ (2% ñëó÷àåâ) íàèáîëåå òÿæåëàÿ è õàðàêòåðèçóåòñÿ îáùèì îòåêîì ïðè ðîæäåíèè, íàêîïëåíèåì æèäêîñòè â ïîëîñòÿõ (ïëåâðàëüíîé, ñåðäå÷íîé ñóìêå, áðþøíîé ïîëîñòè), ðåçêîé áëåäíîñòüþ ñ æåëòèçíîé, óâåëè÷åíèåì ïå÷åíè, ñåëåçåíêè.  àíàëèçàõ êðîâè ðåçêàÿ àíåìèÿ (ìàëîêðîâèå). Ñî÷åòàíèå ðåçêîé àíåìèè è íèçêîãî óðîâíÿ áåëêà â êðîâè ðåáåíêà ñïîñîáñòâóåò ðàçâèòèþ ñåðäå÷íîé íåäîñòàòî÷íîñòè, êîòîðàÿ ìîæåò ïðèâåñòè ê ëåòàëüíîìó èñõîäó (âíóòðèóòðîáíî èëè ñðàçó ïîñëå ðîæäåíèÿ).
Æåëòóøíàÿ ôîðìà — ñàìàÿ ÷àñòàÿ êëèíè÷åñêàÿ ôîðìà (88% ñëó÷àåâ). Ðåáåíîê îáû÷íî ðîæäàåòñÿ â ñðîê, ñ íîðìàëüíîé ìàññîé òåëà, áåç âèäèìûõ èçìåíåíèé öâåòà êîæè. Óæå íà 1-2-å ñóòêè æèçíè ïîÿâëÿåòñÿ æåëòóõà, êîòîðàÿ áûñòðî íàðàñòàåò. Ïðîèñõîäèò óâåëè÷åíèå ïå÷åíè è ñåëåçåíêè. Äåòè âÿëûå, àäèíàìè÷íûå, ïëîõî ñîñóò. Ðåôëåêñû ñíèæåíû. Âûðàæåíà àíåìèÿ (óðîâåíü ãåìîãëîáèíà íèæå 160 ã/ë), ðåçêî óâåëè÷èâàåòñÿ ñîäåðæàíèå íåïðÿìîãî áèëèðóáèíà â êðîâè (300 ìêìîëü/ë è áîëåå, ïðè íîðìå 10-51 ìêìîëü/ë). Ìî÷à òåìíàÿ, êàë îáû÷íîé îêðàñêè. Áèëèðóáèíîâàÿ èíòîêñèêàöèÿ õàðàêòåðèçóåòñÿ âÿëîñòüþ, ñðûãèâàíèÿìè, ðâîòîé, ïàòîëîãè÷åñêèì çåâàíèåì, ñíèæåíèåì ìûøå÷íîãî òîíóñà. Òàê êàê íåïðÿìîé áèëèðóáèí ÿâëÿåòñÿ íåéðîòîêñè÷íûì ÿäîì, ëåãêî ïðîíèêàþùèì ÷åðåç ãåìàòîýíöåôàëè÷åñêèé áàðüåð, ìîãóò ïîÿâèòüñÿ ïðèçíàêè áèëèðóáèíîâîé èíòîêñèêàöèè ìîçãà — ÿäåðíîé æåëòóõè Àíåìè÷åñêàÿ ôîðìà — íàèáîëåå äîáðîêà÷åñòâåííàÿ, (10% ñëó÷àåâ) è ïðîÿâëÿåòñÿ áëåäíîñòüþ, ïëîõèì àïïåòèòîì, âÿëîñòüþ, óâåëè÷åíèåì ïå÷åíè è ñåëåçåíêè, àíåìèåé, óìåðåííûì ïîâûøåíèåì áèëèðóáèíà.
íîâîðîæäåííûé çàáîëåâàíèå àñôèêñèÿ ãåìîëèòè÷åñêèé
Ëå÷åíèå çàáîëåâàíèé ó íîâîðîæäåííûõ
Ëå÷åíèå ãåìîëèòè÷åñêîé áîëåçíè íîâîðîæäåííûõ êîìïëåêñíîå è íàïðàâëåíî, ïðåæäå âñåãî, íà áûñòðåéøåå óäàëåíèå èç îðãàíèçìà íîâîðîæäåííîãî òîêñè÷åñêèõ ïðîäóêòîâ ðàñïàäà ýðèòðîöèòîâ (ãåìîëèçà), áèëèðóáèíà è àíòèòåë, ÷òîáû íå ïðîäîëæàëñÿ ïðîöåññ ãåìîëèçà ïîñëå ðîæäåíèÿ.
Âíóòðèâåííî ââîäÿòñÿ äåçèíòîêñèêàöèîííûå ðàñòâîðû, âèòàìèíû, ãëþêîçà.
Íàçíà÷àþò ôåíîáàðáèòàë, êîòîðûé ñïîñîáñòâóåò ñâÿçûâàíèþ è âûâåäåíèþ áèëèðóáèíà, ýíòåðîñîðáåíòû (êàðáîëåí, õîëåñòèðàìèí).
Ïðîâîäÿò ôîòîòåðàïèþ ëàìïàìè ñèíåãî èëè ãîëóáîãî öâåòà.
Ðåáåíêó íåîáõîäèìî îáèëüíîå ïèòüå, ââåäåíèå âèòàìèíîâ ãðóïïû Â.
Ïðè íåýôôåêòèâíîñòè äåçèíòîêñèêàöèîííîé òåðàïèè è ïðè î÷åíü áûñòðîì íàðàñòàíèè ñîäåðæàíèÿ áèëèðóáèíà â êðîâè, ïðè âûðàæåííîì ñíèæåíèè óðîâíÿ ãåìîãëîáèíà ðåøàþò âîïðîñ î ïðîâåäåíèè çàìåííîãî ïåðåëèâàíèÿ êðîâè. Îïåðàöèþ ÇÏÊ ïðîâîäÿò â îïåðàöèîííîé, â óñëîâèÿõ ñòðîãîé àñåïòèêè ÷åðåç âåíó ïóïîâèíû, èñïîëüçóÿ ðåçóñ-îòðèöàòåëüíóþ êðîâü òîé æå ãðóïïû, ÷òî è êðîâü ðåáåíêà (âðà÷åáíàÿ ïðîöåäóðà).
Âñêàðìëèâàíèå ïðîâîäÿò äîíîðñêèì ãðóäíûì ìîëîêîì. Ïðèêëàäûâàòü äåòåé ê ãðóäè ðàçðåøàåòñÿ òîëüêî ïîñëå 3-5-ãî äíÿ æèçíè, òàê êàê ôèçè÷åñêàÿ íàãðóçêà ìîæåò óñèëèòü ãåìîëèç ýðèòðîöèòîâ. Íàëè÷èå àíòèòåë â ìîëîêå íå ÿâëÿåòñÿ ïðîòèâîïîêàçàíèåì ê ãðóäíîìó âñêàðìëèâàíèþ, ïîñêîëüêó â æåëóäî÷íî-êèøå÷íîì òðàêòå àíòèòåëà ðàçðóøàþòñÿ.
Ïðîôèëàêòèêà. Âêëþ÷àåò îïðåäåëåíèå ó âñåõ áåðåìåííûõ ãðóïïû êðîâè è ðåçóñ-ôàêòîðà. Æåíùèí ñ ðåçóñ-îòðèöàòåëüíîé êðîâüþ ñòàâÿò íà ó÷åò â æåíñêîé êîíñóëüòàöèè. Ïðè ýòîì âûÿñíÿþò, íå ïðîèçâîäèëîñü ëè èì ðàíåå ïåðåëèâàíèå êðîâè, íå ðîæäàëèñü ëè äåòè ñ äàííûì çàáîëåâàíèåì, âûÿâëÿþò ñëó÷àè ìåðòâîðîæäåíèÿ è àáîðòû. Åñëè ïðè ïåðâîé áåðåìåííîñòè ñäåëàí àáîðò èëè æå ïðîèçîøåë ñàìîïðîèçâîëüíûé âûêèäûø, íå ïîçäíåå äâóõ-òðåõ ñóòîê íåîáõîäèìî ñäåëàòü èíúåêöèþ àíòèðåçóñíîãî èììóíîãëîáóëèíà.
Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru
Источник
Лекция №4
Сестринской процесс
при гемолитической болезни новорожденных
(ГБН)
План лекции.
- Определение
- Этиология
- Патогенез
- Клиническая картина
- Диагностика. Лечение ГБН.
- Роль медицинской сестры в выхаживании детей.
- Профилактика и прогноз.
Сестринской процесс
при гемолитической болезни новорожденных
(ГБН)
Гемолитическая болезнь новорожденного
(ГБН) — заболевание, в основе которого лежит
разрушение эритроцитов вследствие иммунологического
конфликта крови матери и плода.
Этиология. Заболевание развивается при резус-несовместимости
крови матери и плода или несоответствии
по группам крови системы АВО, реже — по
другим системам крови. Резус-конфликт
возникает при беременности резус-отрицательной
женщины резус-положительным плодом.
АВО-иммуноконфликт наблюдается при
О (I) группе крови у матери и А (П) или В
(III) у плода.
Для рождения больного ребенка необходима
предшествующая сенсибилизация матери.
Резус-отрицательная женщина может
быть сенсибилизирована переливаниями
крови (метод и время значения не имеют),
предыдущими беременностями, в том числе
и при их прерывании.
При развитии ГБН по системе АВО
предыдущие беременности не имеют значения,
так как сенсибилизация женщины развивается
еще до беременности, например при вакцинации.
Несоответствие крови плода
и матери не всегда приводит к развитию
заболевания. При нормально протекающей
беременности плацента выполняет барьерную
функцию и непроницаема для антител.
Нарушение целостности плацентарного
барьера при гестозах беременности
и заболеваниях матери уже при первой
беременности может привести к рождению
ребенка с ГБН.
Патогенез. Резус-фактор, антиген А или В эритроцитов
плода, попадая через плаценту в кровь
матери, вызывают образование антител.
Антитела проникают через плацентарный
барьер и фиксируются на эритроцитах
ребенка
Разрушение эритроцитов приводит
к развитию гипербилирубинемии и анемии.
Образовавшийся вследствие распада эритроцитов
непрямой (свободный) билирубин (НЕ) в обычных
условиях превращается в печени в прямой
(связанный) билирубин и выделяется в кишечник.
Если скорость разрушения эритроцитов
превышает способность печени обезвреживать
токсичный НБ, он накапливается в кровеносном
русле и приводит к развитию желтухи.
НБ является нейротоксичным ядом и,
достигая критического уровня (свыше 310-340
мкмоль/л у доношенных и свыше 200 мкмоль/л
у недоношенных), проходит через гематоэнцефалический
барьер и повреждает подкорковые ядра
и кору головного мозга, что приводит к
развитию билирубиновой энцефалопатии
(ядерной желтухи). Кроме того, он вызывает
повреждение других органов: печени, сердца,
легких.
Клиническая картина. Различают три формы заболевания:
- отечную (2%),
- желтушную (88%) и
- анемическую (10%).
Отечная форма — самая тяжелая. Плод погибает внутриутробно
или рождается недоношенным. Дети маложизнеспособны.
Отмечаются выраженные отеки всех тканей,
бледность кожных покровов и слизистых
оболочек. В серозных полостях выявляют
скопление транссудата. Быстро присоединяются
признаки сердечно-легочной недостаточности.
Печень и селезенка резко увеличены, плотные
В анализе крови — значительное
снижение гемоглобина и эритроцитов. Плацента
обычно увеличена, отечна.
Желтушная форма заболевания встречается наиболее часто.
Основными ее симптомами являются ранняя
желтуха, анемия, увеличение печени и селезенки,
в тяжелых случаях — геморрагический синдром
и поражение ЦНС.
Желтуха появляется сразу после
рождения или к концу первых суток.
Она достигает максимума на 2-3-й день
жизни.
Нарастание содержания билирубина
приводит к развитию симптомов билирубиновой
интоксикации: вялости, сонливости, угнетению
физиологических рефлексов, снижению
тонуса мышц.
На 3-4-е сутки после рождения
уровень билирубина может достигнуть
критических цифр.
Появляются симптомы ядерной желтухи:
ригидность затылочных мышц, тонические
судороги, напряжение большого родничка,
пронзительный крик, симптом «заходящего
солнца».
Иногда развиваются лихорадка центрального
происхождения, расстройства дыхания
и нарушения сердечной деятельности.
Моча ребенка окрашивается в
интенсивный темный цвет, окраска
стула не изменяется.
Иногда к концу 1-й недели у
больных может нарушиться выделение
желчи в кишечник — развивается холестаз
(синдром сгущения желчи). Кожа приобретает
зеленоватый оттенок, кал обесцвечивается,
моча темнеет, в крови повышается содержание
прямого билирубина.
Анемическая форма по течению наиболее доброкачественная.
Клинически проявляется сразу
после рождения или в течение
1- 3-й недель жизни. Отмечаются
бледность кожных покровов, иногда
с легкой истеричностью, небольшое
увеличение печени, реже селезенки.
Дети вялые, плохо сосут грудь.
В крови выявляется снижение гемоглобина
и эритроцитов с увеличением незрелых
форм. Уровень билирубина повышен незначительно.
Диагностика. В настоящее время разработаны методы
антенатальной диагностики ГБН, при которых
учитывают несовместимость крови по эритроцитарным
антигенам, собирают анамнез матери (предшествующие
прерывания беременности, выкидыши, рождение
больных детей, гемотрансфузии без учета
резус-фактора). Определяют в динамике
титр противорезусных и групповых антител
в крови беременной женщины, проводят
ультразвуковое сканирование и исследование
околоплодных вод.
После рождения ребенка определяют
группу крови и резус- принадлежность,
при необходимости — билирубин
в пуповинной крови и последующий
почасовой его прирост, гемоглобин
пуповинной и периферической крови;
выраженность иммунологической реакции
(пробу Кумбса, которая позволяет определить
эритроциты новорожденного, связанные
с антителами);
выявляют ранние клинические
симптомы заболевания.
Лечение. Направлено на борьбу с гипербилирубинемией,
выведение антител и ликвидацию анемии.
Различают лечение консервативное
и оперативное.
К основным методам консервативного лечения относятся:
- инфузионная терапия;
- препараты, снижающие темпы гемолиза (альфа-токоферол, АТФ, глюкоза),
- ускоряющие метаболизм и выведение билирубина (фенобарбитал),
- уменьшающие возможность обратного всасывания из кишечника (карболен, агар-агар, холестирамин),
- фототерапия, основанная на фотохимическом окислении билирубина в поверхностных слоях кожи с образованием нетоксических продуктов. Фототерапию желательно проводить в кувезах, чтобы обеспечить оптимальный режим температуры и влажность окружающей среды. На глаза ребенка надевают светозащитные очки, половые органы закрывают светонепроницаемой бумагой.
- Для лечения холестаза дают внутрь желчегонные средства (сульфат магния и аллохол).
К оперативному лечению относятся заменное переливание крови
(ЗПК) и гемосорбция и плазмоферез.
ЗПК проводится при тяжелых формах
заболевания. Для него обычно используют
резус-отрицательную кровь той же группы,
что и кровь ребенка (из расчета 150 мл/кг).
За время операции заменяется около 70%
крови больного.
При выраженной анемии применяют эритроцитарную
массу.
В случае АВО-несовместимости
для ЗПК используют 0(1) группу
крови или эритроцитарную массу
0(1) группы, а также сухую плазму, совместимую
с группой крови ребенка. При необходимости
заменное переливание крови повторяют.
Перед операцией сестра готовит
оснащение, подогревает кровь, аспирирует
содержимое желудка ребенка, делает очистительную
клизму и пеленает его в стерильное белье,
оставляя открытой переднюю стенку живота.
Ребенка укладывают на подготовленные
грелки (или в кувез) и следят за температурой
и основными жизненными функциями. После
операции дети подлежат интенсивному
наблюдению.
В случае желтушных форм ГБН могут
использоваться гемосорбция и плазмаферез (удаление билирубина из крови или плазмы
при пропускании их через сорбент).
В первые 3-5 дней новорожденных кормят
сцеженным материнским молоком,
так как физическая нагрузка может усилить
гемолиз эритроцитов. Наличие антител
в молоке не является противопоказанием
к вскармливанию грудным молоком, поскольку
в желудочно-кишечном тракте антитела
разрушаются. Ребенка прикладывают к груди
после снижения содержания билирубина
в крови и уменьшения желтухи.
Профилактика. Состоит из строгого учета резус-принадлежности
крови реципиента и донора при переливании
крови, предупреждения нежелательной
беременности, широкого комплекса социальных
мер охраны здоровья женщин.
Основным специфическим методом
профилактики является введение женщине
с резус-отрицательной кровью иммуноглобулина
анти-D, тормозящего образование антител.
Иммуноглобулин вводят после рождения
здорового резус-положительного ребенка,
а также после прерывания беременности.
При нарастании титра антител у
беременной проводят детоксикационную,
гормональную, антигистаминную терапию,
назначают витамины.
- Производится пересадка кожного лоскута от мужа с целью фиксации антител на антигенах трансплантата.
При угрожающем титре антител применяют
УФО крови, гемосорбцию, плазмаферез,
а также прерывание беременности.
Прогноз. После гемолитической желтухи у детей
могут наблюдаться разнообразные отклонения
в психоневрологическом статусе. Среди
детей, пораженных ГБН, выше общая заболеваемость,
чаще отмечаются неадекватные реакции
на профилактические прививки, психовегетативные
нарушения, хронические поражения гепатобилиарной
системы.
Контрольные вопросы.
- Назовите причины возникновения ГБН.
- Какие формы ГБН встречаются?
- Опишите желтушную форму ГБН.
- Чем опасна ядерная желтуха?
- Как можно диагностировать ГБН?
- Назовите принципы лечения ГБН.
- Какие профилактические мероприятия снижают риск ГБН?
- Каков прогноз заболевания для ребенка?
- Роль медицинской сестры в уходе за пациентами с ГБН.
Источник