Схема написания истории болезни по пропедевтике детских болезней

1. ПАСПОРТНАЯ ЧАСТЬ

  1. Фамилия,
    имя, отчество больного

  2. Возраст,
    дата рождения

  3. пол

  4. Домашний
    адрес

  5. место
    учебы (если ребенок не посещает детский
    сад — неорганизованный)

  6. ФИО
    родителей, возраст, место работы

  7. Кем
    направлен

  8. Дата
    поступления в клинику

  9. Диагноз
    направившего учреждения

  10. Окончательный
    клинический диагноз:

-основного
заболевания (по классификации)

-осложнений
основного заболевания

-сопутствующих
заболеваний.

2. ЖАЛОБЫ БОЛЬНОГО

Основные, которые привели ребенка в
больницу, и второстепенные.

3. Анамнез настоящего
заболевания.

— Длительность 9 например: впервые
симптомы заболевания появились в 2 года
и уже более 6 лет)

— Динамика заболевания

— Цель госпитализации ( например, ребенок
для дольнейшего обследования был
направлен в ДРКБ)

4. Анамнез заболевания.

А. Генеалогический анамнез.

Заключение
по генеалогическому анамнезу:


генеалогический анамнез не отягощен


генеалогический анамнез отягощен по
заболеваниям ______________


отягощенность генеалогического анамнеза:
низкая (10 = 0 – 0,2), умеренная (10=0,3-0,5),
выраженная (10=0,6-0,8), высокая(10=0,9 и выше)

Направленность
риска: предрасположенность к
________________

Б. Биологический анамнез.

Течение беременности (антенатальный
период).

От какой беременности родился данный
ребенок, какой по счету ребенок. Чем
закончились предыдущие беременности
— болезни, роды срочные, преждевременные,
выкидыш, мертворожденность, переливание
крови. Как протекала бе­ременность в
данном случае. Состояние здоровья матери
во время беременности, вирусные
заболевания, токсикоз беременности
первой и второй половины, питание,
условия жизни матери, режим, использование
дородового отпуска. Вредные факторы на
производстве, контакт с животными и на
каких сроках беременности. Если мать
болела во время бе­ременности, то чем
и как тяжело, какие лекарства принимались
во время беременности. За сколько
времени до родов ушла в отпуск; закончилась
ли беременность в срок или раньше срока.

Течение родов (интранатальный
период).

Как протекали роды, где ( дома, в роддоме).
Время схваток, время безводного периода.
Длительность родов.

Состояние ребенка после
рождения (постнатальный-ранний
неонатальный).

Ребенок доношенный или недоношенный.
Его состояние при рождении, первоначальный
вес и длина тела, закричал сразу или
нет, как закричал. Желтуха, сыпь.
Длительность безводного периода.
Асфиксия. Оживление, каким образом.
Родовая травма.

Течение периода новорожденности.

Когда был приложен к груди, как сосал (
пенистые выделения из рта, срыгивание,
рвота, посинение). Была ли физиологическая
потеря в массе и когда восстановлена
масса. Была ли физиологическая желтуха,
время появления, степень выраженности,
длительность. День отпадения пуповины
и состояние пупочной ранки. На какой
день выписан из роддома. Лечился ли в
роддоме. Состояние кожи и пупка при
выписке (пиодермия, опрелость, потница,
корочка на пупочном остатке, гной или
кровяная корка).

Вскармливание.

Как ребенок вскармливался, начиная с
первых дней жиз­ни: по часам или на
свободном режиме; с ночным перерывом
или без него; когда был введен прикорм
или докорм; какой прикорм или докорм
получал ребенок; когда отняли ребенка
от груди; ка­кова была диета после
года. С какого возраста, и в каком
количе­стве вводились дополнительные
факторы питания (соки, фрукто­вое
пюре, желток, растительное и сливочное
масло). Откуда получали смеси ( из молочной
кухни или готовили дома).

Сколько времени был на грудном
вскармливании (до __ мес.). Продолжительность
сосания.

! Проводилась ли профилактика рахита?
Чем, доза.

ФР И НПР

Динамика веса и роста ( прибавка в массе
по месяцам, росте). Время прорезывания
зубов. Развитие статических и динамических
функций (когда начал держать го­ловку,
сидеть, ползать, стоять, ходить и т.д.).
Развитие высшей нервной деятельности:
первая улыбка, гуление, слова. Запасы
слов к году. Произношение четкое,
картавое. Аппетит и сон с момента
рождения.

Поведение ребенка и круг интересов.

Общее по­ведение ребенка: спокойный,
уравновешенный, обидчивый, замк­нутый,
раздражительный, реакция на новое,
отношение к другим детям, взрослым; как
засыпает, как учится. Посещает ли детские
учреждения. Особенности ухода в домашних
условиях. Его любимые занятия.

Перенесенные заболевания.

В раннем возрасте — опрелость, молочница,
заболевание пупка, ушей, пневмония,
рахит, экссудативный диатез, кишечные
расстройства, дистрофии. Какие инфекции
и когда. Характер перенесенных заболеваний.
Сколько раз перенес ОРВИ в год. Состоит
ли на учете у специалистов. Патология
ЛОР органов (какая, чем лечился).
Перенесенные операции (когда, какие).

Читайте также:  Струя бобра лечебные свойства применение при болезни

Эпидемиологический анамнез.

Следует выяснить, посещает ли ребенок
ясли, детский сад, школу и не имел ли он
контакт с каким — либо инфекционным
заболеванием. Не состоял ли он на
специальном диспансерном учете по
поводу туберкулеза или других каких-либо
заболе­ваний.

Иммунологический анамнез.

Против каких инфекций привит ребенок,
соблюдались ли сроки прививок, была ли
реакция на прививки и в чем она проявлялась.

Сделанные прививки: прививка БЦЖ,
прививки против полиомиелита, коклюша,
дифтерии, столбняка, кори. Тубер­кулиновые
пробы и реакция на них. Дата последней
профилактической прививки. Не вводился
ли гамма-глобулин (цель, когда).

Аллергологический анамнез.

Переносимость антибиотиков и др.
медикаментов ( аллергических реакций),
получал ли парентеральные антибиотики,
были ли проявления пищевой аллергии.
Перенесенные аллергические заболевания
(экссудативный диатез, нейродемит,
бронхиальная астма).Возникают ли
аллергические проявления в домашней
обстановке?(домашняя пыль, перо подушки),
имеются ли в квартире животные, совпадают
ли аллергические проявления с сезонами
года, с появлением цветочных растений.
Проводились ли кожное тестирование,
провокационные ингаляции, алиментарные
тесты и каковы были результаты.

Трансфузионный анамнез.

Получал ли переливание крови, плазмы,
кровезаменителей, реакции на них.

Гельминтозный анамнез.

Отхождение гельминтов(остриц, аскарид),
лечение, эффект.

Заключение по биологическому анамнезу:

Биологический анамнез не отягощен.

Биологический анамнез отягощен:
_____________

В. СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ АНАМНЕЗ.

Возраст родителей,
их профессия, место работы, профессиональная
вредность. Материально-бытовые условия:
Число членов семьи. Взаимоотношение в
семье. Характеристика квартиры. Уход
за ребёнком и состояние здоровья лица,
ухаживающего за ребёнком. С какого
возраста ребёнок посещает детское
образовательное учреждение (ДОУ), степень
адаптации к ДОУ (дошкольному, школьному).
Режим дня, длительность сна (дневного,
ночного), прогулок. У школьников — наличие
дополнительных нагрузок. Вредные
привычки. Характер питания.

Заключение по
социальному анамнезу
:

-не отягощен.

-отягощен: не
благоприятные жилищные условия, неполная
семья______________

ОБЩЕЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНАМНЕЗУ :
(поражение
какой системы можно предположить, острое
или хроническое заболевание, какие
отрицательные факторы из анамнеза жизни
могли способствовать развитию настоящего
заболевания или отягощать его).
______________________________________________________.

Общий осмотр и оценка тяжести состояния:

  1. Сознание: ясное, затемненное, спутанное,
    без сознания.

  2. Положение в кровати активное или ребенок
    совершенно беспомощен и не в состоянии
    изменить положение в постели.

  3. Положение свободное или вынужденное
    при различных заболеваниях.

  4. Выражение лица ребенка: спокойное,
    веселое, грустное, подавленное.

  5. Интересуется ли ребенок или безучастен
    к окружающей обстановке.

  6. Цвет кожных покровов и видимых слизистых,
    румянец, цвет его.

  7. Характер дыхания: спокойный, ровный,
    ритмичный или учащенный с раздуванием
    крыльев носа, глубокий или поверхностный,
    аритмичный, со стоном. Дышит ребенок
    носом или ртом, губы влажные или сухие.
    Если есть кашель, то характер его —
    сухой, влажный, короткий, слабый.

  8. Одышка смешанная, экспираторная,
    инспираторная.

  9. Наличие видимых оттеков, одутловатости
    лица.

  10. Индивидуальные особенности. Стигмы
    дисэмбриогенеза.

Для оценки общего состояния при
остроразвивающихся заболеваний в основу
кладут степень выраженности токсикоза,
который у ребенка проявляется деятельностью
ЦНС,ССС.

О тяжести токсикоза судят по
последовательности развития и степени
выраженности следующих клинических
признаков: вялость (апатия), малоподвижность
(адинамия), сменяемые периодически
беспокойством, сонливость, ступор,
сопор, кома, судорожный синдром.

При хроническом (длительно текущем)
заболевании тяжесть состояния определяется
степенью выраженности недостаточности
(нарушение функций и степень их
компенсации) или глубине поражения
органа, систем органов.

Н-р, уровень гемоглобина, число эритроцитов
при анемиях; обширности вовлечения в
процесс поверхности кожи при кожных
заболеваниях.

Источник

Текст из документа «88007»

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Педиатрический факультет

Кафедра пропедевтики детских болезней с курсами здорового ребенка и общим уходом за детьми.

Заведующий кафедрой: проф. В.А.Филин

Преподаватель: ассистент С.С.Галаева.

Ф.И.О. больного: Веденеева Юлия Олеговна. Возраст: 4 года.

Дата поступления в стационар: 06.03.2001 Дата курации 27.03.2001.

Клинический диагноз.

Основное заболевание: хронический гастродуоденит в стадии обострения.

Осложнения основного заболевания: нет.

Читайте также:  Болезни мопсов симптомы и их симптомы

Сопутствующие заболевания: острый ринит, правосторонний острый катаральный отит, ОРВИ, синдром холестаза, кариес.

Куратор: студентка III курса 332 группы

Мещенкова Наталья Владимировна

Москва, 2001г.

Паспортная часть

  1. Ф.И.О. – Веденеева Юлия Владимировна.

  2. Дата рождения – 21.11.1996г.

  3. Возраст – 4 года.

  4. Пол – женский.

  5. Постоянное место жительства – г. Москва, ул. Зеленодольская, д.12, кв.274.

  6. Детское учреждение – детский сад №755.

  7. Сведения о родителях:

Мать: Клочкова Татьяна Александровна, 32 года, домохозяйка.

Отец: Веденеев Олег Александрович, 30 лет, шофёр.

  1. Данные о группе крови отсутствуют.

  2. Аллергические реакции – ампицилин, гентамицин, левомицетин, бронхолитин, сладкие микстуры, деревенские яйца, мандарины, морковный сок.

  3. Дата поступления – 06.03.2001 г.

  4. Дата курации – 27.03.2001 г.

Клинический диагноз.

Основное заболевание: хронический гастродуоденит в стадии обострения.

Осложнение основного заболевания: нет.

Сопутствующие заболевания: острый ринит, правосторонний острый катаральный отит, ОРВИ, синдром холестаза, кариес.

Анамнез.

  1. Анамнез заболевания.

  1. Жалобы.

Ребенок поступил в отделение с жалобами на острую режущую боль по всей поверхности живота, расстройства стула (понос), тошноту и рвоту (однократную), повышение температуры до 380С.

На момент курации жалобы на боли, возникающие через 30-40 минут после еды или ночью, причем после приема пищи интенсивность болей уменьшается, но через некоторое время усиливается вновь («мойнинтановский ритм болей»), локализующиеся в пилородуоденальной зоне, отрыжка, приступы тошноты после еды, расстройства стула. Жалобы на заложенность носа, затруднение носового дыхания.

  1. Anamnesis morbi

Впервые заболевание проявило себя в 7 мес – отмечались диспепсические расстройства на приём жирной пищи. В 1 год начались запоры. В 2-3 года отмечалась реакция на приём жирной мясной пищи (шашлык): тошнота, рвота, диарея, повышение температуры, резкие боли в эпигастрии. В 2 года поставлен диагноз – острый гастродуоденит, в 3,5 – хронический гастродуоденит.

05.03.2001г. была нарушена диета девочки (больная съела жирный плов). Было повышение температуры, тошнота, рвота, диарея, резкие боли в животе. Мать вызвала бригаду скорой помощи. Девочка была доставлена в ИДКБ 5 марта в хирургическое отделение с предварительным диагнозом – острый аппендицит. Диагноз не подтвердился и девочка была переведена в 1-е терапевтическое отделение 6-го марта на обследование по поводу гастропатологии.

  1. Anamnesis vitae.

  1. Семейный анамнез.

  1. Акушерский анамнез.

Ребёнок от 4-й беременности, первые три были прерваны. Аборты были с осложнениями – эндометрит. Во время беременности была угроза выкидыша на 15-й неделе, низкая плацентация. Беременность протекала тяжело, с токсикозом, у матери была гипертония. Во время беременности мать болела ангиной и принимала индометацин. Роды произошли на 41-й неделе. Девочка родилась в асфиксии, было хирургическое вмешательство (открывали матку).

Масса новорожденной была 2950 г, рост – 47 см.

Массо-ростовой показатель (Кетле I) – 62,77 г/см.

Оценка по шкале Апгар – 7 баллов.

  1. Период новорожденности.

Во время рождения ребёнок перенёс инсульт, после чего в головном мозге была обнаружена киста размером 4х5 мм. У девочки отмечался гидроцефальный гипертензионный синдром.

К груди ребёнка приложили на 3-й день, со 2-й недели жизни переведена на искусственное вскармливание в связи с агалактией матери. Из роддома мать с ребёнком выписали на 7 день.

  1. Период грудного возраста.

В период грудного возраста отставала в физическом (до 5,5 мес. не прибавляла в весе и росте).

Нервно-психическое развитие по возрасту: 3-4 мес. начала гулить, в 8 мес. – вставать, в 10 мес. – ходить, 1,5 года – говорить.

Профилактические прививки по возрасту. Аллергические реакции на прививки отсутствовали.

1 мес. – ринит, хронический тонзиллит.

4,5 мес. – приступ ложного крупа.

5 мес. – рахит.

С 7 мес. отмечались диспепсические расстройства в виде диареи на приём жирной пищи, с 1 года начались запоры.

  1. Анамнез жизни в старшем возрасте.

Посещает детский сад.

Перенесенные заболевания:

Частые ОРВИ, ОРЗ (раз в 4-5 мес).

  1. Социальный анамнез.

Проживает в 4-х комнатной квартире с родителями и родственниками (всего 9 человек, из которых 2-е детей). Имеет отдельную кровать. Санитарно-гигиенические условия неудовлетворительные (квартира старая, сырая, отмечается рост плесени в сырых местах). Режим дня не соблюдается. Продолжительность ночного сна 8 – 9 часов. Режим питания не соблюдается.

  1. Аллергологический анамнез.

Читайте также:  Молитва перед иконой утоли моя болезни

Есть проявления бытовой сенсибилизации (заложенность носа, затруднение носового дыхания, чихание) на плесень.

Лекарственная аллергия на ампицилин, гентамицин, левомицетин, бронхолитин, сладкие микстуры.

Пищевая аллергия на деревенские куриные яйца, мандарины, морковный сок.

Заключение по анамнезу.

На основании жалоб (боли, локализующиеся в пилородуоденальной зоне, диспепсические явления и на заложенность носа, затруднение носового дыхания), аnamnesis morbi (повторные одинаковые реакции на жирную мясную пищу – диспепсические явления, повышение температуры, болевой синдром), anamnesis vitae (отец страдает хроническим гастритом, эрозивным бульбитом, мать – гастродуоденитом, бульбитом, колитом, дед — язвой желудка, бабушка умерла от рака кишечника) можно предположить поражение пищеварительной системы хронического течения, приобретённого генеза с наследственной предрасположенностью, и дыхательной системы – острого течения, приобретенного генеза.

Status praesens.

  1. Оценка и обоснование степени тяжести состояния ребенка.

Оценка степени тяжести состояния производится с учетом степени выраженности синдрома токсикоза и учета функционального поражения дыхательной и пищеварительной систем.

  • Синдром токсикоза выражен слабо (больная подвижна, активна, сонливости и вялости нет, нарушений сознания и сна не отмечалось).

  • Дыхательная система – выражены синдромы поражения: острый ринит (заложенность носа, затруднение носового дыхания, слизисто-гнойные выделения в носовых ходах), признаков дыхательной недостаточности не выявлено, ЧД и ЧПП / ЧД соответствуют возрасту.

  • Пищеварительная система – выражены синдромы поражения: хронический гастродуоденит в стадии обострения (боли, локализующиеся в пилородуоденальной зоне, диспепсические явления).

На основании этого степень тяжести состояния ребенка – средней тяжести.

  1. Оценка и заключение по физическому развитию.

Ребенку на момент курации 4 года, 4 месяца, 6 дней.

Возрастная группа – 4 года.

1 возрастной интервал – 6 месяцев.

  1. Формулы.

Показатели

Фактич.

Расчет

Норма

Разница

Воз.инт.

Оценка

Рост, см

90,5

130 — (4х7)

102

-11,5

-3,2

Оч.низ.

Вес, кг

12,7

19 – (1х2)

17

-4,7

-4,8

Оч.низ.

Окр. груди, см

50

63 — (6х1,5)

54

-4

-5,4

Оч.низ.

Окр.головы, см

48

50 — (1х1)

49

-1

-2

Ниже ср.

  • Индекс Тура: окр. груди – окр. головы = 50 – 48 = 2; (1n – 2n = 4 – 8 см, где n – возраст в годах).

  • hголовы / hтела = 17 / 90,5 ~ 1 / 5,5; (1 / 6 для 4 лет.)

Заключение по формулам: физическое развитие очень низкое, так как рост очень низкий, негармоничное, недостаток массы на данный рост, непропорциональное (несоответствие hголовы / hтела (1/5,5)).

  1. Центильная оценка.

Показатели

Фактич.

Центиль

Коридор

Трактовка

Рост, см

90,5

0-3

1

«оч. низкие величины»

Вес, кг

12,7

0-3

1

«оч. низкие величины»

Окр. груди, см

50

3-10

2

«низкие величины»

Окр.головы, см

48

3-10

2

«низкие величины»

Заключение по центилиям: физическое развитие очень низкое, так как рост очень низкий, гармоничное (рост и вес находятся в одинаковых коридорах), пропорциональное (окружность груди и окружность головы находятся в одинаковых коридорах).

  1. Соматотип.

Коридор (рост) + коридор (вес) + коридор (окр. груди) = 1+1+2 = 4, следовательно, микросоматотип (3 – 10).

Заключение: физическое развитие очень низкое, так как рост очень низкий, негармоничное, недостаток массы на данный рост, непропорциональное (несоответствие hголовы / hтела (1/5,5)).

  1. Оценка биологического возраста и соответствие его календарному.

  • По физическому развитию: -3,2 возрастных интервала, следовательно, соответствует 2,5 годам.

  • По вторичным половым признакам: Ma0, Р0, Ax0, Me0; баллы – 0,0.

Процесс полового созревания ещё не начался, вторичные половые признаки не выражены.

  • Зубная формула: кол-во 20, молочные;

Соответствует 4 годам.

  • Патологий со стороны психического развития не выявлено. Нервно-психическое развитие соответствует возрасту.

Заключение: биологический возраст соответствует календарному (зубная формула и нервно-психическое развитие соответствуют возрасту), с резким отставанием в физическом развитии.

  1. Оценка нервно-психического развития и соответствие календарному возрасту.

Сознание ясное.

Физическая, двигательная активность без изменений.

Источник