Сущность человека его здоровья и болезни

Сущность человека его здоровья и болезни thumbnail
Сущность человека его здоровья и болезни
Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:

Здоровье населения. Общественное здоровье

Прежде чем раскрыть содержание понятия «здоровье населения», «общественное здоровье», наукой о котором (как и о здраво- охранении) является наша дисциплина, остановимся на представлениях о социальной сущности человека, так как его здоровье и болезнь нельзя трактовать лишь с биологических натуралистических позиций.

Социальная сущность человека, его здоровья, болезней

Философы, натуралисты, врачи древнего мира (Китая, Греции, Индии, Рима, Александрии) считали природу человека подобием космоса: человек-«микрокосмос» в «макрокосмосе» состоит, как и космос, из тех же элементов — воды, воздуха, огня, дерева и др., твердых и жидких тел и элементов. Такие представления стали основой учений о сущности болезней и здоровья. Вспомним так называемые космогонические теории о здоровье как гармонии, «балансе» космических элементов организма и о болезни как их дисгармонии, «дисбалансе», вспомним и о первых вариантах гуморальной теории (Гиппократ): здоровье — изономия, равновесие, гармония жидкостей, дисгармония жидкостей — болезнь; о первых концепциях солидаризма: здоровье — гармония, равновесие твер- дых частиц (Демокрит, Левкипп) организма; болезнь — нарушение их равновесия, гармонии. Однако уже в древности, особенно у некоторых античных мыслителей и врачей, складывались убеждения и о роли поведенческих факторов, влияющих на болезни и здоровье. Эти социальные черты отличали человека от животных, вер- нее, добавляли новое качество его природе. Уже Аристотель называл человека общественным животным.

Человек, его жизнь, его природа, его способности и свойства становились все больше предметом внимания, размышлений и наблюдений, изображения на полотнах и скульптурах, предметом диспутов и научных трактатов. Деятельность, духовный мир и общение людей, т.е. социальное начало все больше включается в его природу и находит отражение в философских и других научных трудах.

Концентрация этой «социологизации» происходит у французских философов-просветителей, в том числе у врачей-философов материалистов Ле Руа, Ламеттри, Канабиса. К исследованию природных свойств человека они присовокупляли пользование предметами и орудиями труда и развитие сознания, мышления. Гельвеций говорил, что человек — животное с особой внешней организацией, руками и пользующийся оружием и орудиями труда. Декарт, Гобсс и другие философы и естествоиспытатели особо подчеркивали значение членораздельной речи и сознания, составляющих сущность человека. Юм, Кант и другие философы говорили о человеке как о разумном существе, производящем орудия. Франклину принадлежит широко известная формула: человек — животное, делающее орудия.

Эти и другие мыслители XVII-XVIII вв. и последующих лет таким образом признавали роль не только духовного, но и матери- ального, физиологического в единстве с духовным, но они не смогли подняться до понимания роли социального — качества, присущего человеку. По существу, недалеко ушли от таких взглядов антропологического принципа, как называл их Л. Фейербах, и русские просветители, философы-материалисты XIX в. Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.И. Герцен и даже Н.Г. Чернышевский. Не случайно одно из его наиболее известных произведений называлось «Антропологический принцип философии». Однако Н.Г. Чернышевский и другие русские мыслители не только подчеркивали единство, целостность духовных и физических свойств, но и гораздо лучше увидели связь человека с его трудовой деятельностью. Это был шаг навстречу диалектико-материалистической методологии, учению о сущности человека не только как биологического, высокоразвитого организма, но и как производного и носителя общественных отношений. Человек — не просто биологический или антропологический комплекс, природный абстракт из биологических свойств и ка- честв индивида, а продукт общественных отношений, созданных людьми в процессе их трудовой, производительной деятельности. «…Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному ин-

дивиду. В своей деятельности она есть совокупность всех общественных отношений» (К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч., 2-е изд., т. 3, с. 3).

Такое понимание сущности человека отнюдь не отрицает его принадлежности к животному миру, из которого он произошел. Че- ловек — новое качество, сплав биологического и социального, в котором превалирующее место принадлежит социальному. Однако еще раз повторяем: признаки биологической природы никогда не исчезнут у человека, т.е. его сущность проявляется и в биологических, природных и социальных свойствах. Человек выступает как активная, преобразующая природу сила, и, изменяя природу, человек активно преобразует и самого себя, свои общественные отношения.

На основе сказанного можно принять следующее определение, которое в свое время было сформулировано (Ю.П.Лисицын) в статье «Человек» (ММЭ). «Человек (Homo sapiens, человек разумный, относящийся к подтипу позвоночных, отряду приматов, классу млекопитающих) — высшая ступень развития животных организмов на Земле, общественное (социальное) существо, способное производить и использовать орудия труда, изменять окружающий мир, обладающее сознанием как функцией высокоорганизованного мозга и членораздельной речью».

Понимание сущности человека — ключ к пониманию категорий болезни и здоровья. Это четко представляли себе основоположники социальной гигиены в нашей стране. Они не отрывали соци- альное от биологического, подчеркивали примат социального, которое опосредует биологическое, преобразует его. Всякая попытка рассматривать человеческий организм вне общества, указывал З.П.Соловьев, является только «производной и совершенно искусственной абстракцией».

В произведениях философов, врачей, социологов, писавших и говоривших о здоровье и болезнях, давно уже обращено внимание на решающее воздействие социальных отношений, условий и факторов, образа, стиля жизни людей. Древние медики Гиппократ, Алкмеон Кротонский, Абу-Али Ибн Сина и другие видели истоки здоровья и причины болезней не только в смешении космических элементов, твердых образований и жидкостей, гневе богов, но и в характерах, темпераментах, поведении людей, их привычках, традициях, словом, в условиях и образе жизни. Делались даже попытки различать специфику заболеваний в зависимости от характера труда и занятий, социального статуса. Гален и Цельс разделяли бо-

Читайте также:  Сколько лечится мочекаменная болезнь у котов

лезни господ и рабов. Великие утописты Средневековья Т.Мор, Т.Кампанелла видели причины прекрасного здоровья жителей своих вымышленных островов и городов в идеально организованном общественном порядке и прекрасных условиях жизни. Бернардино Рамаццини осмелился издать капитальный труд «О болезнях ремесленников», в котором описывает ряд профессиональных болезней, вызванных неблагоприятными условиями труда. Французские философы-материалисты рисовали яркие картины зависимости здоровья рабочих на промышленных предприятиях от тяжелейших условий труда и быта.

Социал-демократические, рабочие и другие партии и движения в своих документах сообщали о тяжелых условиях жизни работаю- щих, подрывающих их здоровье, укорачивающих жизнь. Данные земской и фабрично-заводской статистики, обследований условий труда и быта, которые проводили отечественные медики, активные работники земской организации Ф. Эрисман, Д.Н. Жбанков, Н.И. Тезяков, Е.М. Дементьев и др. представили тысячи доказательств неблагоприятного влияния на здоровье рабочих, крестьян, ремесленников условий труда, быта, образа жизни в дореволюционной России. Первостепенная значимость социальных условий в формировании здоровья населения стала специальным предметом внимания и исследования представителей социальной гигиены. Они за рубежом и в нашей стране осуществили многие убедительные доказательства социальной обусловленности здоровья.

На уровне человека социальное опосредует биологическое, преобразует его, следовательно, все состояния человека, в том числе состояние здоровья и болезни, нельзя понять, оценить лишь на основе биологических (естественно-научных) знаний, без учета его социальных свойств и качеств, вернее, его социальной сущности — главенствующего начала в человеке. Однако, как отмечалось, будет неправильным исходить только из социальных характеристик, из абстрактно-социологических представлений, так как биологи- ческое в человеке остается его природной основой.

Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник

Методы изучения общественного здоровья.

Показатели физического развития

Под физическим развитием понимается комплекс морфологических и функциональных свойств организма, характеризующих размеры, форму, структурно-механические качества и гармоничность развития человеческого тела, а также запас его физических сил.

Наблюдение за физическим развитием населения в России является обязательной составной частью государственной системы медицинского контроля за здоровьем. Оно носит систематический характер и распространяется на различные возрастно-половые группы населения.

Основы физического развития закладываются в детском возрасте, поэтому показатели, его характеризующие, являются обязательными при оценке здоровья подрастающего поколения. Физическое развитие изучается обычно у новорожденных, детей различных возрастных групп и подростков, а также у взрослого населения для характеристики поколений разных лет рождения.

Различают три группы основных факторов, определяющих направленность и степень физического развития:

1) эндогенные факторы (наследственность, внутриутробные воздействия, недоношенность, врожденные пороки и пр.);

2) природно-климатические факторы (климат, рельеф местности, наличие рек, морей, гор, лесов и т. д.);

3) социально-экономические факторы (общественный строй, степень экономического развития, условия труда, быта, питания, отдыха, культурно-образовательный уровень, гигиенические навыки, воспитание и т. д.).

Все эти факторы действуют в единстве и взаимообусловленности, однако, поскольку физическое развитие является показателем роста и формирования организма, оно подчиняется не только биологическим законам, но в большей степени зависит от сложного комплекса социальных условий, имеющих решающее значение. Социальная среда, в которой находится человек, формирует и изменяет его здоровье, в том числе определяет уровень и динамику физического развития.

Таким образом, физическое развитие является интегральным показателем состояния здоровья, на который влияет многообразие внешних и внутренних факторов. В связи с этим основными задачами изучения физического развития населения являются:

1) наблюдение за уровнем и изменениями в физическом развитии различных групп населения;

2) углубленное изучение возрастно-половых закономерностей физического развития в связи с особенностями условий жизни, труда и быта, характера и формами медицинского обслуживания, занятиями спортом;

3) разработка возрастно-половых оценочных норм-стандартов физического развития населения для различных этнических групп в разных климатических зонах и экономических районах;

4) оценка эффективности оздоровительных мероприятий.

Наблюдение и контроль за физическим развитием человека начинаются с момента рождения ребенка: в родильном доме специально изучаются особенности физического развития новорожденных. Эта работа продолжается в детских поликлиниках и дошкольных учреждениях. Обязательному наблюдению и медицинскому контролю подлежит физическое развитие школьников и подростков. Школьные врачи, пользуясь разработанными возрастно-половыми стандартами, могут производить групповую и индивидную оценку уровня физического развития школьников и корректировать его по мере надобности методами физического воспитания. Наблюдение за физическим развитием взрослого населения проводится в допризывный период, при призыве на военную службу, во время прохождения военной службы, а также при единовременных периодических углубленных медицинских осмотрах различных групп рабочих, служащих, студентов, спортсменов и пр.

Данные о физическом развитии собирают всегда в процессе специально организованных исследований, на основе антропометрических измерений, проводимых по строго унифицированной программе.

Антропометрические измерения должны проводиться в отношении отдельных групп населения в следующем порядке:

1) новорожденные измеряются в родильных домах при рождении и выписке;

2) дети первого года жизни и в возрасте от 1 года до 3 лет – в детских яслях и детских поликлиниках ежемесячно;

3) дети от 3 до 7 лет – в детских садах и детских поликлиниках 2 раза в год;

4) дети и подростки (школьники) от 7 до 18 лет – в школах 1 – 2 раза в год;

5) учащиеся и студенты ПТУ, средних специальных и высших учебных заведений – по месту учебы при проведении медосмотров 1 раз в год;

6) допризывники – в военкоматах по местожительству;

7) рабочая молодежь – в МСЧ предприятий при проведении медосмотров;

8) военнослужащие – в медпунктах по месту службы при проведении углубленных медицинских обследований 1 – 2 раза в год;

9) спортсмены – в медико-санитарных учреждениях спортивных обществ и лечебно-физкультурных диспансерах в установленном порядке.

Читайте также:  Что такое болезнь паркинсона как она проявляется

Так как физическое развитие зависит от возраста и пола, показатели вычисляются для однородных возрастно-половых групп в каждом районе наблюдения. В связи с тем, что скорость изменения показателей физического развития неодинакова в разные периоды жизни ребенка, группировка материала для различных возрастных периодов производится с разным временным «шагом»:

1) для детей первого года жизни – по месяцам;

2) для детей от 1 года до 3 лет – каждые 3 месяца;

3) для детей от 3 до 7 лет – по полугодиям;

4) для детей старше 7 лет – за каждый год.

Существуют основные признаки физического развития, обычно регистрируемые в процессе проведения массовых медицинских осмотров населения. К ним относятся следующие.

1. Антропометрические, основанные на измерении размеров тела и скелета человека, включающие:

1) соматометрические – размеры тела и его частей;

2) остеометрические – размеры скелета и его частей;

3) краниометрические – размеры черепа.

2. Антропоскопические, основанные на описании тела в целом и отдельных его частей. К ним относятся:

1) тип телосложения;

2) развитие жирового слоя, мускулатуры;

3) форма грудной клетки, спины, живота, ног;

4) пигментация;

5) волосяной покров;

6) вторичные половые признаки и пр.

3. Физиометрические, определяемые с помощью специальных физических приборов. К ним относятся:

1) жизненная емкость легких (измеряется спирометром);

2) мышечная сила кистей рук (измеряется динамометром) и др.

Таким образом, основными признаками физического развития являются длина и масса тела, выражающие упитанность, развитие костного скелета и мускулатуры. Кроме того, к ним относится окружность грудной клетки на вдохе и выдохе, которая характеризует ее вместимость и развитие дыхательных органов. Измеряется также рост сидя, характеризующий пропорциональность тела; у новорожденных измеряется окружность головы. При динамическом наблюдении оценивается прирост этих показателей за определенное время (например, за год).

Для всесторонней характеристики физического развития изучаются, кроме того, особенности морфологического созревания (смена молочных зубов на постоянные, степень выраженности вторичных половых признаков, возраст наступления менархе и т. д.).

Данные антропометрических измерений обрабатываются методом вариационной статистики, в результате чего получают средние величины роста, веса, окружности грудной клетки, используемые при индивидуальной и групповой оценке физического развития.

Оценка физического развития имеет большое значение для многих областей медицины. Показатели физического развития используются для вычисления антропометрических маркеров риска ряда заболеваний и патологических состояний. В акушерстве измерение таза женщины позволяет определить тактику ведения родов.

Антропометрические показатели используются для контроля за физическим развитием детей и подростков, оценки эффективности проводимых оздоровительных мероприятий, они необходимы для определения режима дня и физической нагрузки ребенка.

Наряду с изучением данных антропометрии особое внимание уделяется оценке уровня биологического развития, т. е. биологического возраста. Замедленный темп биологического развития имеет существенное значение для решения вопроса о готовности ребенка к школьному обучению в связи с тем, что значительная часть этих детей испытывает серьезные трудности в школе, особенно в младших классах. Кроме того, оценка биологического возраста используется для определения спортивных возможностей ребенка, а также в судебно-медицинской практике.

В клинической практике ряд антропометрических показателей являются важными критериями для определения таких понятий, как «живорожденность», «мертворожденность», «недоношенность», «масса тела при рождении» и др.

В гигиене показатели физического развития необходимы для стандартизации одежды, обуви, мебели, рационального устройства рабочих мест.

В военной медицине показатели физического развития помогают определить годность к военной службе и роду войск.

Комплексная оценка физического развития, учитывающая и уровень биологического развития, и морфофункциональное состояние организма, позволяет выявить как детей, имеющих соответствующее возрасту гармоническое физическое развитие, так и детей с различными отклонениями за счет избытка или дефицита массы тела.

Физическое развитие имеет важное медико-социальное значение. Его уровень во многом говорит о социальном благополучии общества. Нарушения физического развития могут свидетельствовать о неблагоприятных условиях и образе жизни ребенка и являются одним из критериев для определения уровня социального риска семьи, выделения социально неблагополучных семей, требующих мер медико-социального воздействия.

Источник

Сущность человека, его здоровье и болезни можно правильно понимать исходя из, соотношения социального и биологического, что представляет собой ключ к “шифру” определения природы человека. Человек – уникальное создание Природы. С одной стороны – это высшая ступень развития животных организмов на Земле, человек разумный относится к подтипу позвоночных, отряду приматов, классу млекопитающих. Его тело, органы, системы органов “работают”, подчиняясь законам биологии. Черты “животности” как говорил Ф.Энгельс, никогда не исчезнут у человека, его сущность проявляется в биологических, природных отношениях. Но в отличие, от животных, способных в лучшем случае лишь собирать средства существования, человек производит их для удовлетворения своих жизненных потребностей, т.е. выступает как активная, преобразующая природу сила и, изменяя природу, человек активно преобразует и самого себя, свои общественные отношения.

Человек – общественное, социальное существо, способное производить и использовать орудия труда, изменять окружающий мир, обладающее сознанием как функцией высокоорганизованного мозга и членораздельной речью.

Понимание, изучение и признание биологической и социальной сущности человека лежит в основе осознания категории здоровья и болезни человека.
Философы, натуралисты, врачи древнего мира (Китая, Греции, Индии, Рима, Александрии) считали природу человека подобием природы, мира, космоса: человек – “микрокосмос” в “микрокосмосе” – и состоит, как и космос, из тех же элементов: воды, воздуха, огня, дерева и других твердых и жидких тел, элементов. Эти представления стали основой учений о сущности болезней и здоровья.

Космогонические теории рассматривали здоровье как гармонию, “баланс” космических элементов организма, а болезнь – как дисгормонию, “дисбаланс”. Греческий врач Гален, одним из первых анатомировал мозг человека и животных. Особенное значение, он придавал тому факту, что полости мозга (желудочки мозга) заполнены жидкостью. Он считал, что все физические функции тела, состояние здоровья и болезни зависят от распределения в организме четырех жидкостей: крови, флегмы (слизи), черной желчи и желтой желчи. Каждая из них, по определению Галена, имела свою функцию. Кровь поддерживала жизненный дух животного, флегма вызывала вялость, черная желчь обусловливала меланхолию, а желтая желчь – гнев. Представления Галена так глубоко проникли в научную мысль Запада, что на протяжении почти полутора тысяч лет роль этих основных жидкостей по существу не подвергалась сомнению (рис. 4 ).

Читайте также:  Корм для лечения мочекаменной болезни роял канин

1.

Рис. 4. Четыре жидкости тела:
а – слишком большое количество черной желчи удерживает меланхолика в постели;
б – избыток крови заставляет кавалера играть на лютне для свой дамы;
в – желтая желчь заставляет холерика-мужа бить жену;
г – флегма делает возлюбленную несговорчивой

В основе других теорий лежали соотношения атомов, монад, корпускул и пр., но принцип оставался прежним: равновесие, гармония – это здоровье, нарушение этого баланса приводит к болезни. Но уже в древности, особенно у античных мыслителей и врачей в результате наблюдений над жизнью людей, их образа и условий жизни складывались убеждения и о роли, поведенческих, т.е. социальных факторов. Аристотель называл человека общественным животным.

История науки о человеке и, находящаяся под их влиянием, медицина представляла собой нарастающий вал наблюдений и доказательств значения человеческих отношений, социальных условий и факторов для человека, его природы и развития. Ренессанс, извлекший из обломков римской империи и из паутины религиозного догматизма средневековья культ человеческой красоты и достоинства, возродил духовные и социальные начала в человеке, деятельного существа, способного не только любоваться природой, но и влияющего на нее. Только человек обладает духовной сущностью, талантом, способностью к творчеству, активному созиданию, познанию Природы. Эти свойства человеческой сущности становятся все больше предметов внимания, размышлений, наблюдений на полотнах и скульптурах, предметом диспутов и научных трактатов. Все больше деятельность, духовный мир и общение людей, т.е. социальное начало включается в его природу и находит отражение в философских и научных трудах.

Концентрация социологизации происходит у французских философов-просветителей, в том числе у врачей – философов-материалистов Ле Руа, Ламетри, Канабиса. Они добавили к исследованию природных свойств человека важнейший аспект – пользование предметами и орудиями труда и развитие сознания, мышления. Гельвеций говорил, что человек – животное с особой внешней организацией, руками и пользующийся оружием и орудиями труда. Декард, Гобсс, другие философы и естествоиспытатели особо подчеркивали значение членораздельной речи, сознания, составляющие сущность человека. Юм, Кант и др. философы говорили о человеке как о разумном существе, производящем орудия. Франклину принадлежит широко известная формула: человек – животное, делающее орудия.

Большинство мыслителей ХVII – ХVIII вв. оставались на уровне познания сущности человека, который Фейербах и др. назвали антропологическим принципом. По существу, и русские просветители, философы-материалисты ХIХ в. Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.П. Герцен и даже Н.Г. Чернышевский не далеко ушли от антропологического принципа. Отвергая сущность человека как исключительно духовную, они не смогли выйти за пределы его телесной и психической организации в единстве с окружающей средой. Социальное, общественное в человека не могло полно трактоваться, так как изготовление орудий и пользование ими признавалось не как свойство внутренне присущее человеку, а как обрамление, проявление его жизнедеятельности. Однако, Н.Г.Чернышевский и другие не только подчеркивали единство, целостность духовных и физических свойств и психической деятельности с мозгом, но и связь человека с его трудовой деятельностью как источника богатство общества.

Это был шаг навстречу диалектико-материалистической методологии, учению о сущности человека, не только биологического, высокоразвитого организма, но и как производителя и носителя общественных отношений, следствия его трудовой, производственной деятельности. Человек – не просто биологический или антропологический комплекс, природный абстракт из биологических свойств и качеств индивида, а продукт общественных отношений, созданных людьми в процессе их трудовой, производительной деятельности.
Итак, понимание сущности человека – ключ к решению проблемы соотношения социального и биологического, как основы осознания категории болезней и человека. Это четко представляли себе основоположники социальной медицины в нашей стране. Они не отрывали социальное от биологического, подчеркивали примат социального, которое опосредует биологическое, преобразует его. Всякая попытка рассматривать человеческий организм вне общества указывал З.П. Соловьев, является только “призвольной и совершенно искусственной абстракцией”.

Исходя из представлений о человеке как о новом историческом качестве, социальном существе, решается проблема соотношения социального и биологического, на уровне человека социальное опосредует биологическое, преобразует его, следовательно, все состояния человека, в том числе состояние болезни и здоровья нельзя понять, оценить лишь на основе биологических (естественнонаучных) знаний, без учета его социальных свойств и качеств, вернее его социальной сущности – главенствующего начала в человеке. Однако будет неправильным и исходить только из социальных характеристик, из абстрактно-социологических представлений, так как биологическое в человеке остается его природной основой.

Еще раз повторим. Человек – уникальное явление на Земле, новое качество, создающий общество и формирующийся им, производное и носитель общественных отношений.
Такая позиция – исходное понимание здоровья и болезней человека, которые многообразны, сложны и не должны сводится к какой-то одной причине – биологической, энергетической, кибернетической и пр., требует особого нового комплексного подхода, который объединяет и учитывает многоплановость человеческого существа. Это позиция системного подхода, системного анализа. Конечно, сложно при оценке причины заболевания понять, обнаружить, а главное, правильно рассчитать вклад конкретных условий в процесс развития изучаемого заболевания, но это необходимо.

https://www.libsid.ru/osnovi-sotsialnoy-meditsini/z…lovlennost-zdorovya-i-bolezney

Источник