Укажите словосочетания с простым предлогом не был по причине болезни
Значение и правописание предлогов.
Укажите строчку с ПРОИЗВОДНЫМИ ПРЕДЛОГАМИ
A) На, к, через, для, по
B) Под, пред, из-под, к
C) Ввиду, насчёт, вроде
D) Пред, при, около, при
E) Обо, без, над, из-за, из
Правильный ответ: С
Укажите строчку с НЕПРОИЗВОДНЫМИ ПРЕДЛОГАМИ
A) Навстречу, через
B) В целях, по причине
C) Благодаря, напротив
D) При, с, по-над, перед
E) В течение, вследствие
Правильный ответ: D
Предлог имеет ПРОСТРАНСТВЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ в предложении
A) Работа на стройке не прекращалась.
B) Я долгое время по болезни не посещал школу.
C) Ученик допустил ошибки по невнимательности.
D) От испуга он не мог произнести ни одного слова.
E) В случае плохой погоды наш поход откладывался.
Правильный ответ: А
Предлог имеет ПРИЧИННОЕ ЗНАЧЕНИЕ в предложении
A) Дорога в лесу была узкая, извилистая.
B) Изнуряющее солнце на юге вынудило меня уехать.
C) Подул ветер, и из-за гор выплыл косматый край тучи.
D) Из-за обильного снегопада дороги стали непроезжими.
E) В парке, в зарослях, по берегам реки – везде слышалась соловьиная трель.
Правильный ответ: D
Укажите словосочетание с ПРОСТЫМ ПРЕДЛОГОМ
A) Показалось из-за туч
B) Разносится по-над Доном
C) Не был по причине болезни
D) Пел во время демонстрации
E) Поговорить насчёт поездки
Правильный ответ: Е
Укажите словосочетание со СЛОЖНЫМ ПРЕДЛОГОМ
A) Отъехали от берега
B) Выскочил из-под лыж
C) Появился предо мной
D) Расположились вблизи дач
E) Уехал в связи с увольнением
Правильный ответ: В
СОСТАВНОЙ ПРЕДЛОГ употреблен в предложении
A) Вследствие непогоды мы задержались в пути.
B) Из газеты он сделал что-то наподобие шляпы.
C) Подорожник использовали в целях заживления ран.
D) Всё вокруг дома было усеяно кленовыми листьями.
E) Сосновый бор начинался сразу позади палаточного городка.
Правильный ответ: С
ПРОСТОЙ ПРЕДЛОГ употреблен в предложении
A) В продолжение двух дней мои дела продвинулись.
B) Во время дороги Касьян сохранял упорное молчание.
C) По причине болезни я не смогла пойти с ребятам в кино.
D) Они договорились насчёт совместного похода на байдарках.
E) Спортсмены построились в виде огромной звезды.
Правильный ответ: D
ПРОИЗВОДНЫЙ ПРЕДЛОГ употреблен в предложении
A) Благодаря массе впечатлений, день прошел незаметно.
B) Из-за непредвиденной задержки в пути лошади отстали.
C) Рощин на скаку соскочил с седла и быстро прошел в дом.
D) Воспоминания о родине часто рождали в нем грусть и тоску.
E) Черные водоросли хрустят под ногами.
Правильный ответ: А
Буква Е пишется на конце предлога в предложении
A) Нелегко отыскать ошибки в следстви.. .
B) В продолжени.. недели я вставала очень рано.
C) В течени.. реки следует опасаться водоворотов.
D) Как сложилась судьба героя, читатель узнает в продолжени.. повести.
E) Все были заинтересованы в продолжени.. занятий драматического кружка.
Правильный ответ: В
Буква И пишется на конце слова в предложении
A) В продолжени.. часа слышался шорох и шепот.
B) Ошибки допущены вследстви.. невнимательности.
C) Вследстви.. печальных обстоятельств я оказался в этом городишке.
D) В течени.. всего разговора я с недоумением смотрел на собеседника.
E) Впоследстви.. я узнал, что не только наводнение явилось причиной нашей задержки.
Правильный ответ: Е
Источник
Умение отличать и правильно писать предлоги проверяют на всех итоговых работах по русскому языку. В 7 классе, когда проходят тему Предлоги, начинается кошмар для детей и учителя. Если с непроизводными предлогами все понятно, то производные предлоги вводят ученика в ступор, а это приводит к устойчивым ошибкам.
Если ребенок выучил правила, но так и не понял, как разделять самостоятельные части речи и служебные ч.р., ему нужно объяснить несколько грамматических понятий и стилистических норм, которых он еще не знает, потому что программа в 7 классе не предусматривает их рассмотрение.
Сначала вспомним важные для понимания моменты темы:
Предлог — служебная часть речи, помогающая подчинять одно слово другому в словосочетании и предложении.
Предлоги связывают самостоятельные слова друг с другом и, вместе с окончаниями самостоятельных слов, выражают различные смысловые значения.
Все предлоги делятся по происхождению на непроизводные и производные.
Непроизводные предлоги не образованы от других частей речи:
в, на, за, от, через…
Производные предлоги возникли в результате перехода из трех
самостоятельных частей речи:
1. из существительных:
ввиду, вследствие, насчёт, при помощи…
2. деепричастий:
несмотря на, спустя, благодаря, не считая…
3. наречий:
около, после, возле, вдоль, мимо, внутри…
Вспомним:
Наречие — это признак действия, оно зависит от глагола.
Деепричастие — это добавочное действие и всегда относится к основному действию.
Существительное с любым предлогом всегда образует словосочетание с глаголом по способу управление.
Чтобы разделить предлоги от самостоятельных частей речи, нужно задать вопрос, смысловой или падежный. Если слово откликается на вопрос, это самостоятельная часть речи, если слово само входит в вопрос, это предлог.
Понаблюдаем:
Мне было холодно в лесу. Было холодно в чем? в лесу. В — непроизводный предлог, он вошел в вопрос, и это легко понять.
Он ушел, благодаря и кланяясь. Он ушел как? благодаря. От глагола к деепричастию задали смысловой вопрос, и слово на него откликнулось. Благодаря и кланяясь — деепричастия.
Теперь понаблюдаем за производным предлогом:
Благодаря бабушкиным хлопотам мы остались довольны сегодняшним днем. Остались довольны благодаря чему? хлопотам. Слово благодаря вошло в вопрос, значит это производный предлог.
Вроде бы все ясно, но дети именно на таких примерах не могут понять, от чего к чему задавать вопрос.
Почему возникает непонимание темы?
В предложениях типа:
Благодаря дождю распустились кусты сирени.
наблюдается инверсия, обратный порядок слов, которая часто используется не только в поэтической речи, но и официально-деловом стиле и очень часто в разговорном стиле, из которого авторы учебника и собирают примеры.
Намного понятнее прямой порядок слов: Кусты сирени распустились благодаря дождю. Распустились благодаря чему? дождю. Благодаря вошел в вопрос и это предлог.
Ирина Голуб, автор уникального учебника «Стилистика русского языка» Москва 2001 год издания в главе «Устранение ошибок в выборе форм управления» пишет:
Значительные трудности с производными предлогами возникают при неумелом использовании конструкций с предлогами кроме, помимо, вместо, наряду с, которые всегда должны зависеть от сказуемого.
Разрыв этой грамматической связи, что мы и наблюдаем в предложениях, данных в учебнике русского языка 7 класса, и приводит к тому, что оборот, введенный названными предлогами, лишается возможности управляться господствующим словом и «повисает в воздухе».
Внимание: обороты с названными предлогами нельзя употреблять самостоятельно. Они осуществляют грамматическую связь и должны стоять между глаголом и существительным, которым глагол управляет, заставляя встать зависимое слово в нужный падеж.
Понаблюдайте: Кроме меня никто не пришел. Это неполное предложение, слово кроме вынесено в начало предложения, что указывает на инверсию, и в этих условиях определить часть речи у слова кроме достаточно сложно.
Восстановим предложение и поставим слова в прямом порядке: Никто не пришел кроме меня на уборку территории . Не пришел кроме кого? меня.
Такая работа должна быть проделана каждый раз раз, когда ученик сомневается, какая часть речи перед ним.
Алгоритм действий
Берем пару предложений и читаем их:
(Не)смотря на непогоду, встреча состоялась.
Он шел быстро, (не)смотря на меня, энергично размахивая руками.
В этой задаче нужно решить, где производный предлог, а где деепричастие. Это нужно сделать для правильного написания не: производный предлог несмотря на пишется в 2 слова, а деепричастие с не пишется всегда раздельно, кроме случаев, когда без не не употребляется.
Действия по порядку:
- Определяем порядок слов. В первом случае наблюдается обратный порядок слов, где (не)смотря на оторвано от глагола и повисает в воздухе из-за искусственно созданного разрыва грамматической связи. Во втором — прямой порядок слов.
- Возвращаем 1 предложению прямой порядок слов. Встреча состоялась (не)смотря на непогоду.
- Задаем вопрос от главного к зависимому слову, чтобы проверить войдет ли слово в вопрос:
Встреча состоялась (не)смотря на непогоду. Состоялась (несмотря на что?) на непогоду. Несмотря на вошел в вопрос, значит это производный предлог, и не пишем по правилу слитно.
Он шел быстро, (не)смотря на меня, энергично размахивая руками.
Теперь то же самое проделаем со вторым предложением: шёл (как? что делая?) не смотря. Что мы видим? Не смотря на нет в вопросе, оно потребовало к себе 2 вопроса, это форма глагола, самостоятельной части речи. Значит, не смотря — это деепричастие, не пишем раздельно.
Если отработать этот порядок действий на 6-7 примерах устно, то ребенок научится различать производные предлоги и правильно их писать. Ему останется выучить правила правописания некоторых предлогов, и эта тема будет полноценно усвоена.
Другие сложные моменты в понимании производных предлогов
Понаблюдайте за особенностями использования в русской речи самостоятельных частей речи и предлогов:
По какой причине ты опоздал на работу? Между предлогом по и существительным причине легко встало вопросительное местоимение какой.
Я опоздал по причине переезда на другую квартиру. Производному предлогу такой фокус не позволителен. Здесь по причине — предлог, служебная часть речи, его задача — осуществлять грамматическую, а не смысловую связь между словами.
Производные предлоги в неполных предложениях вызывают особенно часто недоумение у семиклассника, потому что речь о неполных предложениях идет только в 8 классе, но их уже предлагают к разбору в 7 классе. Посмотрим пример:
В заключение был концерт.
Это неполное предложение, взятое из устной речи. С точки зрения письменной речи — сплошная речевая ошибка, потому что здесь наблюдается нарушение грамматических связей. От словосочетания, в котором предлог в заключение должен был осуществлять свое действие, не осталось ни главного, не зависимого слова. Полная версия должна звучать так:
В заключение торжественного вечера был дан концерт.
Был дан концерт в заключение чего? вечера.
После такого восстановления все становится на свои места, и ученик может определить, что данное слово — это все же предлог и на его конце пишется -е, как и у других подобных производных предлогов вследствие, в течение, в продолжение, когда у существительных на -ие при предлоге в пишется окончание и, потому что предлог в от существительного требует форму предложного падежа единственного числа.
И напоследок хочу высказаться еще об одной загадке в программе, которую задают ученикам в контрольных итоговых работах и тестировании. В заданиях с производными предлогами типа вследствие, в продолжение, в течение часто встречается наречие впоследствии, которое никак не оговаривается в теме наречие в 7 классе. Как видите, предлог вследствие пишется с е на конце, а наречие впоследствии с -и.
Не совсем логично начинать обучение различию производных предлогов и самостоятельных частей речи с инверсии, неполных предложений, где все синтаксические связи нарушены, но авторы учебника как раз этим и занимаются, создавая проблемы на ровном месте.
Источник
Предлог
Предлог — это служебная часть речи, которая служит для связи
существительного, местоимения и числительного с другими словами в
словосочетании. Предлоги могут обозначать отношения между действием и объектом
(смотреть на небо), объектом и объектом (лодка с парусом),
признаком и объектом (готовый на самопожертвование).
Предлоги не изменяются, не являются
самостоятельными членами предложения.
При синтаксическом разборе существуют разные
приемы работы с предлогами:
Во-первых, предлоги могут быть никак не
выделены.
Во-вторых, предлоги могут быть подчеркнуты
вместе с присоединяемым словом в качестве единой предложно-падежной группы,
выражающей единое значение.
Предлоги
употребляются либо с одним падежом (например, несмотря
на — с В. п., оти у — с Р. п.), либо с несколькими
падежами (например, за —
с В. п. и Т. п., на и в —
с В. п. и П. п., по — с Д. п. и В. п., с — с Р. п., В. п. и
Т. п.).
По
образованию предлоги могут быть разделены на
1) непроизводные (первообразные) — не связаны по
происхождению с другими частями речи, например, без, при, с, от, из-за;
2) производные (непервообразные), то есть такие,
которые связаны по происхождению с другими частями речи:
а) наречные: вблизи, вокруг, напротив, вдоль;
б) отыменные: ввиду, в виде, в течение, за счет, по поводу;
в) отглагольные: благодаря, включая, исключая,
начиная, спустя.
По строению предлоги могут быть разделены
на
1) простые (пишущиеся без пробела): вокруг, благодаря, около,
вследствие;
2) составные (пишущиеся с пробелом): в течение, в продолжение, за
исключением, во время, в
связи с, в зависимости от, по направлению к.
Предлоги могут выражать следующие
значения:
1) объектное: рассказать о себе, тоска по родине,
2) пространственное: жить в Москве / под Москвой / около
метро,
3) временное: прийти к вечеру, работать до /
после обеда, прийти через день,
4) причинное: не прийти из-за / вследствие / по /
ввиду болезни,
5) целевое: жить ради детей, подарить на
память, сделать для друга,
6) сравнительное: величиной с кулак, пойти в мать,
7) образа действия: читать без выражения, есть с
аппетитом,
8) определительное: лодка с парусом, юбка в клетку,
пальто на пуху.
Вопрос о разрядах предлогов по значению
затронут лишь в комплексе 2, причем таких разрядов в нем выделено 6: не
выделяется определительное и сравнительное значение, а объектное значение
названо дополнительным.
Предлоги стоят либо перед существительным,
либо перед определением (определениями), относящимся к этому существительному,
если определение предшествует существительному: в красивом платье. Лишь некоторые предлоги употребляются
также и после существительного: ради
чего и чего ради.
Морфологический
разбор предлога
Необходимо отличать предлоги от других
частей речи. Слова вокруг,
накануне, возле могут быть как предлогами, так и наречиями. Если эти слова
употреблены с последующим местоимением или существительным, это предлоги: Вокруг сада был высокий забор,
Накануне отъезда настроение было тревожное; если эти слова употреблены без
последующего местоимения или существительного, это наречия: Вокруг была
непроходимая чаща, Еще накануне я чувствовал себя хорошо. Имеется также ряд
сочетаний, образованных из предлога и существительного или наречия, которые
могут выступать в роли предлогов, например: в
отличие от, согласно с, вдоль по.
Предлоги в
течение, в продолжение, вследствие следует
отличать от существительных с предлогом в
течении, в продолжении, в следствии, ср.:
В продолжение своего доказательства хочу
сказать следующее (предлог).
В продолжении романа автор развивает
только одну из сюжетных линий первой части (существительное).
Предлог несмотря
на надо отличать от
деепричастия, ср.:
Несмотря на дождь, мы пошли в кино.
Не смотря на отца, он встал из-за стола.
Предлог разбирается по следующей схеме:
1. Предлог.
2. Грамматические признаки:
— неизменяемый,
— непроизводный / производный,
— простой / составной,
— с чем употреблен.
В комплексе 2 предлагается также указывать
разряд предлога по значению.
Образец разбора:
Он, заложив руки назад, быстро ходит по
комнате из угла в угол, глядя вперед себя, и задумчиво покачивал головой. (Л. Н. Толстой)
по — предлог, неизменяемый, непроизводный, простой, употреблен
с существительным в Д. п.
из — предлог, неизменяемый, непроизводный, простой, употреблен
с существительным в Р. п.
в — предлог, неизменяемый, непроизводный, простой, употреблен
с существительным в В. п.
вперед — предлог, неизменяемый, производный, простой,
употреблен с местоимением в Р. п.
Для закрепления темы, выполните несколько упражнений.
-Вставьте предлоги и запишите предложения.
Воробей забился … крышу.
Ваза сделана … стекла.
Машина подъехала … дому.
Лось спрятался … деревом.
Грачи разгуливали … полю.
— Запишите предложения правильно.
Решили лисы кролика (за)печь,
А кролик из духовки прыг (за) печь.
Зависело б (от)мыла,
Веснушки я б
(от)мыла.
Сугробы снега вьюги
(на)мели,
И грузовик, как баржа,
(на)мели.
Я правило бубня (под)нос,
в альбоме рисовал
(под)нос.
Вот (до)сада, я не дошла
(до)сада.
Проверьте свои знания. Выполните тест.
1. Укажите неверное высказывание.
а) Предлог связывает однородные члены предложения.
б) Предлоги бывают производными и непроизводными.
в) Предлоги — неизменяемые слова.
2. Укажите верные высказывания.
а) Предлог не является членом предложения.
б) Некоторые предлоги могут употребляться с несколькими
падежами.
в) Предлог вносит различные дополнительные оттенки значения в предложения.
3. Укажите словосочетание с предлогом.
а) Распустилась под окном;
б) Саша и Даша;
в) не было никого.
4. Укажите словосочетания с предлогами.
а) Красиво, но дорого;
б) выйти из-за поворота;
в) вспыхивать то тут, то там;
г) стояли вокруг площади;
д) взял бы его;
е) в течение многих дней.
5. Укажите словосочетания с производным предлогом.
а) рос над водой;
б) лежал под столом;
в) демобилизация вследствие ранения.
6. Укажите словосочетания с производными предлогами.
а) Из далекой страны;
б) находился в течение дня;
в) проехали мимо музея;
г) благодаря выпавшему снегу;
д) без хорошего друга;
е) вздрогнул от неожиданности.
7. Укажите предлоги, которые пишутся через дефис.
а) Из(за);
б) (в)течение;
в) из(под).
8. Укажите предлоги, которые пишутся слитно.
а) (В)близи;
б) (в)продолжение;
в) из(за);
г) (на)встречу;
д) (по)мере;
е) (в)следствие.
9. В каких предложениях выделенные слова являются предлогами?
а) В продолжение ночи я не спал ни минуты.
б) Сзади шли вязальщицы.
в) Сзади Николая кто-то зашевелился.
г) О новых приключениях ребят мы узнаем в продолжении рассказа.
10. В каких словосочетаниях надо употребить предлог ИЗ?
а) Вернуться … школы;
б) вернуться … реки;
в) вернуться … магазина;
г) вернуться … улицы.
11. Укажите предложение с неправильно употребленным предлогом.
а) Все спрашивали о результатах матча.
б) Вчера я ходил до друга.
в) Из школы Ваня пришел сегодня рано.
12. Укажите предложения с неправильным употреблением предлогов.
а) Мы уплатили за покупку и вышли из магазина.
б) Мы с него так смеялись.
в) В книге по истории я прочел о восстании крестьян.
г) Об этом серьезно продумали учителя школы.
Проверьте тест — Ответы. ( Видеотьютор по русскому языку.)
Источник