Укажите словосочетания с простым предлогом не был по причине болезни

Значение и правописание предлогов.

Укажите строчку с ПРОИЗВОДНЫМИ ПРЕДЛОГАМИ

A) На, к, через, для, по

B) Под, пред, из-под, к

C) Ввиду, насчёт, вроде

D) Пред, при, около, при

E) Обо, без, над, из-за, из

Правильный ответ: С

Укажите строчку с НЕПРОИЗВОДНЫМИ ПРЕДЛОГАМИ

A) Навстречу, через

B) В целях, по причине

C) Благодаря, напротив

D) При, с, по-над, перед

E) В течение, вследствие

Правильный ответ: D

Предлог имеет ПРОСТРАНСТВЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ в предложении

A) Работа на стройке не прекращалась.

B) Я долгое время по болезни не посещал школу.

C) Ученик допустил ошибки по невнимательности.

D) От испуга он не мог произнести ни одного слова.

E) В случае плохой погоды наш поход откладывался.

Правильный ответ: А

Предлог имеет ПРИЧИННОЕ ЗНАЧЕНИЕ в предложении

A) Дорога в лесу была узкая, извилистая.

B) Изнуряющее солнце на юге вынудило меня уехать.

C) Подул ветер, и из-за гор выплыл косматый край тучи.

D) Из-за обильного снегопада дороги стали непроезжими.

E) В парке, в зарослях, по берегам реки – везде слышалась соловьиная трель.

Правильный ответ: D

Укажите словосочетание с ПРОСТЫМ ПРЕДЛОГОМ

A) Показалось из-за туч

B) Разносится по-над Доном

C) Не был по причине болезни

D) Пел во время демонстрации

E) Поговорить насчёт поездки

Правильный ответ: Е

Укажите словосочетание со СЛОЖНЫМ ПРЕДЛОГОМ

A) Отъехали от берега

B) Выскочил из-под лыж

C) Появился предо мной

D) Расположились вблизи дач

E) Уехал в связи с увольнением

Правильный ответ: В

СОСТАВНОЙ ПРЕДЛОГ употреблен в предложении

A) Вследствие непогоды мы задержались в пути.

B) Из газеты он сделал что-то наподобие шляпы.

C) Подорожник использовали в целях заживления ран.

D) Всё вокруг дома было усеяно кленовыми листьями.

E) Сосновый бор начинался сразу позади палаточного городка.

Правильный ответ: С

ПРОСТОЙ ПРЕДЛОГ употреблен в предложении

A) В продолжение двух дней мои дела продвинулись.

B) Во время дороги Касьян сохранял упорное молчание.

C) По причине болезни я не смогла пойти с ребятам в кино.

D) Они договорились насчёт совместного похода на байдарках.

E) Спортсмены построились в виде огромной звезды.

Правильный ответ: D

ПРОИЗВОДНЫЙ ПРЕДЛОГ употреблен в предложении

A) Благодаря массе впечатлений, день прошел незаметно.

B) Из-за непредвиденной задержки в пути лошади отстали.

C) Рощин на скаку соскочил с седла и быстро прошел в дом.

D) Воспоминания о родине часто рождали в нем грусть и тоску.

E) Черные водоросли хрустят под ногами.

Правильный ответ: А

Буква Е пишется на конце предлога в предложении

A) Нелегко отыскать ошибки в следстви.. .

B) В продолжени.. недели я вставала очень рано.

C) В течени.. реки следует опасаться водоворотов.

D) Как сложилась судьба героя, читатель узнает в продолжени.. повести.

E) Все были заинтересованы в продолжени.. занятий драматического кружка.

Правильный ответ: В

Буква И пишется на конце слова в предложении

A) В продолжени.. часа слышался шорох и шепот.

B) Ошибки допущены вследстви.. невнимательности.

C) Вследстви.. печальных обстоятельств я оказался в этом городишке.

D) В течени.. всего разговора я с недоумением смотрел на собеседника.

E) Впоследстви.. я узнал, что не только наводнение явилось причиной нашей задержки.

Правильный ответ: Е

Источник

Умение отличать и правильно писать предлоги проверяют на всех итоговых работах по русскому языку. В 7 классе, когда проходят тему Предлоги, начинается кошмар для детей и учителя. Если с непроизводными предлогами все понятно, то производные предлоги вводят ученика в ступор, а это приводит к устойчивым ошибкам.

Если ребенок выучил правила, но так и не понял, как разделять самостоятельные части речи и служебные ч.р., ему нужно объяснить несколько грамматических понятий и стилистических норм, которых он еще не знает, потому что программа в 7 классе не предусматривает их рассмотрение.

Сначала вспомним важные для понимания моменты темы:

Предлог — служебная часть речи, помогающая подчинять одно слово другому в словосочетании и предложении.

Предлоги связывают самостоятельные слова друг с другом и, вместе с окончаниями самостоятельных слов, выражают различные смысловые значения.

Все предлоги делятся по происхождению на непроизводные и производные.

Непроизводные предлоги не образованы от других частей речи:

в, на, за, от, через…

Производные предлоги возникли в результате перехода из трех

самостоятельных частей речи:

1. из существительных:

ввиду, вследствие, насчёт, при помощи…

2. деепричастий:

несмотря на, спустя, благодаря, не считая…

3. наречий:

около, после, возле, вдоль, мимо, внутри…

Вспомним:

Наречие — это признак действия, оно зависит от глагола.

Деепричастие — это добавочное действие и всегда относится к основному действию.

Читайте также:  Болезнь коленных суставов к какому врачу обращаться

Существительное с любым предлогом всегда образует словосочетание с глаголом по способу управление.

Чтобы разделить предлоги от самостоятельных частей речи, нужно задать вопрос, смысловой или падежный. Если слово откликается на вопрос, это самостоятельная часть речи, если слово само входит в вопрос, это предлог.

Понаблюдаем:

Мне было холодно в лесу. Было холодно в чем? в лесу. В — непроизводный предлог, он вошел в вопрос, и это легко понять.

Он ушел, благодаря и кланяясь. Он ушел как? благодаря. От глагола к деепричастию задали смысловой вопрос, и слово на него откликнулось. Благодаря и кланяясь — деепричастия.

Теперь понаблюдаем за производным предлогом:

Благодаря бабушкиным хлопотам мы остались довольны сегодняшним днем. Остались довольны благодаря чему? хлопотам. Слово благодаря вошло в вопрос, значит это производный предлог.

Вроде бы все ясно, но дети именно на таких примерах не могут понять, от чего к чему задавать вопрос.

Почему возникает непонимание темы?

В предложениях типа:

Благодаря дождю распустились кусты сирени.

наблюдается инверсия, обратный порядок слов, которая часто используется не только в поэтической речи, но и официально-деловом стиле и очень часто в разговорном стиле, из которого авторы учебника и собирают примеры.

Намного понятнее прямой порядок слов: Кусты сирени распустились благодаря дождю. Распустились благодаря чему? дождю. Благодаря вошел в вопрос и это предлог.

Ирина Голуб, автор уникального учебника «Стилистика русского языка» Москва 2001 год издания в главе «Устранение ошибок в выборе форм управления» пишет:

Значительные трудности с производными предлогами возникают при неумелом использовании конструкций с предлогами кроме, помимо, вместо, наряду с, которые всегда должны зависеть от сказуемого.

Разрыв этой грамматической связи, что мы и наблюдаем в предложениях, данных в учебнике русского языка 7 класса, и приводит к тому, что оборот, введенный названными предлогами, лишается возможности управляться господствующим словом и «повисает в воздухе».

Внимание: обороты с названными предлогами нельзя употреблять самостоятельно. Они осуществляют грамматическую связь и должны стоять между глаголом и существительным, которым глагол управляет, заставляя встать зависимое слово в нужный падеж.

Понаблюдайте: Кроме меня никто не пришел. Это неполное предложение, слово кроме вынесено в начало предложения, что указывает на инверсию, и в этих условиях определить часть речи у слова кроме достаточно сложно.

Восстановим предложение и поставим слова в прямом порядке: Никто не пришел кроме меня на уборку территории . Не пришел кроме кого? меня.

Такая работа должна быть проделана каждый раз раз, когда ученик сомневается, какая часть речи перед ним.

Алгоритм действий

Берем пару предложений и читаем их:

(Не)смотря на непогоду, встреча состоялась.

Он шел быстро, (не)смотря на меня, энергично размахивая руками.

В этой задаче нужно решить, где производный предлог, а где деепричастие. Это нужно сделать для правильного написания не: производный предлог несмотря на пишется в 2 слова, а деепричастие с не пишется всегда раздельно, кроме случаев, когда без не не употребляется.

Действия по порядку:

  1. Определяем порядок слов. В первом случае наблюдается обратный порядок слов, где (не)смотря на оторвано от глагола и повисает в воздухе из-за искусственно созданного разрыва грамматической связи. Во втором — прямой порядок слов.
  2. Возвращаем 1 предложению прямой порядок слов. Встреча состоялась (не)смотря на непогоду.
  3. Задаем вопрос от главного к зависимому слову, чтобы проверить войдет ли слово в вопрос:

Встреча состоялась (не)смотря на непогоду. Состоялась (несмотря на что?) на непогоду. Несмотря на вошел в вопрос, значит это производный предлог, и не пишем по правилу слитно.

Он шел быстро, (не)смотря на меня, энергично размахивая руками.

Теперь то же самое проделаем со вторым предложением: шёл (как? что делая?) не смотря. Что мы видим? Не смотря на нет в вопросе, оно потребовало к себе 2 вопроса, это форма глагола, самостоятельной части речи. Значит, не смотря — это деепричастие, не пишем раздельно.

Если отработать этот порядок действий на 6-7 примерах устно, то ребенок научится различать производные предлоги и правильно их писать. Ему останется выучить правила правописания некоторых предлогов, и эта тема будет полноценно усвоена.

Другие сложные моменты в понимании производных предлогов

Понаблюдайте за особенностями использования в русской речи самостоятельных частей речи и предлогов:

По какой причине ты опоздал на работу? Между предлогом по и существительным причине легко встало вопросительное местоимение какой.

Я опоздал по причине переезда на другую квартиру. Производному предлогу такой фокус не позволителен. Здесь по причине — предлог, служебная часть речи, его задача — осуществлять грамматическую, а не смысловую связь между словами.

Читайте также:  Болезни уха человека симптомы лечение фото

Производные предлоги в неполных предложениях вызывают особенно часто недоумение у семиклассника, потому что речь о неполных предложениях идет только в 8 классе, но их уже предлагают к разбору в 7 классе. Посмотрим пример:

В заключение был концерт.

Это неполное предложение, взятое из устной речи. С точки зрения письменной речи — сплошная речевая ошибка, потому что здесь наблюдается нарушение грамматических связей. От словосочетания, в котором предлог в заключение должен был осуществлять свое действие, не осталось ни главного, не зависимого слова. Полная версия должна звучать так:

В заключение торжественного вечера был дан концерт.

Был дан концерт в заключение чего? вечера.

После такого восстановления все становится на свои места, и ученик может определить, что данное слово — это все же предлог и на его конце пишется -е, как и у других подобных производных предлогов вследствие, в течение, в продолжение, когда у существительных на -ие при предлоге в пишется окончание и, потому что предлог в от существительного требует форму предложного падежа единственного числа.

И напоследок хочу высказаться еще об одной загадке в программе, которую задают ученикам в контрольных итоговых работах и тестировании. В заданиях с производными предлогами типа вследствие, в продолжение, в течение часто встречается наречие впоследствии, которое никак не оговаривается в теме наречие в 7 классе. Как видите, предлог вследствие пишется с е на конце, а наречие впоследствии с -и.

Не совсем логично начинать обучение различию производных предлогов и самостоятельных частей речи с инверсии, неполных предложений, где все синтаксические связи нарушены, но авторы учебника как раз этим и занимаются, создавая проблемы на ровном месте.

Источник

                                               Предлог

   Предлог — это служебная часть речи, которая служит для связи
существительного, местоимения и числительного с другими словами в
словосочетании. Предлоги могут обозначать отношения между действием и объектом
(смотреть на небо), объектом и объектом (лодка с парусом),
признаком и объектом (готовый на самопожертвование).

Предлоги не изменяются, не являются
самостоятельными членами предложения.

При синтаксическом разборе существуют разные
приемы работы с предлогами:

Во-первых, предлоги могут быть никак не
выделены.

 Во-вторых, предлоги могут быть подчеркнуты
вместе с присоединяемым словом в качестве единой предложно-падежной группы,
выражающей единое значение.

  Предлоги
употребляются либо с одним падежом (например, несмотря
на
 — с В. п., оти у — с Р. п.), либо с несколькими
падежами (например, за —
с В. п. и Т. п., на и в —
с В. п. и П. п., по — с Д. п. и В. п., с — с Р. п., В. п. и
Т. п.).

     По
образованию предлоги могут быть разделены на

1) непроизводные (первообразные) — не связаны по
происхождению с другими частями речи, например, без, при, с, от, из-за;

2) производные (непервообразные), то есть такие,
которые связаны по происхождению с другими частями речи:

а) наречные: вблизи, вокруг, напротив, вдоль;

б) отыменные: ввиду, в видев течение, за счет, по поводу;

в) отглагольные: благодаря, включая, исключая,
начиная, спустя.

По строению предлоги могут быть разделены
на

1) простые (пишущиеся без пробела): вокруг, благодаря, около,
вследствие
;

2) составные (пишущиеся с пробелом): в течение, в продолжение, за
исключением, во время
в
связи с, в зависимости от, по направлению к
.

Предлоги могут выражать следующие
значения:

1) объектное: рассказать о себе, тоска по родине,

2) пространственное: жить в Москве / под Москвой / около
метро
,

3) временное: прийти к вечеру, работать до /
после обеда, прийти через день
,

4) причинное: не прийти из-за / вследствие / по /
ввиду болезни
,

5) целевое: жить ради детей, подарить на
память, сделать для друга,

6) сравнительное: величиной с кулак, пойти в мать,

7) образа действия: читать без выражения, есть с
аппетитом,

8) определительное: лодка с парусом, юбка в клетку,
пальто на пуху.

Вопрос о разрядах предлогов по значению
затронут лишь в комплексе 2, причем таких разрядов в нем выделено 6: не
выделяется определительное и сравнительное значение, а объектное значение
названо дополнительным.

Предлоги стоят либо перед существительным,
либо перед определением (определениями), относящимся к этому существительному,
если определение предшествует существительному: в красивом платье. Лишь некоторые предлоги употребляются
также и после существительного: ради
чего
 и чего ради.
 

Морфологический
разбор предлога

   Необходимо отличать предлоги от других
частей речи. Слова вокруг,
накануне, возле
могут быть как предлогами, так и наречиями. Если эти слова
употреблены с последующим местоимением или существительным, это предлоги: Вокруг сада был высокий забор,
Накануне отъезда настроение было тревожное
; если эти слова употреблены без
последующего местоимения или существительного, это наречия: Вокруг была
непроходимая чаща, Еще накануне я чувствовал себя хорошо
. Имеется также ряд
сочетаний, образованных из предлога и существительного или наречия, которые
могут выступать в роли предлогов, например: в
отличие от, согласно с, вдоль по
.

Читайте также:  Корм для кошек профилактика мочекаменной болезни

Предлоги в
течение, в продолжение, вследствие
 следует
отличать от существительных с предлогом в
течении, в продолжении, в следствии
, ср.:

В продолжение своего доказательства хочу
сказать следующее
 (предлог).

В продолжении романа автор развивает
только одну из сюжетных линий первой части
 (существительное).

Предлог несмотря
на
 надо отличать от
деепричастия, ср.:

Несмотря на дождь, мы пошли в кино.

Не смотря на отца, он встал из-за стола.
 

    Предлог разбирается по следующей схеме:

1. Предлог.

2. Грамматические признаки:

— неизменяемый,

— непроизводный / производный,

— простой / составной,

— с чем употреблен.

В комплексе 2 предлагается также указывать
разряд предлога по значению.

    Образец разбора:

Он, заложив руки назад, быстро ходит по
комнате из угла в угол, глядя вперед себя, и задумчиво покачивал головой
. (Л. Н. Толстой)

по — предлог, неизменяемый, непроизводный, простой, употреблен
с существительным в Д. п.

из — предлог, неизменяемый, непроизводный, простой, употреблен
с существительным в Р. п.

в — предлог, неизменяемый, непроизводный, простой, употреблен
с существительным в В. п.

вперед — предлог, неизменяемый, производный, простой,
употреблен с местоимением в Р. п.

                          Для закрепления темы, выполните несколько упражнений.

   -Вставьте предлоги и запишите предложения.

     Воробей забился … крышу.

     Ваза сделана … стекла.

     Машина подъехала … дому.

     Лось спрятался … деревом.

    Грачи разгуливали … полю.

  — Запишите предложения правильно.

  Решили лисы кролика (за)печь,

  А кролик из духовки прыг (за) печь. 

               Зависело б (от)мыла, 

               Веснушки я б
(от)мыла.

  Сугробы снега вьюги
(на)мели,

  И грузовик, как баржа,
(на)мели.

               Я правило бубня (под)нос,  
      
                     
    

               в альбоме рисовал
(под)нос.

  Вот (до)сада, я не дошла
(до)сада.

                                    Проверьте свои знания.  Выполните тест.                                      

1. Укажите неверное высказывание.

а) Предлог связывает однородные члены предложения.
б) Предлоги бывают производными и непроизводными.
в) Предлоги — неизменяемые слова.

2. Укажите верные высказывания.

а) Предлог не является членом предложения.
б) Некоторые предлоги могут употребляться с несколькими
падежами.
в) Предлог вносит различные дополнительные оттенки значения в предложения.

3. Укажите словосочетание с предлогом.

а) Распустилась под окном;
б) Саша и Даша;
в) не было никого.

4. Укажите словосочетания с предлогами.

а) Красиво, но дорого;    
б) выйти из-за поворота;
в) вспыхивать то тут, то там;
г) стояли вокруг площади; 
д) взял бы его;
е) в течение многих дней.

5. Укажите словосочетания с производным предлогом.

а) рос над водой;
б) лежал под столом;
в) демобилизация вследствие ранения.

6. Укажите словосочетания с производными предлогами.

а) Из далекой страны;    
б) находился в течение дня;
в) проехали мимо музея;
г) благодаря выпавшему снегу;
д) без хорошего друга;
е) вздрогнул от неожиданности.

7. Укажите предлоги, которые пишутся через дефис.

а) Из(за);
б) (в)течение;
в) из(под).

8. Укажите предлоги, которые пишутся слитно.

а) (В)близи;
б) (в)продолжение;
в) из(за);
г) (на)встречу;
д) (по)мере;
е) (в)следствие.

9. В каких предложениях выделенные слова являются предлогами?

а) В продолжение ночи я не спал ни минуты.
б) Сзади шли вязальщицы.
в) Сзади Николая кто-то зашевелился.
г) О новых приключениях ребят мы узнаем в продолжении рассказа.

10. В каких словосочетаниях надо употребить предлог ИЗ?

а) Вернуться … школы;    
б) вернуться … реки; 
в) вернуться … магазина;
г) вернуться … улицы.

11. Укажите предложение с неправильно употребленным предлогом.

а) Все спрашивали о результатах матча.
б) Вчера я ходил до друга.
в) Из школы Ваня пришел сегодня рано.

12. Укажите предложения с неправильным употреблением предлогов.

а) Мы уплатили за покупку и вышли из магазина.
б) Мы с него так смеялись.
в) В книге по истории я прочел о восстании крестьян.
г) Об этом серьезно продумали учителя школы.

Проверьте  тест   —  Ответы.                                                        ( Видеотьютор по русскому языку.)

Источник