Урок по биологии болезни органов дыхания

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1

ПГТ. ТРОИЦКО-ПЕЧОРСК

Конспект урока биологии в 8 классе:

Заболевания органов дыхания

Составила:

 учитель химии, биологии

Квасова Е. С.

пгт. Троицко-Печорск

   2012 г.

Цели урока: познакомить учащихся с заболеваниями органов дыхания

Задачи:

  1. Образовательные – познакомить учащихся с заболеваниями органов дыхания, рассмотреть влияние курения на дыхательную систему, сформировать негативное отношение к курению;
  2. Воспитательные – воспитать бережное отношение к органам дыхания и здоровью в целом;
  3. Развивающие – продолжить формирование основ гигиены (правила гигиены дыхания), развить умение заполнять таблицу, умение выступать с сообщениями.

Оборудование: рисунок парусника, рисунок парусов, компьютер, воздушные шарики

( 25 шт), резиновая груша, стеклянная трубка, вата, сигарета, спички

Тип урока: урок изучения новой темы с использованием ИКТ (приложение 1)

План урока.

  1. Организационный момент (1 мин.).
  2. Мотивация учебной деятельности (1 мин.).
  3. Восприятие нового материала (35 мин.)
  4. Закрепление полученных знаний (5 мин.).
  5. Информирование о домашнем задании (2 мин.).
  6. Подведение итогов урока (1 мин.).

Ход урока

  1. Организационный момент

— Здравствуйте, ребята.

  1. Мотивация учебной деятельности.

Вы видите на доске парусник, но он без парусов. Он не поплывет, если не надуть паруса. Наша задача с вами – отправить этот кораблик в долгое путешествие по здоровой жизни (На доске прикреплен красочный рисунок парусника без парусов).

Сегодня на уроке мы познакомимся с заболеваниями органов дыхания и их профилактикой (Слайд 1).

  1. Изучение новой темы
  1. Вступительное слово учителя

    В дыхательном центре находятся клетки, чувствительные к малейшему изменению содержания углекислого газа в межклеточном веществе. Избыток углекислого газа возбуждает дыхательный центр, это, в свою очередь, вызывает учащение дыхания.

   Пребывание людей в закрытых помещениях неизбежно приводит к изменению химического состава и физических свойств воздуха. В выдыхаемом человеком воздухе всего 16,4% кислорода, до 4% углекислого газа и много водяных паров.

    В плохо проветриваемом помещении накапливаются летучие продукты жизнедеятельности. Пребывание в таком помещении снижает работоспособность человека, вызывает головную боль и другие нарушения.

  1. Беседа с учащимися

  Ежедневно через наши легкие проходит около 12 м3 воздуха. Вещества, которые в норме присутствуют в воздухе в следовых концентрациях, например, оксид азота, становятся ядами, когда их концентрация превышает допустимые значения.

   — Ребята, каким воздухом мы дышим?

    — Загрязняющие воздух примеси могут быть твердыми (дым, сажа, пыль), или газообразными (сероводород, оксиды азота, угарный газ, пары кислот и фенолов). В воздухе также содержатся и частички органических веществ (органическая пыль, бактерии, споры грибов, вирусы и пр.) (Слайд 2).

     Вредные вещества, содержащиеся в воздухе, разносятся ветром на многие километры. Однако при неблагоприятных погодных условиях, например, при полном отсутствии ветра, они могут создавать туман или смог над участком территории, к примеру над городом. Смог состоит из вредных выбросов, источниками которых являются промышленные предприятия и двигатели внутреннего сгорания.

  1. Летом 2010 г. над Москвой стоял очень густой смог
  2. Лондон (декабрь, 1952 г)
  1. Болезни органов дыхания

Беседа с учащимися

     (Слайд 3) Дыхательные пути – своеобразные ворота для вредных и болезнетворных факторов, содержащихся в воздухе. Если человек здоров, он дышит носом.

— Что происходит с воздухом, когда он попадает в носовую полость? (в носовой полости воздух согревается, увлажняется).

— За счет чего воздух в полости носа увлажняется и согревается?  (Слизистая оболочка, выстилающая носовую полость, обильно снабжена ресничками, кровеносными сосудами и железами, выделяющими слизь).

    (Слайд 4) Инфекционные болезни дыхательной системы передаются воздушно-капельным путем. Воздушно-капельные инфекции распространяются с микроскопическими капельками слюны, которую больной выделяет при разговоре, кашле и чихании.

— Сейчас мы послушаем сообщения о болезнях органов дыхания, которые вы приготовили дома.  При выступлении товарищей остальным учащимся нужно заполнить таблицу.

Болезни органов дыхания

Кем (чем) вызывается

Профилактика

Сообщения учащихся о болезнях органов дыхания:

  1. Грипп  (Слайд 5) вызывается вирусами, относится к капельным инфекциям. Инфекция характеризуется интоксикацией и поражением слизистой оболочки верхних дыхательных путей. Источником является больной человек.  Распространяется очень быстро, поэтому нельзя допускать заболевших гриппом к работе, учебе. Вирусы гриппа постоянно циркулируют среди населения и вызывают подъем заболеваемости ежегодно в зимнее время. Грипп очень опасен своими осложнениями. В период эпидемии для экстренной профилактики применяют оксолиновую мазь, лейкоцитарный интерферон.
  2. Наиболее распространенное заболевание в человеческой популяции – это острый бронхит  (Слайд 6). Он представляет собой непродолжительное воспаление слизистой оболочки бронхов. Сопровождается кашлем, отделением мокроты и часто повышением температуры. Нередко он встречается с трахеитом, ларингитом. К предрасполагающим факторам относятся: переохлаждение, курение, употребление алкоголя. Острый бронхит может возникать также при воздействии физических и химических факторов.
  3. Пневмония (Слайд 7) или воспаление легких – острое инфекционное заболевание, при котором поражается участок легочной паренхимы. Часто пневмония развивается как осложнение острого бронхита.

         Симптомы: высокая температура, кашель, иногда одышка и боль в грудной клетке, а также общая слабость и отсутствие аппетита. Точный диагноз ставится при прохождении рентгена легких.

  1. Физкультминутка

— С помощью какого прибора определяют ЖЕЛ?

      Проведем определение емкости легких без прибора, попробуем это сделать относительно соседа. У всех будет по три попытки. Итак, одним выдохом нужно заполнить шарик воздухом и сравнить объем шарика с соседом. После 5 приседаний вторая попытка и руки вверх с шариком, прогнулись в стороны и назад.

— Спасибо всем, у всех здорово получилось.

  1. Туберкулез  (слайд 8)  – хроническое заболевание легких, возбудителем которого является микобактерия туберкулеза или палочка Коха. Болезнь начинается постепенно и медленно прогрессирует. Сначала больной может не знать о том, что он болен. Однако со временем нарастает слабость, появляется покашливание, в мокроте появляются прожилки крови, температура тела повышается до 37,2 – 37,9. Микобактерия туберкулеза может поражать и другие органы, вызывая туберкулез почек, кожи, глаз идр. Основной источник – больной человек, который выделяет при кашле, чихании, смехе мелкие капли мокроты и слюны, где содержатся микобактерии туберкулеза, с этими капельками они рассеиваются вокруг на расстоянии 0,5 – 1,5 м и содержатся в воздухе около 30-60 минут.
Читайте также:  Болезнь при которой кожа становится черной

          С воздухом они проникают в легкие находящихся рядом людей. Болезнь, несмотря на длительное лечение и большое количество мед препаратов, излечима. Больной должен строго соблюдать правила личной гигиены: свое полотенце, своя посуда и т. д.

  1. Бронхиальная астма (Слайд 9) – достаточно распространенное заболевание в наши дни. Это аллергическое заболевание, которое может быть вызвано различными аллергенами (пылью, пыльцой, шерстью домашних животных, пухом, лекарствами). Проявляется заболевание приступами удушья в результате спазма бронхиол. Бронхиальная астма может протекать легко с редкими приступами или тяжело с частыми приступами. Астматику категорически противопоказано курение и нахождение в загрязненной атмосфере.  Заболевание часто сопровождается сухим кашлем и затрудненным выдохом. Больным не обойтись без специальных бронхорасширяющих препаратов. Их отсутствие может привести к смертельному исходу.
  2. Болезни, вызванные курением (Слайд 10)

    Воздушная среда жилых помещений загрязняется и другими веществами. В первую очередь следует назвать табачный дым. Поговорим о болезнях, связанных с курением.

— рак легких  (Слайд 11) – одно из наиболее распространенных злокачественных новообразований (опухолей). Как образуются опухоли? В слизистой оболочке дыхательных путей содержатся бокаловидные клетки, вырабатывающие слизь, в которых оседают частицы пыли, табачного дыма. Вместе с ресничным дыхательным эпителием эта слизь предохраняет легкие от сильного загрязнения. Многолетнее курение табака приводит к разрушению эпителия дыхательных путей. Эпителиальные клетки теряют реснички и становятся гладкими. Клетки, лежащие под ними, начинают размножаться, чтобы восполнить поверхностный слой. В процессе такого быстрого деления часть клеток мутирует и становится злокачественными. Так начинается рост опухоли.

— хронический бронхит (Слайд 12) развивается в результате длительного стажа курения при постоянном раздражении слизистой бронхиального дерева продуктами сгорания табака и папиросной бумаги. Основными симптомами хронического бронхита является кашель, особенно утренний, который продолжается больше 2-х лет. Также хронический бронхит может развиваться у людей, работающих на предприятиях при контакте с пылью и химическими веществами. Хроническое воспаление в бронхах приводит к застою вязкой мокроты, разрастанию соединительной ткани, в результате нарушается легочная вентиляция и развивается дыхательная недостаточность. Последняя,  в свою очередь,  приводит к нарушению сердечной деятельности.

— Люди, являющиеся активными курильщиками, наносят вред не только своему здоровью, но и здоровью окружающих их людей, (Слайд 13) прежде всего своим близким. Есть такое понятие «пассивный курильщик». Это человек, который сам не курит, но находится в окружении курящих людей и получает примерно такое же количество никотина и других вредных веществ, содержащихся в табачном дыме. Табачным дым не проходит через сигаретный фильтр и поэтому содержит больше токсинов.

  1. Ролевая игра о вреде курения  

      Активное курение отнимает 8-10 лет жизни, а выкуривание в день двух пачек сигарет сокращает жизнь на 15 лет. Поэтому сигарету можно назвать убийцей, да и вся жизнь курящего человека отравлена различными недугами и нарушениями в организме. Если бы органы могли говорить человеческим голосом, чтобы сказали они? Давайте представим себе такое.

Сердце  (в руках рисунок сердца)

Мне так плохо, я так устало

И нет уже больше сил стучать.

Наверно, жить осталось мало,

Могли бы только вы понять –

Мне не хватает кислорода,

Меня так душит никотин,

А этот яд непобедим.

Мои сосуды кровяные

В дыму сгорают день за днем,

И если вы нас не спасете,

Мы от курения пропадем.

Легкие (в руках держит рисунок легкого)

Мы хотим спросить вас, люди:

— А вы курите зачем?

Нас полоний отравляет,

Никотин нам – страшный яд,

Наши бронхи он сжигает.

Кто же в этом виноват?

По утрам ужасный кашель,

Раздирает горло в кровь.

Кто же нам теперь поможет,

Чтобы стать здоровым вновь,

Чтоб вдыхать нам полной грудью

Свежий чистый кислород,

Чтобы газам ядовитым

Не давать нам больше вдох!

Головной мозг (в руках рисунок головного мозга)

Иссушил меня проклятый злодей,

Нету больше светлых идей,

Он мои нейроны украл

И на пачку сигарет променял.

Я теперь и за долгий срок

Не могу выучить данный урок.

И вниманья и памяти нет –

Все от этих проклятых сигарет.

Не искупить бедой вину,

Строг приговор:

За страсть к куренью

Пустеет комната ума,

Где был мир идей, теперь там тьма.

—       Ребята, запомните на всю жизнь, что табак – это тоже наркотик, а наркотик – это гибель для человека.

       Физиологические представления курения можно наглядно увидеть на приборе для демонстрации немедленного эффекта процессов курения.

  1. Демонстрация опыта:

     К резиновой груше присоединяется широкая стеклянная трубка, в которую помешается вата, с другой стороны к стеклянной трубке присоединяется сигарета. Сигарета зажигается и выкуривается с помощью груши (можно заменить шприцом). Обращается внимание учащихся на цвет ваты.

     Работа с классом: Как выглядит ватный шарик после эксперимента? Как, по-вашему мнению, выглядят легкие курильщика?

  1. Закрепление полученных знаний

Кроссворд по теме «Дыхание» в программе Excel, работаем фронтально (приложение 2)

  1. Домашнее задание: агитационный плакат, брошюра по теме «Профилактика заболеваний легких» (работа выполняется по группам).
  2. Подведение итогов урока

Прикрепление парусов с гигиеническими правилами к паруснику.

— Итак, что вы сегодня узнали на уроке и какой можно сделать вывод? (Сегодня на уроке рассмотрели заболевания органов дыхания, их причины и профилактику).

Учителем выставляются оценки за сообщения, можно взять тетради для проверки таблицы (по выбору).

— Трех капель чистого никотина хватит, чтобы убить лошадь, а одной капли достаточно, чтобы умертвить человека. Помните, что «здоровье – это еще не все, но все без здоровья – это ничего»

Источник

 Тема: Болезни органов дыхания. Гигиена дыхания. 8 класс

Цели урока: познакомиться с распространенными заболеваниями органов дыхания и мерами их профилактики.

  • Образовательные: актуализировать и развить знания учащихся о дыхательной системе, рассмотреть влияние курения на дыхательную систему, сформировать негативное отношение к курению;
  • Развивающие: развивать умение выбирать верное утверждение, анализировать, обобщать, делать выводы; продолжать формирование основ гигиены (правила гигиены дыхания);  
  • Воспитательные: воспитывать бережное отношение к органам дыхания и здоровью в целом.
Читайте также:  Как лечить болезни уха у кроликов

Тип урока: комбинированный урок

Приемы обучения: актуализация базовых умений, закрепление учебного материала на основе просмотра презентации, словесные (беседа, объяснение), наглядные (презентация), практические (тест, задания).

Формы работы: групповая, парная, индивидуальная.

Ход урока

  1. Организационный момент. 
  1. Актуализация опорных знаний. Проверка знаний учащихся.

1. Установите последовательность процессов при вдохе и выдохе: сокращение наружных межреберных мышц, сокращение диафрагмы, увеличение объема грудной клетки, расслабление межреберных мышц, расширение легких, расслабление диафрагмы, сужение легких, понижение давления в легких, повышение давления в легких, уменьшение объема грудной клетки.

2. Блиц-опрос:

  • Какова частота дыхательных движений у подростков (12-18), у взрослых (16-20)
  • Какие кровеносные сосуды принимают участие в газообмене? Почему?
  • Как происходит газообмен в легких? Какие структуры принимают в этом участие?
  • Объясните разницу в составе вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.

3. Мотивация учебной деятельности

— Ребята, наш урок сегодня я начну с интересных фактов: по данным Минздрава лишь     14 % детей практически здоровы, 50 % имеют функциональные отклонения, 35 % — 40 % — хронические заболевания

— А что именно, по вашему мнению, пагубно влияет на здоровье детей?

— Скажите, что прежде всего влияет на работу дыхательной системы? /чистый воздух/

— В большинстве городов мира, да и не только городов, воздух загрязнен. Ежегодно на головы жителей (особенно больших городов) падает до 100 кг загрязняющих веществ.

4. Изучение нового материала

Тема урока – « Болезни органов дыхания. Гигиена дыхания »

Давайте вместе определим цели урока:

  • познакомиться с  распространенными заболеваниями органов дыхания и мерами их профилактики;
  • рассмотреть влияние курения на дыхательную систему, сформировать негативное отношение к курению;
  • продолжать формирование основ гигиены (правила гигиены дыхания);  
  • воспитывать бережное отношение к органам дыхания и здоровью в целом.

Мы разделимся на группы:   Медики, Валеологи, Гигиенисты

Каждая группа приготовила свой проект по решению наших задач.

Бороться с пылью – значит бороться с возбудителями болезней

— Какие болезни органов дыхания мы знаем?

На эти вопросы более подробно нам расскажу медики.

1 группа — Медики

Проект «Заболевания органов дыхания». Среди болезней, поражающих органы дыхания, есть инфекционные, аллергические, воспалительные

Наиболее распространены вирусные инфекции- грипп и острые респираторные(дыхательные )заболевания, ангина, туберкулез.  Это воздушно-капельные инфекции. (1 слайд)

Грипп – вирусное заболевание, относящееся к воздушно-капельной инфекции. Быстро распространяется, т.к. вирус устойчив в окружающей среде, и заражение производиться за счет капелек слизи больных, попавших в воздух при кашле и чихании. Грипп опасен возможными осложнениями. Больные и здоровые люди при общении должны закрывать нос и рот марлевыми повязками, большое значение в профилактике гриппа имеет соблюдение чистоты помещений и воздуха.

Вирус гриппа поражает людей всех возрастов. Это самая распространенная болезнь из всех ныне существующих .Чтобы не происходило возникновение массовой эпидемии гриппа врачи рекомендуют вам сделать прививку от гриппа заблаговременно (2 слайд)

Туберкулёз – хроническое заболевание лёгких, возбудителем которого является микобактерия туберкулёза или палочка Коха. Сначала больной может не знать о том, что он болен. Однако со временем нарастает слабость, появляется покашливание, в мокроте появляются прожилки крови, температура тела повышается до 37,2 – 37,9°С.. Основной источник распространения туберкулёза – больной человек, который выделяет при кашле, чихании, смехе мелкие капли мокроты и слюны, где содержатся микобактерии туберкулёза . Болезнь, несмотря на длительное лечение и большое количество мед. препаратов, излечима. Больной должен строго соблюдать правила личной гигиены: иметь своё полотенце, отдельную посуду и т.д.

Проявление болезни: легочная ткань распадается и превращается в рыхлую массу. Яд  выделяемый микробами, отравляет весь организм.

Первый флюорографический кабинет появился в 1924 году в Рио-де-Жанейро. (3 слайд)

Наиболее распространённое заболевание в человеческой популяции, которым не раз болел каждый из вас – это острый бронхит . Он представляет собой непродолжительное воспаление слизистой оболочки бронхов. Сопровождается кашлем, отделением мокроты и часто повышением температуры.

Пневмония или воспаление лёгких – острое инфекционное заболевание, при котором поражается участок лёгочной паренхимы. Часто пневмония развивается как осложнение острого бронхита.

Симптомы пневмонии: высокая температура, кашель, иногда одышка и боль в грудной клетке, а также общая слабость и отсутствие аппетита. Точный диагноз ставится после прохождения рентгена лёгких.(4 слайд)

Бронхиальная астма — достаточно распространённое заболевание в наши дни. Это аллергическое заболевание, которое может быть вызвано различными аллергенами (пылью, пыльцой, шерстью, пухом, лекарствами и др.). Проявляется заболевание приступами удушья в результате спазма бронхиол. Бронхиальная астма может протекать легко с редкими приступами или тяжело с частыми приступами. Астматику категорически противопоказано курение и нахождение в загрязнённой атмосфере. Больным не обойтись без специальных бронхорасширяющих препаратов. Их отсутствие может привести к смертельному исходу.(5 слайд)

Болезни, вызванные курением: рак лёгкого, хронический бронхит. (6 слайд)

Вывод и рекомендации:

1.Дышать рекомендуется через нос, т.к. при дыхании ртом в легкие поступает холодный воздух, что и является причиной простудных заболеваний.

2. Обязательно соблюдать правила личной гигиены.

3.Проветривание, влажная уборка помещения.

 2 группа — Гигиенисты с проектом  «Как надо дышать»

1. Есть такое понятие – жизненная емкость легких — ЖЕЛ

Если сделать глубокий вдох, а затем выдохнуть весь воздух, то выдохнутый объем воздуха и составит жизненную емкость легких. Но и тогда после выдоха в легких остается более 1 л воздуха (остаточный объем). Жизненная емкость легких измеряется при помощи прибора спирометра.  ЖЕЛ зависит от возраста, пола, роста, образа жизни.

Какой должна быть ЖЕЛ?

ЖЕЛ (л) мужчин=2,5*рост (м)

 ЖЕЛ (л) женщин=1,9*рост (м)                        2,5 и 1,9 — коэффициенты.

Людям с низкой ЖЕЛ приходится дышать часто и поверхностно, ткани получают мало кислорода и человек не может выполнять работу качественно.

2.Дыхательная гимнастика.

Йоги – фанатики дыхания. Они разработали целую систему дыхательной гимнастики, т.к. убеждены, что, умея контролировать свое дыхание можно не только излечить недуги, но и победить в себе страх, любые «низкие» эмоции. 

Сейчас мы с вами познакомимся с некоторыми видами дыхательной гимнастики

Дыхательная медитация. Сядьте прямо. Закройте глаза. Представьте, что вы вдыхаете аромат цветка… Нежный аромат цветка… Старайтесь вдыхать не только носом, но и всем телом. Вдох. Выдох. Тело превращается в губку: на вдохе оно впитывает через поры кожи воздух, а на выдохе просачивается наружу. Вдох. Выдох.
Предлагаю провести несколько упражнений, а остальные проведете дома.

Читайте также:  Эль тат практика познания души победи болезнь скачать

Ныряние. Нужно два раза глубоко вдохнуть и выдохнуть, а затем, после третьего глубокого вдоха, «нырнуть под воду» и не дышать, зажав при этом нос пальцами. Как только вы почувствует, что больше не можете «сидеть под водой», «выныриваем». 

Шарик. Предлагаем представить, что вы – воздушные шарики. На счёт: 1,2,3, 4 – делаем четыре глубоких вдоха и задерживаем дыхание. Затем на счёт 1-8 медленно выдыхаем. Каша кипит. Вдыхаем через нос, на выдохе произносится слово «пых». Повторить не менее 8 раз. Ветерок. Поднять голову вверх – вдох. Опустить голову на грудь – выдох (подул тихий ветерок).Поднять голову вверх – вдох. Опустить и сдуть «ворсинку» (подул нежный ветерок).Поднять голову вверх – вдох. Опустить и задуть свечи (подул сильный ветерок).

«Ладошки» — разводим руки в стороны – глубокий вдох. Быстро сводим их вместе и с хлопком совершаем резких выдох.«Обнималки» — разведя руки делаем глубокий вдох, потом резко обнимаем себя и делаем выдох.«Ай-ай» — покачиваем головой налево и направо. При наклоне головы – вдох, при выпрямлении – выдох.Вывод и рекомендации:

Дыхательная гимнастика способствует очищению лёгких от пыли, слизи . 
Дышать нужно глубоко и размеренно.

Движения, связанные с большими усилиями, должны совпадать с выдохом.

Гребля, ходьба на лыжах, спортивные игры  улучшают дыхание.

Полезно бывать на свежем воздухе.

Дышать надо через нос.

При кашле и чихании следует закрывать нос и рот платком.

Важно бороться с пылью на улице и в помещении.

Для правильного дыхания важна правильная осанка.

3 группа — Валеологи (специалисты по здоровому образу жизни) с творческим проектом   «Курить – здоровью вредить!»

Колумб Америку открыл,

Великий был моряк.

Но плохо тем, что приучил

Он всех курить табак.

От трубки мира у костра,

Раскуренной с вождём,

Привычка вредная пошла

В масштабе мировом.

Жесткому отравлению через органы дыхания подвергает свой организм курильщик. При анализе табачного дыма химики установили 91 органическое вещество,9000и 1200 твердых и газообразных соединений.

Никотин вызывает отравление организма.

Курящие люди значительно чаще заболевают хроническим бронхитом, раком легких, туберкулезом и астмой.

Выявлено, что через 8 ч после последней выкуренной сигареты из крови улетучивается угарный газ, через 9 месяцев восстанавливается функция легких, через 5лет вероятность инсульта уравнивается с таковой для некурящих, через10 лет падает вероятность заболеть раком и через 15 лет снижается вероятность инфаркта. ( 7 слайд )

Пассивное курение. Есть такое понятие «пассивный курильщик». Это человек, который сам не курит, но находится в окружении курящих людей и получает примерно такое же количество никотина и др. вредных веществ, содержащихся в табачном дыме. Табачный дым не проходит через сигаретный фильтр и поэтому содержит больше токсинов. 75% никотина и 70% углерода попадает в атмосферу при курении табака (8 слайд)

Тест «Что мы знаем о курении?»

1) Подростки курят, чтобы быть как все? (Да).

2) Некурящие вынуждены страдать от заболеваний дыхательной системы в результате пассивного курения. (Да).

3) Курение помогает расслабиться, когда человек нервничает. (Нет).

4) В легких человека, выкуривающего каждый день в течение года по пачке сигарет, оседает 1 литр табачной смолы (Да).

5) Физические упражнения нейтрализуют вред, наносимый курением. (Нет).

6) Одной сигареты вполне достаточно, чтобы участился пульс, повысилось кровяное давление, нарушилось нормальное кровоснабжение и циркуляция воздуха в легких. (Да).

7) Большинство курящих получают от курения удовольствие и не собираются бросать. (Да).

8) Табакокурение является одной из основных причин заболеваний сердца. (Да).

9) Большинство подростков в состоянии бросить курить в любое время. (Нет).

10) Нет ничего страшного в том, что подростки “балуются” сигаретами, если они оставят это занятие до того, как курение превратиться в привычку. (Нет).

3. Вывод и рекомендации:

— Я призываю – любите себя,

Свой мозг, свою печень и сердце, друзья.

Сделайте вывод сами немедля –

Курить человеку опасно и вредно!

4. Итог

Подведем итоги. Какие рекомендации вы предлагаете по гигиене дыхания?

Запишите в тетрадь.

  • отказ от вредных привычек – курение;
  • проветривать помещение;
  • чаще прогуливаться на свежем воздухе в скверах и в парках;
  • витаминизированное питание;
  • занятие физической культурой и спортом

5. Домашнее задание – п. 23, творческие задачи, нарисовать плакат на тему «ЗОЖ».

1. На заре воздухоплавания 3 французских аэронавта совершили полет на воздушном шаре. Они поднялись на высоту  8000 м. Только один из аэронавтов остался живым, но и он опустился на землю в очень тяжелом состоянии. Объясните причины этой трагедии. (В верхних слоях атмосферы воздух разрежен, и смерть воздухоплавателей произошла оттого, что им не хватило кислорода).

2.У водолазов, находящихся в зоне повышенного давления происходит насыщение тканей организма азотом и гелием. Объясните, почему водолазам нельзя быстро подниматься с большой глубины в зону пониженного давления? (При быстром переходе из зоны высокого давления в зону пониженного давления избыточно растворенный азот и гелий не успевают выводиться через легкие, следствием чего является переход газов из растворенного состояния в газообразное с образованием пузырьков, которые закупоривают кровеносные сосуды. Необходимо соблюдать правильный режим перехода от высокого давления к низкому).

3.В романах Ф. Купера индейцы иногда спасались от врагов, погружаясь в воду и дыша при этом через полую камышинку. Однако дышать таким способом можно на глубине, не превышающей 1,5 м . (На большей глубине давление настолько возрастает, что вдох сделать невозможно.)

Подберите понятие к определению:

1. Главная дыхательная мышца —  

2. Выход наружу воздуха из легких —

3. Рефлекс на раздражение носовых путей —

4. Легкое водолазное снаряжение —

5.  Расщепление веществ сопровождается выделением…

6.  Алкалоид, наркотик, содержащийся в растениях семейства пасленовых —

7. Один из газов, содержащийся в акваланге —

Источник