Внутренняя картина болезни презентация скачать бесплатно
1. ВНУТРЕННЯЯ КАРТИНА БОЛЕЗНИ (ВКБ)
СИНОНИМЫ
Отношение к болезни;
Концепция болезни;
Переживания болезни;
Реакция на болезнь
Аутопластическая
картина болезни
Соматонозогнозия
2. ВКБ
Это сугубо индивидуальная система
ощущений, эмоциональных переживаний
и мыслей, определяющих отношение
больного к имеющемуся нарушению
здоровья, и связанное с этим поведение
3. ВКБ формируют:
Болезнь
Личность
Окружающая среда
4. ЗАБОЛЕВАНИЕ
Периоды: начало, разгар, исход
Течение: острое, подострое,
хроническое
5. Компоненты заболевания
Витальный
Профессиональнотрудовой
Этический
Эстетический
Интимный
6. Свойства личности
Нормальные (характер
патологии у разных
типов темперамента;
экстраверт,
интроверт)
Акцентуированные
(крайние варианты
нормы)
Психопатические
7. ТИПЫ РЕАКЦИИ НА БОЛЕЗНЬ (СОМАТОНОЗОГНОЗИЯ)
АДЕКВАТНЫЕ
НОРМОСОМАТОНОЗОГНОЗИЯ
НЕАДЕКВАТНЫЕ
Гипосоматонозогнозия
Гиперсоматонозогнозия
Диссоматонозогнозия
8. УРОВНИ ВКБ (по Р.А.Лурия)
Сенситивный
компонент
(переживание боли
и других
неприятных
ощущений)
Эмоциональный
компонент
(тревога, страхи)
9. СТРУКТУРА. УРОВНИ ВКБ
Интеллектуальный
компонент
(информационный,
познание болезни,
оценка ее тяжести)
Мотивационный
(выработка отношения
к болезни,
собственное
поведение в условиях
болезни)
10. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ВКБ
Возраст.
Пол.
Профессия.
Семейное положение.
Характер болезни.
Обстоятельства, в которых протекает болезнь:
проблемы и неуверенность, которые приносит с собой болезнь;
среда, в которой происходит болезнь;
причина болезни (считает ли больной виновником заболевания
себя или других)
Преморбидная личность (личность до заболевания):
Степень общей чувствительности к прямым, особенно неприятным
факторам (например: к боли, шуму, клиническим методам
обследования)
11. ФАКТОРЫ
Темперамент, характер, акцентуации характера;
Характер и шкала ценностей – люди с повышенным
чувством ответственности и долга по отношению к
семье и обществу стараются выздороветь быстрее.
Люди же с низкой степенью ответственности по
отношению к близким часто используют болезнь
для своей выгоды и пользы;
Медицинская сознательность проявляется реальной
оценкой болезни и соответственной оценкой
собственной ситуации
Определяемые пациентом «выгоды» от болезни.
Тип реагирования на болезнь.
Воспитание и мировоззрение пациента.
Психологические защитные механизмы.
12. Психологическая защита
Неосознанное стремление человека
вытеснить из сознания неприятную для
него
информацию,
забыть
о
неудовлетворенных потребностях для того,
чтобы избавиться от горьких переживаний
и чувства неполноценности.
13. ПРИМЕРЫ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ
Примитивные:
Избегание: отказ от деятельности на том основании, что
отсутствуют необходимые способности («Вы – врач, вы и
лечите, как хотите, я в этом ничего не понимаю!»).
Магическое мышление
Отрицание: неоправданный оптимизм.
Регрессия: появление более ранних, детских моделей
поведения в ответ на стрессовую ситуацию.
Идентификация: моделирование собственного поведения
по образцу другого более авторитетного человека.
14.
Идеализация: приписывание человеку
или событию безусловно хороших или
безусловно плохих свойств (например,
бездумное восхищение врачом, недоучет
его промахов)
Расщепление (диссоциация): выделение
в собственной психике признаков второй
личности,
которой
приписываются
отрицательные мысли и поступки («Это не
я – это меня бес попутал»)
15. Более развитые механизмы
•Более развитые механизмы
Вытеснение: неосознанное «забывание»
неприятных фактов
Конверсия: вариант вытеснения, при котором
чувство неудовлетворенности преобразуется в
соматические и неврологические расстройства
Обесценивание
Рационализация
Замещение (преодоление ложных препятствий)
Проекция
16.
Сублимация:
удовлетворение
потребности в символической форме
так, что это поощряется обществом
Механизмы постоянной защиты
(«броня
характера»):
юмор,
педантизм, альтруизм, фантазии,
ирония, дерзость, аутизм, постоянная
улыбка.
17. ТИПЫ ЛИЧНОСТИ РЕАГИРОВАНИЯ НА БОЛЕЗНЬ
Гармоничный
Трезвая оценка
своего состояния
без склонности
преувеличивать его
тяжесть , но и без
недооценки
тяжести болезни.
18. Эргопатический
Уход от болезни в
работу,
подчинение себя
работе, не
болезни.
19. Анозогнозический
Активное
отбрасывание
мысли о болезни,
отрицание
очевидного.
20. ТРЕВОЖНЫЙ
Непрерывное
беспокойство
и
мнительность
в
отношении
неблагоприятного
течения
болезни,
возможных
осложнений.
Интересуют
объективные данные о
болезни (результаты
анализов, заключение
специалистов)
21. ИПОХОНДРИЧЕСКИЙ
Сосредоточение на
субъективных
болезненных и иных
неприятных
ощущениях.
Стремление постоянно
рассказывать о них
окружающим. Наличие
сенестопатий.
22. Меланхолический
Удрученность
болезнью, неверие
в выздоровление.
Депрессивные
высказывания
вплоть до
суицидных мыслей.
23. АПАТИЧЕСКИЙ
Полное безразличие
к своей судьбе, к
исходу болезни, к
результатам лечения.
Один из вариантов
депрессии.
Чаще обусловлено
особенностями
патологии
24. Неврастенический
Поведение по типу
«Раздражительной
слабости».
Вспышки
раздражения при
неприятных
ощущениях,
неспособность
ждать облегчения.
25. ОБСЕССИВНО-ФОБИЧЕСКИЙ
Реальные опасности
волнуют меньше, чем
воображаемые.
Защитой служат
ритуалы, приметы.
Нередко на
возникновение
оказывает влияние не
только преморбид, но
и само заболевание
26. ЭЙФОРИЧЕСКИЙ
Постоянно
повышенное
настроение, могут
пропускать
процедуры,
нарушают режим
(гипертимная
акцентуация,
туберкулез легких)
27. ДИСФОРИЧЕСКИЙ
Пациенты с
мрачным,
озлобленным
настроением.
Угрюмые ,
конфликтные,
недоверчиво
относятся к
медперсоналу
28. СЕНСИТИВНЫЙ
Тревога
распространяется на
впечатление, какое
пациент и сведения о
его болезни могут
произвести на
окружающих: близких,
знакомых. Это робкие,
застенчивые,
деликатные люди.
29. ЭГОЦЕНТРИЧЕСКИЙ
Стремление
поставить себя в
центр, завладеть
вниманием,
выставить свои
страдания напоказ,
«вторичная
выгода»
30. ПАРАНОЙЯЛЬНЫЙ
Пациенты уверены, что
болезнь
произошла
в
результате чьего-то злого
умысла («сглаз», «порча»
и
т.д.).
Подозрительно
относятся к персоналу.
Психотерапия как правило
не
эффективна,
а
к
препаратам
относятся
негативно
31. ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
ЗАДАНИЕ:
«Исследование семантического
поля слова «Болезнь» с помощью
направленного ассоциативного
эксперимента у пяти взрослых
исследуемых»
32. ЦЕЛЬ – анализ содержания индивидуального сознания каждого пациента, осознание параметров ВКБ и их влияние на активность
человека.
Вы должны уметь:
определять типы отношения к
болезни;
исследовать ВКБ с помощью беседы и
проективных психодиагностических
методик
33. Инструкция по выполнению задания Алгоритм действий по выполнению задания
Уважаемый студент!
Исследовательская работа выполняется
в три этапа:
Первый этап – подготовительный
Ознакомьтесь со всеми методическими
материалами по проведению и
интерпретации данного вида работы.
Подготовьте чистые альбомные листы
и цветные карандаши.
Выберите пять взрослых человек (до
18 лет желательно не брать). Это
могут быть пациенты, ваши
родственники, знакомые и т.д.
Заранее договоритесь со взрослыми о
проведении исследования, чтобы
уменьшить защитные механизмы с их
стороны. Если человек категорически
не хочет выполнять задание,
настаивать нежелательно.
34. ИНСТРУКЦИЯ
Второй этап – проведение рисуночной методики
Выберите удобный момент, когда пациент ничем
не занят и готов к сотрудничеству с вами.
Предложите ему немного позаниматься с вами.
Положите перед пациентом лист бумаги и
карандаши. Дайте вербальную инструкцию:
«Нарисуйте на этом листе болезнь. Как Вы себе
это представляете?».
Во время рисования не стойте над душой
человека, но и не уходите из помещения.
Спокойно наблюдайте со стороны за творческим
процессом.
Фиксируйте
основные
моменты
выполнения работы.
35. ИНСТРУКЦИЯ
По окончании рисования поблагодарите за
работу, обсудите все, что он изобразил и что не
нарисовал.
Постарайтесь
охватить
все
факторы,
влияющие
на
формирование
заболевания (перечень факторов прилагается).
Делайте акцент на позитивные моменты в
беседе и рисунке.
Используйте методы активного слушания,
задавайте уточняющие вопросы, старайтесь
получить
максимум
информации
на
интересующие Вас вопросы.
36. ИНСТРУКЦИЯ
БУДЬТЕ
ТАКТИЧНЫ
И
АККУРАТНЫ.
СОБЛЮДАЙТЕ
ПРИНЦИПЫ
МЕДИЦИНСКОЙ
ЭТИКИ
И
ДЕОНТОЛОГИИ
37. ИНСТРУКЦИЯ
Третий этап –
исследовательский
Проведите анализ рисунка, запишите
короткие выводы.
Сопоставьте анализ рисунка с
собранными сведениями (смотрите
перечень факторов, влияющих на
заболевание).
Ответьте на вопросы:
понятие о болезни и возможностях ее
лечения;
роль ВКБ в организации активности
человека;
особенности исследования ВКБ;
определение типа реагирования на
болезнь;
выбор тактики взаимодействия
Подготовьте материалы к
практическому занятию по
психологии.
38. Требования к оформлению
Вся работа размещается на четырех листах
формата А 4.
Титульный лист. Укажите название учебного
заведения, вид самостоятельной работы, свои имя
и фамилию, группу, год выполнения.
Бланк наблюдения (смотрите перечень факторов,
влияющих на болезнь) и первичные выводы.
Выводы и свое заключение.
Рисунок пациента.
39. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
«5» — отлично
Выделены и указаны существенные
особенности в исполнении рисунка,
выдвинуты предположения.
Составлены и написаны выводы,
даны развернутые ответы на
вопросы.
Работа правильно оформлена и сдана
в срок.
40. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
«4» — хорошо
Выделены и указаны особенности в
исполнении рисунка, выдвинуты
предположения, дан анализ рисунка.
Возможны неточности, не все
проанализировано.
Выводы даны, но не полно.
Работа оформлена с
незначительными погрешностями.
41. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
«3» — удовлетворительно
Рисуночная методика проведена,
недостаток сбора информации.
Составление выводов затруднительно.
Погрешности в оформлении.
42. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
ДО ВСТРЕЧИ!
Источник
Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на
тему Внутренняя картина болезни.
Доклад-сообщение содержит 25 слайдов.
Презентации для любого класса можно скачать бесплатно.
Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь
им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем
браузере.
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Слайд 2
Описание слайда:
ТИПЫ РЕАГИРОВАНИЯ НА БОЛЕЗНЬ
«Внутренняя Картина Болезни» (ВКБ)
ВКЛЮЧАЕТ :
«Аллопластический »
«Аутопластический»
компоненты
Слайд 3
Описание слайда:
ВНУТРЕННЯЯ КАРТИНА БОЛЕЗНИ (ВКБ)
12 ТИПОВ ОТНОШЕНИЯ К БОЛЕЗНИ
ПО
А.Е.ЛИЧКО И Н.Я.ИВАНОВУ (1980)
Слайд 4
Описание слайда:
ГАРМОНИЧНЫЙ (РЕАЛИСТИЧНЫЙ, ВЗВЕШЕННЫЙ):
ОЦЕНКА СВОЕГО СОСТОЯНИЯ БЕЗ СКЛОННОСТИ ПРЕУВЕЛИЧИВАТЬ ЕГО ТЯЖЕСТЬ, НО И БЕЗ НЕДООЦЕНКИ ТЯЖЕСТИ БОЛЕЗНИ.
СТРЕМЛЕНИЕ ВО ВСЕМ АКТИВНО СОДЕЙСТВОВАТЬ УСПЕХУ ЛЕЧЕНИЯ.
СТРЕМЛЕНИЕ ОБЛЕГЧИТЬ БЛИЗКИМ ТЯГОТЫ УХОДА ЗА СОБОЙ.
В СЛУЧАЕ ПОНИМАНИЯ НЕБЛАГОПРИЯТНОГО ПРОГНОЗА ЗАБОЛЕВАНИЯ – ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ ИНТЕРЕСОВ НА ТЕ ОБЛАСТИ ЖИЗНИ, КОТОРЫЕ ОСТАНУТСЯ ДОСТУПНЫМИ БОЛЬНОМУ, СОСРЕДОТОЧЕНИЕ ВНИМАНИЯ НА СВОИХ ДЕЛАХ, ЗАБОТЕ О БЛИЗКИХ
Слайд 5
Описание слайда:
ЭРГОПАТИЧЕСКИЙ (СТЕНИЧЕСКИЙ)
“УХОД ОТ БОЛЕЗНИ В РАБОТУ”
Характерно сверхответственное, подчас одержимое,
стеничное отношение к работе, которое в ряде случаев выражено
еще в большей степени, чем до болезни.
Избирательное отношение к обследованию и лечению, обусловленное,
прежде всего стремлением, несмотря на тяжесть заболевания,
продолжать работу.
Стремление во что бы то ни стало сохранить профессиональный
статус и возможность продолжения активной трудовой деятельности в прежнем качестве.
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
Слайд 14
Слайд 15
Слайд 16
Слайд 17
Слайд 18
Описание слайда:
Уровни Личности:
— БИОЛОГИЧЕСКИЙ
— СОЦИАЛЬНЫЙ
Составляющие Компоненты Личности:
— Ощущения Восприятие Внимание Воля;
— Память Эмоции Мотивация;
— Бессознательное;
— Сознание Самосознание;
— Мышление Интеллект;
— Личность как Система внутри- и вне- личностных отношений (В.Н.Мясищев);
— Личность с точки зрения Деятельности.
Слайд 19
Описание слайда:
ВНУТРЕННЯЯ КАРТИНА БОЛЕЗНИ
Слайд 20
Описание слайда:
МАСШТАБ ПЕРЕЖИВАНИЯ БОЛЕЗНИ
Слайд 21
Описание слайда:
ТИПЫ ЛИЧНОСТНОЙ РЕАКЦИИ НА ЗАБОЛЕВАНИЕ
Слайд 22
Описание слайда:
ПЕРЕЖИВАНИЕ БОЛЕЗНИ ВО ВРЕМЕНИ
Слайд 23
Описание слайда:
ЕСЛИ ТЫ НЕ МОЖЕШЬ ВЫЛЕЧИТЬ,
ТО ХОТЯ БЫ ОБЛЕГЧИ СТРАДАНИЯ БОЛЬНОГО,
ЕСЛИ НЕ МОЖЕШЬ ОБЛЕГЧИТЬ,
РАЗДЕЛИ ИХ…
Слайд 24
Слайд 25
Описание слайда:
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Источник
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Медицинская психология Внутренняя картина болезни и психология больного
Слайд 2
Описание слайда:
Внутренняя картина болезни (ВКБ) — это осознанное целостное представление больного о своем заболевании, его психологическая оценка субъективных проявлений 6олезни. В структуре ВКБ различают несколько уровней: 1. чувственный, или сенситивный — комплекс субъективных болезненных ощущений; 2. эмоциональный – реагирование переживание пациентом отдельных симптомов или болезни в целом; 3. интеллектуальный — знание о болезни и ее реальная оценка, глубина осознания тяжести, последствий заболевания; 4. мотивационный — отношение пациента к своему заболеванию и восстановлению здоровья.
Слайд 3
Описание слайда:
На формирование ВКБ влияют (Р.А.Лурия): Преморбидные особенности личности; Ситуации в которых оказывается больной (в семье’ на работе’ в клинике); Специфика заболевания ( острая, хроническая, требующая оперативного вмешательства…) В результате взаимовлияния этих факторов формируется один из типов реагирования на болезнь. Тип реагирования — это переживания, высказывания, действия, а также общий рисунок поведения больного, связанный с заболеванием. Р.А.Лурия, психотерапевт
Слайд 4
Описание слайда:
Преморбидная личность – личность, какой она была до заболевания (возраст, пол, характер): Степень чувствительности к неприятным факторам ( шуму, боли, клиническим методам обследования…) Характер эмоциональной реактивности ( подверженность страху, тревожности, пессимизму и наоборот) Характер и шкала ценностей (наличие или отсутствие ответственности и чувства долга по отношению к окружающим) Медицинская сознательность, проявляющаяся в реалистичности оценки болезни в соответствии с имеющейся ситуацией
Слайд 5
Описание слайда:
« Истерик, психастеник, сангвиник, маньяк – все они каждый по своему реагируют на одно и то же заболевание: истерик будет маскировать свою истинную болезнь и поведет врача по совершенно ложным следам, психастеник будет преувеличивать, а сангвиник преуменьшать и даже отрицать своё заболевание» Петр Борисович Ганнушкин
Слайд 6
Описание слайда:
Типы психологического реагирования на тяжелое соматическое заболевание Типология реагирования на заболевание А.Е.Личко и Н.Я. Иванова) включает в себя 13 типов психологического реагирования на заболевание, выделенных на основе оценки влияния трех факторов: природы самого соматического заболевания, типа личности, в котором важнейшую составную часть определяет тип акцентуации характера и отношения к данному заболеванию в референтной (значимой) для больного группе. Александр Евгеньевич Личко
Слайд 7
Описание слайда:
В первом блоке находятся те типы отношения к болезни, при которых не происходит существенного нарушения адаптации: Гармоничный: характерна трезвая оценка своего состояния без склонности преувеличивать его тяжесть и без оснований видеть все в мрачном свете, но и без недооценки тяжести болезни. Стремление во всем активно содействовать успеху лечения. Нежелание обременять других тяготами ухода за собой. В случае инвалидизации – переключение интересов на те области жизни, которые останутся доступными. При неблагоприятном прогнозе происходит сосредоточение внимания, забот, интересов на судьбе близких, своего дела. Эргопатический: характерен «уход от болезни в работу». Даже при тяжести болезни и страданиях стараются во что бы то ни стало работу продолжать. Трудятся с ожесточением, с еще большим рвением, чем до болезни, работе отдают все время, стараются лечиться и подвергаться исследованию так, чтобы это оставляло возможность для продолжения работы. Анозогнозический: характерно активное отбрасывание мысли о болезни, о возможных ее последствиях, отрицание очевидного в проявлении болезни, приписывание их случайным обстоятельствам или другим несерьезным заболеваниям. Отказ от обследования и лечения, желание обойтись своими средствами.
Слайд 8
Описание слайда:
Во второй блок входят типы реагирования на болезнь, характеризующиеся наличием психической дезадаптации: Тревожный: непрерывное беспокойство и мнительность в отношении неблагополучного течения болезни, возможных осложнений, неэффективности и даже опасности лечения. Поиск новых способов лечения, жажда дополнительной информации о болезни, вероятных осложнений, методах лечения, непрерывный поиск «авторитетов». Более интересуют объективные данные о болезни (результат анализов, заключения специалистов), чем собственные ощущения. Настроение прежде всего тревожное, угнетенность – вследствие этой тревоги. Ипохондрический: сосредоточение на субъективных болезненных и иных неприятных ощущениях. Стремление постоянно рассказывать о них окружающим. На их основе преувеличение действительных и выискивание несуществующих болезней и страданий. Преувеличение побочного действия лекарств. Сочетание желания лечиться и неверия в успех, требований обследования и боязни вреда и болезненности процедур. Неврастенический: характерно поведение по типу «раздражительной слабости». Вспышки раздражения, особенно при болях, при неприятных ощущениях, при неудачах лечения, неблагоприятных данных обследования. Раздражение нередко изливается на первого попавшегося и завершается нередко раскаянием и слезами. Непереносимость болевых ощущений. Нетерпеливость. В последующем – раскаяние за беспокойство и несдержанность.
Слайд 9
Описание слайда:
Меланхолический: характерна удрученность болезнью, неверие в выздоровление, в возможное улучшение, в эффект лечения. Активные депрессивные высказывания вплоть до суицидальных мыслей. Пессимистический взгляд на все вокруг, неверие в успех лечения даже при благоприятных объективных данных. Эйфорический: характерно необоснованно повышенное настроение, нередко наигранное. Пренебрежение, легкомысленное отношение к болезни и лечению. Надежда на то, что «само все обойдется». Желание получать от жизни все, несмотря на болезнь. Легкость нарушения режима, хотя эти нарушения могут неблагоприятно сказываться на течении болезни. Апатический: характерно полное безразличие к своей судьбе, к исходу болезни, к результатам лечения. Пассивное подчинение процедурам и лечению при настойчивом побуждении со стороны, утрата интереса ко всему, что ранее волновало. Обессивно-фобический: характерна тревожная мнительность прежде всего касается опасений не реальных, а маловероятных осложнений болезни, неудач лечения, а также возможных (но малообоснованных) неудач в жизни, работе, семейной ситуации в связи с болезнью. Воображаемые опасности волнуют более, чем реальные. Защитой от тревоги становятся приметы и ритуалы.
Слайд 10
Описание слайда:
Сенситивный: характерна чрезмерная озабоченность возможным неблагоприятным впечатлением, которое может произвести на окружающих сведения о своей болезни. Опасения, что окружающие станут избегать, считать неполноценным, с опаской относиться, распускать сплетни или неблагоприятные сведения о причине и природе болезни. Боязнь стать обузой для близких из-за болезни и неблагожелательность отношения с их стороны в связи с этим. Эгоцентрический: характерен «Уход в болезнь», выставление напоказ близким и окружающим своих страданий и переживаний с целью полностью завладеть их вниманием. Требование исключительной заботы – все должны забыть и бросить все и заботиться только о больном. Разговоры окружающих быстро переводятся «на себя». Постоянное желание показать свое особое положение, свою исключительность в отношении болезни. Паранойяльный: характерна уверенность, что болезнь – результат чьего-то злого умысла. Крайняя подозрительность к лекарствам и процедурам. Стремление приписывать осложнения лечения и побочные действия лекарств халатности или злому умыслу врачей и персонала. Обвинения и требования наказаний в связи с этим. Дисфорический (характерно тоскливо-озлобленное настроение).
Слайд 11