Внутренняя картина болезни включает в себя

  • Главная
  • ->

  • Клиническая психология
  • ->

  • Вопросы к экзамену

Внутренняя картина болезни — понятие, введенное отечественным терапевтом Р.А. Лурия, характеризующее представления больного о своем заболевании. В ее структуре выделяются сензитивный компонент, включающий в себя комплекс болезненных ощущений и связанных с ними эмоциональных состояний, и интеллектуальный, представляющий собой рациональную оценку болезни. Для выявления индивидуальных особенностей внутренней картины болезни используют, как правило, клиническую беседу и специальные опросники.

.Субъективно-психологическую сторону любого заболевания чаще всего обозначают понятием «внутренняя (или аутопластическая) картина болезни», нозогнозией, которая характеризуется формированием у больного определенного рода чувствований, представлений и знаний о своем заболевании, когнитивной оценке его тяжести и прогноза и в формировании на этой основе эмоционального и поведенческого паттерна.

Аутопластическая картина болезни (Гольдшейдер Л., 1929) — создается самим больным на основе совокупности его ощущений, представлений и переживаний, связанных с его физическим состоянием («сенситивный» уровень болезни базируется на ощущениях, а «интеллектуальный» уровень болезни является результатом размышлении больного о своем физическом состоянии).

Внутренняя картина болезни отражает внутреннюю картину здоровья. Люди, которые чувствуют источник силы внутри себя, болеют реже, чем те, кто видит источник силы в других людях. Аутопластическая картина болезни зависит от сознания (осознания) заболевания. Сначала она складывается бессознательно и осознается частично. Срабатывает механизм «уход в болезнь», если человек использует болезнь, как вторичную выгоду. Например, подобный «уход в болезнь» наблюдается при нарушениях сердечной деятельности. У ответственного руководящего работника, который узнал о своей некомпетентности развился сердечный приступ, и затем он закрылся этой болезнью как щитом, чтобы сохранить свой престиж.

Внутренняя картина болезни, по мнению Лурия Р.А. (1977), находится в очень большой зависимости от личности больного, его общего культурного уровня, социальной среды и воспитания.

В отечественной литературе проблема целостного рассмотрения личности и болезни поднималась в трудах таких врачей-интернистов, как М.Я. Мудров, С.П. Боткин, Г.А. Захарьин, Н.И. Пирогов и другие.

Структура аутопластической картины болезни:

1) сензитивная сторона болезни (уровень ощущений, чувственный уровень) – локализация болей и других неприятных ощущений, их интенсивность и т.п.;

2) эмоциональная сторона болезни связана с различными видами эмоционального реагирования на отдельные симптомы, заболевание, а целом и его последствия;

3) интеллектуальная сторона болезни (рационально-информационный уровень) связана с представлениями и знаниями больного о его заболевании, размышлениями о его причинах и последствиях;

4) волевая сторона болезни (мотивационный уровень) связана с определенным отношением больного к своему заболеванию, необходимостью изменения поведения и привычного образа жизни, актуализацией деятельности по возвращению и сохранению здоровья.

На основании этих сторон у больного создается модель заболевания, т.е. представление о ее этиопатогенезе, клинике, лечении и прогнозе, которая определяет «масштаб переживаний» (Либих С.С., 1979) и поведение в целом.

Масштаб переживания болезни

1. Нормонозогнозия — адекватный тип реагирования, при котором больные правильно оценивают свое состояние и перспективы, их оценка совпадает с оценкой врача.

2. Гипернозогнозия — больные склонны переоценивать значимость отдельных симптомов и болезни в целом.

3. Гипонозогнозия – склонность больных недооценивать заболевание.

4. Диснозогнозия — у больных наблюдаются искажение восприятия и отрицание наличия болезни и ее симптомов с целью диссимуляции или из-за страха ее последствий.

5. Анозогнозия – полное отрицание болезни как таковой (типична для наркологических больных и онкологических заболеваний).

Внутренняя картина болезни, характеризуя целостное отношение к заболеванию, тесно связана с осознанием больным своей болезни. Степень осознанности своего заболевания во многом зависит от образованности и общего культурного уровня пациента, хотя полного соответствия здесь часто не наблюдается (как, например, при анозогнозиях). Степень осознанности своей болезни больным может нарушаться при некоторых очаговых поражениях мозга. Например, поражениям задних отделов левого полушария чаще сопутствует адекватная внутренняя картина болезни, в то время как при поражении задних отделов правого полушария наблюдалось сочетание адекватного когнитивного уровня осознания внутренней картины болезни с неадекватным эмоциональным представлением больных о своих перспективах, расхождение между планами на будущее и реальными возможностями. Неадекватная внутренняя картина болезни (неполное представление о своем состоянии) в сочетании с недостаточным ее эмоциональным переживанием характерна для лиц с поражением левой лобной области, а поражение правой лобной доли мозга также сопровождается расхождением между когни­тивными и эмоциональными планами внутренней картины болезни (Виноградова Т.В., 1979).

Задача врача (медицинского психолога) – коррекция модели болезни, коррекция «масштаба переживании». Однако при этом, следует учитывать множество факторов. Например, если для успешного лечения алкоголизма анозогнозию требуется ликвидировать, то надо ли устранять таковую при онкологических заболеваниях, однозначного ответа нет.

Психологическое реагирование на заболевание (Якубов Б.А., 1982):

Содружественная реакция. Эта реакция характерна для лиц с развитым интеллектом. Они как бы с первых же дней заболевания становятся «ассистентами» врача, демонстрируя не просто послушание, но и редкую пунктуальность, внимание, доброжелательность. Они безгранично доверяют своему лечащему врачу и при­знательны ему за помощь.

Спокойная реакция. Такая реакция характерна для лиц с устойчивыми эмоционально-волевыми процессами. Они пунктуальны, адекватно реагируют на все указания врача, точно выполняют лечебно-оздоровительные мероприятия. Они не просто спокойны, а даже представляются «солидными» и «степенными», легко вступают в контакт с медицинским персоналом. Могут иногда не осознавать свою болезнь, что мешает врачу выявить влияние психики на болезнь.

Неосознаваемая реакция. Такая реакция, имея патологическую основу, выполняет в ряде случаев роль психологической защиты, и эту форму защиты не всегда следует устранять, особенно при тяжелых заболеваниях с неблагоприятным исходом.

Следовая реакция. Несмотря на то, что заболевание заканчивается благополучно, больные находятся во власти болезненных сомнений, в ожидании рецидива заболевания. После болезни астенизированы, угнетены, депрессивны, склонны к ипохондрическим реакциям, продолжают посещать лечебное учреждение и считают, что стали хроническими, неизлечимыми больными.

Негативная реакция. Больные находятся во власти предубеждений. Они подозрительны, недоверчивы, с трудом вступают в контакт с лечащим врачом, не придают серьезного значения его указаниям и советам. У них часто возникает конфликт с медицинским персоналом.

Паническая реакция. Больные находятся во власти страха, внушаемы, часто непоследовательны, лечатся одновременно в разных лечебных учреждениях, как бы проверяя одного врача другие врачом. Часто лечатся у знахарей. Их действия неадекватны, ошибочны, характерна аффективная неустойчивость.

Разрушительная реакция. Больные ведут себя неадекватно неосторожно, игнорируя все указания лечащего врача. Такие лица не желают менять привычный образ жизни, профессиональную нагрузку. Это сопровождается отказом от приема лекарств, от стационарного лечения. Последствия такой реакции бывают часто неблагоприятными.

Читайте также:  Что такое язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки лечение

В содержании внутренней картины болезни отражается не только наличная жизненная ситуация (ситуация болезни), но и преморбидные (доболезненные) особенности личности больного, его характер и темперамент. Преморбидные особенности личности во многом могут объяснять предпочтительность появления у больных тех или иных форм реагирования на заболевание.

Тип отношения к болезни (Личко А.Е., Иванов Н.Я., 1980):

1. Гармонический – правильная, трезвая оценка состояния, нежелание обременять других тяготами ухода за собой.

2. Эргопоэтический – «уход от болезни в работу», желание сохранить работоспособность.

3. Анозогностический – активное отбрасывание мысли о болезни, «обойдется».

4. Тревожный – беспрерывное беспокойство и мнительность, вера в приметы и ритуалы.

5. Ипохондрический – крайняя сосредоточенность на субъективных ощущениях и преувеличение их значения, боязнь побочного действия лекарств, процедур.

6. Неврастенический – поведение по типу «раздражительной слабости». Нетерпеливость и вспышки раздражения на первого встречного (особенно при болях), затем – слезы и раскаяние.

7. Меланхолический – неверие в выздоровление, удрученность болезнью, депрессивное настроение (угроза суицида).

8. Апатический – полное безразличие к своей судьбе, пассивное подчинение процедурам и лечению.

9. Сенситивный – чувствительный к межличностным отношениям, полон опасений, что окружающие его избегают из-за болезни, боязнь стать обузой для близких.

10. Эгоцентрический – «уход в болезнь» с выставлением напоказ своих страданий, требование к себе особого отношения.

11. Паронояльный – уверенность, что болезнь является результатом чьего-то злого умысла, а осложнения в лечении являются результатом халатности медицинского персонала.

12. Дисфорический – доминирует мрачно-озлобленное настроение, зависть и ненависть к здоровым. Вспышки гнева с требованием от близких угождения во всем.

Амбивалентность отношения пациента к болезни

Следует учитывать двойственное (амбивалентное) отношение больного к своему заболеванию. Традиционное понимание болезни связывают с негативной ее стороной. Однако наблюдения психологов показывают, что есть и позитивная сторона заболевания. Задача врача – искать положительную сторону болезни и показать ее больному. Это часто помогает наладить нужный психотерапевтический контакт и ободряет больного.

Реакция на информацию о заболевании зависит от «значения болезни» для больного:

1) болезнь – угроза: типы реакций – противодействие, тревога, уход или борьба;

2) болезнь – утрата: типы реакций – депрессия или ипохондрия, растерянность, горе, попытка привлечь к себе внимание, нарушения режима;

3) болезнь – выигрыш или избавлении: типы реакций – безразличие, жизнерадостность, нарушения режима, враждебность по отношению к врачу;

4) болезнь – наказании: типы реакции — угнетенность, стыд, гнев.

Этапы переживания болезни во времени:

1. Предмедицинская фаза – длится до начала общения с врачом, появляются первые признаки болезни и заболевший стоит перед решением вопроса об обращении за медицинской помощью.

2. Фаза ломки жизненного стереотипа – больной становится изолированным от работы, а часто и от семьи при госпитализации. У него нет уверенности в характере и прогнозе своего заболевания, и он полон сомнений и тревог.

3. Фаза адаптации к болезни — снижение напряженности и тревоги, т.к. острые симптомы болезни постепенно уменьшаются, больной уже приспособился к факту заболевания.

4. Фаза «капитуляции» – больной примиряется с судьбой, не предпринимает активных усилий к поиску «новых» методов лечения. Он становится равнодушным или негативно угрюмым.

5. Фаза формирования компенсаторных механизмов приспособления к жизни, установки на получение каких-либо материальных или иных выгод от болезни (рентные установки).

Влияние конституциональных и индивидуально-психологических особенностей на отношение к болезни

Пол. Параметр пола человека, несомненно, оказывает влияние на субъективное отношение к болезни и формирование типа реагирования на заболевание. К особенностям, имеющим корреляции с полом человека, можно отнести известные факты лучшей переносимости женщинами болевого воздействия, состояний длительной ограниченности движений или обездвиженности. Выделен реестр ценностей различных частей тела. По результатам некоторых психологических экспериментов наиболее «дорогостоящими» оказались нога, глаз и рука. В другом исследовании около 1000 мужчин и 1000 женщин должны были квалифицировать в соответствии с их значимостью 12 частей тела. Мужчины оценили половой член и язык как наиболее важные. Эта оценка не зависела от возраста, лишь у старых людей несколько снижалась оценка половых органов. У женщин лишь у тех, кому было за 70, язык стабильно оказывался на первом месте. Кроме того, было отмечено, что ценность отдельных телесных качеств может изменяться под влиянием общественных процессов. Так, у японок во время второй мировой войны в образе тела полностью обесценилась грудь, а идеальной считалась плоская грудная клетка (женщины носили мужскую военную форму). Однако в 50-х годах японские женщины стремились иметь грудь «голливудских» размеров.

Возраст. Для детей, подростков и молодежи наиболее тяжелыми в психологическом отношении оказываются болезни, которые изменяют внешний вид человека, делают его непривлекательным. Например, ни в каком другом возрасте столь тяжело психологически не будет реагировать человек на появление у него на коже лица фурункулов.

Лица зрелого возраста более психологически тяжело будут реагировать на хронические и инвалидизирующие заболевания. Это связано также с системой ценностей, и отражает устремленность человека зрелого возраста удовлетворять такие социальные потребности, как потребность в благополучии, благосостоянии, независимости, самостоятельности и пр.

Второй повышенно значимой группой заболеваний для зрелого человека считаются так называемые «стыдные» болезни, к которым обычно относят венерические и психические заболевания. К примеру, для некоторых людей стыдно болеть (или слыть больным) геморроем, стыдно проводить прерывание беременности (аборт). Существуют группы населения (в первую очередь люди, занимающие руководящие посты) для некоторых из которых «стыдные» являются болезни сердца (инфаркт), что связано с возможностью продвижения по службе.

Для пожилых и престарелых людей наиболее значимыми являются болезни, которые могут привести к смерти. Инфаркт, инсульт, злокачественные опухоли страшны для них не тем, что могут приводить к потере трудо- и работоспособности, а тем, что ассоциируются со смертью.

Особенности темперамента. По мнению ряда авторов, экстраверты и интраверты различно реагируют на боль: экстраверты воспринимают все уровни стимуляции (в том числе болевой) менее интенсивно, чем интраверты.

Ограничение подвижности или обездвиженность, вызванные болезнью (прикованность к постели, необходимость соблюдать постельный режим), могут служить психологической фрустрацией для лиц, двигательный режим которых нацелен на быстроту действий, склонность к интенсивным физическим нагрузкам.

Особенности личности. К личностным особенностям, как правило, относят ценностные ориентации человека, его мировоззрение, морально-нравственные критерии и иные социально обусловленные феномены.  

Источник

Внутренняя картина здоровья (ВКЗ) — продукт познавательной и личностной активности субъекта, целостное представление человека о здоровье, его ценности, путях его достижения и поддержания, а также оценка собственного состояния и доступных психических и физических ресурсов[1][2].

Читайте также:  Болезнь бехтерева фото что это такое

Термин был впервые употреблен В. М. Смирновым и Т. Н. Резниковой в 1983 г.[3] Начало разработки феномена ВКЗ было обусловлено несколькими причинами. Во-первых, глобальным переходом науки от патоцентрической парадигмы к саноцентрической, то есть перемещением фокуса внимания с лечения болезни на поддержание здоровья[1], а также рассмотрением его в культурно-историческом контексте и контексте психосоматического развития индивида. Во-вторых, изменением ценностных установок общества и превращение субъектного (активного) отношения к здоровью в эталон. Наконец, введение данного конструкта можно объяснить развитием понятия внутренней картины болезни (ВКБ), которое предполагает учёт и субъективной картины здоровья в качестве точки отсчета[4].

Структура внутренней картины здоровья[править | править код]

Проблема структуры ВКЗ отражает её субъективный аспект[4]. Внутренняя картина здоровья представляет собой сложный психологический феномен, который включает в себя ряд уровней. Однако структура ВКЗ варьируется у разных авторов[3][5].

Уровни ВКЗ[править | править код]

В соответствии с руководством по психологии здоровья рассматриваются следующие уровни ВКЗ [4].

Сенсорный уровень[править | править код]

Сенсорный уровень является базовым в становлении ВКЗ. Телесный опыт состоит из самочувствия и образа тела.

Самочувствие формируется на основе интрацептивных ощущений, которые играют ведущую роль в младенческом возрасте. Первичное различение телесных сигналов идёт по линиям базовых потребностей (боль — не боль, голод — сытость, тепло — холод, сухость — влага, приятность — неприятность). При этом, на данном возрастном этапе самочувствие человека представляет собой психосоматическое единство: как с точки зрения единства интероцептивных и эмоциональных процессов, так и с точки зрения разделённость его с матерью.

Образ тела формируется на основе экстероцепции и метакогнитивных механизмов (например, привязанности и социально — эмоциональной обратной связи).

В целом можно сказать, самочувствие и образ тела представляют собой два вектора психосенсорного развития. Так, первый представляет собой дифференциацию ощущений, а второй — их интеграцию.

Когнитивный уровень[править | править код]

К когнитивность уровню относятся представления о здоровье, когнитивные аттитюды, локус контроля здоровья.

Представления о здоровье — это определение субъектом здоровья как такового. Они являются наиболее широко изученными в психологии, как в рамках ВКЗ, так и в подходах к построению моделей поведения, связанного со здоровьем (см. раздел 4). Специфика подхода ВКЗ заключается в системном подходе: когнитивный уровень изучается не только сам по себе, но и во взаимодействии с другими уровнями.

Существуют разные взгляды на развитие когнитивного уровня ВКЗ. Среди наиболее распространённых можно выделить теории, построенные на основе стадий когнитивного развития по Ж. Пиаже (например, R. Bibace & M. E. Walsh) и теории врожденного понимания (C. Kalish). Также предлагаются модели, согласно которым представления о здоровье и болезни у детей формируются по принципу схем (С. Нормандо), на основе субъективного опыта болезни (S. L. Goldman), социального научения (А. Бандура) и локуса контроля (J. B. Rotter).

Эмоциональный уровень[править | править код]

К эмоциональному уровню ВКЗ относятся аффективные аттитюды, тревога и страхи, связанные со здоровьем. Аффективные аттитюды — это чувства по отношению к объектам, связанным со здоровьем. Тревога о здоровье — это тревога, которая связана с неверной интерпретацией телесных ощущений и восприятие их как опасных для здоровья. Высокий уровень тревоги о здоровье связан с ипохондрией.

Данный уровень изучен гораздо меньше в связи недостаточностью методологического аппарата: эксплицитные методики и методы самоотчета были недостаточны для изучения неосознаваемых установок в отношении здоровья. Данная проблема была частично решена с введением имплицитных методик (например, имплицитного ассоциативного теста).

Ценностно-мотивационный уровень[править | править код]

Ядром данного уровня является ценность здоровья — абстрактная мотивация по сохранению своего физического и психического благополучия. Сюда же относятся и ценности, которые могут противоречить этой мотивации и создавать ценностный конфликт, отражающийся на когнитивном и эмоциональном уровнях. Именно с ним многие исследователи связывают амбивалентные аттитюды и возникновение тревоги о здоровье.

Структура ВКЗ по Ананьеву[править | править код]

По В. А. Ананьеву, ВКЗ включает в себя когнитивный, эмоциональный и поведенческий уровни.

Когнитивный уровень[править | править код]

Когнитивный уровень представляет собой рациональную сторону ВКЗ и включает в себя совокупность субъекта о здоровье: причины, содержание, возможные прогнозы, а также оптимальные способы сохранения, укрепления и развития здоровья.

Эмоциональный уровень[править | править код]

Эмоциональный уровень — это чувственная сторона ВКЗ, которая включает в себя переживание здорового самочувствия, связанное с комплексом ощущений, формирующих эмоциональный фон.

Поведенческий уровень[править | править код]

Поведенческий уровень ВКЗ является моторно-волевой стороной. Это совокупность усилий, стремлений, конкретных действий здорового человека, обусловленных его системой верований (когнитивный уровень) и направленных на достижение субъективно значимых целей.

Формирование внутренней картины здоровья[править | править код]

И здоровье, и болезнь человека объективируются его телесностью. Телесность, в свою очередь, развивается подобно любой высшей психической функции, через усвоение системы значений и способов регулирования ребёнком его телесных проявлений. Важную роль в этом процессе играет значимый взрослый, который является посредником между ребёнком и миром культуры. В силу своей социальности, ВКЗ подвержена влиянию культурных эталонов и стереотипов. Социум задает идеалы внешности и эталоны здоровья, предлагает различные формы контроля над своим самочувствием[2].

Таким образом, формирование внутренней картины здоровья идет путем интериоризации общественных значений и смыслов в процессе взаимодействия ребёнка с ближайшим социальным окружением (семья, учителя, врачи, сверстники, СМИ). Часто одинаково релевантная информация, получаемая из разных источников, оказывается противоречивой, что негативно сказывается на главной функции ВКЗ — регуляции деятельности индивида в отношении его поведения, направленного на поддержание здоровья[2].

Формирование ВКЗ является гетерохронным, то есть уровни ВКЗ развиваются неравномерно на разных возрастных этапах[5]. ВКЗ ребёнка — важная часть его Я-концепции, которая представляет собой совокупность установок, направленных им на свое здоровье. Формирование ВКЗ в процессе развития ребёнка проходит несколько этапов. Для каждого этапа характерны основные психологические системообразующие факторы, влияющие на отношение ребёнка к своему здоровью[1]. Первый этап охватывает период младенчества. Это этап эмоциональной привязанности ребёнка к матери. Эмоциональная привязанность — основа здорового эмоционального и социального развития ребёнка в последующие годы.

Второй этап охватывает период раннего детства. Это этап формирования идентичности и подражания. Примерно с полутора до двух лет ребёнок начинает осознавать свои возможности и свое состояние. Формирование ВКЗ осуществляется по типу родительского отношения к здоровью, ребёнок подражает поведению родителей в отношении своего здоровья.

Читайте также:  Почему не делают прививки от всех болезней

Третий этап — это этап конкретно-ситуативного представления о здоровье и эмоционального отношения к нему. Охватывает период дошкольного возраста.

Четвертый этап — этап осознания и эмоционально-оценочного отношения к своему здоровью. Этот этап охватывает младший школьный возраст.

Пятый этап — этап возникновения социальной установки личности подростка на свое здоровье, которая включает в себя когнитивные, эмоциональные и поведенческие компоненты [6].

Соотношение субъективности и субъектности внутренней картины здоровья[править | править код]

Субъектность ВКЗ рассматривается прежде всего с точки зрения поведения по отношению к здоровью, его факторов, способов становления и управления им.

В идеальном случае субъективность (структура ВКЗ) рассматривается как включенная в субъектность (саморегуляция). При таком варианте уровни ВКЗ не противоречат друг другу и формируют поведение заботы о себе. Противоположностью является вариант, когда субъективность и субъектность оказываются разъединены: деятельность человека в отношении здоровья не обусловлена его ВКЗ, которая по большей части представляет собой перцептивно-оценочные феномены (комфорт/дискомфорт), и подчиняется внешним агентам (родителям, специальным институтам и пр.). Между этими полюсами существуют различные варианты сочетания частично сформированной субъективной оценки здоровья с частично осуществляемой субъектности здоровья[4].

Мотивационные модели поведения, связанного со здоровьем[править | править код]

Проблема поведения в отношении здоровья также специально рассматривается в психологии здоровья. Мотивационные модели (модели континуума) были предложены для предсказания поведения, связанного со здоровьем, однако затем, в связи с практическим запросом, их задача трансформировалась в изменение поведения, связанного со здоровьем[7].

Теория субъективной ожидаемой полезности[править | править код]

Данная теория была предложена в 1954 году У. Эдвардсом[en][8] для объяснения процесса принятия решения. Согласно теории, поведение, направленное на поддержание здоровья, является следствием субъективной оценки ожидаемой полезности. Данная оценка представляет собой сумму произведений пользы каждого результата действия на вероятность данного результата (субъективно оцениваемые). Важно понимать, что модель не предполагает реальность осуществляемых операций, но скорее говорит, что человек ведет себя так, как будто их осуществляет.

Модель убеждений о здоровье[править | править код]

Модель была разработана А. Розенстоком в 1974 году[9]. В ней выделяется шесть факторов, которые вносят вклад в поведение, связанное со здоровьем независимо друг от друга: воспринимаемая уязвимость, воспринимаемая тяжесть, воспринимаемая выгода, воспринимаемые барьеры, мотивация к здоровью (мотивация совершать действия, способствующие здоровью) и стимулы к действию.

Теория мотивации защиты[править | править код]

Теория была введена Р. Роджерсом в 1983 году[10] и основывалась на модели стресса Р. Лазаруса. Согласно его взглядам, поведение, связанное со здоровьем, можно рассматривать как копинг-стратегию. Она зависит от мотивации защиты здоровья, определяемой как взаимодействие оценки угрозы и оценки совладания. К первой относится восприятие тяжести угрозы, серьёзности риска и собственной уязвимости для этой угрозы, а вторая включает в себя восприятие эффективности некоторого поведения и уверенности в своих возможностях действовать соответствующим образом.

Социально-когнитивная теория[править | править код]

В социально-когнитивной теории А. Бандуры (1986)[11], поведение, связанное со здоровьем, является результатом взаимодействия двух факторов: самоэффективности (уверенность в своих способностях осуществить некоторое поведение) и ожидания результата. Последнее может быть связанно с ситуацией (вера в то, что результат зависит от влияния внешних сил) или с действием (убежденность в способность повлиять на результат).

Теория запланированного поведения[править | править код]

А. Айзен[en] и М. Фишбайн (1980)[12] предложили теорию запланированного поведения, и на данный момент она является одной из наиболее распространенных и влиятельных моделей в психологии здоровья. Согласно модели, поведение, связанное со здоровьем, определяется силой намерения выполнять определённые действия и достигать поставленных целей (мотивационный фактор), которое зависит от установок (отношение человека к поведению), субъективных норм (представления человека о социально одобряемых в данной ситуации действий) и воспринимаемого поведенческого контроля (субъективная оценка сложности действия). При этом, последний может влиять на поведение непосредственно при условии, что он соответствует актуальному (реальному) контролю человека над действиями.

Соотношение внутренней картины здоровья и внутренней картины болезни[править | править код]

В соответствии с новой парадигмой и представление о здоровье и болезни как об одном континууме, внутренняя картина болезни (ВКБ) является частным случаем ВКЗ, а именно в условиях болезни. Это связано с тем, что именно границы внутренней картины здоровья определяют переживание актуального состояния человека как здоровое или болезненное. То есть, человек воспринимает себя больным в том случаем, если его ощущения не «вписываются» в его концепцию здоровья. Кроме того, болезнь никогда не воспринимается абстрактно, «сама по себе», но всегда — в соотнесении с состоянием здоровья, его образом в прошлом и в будущем[1].

Примечания[править | править код]

  1. 1 2 3 4 Каган В.Е. «Внутренняя картина здоровья» — термин или концепция?. medpsy.ru. Дата обращения 9 ноября 2019.
  2. 1 2 3 Цветкова И.В. Проблема психологического изучения внутренней картины здоровья — Журнал «Психологические исследования». ISSN 2075-7999. psystudy.ru. Дата обращения 9 ноября 2019.
  3. 1 2 Ананьев В. А. Основы психологии здоровья. Книга

    1. Концептуальные основы психологии

    здоровья.— СПб.: Речь, 2006. — 384 с.

    ISBN 5-9268-0486-8

  4. 1 2 3 4 Руководство по психологии здоровья. / Под ред. А. Ш. Тхостова, Е. И. Рассказовой. — М.: Издательство Московского университета, 2019. — 840 с.
  5. 1 2 Арина Г. А., Николаева В. В. Гендерные и вoзрастные особенности внутренней картины здоровья в подростковом возрасте // Психическое здоровье человека XXI века. Сборник научных статей по материалам Конгресса. 2016 М.: Издательский дом «Городец». — С. 13-15
  6. ↑ Психология здоровья — Никифоров Г.С. — Учебник. Библиотека BooksMed — книги и учебники по медицине. Дата обращения 17 декабря 2019.
  7. ↑ Мотивационные модели поведения, связанного со здоровьем: проблема «Разрыва» между намерением и действием. cyberleninka.ru. Дата обращения 10 ноября 2019.
  8. ↑ Edwards, W. (1954). The theory of decision making. Psychological Bulletin, 51(4), 380—417. doi: 10.1037/h0053870
  9. ↑ Rosenstock I.M. (1974). The Health Belief Model and Preventive Health Behavior. Health Education Monographs, Volume: 2 issue: 4, page(s): 354—386. doi: 10.1177/109019817400200405
  10. ↑ Rogers R.W. (1983) Cognitive and physiological processes in fear appeals and attitude change: A revised theory of protection motivation. Chapter 6. // In Cacioppo, J. T., Petty, R. E. (Eds.), Basic social psychophysiological research. New York, NY: Guilford Press. P. 153—176.
  11. ↑ Bandura A. (1986). Prentice-Hall series in social learning theory. Social foundations of thought and action: A social cognitive theory. Prentice-Hall, Inc.
  12. ↑ Ajzen I., Fishbein M. Understanding attitudes and predicting social behavior. Prentice-Hall, 1980. ISBN 978-0139364433

См. также[править | править код]

  • Внутренняя картина болезни

Источник