Вопросы по рассказу зощенко история болезни

Вопросы по рассказу зощенко история болезни thumbnail

Тест онлайн

Нашли ошибку? Выделите ошибку и нажмите Ctrl+Enter

Выбрав правильный на ваш взгляд вариант ответа, жмите на кнопку «Проверить». Если хотите сразу увидеть правильные ответы, ищите под вопросами ссылку «Посмотреть правильные ответы»

1. 

Ранее рассказчик уже лежал в больнице. Какой недуг сразил героя в предыдущий раз? 

Туберкулез

Брюшной тиф

Холера

2. 

Плакат с какой больничной информацией не по душе герою? 

Время приема лекарств

График банных процедур

Время выдачи трупов

3. 

Какое отделение больницы рассказчик требует переименовать в «ванную»?

Обмывочный пункт

Купательная процедурная

Умывальный кабинет

4. 

Что герой замечает как «обычное явление» для больницы?

Холодную воду

Белье большего размера

Неудобные кровати

5. 

Какое количество больных в одной палате возмутило нашего больного? 

13

30

33

6. 

Какую болезнь герой подхватил перед самой выпиской из больницы? 

Коклюш

Оспа

Холера

7. 

Какие последствия болезни на нервной почве проявились у героя? 

Плохой сон

Сыпь прыщами

Отсутствие аппетита

8. 

Какую информацию жена героя получила из больницы после выписки больного? 

Постановка диагноза

Уведомление о переводе

Известие о смерти

9. 

Придя на водные процедуры, чье присутствие возмутило героя? 

Купающаяся старуха

Прибирающийся фельдшер

Спящий больной

10. 

При каком условии медсестра пообещала выписать Петра? 

За прилежное поведение 

После всех необходимых процедур

Если он не заразится от других больных

Проверить
посмотреть правильные ответы
рестарт

Закончили отгадывать?

случайная викторина
Случайная викторина
Предложить тему
Создать викторину

Источник

Сценарий по рассказу М. Зощенко «История болезни»

(голос рассказчика)

Откровенно говоря, я предпочитаю с недавнего времени болеть дома. Случилось это после того, как я заболел брюшным тифом, и меня отправили в больницу. Вот какая произошла со мной история болезни.

Приёмный покой. За столом фельдшер. Табличка: «Выдача трупов с 3-х до 4-х.Заходит больной, садится, фельдшер что-то пишет.

Больной:

— Что вы, товарищ фельдшер, такие пошлые надписи вывешиваете? Больным не доставляет интереса это читать.

Фельдшер:

— Глядите: больной еле ходит и чуть у него пар изо рта не идёт от жара, а тоже наводит на всё критику. Если вы поправитесь, что вряд ли, тогда и критикуйте, а не то мы вас действительно от 3 до 4 выдадим в виде того, что тут написано.

Больной:

-Вот погоди, медицинская трубка, я поправлись, так ты мне ответишь за своё нахальство. Разве можно больным такие речи слушать? Это морально подкашивает их силы!

Медсестра:

Пойдёмте, больной, на обмывочный пункт.

Больной:

Лучше бы называли не обмывочный пункт, а ванна. Это красивей и возвышает больного. Я же не лошадь, чтобы меня обмывать.

Медсестра:

Даром что больной, а всё замечает. Наверное, вы не выздоровеете, что везде нос суёте.

Больной:

Куда же вы меня, собаки, привели — в дамскую ванну? Тут уже кто-то купается.

Медсестра:

Не беспокойтесь, больной, тут одна больная старуха сидит. Вы на неё не обращайте внимания, у неё высокая температура, и она ни на что не реагирует. Раздевайтесь без смущения, а мы сейчас старуху из ванны вынем.

Больной:

Как это раздеваться?! Не реагирует старуха, но я, может быть, ещё реагирую. И мне определённо неприятно видеть то, что у вас плавает в ванне.

Фельдшер:

Я первый раз вижу такого привередливого больного. И то ему, нахалу, не нравится, и это. Умирающая старуха, может, последний раз в жизни купается, а он претензию выражает. У неё около 40 температуры, и она ничего в расчёт не принимает. И уж, конечно, ваш вид не задержит её в этом мире лишних 5 минут.

(Сестре) Нет, я больше люблю, когда больные к нам поступают без сознания, тогда они всем довольны и ни на что не жалуются.

Старуха:

Вынимайте меня из воды, или я сейчас сама выйду и вас всех тут распатроню.

(Вытаскивают старуху, ставят ширму)

Медсестра:

Лезьте в ванну, больной, возьмите бельё.

(Больной выходит из-за ширмы, на нём огромного размера пижама.)

Медсестра:

Пойдёмте в палату.

(В палате много больных. Кто лежит, охая, кто ходит, насвистывая, кто сидит на кровати, играя в шашки. У всех пижамы не по размеру, рваные, штампы на белье стоят в самом неподходящем месте.)

Больной:

Может быть, я попал в больницу для душевнобольных, так вы так и скажите?

Медсестра:

Может быть, вас прикажете положить в отдельную палату и приставить к вам часового, чтоб он от вас мух и блох отгонял?

Больной: (кричит)

Да что же это такое? Доктора! Доктора позовите!

(заходит фельдшер, больной, вскрикивает и падает в обморок. Его кладут на кровать. Некоторое время он лежит с закрытыми глазами, в палате происходит то же самое. Наконец больной стонет, открывает глаза.)

Сосед больного по кровати кричит:

Сестра, сестра! (больному) Очнулся? Три дня лежал без сознания.

Читайте также:  Соэ у мужчин при болезни бехтерева

(Заходит медсестра)

Медсестра:

Ну. больной, у вас двужильный организм. Мы вас случайно положили около открытого окна, а вы неожиданно начали поправляться. И теперь, если вы не заразитесь от своих соседей, то вас можно будет чистосердечно поздравить с выздоровлением.

(Больной кашляет) Ой, наверное, вы подхватили заразу из соседнего корпуса. Там у нас детское отделение, а вы, наверное, неосторожно покушали из прибора, на котором ел коклюшный ребёнок. Вот вы и прихворнули.

(Голос рассказчика)

Вскоре организм взял своё, и я стал поправляться. Но прежде чем выписаться, я, как говорится, так настрадался и намучился, что чуть с ума не сошёл.

Доктор:

Ну что ж, больной, вы поправились, и вас можно выписывать.

Больной:

Доктор, вы, наверное, шутите. Да, да, вы меня разыгрываете, ведь вы сказали «больной».

Доктор:

Нет, это совершенно достоверно, мы вас выписываем. (уходит)

Больной (хватает вещи и идёт в приёмный пункт)

Фельдшер(с удивлением):

Это вы, больной?

Больной:

Какой же я больной, когда меня выписывают.

Фельдшер:

Значит, всё-таки поправились. И как всегда спорите. Но сегодня мы вас выписать не можем — документы не готовы.

(Больной уходит)

(голос рассказчика) Прошла ещё неделя.

Больной:

Готова выписка!

Фельдшер:

У нас такое перенаполнение, что мы прямо не поспеваем больных выписывать. У вас только 8 дней перебор, а вы поднимаете тарарам. У нас некоторые по 3 недели не выписываются и ничего.

(больной кричит, топает и пр. На него надевают халат, завязывают рукава типа смирительной рубашки, уводят)

Доктор:

У вас на коже прыщи выскочили вроде сыпи.

Больной кричит:

Выпишите меня отсюда, выпишите!

Доктор:

Перестаньте нервничать, это у вас пройдёт, и мы вас выпишем.

(голос рассказчика) Наконец,.сыпь прошла, документы были готовы, за мной приехала жена, и я думал, что история моей болезни закончена, но я поторопился ставить последнюю точку.

Жена (Одевает его)

Знаешь, Петя, неделю назад мы думали, что ты отправился в загробный мир. Вот пришла бумажка. (читает) «По получению сего срочно явитесь за телом вашего мужа. Выдача трупов от 3 до 4.» Но оказалось, они там что-то перепутали.

Больной:

Ну я сейчас им покажу выдачу трупов! (в замешательстве) А вообще-то пойдём быстрей отсюда. Теперь болеть буду только дома.

Источник

Открытый урок по литературе в 8 классе по теме: Рассказ М.Зощенко «История болезни» — юмористический или сатирический,
весёлый или грустный?

Тип урока: Комбинированный.

Форма урока: Урок-исследование.

Цели урока:

Образовательные

  1. Анализ и восприятие художественного текста.

  2. Мотивация к чтению художественных произведений.

  3. Выделение смысловых частей литературного произведения.

Воспитательные

  1. Воспитание нравственных качеств и эстетического вкуса. Формирование гуманистических ценностей.

Развивающие

  1. Развитие навыков самостоятельного анализа текста, творческого воображения и ассоциативного мышления.

Образовательные

1) Воспринимать и анализировать художественный текс.

2)Развивать мотивацию к чтению художественных произведений.

3)Давать характеристику героев и выражать отношение к прочитанному.

4)Выделять и формулировать тему, идею и проблематику произведения.

Воспитательные

1) Воспитывать навыки самопознания и адаптации.

2)Формировать нравственную ориентацию

3)Формировать эстетические потребности.

Развивающие

1) Развивать образность мышления и воображения.

  1. Развивать эмоциональную отзывчивость и восприимчивость.

  2. Развивать речь и культуру чувств.

  3. Развивать навыки и умения квалифицированного читателя.

Структура урока.

I.Организационный момент

II. Анализ текста

1.Проверка домашнего задания. Работа с таблицей по вопросам Блума.

2. Фишбоун. (причинно-следственная связь и мотивы поступков героев)

III. Сопоставление разновидностей комического

    1. Кластер

    2. Синквейны

    3. Анекдотические миниатюры

    4. Презентация

3. Выводы.

4. Домашнее задание.

5.Оценки за работу на уроке.

Методы обучения.

  1. По способу усвоения в соответствии с характером учебно-познавательной деятельности.

А) объяснительно иллюстративный.

Б) репродуктивный

В) проблемное изложение

Г) частично-поисковый

Д) исследовательский

2) По комбинированию разных признаков.

А) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности

Б) методы стимулирования и мотивации учащихся.

В) методы контроля и самоконтроля.

3) По сочетанию способов деятельности учителя и учащихся.

А) метод преподавания-объяснения

Б) метод научения

В) метод поисков

Виды учебной деятельности.

Рецептивная: чтение наиболее значимых фрагментов текста.

Репродуктивная: ответы на вопросы, художественный пересказ фрагментов.

Продуктивная, творческая: устное словесное рисование, творческая работа с кластерами, синквейны, составление фишбоуна, постановка миниатюр из анекдотов.

Поисковая: комментирование художественного текста, поиск ответов на проблемные вопросы, установление ассоциативных связей.

Исследовательская: анализ рассказа, формулирование цели и задач урока.

Внутрипредметные м межпредметные связи:

литература, русский язык (словарная работа), музыка

Требования к уровню подготовки учащихся.

Знать: содержание рассказа, определение понятий «сатира», «ирония» , «юмор» «абсурд» и «гипербола».

Понимать: идейно-тематическую направленность произведения.

Уметь: анализировать произведение ; оценивать действия героев; находить в тексте описание героев и мест их пребывания; определять средства художественной выразительности в тексте; сопоставлять произведения; работать с ИКТ

Виды контроля.

Заполнение опорной таблицы по вопросам Блума. Заполнение таблицы фишбоун. Работа в группах по составлению кластеров и синквейнов по понятиям «Разновидности комического», «ирония», «юмор», «ирония». Лексическая работа с текстом по группам. Сопоставление видов комического ( рассказ, презентация, миниатюры) Выразительное чтение эпизодов по ролям.

ХОД УРОКА

Слайд 1

Понимать, что справедливо, чувствовать, что прекрасно, желать, что хорошо,- вот цель разумной жизни.

Читайте также:  При каких болезней колят бициллин 5

(Платон)

Сформулируйте цель урока

Слайд 2

Тема урока: Рассказ М.Зощенко «История болезни» — юмористический или сатирический,
весёлый или грустный?

Слайд 3

Цель урока

Работа над вопросом: чего больше – грустного или смешного в рассказе (анализ текста) и определение разновидности комического в рассказе М.Зощенко «История болезни»

Слайд 4

Задачи урока

  • 1. Проанализировать текст:

  • А) ответы Блума (проверка домашней работы)

  • Б) фишбоун (причинно-следственная связь и мотивы поступков героев)

  • В) групповая работа (лексические особенности рассказа)

  • 2.Сопоставить разновидности комического

  • А) кластер

  • Б) синквейны

Слайд 5

Проверка домашнего задания

Ответы на вопросы Блума

КТО

главный

герой

ЧТО с

ним про-

изошло

ГДЕ происхо-дит действие

КОГДА

ПОЧЕМУ

автор об этом рассказал

Слайд 6

главный

герой

ЧТО с

ним про-

изошло

ГДЕ происхо-дит действие

КОГДА

ПОЧЕМУ

автор об этом рассказал

Петя (автор)

Заболел брюшным ти-фом

В больнице

В 1920-1930 гг

Чтобы показать все недостатки в больницах

Слайд 7

Причинно-следственные связи и мотивы поступков героя

Фишбоун

hello_html_3481267b.png

Слайд 8

Готовый фишбоун

Слайд 9

Работа в группах

1 группа: Выписать из текста все фразеологические обороты

2 группа: Выписать слова и выражения, которые следует пояснить

3 группа: Выписать смешные и необычные выражения.

Слайд 10

Чего больше в рассказе – грустного или смешного?

Слайд 11

Кластер

Разновидности комического

Слайд 12

Синквейны

  • 1 группа: Со словом «ЮМОР»

Юмор

Добрый, незлобный

Смеяться, улыбаться, хохотать

Юмор делает людей добрее

Смех

  • 2 группа: Со словом «САТИРА»

Сатира

Гневная, едкая

Задуматься, поменять, протестовать

Изобличение пороков, противоречащих нравственным законам

Осмеяние

  • 3 группа: Со словом «ИРОНИЯ»

Ирония

Легкая, незлобная

Улыбнуться, задуматься, понять

Употребление слов с противоположном значении

Насмешка

Слайд 13

К какому виду комического можно отнести рассказ Зощенко?

Слайд 14

  • К какому виду комического можно отнести миниатюры?

Слайд 15 – 29

Анекдоты современных больниц

Слайд 30

К какому виду комического можно отнести материалы презентации?

Слайд 31

Привести в соответствие

Юмор Рассказ

Ирония Презентация

Сатира Миниатюры

Слайд 32

Вывод

Юмор предполагает веселый доброжелательный смех. В рассказах Зощенко к смеху примешивается досада, грусть. Автор высмеивает нелепость жизни, изображает героя в карикатурном виде. Это признаки сатиры.

Слайд 33

Данные сатирика у вас – налицо, чувство иронии очень остро. И лирика сопровождает его крайне оригинально. Такого соотношения иронии и лирики я не знаю в литературе ни у кого.

Источник

Михаил Зощенко — известный советский писатель, книги которого пользуются популярностью у читателей. В своих произведениях он обличал все возможные пороки советской власти, но делал это столь тонко и малозаметно, что позволило ему избежать сурового наказания и остаться живым даже в темные сталинские времена. Анализ рассказа «История болезни» Зощенко позволит поближе познакомиться с бытом больниц в двадцатых-тридцатых годах прошлого века.

История написания

Рассказ «История болезни» написан в 1936 году, а впервые его напечатали в журнале «Крокодил» в 1937—1938 годах. Это произведение автор задумал после посещения им больницы, где Михаил Зощенко оказался по причине тяжёлой болезни. Его удивило холодное и бессердечное отношение медицинских работников к пациентам, при этом декларировалась забота о каждом из больных. Работа над этим коротким рассказом заняла буквально несколько дней, однако с его печатью появились определенные сложности.

Издатели не хотели рисковать, публикуя такой острый сатирический рассказ, который в 1937 году мог им стоить не только работы, но и жизни или отправки на десяток лет в лагеря. Лишь после одобрения «Истории болезни» высоким начальством, Зощенко со всеми необходимыми бумагами отправился в журнал «Крокодил», а в последующем это произведение появилось уже в его общем сборнике.

Эта книга пользовалась популярностью у читателей, многим описанная автором проблема была крайне близкой, ведь они едва ли не ежедневно сталкивались с таким хамством и бессердечным отношением со стороны государственных структур.

Жанр рассказа

Рассказ «История болезни» написан в реалистическом жанре. Это тонкая сатира на существующие в те времена медицинские учреждения и систему врачебной помощи в Советском Союзе. На бумаге высокое начальство рапортовало о заботе о человеке, однако в действительности, каждый больной считался винтиком в системе, поэтому не стоит удивляться пренебрежительному, а порой и хамскому отношению к больным со стороны медицинского персонала.

Несомненно, в своём произведении Михаил Зощенко преувеличивал несчастья главного героя, показав его придирчивым, а порой и занудным человеком. Однако все его требования полностью объективны, подчеркивая безразличие врачей и медсестёр к пациентам в больницах. Зощенко при создании этого рассказа отказался от описания типовых героев, выбирая в качестве главных персонажей обычных людей, с которыми может ассоциировать себя каждый читатель.

Юмор в этом произведении, а также его повествование схоже с великими рассказами Марка Твена. Ситуация, в которую попадает рассказчик, одновременно комичная и трагичная. Каждый советский человек угадывал в таком персонаже свои приключения в больницах и поликлиниках. Неудивительно, что это произведение было актуально не только в тридцатых годах прошлого века, но и на протяжении многих десятков лет, когда пациенты сталкивались в медицинских учреждениях с таким отношением к себе.

Автор высмеивал существующие порядки в обществе, одновременно утверждая об имеющихся недостатках в советской системе.

Главные герои

Главный герой рассказа — обычный советский гражданин, который попадает в больницу с высокой температурой и с брюшным тифом. Из его слов становится понятно, что он образованный человек, обладающий смелостью обсуждать и критиковать все увиденным им недостатки в медицинских учреждениях.

Читайте также:  Что за болезни когда из костей уходит кальция

Главными персонажами рассказа являются:

  • рассказчик — обычный советский человек;
  • фельдшер из приемного покоя;
  • медсестра из помывочной ;
  • главврач больницы.

Традиционно для своих рассказов Зощенко описывает лишь несколько персонажей, которым практически не даётся каких-либо характеристик. Это сделано, чтобы читатель сам додумал те или иные качества и черты характера героев этого произведения. При этом многие в таком описании угадывали всех врачей и фельдшеров, с которыми они сталкиваются уже в своих больницах и поликлиниках.

Главный герой «Истории болезни» стремится к внутренней гармонии и внешней красоте. Это идеалист, который мечтает, чтобы в советской жизни слова не расходились с делом. Он не беспочвенно критикует имеющиеся в больнице недостатки, предлагая возможные пути их исправления. Однако ни фельдшеру, ни врачам, ни руководству медицинского учреждения такие замечания не интересны, так как они безучастно и пренебрежительно относятся ко всем пациентам.

Краткое содержание

Главный герой, от лица которого ведется повествование, заболел брюшным тифом и его положили в больницу. Испытания начинаются уже в приёмном покое, где он видит надпись о расписании выдачи трупов. Рассказчик спорит с фельдшером, утверждая, что такие информационные стенды не нужно располагать на видном месте. Это не добавляет сил пациентам, которые начинают нервничать и становятся морально подавленными.

Следующее испытание ожидало в помывочной комнате. Рассказчик стал уверять медсестру, что такое название больше подходит для колхозной фермы. Ведь именно там в помывочной купают и чистят коров и других животных. Как только его привели в эту комнату, главный герой замечает, что ему предлагают раздеться в то время, когда в ванне моется какая-то старушка. После непродолжительных споров пожилую пациентку всё же уводят, что позволяет вымыться рассказчику и одеться в больничную одежду, которая оказалась на несколько размеров больше.

Рассказчик, оказавшись в палате на 30 человек, вновь был недоволен лечением и попросил позвать лечащего врача. Вместо него, пришёл санитар, однако у рассказчика уже не было сил спорить, он потерял сознание от высокой температуры, а очнулся лишь через несколько дней. По словам санитарки, несколько суток он находился между жизнью и смертью, у него был жар и лихорадка, но молодой организм победил, а рассказчик очнулся и пошел на поправку.

В конце перед выпиской он узнает, что его жене по ошибке отправили похоронку, приняв за другого пациента. На этом мучения в больнице заканчиваются, а рассказчик, пускай и недолеченным с небольшой сыпью, выписывается, для себя зарекаясь больше не попадать в такие медицинские учреждения.

Анализ и художественное разнообразие

Основной проблематикой этого рассказа является формальное отношение к человеку советских учреждений. Причём с подобным сталкиваются не только в больницах и поликлиниках, но и практически во всех сферах жизни. Главный персонаж пытается противостоять системе, однако подвергается гонениям врачей и медперсонала. В конечном счете, он покоряется, полностью отказываясь от возможной борьбы за справедливость. По мнению автора, формализм все же побеждает в советской жизни, а борьба против существующего уклада жизни попросту невозможна.

Поднятые в произведении проблемы:

  • формальное отношение к пациентам ;
  • всеобщий обман и ложь советской системы;
  • сравнение госучреждений и всей страны с тюрьмой.

Главный герой «Истории болезни» Зощенко относится к категории тех невезучих людей, кто в каждой ситуации остаются виноватыми. Он высказывает недовольство безразличным отношением к себе врачей и фельдшеров, но в больнице его считают нахалом и привередливым больным. Медсестра даже предполагает, что такие любопытные люди долго не живут, поэтому, с большой долей вероятности, поправиться от болезни у пациента не получится.

«История болезни» состоит из нескольких последовательных эпизодов, которые описывают все мучения главного героя в госпитале. Каждый из таких эпизодов забавен и вызывает у читателя смех, являясь средством сатирического описания такого бездушного отношения к каждому пациенту и человеку. Автор, делая речь врачей малограмотной, высмеивает медиков, которые не то что не лечили, а больше вредили своим больным.

Примечателен небольшой отрывок этого рассказа, где всем пациентам выдают больничные пижамы. Тем самым автор делает обобщение, что советская система представляет собой общий лагерь заключённых. Зощенко сравнивает медицинское учреждение с тюрьмой, в которой также арестантам выдают робы со специальным клеймом на спине или груди. Всё это унижает человеческое достоинство, превращая всех людей в покорную серую массу.

Предыдущая

Краткое содержание«Кабала святош» — краткое содержание пьесы М.А. Булгакова

Следующая

Краткое содержание«Грамматика любви» — анализ рассказа И.А. Бунина

Источник