Временные шины при лечении болезней пародонта

Временные шины при лечении болезней пародонта thumbnail

Временное шинирование показано в развившейся стадии воспалительно-дистрофической формы генерализованного и очагового пародонтоза, особенно при неравномерном течении процесса и подвижности зубов различной степени. Временные шины применяют в течение всего периода комплексного лечения до момента наложения постоянного шинирующего аппарата.

На первом этапе лечения временное шинирование играет ведущую роль, так как позволяет снять с тканей пародонта травмирующий фактор функции жевания и вредное действие большой подвижности зубов. Без устранения травмирующих факторов и создания покоя пораженным тканям пародонта при патогенетической и симптоматической терапии принципиально невозможно получить надежные результаты. Наконец, временное шинирование позволяет правильно решить вопрос о сохранении или удалении подвижных зубов.

Степень воспалительного и дистрофического процесса в пародонте и степень подвижности зубов являются, пожалуй, основными критериями при определении показаний к сохранению или удалению зубов при заболеваниях пародонта. В поликлинической практике фактору подвижности зубов (с учетом степени атрофии) отводится основное место. По нашим наблюдениям, степень подвижности зуба зависит от степени воспалительных явлений и фактора перегрузки. Снятие воспалительных процессов ведет к значительному уменьшению степени подвижности зубов. Отсюда можно сделать вывод, что степень подвижности при воспалительных явлениях и травматической перегрузке не является показанием к удалению зубов до тех пор, пока эти явления не будут сняты. Показанием к удалению зуба может быть лишь один критерий— степень сохранности резервных сил пародонта, которая определяется по степени убыли костной ткани и величине периодонтального кармана. При атрофии первой и второй степени и при подвижности зубов даже третьей степени решение вопроса об удалении этих зубов должно быть отложено до выяснения изменений в степени подвижности после снятия воспалительных явлений и перегрузки. Этого можно достигнуть лишь путем временного шинирования с одновременным применением лекарственной терапии и хирургических методов лечения. Комплексная терапия с применением временного шинирования позволяет перейти на рациональный вид постоянного шинирования.

Временные шины должны соответствовать следующим требованиям:

  • 1) надежно фиксировать все зубы, легко накладываться и сниматься с зубных рядов;
  • 2) равномерно перераспределять жевательное давление на опорные зубы и замещать дефект зубных рядов;
  • 3) при фиксации на зубных рядах не препятствовать лекарственной терапии и хирургическому лечению;
  • 4) не травмировать слизистую оболочку десны;
  • 5) отличаться простотой изготовления.

При генерализованном пародонтозе в шину включают все зубы, обеспечивая тем самым стабилизацию по дуге. При очаговом пародонтозе протяженность шины обусловлена локализацией поражения и взаимоотношением его с зубами, у которых пародонт не поражен: шина обязательно должна включать в блок зубы с непораженным пародонтом.

Временные шины могут быть изготовлены из пластмассы или металла. Наш клинический опыт позволяет рекомендовать применение капп из пластмассы. Они имеют ряд преимуществ перед металлическими: являются несъемными, надежно обеспечивают шинирование, снимая тем самым перегрузку как от вертикальных, так и от горизонтальных сил жевательного давления и, что не менее важно на фоне снятия травматической ситуации, позволяют использовать хирургические, терапевтические и физиотерапевтические методы лечения. Каппы из пластмассы просты в изготовлении. Шины-каппы из металла не могут быть фиксированы даже временно, так как при их применении нельзя проводить физиотерапевтические процедуры, в частности такие эффективные, как лекарственный электрофорез.

Для изготовления капповой шины из пластмассы по Курляндскому делают слепки с челюстей и фиксируют соотношение челюстей в состоянии физиологического покоя при изготовлении шин на верхнюю и нижнюю челюсть. Если шину готовят на один из зубных рядов, то повышение центральной окклюзии осуществляют в пределах 2 мм. Увеличение высоты центрального соотношения неизбежно при изготовлении временных капповых шин из пластмассы. Как показали наши клинические наблюдения, повышение, проведенное в пределах разницы между состоянием центральной окклюзии и физиологического покоя (2—4 мм), не вызывает никаких осложнений со стороны мышечной системы и височно-челюстного сустава.

Для определения границы шины и упрощения ее припасовки при наложении на зубной ряд предварительно размечают модели в параллелометре — определяют общую экваторную линию. Полученную линию обводят простым карандашом, очерчивая тем самым границу шины. Затем модели фиксируют в окклюдаторе и приступают к изготовлению восковой композиции шины. На одну из моделей укладывают размягченную полоску воска толщиной 1,2 мм, плотно обжимают и срезают по общей экваторной линии (рекомендуется использовать восковые пластинки, предназначенные для бюгельных работ, последовательно наслаивая их одну на другую). Если рельеф жевательной поверхности не получился четким, то этот участок воска разогревают и вновь обжимают по модели. Необходима тщательная моделировка жевательных по-поверхностей и режущего края. Важно, чтобы между смоделированной поверхностью восковой композиции и антагонирующей моделью на всем протяжении оставался равномерный промежуток.

Если в зубном ряду имеется включенный дефект, то этот участок моделируют, как тело мостовидного протеза, если же дефект ограничивает протяженность зубного ряда, то временную шину в области отсутствующих зубов выполняют по типу седловидной части съемного протеза. В этом случае каппа с оральной и вестибулярной стороны должна быть утолщена. После этого окклюзионную поверхность смоделированной шины покрывают слоем вазелина, обжимают воском зубы антагонирующей модели и, пока воск не затвердел, смыкают окклюдатор.

Если необходимо, то проводят дополнительную моделировку жевательной поверхности и режущего края и по известной методике переводят восковую композицию на пластмассу, по цвету соответствующую зубам пациента. Припасовка каппы не занимает много времени, так как предварительно границы каппы были определены путем параллелометрии. Уточнить прилегание каппы к зубам можно при помощи самотвердеющей пластмассы, проводя частичную или полную ее перебазировку.

После этого врач приступает к уточнению окклюзионных контактов при всех движениях нижней челюсти: каппа не должна создавать концентрацию жевательного давления ни на одном из участков зубного ряда. Кроме того, важным требованием к каппам является создание рельефа жевательной поверхности (выраженность фиссур и бугров). Плоская жевательная поверхность каппы ухудшает процесс дробления пищи, увеличивает жевательное давление на пародонт и удлиняет срок привыкания к каппе.

Временную шину-каппу фиксируют на зубные ряды при помощи репина, дентола М или дентина. Временную шину не фиксируют лишь в том случае, если она сочетается со съемной седловидной частью пластинчатого протеза.

В тех случаях, когда по клиническим показаниям нежелательно завышение окклюзионной высоты, мы предлагаем пользоваться разработанным нами методом временного шинирования зубов с применением многозвенной шины из пластмассы (рис. 20) и медицинского клея цианокрил марки МК-2. Склеивание производят следующим образом.

На гипсовых моделях с оральной стороны на границе от режущего края или перехода жевательной поверхности в оральную до линии экватора зуба (границы будущей шины очерчивают карандашом) равномерным слоем толщиной 2—2,5 мм распределяют самотвердеющую пластмассу (акрилоксид, норакрил). При этом жевательную поверхность и режущий край покрывают тонким слоем (0,3—0,4 мм) пластмассы без перевода ее на вестибулярную поверхность. При наличии трем и дефектов зубного ряда небольшой протяженности в эти участки также вводят пластмассу.

Шина такой конструкции может быть изготовлена и лабораторным путем. В этом случае жевательную поверхность и режущие края зубов при моделировке покрывают пластинкой бюгельного воска толщиной 0,2—0,3 мм. После отверждения пластмассы оральную поверхность шины тщательно обрабатывают и полируют. Шину снимают с модели и припасовывают в полости рта (при необходимости степень прилегания ее к зубам может быть уточнена при помощи той же пластмассы). Зубы обрабатывают спиртом, эфиром, на поверхность шины, прилегающей к зубам, из ампулы наносят тонкий слой клея МК-2 и шину при помощи тонкой полиэтиленовой пленки прижимают к зубам (пленка необходима для предупреждения склеивания пальцев врача с каппой и зубами). Полимеризация клея обычно заканчивается через 2—3 мин. После этого на соприкасающиеся апроксимальные поверхности дополнительно наносят очень тонкий слой клея, который может быть распределен тонкой полиэтиленовой палочкой. Следует помнить, что слой клея должен быть минимальным, так как степень адгезии будет большая в тонком слое. Данный вид шины обеспечивает надежную стабилизацию на период медикаментозного лечения.

Больная Ж., 32 лет, обратилась в клинику Московского медицинского стоматологического института с жалобами на подвижность зубов, кровоточивость десен, запах изо рта. С 18 лет страдает диабетом. В течение последних 3 лет находилась под постоянным наблюдением стоматолога, терапевта и эндокринолога. Во время лечения воспалительные явления уменьшались. Удаление зубов производилось при абсцедировании процесса. Ортопедические методы лечения не применялись. Только после того как была удалена часть зубов, во фронтальном участке верхней челюсти изготовлен съемный протез.

Временная шина-протез

При осмотре: выраженность носогубных складок. Размер нижнего отдела лица уменьшен на 1,5 мм. Резкое воспаление слизистой оболочки_десен, тремы и диастемы (см. рис. 20). Все зубы, за исключением 7|, подвижны (третья-четвертая степень). Данные зондирования периодонтальных карманов и рентгенологического обследования совпадают и занесены в пародонтограмму:

Пародонтограмма

Диагноз: пародонтоз (воспалительно-дистрофическая форма) осложненный частичной вторичной адентией. Диабет.

План лечения:

  • 1) изготовление временной шины-протеза из пласт массы на нижнюю челюсть;
  • 2) депульпация верхних 5 4 3 2 1 | 1 2 3;
  • 3) кюретаж под анестезией;
  • 4) противовоспалительная терапия (трипсин апликация мараславина и облепихового масла, электрофорез витаминов B1 и С).

Временная шина-протез фиксирована при помощи клея МК-2 После этого проведен кюретаж, курс противовоспалительной терапии депульпированы верхние 5 4 3 2 1| 12 3. Шина-протез на период терапевтического и хирургического лечения даже при депульпации не снималась с зубного ряда. После ликвидации воспалительных явлений проба Шиллера — Писарева слабо положительная. Временная шина снята. Подвижность зубов первой—второй степени. Решено перейти на постоянный вид стабилизации — мостовидный протез. Рекомендована шина с опорными коронками на нижние 54321|1236 и вкладкой в верхние 7|, 8 7| объединены интердентальной шиной. После препаровки зубов временная шина-каппа уточнена при помощи самотвердеющей пластмассы и на период изготовления протеза фиксирована на клей МК-2. После изготовления протеза временная каппа удалена, протез припасован и фиксирован при помощи фосфат-цемента. Мостовидный протез (см. рис. 58), обеспечивающий стабилизацию зубного ряда по дуге, подвижности не имеет. Через 3 мес после фиксации постоянного протеза проведена профилактическая терапия: электрофорез с витаминами В1 и С, 10% раствор хлорида кальция. При наблюдении в течение 2 лет (по данным клинического и рентгенологического обследования) отмечена полная стабилизация процесса.

Фирма «Erkodent» для изготовления временных капп и колпачков разработала специальный пресс, в котором пластмассовая пластинка вместе с моделью помещается в специальную кювету, размягчается инфракрасными лучами и под повышенным давлением обжимается по модели.

Для изготовления тонких капповых шин мы использовали целлулоидные или полиакрилатные пластинки элипсоидной формы шириной 2 см и толщиной 0,6 мм. Модель (отлитая из прочного гипса или из обычного, но упрочненного кипячением в 50% растворе буры) вместе с пластинкой пластмассы помещают на 10 мин в сушильный шкаф при температуре 90—100°С. Размягченную пластмассу вместе с разогретой моделью вдавливают в мольдин, размещенный в любой металлической форме. Готовую каппу обрезают по полученным в параллелометре границам. Каппа может быть фиксирована на зубной ряд при помощи медицинского клея МК-2. Прозрачность пластмассы и клея обеспечивает высокий косметический эффект при достаточно жесткой стабилизации. Данную каппу можно уточнить и сделать еще более жесткой, произведя ее перебазировку прозрачной быстротвердеющей пластмассой.

Временная шина из проволоки

При очаговом пародонтозе, помимо многозвеньевой шины из пластмассы, применяют связывание зубов проволокой (Cieszynski, Kantorowicz и др.), связывание проволокой с последующим покрытием ее тонким слоем пластмассы (рис. 21 и 22), шину Оксмана, состоящую из двух колец, спаянных с оральным многозвеньевым кламмером. С вестибулярной стороны к кольцам припаивают металлические отростки, на которые в полости рта наслаивают вестибулярный многозвеньевой кламмер из пластмассы.

Временная шина из проволоки, облицованная пластмассой

Временное шинирование подвижных зубов проводят проволокой из нержавеющей стали диаметром 0,2— 0,4 мм. Проволоку, согнутую пополам, фиксируют на крайнем зубе и последовательно обводят ею все зубы по типу восьмерки. В межзубных промежутках проволоку скручивают, что дает возможность укрепить ее. Проволока должна быть расположена на уровне середины коронковой части зуба. После связывания зубов проволоку покрывают слоем быстротвердеющей пластмассы толщиной 0,5—1 мм. Пластмассу наносят с язычной и вестибулярной сторон так, чтобы она не доходила до десневого края на 3—4 мм, а после отвердения отделывают и полируют.

Временная шина из пластмассы

Novotny предложил шину из быстротвердеющей пластмассы. Для ее изготовления предварительно в межзубные промежутки вводят гуттаперчевые штифты (можно вдавить воск), которые изолируют межзубные сосочки от пластмассы. Готовую к употреблению пластмассу (появление тянущихся нитей) вводят с язычной стороны в межзубные промежутки и наносят ее слоем толщиной 1 — 1,5 мм от режущего края до зубного бугорка. Если пластмасса не вышла из межзубного промежутка на вестибулярную сторону, на этот участок можно нанести дополнительную порцию пластмассы. После ее отверждения удаляют штифты, обрабатывают и полируют шину. Шина обеспечивает хорошую фиксацию зубов и почти незаметна (рис. 23). Однако снятие такой шины представляет известные трудности.

Источник

Временное шинирование применяют во время
лечения пародонта в период, пока не определен прогноз на дальнейшее
функционирование отдельных зубов с выраженной подвижностью. Временные шины
можно использовать от нескольких дней до нескольких месяцев и даже больше –
благодаря развитию адгезивных технологий.

Временное шинирование также актуально при
консервативной и хирургической терапии заболеваний пародонта. Патологическая
подвижность зубов часто увеличивается после удаления зубных отложений,
гингивотомии или кюретажа зубодесневых карманов. Временные шины предупреждают
подобные осложнения и оказывают положительное воздействие на психоэмоциональное
состояние пациента.

Материалы для временного шинирования

Стоматологи-ортопеды используют в основном
временные шины из акриловой пластмассы, которые изготавливаются прямо в ротовой
полости пациента. Однако они не отличаются эстетикой, недостаточно прочные и
плохо крепятся к твердым тканям зуба, что инициирует деминерализацию эмали.

Временное шинирование выполняют с помощью
армирующих элементов на основе неорганической матрицы, например керамики,
стекловолокна, либо органической (полиэтилена, арамидных волокон). Для
повышения прочности волокна арматуры пропитывают смолой и текучими композитами.
«Пренаполненные» – изготавливают в заводских условиях, а «наполняемые» – прямо
перед применением.

Отличия между органической и неорганической матрицей

Органическую матрицу шин подвергают
плазменной обработке, поэтому такой материал отличается улучшенной адгезией. Он
пропитывается композитом и позволяет получать прочные единые блоки с лентой. В
свою очередь, шины на основе неорганической матрицы не нуждаются при работе в
дополнительных аксессуарах – ножницах или перчатках, как это происходит с
материалом из полиэтилена. Они выпускаются в виде ленты и полого жгута, который
подходит для шинирования жевательных зубов посредством техники создания
бороздки.

Техника создания бороздки: этапы

  • На начальном
    этапе с поверхностей, предназначенных для шинирования, удаляют зубные
    отложения, а затем их полируют пастой.
  • С помощью
    специальной фольги или другим способом измеряют рабочую длину арматуры.
  • Отрезают
    ленту нужной длины. Полиэтиленовые шины разрезают ножницами, которые
    входят в комплекс. В случае со стекловолоконными – бонд наносят на конец
    измеренного участка, а отрезают после полимеризации в отвердевшей части,
    иначе лента разволокнится.
  • Следующий шаг
    – протравить эмаль полугелем. Этот вариант предпочтительнее, чем гель,
    поскольку легко смывается и не оставляет на поверхности частиц оксида
    кремния, ухудшающего адгезию с шиной.
  • На
    поверхность зуба наносят бондинговую систему, выполняют полимеризацию.
  • Наносят
    светоотверждаемый композит, предпочтительно текучей консистенции, чтобы он
    лучше пропитал шину.
  • На
    поверхность накладывают ленту, обработанную адгезивом, но не
    полимеризованную. Прижав плотно полоску, выполняют полимеризацию.
  • Адаптация
    возможна двумя способами. Шину прижимают к поверхности зубов и зубных
    промежутков, полимеризуют 1-2 сек. светодиодной лампой. Второй вариант –
    между зубами пропускают отрезки флосса, прижимая ленту к зубам, а затем
    выполняют полимеризацию.
  • Накладывают
    композитный материал, чтобы закрыть арматуру. Производят полимеризацию.
  • Полируют
    поверхность – по аналогии с композитной реставрацией.

Дополнительные рекомендации

Временные шины при лечении болезней пародонтаНезависимо от выбранной методики
шинирования необходимо придерживаться таких рекомендаций.

  • Если
    шинировать предстоит зуб 2-3-й степени подвижности, необходима жесткая
    иммобилизация – препарирование бороздки на глубину 1-1,5 мм на оральной
    поверхности зуба. Зубы 1-й степени подвижности в этом не нуждаются.
  • При работе с
    боковыми зубами препарируют продольные бороздки на жевательной
    поверхности. Это предотвращает нарушение окклюзии и межальвеолярного
    расстояния.
  • Для
    шинирования с созданием бороздки вместо ленты целесообразно использовать
    жгутик.
  • Необходимо
    очень осторожно пользоваться клинышками для защиты межзубных промежутков.
    Неаккуратное расклинивание чревато экскурсией зубов и формированием зоны
    повышенного напряжения на конструкции.
  • С помощью
    временного шинирования можно исправить одиночные дефекты. Для этого изготавливают
    зуб из фотокомпозита и устанавливают его так, чтобы средняя часть была
    слегка выдвинута вперед.
  • Шины на
    основе полиэтилена нельзя оставлять на воздухе. Отрезав нужную часть
    ленты, остаток упаковывают в пакет и запечатывают.
  • Необходимо
    избегать контакта неполимеризованных волокон с частичками пыли, порошком,
    каплями масла.
  • Если
    шинирующие конструкции изготавливаются в полости рта, накладывают
    коффердам (раббердам).

Пародонтальное шинирование противопоказано
при низком уровне гигиены ротовой полости. Выполнять адаптацию армирующей ленты
в интерпроксимальном промежутке можно с помощью стоматологического зонда,
рыболовной лески, стоматологических клипс или специальных авторских устройств.
Используют стальную проволоку диаметром 0,6 мм, которая применяется также в
период ретенции ортодонтического лечения.

Периодичность наблюдения

Пациенты с временными шинами остаются под
наблюдением на протяжении всего периода лечения. Перерывы между визитами в стоматологическую
клинику в Москвеопределяются индивидуально, в зависимости от риска осложнений. Учитывают
степень тяжести пародонтита, уровень гигиены ротовой полости, местные и
системные факторы, замотивированность пациента.

  • Интервал
    между посещениями в 6 месяцев допустим при лечении гингивита, хронического
    генерализованного пародонтита легкой степени, при пародонтозе средней и
    легкой степени.
  • Если у
    пациента пародонтоз тяжелой степени, хронический генерализованный
    пародонтит средней или тяжелой степени, интервал между визитами сокращают
    до 4 месяцев.
  • При
    агрессивных формах пародонтита показываться специалисту необходимо каждые
    2 месяца.

Сегодня для временного шинирования чаще
всего используют шины-каппы из прозрачного поликарбоната. Материал визуально
незаметен, не вызывает аллергии и раздражений слизистой оболочки. Каппы
изготавливают из листов толщиной от 0,25 до 1 мм, которые вытягивают методом
вакуумного прессования и обрабатывают вручную. Они подходят для комплексного
лечения, а также для замены удаленных зубов, так как представлены в разной
цветовой гамме.

Источник