Задачи о детских болезнях для детей

Виктория Дорофеева
«Откуда берутся болезни?» Конспект НОД для детей старшей группы

Конспект НОД для детей старшей группы

Воспитателя старшей группы МБДОУ «Саргатский детский сад №4»

Дорофеевой Виктории Васильевны

Познавательно – исследовательская область развития

Тема: «Откуда берутся болезни

Цель: формировать привычку к здоровому образу жизни.

Форма организации детской деятельности: рассуждение

Задачи:

Образовательные:

— закрепить представления детей о микробах, болезнях, здоровье;

— расширять представления детей о способах распространения болезней, о том, что полезно для здоровья и что не очень полезно для здоровья;

Развивающие:

— совершенствовать навыки игровой деятельности в игре с правилами;

— использовать мнемотаблицы для закрепления знаний детей о продуктах питания;

— закрепить навыки размещения предметов на листе бумаги – ориентировку на листе.

Воспитательные:

— воспитывать у детей желание заботиться о своем здоровье;

— воспитывать доброжелательное отношение к людям.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Здоровье», «Социализация», «Безопасность».

Предварительная работа: рассматривание детских энциклопедий, картинок, посвященных здоровью и его сохранению, чтение стихов о здоровье, о занятии спортом, загадывание загадок на данную тему, беседы о здоровье, гигиене, о продуктах питания, о здоровой пище и вредной для здоровья пище. Чтение сказок «Мойдодыр», «Федорино горе», «Доктор Айболит», «Муха – Грязнуха». Проведение физкультурных разминок, точечного массажа, гимнастики после дневного сна, хождение по оздоровительным коврикам, закаливающие процедуры. Была организована выставка рисунков «Папа, мама, я – спортивная семья» — совместная деятельность родителей и детей. А также проведен праздник «Папа, мама, я – спортивная семья»

Оборудование: письмо от Красной Шапочки на воздушных шариках, картинки с больным ребенком и здоровым, картинки фруктов, овощей и других продуктов, картинки с ситуациями. Газеты «Полезно», «Вредно», телевизор, слайд – презентация.

Ход НОД.

Воспитатель вносит в группу воздушные шары, к которым прикреплено письмо и говорит.

Воспитатель: Дети, посмотрите, сегодня к нам пришло письмо, интересно от кого оно? Вы догадались?

(читаю письмо)

«Здравствуйте, дорогие дети. У меня заболела бабушка. Я очень её люблю и хочу ей помочь, но не знаю как. И откуда, только берутся эти болезни? Может быть, вы знаете и подскажите мне, что нужно делать, чтобы быть здоровой?»

Воспитатель: Что же, ребята, поможем Красной Шапочке разобраться с болезнями?

Дети: Да!

Воспитатель: А как?

Дети: Мы расскажем Красной шапочке, как позаботиться о своём здоровье и о здоровье бабушки, чтобы не болеть.

Воспитатель: Так давайте же поспешим,а то бабушке совсем плохо. Отправляемся по лесным тропинкам навстречу Красной Шапочке.

А как нужно вести себя в лесу?

Дети: Тихо!

(Дети проходят, садятся на стульчики)

Слайд 1

Воспитатель: Вот мы и пришли к Красной Шапочке.

Воспитатель: Дети, поднимите руку, кто из вас болеет часто?

Воспитатель: А теперь поднимите руку, кто из вас болеет редко?

Воспитатель: Кто не болеет совсем?

(Дети поднимают руки).

Воспитатель: Вам нравится болеть?

Дети: Нет!

Воспитатель: А почему?

(Ответы детей)

Воспитатель: А вашим родителям нравится, когда вы болеете?

Дети: Нет!

Воспитатель: Вот и Красной Шапочке не нравится, что у нее болеет бабушка.

— Расскажите, а что вы чувствуете, когда болеете?

(дети строят предложения)

Воспитатель: Посмотрите вот на эти две картинки. Вы можете определить, где человек больной, а где – здоровый?

Слайд 2

Почему вы так думаете?

(рассуждения детей)

Воспитатель: Вокруг нас в воздухе, в воде, на земле, на растениях, на всем, что нас окружает очень много микробов. Вы что-нибудь слышали о них? Расскажите, что вы о них знаете?

(ответы детей)

Слайд 3

Воспитатель: Давайте послушаем стихотворение, которое приготовила для нас Марина, оно называется «Микроб».

(Марина читает стихотворение)

Там, где грязь, живут микробы

Мелкие – не увидать.

Их микробов, очень много,

Невозможно сосчитать.

Если грязными руками

Кушать или трогать рот,

Непременно от микробов

Сильно заболит живот.

Воспитатель: Да, действительно, микробы – это такие маленькие существа, которые простым глазом не видно, увидеть их можно только под микроскопом.

Как вы думаете, когда они находятся вне организма человека, они могут причинить вред человеку?

Дети: Нет!

Воспитатель: А когда могут вредить?

Дети: Стоит им только попасть внутрь человека, тут они начинают «вредничать» — заражать нас.

Воспитатель: А внутри человека живут полезные бактерии, которые нам помогают жить. Эти бактерии начинают бороться с вредными микробами, у них как бы происходит внутри нас война.

Воспитатель: Если побеждают полезные бактерии, то что с нами произойдёт?

Дети: Мы выздоравливаем быстро.

Воспитатель: А если побеждают вредные микробы?

Дети: То мы начинаем болеть.

Воспитатель: Как мы узнаём, что мы заболели?

Дети: У нас поднимается температура, появляется слабость, сонливость.

Читайте также:  Чем обработать вишню от болезней и вредителей

Воспитатель: И что нужно делать?

Дети: И тут уже мы должны помочь своему организму выздороветь – принять необходимые лекарства.

Воспитатель: Как вы думаете, пить лекарство можно любое? Кто назначает лекарство, какие таблетки можно принимать и сколько их раз нужно пить?

(Ответы детей)

Воспитатель: Каким же путем микробы проникают в наш организм? Давайте посмотрим вот на эти картинки.

Слайд 4, 5

Найдите те, где микробы легко могут попасть в наш организм, и объясните, почему вы так думаете.

(Рассуждения детей)

Картинки:

Ребенок — пальцы в рот;

Ребенок грызет ногти;

У ребенка грязные руки;

Ребенок и собака;

Берёт в рот игрушку;

Облизывает пальцы;

Грязные овощи.

Воспитатель:Давайте вспомним главные правила здоровья:

(Дети формулируют правила)

— мыть руки перед едой;

— мыть руки с мылом после улицы;

— мыть руки по мере загрязнения;

— мыть руки после посещения туалета;

— не грызть ногти;

— проветривать комнату;

— заниматься физкультурой;

— закаливаться;

— кушать витамины и т. д.

Воспитатель: Сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Угадай, что болит?»

(воспитатель с помощью пантомимы показывает, что у него болит, дети определяют, что болит и называют причину, отчего болит. И наоборот воспитатель называет причину, дети показывают что болит)

В. – болит голова Д. – душно, шумно

В. – вы съели много сладостей Д. – болят зубы

В. – болит палец Д. – порезалась, упала

В. – грязные руки, немытые фрукты Д. – болит живот

В. – болит ухо Д. – продуло

В. – вы пили холодное молоко Д. – болит горло

Воспитатель: Что – то мы с вами засиделись, давайте ка немного разомнемся.

Физминутка с элементами самомассажа «Неболейка»

Слайд 6

Чтобы нам не болеть и не простужаться

Мы зарядкой с тобой будем заниматься.

Чтобы горло не болело –

Мы погладим его смело.

Чтоб не кашлять, не чихать –

Будем носик растирать.

Лоб мы тоже разотрем –

Ладошку, сделав козырьком.

Вилку пальчиками сделай –

Массируй ушки ты умело.

Знаем, знаем да, да, да –

Нам простуда не страшна!

Воспитатель: Чтобы расти сильным и быть здоровым, что нам необходимо кушать?

Дети: Витамины, разные продукты.

Воспитатель: А что такое продукты?

(Ответы детей)

Воспитатель: Давайте прочитаем стихотворение используя мнемотаблицу — «Продукты»

Чтение стихотворения «Продукты», используя мнемотаблицу).

Слайд 7

«Продукты»

Рыбу, мясо, сок

и фрукты называем мы

«продукты». Молоко, и творожок,

и крупу, и пирожок. Всё, что мы

едим и пьём, мы продуктами зовём.

Воспитатель: В каких продуктах много витаминов?

Дети: Овощи, фрукты.

Воспитатель: Все ли вкусные продукты могут быть полезными?

Дети: Есть продукты полезные, есть продукты вкусные, но они могут быть не очень полезными для нашего организма, а есть продукты вредные.

Воспитатель: И сейчас все внимание на экран, давайте посмотрим слайды, если вы видите продукт полезный для вашего здоровья, вы хлопаете в ладоши, если не очень полезный – говорите – НЕТ.

Слайд 8 — 22

Показ слайдов о здоровой и вредной пище.

Воспитатель: Ну что же молодцы вы у меня, все знаете.И последнее задание: я вам предлагаю оформить две газеты. На одной мы поместим картинки, на которых изображено то, что помогает нам быть здоровыми, а на другую мы приклеим картинки, на которых изображено то, что может быть вредным для нашего здоровья. Но сначала разомнем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышли пальчики гулять.

Мы их дружно разотрем,

Вместе мастерить начнем.

(Работа по подгруппам. Дети подходят к столам выбирают картинки, и прикрепляют их на соответствующие газеты.)

Итог:

Воспитатель: Давайте проверим друг друга.

(Вместе с детьми просматриваем газеты, дети объясняют свой выбор.)

Воспитатель: как вы думаете, а какую газету мы отправим Красной Шапочке и её бабушке, чтобы посмотрев на них, она все поняла, что полезно, для здоровья.

Игра в мяч «Передай другому»

(Дети становятся в круг,передают мяч по кругу и говорят: «Сегодня мне понравилось, сегодня я узнал…».

Слайд 23

Воспитатель: В знак благодарности Красная Шапочка вместе с бабушкой тоже прислали нам подарок – вкусные и полезные продукты – мандарины. Угощайтесь! Но не забудьте о том, о чём мы сейчас говорили?

Дети: Помыть апельсины и руки.

(фрукты лежат в корзине.)

Источник

Роза Гаврилова
Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Откуда берутся болезни»

Тема: «Откуда берутся болезни»

Задачи:

Дать представление об инфекционных болезнях и их возбудителях: микробах и вирусах;

Развивать самостоятельность и умение использовать полученные знания на практике (на основе составления плаката);

Читайте также:  Как писать обоснование диагноза в истории болезни

Воспитывать у детей ценностное отношение к здоровому образу жизни, внимательное и бережное отношение к своему здоровью.

Области интеграции: «Коммуникация» (Развитие коммуникативных компетенций на основе беседы о микробах, «Художественная литература» (беседа о микробах на основе стихотворения Д. Хармса «Микроб», «Музыка» (соотнесение характера музыки с заданным образом).

Приемы руководства деятельностью детей в НОД:

1.Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: комментирование, коммуникативная игра.

2.Приемы активизации деятельности детей в процессе НОД: беседа, создание развивающей среды, загадывание загадки, создание проблемной ситуации, обследование, анализ и выводы.

3.Приемы организации практической деятельности детей: показ слайдов, предметов из истории, комментирование, использование схем.

4. Приемы поддержания интереса у детей: ситуация выбора, планирование, физкультурная пауза, музыкальное сопровождение, предложение по продолжению деятельности в данном направлении во взаимодействии с родителями, чередование видов детской деятельности.

5.Приемы оценки и самооценки: поощрение, совместное с педагогом и детьми определение качества продуктивной детской деятельности, взаимопомощь детей.

Виды детской деятельности в НОД:

Игровая.

Коммуникативная.

Трудовая.

Познавательно-исследовательская.

Продуктивная.

Музыкально-художественная.

Чтение художественной литературы.

Ожидаемые результаты:

— умения детей действовать самостоятельно;

— проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении со взрослыми и сверстниками;

— воспитание нравственных качеств;

— умение воспитанников решать интеллектуальные и личностные задачи;

— формирование универсальных предпосылок к учебной деятельности;

— расширение и активизация словарного запаса.

Критерии оценки деятельности детей на занятии

1. Ребенок задает вопрос.

2. Активно участвует в продуктивной деятельности.

3. Проявляет самостоятельность.

4. Обращается за помощью к взрослому и детям и оказывает ее своим сверстникам.

5. Сопереживает.

6. Эмоционально реагирует.

7. Соподчиняет мотивы.

8. Проявляет волевое усилие.

9. Аргументирует самооценку.

Интеграцияобразовательных областей:

Области Интеграция Решаемые задачи

Познание Знакомство с микробами, рассматривание ситуации. Развивать интерес к здоровью, к миру предметов и вещей.

Принимать активное, заинтересованное участие в образовательном процессе.

Социализация Практические действия. Приучать решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту, применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем, поставленных как взрослым так и им сами.

Развивать умения самостоятельно действовать, при затруднениях обращается к взрослому за помощью.

Коммуникация Беседа о микробах, о болезнях.

Коммуникативная игра. Учить использовать вербальные и невербальные средства общения,

владеть конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми. (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве);

Прививать умения планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила поведения.

Музыка Колыбельная песня. Воспитывать эмоциональное реагирование на музыкальные произведения.

Проявлять эмоциональную отзывчивость в деятельности и общении со взрослыми и сверстниками.

Труд Составление схем. Владеть конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договариваться, обмениваться предметами, распределять действия при сотрудничестве);

Воспитывать нравственные качества: взаимопомощь, бережное отношение к результатам своего труда и труда взрослых.

Художественное творчество Рассматривание коллекции.

Формировать у детей эстетический вкус. Развивать у детей творческие способности, воображение и индивидуальное самовыражение при изготовлении тряпичной куклы.

Прививать чувства эмпатии, откликаться на эмоции воспитателя, реагировать на произведения, созданные руками русских мастеров.

Физическая культура Динамическая пауза. Соблюдать элементарные правила здорового образа жизни.

Совершенствовать мелкую моторику рук.

Чтение художественной литературы Загадывание загадки Формировать умения делать выводы, умозаключения.

Безопасность Воспитывать бережное отношение к результатам труда.

План НОД

1.Вводная часть:

Создание проблемной ситуации.

Создание мотива для деятельности детей. Определение цели.

Анализ обследование, выводы.

2.Основная часть:

Показ, комментирование, дискуссия.

Знакомство с микробами.

Рассматривания иллюстрации.

Практическое задание — «Как микробы попадают в организм».

Динамическая пауза.

Практическое задание – «Как не заразиться микробами».

3.Заключительная часть:

Оценка деятельности детей и самооценка.

Подведение итогов НОД.

Длительность НОД 25

Ход непосредственно образовательной деятельности

Содержание

Дети в группе. Стук в дверь, раздается кашель. Появляется кукла с завязанным горлом.

Воспитатель: Здравствуй! Что случилось с тобой? Молчит, говорить не может. Ребята, что же с ней произошло? (может она заболела, или у нее болит горло).

С тобой приключилась беда

Снег и сосульки ты ела всегда.

И вот такая картина,

к тебе привязалась ангина.

1. Беседа о болезнях.

Воспитатель: Каждый человек в своей жизни хотя бы один раз переносит какое-нибудь заболевание.

— Расскажите, кто из вас болел?

Болеть приятно или не очень?

— Как вы себя чувствуете во время болезни? (болели простудой, ангиной, насморк. Болеть не очень приятно, потому что не ходишь гулять, в детский сад… а чувствуешь себя в этот момент очень плохо болит голова, пьёшь таблетки)

Вот и наша гостья заболела. Давайте поможем ей. Научим делать массаж «Неболейка». (Дети выполняют знакомый самомассаж биологически активных точек).

Чтобы горло не болело, мы его погладим смело.

Читайте также:  История болезни по хирургии рак желудка

Чтоб не кашлять, не чихать, надо носик растирать.

Лоб мы тоже разотрем, ладошку держим «козырьком».

Знаем, знаем да-да-да!

Нам простуда не страшна!

Воспитатель: Для чего мы делаем массаж?

Его можно делать как при болезни, так и для профилактики простудных заболеваний.

2. Плакат «Микробы», знакомство с микроскопом.

Воспитатель: Дети, посмотрите, как вы думаете, что это?

Да это капелька воды. А вот все эти точки, головастики, черточки это микробы. Эти мельчайшие живые существа. И видны эти все микроорганизмы видно лишь через специальный прибор, который называется микроскоп. Это специальное увеличительное стекло, которое маленькое увеличивает до больших размеров. Микробов на свете великое множество и они все разные.

Не будь он так вертляв и мал

Я бы для вас его поймала.

И вы бы увидели сами

Микробью мордашку с усами

Узор пятнистый вдоль хребта

Шесть быстрых лап и два хвоста.

Таков он, как уверяют строгие

Профессора по зоологии

Микроб невидимый злодей

Врач честных и простых людей.

Многие микробы и полезны. Например, благодаря гнилостным бактериям, в почве образуются вещества, которыми питаются растения.

— Молочнокислые бактерии превращают молоко в ряженку, кефир, сыр.

— В организме человека тоже обитают полезные микробы, без них пища не могла бы перевариваться.

— Но, к сожалению не все микробы такие хорошие, есть и очень вредные, болезнетворные. (Рассматривают изображение «полезных» и «вредных» микробов)

Практическое задание:

Воспитатель: Вот посмотрите, здесь на стопе есть разные микробы. Давайте по внешнему виду определим, где какие. Добрые на желтый квадратик положим, а вредные на черный (обратить внимание на вешний вид микробов).

3. Составление схемы «Как микробы попадают в организм»

Воспитатель: Так как же возбудители болезней попадают в организм? (через молоко, кефир, через грязные руки, не помытые овощи и фрукты гладить кошку, порезанный палец, грязными руками, трет глаза, сидят у завода, где пыльно и др.). Выберите рисунки, которые рассказывают о том, как микробы проникают в организм. (Дети выбирают картинку, закрепляют на схеме (при помощи липучек, объясняют свой выбор).

Картинки: грязные продукты, гладить кошку, порезанный палец, грязными руками, трет глаза, сидят у завода, где пыльно.

Вывод: Микробы и вирусы пробираются в организм человека, животного и даже растения. И там поселяются, если им нравится. А что же им нравится?

Микробы и вирусы любят:

Ослабленный организм;

Сильное охлаждение;

Плаксивых.

Динамическая пауза: – Сейчас вы будете микробами. Я раздам вам цветные карточки, а вы будете изображать микробы. Будут полезные (желтые) и вредные (черные) микробы. Попробуйте определить под какую музыку нужно двигаться вредным микробам, а под какую – полезным (звучит музыка разного характера, дети двигаются под музыку).

Воспитатель: Микробы ни когда не попадают в организм поодиночке, обычно за один раз в организм их проникает несколько тысяч. Вам трудно представить, но знайте это много, очень много. Такое скопление микробов врачи называют — инфекцией. Если в ослабленный организм попадает микроб и тут начинается праздник микробов.

Попав в организм человека, эти микробы выделять вредные вещества, вызывая различные заболевания.

Воспитатель: Чего бояться микробы? (чистоты, мыло, горячей воды, солнца и др.)

Как хорошо жилось бы микробам, если бы их все боялись, а они ни кого. Оказывается, есть причины, которые мешают микробам размножаться.

Они погибают при:

Высыхании;

При воздействии солнечных лучей;

Нагревании до 60 С;

Кипячении.

4.Практическое задание: Составление плаката «Как не заразиться вредными микробами?»

Воспитатель: — А как же нам защититься от микробов. Как вы думаете.

Есть чистыми руками;

Руки надо вытирать насухо;

Обязательно мыть руки;

Мыться перед сном;

Не есть на улице;

Овощи и фрукты обязательно мыть;

Не общаться с больными людьми.

Воспитатель: Давайте с вами попробуем нарисовать картинки, которые будут нам напоминать, как не заразиться вредными микробами. (Дети рисуют картинки-памятки и наклеивают их на плакат).

Если ты простыл дружок

Кашляй в носовой платок

Не рассеивались чтобы

На других твои микробы.

Каждый раз перед едой

Нужно руки мыть водой!

Чтобы быть здоровым, сильным

Мой лицо и руки с мылом.

3. Заключительная часть.

Оценка деятельности детей и самооценка.

Подведение итогов НОД

Воспитатель: Ребята, посмотрите на нашу гостью. По-моему ей стало лучше. Уже не кашляет, повеселела. Теперь – то она знает, что нужно делать, чтобы не заболеть! Вы ее всему научили. А где в нашей группе можно полечить больных кукол? (Дети вспоминают про сюжетную игру «Больница»). Вот и пригласите туда куклу! (При желании дети переходят к сюжетно-ролевой игре «Больница»).

Источник