Загради уста всех причиняющих нам и нашим ближним болезни

Загради уста всех причиняющих нам и нашим ближним болезни thumbnail

Этот молитва обладает сильным воздействием, оберегая молящегося от сил дьявола, «задерживает» их, потому и получила название молитвы задержания. Написание текстов принадлежит старцу Пансофию Афонскому, который с Божьей помощью создал их. В описании его жизни указывается, что он обладал особым даром, с помощью которого он усмирял хищников и всю свою жизнь противостоял злу.

Будучи слабым, человек не всегда может самостоятельно справиться с недобрыми силами и направленными против него злыми помыслами. На помощь придет молитва задержания старца Пансофия Афонского, при этом принято советоваться со священником, который может рекомендовать именно такую молитву, или предложит воспользоваться другой.

Церковь не одобряет эту молитву и считает ее апокрифической, т.е. неканонической

Как правильно читать молитву?

Как и любое прошение, молитву задержания от всякого зла нужно читать без надрыва, требовательных или повелительных интонаций. Не рекомендуют сообщать кому бы то ни было о том, что верующий использует эту молитву.

Икона Молитва Задержания

Чтение молитвенных слов должно происходить только перед иконой Молитва задержания, на которой, кроме Спасителя, Пресвятой Богородицы и Архангела Михаила, изображены еще и одиннадцать святых угодников.

Читать текст молитвы задержания нужно 9 дней утром и вечером.

При этом важно сохранять спокойствие, не вступать в какие бы то ни было конфликты, ссориться, нервничать.

Молитва задержания является очень сильной, поэтому к ее чтению необходимо отнестись предельно серьезно. Также стоит учесть, что существуют определенные дни для ее прочтения. Для мужчин это – понедельник, вторник, четверг, для женщин – среда, пятница, суббота. Воскресный день не предназначен для вознесения молитвы или даже ее заучивания.

Также необходимо помнить, что при произнесении слов молитвы, в том числе и на русском языке, необходимо обдумывать каждое из них. К выбору молитвы для защиты от демонов и других представителей темных сил подходить необходимо с осторожностью и ни в коем случае не желать зла своим обидчикам.

Текст молитвы задержания

(читаются только по благословению духовника)
(Из сборника молитв старца Пансофия Афонского, 1848 г.)

Милосердный Господи, Ты некогда устами служителя Моисея, Иисуса Навина, задерживал целый день движение Солнца и Луны, доколе народ Израильский мстил врагам своим.

Молитвой Елисея пророка некогда поразил сириян, задерживая их, и вновь исцелил их.

Ты некогда вещал пророку Исаии: вот, Я возвращу назад на десять ступеней солнечную тень, которая прошла по ступеням Ахазовым, и возвратилось солнце на десять ступеней по ступеням, по которым оно сходило.[1])

Ты некогда устами пророка Иезекииля затворил бездны, останавливал реки, задерживал воды. [2]

И Ты некогда постом и молитвою пророка Твоего Даниила заграждал уста львов во рву. [3]

И ныне задержи и замедли до благовремения все замыслы вокруг стоящих мя о моем перемещении, увольнении, смещении, изгнании.

Так и ныне, разруши злые хотения и требования всех осуждающих мя , загради уста и сердца всех клевещущих, злобствующих и рыкающих на мя, и всех хулящих и унижающих мя.

Так и ныне, наведи духовную слепоту на глаза всех восстающих на мя и на врагов моих.

Не Ты ли вещал апостолу Павлу: говори и не умолкай, ибо Я с тобою, и никто не сделает тебе зла.[4]

Смягчи сердца всех противоборствующих благу и достоинству Церкви Христовой. Поэтому да не умолкнут уста Мои для обличения нечестивых и прославления праведных и всех дивных дел Твоих. И да исполнятся вся благая начинания наши и желания.

К вам, праведницы и молитвенницы Божии, наши дерзновенные предстателие, некогда силою своих молитв сдерживающие нашествие иноплеменников, подход ненавидящих, разрушившие злые замыслы людей, заграждавшие уста львов, ныне обращаюсь я с молитвою моей, с моим прошением.

И Ты, преподобный великий Елий Египетский, некогда оградивший в круге крестным знамением место поселения ученика своего, повелел ему вооружиться именем Господним и не бояться отныне демонских искушений. [5] Огради дом мой, в коем я живу, в круге молитв твоих и сохрани его от огненного запаления, воровского нападения и всякого зла и страхования.

И ты, преподобный отче Поплие Сирийский, некогда своею непрестанною молитвою десять дней демона державший неподвижным и не могущим идти ни днем, ни ночью [6]; ныне окрест келии моей и дома (моего) сего удержи за оградою его вся сопротивныя силы и всех хулящих имя Божие и презирающих мя.

И Ты, преподобная девственница Пиама, некогда силою молитвы остановившая движение шедших погубить жителей тоя деревни, где жила, ныне приостанови все замыслы врагов моих, хотящих изгнати мя из града сего и погубити мя: не допускай им приближатися к дому сему, останови их силою молитвы своей: «Господи, Судия Вселенной, Ты, которому неугодна всякая неправда, когда приидет к Тебе молитва сия, пусть Святая Сила остановит их на том месте, где постигнет их». [7]

И Ты, блаженный Лаврентий Калужский, моли Бога о мне, как имеющий дерзновение пред Господом предстательствовать о страждущих от козней диавольских. Моли Бога о мне, да оградит Он мя от козней сатанинских.

И Ты, преподобный Василий Печерский, соверши свои молитвы запрещения над нападающими на меня и отжени все козни диавольские от мене. [8]

И вы, вси святии земли Российстей, развейте силою молитв своих обо мне все бесовские чары, все диавольские замыслы и козни — досадити мне и погубити мя и достояние мое.

И Ты, великий и грозный страже, архистратиже Михаиле, огненным мечом посекаяй все хотения врага рода человеческого и всех приспешников его, хотящих погубити мя. Стой нерушимо на страже дома сего, всех живущих в нем и всего достояния его.

И Ты, Владычице, не напрасно именуемая «Нерушимой стеной», буди для всех враждующих против меня и замышляющих пакостная творити мне, воистинну некоей преградой и нерушимой стеной, ограждающей мя от всякого зла и тяжких обстояний.

[1] Ис. 38:8

[2] Иез. 31:15

[3] Евр. 11:33

[4] Деян. 18:10

[5] Лавсаик

[6] Древний Патерик, стр. 238-240

[7] Лавсаик

[8] Киево-Печерский Патерик

Загрузка…

Источник

Статьи — ПсевдоПРАВОСЛАВИЕ

Чем опасны «молитвы»-заговоры

«Подскажите, пожалуйста, есть ли такая молитва — “от трех смертей”? Я слышала, что она помогает даже безнадежно больным, а читать ее можно только раз в год — накануне Пасхи до колокольного звона». Этот вопрос поступил в раздел «Вопрос священнику» на сайте Саратовской епархии. Нередко приходится отвечать на подобное и священникам на приходах. Постараемся внести ясность — возможно, кого-то, кто, столкнувшись с такого рода «молитвами», не решился дойти до храма и обратиться к священнослужителю, это убережет от духовных экспериментов.

Загради уста всех причиняющих нам и нашим ближним болезни

Среди невоцерковленных и даже некоторых посещающих храм людей широко распространены тексты «особых» молитв — не употреб­ляющихся в богослужении, не звучащих в Церкви, но якобы имеющих некое усиленное действие на конкретные обстоятельства жизни человека — болезнь, ситуацию в семье и так далее. Нередко, в частности, священникам приносят — с сомнениями или за благословением читать — сборник, называемый «Сны Пресвятой Богородицы». Количество этих «снов» варьируется от семидесяти семи до ста. «Сны Богородицы» переписываются людьми у знакомых, перепечатываются и даже издаются. Каждый «сон» имеет свое поле действия. Вот цитата из «сна» для приобретения богатства: «Не рыдай Мене, Мати, Я воскресну и на Небеса вознесуся. А какой человек этот стих будет знать, при себе иметь, тот добро будет имать. Соблюду его от всякого зла, а в дом дам злата и серебра и всякого изобильного добра».

Загради уста всех причиняющих нам и нашим ближним болезни

Никому не известные авторы и по сей день рождают «в творческих муках» подобные тексты — количество «снов» неумолимо растет. Однако рейтинг этого сборника, пожалуй, вряд ли поднимется выше рейтинга воронежского бестселлера «Молитвенный щит православного христианина». В этом толстеньком молитвослове указано, что издан он «по благословению Его Преосвященства Епископа Липецкого и Елецкого Никона», что, к слову, явилось большим сюрпризом для самого Владыки Никона, потому что никакого благословения он не давал. «Счастливыми» обладателями «Молитвенного щита» являются православные христиане по всей России, причем многие из них даже не подозревают, какие опасности для души человека хранит в себе этот «ящик Пандоры». Вернее, сборник православных молитв и… народных заговоров, выдаваемых за православные молитвы. Вот уж где действительно можно найти молитву на любую потребу: есть даже «о стяжании дара прозорливости»… В «Молитвенном щите» перечислено максимальное количество человеческих болезней, и за каждым диагнозом закреплен свой святой, которому надо молиться. То же самое и с другими потребностями, к примеру, святым равноапостольным Константину и Елене почему-то поручена не самая высокая миссия: за ними закрепили молитву об урожае огурцов…

Читайте также:  Приказ о доплате за совмещение должностей на время болезни образец

Загради уста всех причиняющих нам и нашим ближним болезни

Большой раздел этого молитвослова посвящен самостоятельной борьбе с падшими духами, и центральное место в нем занимает так называемая молитва задержания из сборника молитв старца Пансофия Афонского.

Вот цитата из этой молитвы: «И ныне задержи и замедли до благовремения все замыслы окрест стоящих мя о моем перемещении, увольнении, смещении, изгнании. Так и ныне разруши злые хотения и требования всех осуждающих меня, загради уста и сердца всех клевещущих, злобствующих и рыкающих на меня и всех хулящих и унижающих мя. Так и ныне наведи духовную слепоту на глаза всех восстающих на мя и на врагов моих».

Магизм и тьма языческая 

Духовник и преподаватель Саратовской православной духовной семинарии протоиерей Владимир Пархоменко рассказал нам о таких «молитвах» подробнее.

— Отец Владимир, кто такой старец Пансофий Афонский?

— Я никогда не встречал этого имени, кроме как при упоминании его в сочетании с «молитвой задержания». Ничего не известно и о сборнике молитв этого старца, я не уверен, что это реальный человек.

— В чем неправильность «молитвы задержания»?

— Вся молитва пропитана духом чародейства. Это видно уже из пояснения, которое находится перед самой молитвой задержания: «Сила сих молитв в утаении от слуха и взора людского, в тайнодействовании ея». Подобные рекомендации как раз присущи колдовским обрядам, а никак не православной молитве. Сила христианской молитвы совсем в другом — в смирении, в духе покаяния, в любви к Богу, ближним и всем тем, кто причинил нам зло. Евангелие учит нас любить своих врагов, а тут мы видим совсем иное. И, конечно же, никакого смирения и покаяния в этой молитве нет; более того, в ней человек указывает Богу, каким образом Бог должен действовать и что надо сделать с нашими врагами.

— Что привлекает людей в таких «молитвах», почему они хотят их читать?

— К великому сожалению, человечество, несмотря на то, что сейчас XXI век, имеет по большей части магический взгляд на мир. И это магическое мировоззрение закрадывается и в церковную среду. Человеку не хочется смиряться перед волей Божией, а хочется, напротив, управлять жизненными обстоятельствами. Это проявляется и по отношению к молитве. Возникает внутреннее убеждение, что молитва сама по себе должна непременно приносить желаемый результат, и не важно, хочет этого Господь или нет. При этом молитвословия могут быть выбраны абсолютно церковные — например, «Да воскреснет Бог», «Богородице Дево, радуйся», но если человек заключает в своем сознании мысль о том, что само прочтение молитвы или определенного количества этих молитв будет обязательно влиять на какую-то ситуацию — это классическая магия. Типичный пример магического мировоззрения: прочитаю сорок акафистов, и задуманное обязательно сбудется — квартира появится, жених найдется, обидчики будут наказаны и так далее. И вместо хрис­тианской молитвы совершается своего рода ритуальное действие, которое вполне можно приравнять к ритуалу с куклой вуду.

В основе такого отношения лежит еретическое учение о возможности навязать Богу свою свободу. Человека, который и молитвы из обычного молитвослова читает с мыслью «чтоб обязательно сбылось», очень легко заинтересовать чуждыми церковному духу молитвенными текстами, близкими по содержанию к заговорам. Люди обманываются тем, что в таких молитвах-заговорах произносится обращение не к сатане, а к Богу, Божией Матери и святым. Но это исключительно магическая вещь, там присутствуют формулы заклинания.

— А как человеку распознать эти формулы заклинания в том, что он читает?

— В заклинаниях всегда существует некий автоматизм — действие за действие. Я Тебя, Господи, призываю, к Тебе обращаюсь, поэтому Ты однозначно сделай то, что я хочу.

— В чем заключается эта опасность, как чтение таких «молитв» может навредить человеку?

— Самый легкий случай — это когда на такого «молитвенника» нападает страх, уныние, начинают происходить мистические вещи, обрушивается град неприятностей. Это признак того, что от человека отошла благодать Божия: Господь таким образом помогает человеку понять, что он движется не в том направлении. Кто-то понимает и останавливается. Однако часто в сознание молящегося такими «молитвами» всеивается мысль, что раз идет такая брань, значит, он на верном пути, надо усиливать молитву и воевать. Но на самом деле нигде у святых отцов мы не находим учения о том, что обязательным признаком правильной молитвы является восстание на тебя падших духов. Дальше может наступить затишье в этой брани, человек думает, что он победил. От этого он испытывает гордость, потом у «молитвенника» могут появиться «благодатные состояния» и видения, которыми он начинает руководствоваться. Все это чистая бесовщина и погибель души человека, выйти из такого состояния уже очень трудно.

— Батюшка, возвращаясь к прочтению молитв «по количеству»… Но ведь часто встречается, что священники благословляют читать канон, акафист или какие-то молитвы определенное количество раз. Разве это неправильно?

— Духовники действительно порой благословляют определенное количество молитв — например, Иисусову молитву сто раз. Но здесь важна причина, важен мотив: в данном случае это делается исключительно из одного соображения — чтобы дать человеку меру духовного труда. Священник видит, что меньше этому человеку будет мало — труда не почувствует, а больше будет вредно — в прелесть может впасть. Никакой магии в этом нет, это чисто практическое соображение. А уже дальше в среде духовно нетрезвенных христиан этому числу начинает приписываться магическое значение.

Говоря о количестве молитв, стоит отметить еще один признак духовной нетрезвенности — очень большое молитвенное правило, которое возлагают на себя люди (или, к сожалению, могут возложить на них так называемые младостарцы). Я могу понять, если у человека сердце поет, и от этой радости он так много молится. Но чаще всего вижу, что это просто огромный перечень прошений к Богу — будто Он не знает, что человеку нужно! Разве о чем-то забыли сказать в утренних и вечерних молитвах святые Макарий Великий, Иоанн Златоуст, Василий Великий и другие святые отцы? Ведь Христос, дав нам молитву «Отче наш», заповедовал нам не быть многословными в молитве, как язычники, которые думают, что в многословии своем будут услышаны. Бывает даже, что у человека возникает зависимость, нездоровая потребность в несоразмерно большом для обстоятельств его жизни и духовного возраста молитвенном правиле. Это тоже признак не благодати, а надрыва духовного. Иногда приходится на некоторое время почти лишать человека молитвенного правила, благословляя, например, несколько небольших молитв утром и вечером. Если этого не сделать, то потом приползают на исповедь духовно истощенные люди, и восстановиться им бывает очень сложно…

Читайте также:  Дни по болезни из среднего заработка

Преподобный Антоний Великий приводил замечательный пример: чтобы выстрелить из лука, тетиву нужно натянуть в меру. Если не дотянешь — стрела не полетит, перетянешь — лук лопнет. Так и в молитве нужно находить золотую середину.

Газета «Православная вера» № 8 (532)

Светлана Попенко
 

Источник

В день памяти святителя Николая Чудотворца, архиепископа Мир Ликийских, протоиерей Игорь Прекуп размышляет о легендарном «заушении Ария». Была ли пощечина? И можно ли оправдывать ею нашу агрессию?

Протоиерей Игорь Прекуп

Протоиерей Игорь Прекуп

Образ свт. Николая в массовом сознании связывается с его чудесами (как в период его земной жизни, так и поныне), милосердием (выражающемся в тайной благотворительности и заступничестве о несправедливо осужденных) и защитой Православия. Последнее связано с его участием на I Вселенском Соборе и «ниспровержением богохульника Ария». Причем «ниспровержение» в распространенном понимании трактуется буквально: как пощечина, которою свт. Николай заградил его «богохульные уста».

«Известие о якобы допущенном свт. Николаем заушении Ария, – пишет в статье «Святитель Николай – ревнитель и защитник православия» прот. Ливерий Воронов, – возникло сравнительно поздно и вероятнее всего в результате следующего недоразумения. Около времени падения Константинополя (1453 г.) как в житийной, так и в гимнологической письменности намечается тенденция сообщать о борьбе свт. Николая с Арием на Никейском Соборе в иных, чем прежде, и притом значительно более резких выражениях.

Так, например, в одной из поздних редакций жития свт. Николая (возможно XV века) составитель, пользуясь сведениями Метафраста и так называемого «Синаксарного жития», добавляет от себя следующую фразу: „И, ниспровергнув хульника – Ария, снова руководит своей паствой“».

В богослужебных текстах тоже можно встретить слово «ниспровержение», но из контекста понятно, что речь идет о ниспровержении словесном, о победе в дискуссии; богослужебные песнопения, посвященные свт. Николаю как обличителю ересей, ясно подчеркивают словесный характер его борьбы, абсолютно нигде не упоминая о затрещине.

Однако одно дело Священное Предание, другое – предания народные. Слово «ниспровергнув», выдранное из контекста и опошленное в доступной массовому сознанию интерпретации, стало трактоваться как «поразив, ударив».

История «заушения» – плод то ли ошибки переводчика, то ли чьей-то фантазии, вкравшейся в его жизнеописание не раньше XV в. на волне вышеупомянутой тенденции. С уверенностью можно утверждать только, что в XVI в. она сначала была зафиксирована Петром де Наталибусом в латинском «Каталоге святых», а затем уже митрополитом Навпактским и Артским Дамаскиным (который, между прочим, некоторое время, по рукоположении во пресвитера, был представителем Константинопольского Патриарха в России) в его слове «О жизни и деятельности преподобного отца нашего Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца».

Свт. Николай заушает Ария. Фреска монастыря Панагия Сумела

Свт. Николай заушает Ария.
Фреска монастыря Панагия Сумела

Кроме того, как отмечает прот. Ливерий Воронов, автор, будучи добросовестным писателем, в предисловии говорит, что «он отнюдь не считает предлагаемые им повествования за безусловно точное выражение церковного предания и хочет лишь пересказать простым и доступным языком то, что слышал из уст многих и что многими принимается за достойные доверия сказания».

Впрочем, «песня не о том»… Лично для меня не имеет принципиального значения, физически врезал почитаемый нами как «правило веры и образ кротости» святой своему оппоненту, или он «еретичествующих уста заградил» исключительно богодохновенными словесами, как это следует из посвященного ему богослужебного наследия, например, из канона 5 гласа в Октоихе: «Уставил еси (т.е. задержал, остановил), премудре, твоего святаго языка струями струи Ариевы хульныя».

Непринципиально, хотя 27-е Апостольское Правило и повелевает «епископа, или пресвитера, или диакона, бьющего верных согрешающих, или неверных обидевших, и чрез сие устрашать желая, извергать от священного чина» (и не надо напоминать мне о том, что авторитетные толкователи интерпретируют это правило исключительно в смысле запрета мести за себя, снисходительно относясь к расправе над «согрешающими против божественного», ссылаясь на пример бичевания Господом торжников при изгнании из храма – во-первых, при всем уважении, но они отстаивали сложившийся уклад, во-вторых, не факт, что Господь бичем хлестал не только выпроваживаемую Им жертвенную скотину, но и торговцев ею).

Непринципиально. И не потому, что сам свт. Иоанн Златоуст в слове «О том, как надлежит поступать с кощунниками» говорит: «Если ты услышишь, что кто-нибудь на распутье или на площади хулит Бога, подойди, сделай ему внушение. И если нужно будет ударить его, не отказывайся, ударь его по лицу, сокруши уста, освяти руку твою ударом; и если обвинят тебя, повлекут в суд, иди».

Нет, не поэтому, а потому, что понять смысл сказанного вселенским Отцом и Учителем, можно лишь не поленившись дочитать эту проповедь до конца, чтобы увидеть в ней призыв к заботе о ближнем, допускающей и удар, но отнюдь не в качестве приоритета: «Если увидим, что упал осел, то все спешим протянуть руку и поставить его на ноги; а о гибнущих братьях не заботимся?

Богохульник – тот же осел, не вынесший тяжести гнева и упавший. Подойди же и подними его и словом и делом, и кротостью и силой; пусть разнообразно будет лекарство». Т.е., и делом, но сначала словом, и силой, если только это может помочь, но сначала кротостью – вот, как расставляет приоритеты свт. Иоанн.

Однако и это не всё. Если уж мы коснулись мнения свт. Иоанна Златоуста о том, как должно обращаться с еретиками и кощунниками, позволю себе обширную цитату из его же слова «Об анафемах и осуждении других (в том числе еретиков)», произнесенного, как и цитированное выше слово, в бытность еще антиохийским пресвитером: «…Поучай, с кротостию наказующе противныя, еда како даст им Бог покаяние в разум истины, и возникнут от диавольския сети, живи уловлени от него в свою его волю (2 Тим. 2; 25–26).

Простри сеть любви не для того, чтобы храмлющий погиб, но лучше, чтобы он исцелился; покажи, что ты по великому добродушию хочешь собственное благо сделать общим; закинь приятную уду сострадания, и таким образом, раскрыв сокровенное, извлеки из бездны погибели погрязшаго в ней умом.

Научи, что принимаемое по пристрастию или по неведению за хорошее – несогласно с преданием апостольским, и если человек заблуждающийся примет это наставление, то, по изречению пророка, он жизнию поживет, и ты избавиши душу твою (Иез. 3; 21); если же он не захочет и останется упорным, то, дабы тебе не оказаться виновным, засвидетельствуй только об этом с долготерпением и кротостию, чтобы Судия не взыскал души его от руки твоей, – без ненависти, без отвращения, без преследования, но оказывая искреннюю и истинную любовь к нему. Ее ты приобретай и, хотя бы ты не получил никакой другой пользы, это – великая польза, это – великое приобретение, чтобы любить и доказать, что ты – ученик Христов. <…> Еретическия учения, несогласныя с принятым нами, должно проклинать и нечестивые догматы обличать, но людей нужно всячески щадить и молиться об их спасении».

Читайте также:  Какие болезни лечат перегородкой грецкого ореха

000043

О том же, по сути, он говорит и во втором слове «О священстве»: «Христианам преимущественно перед всеми запрещается насилием исправлять впадающих во грехи. <…> …Должно исправлять грешника не насилием, а убеждением. <…> Я могу указать на многих, дошедших до крайней степени зла, потому что на них было наложено наказание, соответствующее их грехам. Определять наказание по мере грехов должно не просто, но, соображаясь с расположением грешников, чтобы, зашивая разрыв, не сделать большей прорехи, и стараясь поднять падшего, не причинить еще большего падения. <…>

Душа, если принуждением хотя раз будет приведена в стыд, впадает в нечувствительность, и после того уже не слушается и кротких слов, не преклоняется и угрозами, не трогается и благодеяниями… <…> Человека нельзя ни силой влечь, ни страхом принуждать, но должно убеждением опять приводить к истине, от которой он раньше отпал».

Такой вот, небольшой экскурс в патристику, чтобы ясно было, насколько слова свт. Иоанна превратно толкуются иными «ревнителями веры и благочестия». В то же время, что сказано свт. Иоанном, то сказано. Поэтому непринципиально для меня, было или не было рукоприкладство со стороны свт. Николая в отношении Ария.

Принципиально для меня то, что именно этот вопрос для многих из нас принципиален…

Помню, когда-то в неофитской юности беседовал я с одним весьма-таки юным на тот момент батюшкой. Зашла речь о чине Торжества Православия (как раз дело Великим постом было). Батюшка вздохнул, что при совершении Чина опускались анафематизмы. Я, по вполне, думаю, простительной наивности, выразил недоумение о том, так уж ли они и нужны… Кхе… Мой собеседник… нет, его ноздри не просто расширились, он ими как крыльями замахал: «Да в анафеме – вся сущность Православия!»

Вот и с оскорблением действием нечто похожее получается с легкой руки авторов житийных рассказов о свт. Николае: в заушении еретика (кощунника, хулителя и т.п.) – «вся сущность Православия».

Ведь если даже святой человек себе это позволил, с нас-то какой спрос?.. Впрочем, нет. Все намного хуже: если святой человек так поступал, мы обязаны поступать так же; это не только позволение, но заповедь!

Оно-то, конечно, понятно, потому как личность не сама по себе канонизируется, а ее жизнь: убеждения, чувства, действия, но, опять же… не все подряд, а те именно, которыми канонизируемая личность образцово-показательно проявила свою приверженность Христу и Его Евангелию, благодаря которым причислена к лику святых. Иногда из недр «православного люда» продавливаются на канонизацию всякие одиозные личности вроде Грозного да Распутина как раз для узаконивания и освящения чего-либо естественного от мира сего, а то и того, что вовсе чуждо Христу, но очень уж хочется, чтобы оно было оправдано и сакрализовано, чтобы носителя синкретичного сознания, по недоразумению позиционирующего себя православным христианином, невозможно было бы при случае упрекнуть в несоответствии заявленному вероисповеданию.

Ну, а не получается продавить на канонизацию символ чего-то чуждого новозаветному духу, так не беда: нам и того житийного материала хватит, который уже собран, мы и там отыщем оправдание своему стремлению находиться на брачном пиру в небрачной одежде (Мф. 22; 11–14). Это даже и лучше! В случае с «заушением» вообще ничего придумывать не надо: из глубины веков нам как бы сияет в ореоле святости родное и понятное «гопническое православие». Надо только грамотно преподнести.

Фото: praag.org

Фото: praag.org

Еще раз: для меня непринципиально, влепил ли свт. Николай пощечину Арию, или нет. Не потому, что рукоприкладство – норма. А потому, что это – свт. Николай. Вот принципиально для меня, что кто ни попадя начинает на себя примерять право дубасить всякого, кто покажется подходящим на роль «врага народа»… простите, «оговорки по Фрейду»… на роль врага Божия, разумеется.

В фильме «Храни меня, мой талисман», персонаж Олега Янковского говорит: «Народ с жадностью читает исповеди. Потому что подлости своей радуется. Унижению высокого: „Он мал, как мы, он мерзок, как мы!“. Врете… братцы! Он мал и мерзок, но не так, как вы. Иначе».

Он имел в виду то, как пытаются опошлить образ Пушкина сквозь призму его слабостей. А мы тут не о Пушкине – фигуре и в самом деле весьма неоднозначной; мы – о святом человеке. О человеке, которого все православные христиане воспевают: «…Иже в недузех – врача, в бедах – избавителя, грешные – заступника, нищии – сокровище, иже в скорбех – утешителя, спутника – путешествующии, на мори сущии – правителя».

Допустим, что свт. Николай и в самом деле заградил уста Арию символической пощечиной. Это не наша пощечина. У гениального человека, как сказал персонаж Янковского, все «иначе», а у святого – и подавно. Святой человек – иной. Святость – свойство Божие, только Он свят по природе. Всё прочее и все – по Его дару. Святое, освященное – это взятое Им в удел. Оно по происхождению хоть и от этого мира, но уже и не от мира сего по своему состоянию причастности святости Божией.

Вот и свт. Николай – иной в силу своей обоженности. И любое действие его – иное. Даже если внешне оно выглядит как наше. Если кто хочет ему подражать в «заушении» –  как говорится, «флаг в руки, ветер в парус и барабан на шею»! И Бог в помощь! Только тогда уж всё должно быть «по-настоящему»: сначала надо самому стать как он «правилом веры и образом кротости» и стяжать «безмерное смирение, терпение», «к нищим тихость, к скорбящим утешение».

Если и была столь драгоценная «ревнителям» пощечина, то, как это ни странно может показаться, но она была не каким-то срывом, аффектом, не тем, что называется «выйти из себя», а наоборот – полностью в контексте состояния милосердия и скорби «об ожесточении сердца» (Мк. 3; 5) погибающего собрата; состояния, которое может родиться лишь в целиком пребывающей во Христе душе. Не понять? Так нечего и руками размахивать.

«Наследниче Божий, – обращаемся мы к св. Николаю Чудотворцу на вечернем богослужении, – сопричастниче Христов, служителю Господень, святе Николае, по имени твоему тако и житие твое: спросия бо седине разум, свидетельствоваше светлость лица твоего душевное незлобие, извествоваше кротость слова молчаливое».

Если эти слова когда-нибудь станут применимы к нам, тогда и дерзнем «заушать», а до тех пор – это будет не что иное, как обезьянничание. Только обезьянничание в худшем смысле: аналогично тому, как, выражаясь словами св. Иринея Лионского, «диавол – обезьяна Бога».

Источник