Зощенко история болезни урок в 8 классе
Открытый урок по литературе в 8 классе по теме: Рассказ М.Зощенко «История болезни» — юмористический или сатирический,
весёлый или грустный?
Тип урока: Комбинированный.
Форма урока: Урок-исследование.
Цели урока:
Образовательные
Анализ и восприятие художественного текста.
Мотивация к чтению художественных произведений.
Выделение смысловых частей литературного произведения.
Воспитательные
Воспитание нравственных качеств и эстетического вкуса. Формирование гуманистических ценностей.
Развивающие
Развитие навыков самостоятельного анализа текста, творческого воображения и ассоциативного мышления.
Образовательные
1) Воспринимать и анализировать художественный текс.
2)Развивать мотивацию к чтению художественных произведений.
3)Давать характеристику героев и выражать отношение к прочитанному.
4)Выделять и формулировать тему, идею и проблематику произведения.
Воспитательные
1) Воспитывать навыки самопознания и адаптации.
2)Формировать нравственную ориентацию
3)Формировать эстетические потребности.
Развивающие
1) Развивать образность мышления и воображения.
Развивать эмоциональную отзывчивость и восприимчивость.
Развивать речь и культуру чувств.
Развивать навыки и умения квалифицированного читателя.
Структура урока.
I.Организационный момент
II. Анализ текста
1.Проверка домашнего задания. Работа с таблицей по вопросам Блума.
2. Фишбоун. (причинно-следственная связь и мотивы поступков героев)
III. Сопоставление разновидностей комического
Кластер
Синквейны
Анекдотические миниатюры
Презентация
3. Выводы.
4. Домашнее задание.
5.Оценки за работу на уроке.
Методы обучения.
По способу усвоения в соответствии с характером учебно-познавательной деятельности.
А) объяснительно иллюстративный.
Б) репродуктивный
В) проблемное изложение
Г) частично-поисковый
Д) исследовательский
2) По комбинированию разных признаков.
А) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
Б) методы стимулирования и мотивации учащихся.
В) методы контроля и самоконтроля.
3) По сочетанию способов деятельности учителя и учащихся.
А) метод преподавания-объяснения
Б) метод научения
В) метод поисков
Виды учебной деятельности.
Рецептивная: чтение наиболее значимых фрагментов текста.
Репродуктивная: ответы на вопросы, художественный пересказ фрагментов.
Продуктивная, творческая: устное словесное рисование, творческая работа с кластерами, синквейны, составление фишбоуна, постановка миниатюр из анекдотов.
Поисковая: комментирование художественного текста, поиск ответов на проблемные вопросы, установление ассоциативных связей.
Исследовательская: анализ рассказа, формулирование цели и задач урока.
Внутрипредметные м межпредметные связи:
литература, русский язык (словарная работа), музыка
Требования к уровню подготовки учащихся.
Знать: содержание рассказа, определение понятий «сатира», «ирония» , «юмор» «абсурд» и «гипербола».
Понимать: идейно-тематическую направленность произведения.
Уметь: анализировать произведение ; оценивать действия героев; находить в тексте описание героев и мест их пребывания; определять средства художественной выразительности в тексте; сопоставлять произведения; работать с ИКТ
Виды контроля.
Заполнение опорной таблицы по вопросам Блума. Заполнение таблицы фишбоун. Работа в группах по составлению кластеров и синквейнов по понятиям «Разновидности комического», «ирония», «юмор», «ирония». Лексическая работа с текстом по группам. Сопоставление видов комического ( рассказ, презентация, миниатюры) Выразительное чтение эпизодов по ролям.
ХОД УРОКА
Слайд 1
Понимать, что справедливо, чувствовать, что прекрасно, желать, что хорошо,- вот цель разумной жизни.
(Платон)
Сформулируйте цель урока
Слайд 2
Тема урока: Рассказ М.Зощенко «История болезни» — юмористический или сатирический,
весёлый или грустный?
Слайд 3
Цель урока
Работа над вопросом: чего больше – грустного или смешного в рассказе (анализ текста) и определение разновидности комического в рассказе М.Зощенко «История болезни»
Слайд 4
Задачи урока
1. Проанализировать текст:
А) ответы Блума (проверка домашней работы)
Б) фишбоун (причинно-следственная связь и мотивы поступков героев)
В) групповая работа (лексические особенности рассказа)
2.Сопоставить разновидности комического
А) кластер
Б) синквейны
Слайд 5
Проверка домашнего задания
Ответы на вопросы Блума
КТО
главный
герой
ЧТО с
ним про-
изошло
ГДЕ происхо-дит действие
КОГДА
ПОЧЕМУ
автор об этом рассказал
Слайд 6
главный
герой
ЧТО с
ним про-
изошло
ГДЕ происхо-дит действие
КОГДА
ПОЧЕМУ
автор об этом рассказал
Петя (автор)
Заболел брюшным ти-фом
В больнице
В 1920-1930 гг
Чтобы показать все недостатки в больницах
Слайд 7
Причинно-следственные связи и мотивы поступков героя
Фишбоун
Слайд 8
Готовый фишбоун
Слайд 9
Работа в группах
1 группа: Выписать из текста все фразеологические обороты
2 группа: Выписать слова и выражения, которые следует пояснить
3 группа: Выписать смешные и необычные выражения.
Слайд 10
Чего больше в рассказе – грустного или смешного?
Слайд 11
Кластер
Разновидности комического
Слайд 12
Синквейны
1 группа: Со словом «ЮМОР»
Юмор
Добрый, незлобный
Смеяться, улыбаться, хохотать
Юмор делает людей добрее
Смех
2 группа: Со словом «САТИРА»
Сатира
Гневная, едкая
Задуматься, поменять, протестовать
Изобличение пороков, противоречащих нравственным законам
Осмеяние
3 группа: Со словом «ИРОНИЯ»
Ирония
Легкая, незлобная
Улыбнуться, задуматься, понять
Употребление слов с противоположном значении
Насмешка
Слайд 13
К какому виду комического можно отнести рассказ Зощенко?
Слайд 14
К какому виду комического можно отнести миниатюры?
Слайд 15 – 29
Анекдоты современных больниц
Слайд 30
К какому виду комического можно отнести материалы презентации?
Слайд 31
Привести в соответствие
Юмор Рассказ
Ирония Презентация
Сатира Миниатюры
Слайд 32
Вывод
Юмор предполагает веселый доброжелательный смех. В рассказах Зощенко к смеху примешивается досада, грусть. Автор высмеивает нелепость жизни, изображает героя в карикатурном виде. Это признаки сатиры.
Слайд 33
Данные сатирика у вас – налицо, чувство иронии очень остро. И лирика сопровождает его крайне оригинально. Такого соотношения иронии и лирики я не знаю в литературе ни у кого.
Источник
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Тип урока: урок-исследование (урок
творчества).
Оборудование: портрет М.М.Зощенко,
иллюстрации к эпизодам рассказа; компьютер,
мультимедийный центр для показа
видеофрагментов.
На доске: эпиграф к уроку:
Данные сатирика у вас – налицо, чувство
иронии очень острое и лирика сопровождает его
крайне оригинально. Такого соотношения иронии и
лирики я не знаю в литературе ни у кого…
М. Горький
Цель урока: посредством анализа
художественного текста выявить те средства, с
помощью которых писатель М.М.Зощенко реализует
категорию комического в рассказе; определить вид
комического в данном произведении.
Задачи урока:
- Обучающие:
- помочь учащимся осмыслить
идейно-художественное содержание рассказа путем
анализа средств создания комического; - подвести учащихся к основной идее автора: через
категорию комического видеть реальный мир,
наполненный разными пороками, требующими
исправлений; - увидеть авторское отношение к событиям,
происходящим в рассказе; - учить школьников анализу литературного
произведения; - выявить характер и принципы взаимодействия
литературы с другими видами искусства, в
частности с театральным искусством;
- помочь учащимся осмыслить
- Развивающие:
- развивать навыки аналитического чтения
произведения; - развивать умение выделять средства комического
в художественном произведении; - развивать творческие способности учащихся и
устную речь; - развивать навыки поисково – исследовательской
деятельности учащихся; - расширять кругозор посредством обогащения речи
школьников новыми словами и понятиями.
- развивать навыки аналитического чтения
- Воспитывающие:
- воспитывать чувство прекрасного у учеников
через чтение и анализ художественного текста; - воспитывать чувство гордости за русского
талантливого человека.
- воспитывать чувство прекрасного у учеников
Методы:
- аналитическое чтение;
- объяснительно-иллюстративный;
- беседа по вопросам;
- частично-поисковый.
Виды самостоятельной работы учащихся:
- работа с текстом произведения;
- поиск языковых и стилистических особенностей
рассказа; - исследовательская работа.
Формы организации учебной деятельности:
- устные ответы учащихся на вопросы;
- характеристика языка рассказа по плану;
- индивидуальные и групповые задания.
ХОД УРОКА
I. Организационный
Класс предварительно разбивается на 3 группы, в
каждой группе выбирается координатор; каждому
ученику выдается рабочая карта (Приложение
1), которую он заполняет по ходу урока.
Учитель: Добрый день, займите свои
места и позвольте зачитать мне своё официальное
обращение к Вам. (Слайд 1).
Я, … Анна Александровна, … учитель русского
языка и литературы … лицея № 6 … города
Волгограда, пришла в ваш … класс, чтобы провести
… урок литературы. Я рада приветствовать …
гостей и счастлива видеть … лица учеников.
Учитель: Что же это? Моё обращение
суховато. Почему? (Нет прилагательных).
– А для чего нужны прилагательные? (Чтобы речь
была яркой и выразительной).
– Помогите мне, пожалуйста, «разукрасить»
обращение, используя следующие слова для справок:
наипрекраснейший, продвинутый,
шикарный, досточтимый, хитренький, всемирно
известный, элитный,
длиннюсенький-предлиннюсенький. (Слайд 2).
(Каждой группе выдается лист с текстом
обращения, куда необходимо вставить приведенные
слова).
– Давайте прочитаем, что получилось. (Каждая
группа представляет свой вариант приветствия).
(Слайд 3)
Я, наипрекраснейшая Анна
Александровна, продвинутый учитель
русского языка и литературы всемирно
известного лицея № 6 длиннюсенького-предлиннюсенького
города Волгограда пришла в ваш элитный
класс, чтобы провести шикарный
урок литературы. Я рада приветствовать досточтимых
гостей и счастлива видеть хитренькие лица
учеников.
II. Актуализация знаний
Учитель:Почему вы смеялись? Что
вызвало смех?
Конечно же, в данном контексте присоединение
таких прилагательных кажется смешным, т.к.,
во-первых, они не соответствуют ситуации в
тексте; во-вторых, не соответствуют стилю текста.
Именно такое НЕСООТВЕТСТВИЕ (несогласованность,
расхождение, противоречие, различие;
противоестественность, неестественность,
неправильность) и создает ситуацию комического.
(Слайды 4-5)
Давайте вспомним, что такое комическое.
Обратимся к вашим рабочим картам (см. Приложение
1, задание № 1).
Комическое – это средство раскрытия
жизненных противоречий через осмеяние. В основе
комического – несоответствие норме.
Посмотрите на определения в вашей рабочей
карте и соотнесите эти понятия с ними.
(Выполняется задание 2).
Добрый смех, незлобная насмешка – это…
Скрытая насмешка, создание комического эффекта
от намеренного употребления слов со значением,
противоположным тому, что желает сказать автор –
это….
Изобличение и гневное осмеяние того, что
противоречит нравственным законам – это…
Язвительная насмешка, едкая издевка – это…
(Слайд 6)
III. Постановка цели и задач урока.
Мотивация учебной деятельности учащихся
Учитель: Давайте вернемся к тексту,
который мы вместе с вами создали, и посмотрим,
какой вид комического мы использовали (Конечно
же, юмор)
– Ну что же, мы с вами попытались создать
юмористическое произведение, используя для
этого незамысловатые средства. Конечно же, нам
трудно состязаться в этом умении с истинными
мастерами комического, такими, например, как Михаил
Михаилович Зощенко. Обратимся к его
творчеству и выясним…
– А что же мы попытаемся выяснить?
Попробуйте сформулировать тему нашего урока,
опираясь на ключевые слова: комическое, виды
комического, средства создания смешного,
рассказ, текст, М.Зощенко. (Учащиеся
формулируют тему урока) (Слайд 7).
– Итак, тема нашего урока: «Средства создания
комического в рассказе М.М.Зощенко «История
болезни»» (Записывают ее в рабочую карту).
– Что же мы должны выяснить? Какова наша
сегодняшняя цель? (Учащиеся формулируют цель
урока).
– Итак, рассказ носит интересное название –
«История болезни». (Слайд 8)
– Какие ассоциации возникают у человека при
слове «болезнь»?
– А что вызвало ваш смех после прочтения
рассказа, что показалось смешным?
– Как же можно в одном рассказе сочетать
комическое и трагическое? С помощью каких
средств удается писателю заставить читателей
улыбаться, смеяться? Вы можете ответить на этот
вопрос?
Чтобы ответить на поставленные вопросы,
проведем небольшое исследование, поработаем в
группах, где у каждого из вас будет своя
определенная роль.
IV. Творческое применение и
добывание знаний в новой ситуации
Работа в группах. Формулировка цели
работы каждой группы, ход работы. Чтение правил
работы в группах (Приложение 1).
Каждый из членов группы получает текст рассказа (Приложение 2) и свой
вопрос, на который он должен ответить. В процессе
работы каждый выписывает на цветные стикеры
необходимые ответы и приклеивает на заранее
заготовленную таблицу (Приложение
3).
Вопросы для каждого из членов группы (распределяются
по желанию):
1. Выпишите фразы, предложения, словосочетания,
характеризующие деятельность медицинского
персонала, больницы.
Например: плакат: «Выдача трупов от 3-х до 4-х»
Выпишите данные слова и фразы на желтые стикеры.
Прикрепите результат вашей работы на общий лист,
распределяя по нужным колонкам, посмотрите,
какие средства преобладают в вашем отрывке,
сравните с остальными средствами. Подготовьте
учащегося, который представит результаты
совместной работы.
2. Проанализируйте речь героев в данном отрывке.
Выпишите просторечные, разговорные слова,
слова-паразиты, пословицы, фразеологизмы.
Например: хворать, дома и солома едома.
Выпишите данные слова и фразы на зеленые
стикеры.
Прикрепите результат вашей работы на общий лист,
распределяя по нужным колонкам, посмотрите,
какие средства преобладают в вашем отрывке,
сравните с остальными средствами. Подготовьте
учащегося, который представит результаты
совместной работы.
3. Выпишите слова высокого стиля,
канцеляризмы. Используйте для этого стикеры зеленого
цвета.
Например: предпочитаю, воззвание, тогда и
критикуйте.
Прикрепите результат вашей работы на общий лист,
распределяя по нужным колонкам, посмотрите,
какие средства преобладают в вашем отрывке,
сравните с остальными средствами. Подготовьте
учащегося, который представит результаты
совместной работы.
4. Обратите внимание на синтаксис, используемый
автором в данном отрывке. Определите, какие
предложения преобладают: простые или сложные,
короткие или длинные? Выпишите эти короткие
фразы. Посмотрите, есть ли вводные слова и
словосочетания. Выпишите такие слова.
Используйте стикеры розового цвета.
Например:и тут сестричка
подскочила. Как говорится,
Прикрепите результат вашей работы на общий лист,
распределяя по нужным колонкам, посмотрите,
какие средства преобладают в вашем отрывке,
сравните с остальными средствами. Подготовьте
учащегося, который представит результаты
совместной работы.
5. Обратите внимание на описание мимики, жестов
героев. Выпишите слова, характеризующие их.
Используйте стикеры оранжевого цвета.
Например: закачался на ногах.
Прикрепите результат вашей работы на общий лист,
распределяя по нужным колонкам, посмотрите,
какие средства преобладают в вашем отрывке,
сравните с остальными средствами. Подготовьте
учащегося, который представит результаты
совместной работы.
6.*Найдите в вашем отрывке анафору (одинаковое
начало фраз), эпифору (одинаковое окончание фраз),
инверсию (неправильный порядок слов). Выпишите
данные средства на голубые стикеры.
Например: Я,— говорит, Я говорю
Прикрепите результат вашей работы на общий лист,
распределяя по нужным колонкам, посмотрите,
какие средства преобладают в вашем отрывке,
сравните с остальными средствами. Подготовьте
учащегося, который представит результаты
совместной работы.
V. Обсуждение результатов работы каждой
группы. Защита своих работ. Анализ
Каждая группа вывешивает свои сводные
таблицы, комментирует выбор средств и делает
вывод: к какому типу комического можно отнести
рассказ М.М.Зощенко.
– Подтверждение правильности сделанных
выводов (просмотр видеозаписи, где сам Зощенко
говорит о своем языке). (Слайд 9)
«Я почти ничего не искажаю. Я пишу на том языке,
на котором сейчас говорит и думает улица». В
этом проявилось новаторство Зощенко-сатирика.
– Подведение к составлению общей схемы: какие
средства в рассказе помогают создать комическую
ситуацию? Составляем схему-ромашку, которая
должна получится неполной
(Приложение 1,
задание 3)
– У нас в схеме остались незаполненные ячейки.
Попробуйте их заполнить, после просмотра
следующего фрагмента (Фрагмент видеочтения
рассказа). (Слайд 10) Ссылка:https://youtu.be/cCOatI0tFyY.
Итак, получаем следующую схему:
VI. Подведение итогов. Рефлексия
– Проанализировав средства создания
комического в рассказе, давайте ответим на
вопросы:
– Что или кого высмеивает Зощенко в этом
рассказе?
– О какой болезни идет речь?
– Можем мы теперь определить: что использовал
Зощенко в своем рассказе: юмор, иронию или
сатиру? (Слайд 11).
– В своей рабочей карте заштрихуйте тот
итоговый квадрат (ЮМОР, ИРОНИЯ, САТИРА), который
считаете нужным.
– Подведем итог: проголосуйте с помощью
цветных стикеров об успешности вашей работы на
уроке:
- Зеленый стикер – «Я все понял, во всем
разобрался, усвоил основные понятия». - Желтый стикер – «Я частично понял, попытался
разобраться, в основном усвоил основные
теоретические понятия». - Красный стикер – «Я ничего не понял, не
разобрался, не справился с заданием».
– А теперь предлагаю вам посмеяться. Обратите
внимание на вывески и объявления, которые мы
нашли в наше время. Думаю, М.М.Зощенко обязательно
бы нашел повод ПОСМЕЯТЬСЯ! (Слайды 12-16).
Источник