Сочинение анализ история болезни по рассказу зощенко

Сочинение анализ история болезни по рассказу зощенко thumbnail
  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Анализ рассказа История болезни Зощенко

Рассказ Зощенко «История болезни» впервые появился в печати на страницах журнала «Крокодил» в 1936 году.

Рассказ полностью соответствует реальным событиям того времени. Произведение является едкой сатирой на обслуживание в сфере медицины и работу всей скорой помощи.

Автор вводит в сюжет статистического героя, на месте которого может оказаться любой читатель, но ситуация, в которую попадает герой, неординарна.

Главной проблемой послужила формальность всей работы учреждений здравоохранения советского периода. Формализм приобретает глобальный характер, подминая под себя каждого, кто с ним сталкивается. Попытки главного героя противостоять формальному отношению персонала к пациентам, ни к чему хорошему не привели. Отчаявшийся герой становится сам пассивным соучастником.

Заболевший тифом главный герой ,попав в больницу, проходит все круги ада, в которых врачи ведут свою работу будто в форме эксперимента, делая ставки на «выживет — не выживет».

Надпись на отделении, в которое попадает герой, гласит: «Выдача трупов». И в конце жена героя получает извещение с просьбой забрать труп. Таким образом, произведение имея кольцевой характер, говорит о постоянно повторяющихся нарушениях.

Повествование строится на последовательном изложении всего того, что довелось испытать герою, попав в больницу.

Каждый эпизод в отдельности, представляет собой сатирическую зарисовку, но в целом это авторская задумка для высмеивания страшной действительности.

Речь героя выстроена правильно, но Зощенко изменяет смысловую составляющую привычных оборотов речи и тем самым, позволяет нам увидеть их истинное значение: «При виде его я окончательно потерял своё сознание».

Выражения, которыми оперирует персонал больницы, относятся скорее к речи необразованных людей. Таким путем автор высмеивает врачей — неучей.

Зощенко нарочито вводит в речь своих персонажей просторечные выражения «набуровить», «распатронить». Что показывает всю их никчемность.

Главной мыслью, которую пытается донести автор, является то, что полное равнодушие и формальность, приводящая к халатности, уничтожает всю ценность медицины.

Вариант 2

В рассказе «История болезни» Михаила Зощенко, повествуется о порядках в медицинских учреждениях и нравах персонала. Автор от своего лица описывает, как он бы пациентом одной из городских больниц, поступившие туда с высокой температурой и брюшным тифом.

Врачи и медсестры привыкли ежедневно сталкиваться со смертью пациентов и считают ее обычным делом. Поэтому к вновь поступившим относятся черство и с высоким цинизмом. Медперсонал, не стесняясь больных, выстраивает догадки, умрет кто-то или нет, а в коридоре при входе висит плакат, на котором значится расписание выдачи трупов.

Герою рассказа, поступившему в больницу в плохом состоянии и повышенной температурой, это безобразие не придает оптимизма. Он начинает возмущаться форменному безобразию, на что медсестра ему ответила «Наверно, вы не выздоровеете, раз во все нос суете», а фельдшеру вообще нравятся только те пациенты, которых привозят без сознания.

После того, как пациента записали в журнал, его отправили на обмывание. Но это слово ему было неприятно. У него в воображении возникли ассоциации — обмывание трупов. Возмущаясь, он попросил называть это действие, как принятие ванны, в которой его ждал очередной сюрприз. Ванна была занята больной старухой.

В больнице и во всех отделениях был полный бардак, а медики относились ко всем одинаково, будь то старуха, мужчина или уже труп. Пациента раздражало все: плакаты на стене о получении трупов, хамское отношение медперсонала, нательное белье неподходящего размера и разные опасности для людей.

Из-за халатности персонала, его с температурой 40 градусов положили у открытого окна. Когда герой рассказа пошел на поправку, медсестра сильно удивилась и сказала «двужильный организм». Он имел большую волю к жизни, которую не смогли сломить ни болезнь, ни плохое лечение: «Организм взял свое, и я начал поправляться».

После выздоровления, на нервной почве герой получает новую болезнь – мелкое высыпание на коже. Он долго ждет выписки, а медики забывают это сделать. Им некогда заполнить соответствующие бумаги, то никого нет для подписи. Пока он ждал «началось движение жен больных», они хотели быстрей забрать домой своих родных из больничного плена.

Когда героя рассказа выписали, дома ему сказали, что считали мертвым. В бухгалтерии перепутали его с другим пациентом и прислали уведомление «срочно явитесь за телом вашего мужа».

После этой истории он предпочитает «хворать дома» и не ходить в больницу.  

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ рассказа История болезни Зощенко

Популярные сегодня темы

  • Сочинение Челябинск — мой любимый город

    Город под названием Челябинск расположен на Южном Урале на территории России и был основан в 1736 году. В Челябинске преобладает континентальный климат. Зимой здесь достаточно холодно

  • Горе от ума — комедия или драма Грибоедова?

    Само название говорит за себя. Слишком умным людям тяжело живётся во все времена. Это уже не комедия, это драма. Другой бы человек не стал связываться с обществом

  • Цветаева

    Сочинения и анализ произведений Цветаевой

  • Сочинение по картине Иванова Явление Христа Марии Магдалине после Воскресения

    В 1835 году, знаменитый художник Александр Иванов отправился в Италию. Так как собственных средств у него не было, то спонсорами поездки стало художественное общество, в котором он состоял

  • Сочинение Жанр поэмы Медный всадник Пушкина

    Медный всадник — произведение А.С Пушкина, написанное в 1833 году. Произведение несёт в себе большой философский смысл, социальный и исторический подтекст.

Читайте также:  Деление клиники внутренних болезней на пропедевтическую

Источник

сочинение
       1
сочинение
  
    2
сочинение
       3
сочинение
       4
сочинение
       5
сочинение
       6
сочинение
       7
сочинение
       8
сочинение
       9
сочинение
     10
сочинение
     11
сочинение
  
  12
сочинение
     13
сочинение
     14
сочинение
     15
сочинение
     16
сочинение
     17
сочинение
     18
сочинение
     19
сочинение
     20
сочинение
     21
сочинение
  
  22
сочинение
     23
сочинение
     24
сочинение
     25
сочинение
     26
сочинение
     27
сочинение
     28
сочинение
     29
сочинение
     30

   

О
больничных порядках появилось немало юмористических и сатирических
произведений, одним из таких является «История
болезни» Михаила Зощенко. Это сатирический рассказ, который
повествует о больничных порядках. Бывший пациент одной из больниц,
«где ему не все понравилось», рассказывает, как он
лечился от брюшного тифа.

Что же так поразило рассказчика в больнице? В первую очередь героя
задели цинизм и черствость медперсонала. Там так привыкли наблюдать
смерть, что считают ее обычным делом. Поэтому при больных свободно
строят догадки, умрет такой-то или нет. На видном месте информация о
выдаче трупов.  Каждый человек, попав в больницу, желает
выздороветь, а плакат об умерших говорит о неизбежности смерти, что не
придает оптимизма.

 Герой рассказа, с температурой под сорок, возмущается, его
поражает равнодушие медперсонала.  «Наверно, вы не
выздоровеете, раз во все нос суете» — простодушно
говорит ему медсестра. «Нет, я больше люблю, когда к нам
больные поступают в бессознательном состоянии. По крайней мере, тогда
им все по вкусу, всем они довольны и не вступают с нами в научные
пререкания» — сердится фельдшер.

  В отделении творится бесконечный бардак. Пациентам выдают
белье не по размеру. Рассказчика  с высокой температурой
«в запарке» кладут на койку возле открытого окна.
Потом медсестра восхищается тем, что он выжил: «двужильный
организм». В «небольшой» палате на
тридцать человек можно подхватить от соседей любую заразу. Тем более,
что в больнице мухи, блохи, а больным «по
недосмотру» суют немытую посуду. «И вы, наверно,
неосторожно покушали из прибора, на котором ел коклюшный
ребенок» — сочувствует герою
«медсестричка». Именно из-за всего этого у
рассказчика складывается негативное отношение к больнице и медперсоналу.

 Волю героя к жизни, не может победить никакая медицина:
«Организм взял свое, и я начал поправляться».
Рассказчик поправился и ему хочется  поскорее
«удрать» из больницы. Его, как и многих других,
забывают выписать, да и бумаги заполнять некогда. В это время
«началось движение жен больных», которые пытаются
вызволить близких «из плена».

После выписки герой узнает, что дома его считали умершим. Из
бухгалтерии больницы пришло извещение, чтобы жена срочно явилась за его
телом: «Это у них скончался кто-то, а они почему-то подумали
на меня». Данный факт подтверждает разгильдяйство и
халатность работников.

Становится ясно, почему после возвращения из больницы герой
предпочитает «хворать дома» и обходит медицину.

История болезни: ещё краткий анализ рассказа Зощенко

Тема произведения — это вопиющие безобразия в больнице, которые
творятся из года в год, и никто не пытается с этим бороться,боясь
сделать ещё хуже. Грубость,на гране хамства,безразличие к больным и их
страданиям,бездушие медицинских работников,для которых больные-это
помеха для работы,абсурд,доведённый до предела. Главный герой попадает
в больницу,его окружает бездушие работников,абсолютно
непрофессиональных и незаинтересованных в своей работе. Идея
рассказа-это попытка изменить систему абсурда к лучшему,обратить
внимание общественности на актуальные проблемы.Сатира и юмор-это очень
сильное средство давления на общественное мнение,сатира Зощенко очень
тонка и он  высмеивает общественные пороки ,в надежде улучшить
положение вещей,сделать нашу жизнь лучше.Главная тема рассказа-это
то,что каждый должен жить по-совести и работать по-уму,иначе каждый
может оказаться в незавидной роли «больного».  Зощенко очень тонко
высмеивает проблему,читатели вместе с автором  смеются над
больничным абсурдом,возмущаются поведением врачей и мед
персонала,сочувствуют больным.

Читайте также:  Категория годности в армию в список болезней

Сочинение История болезни — по рассказу Зощенко

Рассказ Михаила Зощенко «История болезни» повествует о
больничных порядках. Бывший пациент одной из больниц, «где ему не
все понравилось», рассказывает о том, как он лечился там от
брюшного тифа.

Михаил Зощенко создает в рассказе образ плохой больницы. К сожалению,
отголоски всего того негатива, что описывает Михаил Зощенко, можно
запросто встретить и в сегодняшней медицине.

В первую очередь героя рассказа задели цинизм и черствость медперсонала
в больнице. Там так привыкли наблюдать смерть, что считают ее обычным
делом. Поэтому при больных свободно строят догадки, умрет такой-то или
нет. Поступающих «новеньких» встречает плакат о выдаче
трупов. Герою рассказа, и так еле живому, это не придает оптимизма. Он
и так с трудом цепляется за жизнь с температурой под сорок, поэтому
начинает возмущаться.

«Наверно, вы не выздоровеете, раз во все нос суете» —
простодушно говорит ему медсестра. «Нет, я больше люблю, когда к
нам больные поступают в бессознательном состоянии. По крайней мере,
тогда им все по вкусу, всем они довольны и не вступают с нами в научные
пререкания» — сердится фельдшер.

То, что позволяют себе говорить медики – это еще полбеды. Хуже
всего бесконечный бардак, который творится в отделении. Некоторые вещи
просто раздражают. Белье не по размеру, например. Но другие опасны для
жизни. Героя рассказа с высокой температурой медики «в
запарке» кладут на койку возле открытого окна. Потом медсестра
восхищается тем, что он выжил: «двужильный организм».

В «небольшой» палате на тридцать человек можно подхватить
от соседей любую заразу. Тем более, что в больнице мухи, блохи, а
больным «по недосмотру» суют немытую посуду. «И вы,
наверно, неосторожно покушали из прибора, на котором ел коклюшный
ребенок» — сочувствует герою медсестричка.

Но волю героя к жизни, если выражаться иронично, не может победить
никакая медицина: «Организм взял свое, и я начал
поправляться». К концу рассказа герой уже не знает, как из
больницы поскорее удрать. Его, как и многих других, забывают выписать,
да и бумаги заполнять некогда. В это время «началось движение жен
больных», которые пытаются вызволить близких «из
плена».

После выписки герой узнает, что дома его считали умершим. Из
бухгалтерии больницы пришло извещение, чтобы жена срочно явилась за его
телом: «Это у них скончался кто-то, а они почему-то подумали на
меня». Михаил Зощенко с преувеличенной сдержанностью пишет от
лица героя: «В общем, мне почему-то стало неприятно от этого
происшествия». Я понимаю, почему после возвращения из больницы
герой предпочитает «хворать дома».

 
Вы
читали сочинение по Зощенко: для урока литературы разных классов школы.
Текст сочинения можно использовать, как сообщение, доклад, краткий
реферат или для читательского дневника. Творчество Михаила Зощенко:
zoshhenko.ru

   

Источник

История создания

Рассказ «История болезни» был написан Зощенко в 1936 г. и напечатан в журнале «Крокодил» № 28, а также в сборнике «Рассказы 1937-1938».

Литературное направление и жанр

Рассказ «История болезни» реалистический. Это сатира на медицинские учреждения, всю систему оказания врачебной помощи и даже всю советскую систему, проповедующую заботу о человеке, на деле же считающую человека винтиком в системе. Если Зощенко преувеличил несчастья главного героя, то самую малость.

Юмор рассказа близок к юмору Марка Твена. Смешна сама ситуация, в которую попадает герой. В тридцатые годы Зощенко отказался от примитивных героев, с которыми читатель себя не ассоциирует. Герой – обычный человек, как каждый из читателей, а вот ситуация, в которую он попал, безумна, как будто иллюстрация к рубрике «Нарочно не придумаешь». Но каждый советский человек хоть раз оказывался в подобной больнице. Подвергая сатирическому осмеянию советскую медицинскую систему, Зощенко призывает читателя не отчаиваться.

Проблематика рассказа

Основная проблема рассказа – формализм советских учреждений. Формализм плох тем, что делает формалистами всех, кто с ним сталкивается. Пациенты давно перестали реагировать на формальное к ним отношение персонала. Но герой пытается противостать системе. За это он подвергается гонениям медицинского персонала. Но самое страшное не это. В конце герой сам становится покорной жертвой системы, отказываясь от борьбы за справедливость. Формализм победил.

Сюжет и композиция

Герой заболел тифом, и заботливые домашние положили его в больницу. Медицинское учреждение как будто проводит эксперимент: выживет ли больной после всех мытарств, которые ему придётся испытать. Ещё испытания больного можно сравнить с кругами ада, в который он погружается. Герой противился всем несчастьям до самого последнего испытания, с которым смирился.

Читайте также:  Средства для борьбы с вредителями и болезнями земляники

Первым испытанием стала надпись в приёмном покое: «Выдача трупов с 3-х до 4-х». Последнее – извещение из больницы жене с просьбой забрать труп. Таким образом, композиция замыкается, превращается в кольцевую. Герой побеждён системой, относящейся к нему как к будущему трупу. А когда это случится – вопрос времени.

Следующим испытанием становится путешествие на «обмывочный пункт», где герой должен помыться в одной комнате со старухой. Различие полов в больнице не учитывается, почтения к возрасту тоже нет.

Ещё одним этапом уничижения человека становится выдача комплектов одежды. Герой получил огромное, не по размеру, бельё и заметил закономерность: маленькие больные получают большие комплекты, а большие – маленькие пижамы. Кроме того, больничные штампы на белье стоят в самых видных местах. Так Зощенко подчёркивает сходство медицинского учреждения с тюрьмой. Клеймо на одежде стоит на груди или спине, «а это морально унижало человеческое достоинство». Сходство с тюрьмой или лагерем усиливается тем, что из больницы так же сложно уйти, как из тюрьмы. Писатель решается на обобщение: вся советская система – один большой лагерь заключённых.

Герой попадает в палату, где лежало «около тридцати разного сорта больных». Потерявшего сознание больного положили возле открытого окна, но он выздоровел. Перед выпиской герой заразился коклюшем, поев из прибора, «на котором кушал коклюшный ребёнок из соседнего флигеля».

К моменту выписки герой покрылся сыпью, нервничая из-за того, что его не выписывали. Когда героя выписали, опоздав на 8 дней, он узнал, что за неделю до этого жена получила ошибочное извещение о его смерти.

В конце герой принимает решение хворать только дома. С этой фразы и начинается рассказ.

Герои рассказа

Главный герой рассказа – обычный советский человек. Он сам не обладает никакими негативными качествами, достойными осмеяния. Очевидно, человек он образованный, во всяком случае, не простак. Об этом свидетельствует его правильная речь, не лишённая образности: «Жизнь еле теплится в моём организме, на волоске висит».

«Неудобное» качество героя – его стремление к правильности. Это борец за справедливость, но при этом человек не склочный, не конфликтует по мелочам. Например, он не называет глупой или даже преступной надпись о выдаче трупов, а выбирает для её характеристики более мягкое слово – «пошлая». Герой выходит из себя только в крайнем случае, когда его пытаются искупать вместе со старухой. Только тогда он называет медперсонал собаками.

И даже после того как жена героя получила ошибочное извещение о смерти мужа, герой не пошёл ругаться в больницу, а только ему стало «немножко неприятно».

Через образ главного героя Зощенко передаёт своё отношение к новшествам в медицине. Например, от того, что фельдшера назовут лекпомом (помощником лекаря) он по-другому работать не станет.

Герой стремится к гармонии, внутренней и внешней красоте. Он искренне мечтает о том, чтобы во всех областях советской жизни слово не расходилось с делом. Герой не беспочвенно критикует недостатки в больнице, но предлагает способы их исправления. Например, он рассуждает, что лучше не называть ванную обмывочным пунктом, потому что «это красивей и возвышает больного».

Герой рассказа относится к тому странному типу невезучих людей, которые в любой ситуации останутся виноватыми. Его ругает и фельдшер, называет привередливым больным и нахалом, и медсестра, которая предрекает ему, что он не выздоровеет, раз во всё нос суёт.

Художественное своеобразие

Рассказ состоит из последовательных эпизодов, описывающих мучения героя в больнице.

Каждый эпизод сам по себе смешной, но вместе они становятся средством сатирического осмеяния действительности, ирония перерастает в сарказм и гротеск.

Хотя речь героя совершенно правильная, Зощенко меняет смысл привычных выражений, заставляет увидеть их прямое значение: «При виде его я окончательно потерял своё сознание».

Речь медицинского персонала малограмотна. Так Зощенко высмеивает медиков-недоучек: «Больной… наводит на всё самокритику».

Все герои Зощенко употребляют просторечные слова, независимо от профессии или происхождения. Например, медсестра собирается «набуровить» воды в ванну, а старуха-пациентка намеревается распатронить всех врачей.

  • «Беда», анализ рассказа Зощенко

  • «Аристократка», анализ рассказа Зощенко

  • «Обезьяний язык», анализ рассказа Зощенко

  • «Встреча», анализ рассказа Зощенко

  • «Галоша», анализ рассказа Зощенко

  • «Нервные люди», анализ рассказа Зощенко

  • «Ёлка», анализ рассказа Зощенко

  • «Стакан», анализ рассказа Зощенко

  • «Великие путешественники», анализ рассказа Зощенко

  • «Самое главное», анализ рассказа Зощенко

  • «Монтёр», анализ рассказа Зощенко

  • «Карусель», анализ рассказа Зощенко

  • «Колдун», анализ рассказа Зощенко

  • Михаил Михайлович Зощенко, краткая биография

По произведению: «История болезни»

По писателю: Зощенко Михаил Михайлович

Источник