Современные понятия о здоровье и болезнях

Знание сущности болезни и условий ее возникнове­ния — важное условие профилактики заболеваний при занятиях физическими упражнениями, спортом. Но для того, чтобы правиль­но понять сущность болезни, необходимо иметь четкое представле­ние о сущности здоровья.

Общепринятой формулировки понятия «здоровье» нет. Наибо­лее распространенным является следующее определение: здоро­вье — это такое состояние организма, при котором функции всех его органов и систем уровновешены с внешней средой и отсутству­ют болезненные проявления.

Как ясно из этого определения, основной признак здоровья — высокая приспособляемость организма к воздействиям факторов внешней среды. Здоровый организм способен перенести огромные психические и физические нагрузки, приспособиться к значитель­ным изменениям факторов внешней среды, не выходя за рамки фи­зиологических колебаний. Это говорит о том, что здоровье является динамическим состоянием: для каждого человека существует мно­жество его вариантов, ибо с изменением условий внешней среды иным становится соотношение физиологических функций, от кото­рых зависит состояние здоровья.

Высокая приспособляемость здорового организма к изменению факторов внешней среды обусловлена тем, что живой организм представляет собой сложную самоуправляемую систему. Возможно­сти саморегуляции организма даже на уровне клетки чрезвычайно велики. Так, клетка способна автоматически настраиваться на наи­выгоднейший режим работы в непрерывно меняющихся условиях внешней среды. Например, в ситуациях, в которых современной электронно-вычислительной машине требуется 30 часов для расче­та необходимого режима обменных процессов в клетке (при 1000 операциях в 1 сек.), клетка реагирует почти мгновенно. Это позво­ляет говорить о кибернетике живого.

Следует учитывать, что понятие «здоровье», как и понятие «норма», условное. Это объясняется тем, что понятие физиологи­ческой нормы для многих функций является весьма широким и во многом определяется индивидуальными особенностями людей: кон­ституцией, возрастом, полом, физической тренированностью и др. Поэтому те или иные изменения могут быть для одних индивиду­умов патологическими, а для других соответствующими физиологической норме. Например, артериальное давление ниже 100 мм рт. ст. в одних случаях — симптом заболевания (гипотония), связанно­го с нарушением нейроэндокринной регуляции функции сердечно­сосудистой системы, в других (в частности, у спортсменов) — про­явление высокого уровня тренированности.

Качественное своеобразие болезни определяется в большой ме­ре локализацией патологического процесса. Так, при одних и тех же причинах атеросклеротических изменений в стенках артериальных сосудов могут развиваться разные болезни в зависимости от места расположения этих сосудов (например, при изменениях в сосудах сердца — стенокардия или инфаркт миокарда, в сосудах мозга — инсульт).

Переход от здоровья к болезни может происходить незаметно для окружающих и самого заболевающего. Это нередко наблюда­ется у спортсменов. Благодаря тому, что компенсаторные возмож­ности организма у спортсмена очень большие, он иногда может, будучи больным, не только хорошо себя чувствовать, но и показы­вать некоторое время высокие спортивные результаты.

Между здоровьем и болезнью могут быть переходные, или предпатологические, состояния.

Болезнь возникает тогда, когда организм подвергается дейст­вию чрезмерно сильных раздражителей либо когда неблагоприятно изменяется его способность приспосабливаться к обычным раздра­жителям. В этих случаях возникают не свойственные ему морфо­логические и функциональные изменения.

Общепризнанного определения понятия «болезнь» также не су­ществует. Болезнью принято считать состояние организма, при ко­тором под влиянием каких-либо повреждающих воздействий на­рушается нормальная жизнедеятельность организма, ограничива­ется способность приспосабливаться к изменениям условий внеш­ней среды, снижается трудоспособность.

При болезнях имеют место как специфические, так и неспеци­фические изменения. Специфические изменения обусловлены факто­ром, вызвавшим заболевание. Таким фактором могут быть, напри­мер, микробы определенного вида, вызывающие своеобразные, ха­рактерные для них изменения в организме.

Специфические для той или иной болезни изменения в организ­ме формируются на различных уровнях: молекулярном (наследст­венном), клеточном или тканевом (например, опухоли), на уровне нарушения взаимоотношений между корой головного мозга и под­корковыми образованиями (психические болезни) и на уровне орга­на или системы органов. К неспецифическим изменениям относят­ся, например, стандартные изменения функции передней доли ги­пофиза и коры надпочечников при воздействии разнообразных факторов внешней среды.

Специфические и неспецифические изменения при болезнях со­четаются друг с другом. Значение и удельный вес их в механизмах развития различных болезней неодинаков и меняется на протяжении всего болезненного процесса.

Специфические изменения в целом организме, характерные для тех или иных болезней, формируются из разнообразных специфи­ческих и неспецифических изменений в клетках, тканях и органах и представляют собой переход количественных изменений в каче­ственные.

Следовательно, болезнь — это не сумма приспособительных ре­акций и патологических процессов, а качественно новое состояние целого организма, которое подготавливается различными количе­ственными изменениями, происходящими в клетках, тканях, органах и системах.

Читайте также:  Можно делать прививку манту при болезни

Патогенные раздражители не только вызывают повреждение организма, но и стимулируют через соответствующие рецепторы защитные (приспособительные) специфические и неспецифические реакции. Нередко бывает трудно отличить патологические изме­нения от приспособительных реакций. По этому поводу И. П. Павлов писал: «…в общей медицине бывают затруднения, когда вы должны в картине болезни отличить, что в ней есть результат по­вреждения и что есть результат противодействия организма дан­ному повреждению. Эти две категории явлений очень спутывают­ся. Дело науки и талантливости врача разделить их и понять, что есть истинная болезнь и что есть физиологическая мера против бо­лезни».

Таким образом, болезнь есть процесс диалектический. С одной стороны, происходят процессы разрушения, с другой — процессы восстановления. Одни реакции, возникающие при этом, полезны, другие — вредны. Одни нужно поддерживать, другие подавлять. Задача врача заключается в том, чтобы определить, какие реак­ции нужно усилить, а какие подавить.

Болезнь, как нозологическая единица, характеризуется типовым для нее сочетанием клинических симптомов и лежащих в их основе изменений функции и структуры. При наличии каких-либо изме­нений в строении отдельных органов всегда имеется вероятность развития болезни. Однако, пока отсутствуют клинические ее проявления (т. е. не выявились основные черты, характерные для дан­ной болезни), нельзя утверждать, что она уже существует.

Любая болезнь, независимо от распространения и локализации повреждения органов и тканей, всегда есть поражение всего орга­низма. Изолированных болезней органов и тканей, или так назы­ваемых местных болезней, не существует, хотя каждая болезнь отличается определенными особенностями.

Понятие «болезнь» включает в себя патологическую реакцию, патологический процесс и патологическое состояние.

Патологическая реакция — это кратковременная не­обычная реакция организма на какой-либо раздражитель, обычно не сопровождающаяся длительным нарушением трудоспособности человека (например, кратковременное повышение или понижение артериального давления под влиянием отрицательных эмоций, боли и т. п.).

Патологический процесс — это болезненное изменение функции и структуры, включающее различные сочетания элемен­тарных патологических реакций. Он не представляет собой опреде­ленной картины болезни как нозологической единицы и нередко (бородавка, жировик на коже и др.) не вызывает понижения тру­доспособности человека. Существуют типовые патологические процессы (воспаление, лихорадка и др.), характеризующиеся опре­деленным сочетанием патологических и защитно-физиологических реакций. Эти типовые патологические процессы входят в состав раз­личных болезней.

Патологическое состояние — чаше всего медленно (иногда быстро) развивающийся патологический процесс или его последствие (различные врожденные уродства, например косолапость, культя после ампутации конечности, слепота после травмы глаза и др.).

Источник

Понятия нормы и патологии на социальном уровне человеческого функционирования характеризуют состояние здоровья, а также выявленных у него заболеваний. В науке существует два базовых подхода для определения показателей организма. Они делятся на негативные и позитивные. Различия в них существенны.

Негативное определение состояния здоровья рассматривается как несоответствие нормы. Патология равносильна заболеванию. Но понятия нормы и патологии намного шире понятия болезни и здоровья. Они всегда континуальны. Ведь охватывают целый перечень взаимопереходящих состояний.

Определение 1

Здоровье и болезнь — это дискретные состояния, четко очерченные в определенных границах.

Они связаны с субъективным состоянием самочувствия, которое влияет на выполнение повседневных функций человека в общественной деятельности и в поведении.

Характеристика общего самочувствия рассматривается как центральное звено, разграничивающее здоровье и заболевания. То есть повседневные социальные функции может без проблем выполнять человек, который благополучно себя чувствует. Больному же с этим сложнее.

Но действительное отсутствие или наличие различных отклонений от нормы непосредственно на биологическом уровне существования не всегда становится определяющим для состояния здоровья. Ведь, к примеру, люди, употребившие спиртное на вечеринке, тоже могут иметь ряд отклонений от нормы. Это обусловлено изменение психического функционирования. После использования алкоголя человек временно находится в измененном состоянии сознания. Но вот больным его не признают, пока повседневные социальные функции не нарушены.

Следовательно, понятие здоровья значительно шире «нормы». Однако понятие болезни по своему содержанию тоже отличается от «патологии». Это обстоятельство и привело современных исследователей к необходимости искать новые позитивные концепции здоровья.

Позитивное определение здоровья

Специалисты сходятся во мнении, что позитивное определение здоровья вовсе не сводит последнее к отсутствию каких-либо недугов. Оно пытается раскрыть содержание, автономное от заболеваний.

Общее определения здоровья было предложено Всемирной организацией здоровья. Оно предусматривает:

  • сохранение функциональных и структурных характеристик организма;
  • высокую приспосабливаемость к изменениям в социальной и природной среде;
  • сохранение социального и эмоционального благополучия.

Отдельного внимания заслуживают критерии психического здоровья. Они предусматривают:

  • осознание, чувство постоянства, непрерывности своего «Я»;
  • критичность к результатам собственной деятельности и к себе самому;
  • чувство постоянства переживаний, возникающих в однотипных ситуациях;
  • соответствие психических реакций частоте и силе воздействия окружающей среды;
  • способность управлять собственным поведением согласно общепринятым нормам;
  • способность планировать собственную жизнь и реализовывать свои же планы;
  • способность менять свою манеру поведения, подстраиваясь под определенных жизненные ситуации и обстоятельства.
Читайте также:  Меры борьбы с болезнями чеснока фото

Исследователи выделяют такие критерии психического здоровья, как «индивидуализация», «социализация» и «адаптация». Каждый из них имеет свои особенности. 

Например, понятие «адаптация» подразумевает способность осознанно относиться к базовым функциям организма, а также регулировать психические процессы. То есть нормально воспринимать необходимость процессов пищеварения и выделения, без проблем управлять собственными желаниями, чувствами, мыслями. Пределы индивидуальной адаптации, разумеется, существуют. Однако адаптированному человеку не проблематично жить в геосоциальных условиях, которые ему привычны.

Для определения социализации рассматривают три критерия, которые имеют прямое отношение к здоровью человека.

  • Первый — способность реагировать на других людей, как равных себе. То есть воспринимать их такими же живыми.
  • Второй критерий — реакция на факт существования каких-либо норма в отношениях с окружающими и стремление следовать общепринятым стандартам.
  • Третий критерий — восприятие относительной зависимости от других людей. Ведь каждому человеку порой нужна определенная мера одиночества. Если переступит эту меру, самочувствие ухудшится.

Мера одиночества является своеобразной соотнесенностью необходимости в определенной независимости и уединенности от других.

Индивидуализация, согласно Юнгу, описывает становление отношения человека к себе самому. То есть каждый может создавать определенные качества психической жизни, осознавать собственную неповторимость, рассматривать ее как ценность, не позволяя окружающим ее разрушить. Способность признать и сохранить индивидуальность в самом себе является одним из важнейших критериев психического здоровья.

Возможности индивидуализации, социализации, а также адаптации в определенной мере имеются у каждого человека. Степень их реализации напрямую связана с социальной ситуацией в развитии. Сказываются и идеалы нормального человека по отношению к обществу в конкретный момент.

Но можно заметить, что этих критериев недостаточно для полноценного описания всей внутренней картины человеческого здоровья. Ведь каждому свойственна рефлексия. То есть возможность посмотреть на собственную жизнь со стороны, адекватно ее оценив.

Поэтому анализ литературы, посвященной психологии человеческого здоровья выделяет три категории психологических факторов, которые коррелируют с болезнью и здоровьем. В их числе:

  • мотиваторы;
  • передающие;
  • независимые.

Каждый из этих факторов имеет ряд своих особенностей. Они определяют состояние человека, его общественную деятельность, обыденное поведение, психологический комфорт.

Факторы, воздействующие на здоровье и болезнь

Специалисты сходятся в однозначном мнении, что здоровье и болезнь различают по состоянию здоровья и самочувствию. Так состояние человеческого здоровья рассматривают, как истинное положение дел после врачебного осмотра.

Самочувствие — субъективно, не всегда точно может отражать объективное состояние человека. Чаще всего неполнота искажения соответствующей внутренней картины диагностируется у маленьких детей. Сказывается и своеобразность структуры личности. Нередко свою лепту вносит нестабильность самооценки, восприятие собственного образа, зависимости самооценки от мнения окружающих.

Некоторые отечественные авторы представляют критерии психического здоровья по вышеописанному параметру. Но, учитывая жалобы пациента, выделяют четыре группы людей:

  • совершенно здоровые;
  • с легкими функциональными нарушениями;
  • с доклиническим состоянием;
  • с клиническими формами недугов в стадии субкомпенсации.

К числу последних также относят пациентов с недостаточностью или поломкой определенных адаптационных механизмов, что вносит свою негативную лепту в повседневность и самочувствие.

Замечание 1

При доклинических состояниях рассматривают и клинические формы заболеваний, находящихся в стадии компенсации, устойчивые астено-невротические жалобы, не зависящие от трудных ситуаций, а также перенапряжения адаптационных механизмов. Как правило, это может быть обусловлено неблагополучными родами, беременностью, диатезами, травмами головы, либо хроническими инфекциями.

К числу легких физических нарушений относят эпизодические жалобы, имеющие отношение к конкретным психотравмирующим событиям. Сюда же причисляют напряжение адаптационных механизмов, возникающих при отрицательных микросоциальных факторах.

Следовательно, психическое здоровье и здоровье вообще представлено динамическим сочетанием целого перечня показателей, в то время, как болезнь определяется неким сужением, нарушением, исчезновением критериев здоровья.

При определении болезни также рассматривают две точки зрения. То есть заболевание — любое состояние, диагностированное в клинических условиях профессионалом, либо же состояние субъективное, при котором человек лишь ощущает себя заболевшим. Первый случай оценивается по четким объективным признакам, определяющих расстройства функционирования.

Однако для определения нормы и патологии люди не всегда спешат обратиться в медучреждение за консультацией к профессионалам. К тому же объективных стандартов функционирования для человека, по сути, не существует. Не всегда ведь даже профессионалы могут прийти к единому пониманию того самого болезненного состояния.

Читайте также:  Стафилококк что это за болезнь у грудных детей

Второй подход в определении заболевания тоже не лишен ограничений. Ведь состояние, сообщаемое пациентом, лишь отражает его проблемы. Оно не диагностирует самого расстройства. При тяжелых соматических состояниях порой негативные изменения состояния вовсе не возникают. Это немаловажно учесть. Отсюда напрашивается вывод, что болезнь — по сути, является отражением объективного состояния человека, хоть по большей мере выступает так называемым общим социальным и теоретическим конструктом, позволяющим определить и понять возникшие нарушения здоровья.

Содержание этого самого конструкта определяет и проявление болезни, и видение ее причин, и направление дальнейших исследований. От него будет зависеть лечение обнаруженных расстройств. То есть изначально определяют, что считается болезнью, а затем ее начинают детально исследовать и приступают к лечению.

Конструкт заболеваний для европейских культур

Конструкт заболевания предполагает определенную последовательность от причины до дефекта, от картины и до следствия. Она служит прообразом для последующего выдвижения гипотез, объясняет нарушения критериев психического здоровья и даже вносит свои коррективы в повседневные социальные функции современного европейского человека. Конструкт болезни дает возможность предположить, что за внешними признаками может скрывать определенный дефект в человеке, что вызвано определенными причинами.

Современная медицина выделяет две модели заболевания: биопсихосоциальную и биомедицинскую. В основе последней лежит изучение различных природных факторов, которые могут стать внешними причинами возникновения недугов. Биомедицинскую модель характеризуют четырьмя главными идеями:

  • клеточная концепция;
  • теория возбудителя;
  • механическая концепция;
  • концепция трех сущностей, взаимодействующих между собой.

В последнем случае речь идет об окружении, «агенте» и «хозяине». Эти три сущности человека между собой активно взаимодействуют, регулируя его поведение. Механическая концепция рассматривает людей иначе. Человек — как тело, его болезнь — повреждение определенной части организма. В рамках таких моделей нет места поведенческим, психологическим или социальным причинам развития болезней.

Замечание 2

Дефекты, причем даже психические, невзирая на факторы, которые их вызывают, всегда имеют соматическую природу. Следовательно, ответственность за лечения возлагается исключительно на врача, но не на пациента.

Биопсихосоциальную модель болезни сформировали в далеких 1970-з. Она базировалась на системной теории. Любое заболевание рассматривалось, как иерархический континуум от элементарных частиц и до биосферы. Каждый нижележащий уровень выступал неотъемлемой составляющей вышележащего. Была взаимосвязь и во всех характеристиках. В центре континуума — личность со своим поведением и переживаниями. Ответственность за выздоровление возлагается частично или даже полностью на самого больного человека.

Основой модели диада является «диатез-стресс». То есть диатез рассматривается как биологическая предрасположенность к болезненному состоянию, стресс же, как психосоциальные факторы, которые активизируют эту самую предрасположенность. Взаимодействие таких компонентов объясняет различные недуги.

При оценке состояния здоровья в границах биопсихосоциальной модели главную роль играют психологические факторы. Они определяют нормы и патологии. Субъективно здоровье проявляется оптимизмом, психологическим и соматическим благополучием, радостью жизни. Это состояние обуславливают некоторые механизмы. В их числе:

  • принятие ответственности за собственную жизнь;
  • самопознание как путь к анализу своих индивидуальных особенностей (психологических и телесных);
  • процесс внутренней интеграции, то есть принятие себя, самопонимание;
  • умение жить настоящим;
  • способность понимать и принимать других;
  • осмысленность повседневного индивидуального бытия, осознанное построение иерархии ценностей;
  • доверие к жизненному процессу.

Наряду с такими рациональными установками и ориентиром на успех, а также сознательное планирование собственной жизни человеку необходимо и духовное качество. Его Э.Эриксон рассматривает, как базовое доверие. То есть умение человека четко следовать естественному течению жизненного процесса, в чем и где бы тот ни проявился.

Определение 2

Болезнь в рамках такой биопсихосоциальной парадигмы рассматривают как определенное расстройство, которое угрожает нарушением психобиологических механизмов, вносит негативные коррективы в повседневные социальные функции.

В настоящее время более предпочтителен термин «поведенческие, личностные и психические расстройства». Он охватывает различные виды патологических изменений в человеке. Но многое определяет образ жизни человека. Его повседневность, трудовая деятельность, формы применения свободного времени, быт, удовлетворение духовных и материальных потребностей, правила и нормы поведения, участие в общественной жизнедеятельности.

Именно образ жизни предусматривает три категории — стиль, качество и уровень. Последний определяет степень удовлетворения духовных, культурных, материальных потребностей человека. Стиль жизни является поведенческой особенностью человека, определенным психофизиологических стандартом личности. Качество же характеризует комфорт в плане удовлетворения социологических потребностей человека. Каждая из таких систем определения норм и отклонений имеет право на существование и практикуется нынче повсеместно.

Источник