Учайкин учебник детские инфекционные болезни читать онлайн

Учайкин учебник детские инфекционные болезни читать онлайн thumbnail

Учебник написан в соответствии с программой по инфекционным болезням у детей. В нем изложены основные сведения по этиологии, эпидемиологии, патогенезу, клинике, диагностике, лечению и профилактике основных инфекционных заболеваний у детей.

МОНИТОРИНГ ПОСТВАКЦИНАЛЬНЫХ ОСЛОЖНЕНИЙ

Часть IIIОсновные сведения об инфекционных болезнях

ЗАБОЛЕВАНИЯ, ВЫЗЫВАЕМЫЕ ВИРУСАМИ СЕМЕЙСТВА ГЕРПЕСА

ИНФЕКЦИОННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ, ВЫЗЫВАЕМЫЕ УСЛОВНО-ПАТОГЕННОЙ ГРАМОТРИЦАТЕЛЬНОЙ ФЛОРОЙ

  1. Коллектив авторов. Неотложная педиатрия в алгоритмах — 2015 год
  2. Самарина А.А.. Детские инфекционные болезни. — 2015 год
  3. Новик А. А., Ионова Т. И.. Исследование качества жизни в педиатрии (2-е изд., перераб. и доп.) — М.: РАЕН,2013. — 136 с. — 2013 год
  4. Коллектив авторов. Детские инфекционные болезни Полный справочник.2012 — 2012 год
  5. Д. О. Иванов. Нарушения теплового баланса у новорожденных детей. 2012 — 2012 год
  6. Коллектив авторов. Справочник педиатра. 2012 — 2012 год
  7. Петрухин А. С.. Детская неврология : учебник : в 2 т. — М.: ГЭОТАР- Медиа, 2012, — Т. 2. — 560 с. — 2012 год
  8. В.В. Подкаменев. ХИРУРГИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ У ДЕТЕЙ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ — 2012 год
  9. Л.М. Беляева. Детская кардиология и ревматология: Практическое руководство — М.: ООО «Медицинское информационное агентство»,2011. — 584 с. — 2011 год
  10. М.С. Игнатова. Детская нефрология: Руководство для врачей . — Д38 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ООО «Медицинское информационное агентство»,2011,- 696 с. — 2011 год
  11. Кильдиярова Р. Р.. Питание здорового ребенка: руководство — М.: ГЭОТАР-Медиа,2011. — 224 с. — 2011 год
  12. И.И. Балаболкин. Клиническая аллергология детского возраста с неотложными состояниями — М.: ООО «Издательство «Медицинское информационное агентство»,2011. — 264 с. — 2011 год
  13. Д.Д. Панков. Руководство по школьной медицине. Клинические основы — 2011 год
  14. Коллектив авторов. Педиатрия Клинические рекомендации — 2010 год
  15. Молочный В.П.. ПЕДИАТРИЯ: неотложные состояния у детей — 2010 год
  16. В. И. Твардовский. Физикальные методы исследования здорового и больного ребенка — 2010 год
  17. А. Д. Петрушина, Л. А. Маль­ченко А. Н, Кретинина и др. Неотложные состояния у детей — 2010 год
  18. Г.А. Самсыгина. Педиатрия. Избранные лекции : учебное пособие — М. : ГЭОТАР-Медиа,2009. — 656 с. — 2009 год
  19. Т.Г. Авдеева. Детская гастроэнтерология: руководство — М : ГЭОТАР- Медиа,2009. — 192 с. — 2009 год
  20. Вавилова В.П., Гаращенко Т.И., Перевощикова Н.К., Богомильский М.Р. Квантовая терапия в комплексном лечении часто болеющих детей с хроническим аденоидитом. М.:ЗАО «МИЛТА-ПКП ГИТ» — 2009- Рус, — 151 с. — 2009 год

Источник

Выбрать главу

Детские инфекционные болезни

Полный справочник

ЧАСТЬ I

ИНФЕКЦИОННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

ГЛАВА 1. ИНФЕКЦИЯ, ИНФЕКЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС, ИНФЕКЦИОННАЯ БОЛЕЗНЬ

Инфекционные болезни широко распространены во всем мире, вызываются различными микроорганизмами. «Заразные» болезни известны с древних времен, сведения о них можно найти в древнейших памятниках письменности: в индийских ведах, работах Древнего Китая и Древнего Египта. Описания некоторых инфекционных болезней, таких как дизентерия, столбняк, рожа, сибирская язва, вирусный гепатит и т. д., можно обнаружить в трудах Гиппократа (460–377 гг. до н. э.). В русских летописях инфекции описывались под названием поветрий, повальных моровых болезней, подчеркивая основной признак – массовость, высокую летальность и быструю распространенность среди населения. Описывались опустошительные эпидемии и пандемии инфекционных заболеваний. Известно, что в Средние века бушевала эпидемия чумы («черная смерть»), от которой вымерла треть населения Европы, а во всем мире от чумы в XIV в. погибли более 50 млн. человек. Во время Первой мировой войны была пандемия гриппа («испанка»), которая поразила 500 млн. человек, 20 млн. из них погибли. Длительное время о причине возникновения инфекционных болезней ничего не было известно, считали, что эти заболевания возникают в связи с «миазмами» – ядовитыми испарениями воздуха. Это учение в XVI в. сменилось учением о «контагиях» (Фраксторо). В XVII–XIX вв. были описаны многие детские инфекции, например корь, ветряная оспа, скарлатина и др. Полный расцвет учения об инфекционных болезнях пришелся на XIX в. в период бурного развития микробиологии и появления иммунологии в ХХ в. (Л. Пастер, Р. Кох, И. И. Мечников, Л. Эрлих, Г. Н. Минх, Д. К. Заболотный, Л. А. Зильбер). Успехи и достижения в микробиологии способствовали выделению инфекционных заболеваний в самостоятельную науку и дальнейшему развитию учений об этиологии, патогенезе, симптомах, лечении и профилактике инфекционных болезней. Вклад в разработку инфекций детского возраста внесли труды А. А. Колтыпина, М. Г. Данилевича, Д. Д. Лебедева, М. С. Маслова, С. Д. Носова и других ученых.

Инфекционные болезни – большая группа заболеваний человека, возникающих в результате воздействия на организм вирусов, бактерий и простейших. Они развиваются при взаимодействии двух самостоятельных биосистем – макроорганизма и микроорганизма в условиях воздействия внешней среды, причем каждый из них имеет свою определенную биологическую активность.

Инфекция – это взаимодействие макроорганизма с микроорганизмом в определенных условиях внешней и социальной среды, в результате чего развиваются патологические, защитные, приспособительные, компенсаторные реакции, которые объединяются в инфекционный процесс. Инфекционный процесс – это сущность инфекционной болезни и может проявляться на всех уровнях организации биосистемы – субмолекулярном, субклеточном, клеточном, тканевом, органном, организменном.

Однако не каждое воздействие возбудителя на организм вызывает болезнь. Инфекционное заболевание возникает в том случае, если происходит нарушение функции организма и появление клинической картины. Таким образом, инфекционная болезнь – это крайняя степень развития инфекционного процесса. Если же при проникновении возбудителя в организм не происходит формирования клинической картины, то говорят о здоровом носительстве, что может быть у детей с остаточным специфическим иммунитетом или у людей с врожденной естественной невосприимчивостью. Существует еще и реконвалесцентное носительство, возникающее в период выздоровления от инфекционной болезни. В зависимости от условий инфицирования, свойств инфекционного агента, состояния макроорганизма (восприимчивость, степень специфической и неспецифической реактивности) описано несколько форм взаимодействия микроорганизма с организмом человека.

Манифестные формы (проявляющиеся клинически) делятся на острые и хронические. Также различают типичные, атипичные и молниеносные формы, в основном заканчивающиеся летально. По тяжести делятся на легкую, средней тяжести и тяжелую формы.

При острой форме клинически проявляющейся инфекции возбудитель пребывает в организме непродолжительное время. Для этой формы характерна большая интенсивность выделения больным возбудителей в окружающую среду, что создает высокую заразительность больных. Многие инфекционные болезни проходят в острой форме, например чума, оспа, скарлатина. Другие же и в острой, и в хронической – бруцеллез, гепатит В, дизентерия.

Хроническая форма заболевания характеризуется более продолжительным пребыванием возбудителя в организме, частыми обострениями и ремиссиями патологического процесса и в случае своевременного лечения – благоприятным исходом и выздоровлением, как и при острой форме.

Читайте также:  Болезни хлеба и их влияние на организм человека

Повторное заболевание вследствие заражения тем же инфекционным агентом называют реинфекцией. Если происходит заражение другим инфекционым агентом до выздоровления от болезни, то говорят о суперинфекции.

Бактерионосительство – это процесс, протекающий бессимптомно в острой или хронической форме. Возбудители в организме присутствуют, но манифестации процесса не происходит, и внешне человек остается здоровым. В организме выявляются иммунологические сдвиги, а также функциональные им морфологические нарушения в органах и тканях, типичные для данной болезни.

Важное эпидемиологическое значение имеет субклиническая форма инфекции, так как такие больные являются резервуаром и источником возбудителей при сохраненной трудоспособности и социальной активности, что осложняет эпидемическую обстановку. Однако большая частота субклинических форм некоторых инфекций (дизентерия, менингококковая инфекция, грипп и т. д.) способствует образованию массивной иммунной прослойки среди людей, что в определенной степени останавливает распространение этих инфекционных болезней.

Перелатентная (латентная) инфекция возникает в результате длительного бессимптомного взаимодействия макроорганизма с микроорганизмом. По своей сути является хронической инфекционной болезнью с доброкачественным течением, встречается при таких заболеваниях, как гепатит В, герпетическая инфекция, брюшной тиф, цитомегаловирусная инфекция и мн. др. Такая форма чаще встречается у детей со сниженным клеточным и гуморальным иммунитетом, при этом инфекционный агент находится или в дефектном состоянии, или в особой стадии своей жизнедеятельности (L – форма). Образование L – форм происходит под действием защитных иммунных сил организма и лекарственных препаратов (антибиотики). Формируются нетипичные штаммы с изменением всех свойств микроорганизма.

Возбудители латентной инфекции циркулируют внутри клеток макроорганизма (внутриклеточный паразитизм) и в окружающую среду не выделяются. Но под действием неблагоприятных факторов (термические воздействия, сопутствующие заболевания, травмы, гемотрансфузия и т. д.) латентная инфекция может перейти в острую. Возбудитель приобретает свои обычные свойства.

Существенно новой формой взаимодействия инфекции с организмом человека является медленная инфекция. Для нее характерен длительный (до нескольких лет) инкубационный период – стадия, при которой болезни нет. В то же время заболевание неуклонно прогрессирует с развитием тяжелых нарушений во многих органах и системах (чаще всего в нервной системе), и часто наблюдается смертельный исход. К такому типу инфекции относятся: СПИД, врожденная краснуха, хронический активный гепатит с переходом в цирроз и др.

Инфекционные заболевания, возникающие в результате заражения микроорганизмами одного вида, называются моноинфекциями. При заражении бактериями разных видов – смешанная, или микстинфекция. Одним из вариантов смешанной инфекции является вторичная инфекция, при которой уже к имеющемуся заболеванию присоединяется новое.

Инфекционный процесс может возникать за счет активации сапрофитной микрофлоры, т. е. тех микробов, которые постоянно живут на коже и слизистых оболочках. В этих случаях говорят об эндогенной, или аутоинфекции, которая наиболее часто возникает у ослабленных детей с хроническими заболеваниями, у детей, длительно получавших антибактериальную или цитостатическую (подавляющую иммунитет) терапию.

Источник

Учайкин учебник детские инфекционные болезни читать онлайн
Название: Инфекционные болезни у детей.
Автор: Учайкин В.Ф., Нисевич Н.И., Шамшева О.В.
Год издания: 2011
Размер: 44.27 МБ
Формат: djvu
Язык: Русский

В представленном учебнике, состоящем из трех частей, подробно рассмотрены различные инфекционные заболевания детского возраста. Книга Учайкина В.Ф. с соавторами «Инфекционные болезни у детей» содержит следующие основные главы6 введение в инфекционную патологию; вакцинопрофилактика: теоретические основы вакцинопрофилактики, календарь профилактических прививок, патология поствакцинального периода, вакцинация детей с отягощенным анамнезом,вакцинация подростков и взрослых, тактика вакцинации при недоношенности, беременности, иммунодефиците, хранение и транспортировка вакцин, вакцинация с целью иммунореабилитации; основные сведения об инфекционных болезнях: инфекции респираторного тракта, краснуха, корь, паротитная инфекция, энтеровирусная инфекция, герпесвирусная инфекция, клостридиозы, ВИЧ-инфекция, вирусные гепатиты, вирусные энцефалиты, ящур, бешенство, геморрагические лихорадки, риккетсиозы, спирохетозы, хламидиозы, микоплазменная инфекция, острые кишечные инфекции, доброкачественный лимфоретикулез (фелиноз, болезнь кошачьих царапин), вирусные диареи, менингококковая инфекция, стрептококковая инфекция, стафилококковая инфекция и др.

Эта книга удалена по требованию правообладателя

Также рекомендуем скачать

Учайкин учебник детские инфекционные болезни читать онлайн
Название: Справочник по профилактике и лечению COVID-19
Автор: Коллектив авторов
Год издания: 2020
Размер: 29.78 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Представленное клиническое руководство «Справочник попрофилактике и лечению COVID-19» рассматривает на примере работе Китайских медицинских учреждений вопросы неспецифической профилактики нового корон… Скачать книгу бесплатно

Учайкин учебник детские инфекционные болезни читать онлайн
Название: Инфекционные болезни и эпидемиология. 3-е издание
Автор: Покровский В.И., Пак С.Г., Брико Н.И., Данилкин Б.К.
Год издания: 2016
Размер: 844.97 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Учебник «Инфекционные болезни и эпидемиология» под ред., ПокровскогоВ.И., и соавт., рассматривает базовые вопросы предмета – изложены эпидемиологические данные, этиопатогенез, клиническую картину, при… Скачать книгу бесплатно

Учайкин учебник детские инфекционные болезни читать онлайн
Название: Медицинская паразитология.
Автор: Полежайева Г.Ц., Дзюба Г.Т., Скурихина Ю.Е.
Год издания: 2017
Размер: 2.96 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Книга «Медицинская паразитология» характеризует такие вопросы, как основы общей паразитологии и вопросы частной паразитологии. Учебное пособие рассматривает такие вопросы, как классификация паразитов … Скачать книгу бесплатно

Учайкин учебник детские инфекционные болезни читать онлайн
Название: Лекции по ВИЧ-инфекции.
Автор: Покровский В.В.
Год издания: 2018
Размер: 6.6 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Книга «Лекции по ВИЧ-инфекции» состоит из 44 глав-лекций, где отражены актуальные вопросы данного раздела инфектологии. Издание рассматривает эпидемиологию (в частности, эпидемиологическое расследован… Скачать книгу бесплатно

Учайкин учебник детские инфекционные болезни читать онлайн
Название: Инфекционные болезни. Синдромальная диагностика.
Автор: Ющук Н.Д., Климова Е.А.
Год издания: 2017
Размер: 1.81 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Книга «Инфекционные болезни. Синдромальная диагностика» вобрала в себя все современные диагностические аспекты инфекционных заболеваний. В новейшем издании рассматриваются такие базовые вопросы синдро… Скачать книгу бесплатно

Учайкин учебник детские инфекционные болезни читать онлайн
Название: Пищевые токсикоинфекции. Пищевые отравления.
Автор: Ющук Н.Д.
Год издания: 2017
Размер: 1.68 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Учебное пособие «Пищевые токсикоинфекции. Пищевые отравления» под редакцией Ющука доступно рассматривает вопросы токсикоинфекции, токсикозы, освещая пищевые токсикоинфекции бактериальной природы, в то… Скачать книгу бесплатно

Учайкин учебник детские инфекционные болезни читать онлайн
Название: Эволюция стрептококковой инфекции
Автор: Леванович В.В., Тимченко В.Н.
Год издания: 2015
Размер: 1.46 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Клиническое руководство «Эволюция стрептококковой инфекции» под ред., Левановича В.В., и соавт., рассматривает современные данные, характеризующие эпидемиологию, патогенез стрептококковой инфекции, пр… Скачать книгу бесплатно

Учайкин учебник детские инфекционные болезни читать онлайн
Название: Эпидемиология
Автор: Брико И.Н., Покровский В.И.
Год издания: 2015
Размер: 80.96 МБ
Формат: doc
Язык: Русский
Описание: В учебнике «Эпидемиология» под ред., Брико И.Н., и соавт., рассмотрены основные проблемы общей эпидемиологии, эпидемиологии и профилактики актуальных инфекционных и паразитарных, внутрибольничных и ма… Скачать книгу бесплатно

Читайте также:  Как избежать болезней в детском саду комаровский

Учайкин учебник детские инфекционные болезни читать онлайн
Название: Микозы: диагностика и лечение
Автор: Климко Н.Н.
Год издания: 2008
Размер: 11.06 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Практическое руководство «Микозы: диагностика и лечение» под ред., Климко Н.Н., рассматривает общие вопросы диагностики и принципов фармакотерапии грибковых инфекций. Описаны основы этиопатогенеза, кл… Скачать книгу бесплатно

Учайкин учебник детские инфекционные болезни читать онлайн
Название: Псевдотуберкулез
Автор: Сомов Г.П., Покровский В.И., Беседнова Н.Н., Антоненко Ф.Ф.
Год издания: 2001
Размер: 7.87 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Учебное пособие «Псевдотуберкулез» под ред., Сомова Г.П., и соавт., рассматривает этиологию и патогенез псевдотуберкулеза, эпидемиологические показатели, его клинические проявления, принципы дифференц… Скачать книгу бесплатно

Источник

Больной становится опасным для окружающих с начала заболевания, иногда с последних дней инкубационного периода (корь, дифтерия, шигеллезы и др.). Длительность заразного периода при различных инфекциях может колебаться в широких пределах. В одних случаях (при кори, ветряной оспе, паротитной инфекции, острых респираторных вирусных инфекциях) он укладывается в довольно короткие сроки, в других – возбудитель может находиться в организме длительно (при вирусных гепатитах, ВИЧ-инфекции). Окончание заразного периода определяют с учетом динамики клинических симптомов и результатов лабораторного обследования (бактериологического, вирусологического). На его длительность существенное влияние оказывает ранняя рациональная этиотропная терапия, которая позволяет значительно ускорить очищение организма от возбудителя.

Носители (бактерио-, вирусоносители) могут быть источником многих инфекционных болезней (менингококковой инфекции, полиомиелита, дифтерии и др.).

Механизм передачи — перемещение возбудителя от источника инфекции в восприимчивый макроорганизм. Различают три фазы перемещения возбудителя: выделение из источника во внешнюю среду, пребывание во внешней среде и внедрение в новый организм.

Различают следующие механизмы передачи инфекции: капельный, фекально-оральный, контактный, гемоконтактный.

При инфекциях с поражением дыхательных путей (корь, коклюш, грипп и др.) механизм передачи – капельный. Ведущие пути передачи: воздушно-капельный и воздушно-пылевой. Возбудители выделяются во внешнюю среду с секретом верхних дыхательных путей во время кашля, чихания, разговора, крика ребенка, дыхания и распространяются вокруг больного в виде мельчайших частиц аэрозоля. При испарении влаги из этих частиц происходит уплотнение поверхностных слоев и образование ядрышек, внутри которых создаются благоприятные условия для сохранения возбудителей. С потоком воздуха частицы переносятся на относительно большие расстояния. Дальность распространения зависит от возбудителя и характера выделяемого секрета. Например, при коклюше больной выделяет густую, вязкую слизь, при этом образуются крупные сферические частицы, распространяющиеся лишь на 3 – 4 м; при кори секрет слизистых оболочек носа и ротоглотки жидкий, что обеспечивает образование мельчайших частиц и распространение вируса на большие расстояния. Ряд возбудителей (дифтерийная палочка, стафилококк, стрептококк и др.) может распространяться по воздуху с пылью (воздушно-пылевой путь).

При инфекциях с поражением кишечника возбудители выделяются в окружающую среду с испражнениями (фекально-оральный механизм передачи). Пути передачи: водный, пищевой, контактно-бытовой. Факторами передачи являются пища, вода, грязные руки, полотенца, предметы обихода, посуда. Пищевые продукты могут контаминироваться мухами, тараканами, а также выделениями мышей, крыс. Наибольшую опасность представляет пища, инфицированная больным или носителем, особенно если она употребляется без термической обработки после длительного хранения. Многие продукты и готовые блюда (мясные и молочные) являются хорошей питательной средой для возбудителей кишечных инфекций, которые накапливаются в них в огромных количествах. Болезнь в таких случаях развивается бурно, протекает тяжело по типу пищевой токсикоинфекции.

Часто инфицирование детей происходит при употреблении воды как из открытых источников водоснабжения (колодцев, рек, озер, родников), так и водопроводной сети. Инфицирование воды может происходить в сельской местности сточными водами из выгребных туалетов, в городах – при плохом состоянии водоснабжения и канализации, недостаточном контроле состояния очистных сооружений. При этом могут возникать крупные водные вспышки острых кишечных инфекций.

Контактный механизм передачи возбудителя реализуется двумя путями: при непосредственном общении (прямой контакт) и через зараженные предметы (непрямой контакт).

Прямой контактный путь передачи характерен для заболеваний, передающихся половым путем (ВИЧ-инфекция, сифилис, вирусный гепатит В, хламидиоз, микоплазмоз и др.), через кожу (рожа, бруцеллез, гельминтозы и др.), при поцелуях (инфекционный мононуклеоз, скарлатина, дифтерия и др.).

Непрямой контактный путь передачи наблюдается при многих инфекциях (сальмонеллезы, дизентерия, стафилококковая инфекция, дифтерия и др.). Патогенные микроорганизмы инфицируют посуду, игрушки, полотенца, мебель, попадают на руки здоровых людей и заносятся в рот. Особенно опасен непрямой контактный путь в детских учреждениях и семьях. Частота распространения кишечных инфекций данным путем зависит от культуры населения, а также санитарно-эпидемического состояния окружающей среды, детских лечебно-профилактических учреждений, школ и т. д.

Гемоконтактный механизм передачи реализуется при попадании возбудителя из крови больного непосредственно в кровь здорового человека, что возможно при переливании инфицированной крови или ее компонентов (гемотрансфузионный путь), проведении инъекций и других медицинских манипуляций инфицированными инструментами (вирусные гепатиты В, D, С; ВИЧ-инфекция). Значение этого механизма передачи в последние годы возросло в связи с распространением наркомании.

Трансмиссивный путь реализуется при укусе кровососущих насекомых – комаров рода Anopheles (переносчиков возбудителей малярии), вшей (переносчиков возбудителей сыпного и возвратного тифов), москитов (переносчиков лейшманиоза и лихорадки паппатачи), клещей (переносчиков энцефалита и боррелиоза).

Особую роль играет вертикальный путь – передача возбудителя инфекции от матери ребенку. Инфицирование может происходить внутриутробно через поврежденную плаценту (антенатально), во время родов (интранатально) и после родов (постнатально). Трансплацентарный путь передачи наиболее актуален для вирусных инфекций (врожденная краснуха, вирусные гепатиты В и С, цитомегалия и др.). Возможна внутриутробная передача возбудителей бактериальных инфекций (листериоз, стафилококковая и стрептококковая инфекции), протозойных заболеваний (токсоплазмоз, малярия, лейшманиоз).

Восприимчивость к инфекционным болезням принято характеризовать индексом контагиозности, который представляет собой отношение числа заболевших к числу контактных, не болевших данной инфекцией и не привитых (не имеющих иммунитета); выражается в процентах или в десятичной дроби. Например, при кори этот показатель составляет 100 % (1,0); при дифтерии – 15 – 20 % (0,15 – 0,2); при скарлатине – 40 % (0,4).

Для многих инфекций характерны сезонные колебания, которые находятся в зависимости от путей распространения и особенностей нозологической формы. Так, например, осенне-зимнему повышению заболеваемости воздушно-капельными инфекциями (грипп, коклюш) способствуют снижение неспецифической резистентности организма, скученность детей в закрытых коллективах, более широкая циркуляция возбудителей во внешней среде.

Многим инфекционным заболеваниям свойственны периодические подъемы и спады заболеваемости через определенные промежутки времени. Периодичность объясняется, в первую очередь, увеличением неиммунной прослойки населения.

Для возникновения и развития инфекционной болезни большое значение имеет состояние макроорганизма, которое определяется комплексом факторов неспецифической защиты и наличием (или отсутствием) специфического иммунитета.

Читайте также:  Купить справку о болезни в зеленограде

Неспецифическая резистентность обусловлена защитными свойствами кожи, слизистых оболочек, лимфатических узлов; лизоцимом, ферментами полости рта и желудочно-кишечного тракта, нормальной микрофлорой, естественными киллерами и фагоцитирующими клетками, а также системой комплемента и интерферонов.

Неповрежденная кожа и слизистые оболочки являются естественным барьером, препятствующим проникновению возбудителей в макроорганизм.

Кожа не только осуществляет механическую защиту, но и обладает бактерицидными свойствами, обусловленными действием молочной и жирных кислот, выделяемых потовыми и сальными железами.

Слизистые оболочки глаз, дыхательного, желудочно-кишечного и мочеполового трактов оказывают бактерицидное действие, обусловленное содержащимися в их секретах ферментами и секреторным иммуноглобулином А.

Лизоцим (муколитический фермент) продуцируется моноцитами крови, тканевыми макрофагами и содержится в слезах, слюне, перитонеальной жидкости, плазме и сыворотке крови, лейкоцитах, материнском молоке и др. Он оказывает выраженное лизирующее действие на ряд патогенных микроорганизмов.

Нормальная микрофлора человека способствует созреванию иммунной системы, является антагонистом патогенных микроорганизмов, препятствует их внедрению и размножению.

Фагоцитирующие клетки организма подразделяются на макрофаги (система мононуклеарных фагоцитов) и микрофаги (нейтрофилы, эозинофилы, базофилы). Фагоциты захватывают, поглощают и переваривают инфекционные агенты, продукты распада тканей, выполняя защитную функцию. Кроме того, мононуклеарные фагоциты секретируют биологически активные вещества – монокины, простагландины, лейкотриены, циклические нуклеотиды с широким спектром биологической активности.

Естественные клетки-киллеры представляют собой большие гранулосодержащие лимфоциты и составляют 2 – 12 % среди лейкоцитов крови человека. Они обладают естественной цитотоксичностью по отношению к клеткам, зараженным некоторыми вирусами и другими микроорганизмами.

Система комплемента — комплекс белков сыворотки крови (известно 26 белков), играющих важную роль в поддержании гомеостаза. Основные функции компонентов комплемента в защитных реакциях – стимуляция фагоцитоза, нарушение целостности клеточных стенок микроорганизмов и индукция синтеза медиаторов воспаления.

Интерфероны представляют собой белки, оказывающие неспецифическое защитное действие (противовирусное, противоопухолевое, иммуномодулирующее).

Иммунитет — совокупность биологических реакций (клеточных, гуморальных и др.), направленных на сохранение гомеостаза и обеспечивающих специфическую защиту организма от инфекционных и других чужеродных агентов.

Врожденный иммунитет (видовой, наследственный, естественный, конституциональный) передается по наследству, как и другие генетические признаки. Степень напряженности врожденного иммунитета различна: от полной устойчивости к отдельным возбудителям до относительной, которая может быть преодолена в результате различных неблагоприятных воздействий (увеличение инфицирующей дозы, ослабление организма, действие радиации).

Приобретенный иммунитет подразделяется на активный и пассивный.

Активный иммунитет возникает в результате заболевания, перенесенного в манифестной или бессимптомной форме (постинфекционный), а также после вакцинации (поствакцинальный). Он развивается в течение 1 – 2 нед. от начала заболевания или после прививки. После одних инфекций иммунитет сохраняется пожизненно (корь, коклюш, эпидемический паротит и др.), после других (грипп, парагрипп, шигеллезы и др.) – относительно короткое время. Поствакцинальный иммунитет непродолжительный, в связи с чем необходимо проведение ревакцинации.

Пассивный иммунитет формируется в результате введения в организм антител (специфические иммуноглобулины, сыворотки, кровь и плазма переболевших). Он формируется быстро, однако сохраняется непродолжительное время, в среднем 15 – 20 дней.

Разновидностью пассивного иммунитета является трансплацентарный иммунитет, обусловленный передачей материнских антител плоду. Трансплацентарно осуществляется передача только иммуноглобулинов класса G (IgG), которые сохраняются в течение 3 – 6 мес. после рождения ребенка и определяют его невосприимчивость в этот период к некоторым инфекциям (корь, ветряная оспа, эпидемический паротит, краснуха и др.).

Различают антиинфекционный иммунитет (антимикробный, противовирусный, противогрибковый и др.), который направлен против определенных микроорганизмов (бактерий, вирусов, спирохет, риккетсий и др.), и антитоксический иммунитет — против бактериальных экзотоксинов (возбудителей дифтерии, столбняка, ботулизма и др.).

При некоторых инфекциях (воздушно-капельных, кишечных и др.) особую защитную роль играет местный иммунитет, обусловленный, в первую очередь, секреторными иммуноглобулинами класса А (IgA), содержащимися в большом количестве в слюне, молозиве, секретах слизистых оболочек респираторного и желудочно-кишечного трактов.

КЛИНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И КЛАССИФИКАЦИЯ ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ

Важной отличительной особенностью инфекционной болезни является цикличность течения со сменой периодов: инкубационного, продромального (начального), разгара (развития) и реконвалесценции (выздоровления).

Инкубационный (латентный, скрытый) период — с момента внедрения в организм возбудителя до появления первых клинических симптомов болезни. В этот период происходит размножение возбудителя, наблюдаются иммунологические сдвиги и другие процессы, нарушающие нормальную деятельность тканей, органов и систем макроорганизма.

Продолжительность инкубационного периода различна – от нескольких часов (грипп, пищевые токсикоинфекции) до нескольких месяцев (вирусный гепатит В, ВИЧ-инфекция) и даже лет (проказа, лейшманиоз).

Начальный (продромальный, предвестников) период проявляется рядом симптомов, обычно неспецифических для данной инфекции (повышение температуры тела, недомогание, снижение аппетита). Развиваются изменения в месте входных ворот, т. е. формируется первичный очаг (тонзиллит, катаральные явления в верхних дыхательных путях и др.), с последующим распространением возбудителей в различные органы и ткани. При некоторых заболеваниях наблюдаются патогномоничные, свойственные только данной нозологической форме, симптомы (например, при кори – симптом Бельского – Филатова – Коплика). Продолжительность продромального периода различна – от нескольких часов до нескольких дней; иногда он отсутствует.

Период разгара (развития) — наряду с общими для многих инфекций клиническими проявлениями возникают симптомы и синдромы, свойственные данной болезни. Выражены изменения в месте первичного очага; при ряде инфекций появляются высыпания на коже (скарлатина, корь, ветряная оспа, краснуха); при коклюше – приступообразный судорожный кашель; типичный характер приобретают гематологические, биохимические и морфологические изменения.

Период реконвалесценции наступает вследствие выработки специфического иммунитета и характеризуется постепенной нормализацией функциональных и морфологических показателей. При некоторых инфекциях восстановление нарушенных функций происходит медленно. В это время сохраняются специфическая сенсибилизация, риск развития аллергических осложнений и суперинфицирования.

Вопросы классификации инфекционных болезней у детей разрабатывали Н. Ф. Филатов, М. Г. Данилевич, А. А. Колтыпин, Н. И. Нисевич, В. Ф. Учайкин. В зависимости от механизма передачи и места первичной локализации возбудителя инфекционные болезни подразделяют на четыре группы:

1. Инфекционные заболевания дыхательных путей (дифтерия, коклюш, грипп и др.).

2. Кишечные инфекционные болезни (шигеллезы, сальмонеллезы, холера и др.).

3. Кровяные инфекции (сыпной тиф, геморрагические лихорадки, риккетсиозы и др.).

4. Инфекции наружных покровов (рожа, трахома и др.).

Представленная классификация является условной с учетом того, что при ряде инфекций механизмы передачи возбудителей могут быть многообразными (чума, туляремия, геморрагические лихорадки).

Для практических целей в педиатрии широко используется клиническая классификация инфекционных болезней по типу, тяжести и течению (А. А. Колтыпин). Данный принцип применим к любому инфекционному заболеванию и позволяет определить тактику терапии.

Типичные формы имеют все свойственные данной болезни классические признаки.

1

2

3

4
5

6

7

8