Общие представления о здоровье и болезни

Общие представления о здоровье

Здоровье — это главная ценность жизни, оно занимает самую высокую ступень в иерархии потребностей человека. Здоровье — один из важнейших компонентов человеческого счастья и одно из ведущих условий успешного социального и экономического развития. Реализация интеллектуального, нравственно-духовного, физического и репродуктивного потенциала возможна только в здоровом обществе.

Само понятие «здоровье» по-английски звучит как Health от Whole (англосаксонский) — целый, целостный, что уже предполагает сложность, целостность и многомерность этого состояния.

Гален во 11 в. до н.э. определял здоровье как состояние, «в котором мы не испытываем боли и которое не мешает выполнять функции нашей каждодневной жизни: участвовать в руководстве, мыться, пить, есть и делать все другое, что мы хотим».

Еще в начале 40-х годов XX столетия понятию «здоровье» дали следующее определение: «Здоровым может считаться человек, который отличается гармоническим развитием и хорошо адаптирован к окружающей его физической и социальной среде. Здоровье не означает просто отсутствие болезней: это нечто положительное, это жизнерадостное и охотное выполнение обязанностей, которые жизнь возлагает на человека» (Г. Сигерист, пит. по: Е.А. Овчаров, 2002).

Основоположник валеологии И.И. Брехман (1966) рассматривал здоровье человека «как способность сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации».

В 1985 г. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) приняла концепцию «Здоровье для всех к 2000 году», определившую стратегию и тактику всех развитых стран по созданию условий для обеспечения и развития здоровья населения.

По определению специалистов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов.

По мнению ведущих российских ученых, это определение неконкретно. Например, А. Г. Щедрина предлагает такую формулировку: «Здоровье — это целостное многомерное динамическое состояние (включая его позитивные и негативные показатели), которое развивается… в условиях конкретной социальной и экологической среды и позволяет человеку… осуществлять его биологические и социальные функции».

Анализируя эти формулировки, можно отметить, что первая из них рассматривает здоровье в статике, как нечто данное, т.е. здоровье или есть, или его нет. Второе определение представляет здоровье в динамике, показывает, что здоровье формируется по мере развития организма; более того, в определении делается акцент на том, что здоровье генетически запрограммировано. А реализуется ли программа, зависит от конкретных биологических и социальных факторов (т.е. окружающей биологической среды и воспитания), под влиянием которых будет жить и развиваться человек. Очевидно, здесь речь идет о том, что здоровье хотя и имеет врожденные предпосылки (положительные или отрицательные), однако формируется в течение длительного онтогенеза, начиная с момента оплодотворения яйцеклетки (зачатия).

С.Я. Чикин (1976) видит в здоровье гармоническое взаимодействие и функционирование всех органов и систем человека при его физическом совершенстве и нормальной психике, позволяющих активно участвовать в общественно полезном труде.

Один из основателей космической биологии и медицины P.M. Баевский (1979) считал определяющим фактором здоровья адаптивность организма: «Возможность организма человека адаптироваться к изменениям окружающей среды, свободно взаимодействуя с ней, на основе биологической, психологической и социальной сущности человека».

Н.Д. Граевская (1979) в понятие «здоровье» включает оценку уровня функциональных возможностей организма, диапазона его ком- пенсаторно-адаптационных реакций в экстремальных условиях, т.е. возможности приспособиться к повышенным требованиям среды без патологических проявлений.

Так, учитывая биосоциальную сущность человека, Ю.П.Лисицын (1986) рассматривает здоровье человека как гармоничное единство биологических и социальных качеств, обусловленных врожденными и приобретенными механизмами.

В.П. Казначеев (1980) определяет здоровье человека как процесс сохранения и развития его биологических, физиологических и психологических возможностей, оптимальной социальной активности при максимальной продолжительности жизни. При этом обращается внимание на необходимость создания таких условий и таких гигиенических систем, которые обеспечивали бы не только сохранение здоровья человека, но и его развитие.

Н.А. Агаджанян (1979, 2006), изучая биологические ритмы человека, заключает, что здоровье представляет собой оптимальное соотношение взаимосвязанных эндогенных ритмов физиологических процессов и их соответствие внешним циклическим изменениям.

Известный кардиохирург Н.М. Амосов (1987) рассматривал здоровье как «уровень функциональных возможностей организма, диапазон его компенсаторно-адаптационных реакций в экстремальных условиях, т.е. уровень резервных возможностей организма».

В настоящее время нет экспериментального обоснования, которое дал Э.Н. Вайнер определению здоровья: «Здоровье — такое состояние организма, которое дает человеку возможность в максимальной степени реализовать свою генетическую программу в условиях социокультурного бытия данного человека» (Э.Н. Вайнер, 1998). Однако не только степень реализации генетической программы человека, но и функциональное назначение генов пока не изучены.

Физиологический (медико-биологический) подход, основанный на базовых принципах жизнедеятельности организма, был положен в основу определения здоровья Р.И. Айзманом (1997): «Здоровье — это способность организма сохранять свою психофизиологическую устойчивость (гомеостаз) в условиях адаптации к различным факторам окружающей среды и нагрузкам».

Современное определение здоровья

Современная концепция здоровья позволяет выделить его основные составляющие — физическую, психологическую и поведенческую.

Физическая составляющая включает уровень роста и развития органов и систем организма, а также текущее состояние их функционирования. Основой этого процесса являются морфологические и функциональные преобразования и резервы, обеспечивающие физическую работоспособность и адекватную адаптацию человека к внешним условиям.

Читайте также:  Неврологический статус история болезни по психиатрии

Психологическая составляющая — это состояние психической сферы, которое определяется мотивационно-эмоциональны- ми, мыслительными и нравственно-духовными компонентами. Основой его является состояние эмоционально-когнитивного комфорта, обеспечивающего умственную работоспособность и адекватное поведение человека. Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями, а также возможностями удовлетворения этих потребностей.

Поведенческая составляющая — это внешнее проявление состояния человека. Оно выражается в степени адекватности поведения, умении общаться. Основу его составляют жизненная позиция (активная, пассивная, агрессивная) и межличностные отношения, которые определяют адекватность взаимодействия с внешней средой (биологической и социальной) и способность эффективно трудиться.

Современные жизненные условия выдвигают повышенные требования к здоровью молодежи. Поэтому главное для молодых людей — быть здоровыми.

Понятия здоровья и болезни

Важнейшей задачей государства и всего общества в целом является забота о здоровье населения. На вопрос, что такое здоровье, чаще всего следует ответ, что это отсутствие болезней, хорошее самочувствие, т. е. здоровье обычно определяют отсутствием болезней. Поэтому вначале следует определить понятие болезни. Разобраться в понятиях «здоровье» и «болезнь» непросто. Чаще всего под болезнью подразумевают изменение, повреждение, дефект и т. д., т. е. все то, что приводит к нарушению жизнедеятельности.

Определений понятия болезни множество: нарушение нормальной жизнедеятельности, адаптации к среде обитания (дезадаптация), функций организма или его частей, связей организма с внешней средой, гомеостаза (постоянства внутренней среды организма), невозможность полностью осуществлять человеческие функции и т. д. Существует множество теорий возникновения болезней: социальная (болезнь есть результат социальной дезадаптации), энергетическая (болезнь возникает вследствие дисбаланса энергии человеческого организма), биологическая (основой болезни является нарушение соответствия биологических ритмов организма природными ритмами) и т. д.

Согласно классификации Всемирной организации здравоохранения болезнь — это жизнь, нарушенная в своем течении повреждением структуры и функции организма под влиянием внешних и внутренних факторов при мобилизации его компенсаторно-приспособительных механизмов. Болезнь характеризуется общим или частным снижением приспособленности к среде и ограничениями свободы жизнедеятельности больного.

Прежде чем говорить о здоровье, следует разобраться в двоякой сущности человека: с одной стороны, человек является неотъемлемой частью биологического мира (человек — Homo sapiens, подтип позвоночных, отряд приматов, класс млекопитающих — высшая ступень развития организмов на Земле), с другой стороны, человек — социальное существо (общественное), способное производить и использовать орудия труда, изменять окружающий мир. Это существо обладает сознанием как функцией высокоорганизованного мозга и членораздельной речью.

Философы и врачи Древнего мира считали человека подобием природы, мира, космоса. Человек — это микрокосмос в макрокосмосе, он состоит из тех же элементов: воды, воздуха, огня и т. д. Следовательно, здоровье является равновесием этих элементов, а болезнь — нарушением этого равновесия. У некоторых мыслителей древности в результате наблюдения за жизнью людей, их образом и условиями жизни складывались убеждения о роли социальных факторов в жизни человека. По мере развития медицины, истории и других наук все больше накапливалось наблюдений и доказательств значения социальных факторов в жизни человека. Особенно это получило развитие в эпоху Возрождения, когда деятельность, духовный мир, общение людей, т. е. социальные начала, нашли отражение в философских и научных трудах.

Наибольшее развитие эти взгляды получили в эпоху Просвещения. Так, Гельвеций писал, что человек — животное с особой внешней организацией, позволяющей пользоваться оружием и орудиями труда. Но ученые той поры социальное начало в человеке трактовали неполно, лишь как внешнее проявление телесной связи человека с окружающей средой.

Сторонники противоположных взглядов на сущность человека, по сути, разделяли взгляды К. Маркса: «Сущность человека есть совокупность общественных отношений». Более полно и объективно охарактеризовал человека Ф. Энгельс: «Сущность человека проявляется двояко: в качестве естественного (т. е. биологического) и в качестве общественного отношения (т. е. социального)». Неразрывность биологического и социального в человеке отражена в «Капитале» Маркса: «Воздействуя на внешнюю природу и изменяя ее, он (человек) в то же время изменяет свою собственную природу».

Соотношение социального и биологического в человеке является главным в понимании характера здоровья и болезни.

Медики древности видели истоки здоровья и причины болезней не только в смешении элементов организма, но и в поведении людей, их привычках, традициях, т. е. условиях и образе жизни. Делались лаже попытки установить соответствие между спецификой заболевания и характером труда (Гален и Целье разделяли болезни господ и рабов).

Социалисты-утописты видели залог хорошего здоровья людей их вымышленных городов в идеально организованных условиях жизни и общественном порядке.

Французские философы-энциклопедисты эпохи Просвещения не раз указывали на зависимость здоровья людей от социальных условий.

Английские врачи и санитарные инспекторы XIX в. в своих отчетах не раз приводили примеры пагубного действия тяжелых условий труда на здоровье рабочих.

Читайте также:  Я придумываю себе болезни и мне от этого плохо

Прогрессивные отечественные деятели медицины второй половины XIX в. представили тысячи доказательств неблагоприятного воздействия на здоровье трудящихся условий труда и быта. Первостепенная значимость социальных условий в формировании здоровья населения стала предметом изучения социальной гигиены с начала XX в.

Определение соотношений социального и биологического начал в человеке позволяет выявить их влияние на здоровье человека. Как в сущности самого человека нельзя оторвать биологического от социального, так нельзя разорвать биологическую и социальную составляющие здоровья. Здоровье и болезнь отдельного человека в основе своей биологические. Но общебиологические качества не являются основополагающими, они опосредуются социальными условиями его жизни, которые являются определяющими. Не только в трудах отдельных исследователей, но и в документах международных медицинских организаций говорится о социальной обусловленности здоровья, т. е. о первостепенном воздействии на здоровье социальных условий и факторов.

Социальные условия — это форма проявлений производственных отношений, способ общественного производства, социально-экономического строя и политической структуры общества.

Социальные факторы — это проявление социальных условий для конкретного человека: условия труда, отдыха, жилье, питание, образование, воспитание и т. д.

В Уставе ВОЗ дано определение здоровья — «состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней». Но следует сказать, что единого определения сейчас нет. Можно предложить следующие варианты определения здоровья, предложенные Ю.П.Лисицыным: здоровье — гармоническое единство биологических и социальных качеств, обусловленных врожденными и прибретенными биологическими и социальными воздействиями (болезнь — нарушение этого единства); состояние, которое позволяет вести не стесненную в своей свободе жизнь, полноценно выполнять свойственные человеку функции (прежде всего трудовые), вести здоровый образ жизни, т. е. испытывать душевное, физическое и социальное благополучие.

Индивидуальное здоровье — здоровье отдельного человека. Его оценивают по персональному самочувствию, наличию или отсутствию заболеваний, физическому состоянию и т. д.

Групповое здоровье — здоровье отдельных сообществ людей: возрастных, профессиональных и т. д.

Здоровье населения — здоровье людей, живущих на определенной территории.

Наиболее трудно определить здоровье общественное. Общественное здоровье отражает здоровье индивидуумов, из которых состоит общество, но не является суммой здоровья индивидуумов. Даже ВОЗ до сих пор не предложило краткого и емкого определения общественного здоровья. «Общественное здоровье — такое состояние общества, которое обеспечивает условия для активного продуктивного образа жизни, не стесненного физическими и психическими заболеваниями, т. е. это то, без чего общество не может создавать материальные и духовные ценности, это и есть богатство общества» (Ю. П. Лисицын).

Потенциал общественного здоровья — мера количества и качества здоровья людей и его резервов, накопленных обществом.

Индекс общественного здоровья — соотношение здорового и нездорового образа жизни населения.

Эксперты ВОЗ критериями общественного здоровья считают процент валового национального продукта (ВНП), идущего на здравоохранение; доступность первичной медико-санитарной помощи; уровень детской смертности; среднюю продолжительность предстоящей жизни и т. д.

К методам изучения здоровья населения относятся: статистический, социологический (анкетирование, интервьюирование, посемейное комплексное обследование), экспертный метод и т. д.


Источник

Знание сущности болезни и условий ее возникнове­ния — важное условие профилактики заболеваний при занятиях физическими упражнениями, спортом. Но для того, чтобы правиль­но понять сущность болезни, необходимо иметь четкое представле­ние о сущности здоровья.

Общепринятой формулировки понятия «здоровье» нет. Наибо­лее распространенным является следующее определение: здоро­вье — это такое состояние организма, при котором функции всех его органов и систем уровновешены с внешней средой и отсутству­ют болезненные проявления.

Как ясно из этого определения, основной признак здоровья — высокая приспособляемость организма к воздействиям факторов внешней среды. Здоровый организм способен перенести огромные психические и физические нагрузки, приспособиться к значитель­ным изменениям факторов внешней среды, не выходя за рамки фи­зиологических колебаний. Это говорит о том, что здоровье является динамическим состоянием: для каждого человека существует мно­жество его вариантов, ибо с изменением условий внешней среды иным становится соотношение физиологических функций, от кото­рых зависит состояние здоровья.

Высокая приспособляемость здорового организма к изменению факторов внешней среды обусловлена тем, что живой организм представляет собой сложную самоуправляемую систему. Возможно­сти саморегуляции организма даже на уровне клетки чрезвычайно велики. Так, клетка способна автоматически настраиваться на наи­выгоднейший режим работы в непрерывно меняющихся условиях внешней среды. Например, в ситуациях, в которых современной электронно-вычислительной машине требуется 30 часов для расче­та необходимого режима обменных процессов в клетке (при 1000 операциях в 1 сек.), клетка реагирует почти мгновенно. Это позво­ляет говорить о кибернетике живого.

Следует учитывать, что понятие «здоровье», как и понятие «норма», условное. Это объясняется тем, что понятие физиологи­ческой нормы для многих функций является весьма широким и во многом определяется индивидуальными особенностями людей: кон­ституцией, возрастом, полом, физической тренированностью и др. Поэтому те или иные изменения могут быть для одних индивиду­умов патологическими, а для других соответствующими физиологической норме. Например, артериальное давление ниже 100 мм рт. ст. в одних случаях — симптом заболевания (гипотония), связанно­го с нарушением нейроэндокринной регуляции функции сердечно­сосудистой системы, в других (в частности, у спортсменов) — про­явление высокого уровня тренированности.

Читайте также:  Осложнения язвенной болезни 12 перстной кишки презентация

Качественное своеобразие болезни определяется в большой ме­ре локализацией патологического процесса. Так, при одних и тех же причинах атеросклеротических изменений в стенках артериальных сосудов могут развиваться разные болезни в зависимости от места расположения этих сосудов (например, при изменениях в сосудах сердца — стенокардия или инфаркт миокарда, в сосудах мозга — инсульт).

Переход от здоровья к болезни может происходить незаметно для окружающих и самого заболевающего. Это нередко наблюда­ется у спортсменов. Благодаря тому, что компенсаторные возмож­ности организма у спортсмена очень большие, он иногда может, будучи больным, не только хорошо себя чувствовать, но и показы­вать некоторое время высокие спортивные результаты.

Между здоровьем и болезнью могут быть переходные, или предпатологические, состояния.

Болезнь возникает тогда, когда организм подвергается дейст­вию чрезмерно сильных раздражителей либо когда неблагоприятно изменяется его способность приспосабливаться к обычным раздра­жителям. В этих случаях возникают не свойственные ему морфо­логические и функциональные изменения.

Общепризнанного определения понятия «болезнь» также не су­ществует. Болезнью принято считать состояние организма, при ко­тором под влиянием каких-либо повреждающих воздействий на­рушается нормальная жизнедеятельность организма, ограничива­ется способность приспосабливаться к изменениям условий внеш­ней среды, снижается трудоспособность.

При болезнях имеют место как специфические, так и неспеци­фические изменения. Специфические изменения обусловлены факто­ром, вызвавшим заболевание. Таким фактором могут быть, напри­мер, микробы определенного вида, вызывающие своеобразные, ха­рактерные для них изменения в организме.

Специфические для той или иной болезни изменения в организ­ме формируются на различных уровнях: молекулярном (наследст­венном), клеточном или тканевом (например, опухоли), на уровне нарушения взаимоотношений между корой головного мозга и под­корковыми образованиями (психические болезни) и на уровне орга­на или системы органов. К неспецифическим изменениям относят­ся, например, стандартные изменения функции передней доли ги­пофиза и коры надпочечников при воздействии разнообразных факторов внешней среды.

Специфические и неспецифические изменения при болезнях со­четаются друг с другом. Значение и удельный вес их в механизмах развития различных болезней неодинаков и меняется на протяжении всего болезненного процесса.

Специфические изменения в целом организме, характерные для тех или иных болезней, формируются из разнообразных специфи­ческих и неспецифических изменений в клетках, тканях и органах и представляют собой переход количественных изменений в каче­ственные.

Следовательно, болезнь — это не сумма приспособительных ре­акций и патологических процессов, а качественно новое состояние целого организма, которое подготавливается различными количе­ственными изменениями, происходящими в клетках, тканях, органах и системах.

Патогенные раздражители не только вызывают повреждение организма, но и стимулируют через соответствующие рецепторы защитные (приспособительные) специфические и неспецифические реакции. Нередко бывает трудно отличить патологические изме­нения от приспособительных реакций. По этому поводу И. П. Павлов писал: «…в общей медицине бывают затруднения, когда вы должны в картине болезни отличить, что в ней есть результат по­вреждения и что есть результат противодействия организма дан­ному повреждению. Эти две категории явлений очень спутывают­ся. Дело науки и талантливости врача разделить их и понять, что есть истинная болезнь и что есть физиологическая мера против бо­лезни».

Таким образом, болезнь есть процесс диалектический. С одной стороны, происходят процессы разрушения, с другой — процессы восстановления. Одни реакции, возникающие при этом, полезны, другие — вредны. Одни нужно поддерживать, другие подавлять. Задача врача заключается в том, чтобы определить, какие реак­ции нужно усилить, а какие подавить.

Болезнь, как нозологическая единица, характеризуется типовым для нее сочетанием клинических симптомов и лежащих в их основе изменений функции и структуры. При наличии каких-либо изме­нений в строении отдельных органов всегда имеется вероятность развития болезни. Однако, пока отсутствуют клинические ее проявления (т. е. не выявились основные черты, характерные для дан­ной болезни), нельзя утверждать, что она уже существует.

Любая болезнь, независимо от распространения и локализации повреждения органов и тканей, всегда есть поражение всего орга­низма. Изолированных болезней органов и тканей, или так назы­ваемых местных болезней, не существует, хотя каждая болезнь отличается определенными особенностями.

Понятие «болезнь» включает в себя патологическую реакцию, патологический процесс и патологическое состояние.

Патологическая реакция — это кратковременная не­обычная реакция организма на какой-либо раздражитель, обычно не сопровождающаяся длительным нарушением трудоспособности человека (например, кратковременное повышение или понижение артериального давления под влиянием отрицательных эмоций, боли и т. п.).

Патологический процесс — это болезненное изменение функции и структуры, включающее различные сочетания элемен­тарных патологических реакций. Он не представляет собой опреде­ленной картины болезни как нозологической единицы и нередко (бородавка, жировик на коже и др.) не вызывает понижения тру­доспособности человека. Существуют типовые патологические процессы (воспаление, лихорадка и др.), характеризующиеся опре­деленным сочетанием патологических и защитно-физиологических реакций. Эти типовые патологические процессы входят в состав раз­личных болезней.

Патологическое состояние — чаше всего медленно (иногда быстро) развивающийся патологический процесс или его последствие (различные врожденные уродства, например косолапость, культя после ампутации конечности, слепота после травмы глаза и др.).

Источник